Годфруа Ж. "Что такое психология" Том 1

Мотивационная и эмоциональная активация

Оценка в «единицах жизненных перемен»

Ваши очки

Гибли- Причины стресса

события, пережитые в течение 12 последних месяцев

А. На уровне аффективных связей

1. Смерть супруга-87

2. Брак или принятие предложения- 77

3. Смерть близкого родственника-77

4. Развод-76

5. Разделение имущества супругов- 74

6. Беременность (как фактор стресса для одного или другого из супругов)- 68

12. Смерть близкого друга или подруги-68

13. Разрыв прочной связи (или помолвки)- 60

14. Примирение супругов-58

15. Трудности в сексуальном плане-58

16. Значительные изменения в состоянии здоровья или в поведении одного из членов семьи-56

17. Помолвка-54

18. Изменение в отношениях (к лучшему или к худшему) с партнером или с партнершей-50

19. Появление нового члена семьи (рождение ребенка, усыновление, принятие пожилого человека на попечение)- 50

20. Неприятности в семье у партнера или у партнерши-42

21. Изменение в привычках совместных визитов-41

22. Поступление супруга на работу или его увольнение- 41

23. Значительные изменения во встречах с семьей (в частоте контактов с ней)- 26

Промежуточный итог

Б. На уровне учебы

1. Поступление в колледж, университет, институт и т.п.- 50

2. Смена учебного заведения-50

3. Трудности учебы (связанные с преподава­телями, с администрацией, с программой)- 44

4. Совмещение учебы с работой-43

5. Изменение профориентации или программы-41

6. Существенные изменения в степени занятости учебными делами-38

Промежуточный итог

В- На уровне профессиональной жизни

1. Потеря постоянной работы-62

2. Изменение профессии или работы-50

3. Существенное изменение в ответственности на работе (рост по службе, понижение и т.п.)- 47

286 Глава 6

4. Значительные изменения в распорядке и условиях работы-43

5. Неприятности с начальством-48

Промежуточный итог

Г. На уровне личных установок

1. Значительное изменение в восприятии и познании самого себя-57

2. Изменение отношения к употреблению наркотиков (в благоприятную или неблаго­приятную сторону)- 52

3. Серьезный конфликт или значительные изменения в области признаваемых ценностей-50

4. Значительные изменения в понимании личной независимости и ответственности-49

5. Значительные изменения в потреблении алкоголя (благоприятные или неблаго­приятные)- 46

6. Изменение личных привычек (друзей, одежды, манеры поведения и т. п.)- 45

7. Значительные изменения в религиозной практике-36

Промежуточный итог

Д. На уровне здоровья

1. Серьезная болезнь или травма-65

2. Изменение в режиме сна (в его общей длительности или во времени его начала и конца)- 34

3. Существенные изменения в еде (в количествен­ном отношении или во времени приемов пищи)- 30

Промежуточный итог

Е. На уровне повседневной жизни

1. Заем денег или отдача в залог имущества на сумму менее 15000 американских долларов- 52

2. Переезд на другую квартиру или изменение квартирных условий-42

3. Личное достижение исключительного уровня-40

4. Значительное изменение финансового

положения (в лучшую или в худшую сторону)- 33

5. Обвинение в незначительном нарушении закона (превышение скорости, проезд на красный свет и т. п.)- 22

Промежуточный итог

Мотивационная и эмоциональная активация 287

К. На уровне досуга

1. Значительные изменения участия в общест­венной жизни-43

2. Значительные изменения в характере исполь­зования досуга-37

3. Развлекательная поездка-33

Промежуточный итог

Общий итог

Предшествующие исследования показали, что в выборке 17- и 18-летних студентов и студенток результаты для половины их были ниже 767 единиц, а для другой половины - выше этого числа. Если вы хотите узнать свой собственный уровень, отметьте оценки каждого события, которое было в вашей жизни за последние 12 месяцев (если за этот период оно случалось неоднократно, не забудьте умножить оценку на число повторений). Потом сложите различные оценки и сравните резуль­тат с числом 767 (средним для упомянутой выборки).

Резюме

1. Чем выше поднимаешься по эволюционной лестнице, тем сложнее становятся мотивации и эмоции и тем больше они проникают друг в друга.

2. Теория биологических побуждений предполагает, что организм постоянно стремится к состоянию равновесия (процесс, называемый гомеостазом), т. е. к тому, чтобы удовлетворить свои потребности и таким образом свести к нулю побуждения, которые они порождают.

3. Теория оптимальной активации утверждает, что организм стре­мится сохранять постоянным воздействие раздражителей, либо ослаб­ляя его, либо усиливая, с тем чтобы поддерживать оптимальный уровень бодрствования.

4. Когнитивные теории мотивации опираются на тот факт, что все наши действия внутренне мотивированы. Мотивацию следует рассмат­ривать не как «силу», которая стремится восстановить равновесие, а как механизм выбора форм поведения, заставляющий нас действовать в соответствии с нашим физическим состоянием, с эмоциями и мыслями, а также с целями и планами, в которых реализуется наше чувство компетентности.

288 Глава 6

5. Голод вызывается как внутренними раздражителями, так и внешними. В некоторых случаях причиной голода может быть содержания сахара в крови. Поиски и потребление пищи контролирует также особый центр, расположенный в гипоталамусе.

6. Жажда появляется только тогда, когда механизм реабации -(обратного всасывания) воды в почках оказывается недостаточен, для того, чтобы справиться с ее дефицитом. Поиск питья в этом случае стимулируется соответствующим центром в гипоталамусе.

7. Боль определяется нервным сигналом, который зависит от противоположных воздействий вещества Р и эндорфинов. Это реакция приобретаемая в самый ранний период жизни.

8. Сексуальность у людей в большой степени зависит от воспитания, полученного в рамках данной культуры. Вместе с тем в ней есть особенности, присущие всему человеческому роду. Например, женщина отличается от самок многих животных тем, что может быть сексуально активна круглый год, а также тем, что способна испытывать оргазм. Гомосексуальное поведение тоже типично только для людей; но факти­чески речь здесь идет скорее об особом стиле жизни некоторых инди­видуумов, чем об «аномалии» биологического или социального про­исхождения.

9. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем больше материнское поведение зависит от научения, и, наконец, у челове­ка культура окончательно взяла верх над «инстинктом материнства».

10. Привязанность ребенка к своим социальным партнерам в боль­шой степени зависит от опыта, приобретенного им в первые годы жизни. Она будет тем сильнее, чем более тесной и благотворной была его связь с родителями.

11. Исследовательское поведение является врожденным у всех млеко­питающих. У человека оно выражается в любознательности, в желании познать как внешний мир, так и самого себя, а также смысл собственной жизни.

12. Самоуважение проявляется в желании занять достойное место среди других людей. Оно тесно связано с опытом, пережитым в детстве, от этого опыта будет зависеть, разовьется или нет у человека чувство независимости.

13. Самореализация - это, по мнению психологов гуманистической школы, врожденная тенденция, которая приводит каждого к тому, что он старается полностью использовать свои потенциальные возможности. Таким образом он может достичь удовлетворения своих важнейших потребностей, вплоть до полноценного включения в социальную жизнь и уважения со стороны других.

14. В основе эмоций лежит физиологическая активация, ответственная как за внутренние переживания, так и за эмоциональное поведение. Однако речь здесь идет о вещах, которые часто трудно бывает выявить объективно.

15. Интенсивность эмоций связана с уровнем активации органа их направленность зависит от восприятия ситуации в целом.

Мотивационная и эмоциональная активация 289

Возникновение эмоции и ее положительная или отрицательная окраска различаются прежде всего количеством информации, которой располагает в данный момент (когда происходит какое-то событие достигается удовлетворение какой-то потребности). Стресс возникает, когда животное или человек попадает в тяжелое положение. Реакция организма при стрессе получила название «общего синдрома адаптации»; она включает три этапа: реакцию тревоги , фазу сопротивления и фазу истощения.

Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?

Как мы уже отмечали в первой главе, этот вопрос – один из самых трудных. Здесь действует слишком много факторов, чтобы можно было дать однозначный ответ.

С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведенных в последнее десяти­летие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности. К тому же существуют самые различные теории, каждая из которых выдвигает свои аргументы в защиту того или иного положения, и их противоречивость никак не способствует пониманию интересующего нас феномена. Мы постараемся изложить важнейшие точки зрения.

Причинные факторы

Биологические аспекты. В настоящее время известно, что существуют центры на уровне лимбической системы (см. приложение А), возбужде­ние которых автоматически вызывает агрессивную реакцию у таких животных, как собаки или обезьяны. Чрезмерная вспыльчивость, проявляемая некоторыми людьми, может быть обусловлена повреждениями миндалевидных ядер, расположенных в височных долях головно­го мозга (Mark, Erwin, 1970).

Некоторые исследователи пытались выяснить роль лимбической системы, производя ее удаление у обезьян. Оказалось, что животные становились смирными как овечки и сохраняли невозмутимое спокойствие даже в случае нападения на них (Kluver, Bucy, 1939). Более поздние исследования, однако, показали, что к этому причастны определенные отделы лимбической системы (Smith et al., 1970). В других экспериментах было установлено, что кошка, продолжает вести себя как будто бы нормально, но внезапно приходит в ярость при малейшем противодействии ее желаниям или даже незначительной боли.

290 Глава б

Таким образом, результаты этих исследований указывают на важ­нейшую роль лимбической системы в агрессивном поведении, а также на роль коры головного мозга в контроле проявлений агрессивности. Как именно будет действовать кора, осуществляя этот контроль, зависит главным образом от жизненного опыта индивидуума, в особенности от социальных условий в период его развития; это мы увидим позже при рассмотрении теории Карли.

Социальные аспекты. Проведя обширное обследование в Чикаго Эрон (Егоп, 1982) выявил черты детей, пользующихся репутацией жесто­ких, и вместе с тем особенности их родителей и условия, в которых им приходится жить. Он отметил, что жестокие дети – это, как правило, дети, которых не любят и которые мало интересуются школьными делами. Их легко увлекают агрессивные фантазии, заимствованные, в частности, из фильмов со сценами насилия, которые они смотрят по телевидению и героям которых подражают. Что касается родителей таких детей, то это большей частью тоже люди, весьма склонные к агрессивности, применяющие к детям телесные наказания (в 96% случаев) и постоянно выражающие неудовольствие по поводу их со­циального поведения. Они любят насилие, которое выискивают в теле­фильмах, и осмеивают любое сострадание своих детей к жертвам в этих фильмах.

Кроме того, создается впечатление, что чем моложе и малограмотнее отец, тем больше у его сына шансы стать агрессивным. Что же касается агрессивности девочек, то она, по-видимому, коррелирует с заработком отца: чем меньше отец получает, тем чаще проявляется агрессивность в характере дочери.

Теория

Нативистские теории. Некоторые этологи считают, что агрессив­ность свойственна всем животным, включая человека, и это связано с необходимостью занять территорию и защищать ее. Существует, по-видимому, очень мало обществ, в которых ненависть и агрессивность отсутствовали бы полностью (Eibl-Eibesfeldt, 1974).

Однако чаще всего агрессивность животных проявляется в ритуализированной форме со стороны доминантных особей (в жизни волков, например, можно наблюдать, как в знак подчинения один волк под­ставляет горло под клыки своего более сильного сородича). По мнению Лоренца (Lorenz, 1969), у людей теперь дело обстоит иначе, так как они создали действенные виды оружия, от лука и ружья до атомной бомбы. Это оружие, убивающее на расстоянии, которое позволяет не дожидать­ся, пока произойдет такое выяснение отношений, как у волков.

Фрейд тоже предварительно сформулировал теорию, согласно ко­торой агрессивность – врожденное свойство. По его мнению, челове­ческое существо несет в себе тенденцию, которую он назвал «инстинктом смерти», толкающую человека к разрушению и саморазрушению.

Мотивационная и эмоциональная активация 291

Эти два автора полагают, что такой инстинкт разрушения можно преодолеть только путем всемерного развития общения между от­дельными людьми, социальными группами и различными культурами.

Центрапсихические теории. Некоторые авторы бихевиористской ори­ентации, напротив, полагают, что врожденной является не сама агрес­сивность, а тот факт, что она представляет собой возможный ответ на помеху или на боль.

Доллард и Миллер (Dollard, Miller, 1939) выдвинули идею, что индивидуум, которому помешали действовать, испытывает тем боль­шую досаду (фрустрацию), чем больше он стремился к достижению какой-то цели. Его реакция на помеху выражается тогда в агрессивных действиях по отношению к тому объекту или человеку, который ему препятствует. Это можно назвать «гипотезой фрустрация

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться