Годфруа Ж. "Что такое психология" Том 1

Однако еще более поразительным для того времени оказалось открытие, что гомосексуализм распространен гораздо шире, чем думали раньше. Хотя лишь немногие люди объявляли себя полностью гомосек­суальными, около 20% женщин и 40% мужчин сообщили, что по меньшей мере один раз в жизни они участвовали в гомосексуальном половом акте. Информация такого рода заставила психологов и юрис­тов увидеть всего лишь иную сексуальную ориентацию в том, что многим представлялось извращением, заслуживающим наказания по закону.

Большая часть выводов, сделанных Кинси, в общем и целом под­тверждается результатами более поздних опросов (см., в частности, Hunt, 1974). Эти последние указывают, однако, на некоторую эволюцию сексуальных нравов. Так, например, почти половина женщин в возрасте до 21 года заявляет, что они вступали в половые сношения до брака, тогда как сорок лет назад в этом сознавалась всего лишь четвертая часть женщин. Что касается таких способов, как орально-генитальные кон­такты в качестве прелюдии к половому акту, то с ними, по-видимому, знакомы теперь 75% мужчин и женщин, тогда как в сороковые годы их число составляло всего 30%.

Документ 3.5. Наследственность и научение

Некоторые исследователи пытались выяснить, существует ли зависи­мость между наследственностью и обучаемостью. Этим занимался, в частности, Трайон (Try on, 1942): на протяжении семи лет он обучал последовательные поколения крыс проходить через лабиринт с коридо­рами, в конце которого им давали пищу (рис. 3.10).

Эти исследования были начаты в 1934 году на 142 крысах - самцах и самках; результаты оценивались по общему числу ошибок1, совершен­ных за 19 попыток пройти лабиринт. В каждом поколении Трайон отбирал особей, допускавших наибольшее и наименьшее число ошибок (соответственно «блестящих» и «глупых», как он их называл). Далее он

1 В такого рода экспериментах считается ошибкой, если крыса выбрала путь, заканчивающийся тупиком, или повернула назад.

Чем занимаются психологи? 123

Рис. 3.10. Лабиринт с коридорами. На схеме показано, как крыса может про­ходить через лабиринт. Поколебавшись на развилках и обследовав тупики, животное доходит до того места, где находится пища, т. е. достигает цели (внизу справа). После ряда попыток крыса научается проходить через лабиринт без ошибок.

скрещивал между собой членов каждой группы и испытывал в лабиринте их потомков-особей следующего поколения. Среди тех он вновь отби­рал «блестящих» и «глупых» и опять проводил внутригрупповые скре­щивания. Такая селекция продолжалась в течение восьми поколений.

На рис. 3.11 представлены результаты, полученные для родительско­го поколения и для 1-го, 3-го, 5-го и 8-го поколений потомков. Совер­шенно очевидно, что различие между двумя линиями неуклонно воз­растает, а кривые для 8-го поколения уже почти не перекрываются.

Таким образом, скорость научения у крыс, по-видимому, тесно связана с какими-то наследственными факторами. Может возникнуть соблазн сделать вывод, что наиболее успешно научение протекает у самых «умных» крыс, и считать это доказательством наследования умственных способностей. Трайон и многие другие психологи пишут об этом в ряде учебников, даже совсем недавних (см. досье 9.1). А между тем все далеко не так просто.

В самом деле, слишком часто забывают о результатах, полученных Сирлом (Searle, 1949) – одним из учеников Трайона. Сирл спустя 7 лет подверг испытаниям крыс 22-го поколения, с тем чтобы определить психологические признаки «блестящих» и «глупых» особей; однако он изучал их не в прежнем лабиринте, а в иных ситуациях. Три десятка экспериментов, проведенных Сирлом, привели его к выводам, в свете вторых заключения Трайона выглядят не столь окончательными.

Прежде всего оказалось невозможным выявить какое бы то ни было превосходство одной группы над другой по сообразительности вообще.

124 Глава 3

Рис. 3.11. Влияние наследственности на способность крыс осваивать лабиринт. На графиках показано распределение крыс из разных поколений (в процентах) по общему числу ошибок, допущенных в 19 пробах. Р -родительское поколение, F1, F3 , F5, и F8- первое, третье, пятое и восьмое поколения потомков. В каждом поколении отбирали «блестящих» и «глупых» особей и проводили скрещивания внутри каждой из этих двух групп. Нельзя отрицать, что таким образом произошла селекция двух линий. Трудно, однако, установить, по какому именно свойству фактически шел отбор.

При этом «глупые» крысы проявляли даже более высокую спонтанную активность, чем «блестящие»; и если они по-прежнему медленно науча­лись проходить лабиринт без ошибок, то при поисках корма на откры­тых пространствах или на высоко расположенных предметах они, наоборот, проявляли гораздо большую решительность, чем «блестя­щие».

Создается впечатление, что во всех ситуациях, близких к естествен­ным условиям, «глупые» крысы превосходили «блестящих». В наши дни этолог добавил бы, что хорошо «адаптированная» крыса – это, несом­ненно, та, которая обладает эмоциональными характеристиками «глу­пой» крысы; вместо того чтобы устремиться, опустив голову, к несколь­ким зернышкам в искусственной среде лабиринта, такая крыса обстоя­тельно обследует все вокруг, останавливаясь даже в тупиках, чтобы принюхаться к следам мочи или другим меткам, оставленным ее

Чем занимаются психологи? 125

родственниками. К сожалению (для этих крыс), такое поведение не представляет ту концепцию разума животных, которой придерживались недавнем прошлом психологи. Но не оказываются ли в сходном чтении и многие дети, для которых в роли лабиринта выступает школа?

Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты

На путях психологических исследований расставлено множество капканов, очень часто толкающих к ошибочным выводам и к интерпре­тациям, плохо согласующимся с реальными фактами. Мы перечислим лишь наиболее известные из этих капканов, в которые особенно рискуют попасть психологи-новички или же их испытуемые.

Эффект плацебо

Этот эффект обнаружен медиками. Он основан на внушении, оказы­ваемом преднамеренно или невольно врачом или экспериментатором. Когда испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого им ле­карственного препарата или предписываемого режима, у них очень часто можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле ни препарат, ни режим никакого действия не оказывают (см. документ 12.7).

Эффект Хоторна

Эффект плацебо - лишь частный случай эффекта Хоторна. Как пока­зали опросы, проведенные промышленными психологами на предприя­тиях Хоторна в Чикаго, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от них экспериментаторы.

Эффект аудитории

Присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или выполнение им поставленной зада­чи. Согласно Зайонцу (Zajonc, 1965), во время обучения наличие зрителей скорее смущает испытуемого, но после того, как он освоит решение задачи, или в том случае, если от него требуется физическое усилие, публика, напротив, облегчает дело.

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)

Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую столь прекрасную, что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

126 Глава 3

Эффект первого впечатления

Этот эффект выражается в том, что очень часто, оценивая личность того или иного человека или черты его характера, мы придаем наиболь­шее значение своему первому впечатлению. Дело доходит до того, что все последующие сведения о данном лице, противоречащие созданному образу, очень часто отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект Барнума

«Каждую минуту на свет рождается простофиля», - утверждал Финеас Т. Барнум. Именем основателя знаменитого цирка была названа склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом. Такой эффект хорошо известен астрологам, ведущим ежедневную рубрику в газетах.

Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод

За последние 30 лет благодаря химиотерапии в лечении психических расстройств произошли глубокие изменения. В некоторых случаях, однако, правомерно задать вопрос, кому принадлежит главная роль в таком лечении: препарату, врачу или самому пациенту?

Вот что произошло в 1953 году с психиатром по имени У. Мендел (W. Mendel), работавшим в то время в больнице Сент-Элизабет в Вашингтоне - одной из самых крупных психиатрических лечебниц США. Мендел заведовал отделением, где лечились преимущественно выходцы из Пуэрто-Рико и с Виргинских островов. Большинство из них были госпитализированы из-за их враждебного или агрессивного поведения; некоторых считали столь опасными, что держали в смирительных рубашках, и Мендел посещал их в сопровождении двух телохранителей. Общение с больными еще больше затруднялось тем, что они почти не говорили по-английски, а Мендел не знал испанского.

В это время появился новый транквилизатор -резерпин, который, казалось, давал превосходные результаты. Руководители больницы Сент-Элизабет решили провести у себя испытания этого транквилизато­ра, используя двойной слепой метод.

Лица, проводившие испытания и раздававшие своим больным таб­летки, не знали, что одни из них содержали препарат, а другие -просто подслащенную массу. Иными словами, они не знали, относятся ли больные к экспериментальной группе, действительно получавшей резер­пин, или же к контрольной группе для проверки эффекта плацебо.

Эксперимент продолжался несколько месяцев, но очень скоро Мендел пришел к убеждению, что препарат превосходно действует на его пациентов.

Чем занимаются психологи? 127

За несколько дней их агрессивность резко снизилась, и общение больных с психиатром становилось все более дружелюбным, так что решено было даже снять смирительные рубашки. У Мендела не оставалось никаких сомнений, что резерпин произведет революцию в лечении больных этого типа, и он с нетерпением ожидал результатов, полученных в других отделениях. Каково же было его удивление когда по окончании эксперимента он узнал, что его пациенты и среди тех, кто все время получал подслащенные таблетки совсем без резерпина.

Чем же можно было объяснить изменения в поведении его больных? Анализируя свое собственное поведение, Мендел вынужден был при­знать, что только оно и было причиной этих изменений. С самого начала эксперимента Мендел действительно вообразил, что его подопечные получают резерпин и поэтому не могут не стать более смирными; он стал относиться к ним соответственно, стараясь увидеть в их жестах, взглядах или улыбке признаки, возвещающие об улучшении их состоя­ния (тогда как раньше он обращал внимание только на проявления агрессивности). Больные в свою очередь отвечали на это тем, что становились более спокойными просто потому, что к ним стали отно­ситься как к полноценным людям. Таким образом, их поведение измени­лось не от воздействия лекарства, а от того, как с ними стали обращаться.

Выводы

1. Единственную гарантию серьезной работы психолога дает его научная подготовка в той или другой области психологии независимо от того, занимается ли он исследовательской или практической работой.

2. Клинический психолог и психолог-консультант оказывают психоло­гическую помощь нуждающимся в ней людям. Первый имеет дело прежде всего с людьми, страдающими психическими расстройствами, которые он пытается диагностировать и лечить, применяя соответст­вующую психотерапию. Второй помогает главным образом людям, проблемы которых связаны с семейными и супружескими отношениями.

Сексолог старается выявить психологические причины сексуальных проблем и найти необходимую терапию. Психолог-консультант помо­гает отдельным людям или целым общинам справляться с возникающими у них проблемами.

3. Школьные и промышленные психологи – это психологи-консультанты, оказывающие помощь учащимся и работающим людям в выборе специальности или места работы. Что касается педагогических психологов и психологов-эргономистов, то они занимаются совершенствованием видов обучения и труда, а также обстановки в учебных заведениях и на промышленных предприятиях в соответствии с потребностями человека.

128 Глава 3

4. Психолог вмешивается во все большее число областей человечес­кой деятельности. В настоящее время возникли и развиваются изда­тельская, юридическая, военная психология, психология религии, вза­имодействий с окружающей средой и даже творчества

5. Генетическая психология - одна из областей теоретической психо­логии, пытающаяся объяснить психологическое развитие индивидуума с момента оплодотворения яйцеклетки и до смерти, а также механизмы, лежащие в основе этого развития.

6. Психология личности изучает становление у индивидуума свойст­венных ему особенностей. В отличие от этого социальная психология исследует взаимное влияние людей друг на друга.

7. Фундаментальные исследования в психологии направлены главным образом на выявление законов восприятия и научения, а также на изучение мотивации, решения задач и т. п. Психофизиолога особенно интересуют соотношения между нервной системой и поведением, тогда как психофармаколог пытается оценить воздействие на поведение новых лекарственных препаратов. Зоопсихолог изучает поведение животных, с тем чтобы лучше понять их родственные связи с человеком. Парапсихолог старается убедиться в существовании явлений, еще не получивших объяснения, и понять, как они соотносятся с «обычными» способностями человека. Что касается специалистов по искусственному интеллекту, то их усилия направлены на углубление наших представлений о процессах познания путем проведения аналогий с работой вычислительных машин.

8. В психологии используются методы двух категорий описательные и экспериментальные. Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а также опросы и тесты, этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить причинно-след­ственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилуч­шим научным методом.

9. Создание экспериментальных и контрольных групп дает возмож­ность проверить действие независимой переменной, влияние которой хотят оценить, на зависимые переменные определяемые поведением испытуемых, после того как взяты под контроль все другие факторы и выявлены промежуточные переменные (присущие испытуемым), способ­ные повлиять на результаты.

10. Результаты эксперимента могут быть искажены под влиянием ряда субъективных факторов, зависящих от экспериментатора и испыту­емых. Этого можно избежать, используя двойной слепой метод.

11. Обработка результатов и подготовка сообщения – два последних акта, необходимые для доведения исследования до конца.

Чем занимаются психологи 129

Литература

Общие работы

Cohen D 1976 Psychologists on Psychology, New York, Taphnger

Fourastie J 1966 Les conditions de 1'espnt scientifique, Pans, Gallimard

Fraisse P Piaget J 1963 Traite de psychologie expenmentale, 1 Historic et Metho-

des. Pans, P U F Henneman P H 1975 La psychologie et son champ d'action, Momreal, Les Editions

HRM Ltee

Reuchhn M Huteau M 1973 Guide de 1'etudiant en psychologie. Pans, P U F Richeile M 1968 Pourquol des psychologues 9 Bruxelles, Dessart

Цитированная литература

Hunt M 1974 Sexual behavior in the 1970's, Chicago, Playboy Press Kinse\ А С Pomeroy W В Martin С Е 1948 Sexual behavior in the human male,

Philadelphia, Saunders Rosenthal R Jacobwn L (1966) "Teachers expectancies Determinants of pupils

I Q gain". Psychological reports, n° 19, p 115 118 Searle L V (1949) "The organisation of hereditary maze-brightness and maze-dullness",

Genet Psychol Monogr, n° 39, p 279 325 Try on R С 1942 "Individual differences", in F A Moss, Comparative Psychology,

Englewood Cliffs, N J Prentice Hall Zajonc R В (1985) "Social facilitation". Science, n° 149, p 269 274

Материал для самопроверки

Заполнить пробелы

1 Только………подготовка поможет психологу объективно оценить возможные последствия того или иного вмешательства.

2 ……..психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет….., наиболее подходящую данному больному.

3 Психолог-консультант оказывает помощь преимущественно лицам, желаю­щим разрешить какую-то проблему, связанную чаще всего со…между… или...

4 Роль …состоит в том, чтобы помогать людям в осознании и разрешении тех или иных проблем.

5 Задача …психолога, так же как и….психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям.

6 Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных мето­дов...

7 Одна из главных функций психолога-…..состоит в консультировании конст­рукторов машин и промышленного оборудования.

8 Генетический психолог пытается понять, как происходит … человека

9 Роль психофармаколога заключается в испытании новых …на животных

130 Глава 3

10. Парапсихолог занимается проверкой ..... психических явлений, еще не получивших объяснения.

11. ..... используют психологические методы для того, чтобы дополнить те

объяснения поведения животных, которые дают ..... .

12. При наблюдениях в естественных условиях самое трудное -это дать ..... наблюдаемого поведения с учетом конкретных обстоятельств.

13. При ..... наблюдениях используется опросник или карта наблюдений.

14. Результаты опроса тем ...... чем лучше ..... отражает реальную популяцию.

15. При ..... анализе возникает проблема интерпретации зависимости, сущест­вующей между двумя ..... .

16. Экспериментальный метод состоит во ..... в ход событий, с тем чтобы установить, как изменение одного фактора влияет на изменение другого.

17. ..... переменной называют переменную, которую изменяет экспериментатор.

18. Группу испытуемых, которых подвергают воздействию независимой перемен­ной, называют ..... группой.

19. Контролируемыми переменными называют все переменные, находящиеся под строгим ...... чтобы они не были различными для разных испытуемых.

20. Эффектом Розенталя называют ..... результатов, вызываемое тем, что ..... экспериментатора может передаваться ..... .

21. Эффект ..... - это искажение результатов, вызываемое тем, что испытуемые, знающие о гипотезе экспериментатора, будут склонны вести себя в соответст­вии с его ..... .

22. Оценка с использованием ..... дает возможность свести к минимуму ..... результатов.

23. При графическом представлении результатов изменения ..... переменной всегда откладывают по оси абсцисс.

24. В науке не бывает ..... фактов; бывают лишь плохие ...... не контролируе­мые надлежащим образом.

Верно или неверно?

1. Только солидная подготовка психолога может гарантировать серьезный под­ход в терапии.

2. Психологи, не занимающиеся научными исследованиями или преподаванием, чаще всего выступают в роли консультантов разного профиля.

3. Клинический психолог занимается тем же, что и психиатр.

4. Психолог-консультант лишь в редких случаях занимается лечением тех, кого он консультирует.

5. Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую под­держку некоторым учащимся.

6. Генетическая психология изучает действие генов.

7. Существует лишь одна теория личности, принимаемая большинством психо­логов.

8. Психофизиолог изучает связи, существующие между нервными структурами и поведением.

9. Зоопсихология отличается от этологии главным образом методами, которые она применяет.

10. Метод наблюдения в естественных условиях -один из самых нудных.

11. Использование тестов - испытанный метод, который в наши дни больше не подвергается сомнениям.

12. Корреляционный анализ позволяет установить причинно-следственную связь между двумя переменными.

13. Изменения зависимой переменной определяются экспериментатором.

14. Контрольная группа -это та группа, в которую вводят независимую перемен­ную.

15. Экспериментировать - значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.

Выбрать правильный ответ

1. Звание психолога

а) защищено в большей части стран;

б) не может быть присвоено любым человеком;

в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки;

г) может быть присвоено только клиническому психологу.

2. Клинический психолог

а) играет ту же роль, что и психиатр;

б) всегда работает в частном кабинете;

в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии.

г) Все ответы неверны.

3. Психолог-консультант

а) работает с обращающимися к нему людьми;

б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;

в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касаю­щиеся людей.

г) Верны все ответы.

4. Педагогический психолог

а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;

б) проводит собеседования и тесты;

в) стремится вводить эффективные методы обучения.

г) Верны все ответы.

5. Генетическая психология

а) изучает психическое развитие личности;

б) уделяет главное внимание изучению детей;

в) связана с биологией;

г) мало занимается пренатальным развитием.

6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается глав­ным образом

а) зоопсихология;

б) парапсихология;

в) психофармакология;

г) психофизиология.

7. Метод опросов

а) использует специально разработанные анкеты;

б) должен применяться на репрезентативных выборках;

в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.

г) Верны все ответы.

8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью

а) установить причинную зависимость между двумя переменными;

б) выявить роль третьей переменной;

в) разъяснить используемые термины.

г) Неверны все ответы.

9. Гипотеза всегда формируется в форме

а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;

б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;

в) теории, основанной на предвзятых идеях.

г) Все ответы неверны.

10. Независимая переменная всегда вводится

а) в экспериментальную группу;

б) в контрольную группу;

в) в обе группы.

г) Все ответы неверны.

11. В гипотезе, согласно которой «все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде», независимую переменную составляет:

а) лабиринт;

б) характер среды;

в) быстрота научения.

г) Все ответы неверны.

12. При проверке гипотезы, согласно которой «число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введен­ного им наркотика X», следует контролировать

а) дозу наркотика X;

б) число оборотов;

в) пол животных.

г) Верны все ответы.

13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой

а) независимую переменную;

б) зависимую переменную;

в) контролируемую переменную;

г) промежуточную переменную.

14. Двойной слепой метод позволяет избежать

а) эффекта Розенталя;

б) эффекта Хоторна;

г) субъективных интерпретаций.

г) Верны все ответы.

15. Публикация сообщения о результатах эксперимента

а) необходима только в случае получения убедительных результатов;

б) не должна содержать описания использованного метода;

в) не должна вызывать новых вопросов.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1-солидная; 2 -Клинический, терапию; 3-взаимоотношениями, супругами, чле­нами семьи; 4-общинного психолога; 5-школьного, промышленного; 6-обуче­ния; 7 - эргономиста; 8-психическое развитие; 9-лекарственных препаратов;

10-существования; 11-Зоопсихологи, этологи; 12-интерпретацию; 13-система-тических; 14-достовернее, выборка; 15 - корреляционном, переменными; 16-вме-шательстве; 17-Независимой; 18-экспериментальной; 19 - контролем; 20-иска­

жение ожидания, испытуемым; 21 -Хоторна, ожиданиями; 22-двойного слепого метода, искажение; 23-независимой; 24-плохих, эксперименты.

Верно или неверно

1 В;2-Н; 3 Н;4 В: 5 В; 6-Н;7-Н; 8-В;9-В; 10-В; 11-Н; 12-Н; 13-Н;

14-Н; 15-'В.

Выбрать правильный ответ

1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г; 9-г; 10-а; 11-б; 12-в; 13-г; 14-г;

15 г.

2. Сознание и активация

Существование человека не отличается принципиальным образом от существования других живых организмов. Оно состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание с момента рождения до самой смерти. Человеческое существо ежеминутно сталки­вается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей.

В связи с этим инициация тех или иных действий представляет собой лишь последний этап трехстадийной последовательности. Ее первый этап состоит в активации мозга, которая происходит в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй этап заключается в обработке мозгом инфор­мации, поступающей от организма и из внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом как текущих обстоятельств, так и прошлого опыта. Когда речь идет о рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении, эта обработка информации осуществляется более или менее автоматически, стереотип­ным образом (см. гл. 1). При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решения в этой обработке участвуют и такие высшие функции, как память и мышление. Об этом будет идти речь в третьей части книги.

Главы 4-6 будут посвящены изучению активации и тому, как организм «создает» окружающую среду в зависимости от своих потреб­ностей и ожиданий.

Введение к части 2 135

Прежде всего важно отличать понимание активации психофизиолога­ми от ее понимания в психологии.

Физиологическая активация связана с функцией центров, находящих­ся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; и именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие из внешнего мира и от самого организма, прежде чем они будут при участии ретикулярной формации направлены в кору большого мозга, если окажутся достаточно важными. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психического равновесия.

Психологическая активация представляет собой продолжение фи­зиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигна­лов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.

Блестящий камень, найденный на дороге, для геолога означает совсем иное, чем для просто гуляющего человека. Вид луга или леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, кото­рому предстоит проложить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущим в этом краю. Девятая симфония Бетховена вызывает совершенно различные чувства у обеспокоенного человека, у человека, находящегося под воздействием наркотика, или у дремлющего; и уже независимо от состояния сознания ценитель класси­ческой музыки будет реагировать не так, как любитель рока. Человек, который испытывает сильный голод, будет обращать внимание только на то, чем можно было бы заполнить пустоту в желудке. Сытый же человек, возможно, займется поиском хорошей книги, постарается попасть на футбольный матч или же послушает передачу концерта по радио.

Таким образом, уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов.

Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг. От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов.

Наше восприятие окружающего - результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир; эти антен­ны -наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознатель­ном уровне.

ний и способ их реализации. Родители, возможно, обнаружат, что нежелание ребенка отправляться спать связано с его ощущением, что таким образом они просто хотят избавиться от него. Что же касается ребенка, то он, может быть, лучше поймет потребность родителей остаться в это время дня наедине друг с другом, особенно если у него самого было достаточно времени, чтобы довести до конца все свои дела.

Психолог-бихевиорист скорее всего попытается найти наиболее эф­фективные компенсации, систематическое использование которых будет способствовать желаемому поведению. Родители и ребенок составят при этом список наиболее сильных желаний ребенка. Это может быть продление субботнего вечера на четверть часа или определенная прибав­ка к карманным деньгам за каждый вечер, когда ребенок отправится спать без капризов.

Как мы видим, все зависит от представлений данного психолога о человеке и о типе отношений, которые следует с ним устанавливать.

Документ 3.3. Эксперименты на животных

Использование в лабораториях голубей, крыс, собак, обезьян и т. п. очень часто вызывает возмущение обществ защиты животных и вообще друзей животных. Безусловно, напрасные мучения живых существ не­допустимы и заслуживают осуждения. Однако целый ряд явлений не удалось бы исследовать без опытов на таких живых объектах. В самом деле, по чисто этическим причинам, не говоря уже об элементарном здравом смысле, нельзя представить себе возможность испытывать новые лекарственные препараты на людях, повреждать у них различные участки головного мозга, помещать младенца в условия полной изоля­ции или отделять детей от их матерей на более или менее длительные сроки. А между тем эти разнообразные вмешательства чрезвычайно важны для анализа поведения и для профилактики и лечения некоторых серьезных аномалий личности. Поэтому если мы хотим добиться успе­хов в познании механизмов, лежащих в основе поведения, нам необходи-

Чем занимаются психологи? 121

мо изучать результаты различных воздействий на лабораторных живот­ных.

Разумеется, полученные таким образом сведения нельзя автоматичес­ки переносить на человека. Они скорее дают возможность судить лишь о возможных последствиях таких воздействий. Правильность выдвигае­мых исследователем гипотез будет оцениваться в зависимости от того, в какой мере клинические наблюдения над детьми или взрослыми, пережившими те или иные душевные травмы, будут соответствовать результатам лабораторных исследований.

Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения

В начале XX века, особенно после распространения теорий Фрейда, многие люди стали задумываться над своим половым поведением, спрашивая себя, что «нормально», а что нет. Психологи выдвинули по этому поводу ряд концепций, однако никто в сущности не знал, что происходит в спальнях большинства людей.

Примерно в 1940 году американский исследователь Кинси (Kinsey) решил, что для более глубокого изучения проблемы достаточно попро­сить возможно большее число людей подробно описать свою половую жизнь. Члены его группы опросили таким образом 5940 женщин и 5300 мужчин. В эту выборку, хотя ее, строго говоря, нельзя считать репрезен­тативной для населения США в целом, входили люди, сильно различав­шиеся по возрасту, образованию, профессии, религии, семейному поло­жению и географическому происхождению1. Начав опрос, сотрудники Кинси были удивлены, с какой легкостью люди рассказывают о своей половой жизни (разумеется, им была гарантирована анонимность).

Когда в 1948 году Кинси опубликовал свою первую работу о половом поведении мужчин, она вызвала скандал. Содержавшиеся в ней откровения перевернули существовавшие прежде представления о «нор­ме».

Прежде всего оказалось, что в США сексуальная активность моло­дых мужчин (белых, женатых, принадлежащих к среднему классу) сводится в среднем к трем оргазмам в неделю (достигаемым в результа­те гетеросексуальных или гомосексуальных половых сношений, мастур­бации, сновидений эротического содержания или скотоложства). Созда­валось также впечатление, что у представителей разных социальных слоев половая жизнь носит различный характер. Молодые холостяки сравнительно низкого социально-экономического уровня предпочитают гетеросексуальные сношения, а более высокого уровня - мастурбацию.

1Необходимо отметить, что сельские жители, группы с низким уровнем образования, а также представители других рас, кроме белой, в выборке Кинси представлены слабо.

122

Рис. 3.9. Американский зоолог Альфред Кинси (Kinsey, 1894-1956), первым занявшийся широко­масштабным статистическим изучением полового поведения своих сограждан. Им основан Институт сексуальных исследований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться