Годфруа Ж. "Что такое психология" Том 1

Согласно взглядам этой школы, лишь все больше углубляя наши знания о низших организмах, мы сможем лучше понять основы поведе­ния и его эволюции в царстве животных. Например, работы Лоренца по механизму импринтинга или изучение развития пения у зяблика помогут нам многое узнать о происхождении социального поведения или об обмене информацией у высших организмов.

Более того, эволюционная теория учит нас, что человек – в конечном счете лишь один из видов отряда приматов, который просто дальше продвинулся в своей эволюции, чем другие. За последние два десяти­летия возросло число исследований в одном из разделов этологии: речь идет об этологии человека, цель которой – осветить биологические осно­вы человеческой природы (см. рис. 2.13). Один из путей достижения этой цели состоит в систематическом сборе данных о способах выражения эмоций, о чувствах и различных социальных взаимодействиях у предста­вителей различных культур. Касается ли это таких элементарных форм поведения, как улыбка или нахмуривание бровей, поцелуй или угро-

72 Глава 2

жающий кулак, роли социальных структур в отношениях между родите­лями и детьми или иерархической организации в группе индивидуумов этология человека утверждает, что во всех случаях существуют некие «универсальные» проявления, свойственные всем представителям вида Homo sapiens. Следовательно, человек, подобно всем животным, запро­граммирован, и навыки, которые он приобретает в течение жизни, могут реализоваться лишь в пределах заложенной в нем программы.

Социобиология. Это новое направление, ставшее популярным в США после публикации в 1975 году книги Уилсона (Е. Wilson). В своих представлениях о природе человека оно идет гораздо дальше, чем этология. Социобиологию определяют как «науку, систематически изу­чающую биологические основы всех форм социального поведения». Она пытается синтезировать данные, собранные экологией, этологией и эво­люционной теорией, обогащенной достижениями генетики. Социобио­логия утверждает, что живые существа постоянно конкурируют между собой, стремясь обеспечить себе наилучшие шансы на успешную переда­чу потомству своих генов, т. е. носителей наследственных признаков. Иными словами, все формы социального поведения, свойственные различным видам и в особенности человеку, существуют лишь постоль­ку, поскольку они обеспечивают передачу последующим поколениям возможно большего числа генов, исходя из чисто «эгоистических» принципов. Таким образом, идет ли речь о стремлении к власти или об альтруистическом поведении, о ксенофобии или о гомосексуализме, об отношении к религии или о морали – все эти аспекты человеческой деятельности проявляются только для того, чтобы дать индивидууму возможность передать дальше свой генетический материал. В таком случае организм – это просто некая машина, обеспечивающая сохран­ность генов, а разные формы его поведения – всего лишь стратегии для наиболее активного распространения этих генов.

Имея многочисленных сторонников, социобиологический подход встречает в то же время серьезные возражения. Некоторые критики подчеркивают ряд аспектов этой теории, которые они считают упрощен­ческими и даже абсурдными; сторонники социобиологии парируют такие замечания, указывая, что подобные упреки уже делались Дарвину, а между тем!... Самым сильным нападкам подвергается оправдание социальной несправедливости, которую такая теория как бы «вписыва­ет» в естественный порядок вещей. Другие критики упрекают социобиологию за усматриваемые в ней концепции сексизма и элитаризма (см. документ 2.9).

Окажется ли это направление в конечном счете лишь данью моде, или же оно получит признание под давлением фактического материала, собранного его создателями? Во всяком случае, несомненная его заслуга в том, что оно вызвало полемику о биологических основах социальной природы человека.

Что такое психология? 73

Когнитивный подход

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cogno-знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают что индивидуумы - не просто машины, слепо и механически реагирующие на внутренние факторы или на события во внешнем мире. С когнитивной точки зрения разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход состоит в основном в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

Хотя когнитивная психология как отдельное направление возникла лишь в 60-е годы, а точнее с появлением труда Нейссера «Cognitive Psychology» (Neisser, 1967), ей предшествовал ряд течений, придержи­вавшихся такого же взгляда на функционирование человека.

Прежде всего следует сказать о немецкой школе гештальт-психологии, которую французы называли «психологией формы» и корни кото­рой восходят к фон Эренфельсу (von Ehrenfels, 1890). Это течение популяризировал в США Кёлер (Kohler) в порядке протеста против захвата основных позиций Уотсоном и его последователями.

Пиаже (Piaget) со своей стороны начиная с 1923 года показывал, что развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поис­ков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (Tolman, 1948) уже подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими двумя членами важную, по его мнению, переменную-психические процессы данного индивидуума1, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Как мы видели, Бандура тоже отводит определенную роль в оценке послед­ствий нашего поведения процессам познания. Мы вернемся к этим аспектам теорий научения в главе 7, а пока дадим лишь краткую характеристику направлений, непосредственно вливающихся в русло когнитивной психологии.

Гештальтпсихология. Немецкое слово «гештальт» означает форму, организацию или конфигурацию. Гештальтизм, или психология формы, -течение, возникшее в Германии в начале нашего века. По мнению теоретиков этого учения, предметы, из которых состоит окру­жающая нас реальная среда, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием, как полагали структуралисты, либо механизмами обуслов­ливания, как утверждают бихевиористы.

Для Кёлера (Kohler, 1921) и гештальтистов окружающий нас мир состоит из организованных форм и само наше восприятие этого мира также организованно.

1Видоизмененная схема Толмена имеет вид S-I-R, где I- индивидуум.

Рис. 2.14. Немецкий психолог Вольфганг Кёлер (1887-1967). Он был учеником Вертгеймера - осно­вателя гештальт -теории - и старался распростра­нить эту теорию в США в противовес бихевиоризму. Ему принадлежит также книга «Интеллект высших обезьян» (см. гл. 1).

Ряд следующих один за другим музыкальных тонов, воспроизводи­мых в определенном порядке и в заданном ритме, слагается в мелодию, которая есть нечто большее, чем простая последовательность звуков; если изменить порядок нот или изменить хотя бы одну из них, изменится вся мелодия. Значит, мы воспринимаем некое организованное целое, а не просто сумму его частей (рис. 2.15).

Возможно, что механизмы такой организации восприятии сущест­вуют еще до рождения. Некоторые наблюдения, по-видимому, под­тверждают эту гипотезу. Если, например, предъявить только что вылупившимся цыплятам мелкие предметы разной формы, то они будут клевать гораздо чаще округлые предметы, чем какие-либо иные. Это узнавание формы существенно для выживания, так как цыплятам не нужно «научаться» отличать зернышко от других предметов, более опасных или менее удобоваримых; эта «форма» как бы навязывается им с первых попыток выбора пищи. По-видимому, так же обстоит дело с младенцем: с самых первых недель жизни он проявляет больше интереса к форме различных элементов человеческого лица, чем к дру­гим особенностям этих элементов.

Хотя гештальтизм как таковой уступил место другим направлениям психологии, его вкладом в эту науку никак не следует пренебрегать. Действительно, многие концепции, выдвинутые гештальтпсихологами, вошли в различные разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп (сама группа-это тоже некое целое, отличное от простой суммы входящих в нее индивидуумов) (см. документ 2.10).

Конструктивизм. Пиаже-швейцарский психолог, известный своим конструктивистским подходом к умственному развитию индивидуума.

Рис. 2.b. Кто возьмется утверждать, что он видит на этом рисунке не крест, а семь точек? На первый взгляд это, конечно, крест; таким образом, целое, образуемое точками, совсем не то, что их простая сумма.

75

Рис. 2.16. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Поставив перед собой задачу выяснить, каким образом индивидуум познает реальный мир, он пришел к изучению мышления и его развития у ребенка.

В результате своих исследований по формированию мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой резуль­тат постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней или стадий (Piaget, 1936).

Ребенок, пытаясь понять окружающую действительность, постоянно сталкивается с новыми проблемами, нарушающими уже сложившиеся у него представления о мире. Согласно Пиаже и конструктивистам, фактором, побуждающим ребенка искать новые ответы на эти пробле­мы, является внутренний процесс «уравновешивания». Именно таким путем ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания, которое дает ему возможность подступаться ко все более и более сложным областям (см. документ 2.11).

Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предмета­ми и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Здесь нет ничего врожденного. По мнению Пиаже, наследственно и потому при­суще всем людям только функционирование интеллекта. Этим объяс­няется то, что все дети проходят различные стадии в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов.

Взгляды Пиаже значительно отличаются, таким образом, от взгля­дов бихевиористов, которые утверждают, что ребенок даже в очень раннем возрасте при надлежащем воспитании и обучении мог бы освоить, например, алгебру.

Когнитивная психология. На фоне слабостей бихевиористской модели, неспособной удовлетворительно объяснить такие явления, как язык, память, рассудочное мышление или мысленные образы, в США рас­пространялось, главным образом в 70-е годы, направление, названное когнитивной психологией. Его сторонники утверждают, подобно Толмену, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозгу.

76

Кроме того, данные теории информации и ее приложения к вычисли­тельным машинам, а также исследования в области развития речи позволяют по-новому понимать механизмы усложнения психических процессов.

Число исследований в этой области, во всех ее направлениях посто­янно растет, так что лидера или главного теоретика как такового в ней нет. Среди наиболее перспективных тем следует назвать изучение мыс­ленных образов, в частности работы Косслина (Kosslyn, 1975), и особенно процветающее направление - анализ организации памяти (Tulving, 1972). Отметим также вопрос о мотивации, которую прежде считали «движу­щей силой» наших действий; сейчас представители когнитивной психо­логии рассматривают ее скорее как «селективный механизм», выбираю­щий из возможных форм поведения ту, которая лучше всего соответст­вует состоянию психики или планам данного индивидуума (Bolles, 1974; Deci, 1975; Nuttin, 1980).

При знакомстве с направлениями исследований в когнитивной психо­логии создается впечатление, что она вновь поднимает темы, увлекав­шие структуралистов и функционалистов в начале века. Однако между этими двумя эпохами есть принципиальное различие; оно порождено тем благотворным влиянием, которое оказал на психологию бихевио­ризм, заставивший соблюдать абсолютную строгость экспериментов, обеспечивать контроль, а главное -подбирать такие определения и такие переменные, которые были бы операциональными, а не основывались на чистой интроспекции.

Психоаналитический подход

З.Фрейд.

которые изменили представление больными он пришел к выводам, XX века В частности представления о психике существовавшие в начале

тельной степени няе? что наше поведение в значи -назвал влечениями ^я Т ельных сил, которые он

(Freud, 19ЙГ влияние на выбор0*600и™ на творчество

ни вТидТрТзТи^ых^сг^ человека подавляются в наибольшей степе-именнс"он^ побуждаю^^^^^^^ ограничений. А между тем, по Фрейду,

гии (либидо) происхо^г^^^ Деиствовать-именно благодаря их энер-

зрелости (см ^умТнт 2 ^тепмнное развитие личности и достижение аномалии o^cSc^ неуяовп гие черты ^^УУ^ и "<^bie

•ными подавлениГэтиЛ^е^Тв0'^^^^^^^^^^^^^ и -Ф—————' -зван-

Что такое психология? 77

Рис. 2.17. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 -1939) основатель психоанализа. Изучение психических расстройств привело Фрейда к созда­нию теории подсознательного, основанной на ди­намике влечений.

Фрейдизм часто критиковали, иногда очень резко, указывая, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Тем не менее нельзя отрицать, что выдвинутые Фрейдом концепции ниспро­вергли целый ряд представлений, особенно касающихся детства и сек­суальности. Кроме того, Фрейд ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к изучению многих феноменов.

Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума. Это относится, в частности, к Эриксону (Erikson), теорию которого мы рассмотрим в главе, посвященной развитию личности.

Гуманистический подход

Это направление зародилось в Калифорнии в 50-е годы. Его называ­ют гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему воз­можность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким обра­зом, стержень гуманистической идеи - оптимистический взгляд на при­роду человека.

По Роджерсу (Rogers, 1961), в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необхо­димыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклоне­нии и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, из-за которого страдают многие люди.

78

Рис. 2.18. Американский психолог Карл Роджерс (1902-1987) - один из самых известных представи­телей гуманистической школы. Его терапевтический метод основан на том, чтобы дать больному воз­можность осознать свои истинные чувства и само­стоятельно идти к реализации своих способностей.

Другой психолог - Маслоу (Maslow, 1962; рис. 2.19)-выдвинул гипо­тезу, согласно которой по причинам, сходным с указанными Роджерсом, возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удов­летворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуваже­ние или самореализация.

Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятель­но находить путь к расцвету своей личности (см. документ 2.13).

1Главная претензия, предъявляемая гуманистам, состоит в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле; например, человек может считать, что он превзошел себя, выдвигая и отстаивая идеи, направленные на благоденствие человечества, не сознавая, что в повседневной жизни он ведет себя как законченный эгоист.

Социлыю-психологический подход

Человек - существо общественное, которому, для того чтобы выжить, необходим целый ряд социальных связей. Постоянное взаимодействие со своими партнерами формирует его личность во всех аспектах, какие только можно себе представить.

Социальная психология выделилась как самостоятельный раздел науки к середине нашего века. Она стремится понять и объяснить, почему данная форма поведения вызывается тем, а не другим аспектом социальной среды (Zajonc, 1965). Она изучает в числе прочего тот факт, что большая часть наших социальных восприятии больше зависит от истолкования данной ситуации, чем от самой этой ситуации (Kelley, 1967); социальная психология пытается показать, каким образом наши чувства и наши мысли формируются в результате влияний, оказываемых людьми друг на друга (Asch, 1951; Festinger, 1957; Schachter, 1959; Moscovici, 1979).

Рис. 2.19. Американский психолог Абрам Маслоу (1908-1970) – создатель иерархической теории по­требностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации.

Таким образом, описанное направление нельзя назвать собственно школой, а перечисленные имена далеко не отражают всего многообразия социально-психологических исследований. Эти исследования позволяют получать сведения, необходимые для расшифровки природы человека, поскольку они уточняют, как формируются отношения, устанавливают­ся связи, происходят социальные изменения, создается лидерство неко­торых индивидуумов или развиваются конформизм и подчинение авто­ритету (см. документ 2.14).

Заключение

Все описанные здесь школы и направления, очень часто придержи­вающиеся несовместимых концепций, легко могут привести в замеша­тельство тех, кто впервые приступает к изучению психологии и стре­мится найти истину (см. гл. 10 и 12).

Чему верить? К какому примкнуть лагерю?

Для того чтобы это стало яснее, можно «рассортировать» различные школы в соответствии с их представлениями о том, как формируется поведение индивидуума.

Можно, например, для каждого из существующих направлений попытаться ответить на следующие вопросы: рассматривается ли пове­дение как врожденное или приобретенное? какими факторами оно детерминируется - внутренними или внешними? ориентировано ли оно в определенных направлениях или формируется в зависимости от обсто­ятельств?

Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в том числе этология и особенно социобиология, а также гештальтизм придают важное значение врожденным факторам в ста­новлении различных форм поведения.

Гуманисты полагают, что человек рождается с тенденцией реализо­вать свои возможности в максимальной степени.

Психоаналитики, напротив, утверждают, что, даже если мы и насле­дуем некоторые инстинкты, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве.

80 Глава 2

Таких же взглядов придерживаются конструктивисты, принадлежа­щие к школе Пиаже. По их мнению, человек наследует только способ функционирования интеллекта, так как последний может развиваться лишь путем ряда приобретений, представляющих собой результат взаимодействий индивидуума с различными предметами, главным обра­зом в первые 12 лет жизни.

Что касается социальных психологов и особенно бихевиористов, то становление личности, по их мнению, в большой мере зависит от наших взаимодействий с окружающей средой, как физической, так и социаль­ной.

Является ли развитие индивидуума направленным? Многие школы психологов выдвигали идею о поэтапном развитии, при котором все индивидуумы проходят определенные стадии в одинаковой последова­тельности. Такого мнения придерживаются, например, психоаналитики со своей концепцией развития личности и конструктивисты - с концеп­цией развития интеллекта.

Этологи и социобиологи считают, что поведение определяется прог­раммой, имеющейся от рождения, в которой точно зафиксированы направления развития различных форм поведения. Гуманисты тоже считают, что направление развития организма предопределено и что он стремится к единственной цели – к достижению полного расцвета. Неко­торые теоретики говорят даже о преднамеренности в характере раз­вертывания различных стадий жизни.

Одни лишь бихевиористы сводят развитие к реакциям на последова­тельные ситуации и выработке условных рефлексов при разнообразных обстоятельствах, с которыми сталкивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это происходит.

Детерминированы ли мы или обладаем возможностью свободного выбора?

Кто мы - существа-объекты или существа-субъекты? Для бихевиористов и социобиологов нет никакого сомнения, что мы в основном детерминированы; первые утверждают, что нас детермини­рует среда, в которой мы живем, а вторые, напротив, считают, что детерминация вписана в наши гены и в механизмы, которые мы наследуем.

По мнению психоаналитиков, человека детерминируют условия, в которых протекало его детство, и подавленные желания, обусловлен­ные этим опытом.

Согласно конструктивистам, становление интеллекта завершается с наступлением зрелости. Следовательно, умственное развитие опреде­ляется тем, как могли формироваться соответствующие структуры в детстве.

Только гуманисты склонны верить в существование свободной воли, позволяющей каждому человеку направлять свою жизнь в зависимости от того, что он сможет осознать.

Что такое психология? 81

Теории и социально-экономический контекст. Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации нет сомнений в том, что каждый из этих подходов имеет свою историю, вписывается в опре­деленный социально-экономический контекст и связан с определенным философским представлением о человеке.

Наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она ни старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам.

Возникновение бихевиоризма в США совпало по времени с быстрым развитием промышленности, которым было отмечено рождение капи­тализма. Эта система могла лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно которому его поведение может принимать те или иные формы в соответствии с возникающей в данный момент ситуацией; практические приложения этой теории, такие как введение конвейеров или развитие рекламы, не заставили себя долго ждать. Аналогичным образом исследования Павлова вполне соответствовали коммунисти­ческим идеям в СССР; образ человека, формирующегося в соответствии со своей средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого предстояло создать.

Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, где всякое проявление сексуальности сурово подавлялось; вероятно, именно на этой почве (по крайней мере отчасти) возникли те его интерпретации, которые в настоящее время вызывают особенно сильные возражения.

Взлет гуманистического направления в психологии произошел в Ка­лифорнии в 60-е годы. Неудивительно, что этот оптимистический взгляд на человека был встречен с распростертыми объятиями в атмосфере «мира и любви», царившей в ту эпоху. Точно так же социобиологическая теория, появившаяся во время кризиса, который начался в конце 70-х годов, содержала все необходимое, чтобы увлечь моралистов, заботя­щихся об общественном порядке и готовых принять мысль, что такой порядок уже предусмотрен в естественном ходе вещей.

Эклектический подход. Было бы, однако, чрезмерным упрощенчест­вом во всех случаях судить о значении или роли той или иной теории по ее благосклонному приему данной социальной системой. Наибольшие успехи были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами.

Среди противоречивых направлений много таких, которые потерпели поражение в первой половине XX века. Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов - различия сглаживаются по мере углубления наших знаний.

Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Такой эклектический подход приводит

Глава 2

Рис. 2.21. Немецкий философ Христиан Вольф (1679— 1754). Он впервые ввел в философский язык термин «психология» в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732 - 1734 годах.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, -стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Документ 2.3. Душа и тело: 1+1=2 или 1 + 1 = I?

Представление о человеке, состоящем из нематериальной души, управляющей материальным организмом, -это дуалистическая концеп­ция, восходящая, как мы видели, к доисторическим временам.

В научной психологии, однако, утвердилось представление о том, что наши восприятия, наши чувства или мысли -это всего лишь результат жизнедеятельности нервных клеток, объединенных в один орган -голов­ной мозг, который представляет собой лишь одну из составных частей организма. Это монистическая концепция, разделяемая большинством современный ученых; по их мнению, нет никакой необходимости искать объяснение психических функций мозга не в материальных процессах, происходящих в организме, а где-то еще.

Как мы увидим в документе 5.2, современные физические теории побудили некоторых ученых расширить этот монистический взгляд, распространив его на всю Вселенную. Поскольку Вселенная построена из волн и частиц, находящихся в непрерывном взаимодействии, в приро­де существует некий всеобщий интеллект, который возрастает по мере усложнения материи -от камня до самых высокоорганизованных су­ществ. Что касается человека, то он всего лишь одно звено в этой огромной совокупности.

Подобный взгляд нельзя считать несовместимым с религиозными концепциями, которых придерживаются многие из тех же ученых. Он никак не затрагивает наши личные верования. Как подчеркивает Хебб

Что такое психология? 85

(1974), «не может быть никакого конфликта между религией и научным методом. Научная теория пытается подойти к истине путем последовательных приближений и поэтому не может быть догма­тичной.

Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод

Научный подход стремится освещать факты как можно более объек­тивно с целью их исследования и сопоставления, а не для подтверждения заранее принятой теории.

Научный метод слагается в основном из четырех этапов, которые все ученые, будь то физики, психологи или астрономы, проходят в одинако­вой последовательности.

Первый этап состоит в формулировке и постановке проблемы, нахо­дящейся в центре интересов ученого. Эта проблема обычно предстает в форме какого-то вопроса.

На втором этапе формулируется гипотеза, т. е. предположительный ответ на поставленную проблему, опирающийся на уже известные факты. Поэтому такой ответ всегда носит декларативный характер1.

Третий этап состоит в проверке гипотезы или, иными словами, в выявлении экспериментальным путем фактов, которые подтвердили бы ее или опровергли.

Наконец, четвертый этап - это интерпретация экспериментальных данных с целью создания теории. Если какая-то теория уже существует, то полученные данные, в случае их достаточной убедительности, позво­лят усовершенствовать ее или же пересмотреть, а может быть, и отбро­сить.

Чаще всего этот четвертый этап приводит к новым гипотезам, которые в свою очередь позволяют продвинуть исследования дальше.

Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году

Поставим себя на место испытуемого, который впервые входит в эту первую лабораторию экспериментальной психологии... Что он там увидит?

В зависимости от цели проводимого исследования испытуемому дают возможность воспринимать те или иные феномены: перед ним возникают разные краски, их яркость уменьшается или возрастает; они сопровождаются или не сопровождаются звуками...

1При исследовании новой проблемы, относительно которой еще нет никаких данных, второй этап пропускают и переходят к третьему - к постановке экспе­римента, «чтобы что-что усмотреть».

86 Глава 2

Испытуемый сидит в удобной позе. Его уже ознакомили с методом экспериментальной интроспекции, который состоит в том, чтобы осо­знавать происходящее и описывать его в момент воздействия стимула. Испытуемого просят описать словами ощущения, вызванные в нем стимулом, и в частности связь между ощущением и сопровождающим его чувством: «красный цвет возбуждает», а «синий, как мне кажется успокаивает»; «этот пронзительный звук более неприятен, чем пред­шествующий» и т. п.

Экспериментаторы пытаются таким образом исследовать содержа­ние сознания, т. е. элементы «мыслительной материи», которыми для структуралистов служат ощущения, чувства и образы; они стараются идентифицировать качества этих элементов и установить, как создаются связи между ними.

Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания

Первые работы о навыках и о роли сознания в их образовании принадлежат главным образом сотрудникам и ученикам Джеймса -Энджеллу (Angell), Холлу (Hall) и Дьюи (Dewey).

Приведем пример. Когда человек учится водить машину и впервые садится за руль, все его чувства обострены; глаза прикованы к дороге и ко всему, что на ней находится. Все его мышцы напряжены, руки сжимают руль, поза скованная, а ноги на педалях совершенно утратили гибкость; он целиком поглощен всем происходящим и собственными действиями. Но чем больше проходит времени, - тем его движения становятся точнее, напряженность исчезает; осознанность производимых действий уменьшается до такой степени, что вскоре он ведет машину почти автоматически. Человек может проехать десятки километров без того, чтобы в тысячах совершенных за это время движений потребова­лось участие сознания. Он может быть занят чем-то другим (любоваться пейзажем, разговаривать с пассажиром и т. п.).

Именно так функционалисты объясняют выработку новых навыков и ту функцию, которую выполняет при этом сознание, помогая организ­му обучаться.

Документ 2.7. Структуры и функции

Хотя подходы структуралистов и функционалистов кажутся про­тивоположными, они некоторым образом дополняют друг друга. Оба подхода нужны и вполне совместимы. Такой двойной подход к явлениям мы находим во всех гуманитарных науках.

Этнолог, относящий себя к структуралистам, описывает все элемен­ты данной культуры - от земледельческих орудий до обычаев, пытаясь установить существующие между ними связи. Если же он придержива­ется функционалистского подхода, он будет пытаться объяснить уста­новление тех, а не иных обычаев их функциями в изучаемой культуре.

Так же рассуждает и экономист, пытающийся понять суть какой-либо экономической системы, или социолог, старающийся разобраться в социальных явлениях.

Рис. 2.22. Форд модели Т в начале века был одной из самых многочисленных автомашин на дорогах США. Именно в эту эпоху сотрудники Джеймса пытались выяснить роль сознания в обучении.

Другие науки, например биология, тоже используют эти два подхода: анатомия описывает различные части организма и связи между ними, а физиология изучает их функционирование и условия, которые на него влияют.

С этим дуализмом мы встречаемся также и в большинстве учебников психологии (и настоящая книга не составляет исключения): с одной стороны, описание различных аспектов поведения (ощущения, восприя­тия, чувства, мотивации и т.п.); с другой - подход к изучению адаптации человека (индивидуальной или групповой) к различным обстоятельст­вам жизни.

Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона

В своей книге «Бихевиоризм» (Watson, 1924) Уoтcoн утвeрждая веру в бихевиористское представление о человеке, писал: «дайте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, наугад, взяв любого я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков», естественно Уотсон уверен в том, что наследственность не имеет существенного

88 Глава 2

значения для развития склонностей и личности индивидуума и что будущее последнего зависит в основном от воспитания. Именно поэтому он настаивал, как это сделает после него Скиннер, чтобы воспитанием занимались специалисты, способные обеспечить систематическую вы­работку надлежащих условных связей.

В настоящее время столь резко выраженную позицию уже никто не поддерживает. Очевидно, что если даже создание условных связей и играет важную роль в актах выбора, которые совершают индиви­дуумы на протяжении своей жизни, то в этом участвуют и другие переменные, и сегодняшние психологи, в том числе бихевиористы, научились учитывать это.

Документ 2.9. Социобиология и размножение

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться