Кэмерон - Бэндлер Лесли "С тех пор они жили счастливо"

6) Снова предложите клиенту представить себе случайную встречу с партнером (если они живут вместе, позаботьтесь, чтобы воображалась именно случайная встреча). Это дает вам возможность оценки, отличающейся от их привычного взаимодействия. Предложите клиенту вернуться домой ранее обыкновенного, или встретиться с партнером в магазине — нечто вне обычной схемы, что даст вам возможность увидеть, обрадуется клиент или ужаснется, или что-то среднее. Спросите клиента, отличается ли это от того, как было в предыдущий раз (до процедуры).

Как в любой другой технике, переходите к следующему шагу только когда предыдущий успешно завершен. Если дело не идет, остановитесь и перейдите на технику визуально-кинестетической диссоциации, где клиент сможет увидеть партнера с более бесстрастной точки зрения. Оттуда клиент может лучше увидеть фрустрации, страдания и пр. у партнера, отдельно от воздействия этого на себя. Затем вернитесь к нейтрализатору.

Техника оценки отношений

Техника оценки отношений — это процесс, который дает возможность каждому из членов пары (или одному из них) обнаружить и оценить критерии (стандарты) и поведение в своих отношениях. Этот процесс включает оценку того, может ли каждый из членов пары получить то, чего он хочет, и то, что ему нужно, от другого. В зависимости от полученной оценки люди могут прийти к выводу, что они либо больше не подходят друг другу (что дает уверенность в том, что решение расстаться — правильно), либо будут мотивированы к позитивному продолжению того, чтобы дать и получить удовлетворение друг от друга.

Эта техника создана, чтобы помочь индивидууму в оценке потребностей и желаний, установить специфические линии намерений и поведения в отношении того, как достичь и поддержать удовлетворение в контексте личных отношений. Вы увидите, что метод длинен и приносит много материала для дальнейшего исследования на каждом шаге. Я часто использую две или даже три встречи для тщательного проведения этой процедуры. Она всегда окупает потраченное на нее время.

Рассказывая об этой технике, я предложу вам последовательность вопросов-указаний, составляющих каждый шаг. Поскольку каждый шаг порождает множество материала, я не предлагаю реальных примеров. Будет полезным, если вы дадите себе время ответить на каждый вопрос и последовать каждому указанию в связи с кем-нибудь, относительно кого вы в прошлом перешли порог. Я даю примеры простых ответов на несколько первых вопросов, чтобы вы могли сопоставить их со своими. Следование этим вопросам и указаниям — это пошаговая реализация всей процедуры.

  • Чего вы действительно хотите от этих отношений сейчас? Чего вы хотите сейчас, не обязательно от реальных отношений, которые у вас есть, но от идеальных отношений?

(например, компаньонства, чтобы партнер был другом; кого-нибудь, кому бы я мог доверять, и чтобы он был рядом;

кого-нибудь, кого не надо все время развлекать и услаждать, кого-нибудь, кто будет делать это для меня).

  • Как это отличается от того, что вы хотели в прошлом? Вернитесь на несколько лет, посмотрите на это своими прошлыми глазами, чего вы хотели тогда. Что вас тогда привлекало, что соответствовало потребностям, которые тогда у вас были?

(например, тогда я хотела, чтобы обо мне действительно заботились, я недостаточно верила в себя, и не представляла себе, что это может быть иначе; я также хотела, чтобы меня развлекали и стимулировали)

  • Теперь, исходя из этого, отправьтесь в будущее. Пойдите вперед во времени, посмотрите, чего вы будете хотеть и в чем будете нуждаться в будущем, что отличается от настоящего.

(например, “Ну, трудно знать наверняка, но кажется, что это то же, что сейчас, но глубже. Я хотел бы большей привязанности, мне хотелось бы быть уверенным, что будет глубочайшая привязанность; смешно, но это кажется более важным, чем это важно сейчас).

  • Что ваш партнер удовлетворяет из ваших желаний и

потребностей в прошлом и в настоящем? (например, он развлекал меня и пытался заботиться)

  • Что ваш партнер делает сейчас, что удовлетворяло бы

вас в вашем будущем?

(например, “Ну, не знаю. Может быть, да, конечно, он любит детей”)

  • Что ваш партнер давал вам в прошлом, чего вы даже не

знали, что этого можно хотеть, и не просили? (например, “Он как бы бросал мне вызов — он заставил меня поверить в себя больше. Я полагаю, что когда он оставлял меня одну на некоторое время, я могла узнать больше о себе, и научиться заботиться о себе”)

  • Попробуйте тщательно оценить, как и в чем пребывание с партнером сделало вас большим, чем вы были бы иначе. Независимо от того, кажутся ли вам ваши переживания хорошими и приятными, в каких отношениях вы оказались вынужденными быть большим, чем собирались (или полагали, что есть) из-за переживаний, которые были общими для вас и партнера? Можете ли вы стать большим в будущем, чем то, чем вы хотели бы быть сами по себе, в результате вашего общего прошлого, независимо от того, останетесь ли вы вместе?

  • Вы совершили короткое путешествие в будущее. Теперь я хочу, чтобы вы создали несколько различных возможных сценариев будущего следующим образом. Используя примеры наличных качеств и образов поведения вашего партнера — не его или ее возможностей в будущем — оцените, может ли он (или она) дать вам то, чего вы хотите. Создайте возможный сценарий на будущее, проверяя, что вы получаете для себя. Сравните это со сценарием будущего, основанным на возможных будущих качествах или поведении. Получаете ли вы от будущего больше, чем если основываться на наличных качествах и поведении партнера? Или вы получаете больше от качеств и поведения, которые вы проецируете как возможные для вашего партнера в будущем?

Опишите какое-нибудь поведение вашего партнера которое вызывает сильные возражения у вас. Проходя его (по одному примеру) я хочу, чтобы вы описали, что должно было бы в вас происходить, чтобы вы вели себя подобным образом. Например, если у вас вызывает ненависть что он или она выходит из комнаты, когда вы продолжаете спор, я хочу чтобы вы представили себе, что сами это делаете — выходите посреди спора. Что заставляет вас так поступить? Чувствуете ли вы себя фрустрированным, рассерженным, испуганным? Что может лежать за поведением, которое вам не нравится, такое, что делает его понятным? (не обязательно приятным, или даже приемлемым, но хотя бы понятным, когда вы смотрите за сцену). Просмотрите ряд ситуаций, когда ваш партнер вел себя таким образом, обратите внимание на то, что могло бы вынуждать его (ее) к этому, представьте себе, как это могло бы быть по-иному, если бы вы реагировали или вели себя иначе. Попробуйте для себя несколько разных форм поведения в каждой из этих прошлых ситуаций, и посмотрите, как могло бы быть иначе, если бы вы были другим (другой). Как бы это могло быть иначе, если бы вы реагировали на чувства, а не на действия партнера?

  • Посмотрите на эти примеры поведения, вызывающего возражение, еще и с другой точки зрения: не может ли быть, что каждое из них проявляет свойство, которое в другом контексте или другой ситуации могло бы вас радовать или принести пользу? Например, в одной паре, она всегда опаздывала, и он приходил в ярость. До тех пор, пока не обнаружил, что ее опоздания связаны с тем, насколько полно она отдавалась нуждам того, с кем она была. Тогда он вспомнил, как часто она откладывала встречи, опаздывала или отменяла их с другими, когда ему нужно было ее полное внимание. Так что посмотрите, не может ли быть, что не нравящееся вам поведение партнера является побочным продуктом свойств, которые вы цените и любите.

Рассматривая собственные качества, которые вы цените больше всего, и способы проявления этих качеств в вашем поведении, вернитесь к воспоминанию о какой-нибудь неприятной сцене с партнером. Обратите внимание на себя, на то, какие чувства стояли за поведением супру-га (и) и посмотрите, каким образом вы тоже не смогли быт полностью тем, чем хотели бы быть. Посмотрите на себя этой ситуации. Выберите одно из ваших наиболее ценимых вами свойств, которое могло бы быть полезным в этом контексте, посмотрите, как вы могли бы вести себя иначе, если бы это свойство выразилось в вашем поведении. По-смотрите, как все взаимодействие изменилось бы, если бы вы оживили свои свойства.

Теперь, собрав несколько примеров нового, более полезного поведения в своих взаимодействиях, возьмите их в одну из возможных будущих сцен и разыграйте. Насколько иначе протекают события? Насколько больше вы получаете того, чего хотели бы?

Зная, что вы можете изменить прошлое, и что вы можете изменить настоящее и сделать другим будущее, — хотите ли вы этого? Хотите ли вы произвести необходимые изменения, чтобы эти взаимодействия стали иными? Стоит ли дело того для вас?

Если да, — посмотрите на себя, действующего по-новому и влияющего на течения событий в ваших отношениях. При этом прочувствуйте сознание того, что вы внесли решающее различие в то, чтобы ваши отношения стали из плохих лучшими, даже хорошими. Теперь посмотрите на партнера (партнершу), признайте его (ее) позитивные качества, которые достойны восхищения, и прочувствуйте это восхищение. Когда возникнет для вас ближайшая возможность испытать новые формы поведения и проверить, насколько вы можете влиять на свою жизнь и отношения?

Если нет, — спросите себя, что вы должны потерять — какие из ваших потребностей и желаний останутся неудовлетворенными, если вы останетесь в своей жизни без этого человека. Что вы потеряете из того, что у вас есть сейчас? Как вы удовлетворите эти потребности без этого человека?

***

Если метод оценки отношений используется не с обеими членами пары, предложите тому, с кем он осуществляется, получить необходимую информацию от партнера о его (ее) потребностях и желаниях и средствах их реализации в прошлом, настоящем и будущем (первые три шага оценки).

Итак, вот семь шагов метода оценки отношений:

1) Установите, чего клиент хочет от исходного отношения сейчас, чего хотел в прошлом (это даст возможность обнаружить, что может быть супруг был всем, чего клиент хотел ранее, но желания изменились, хотя супруг в этом , не виноват), и чего будет хотеть в будущем.

2) Установите различия и подчеркните, что желания и потребности естественно меняются, по мере движения человека по ступеням жизни. Если различий не оказалось проверьте, соответствуют ли формулировки жизненным стадиям (например, если говорится, “делать все вместе” то вряд ли это выполнимо при маленьких детях).

3) Предложите клиенту определить, как потребности и желания удовлетворяются партнером, в прошлом и в будущем. Направьте их внимание на то, что они получили помимо того, что хотели, как партнер способствовал их человеческому развитию, и как это будет продолжаться в будущем, обогащая клиента.

4) Опираясь только на наличное поведение клиента, постройте возможное будущее, чтобы проверить, могут ли быть реализованы будущие потребности и желания клиента.

5) Определите поведение партнера, которое не нравится клиенту. Попросите его представить себе внутреннее состояние, которое могло бы у него вызвать такое же поведение. Когда они нашли это состояние, что делает для них это поведение более приемлемым или понятным, направьте их на создание другого реального поведения в ответ на нежелательное поведение и представьте нежелательное поведение супруга как побочный продукт некоторого ценного свойства.

6) Установите, чего клиент не делал такого, что могло бы быть полезным в ответ на прошлое нежелательное поведение партнера. Найдите свойства, с которыми клиент отождествляет себя, и создайте возможные поведенческие проявления этих свойств. Дайте клиенту представить себе, как все взаимодействие могло бы измениться к лучшему.

7) Возвращаясь к шагу 4, предложите клиенту заново представить себе будущее в соответствии с новым поведением, созданным на шаге 6. Помогите клиенту понять, насколько он мог бы быть иным, чтобы создать желательное поведение. Предложите ему (ей) решить, хочет ли он (а) совершать эти изменения, то есть стоит ли это делать, чтобы вызвать к жизни позитивные аспекты партнера; в противном случае — какие аспекты существующих потребностей и желаний не будут реализованы из-за разрыва с партнером.

Метод оценки отношений разрешает двумя путями проблемы пар, в которых один партнер или оба перешли порог. Процесс тщательной оценки критериев относительно первоначальных отношений может привести пару к выводу, что они не подходят друг другу, то есть у них нет возможности удовлетворить желания и потребности друг друга, поскольку желания и предложения слишком различны (например, приключения и спонтанность против безопасности, надежности и традиций). Процесс может также служить восстановлению их гибкости и пониманию внутренних состояний другого. В этом случае партнеры кончают объективным пониманием, что есть основа для оценки того, что ценного они получили друг от друга. Это может быть как основой для решения расстаться, так и основой для уверенности при движении в будущее.

Во втором случае каждый из партнеров берет на себя ответственность за то, чтобы сделать совместную жизнь тем, чем она может быть, посредством активного проявления лучших свойств, а также активного признания и реагирования на ценимые качества другого. Так взаимное знание потребностей и желаний друг друга и взаимная забота об их удовлетворении становится вовлеченностью в общее будущее.

Этот метод вмешательства является экологичным для всех, кто вовлечен в проблему. Они вносят существенный вклад в то, чтобы люди получали доступ к творческим состояниям, в которых могут приниматься важные решения. Я уверена, что для людей существенно, чтобы они выбирали то, что продвигает их ближе к желаемому в их жизни, а не совершали выбор в желании ускользнуть от чего-то, с чем они рискуют вновь столкнуться в будущем.

Глава 18. Подстройка к будущему

Хотя подстройка к будущему — эта аспект, включенный во все техники, о которых шла речь на этих страницах, она заслуживает специального рассмотрения ввиду значительной теоретической и практической важности. Подстройка к будущему — процесс обеспечения уверенности, что изменения, осуществленные в результате терапии, станут обобщенными и станут доступны в соответствующих внешних контекстах. Слишком часто изменения, которые происходят в терапии, остаются привязанными к терапевту или месту терапии, как специфическим якорям, а не доступными клиенту в ситуациях, когда как раз особенно необходимо новое поведение и новые реакции.

Первый и основной метод подстройки к будущему новых форм поведения или новых реакций — это привязывание их к якорям сенсорных стимулов, которые естественно возникают в соответствующих контекстах. Пятый шаг шестишагового переформирования подстраивает новое поведение к будущему, спрашивая соответствующую часть личности, согласна ли она взять на себя ответственность за проявление нового поведения в подходящем контексте. В примере с переформированием Тома я спросила, как он узнает, что нуждается в выборе новых возможностей. Для него сигналом было ощущение, что на него давят, и я привязала новые возможности поведения с помощью якоря к этому чувству. В изменении истории подстройка к будущему осуществляется с помощью задания клиенту вопроса, в каких обстоятельствах в будущем ему снова понадобится этот ресурс, доступ к которому вы обеспечили. Когда будущие обстоятельства определены, клиент создает внутреннюю проекцию этих обстоятельств, в которых требуемый ресурс присутствует и выражен. Таким образом ресурс становится привязанным к контексту, в котором он находится. Терапевтическая метафора обеспечивает подстройку к будущему, включая ведущее или будущее поведение как часть в конструкцию. Подстройка к будущему изменений, достигаемых в визуально-кинестетической диссоциации, лучше всего осуществляется предъявлением клиенту актуальных стимулов, которые в прошлом запускали фобическую реакцию. Если это страх высоты, нужно предложить клиенту пойти на высокое место и выяснить, достигнуто ли изменение.

Подстройка к будущему может быть осуществлена прямо и непосредственно. Один из способов — спросить клиента: “Что будет первым, что вы увидите, услышите или почувствуете, что покажет, что вам нужен этот ресурс?” Когда специфическое переживание определено, попросите клиента вызвать его внутренне и привяжите к нему якорем нужный ресурс. Теперь, когда стимул появится во внешнем опыте, он естественно запустит подходящее чувствование и поведение. Например, можно поставить на якорь страсть (ресурс), привязав ее к слышанию шепотом произносимого имени, виду желтой розы и т.п. Такой процесс может быть осуществлен с парами, с помощью привязывания нового, более полезного поведения к феноменам, которые естественно имеют место: к тому, как он покачивает головой, к виду двери в квартире, к звуку выключаемого телевизора. Все это может служить запуску нового, приобретенного поведения у клиентов. Но наиболее предпочтительно предоставить клиенту актуальную ситуацию, в которой должны использоваться новые возможности. Хотя в работе с сексуальными дисфункциями это обычно невозможно, тем не менее — это лучший способ проверить свою работу и убедиться в полной интеграции нового поведения.

В подстройке к будущему наиболее важно, чтобы вы не предполагали, что сознательный ум клиента может автоматически перенести достижения терапевтической встречи в повседневную жизнь. Хотя сознательный ум может очень стараться, он обычно вспоминает про новое поведение лишь после того, как человек потерпел неудачу, проявляя старое поведение. Бессознательные же процессы работают автоматически. Ваша задача — поместить новые возможности на бессознательный уровень, убеждаясь, что триггеры для нового, более полезного поведения будут работать, так что новое поведение обязательно проявится в входящий момент.

Подстройка к будущему — это не глазурь на терапевтическом торте. Без правильной подстройки к будущему достижения терапевтической сессии часто оказывается потерянными. Подстройка к будущему — заключительный шаг всякого эффективного терапевтического вмешательства.

В заключение

Понятия и представления, изложенные на этих страницах, дают возможность нового и полезного понимания вербальной и невербальной коммуникации. Они могут быть полезны для клинициста-практика, для развивающегося терапевта, и для всех, кто хочет стать более эффективным в личных и профессиональных отношениях. Я представляла в этой книге мои собственные методы и стиль терапии. Структура, на которой я основываю свои методы и стиль, состоит из трех шагов: во-первых, сбор информации и установление раппорта; во-вторых, переведение клиента из нынешнего состояния в желаемое; в третьих — подстройка к будущему.

Начальный шаг собирания информации включает определение первичной репрезентативной системы клиента, ведущей системы и естественно возникающих якорей, которые запускают последовательности внутренних и внешних процессов, составляющих нынешнее состояние клиента и желательное состояние. Эта информация собирается как путем словесных распросов, так и путем наблюдения за поведением клиента в терапевтическом контексте. Глаза и уши должны быть хорошо натренированы, чтобы получить информацию из поведения, демонстрируемого каждым клиентом. Мета-модель служит лингвистическим средством составления максимально полного словесного описания нынешнего состояния и желательного состояния клиента.

Во время собирания информации вы также стремитесь к определению хорошо сформированного результата. Удовлетворяя пяти условиям, вы обеспечиваете необходимую обратную связь для себя и для вашего клиента. Убедитесь также, что вы организуете ресурсы клиента и собственную деятельность для достижения изменений, которые доступны и экологичны.

Собрав всю информацию, необходимую для понимания структуры нынешнего состояния, вы выбираете методы терапевтического вмешательства, которые приведут к переживанию клиентом желательного состояния. Затем вы переводите клиента в желательное состояние, используя выбранную технику или сочетание техник. Методы, описанные здесь — якори, изменение истории, визуально-кинестетическая диссоциация, переформирование, наложение, метафора, смотрение на себя глазами любящего, нейтрализатор порога и метод оценки отношений, — лишь немногие из возможных.

Когда желаемое состояние достигнуто, ваша задача состоит в том, чтобы укрепить и интегрировать изменения, чтобы они могли включить в привычное поведение клиента. Эта подстройка к будущему обеспечивает продолжительность переживания желаемого состояния. Процесс обобщения обеспечивается привязыванием поведения или новых реакций к сенсорным стимулам, которые наверняка присутствуют в соответствующем контексте.

Есть два компонента, за которые необходимо отвечать для эффективного использования этих представлений и системы методов. Как уже говорилось, эти два компонента — гибкость поведения и гибкость чувственного опыта. Гибкость поведения касается возможности выбора стиля общения, равно как методов вмешательства. Здесь изложен ряд методов, но важно и то, как они применяются. Профессиональный коммуникатор должен обладать бесконечным разнообразием способов поведения, доступным ему в любой момент. Мы должны рассматривать сопротивление со стороны клиента как комментарий на наше поведение, а не как особенность клиента. Это наше дело — быть способными приспосабливаться к модели мира, свойственной клиенту и вызывать реакции, обходящие сопротивление. Это требует от нас гибкости, мы должны быть способны пойти навстречу поведению клиента и использовать аспекты его поведения (как и нашего собственного) для получения нужных реакций.

Разумеется, важно, чтобы терапевт мог выражаться таким образом, чтобы быть понятным клиенту в зависимости от его культурного и образовательного уровня. Однако не менее важно, чтобы терапевт обладал достаточным сенсорным опытом, чтобы по реакциям клиента видеть, понимает ли тот его. Вы должны быть способны изменить все аспекты вашего поведения и коммуникации, и использовать все возможности чувств, чтобы удостовериться, что используемый вами стиль подходит к работе с данным клиентом.

Помогая клиентам в совершении изменений, часто необходимо вызывать в них широкий диапазон реакций. Следовательно, очень важно добиться доверия и расположения клиентов. Когда же это достигнуто, может оказаться необходимым вызвать многие чувства, от открытого гнева до униженной безнадежности, от глубокой симпатии до неудержимой радости, чтобы достичь терапевтической цели. Это также требует способности варьировать поведение, используя сенсорные обратные связи, чтобы приспособиться к реакциям и достигнуть успеха. Имея ввиду действие, которое ваше вербальное и невербальное поведение производит на других, вы захотите вести себя так, чтобы вызывать желаемые реакции. Когда сенсорный опыт покажет, что вы не получаете желаемых реакций, измените различные аспекты коммуникации, мягко или внезапно, пока сенсорный опыт не укажет на успех.

Терапевты, признаваемые гениями в своих областях, всегда обладали таким разнообразием возможностей поведения. Особенно полезные примеры диапазона поведения Милтона Эриксона можно найти в книгах Хейли “Необычная терапия” и “Новые техники гипноза и терапии”. Менее известен, но не менее эффективен Фрэнк Фарелли, уникальный стиль которого представлен в его книге “Провокативная терапия”. Терапевтические чудеса, происходящие на семинарах Майкла Лебо и Дэвида Гордона, также свидетельствуют об их гибкости поведения и сенсорного переживания.

Возможно, кому-то эти тактики покажутся манипуляциями. Хорошо, если манипуляция — это использование всех доступных сознательных и бессознательных возможностей для помощи людям в совершении изменений, которых они хотят, то это манипуляции. Я часто находила необходимым поставить под угрозу позитивные чувства, испытываемые по отношению ко мне клиентами, чтобы создать у них переживания, необходимые для изменений. Но хотя я могла временами казаться манипулятивной, грубой и даже жестокой, моим высочайшим приоритетом всегда было благополучие клиента. А ему не всегда способствует поддерживающее или оправдывающее поведение с моей стороны. Более важно, чтобы клиент изменился, чем чтобы я завоевала популярность. Люди приходят на терапию не ради моей пользы, а ради своей. У меня нет ограничений в поведении, кроме физического нападения, соблазнения или обмана, я свободна идти любой дорогой, ведущей к продуктивному изменению.

Как со всяким новым материалом, изучение представленных здесь паттернов может показаться трудным начинанием. Но после некоторого периода практики вы сможете использовать их систематически и в значительной степени бессознательно. Поскольку они свободны относительно содержания, их можно использовать в разных контекстах и с разными людьми. Чувствуйте себя свободными в наполнении их собственным стилем и обаянием.

Теперь перед вами стоит задача взять из этого текста все, что покажется вам полезным, и интегрировать в свое поведение. Используйте это для обогащения будущих переживаний, ваших и ваших клиентов. Всегда помните, что у коммуникации нет ошибок, есть только результаты. У вас есть возможности, необходимые для достижения счастливого конца.

Каждый раз, когда вы связываете человека с необходимыми ему ресурсами, возникающими в нем самом, ваш опыт обогащается. Помните, что ключ успеха в том, чтобы найти, что привязывает людей к их ограничениям, а затем развязать узлы — может быть по одному и постепенно, может быть разом. И важнее всего, помните, что будущее вырастает из того, что находится здесь и теперь. Людям, которые не свободны и жаждут измениться, вряд ли следует придумывать лучшее будущее для кого бы то ни было.

Приложение I

Мета-модель

В разных местах текста я отсылала вас к этому приложению, в котором описана мета-модель. Мета-модель — это набор лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы восстановить связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет.

Фундаментальным для применения этого материала является понятие о том, что язык это не опыт, а представление опыта, как карта — представление территории. Вы, конечно, понимаете, что карта — это не территория, но я не знаю, понимаете ли вы вполне, что человек всегда имеет в своем опыте карту, а не территорию. Мы меняем карты, то есть изменяем субъективное переживание человеком мира, а не сам мир.

Мы создаем наши карты на основании взаимодействия между внутренним и внешним опытом. Поскольку мы, люди, представляем (или создаем) карты нашего опыта посредством языка, орудия, подобные мота-модели, представляют огромную ценность. По существу мета-модель служит интерфейсом между языком и опытом.

Весь следующий материал создан Ричардом Бендлером и Джоном Гридером, и более полно изложен в их книге “Структура магии”. Здесь я даю резюме этого материала, реорганизованного, чтобы быть вам полезным.

Три универсальных процесса моделирования

Поскольку мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели или карты мира, которые используем для управления своим поведением. Терапевту очень важно понимать модель или карту мира, которая существует у клиента. Человеческое поведение, каким бы странным или сопротивляющимся оно ни казалось, приобретает смысл, если рассматривать его в контексте выборов, которые предоставляет человеку его карта или модель. Модель, которую мы создаем, позволяет осмыслить наш собственный опыт. Модели не стоит оценивать с точки зрения того, хороши они или плохи, здоровы или болезненны, или являются “сумасшедшими”, их нужно оценивать с точки зрения полезности — полезности в успешном и творческом взаимодействии с миром вокруг нас. Дело не в том, что клиенты совершают неправильный выбор, дело в том, что у них недостаточно возможностей выбора, когда это необходимо. Каждый из нас делает лучший выбор, доступный нам в рамках нашей модели мира. Однако существует множество слишком бедных моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии межличностных и внутриличностных конфликтов. Возможностей выбора недостает не миру, а модели мира, которая есть у индивидуума, — как говорят Гриндер и Бэндлер.

Мы создаем свои модели посредством трех универсальных человеческих моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Эти процессы позволяют нам выжить, расти, учиться, понимать и переживать богатство, которое предлагает нам мир. Но если мы ошибочно принимаем нашу субъективную реальность за реальность, те же процессы ограничивают нас и уничтожают нашу способность к гибкости наших реакций.

Обобщение — это процесс, посредством которого компоненты или части модели мира, созданной человеком, отрываются от первоначального переживания и начинают репрезентировать всю категорию, по отношению к которой данное переживание рассматривается как пример. Мы научаемся действовать в мире посредством обобщения. Ребенок научается открывать двери, поворачивая ручку. Затем он обобщает этот опыт, узнавая множество вариаций этого феномена, которые включают в набор параметров, связанных для него с “дверью”, и он пробует открывать их все, поворачивая ручки. Когда человек входит в темную комнату, он протягивает руку, чтобы зажечь свет; ему не нужно учиться новой стратегии, когда он входит в новую комнату. Однако тот же процесс может стать и ограничением. Если человеку однажды не удаются сексуальные действия, которые он пробует совершить, по его мнению, адекватно, он может обобщить свой опыт и решить, что он нехорош в сексе, и тогда он, может быть, во многом будет себе отказывать. Или если женщина решает, что все мужчины тупы, основываясь на весьма ограниченном опыте, она тоже много теряет.

Каждый из нас делает много обобщений, которые полезны и пригодны для одних ситуаций и непригодны для других. Например, ребенок может научиться в своей семье тому, что плачем и нытьем он может добиться всего, чего хочет, однако то же поведение принесет ему одни неприятности в общении со сверстниками. Если он обобщит только первое, а не последнее, он может оказаться неспособным создать более полезное поведение в компании сверстников. Если молодой человек обобщит только то поведение, которое приносит ему успех среди мужчин-ровесников, он может встретиться с большими трудностями в приобретении уважения и завоевания интереса среди женщин. Полезно ли данное обобщение, нужно каждый раз решать в

отношении определенного контекста.

Второй метод, который мы можем использовать как для того, чтобы успешно действовать в окружающем, так и для ограничения себя — это исключение. Исключение — это процесс, посредством которого мы выборочно обращаем внимание на определенные аспекты нашего опыта и исключаем другие. Это позволяет нам сосредоточить внимание к определенной части доступного опыта. Так, человек может читать книгу, когда вокруг него люди разговаривают, смотрят телевизор или слушают музыку. Этот процесс дает нам возможность справиться с окружающим и не быть захлестнутыми внешними стимулами. И точно так же этот процесс может быть и ограничивающим, если мы исключаем части опыта, которые необходимы для полной и богатой модели мира. Девочка переходного возраста, которая полагает, что с ней плохо обращаются и выводят ее из себя, не обращая внимание на то, что она участвует в создании этой ситуации, не строит полезной модели мира. Терапевт, который исключает из своего опыта признаки скуки во время сессии, ограничивает свой опыт, равно как и опыт клиента.

Третий моделирующий процесс — это искажение. Искажение — это процесс, позволяющий нам осуществлять сдвижки в восприятии сенсорных данных. Без этого процесса мы не могли бы строить планы на будущее или превращать мечты в реальность. Мы искажаем представление реальности в фантазии, в искусстве, даже в науке. Микроскоп, роман или картина — все это примеры нашей способности к искажению и к искаженному представлению реальности. Мы можем ограничить себя искажениями различным образом. Представьте, например, себе человека, который искажает всякую критику реакцией “меня невозможно любить”. В результате такого искажения теряется всякая ценность критики, вместе с возможностями изменения и роста. Или возьмем часто встречающееся искажение, связанное с превращением процесс в вещь; когда “отношения” отделяются от процесса нахождения во взаимоотношениях, происходят большие потери. “Отношения” становятся чем-то внешним, о чем можно говорить, что не поддается управлению и теряет динамические качества.

Поскольку все эти три универсальных процесса выражаются в лингвистических паттернах, мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых “мета-моделью”, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможности выбора для человека.

Мета-модель создана для того, чтобы научить слушающего обращать внимание на форму коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно варьировать, но форма подачи информации дает слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы получить из коммуникации наиболее полный смысл. С помощью мета-модели можно быстро найти богатство и ограничения предоставляемой информации, а также процесса моделирования, используемого говорящим. Слушание и реагирование в рамках мета-модели дает возможность максимального понимания и научения в любой специфической коммуникации.

Различения мета-модели распадаются на три естественные группы:

  • Сбор информации

  • Ограничения модели говорящего

  • Семантически-ошибочные формы

Собирание информации относится к получению, посредством подходящих вопросов и реакций, точного и полного описания представляемого содержания. Это процесс служит и связыванию языка говорящего с его (ее) переживаниями. В этой категории — четыре подразделения:

  • исключения

  • отсутствие указаний, к чему или кому относится сказанное;

  • неспецифицированные глаголы

  • номинализации.

Исключения. Обнаружение возникающих исключений и помощь в восстановлении исключенной информации помогает создать полное представление опыта. Чтобы обнаружить отсутствующий материал, мета-модель задает вопросы: “о ком” или “о чем”. Например:

— Я не понимаю.

Реакция: “Вы не понимаете что?” или: “Чего вы не понимаете?”

— Я боюсь.

Реакция: “Чего или кого вы боитесь?”

—Я не люблю его (он мне не нравится). Реакция: “Что именно в нем вам не нравится?”

— Он — лучший.

Реакция: “Он лучший в чем?”

— Он лучше всех слушает. Реакция: “Он лучше всех слушает кого?” В случае исключения вопрос “Что именно?” вызовет информацию, касающуюся репрезентативной системы, используемой клиентом.

— Я не понимаю.

Реакция: “Как именно вы не понимаете?”

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться