Кэмерон - Бэндлер Лесли "С тех пор они жили счастливо"

Хотя я и не присутствую при том, как вы, читатель, вспоминаете эти переживания, и не могу услышать и увидеть их противопоставление, которое вы осуществляете, я уверена, что можете отметить субъективные различия. В первом ряде ситуаций очень вероятно, что вы испытываете смешанные чувства в своей реакции, то есть что присутствует более чем одна реакция на ситуацию. Предполагается, что во втором ряде ситуаций реакции более однозначно им соответствуют. Например, принимая подарок от кого-то, о ком вы заботитесь, причем подарок менее чем приятный, вы можете хотеть выразить благодарность, но чувствуете разочарование, и может быть вы представляете себе внутренние картины того, как вам придется подаренное выставлять напоказ или, хуже того, носить — а вам это не нравится. Может вы спрашиваете себя внутренне: “Что же я буду говорить?” Или в примере, когда вы говорите кому- то, что вы совершенно уверены в чем-то, в чем вы не уверены, вы, может быть, действительно хотите сами поверить в это, так же как хотите, чтобы они поверили, говоря это, вы чувствуете в себе панику. Вы, может быть, внутренне видите картины того, как вы говорите весьма неубедительно, потому что слова не приходят вам на ум.

Это ситуации, когда вы, возможно, были неконгруентны в своей коммуникации. То есть, не все в нашем поведении и в ваших словах передавало одно и то же сообщение. Конгруентной же коммуникацией будет такая, в которой все сообщения, вербальные и невербальные, соответствуют определенному передаваемому значению. Поскольку чрезвычайно важно, чтобы вы могли замечать неконгруентное поведение клиентов и имели эффективные способы реакции на него, я хочу подчеркнуть, что в таком поведении самом по себе нет ничего плохого. Я надеюсь, что вам это стало ясно, пока вы вспоминали свои переживания, в которых вы имели одновременные различные реакции. Эти одновременные, но различные реакции обычно проявляются в каких-либо аспектах внешнего поведения. Опять же, чтобы обнаружить неконгруентность в коммуникации партнера, вы должны хсрошо настроить свои “системы входа” — перцептивные системы.

Например, Черил говорит: “Я верю ему, и уверена, что он не изменяет мне”, — однако ее интонация поднимается вопросительным знаком в конце, как будто она не может выбрать между “я” и “уверена”. Ее ладони открыты и повернуты вверх, брови высоко подняты, чуть ли не до линий волос. Ее голос как бы подвывает на высокой ноте. В ее невербальном поведении мало что указывает на уверенность в своих утверждениях. Она не сознает многих нюансов своей коммуникации и их значения. Если вы также не способны обнаружить разнообразие сообщений и принимаете словесную часть ее коммуникации за реальность, вы теряете важную возможность, обнаружить структуру ее нынешнего состояния. В случае Черил неконгруентная коммуникация оказалась проявлением ее действительной веры в то, что муж ей не изменяет, ее искреннего желания, чтобы он никогда этого не делал, и ее неверие в то, что он не хочет быть с другой женщиной. Ее неверие происходило из ее уверенности, что она некрасива, неинтересна и скучна. Приведение в соответствие ее вербального и невербального поведения требовало изменения се представления о себе, благодаря чему она смогла увидеть себя желанной и заслуживающей любви. После этого она смогла поверить, что действительно возможно, чтобы ее муж хотел только ее, был удовлетворен ею и не хотел ей изменять. Это было достигнуто прежде всего посредством техники “смотрения на себя глазами того, кто тебя любит”. Такое вмешательство попадало в самую сердцевину ее проблем, в они постепенно исчезали (что ей показалось волшебством). Таким образом, терапевтический процесс был успешно осуществлен посредством (1) обнаружения проявленной в начале неконгруентности, (2) обнаружения источника конфликтующих сообщений, (3) вмешательства, восстановившего соответствие субъективных переживаний способности конгруентно передавать сообщение.

Есть несколько не вполне оптимальных способов реагирования на неконгруентную коммуникацию. Первый — не замечать неконгруентиость. Чтобы удостовериться в неконгруентности коммуникации, вам понадобится искусство, которое вы прорабатывали как “отзеркаливание”. Для дальнейшего совершенствования обратите внимание на следующее:

  • руки человека: как они жестикулируют, указывает ли человек пальцем, направлена ли ладонь вверх, сжатые, расслабленные, одинаково ли жестикулируют руки.

•дыхание человека: вздохи, задержки дыхания, углубленное дыхание.

  • ноги человека: как повернуты носки, как они покачиваются и пр.

•соотношение головы, шеи и ллеч: не выдается ли подбородок, не втягивается ли голова в плечи и пр.?

  • выражение лица, особенно брови, рот и мускулатура щек; хмурится ли человек, бросает косой взгляд, улыбается, морщится, сжимает зубы и пр.

Глядя на все это, слушайте:

  • тональность голоса человека,

  • темп речи,

  • слова, фразы и предложения, которые он использует,

  • громкость голоса,

  • интонационные паттерны (сомнение, повышения к концу фраз вроде вопроса и пр.).

Следует соотнести все, что вы видите, с обычным стилем данного человека; вам нужно различать, что конгруентно или неконгруентно именно для данного человека.

Кроме незамечания неконгруентности есть еще два неоптимальных способа реагирования. Один — это решить, что одна часть реальна, а другая — нет. Другой - это решить, что вы знаете, что означает сообщение, не осуществляя какой-либо тонкой проверки с самим клиентом.

Есть несколько поведенческих выборов, которые помогут вам обнаружить, какие переживания порождают смешанное сообщение. С женщиной, которая верила своему мужу и знала, что он не изменяет ей, я просто слегка наклонилась вперед и сказала: “...но”, и она со слезами ответила: “Но я не знаю, почему он не изменяет. Может быть это просто вопрос времени, пока он не насытился мной.” Этот метод представлен в “Структуре магии”, т.П: “Такова основа неконгруентных переживаний. Произошло то, что легкое повышение интонации в конце этого особого класса предложений, называемых Подразумеваемые Каузативы... сигнализировало слушателю, что предложение неполно — часть его отсутствует. Когда вы находитесь в роли терапевта и сталкиваетесь с этим конкретным переживанием, мы предлагаем вам просто наклоняться вперед, внимательно посмотреть на клиента, сказать слово “но” и ждать, пока клиент закончит предложение частью, которую он первоначально опустил. Таким образом,

Клиент. Я действительно хочу изменить то, как я действую на людях.

Терапевт.... но...

Клиент. ... но я боюсь, что люди не будут обращать на меня внимание” (стр. 56).

Другой способ поведения — спросить: “Нет ли части в вас, которая не соглашается или возражает тому, что вы говорите? Войдите внутрь себя, и скажите это еще раз, и почувствуйте, послушайте, посмотрите, поищите часть, которая не полностью соглашается” (если вы используете этот метод, вы можете продолжить использованием ре-фрейминга (переформирования). Например, в ответ на вопрос, клиентка (по имени Сью) сказала: “Да, я сделаю это” (с сомнением, печальным голосом, с соответствующим видом и опущенной головой). Я ответила: “Сью, есть ли часть тебя, которая возражала бы тому, чтобы ты это делала? Углубись в себя и прислушайся к звукам, чувствам или образам, которые могли бы указать тебе, что какая-то часть возражает”. — Сью закрыла глаза, ее дыхание .стало более поверхностным, потом она подняла голову, открыла глаза, и сказала, что дело в том, что она представила, что муж будет раздражен ею, а она боялась, когда он так смотрел на нее (она соотносилась с внутренне порожденным образом мужа, смотревшего на нее).

Оказалось необходимым дать Сью возможности выбора реакции на мужа, когда он был раздражен, выбор реакций, которые бы удовлетворяли их обоих (она утверждала вполне конгруентно, что было невозможно так вести себя в мире, чтобы он никогда не бывал раздражен).

Если имеет место специфический глазной ключ доступа, связанный с неконгруентиостью, попросите прямо дополнительной информации от этой системы:

  • “Что вы видели, пока говорили это?”

  • “Что вы чувствовали, пока говорили это?”

  • “Говорили ли вы что-нибудь себе, пока говорили это

вслух?”

Таким образом вы можете помочь своему клиенту осознать возможно конфликтующие представления своего опыта.

Джим. Конечно, я хочу это сделать (при этом отрицательно качает головой, лицо его сморщивается вокруг носа и рта, глаза - ключ доступа - вверх и направо)

ЛКБ. Что вы увидели, когда сказали это, Джим? (направляя его внимание снова вверх и направо — для него).

Джим (глаза вверх и направо, то же выражение лица). Мне не видится, чтобы я сделал это хорошо. Я просто-таки

вижу, что делаю это ужасно.

Ответ Джима свидетельствует, что конгруентность зависит от того, увидит ли он себя делающим “это” хорошо. Это заставляет меня направить его на улучшение его воображаемого выполнения “этого”, пока оно не начинает соответствовать его желаниям. Как оказалось, этот шаг исправления его образов того, как он выполняет дело, пока он не увидит, как можно сделать это хорошо, был необходим для того, чтобы он начал действовать. То есть, он мог хотеть сделать что-либо, но он не приступал к делу, пока не мог увидеть себя выполняющим это успешно.

Еще один способ поведения в ответ на неконгруентную коммуникацию касается использования модальных операторов. Модальные операторы — это те слова, которые выражают представление человека о возможном и невозможом: могу, не могу, должен, мне нужно, я хочу, я мог бы и т.д. Мета-модель, представленная в Приложении I (и в “Структуре магии”) содержит способы обнаружения и реагирования на модальные операторы.

Еще одна возможность - вернуть переживание назад клиенту с помощью отзеркаливання, или даже преувеличения его коммуникационных проявлений. Вспомните мужчину, который говорил: “Я люблю ее, я очень люблю ее” в быстром темпе, быстрым голосом, с жестким телом и пр.

ЛКБ. (зеркалит и преувеличивает). Да, можно сказать, вы просто-таки переполнены теплом, мягкостью, нежностью, любящими чувствами по отношению к ней.

Мужчина. (останавливается, вздыхает, опускает голову, затем мягко говорит) Да, я действительно люблю ее. Но мне чертовски не удается заставить ее в это поверить.

ЛКБ. Спрашивали ли вы ее когда-нибудь, какие веще вы можете сделать, чтобы она знала, без тени сомнения, что вы ее любите?

Не удивительно, что не спрашивал. У него не было надежных путей дать ей знать, что он ее любит. Эффективность этого метода в значительной степени зависит от уровня раппорта, которого вы достигли. Если клиент чувствует, что вы его понимаете, и верит в ваши намерения, такой маневр может пониматься как дружеский, а не как обидный.

Работая с парой, вы можете спросить одного партнера, что коммуникация другого значит для него; то или иное проявление коммуникации другого; или что они видят или слышат в коммуникации другого. Этот маневр отвлекает внимание от внутренних переживаний человека, коммуницирующего неконгруентно, и привлекает его к реакции другого и к воспринимаемому значению. Если воспринимаемое значение — не то, которое желательно, вы можете вернуться назад и спросить, что входило в намерения, и затем привести их к выражению того, что они намеревались передать в коммуникаций, вызывая желательную реакцию партнера. Этот способ поведения дает воспринимаемому значению приоритет перед возможным внутренним опытом, порождающим неконгруентность. Любой из ранее описанных способов поведения в случае неконгруентности может также использоваться и при работе с парой. Выбор зависит от целей. Предыдущие возможности давали больше информации и вели к вмешательствам, которые могли создать в индивидууме больше соответствия в его субъективном опыте. Последний фокусируется на взаимодействии в паре и дает информацию о том, как возникает непонимание и ложная коммуникация. Таковы лишь некоторые возможности реагирования на неконгруентную коммуникацию в терапевтическом контексте (см. “Структуру магии”, II, где приводятся другие возможности реагирования на неконгруентность). Я не упомянула мета-комментирование. Я не рекомендую его как реакцию. Обычно это вызывает дискомфорт и иногда желание защищаться, — если вы сталкиваете кого-то с бессознательной частые коммуникации. Если вы сомневаетесь в этом, я предлагаю вам попросить приятеля мета-комментировать ваше поведение в течение некоторого периода времени. Это быстро надоедает и вызывает раздражение).

Еще одна возможность, иногда наиболее подходящая - отметить для себя неконгруентность и запомнить ее, но не реагировать. Вместо этого продолжайте работу и свое вмешательство, и когда вы полагаете, что закончили желаемое изменение, вернитесь к утверждениям, которые ранее были неконгруентными. Если теперь те же утверждения делаются конгруентно, это еще с одной стороны подтверждает, что изменение достигнуто. Если неконгруентность сохраняется, вам нужно продолжать исследование, поскольку основание для неконгруентной коммуникации может в значительной степени препятствовать тому, чтобы достигнутое изменение было полностью интегрировано в опыте клиента.

Будьте внимательны к распознаванию неконгруентности как важной поведенческой информации. Она может указать на то, что необходимо изменить для человека, чтобы он пришел к желаемому состоянию. Разумеется, неконгруентная коммуникация возможна не только в терапевтическом контексте. Ваша способность сознательно замечать ее защитит вас от того, чтобы реагировать бесполезными чувствами смущения и досады (наиболее типичные внесознательные реакции на неконгруентную коммуникацию) в вашей личной жизни. Я настоятельно советую вам отмечать для себя собственную некогруентную коммуникуцию и использовать предложенные техники для раскрытия того, что происходит и что может происходить иначе. Если вы будете это осуществлять, ваши переживания очистятся и улучшится ваша способность эффективно коммуницировать с другими. Степень вашей эффективности как коммуникатора и терапевта в значительной степени зависит от вашей конгруентности.

Глава 7. Установление хорошо сформированного результата

Поведенческая информация, которую вы научились обнаруживать, дает основание надеяться, что вы реагируете на сенсорную информацию, а не на собственные интерпретации, и что ваш клиент защищен от того, чтобы вы лечили его от своих собственных проблем. Вместе с тем, когда вы научились получать доступ к поведенческой информации, вы обнаруживаете, что в каждом взаимодействии она представлена в ошеломляющем количестве. Чтобы она была полезной вам и могла использоваться в терапевтическом процессе, необходимо установить определенный результат, к которому можно было бы стремиться. Это уменьшает сложность, обеспечивая определенную линию, к которой можно относить вебральную и невебральную информацию, воспринимаемую вами. Установление определенной цели (результата, к которому мы будем стремиться) — предпосылка для ответа на постоянно возникающий вопрос: “Важно ли это для того, к чему мы стремимся?”. Это избавляет вас от необходимости реагировать на каждую неконгруентность, каждый ключ доступа, нарушение мета-модели и пр., и целесообразно сосредотачивает ваши усилия на цели, к которой вы с клиентом согласитесь двигаться. Ясное определение цели дает также вам и вашему клиенту средство оценки прогресса.

Хорошо определенный результат — это тот, к которому стоит стремиться. К сожалению, не все результаты, достигаемые в психотерапии, стоят того. Многие люди благодаря терапии оказываются ознакомленными скорее со своими ограничениями, чем со своими ресурсами и возможностями. Другие оказываются твердо уверенными в своем поведении, представляющем для них проблему, потратив много времени (и денег) на то, чтобы обнаружить, почему у них есть эти проблемы. Многие научаются дурно относиться к переживаниям детства, считая их корнями их нынешних трудностей, и вступают в неприятные, столкновения с членами семьи в качестве демонстрации своего успеха. Ничто из этого не является достижением хорошо определенного результата.

Хорошо сформулированный результат должен удовлетворять пяти условиям. Прежде всего, он должен быть описан позитивно. Выясните, чего клиент действительно хочет, а не что является нежелательным. Если вы помогаете кому-то расставить мебель, и хозяйка говорит вам “я не хочу, чтобы этот стул стоял здесь”, — вы не получите информации относительно того, что вам делать со стулом, или что поставить на его место. Люди, приходящие на терапию, часто похожи на хозяйку, которой не нравится стул на этом месте: они знают, чего они не хотят, — не хотят больше сталкиваться с определенной проблемой, трудностью или ограничением. Для того, кто еще не осознал полностью, что он хочет иметь в своем опыте вместо этого, нет основы для определения шагов, которые привели бы к достижению цели, поскольку нет пока цели, к которой можно было бы стремиться. Значительная часть терапии выполняется просто посредством вопроса: “Чего вы хотите?” Один пример такого рода описывает Джон Гриндер, работавший с женщиной, которая хотела перестать пить. Выслушав ее искренне выраженную благодарность за готовность помочь и рассказ о том, со сколь многими людьми она уже говорила по этому поводу, Джон наклонился вперед, взял ее руки в свои, и отдав ей полностью все свое внимание, спросил: “Что вы будете делать вместо того, чтобы пить?” — Она никогда не обращала свои мысли и действия в этом направлении, и реакция была драматической и эффективной. С этого момента изменения пошли легко и быстро. Хотя это и не обычная реакция (если бы она была обычной, эта книга могла бы быть заменена тоненькой брошюрой), это показывает полезность описания желаемого результата в позитивных терминах.

Если клиент говорит “я хочу избавиться от депрессии”, или “тревожности”, или “блоков творческой способности”, вы принимаете такую цель, — тогда все внимание, концентрация и энергия направляются на проблему, часто усиливая ее и делая ее большей, чем она была вначале. Это в особенности верно тогда, когда время проводится в поисках того, почему у клиента возникла эта проблема. Вопросы "почему" не проявляют информации, необходимой для вмешательства и создания изменения. Они могут заставить человека поверить, что проблема — такая же неизменная часть его, как рука или нога, и что она должна присутствовать по такой-то, выясненной причине (любые переживания, ваши и вашего клиента, могут быть полезны в контексте общего процесса, когда воспринимаются как точки выбора. Вопрос тогда состоит в том, как изменить причину, чтобы она стала основой или причиной желаемого состояния. Это принцип техники изменения истории). Когда клиент приходит к позитивной формулировке цели “Я хочу чувствовать себя уверенно”, или “Я хочу чувствовать себя компетентным”, или "Я хочу уметь выразить свои мысли так, чтобы они могли быть понятны", -концентрация происходит на позитивном результате. Все ресурсы, усилия и время теперь могут быть направлены на достижение новой позитивной цели, делая ее все более достижимой.

Позитивные результаты не всегда автоматически достигаются искоренением нежелательного опыта. В действительности, если не создается ничего, что могло бы занять место последнего, он скорее всего вернется. Я полагаю, что будет эволюционным шагом, если все наши процессы будут направлены к тому, что мы хотим, вместо вовлеченности наших мыслей и усилий в кошмар жалоб. Это не предполагает игнорирование представляемых проблем, но хороший терапевт эффективно сориентирует собственные ресурсы и ресурсы клиента на определение и достижение позитивного результата.

Второй критерий хорошо сформулированного результата — это его демонстрируемость в чувственном опыте как для вас, так и для клиента. Прозрения (инсайты) могут быть полезными и проливающими свет, но они не составляют изменения конкретного опыта. Неправильная формулировка, как для вас, так и для вашего клиента, думать о происшедшем изменении, но не иметь сенсорных свидетельств в подтверждение зтого. Демонстрация и подтверждение изменения могут быть осуществлены различными способами: вхождением в воспоминание о травматическом опыте при сохранении чувства безопасности и нового представления о нем, или сообщение любимому в прямой и конгруентной манере о глубоко задевшей обиде, или принятие иа себя инициативы в создании романтической интерлюдии, или обретение способности чувствовать себя любимой и уверенной даже в ситуации, где требования высоки.

Все это может быть демонстрацией того, что желаемое и запрошенное изменение достигнуто. Важно установить вид поведения и/или переживания, который явится успехом. Это создает необходимую обратную связь, как для вас, так и для клиснта.

Третье условие — это правильная контекстуализацня и определение желаемого результата. Если клиент просит увеличить его уверенность в себе, и вы соглашаетесь, основываясь на адекватных поведенческих наблюдениях, что это будет полезным дополнением к репертуару поведения и переживаний клиента, на вашей абсолютной ответственности лежит установление с клиентом контекстов, где уверенность в себе полезна, а где нет. Не сделать это - рисковать вовлечь клиента в трагедию. Драматическим примером результатов неконтекстуализированного изменения явилась для меня молодая женщина, около 30 лет, пришедшая на терапию и просившая изменений, которые помогли бы ей установить продолжительные романтические отношения. Когда она пришла ко мне, она была “свингером”, частой участницей оргий, исполнительница ролей в порнофильмах, — и имела много поверхностных, случайных сексуальных связей с разным путешествующим людом -коммивояжерами, клерками, шоферами и пр. Я не хочу сказать, что такое поведение удерживало ее от вовлечения в длительные романтические отношения, но и не способствовало. По мере продвижения терапии я узнала, что это поведение было сравнительно недавно приобратено ею. Ранее она обращалась за терапией, по ее словам, по поводу “крайних сексуальных запретов”. Терапия была крайне успешной, но ни разу при этой не возникал вопрос об установлении критериев подходящего контекста (с кем, где, как) для сексуальной раскрепощенности. В течение нашей совместной работы, как часть общего достижения желаемого состояния, мы заменили “ссксуально-раскрепощенная” на “сексуально-выразительная” только в контексте желаемых отношений. Правильно контекстуализируя требуемое изменение, вы помогаете клиенту хорошо себя чувствовать. во многих жизненных ситуациях. Правильная контекстуализация соответствует экологии личной и профессиональной жизни клиента, так же как и возможным последствиям, которые может иметь изменение для семьи, друзей, и пр.

Четвертое условие, которому должно соответствовать описание желаемого результата, это что он должен быть таким, чтобы клиент мог его инициировать и поддерживать. Работа терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту, дать ему возможность выбора в его переживаниях и поведении, так чтобы благополучие могло поддерживаться в последующем без продолжающей помощи терапевта (или кого-нибудь еще). Например, не было бы хорошо сформированным результатом для женщины — добиться того, чтобы она чувствовала себя желанной и привлекательной только когда ее партнер делает что-то, что вызывает в ней это состояние. Точно так же не было бы хорошо сформированным результатом, если бы мужчина почувствовал свою полноценность в зависимости от своей работы или заработка. Для здоровья, благополучия, чувства собственной полноценности, уверенности в себе или сексуальной привлекательности зависимость от внешнего фактора отдает клиента на милость окружающего, вместо того чтобы он действовал по собственному выбору. Клиенты часто просят об изменении поведения кого-то другого — “Если бы только она перестала кричать”, или “если бы он приходил домой вовремя”, “отвечал за себя”, “был внимательным”, — “тогда бы я имел(а) то, что хочу”. Хотя переживание индивидуума действительно таково, помогать им в достижении таких целей значит еще больше поработать их в причинно-следственных паттернах, увеличивать их зависимость от окружающих людей. Это еще больше усиливает веру в то, что их переживания и опыт зависят от поведения других. Фактически, когда желаемое состояние формулируется таким образом, это ясное указание на то, что им может помочь изменение причинно-следственных паттернов.

Чтобы переживания или поведения инициировались и поддерживались клиентом, нужно, чтобы он или она имели собственные средства достижения этого переживания или поведения. В случае пары, вся пара трактуется как индивидуальная система. То есть, система должна быть способна достичь желаемого состояния сама по себе, по своему выбору, и устойчиво. Таким образом, для кого-то может быть хорошо сформированным результатом, если он может испытывать уверенность в себе тогда, когда он хочет этого или нуждается в этом, проходя через последовательность определенных внутренних процессов, в противоположность потребности в подтверждении от кого-то другого для собственной уверенности в себе. Хорошо сформированный результат для пары — чувствовать уверенность в своих отношениях, основанную на постоянной способности вызывать и давать адекватные уверения друг другу (заметьте, что это относится к уверенности в себе!). Хорошо сформированным результатом для людей будет чувствовать себя привлекательным при соответствии собственным высоко ценимым критериям, в противоположность потребности в получении реакций от других.

Пятое условие состоит в сохранении позитивных побочных эффектов, если таковые каким-либо образом содержатся в нынешнем состоянии. В качестве примера я предлагаю тем, кто изучает гипнотические техники, историю про женщину, которая пришла к моей коллеге за помощью в бросании курить. Это было быстро достигнуто с помощью гипноза, и женщина была удовлетворена результатом. Несколькими неделями позже, однако, она позвонила и попросила терапии для себя и мужа. Они перестали понимать друг друга, и это, по-видимому, произошло недавно. Выяснение того, как возникла их трудность, потребовало некоторого времени, но в конце концов оказалось, что это имеет отношение к курению. В течение семнадцати лет их брака, когда один из них присаживался к кухонному столу покурить, тут же к нему присаживался другой и начинался разговор. Это были моменты, когда они разговаривали друг с другом, вроде бы бесцельные, но существенные разговоры, которые поддерживали связь между ними все время. Теперь, когда она не курила, эти важные частые разговоры исчезли из их отношений. Когда это было выяснено с ними, они поняли, что отсутствует, и восстановили разговоры, не нуждаясь в совместном курении. Эти разговоры были позитивным побочным продуктом курения, который должен был быть сохранен, чтобы результат относительно бросания курить был хорошо сформирован.

Работая с женщиной по имени Паула, помогая ей достичь определенного веса и поддерживать его, я должна была помочь ей установить полезные привычки в еде во многих различных контекстах. Трудным был для нее контекст, когда она присоединялась к друзьям в ресторане. Даже если она только что поела, она оказывалась вынужденной есть еще раз вместе с ними. Нам с Паулой удалось выяснить, что если только она не была занята тем же, чем были заняты люди, с которыми она находилась, она чувствовала себя брошенной, лишенной связи с ними; а для нее было очень важно чувствовать себя связанной с людьми, с которыми она находилась. Хорошо сформированный результат, которого мы достигли, включал ее способность чувствовать связанность с людьми, с которыми она была, с помощью иных средств, нежели участие в той же самой деятельности. Так что она могла быть с людьми, которые ели, пили, танцевали или играли в какие-то игры, и при этом осуществлять собственное поведение (вроде рассказывания им историй, задавания каких-то вопросов и пр.) которое соответствовало ее интересам, но не препятствовало ее осуществлению связанности с людьми. Таким образом сохранились ее социабильность и личные предпочтения, и при этом было возможно установить подходящие для нее привычки в еде и сохранять их независимо от контекста.

Вот еще пример позитивных побочных продуктов. Энн никогда не испытывала оргазма. Этот симптом вызывал большое внимание со стороны Джона, и их отношения вертелись вокруг того, что с этим делать, как устранить симптом, каковы его причины и пр. Он был очень заботливым по отношению к Энн, терпеливым и внимательным любовником. Любой хорошо сформированный результат для Энн должен был сохранить качество и количество внимания, которое он ей давал, и внимания, которое они оба вкладывали в свои отношения (как многие другие люди, они обращали много внимания на проблемы и гораздо меньше — на позитивные стороны своей жизни).

Итак, формулирование результата, к которому будут стремиться терапевт и клиент, требует соблюдения пяти условий: (1) позитивная формулировка, (2) демонстрируемость в чувственном опыте, (3) адекватная спецификация и контекстуализация, (4) возможность для клиента инициировать и поддерживать, (5) сохранение позитивных побочных продуктов. Эти условия являются фундаментальными, как логически, так и этически.

Получение необходимой информации для формулирования желаемого результата требует тщательности; существуют определенные вопросы, которые помогают продвинуться в этом. Вопрос “Чего вы хотите?” требует формулирования в позитивной модальности (в отличие от вопросов “Что вас не удовлетворяет?”, “Как долго у вас наблюдается эта трудность?”. “Как вы узнаете, что у вас есть то, что вы хотите?” и “Как можно продемонстрировать, что у вас есть то, чего вы хотите?” — требуют сенсорной демонстрация желаемого состояния. На первый обычно отвечают реакцией внутреннего состояния “Я чувствую себя великолепно”, например. На второй вопрос отвечают примером с точки зрения поведения: “Я посмотрю ему в глаза и скажу ему: “Нет, я не понимаю о чем ты говоришь”, — и не уступлю, пока действительно не пойму, о чем он говорит”.

Вопросы вроде “Когда вы хотите, чтобы это было, когда хотите, чтобы не было?” — ставят желаемое состояние в определенный контекст. Шаг, заключающийся в том, чтобы начать сознавать нечто, требует от вас дополнительной помощи. Было бы разумным для вас рассмотреть несколько контекстов, личных и профессиональных, расспросить клиентов, будет ли желаемое состояние подходящим в этих ситуациях.

Вопросы “Что случится, если вы получите это?”, “Что вы потеряете, если получите то, что хотите?” и “Что удерживает вас от того, чтобы иметь то, что вы хотите?” служат нескольким целям. Кроме уточнения возможных позитивных побочных продуктов, они также помогают прояснить существующие причинно-следственные паттерны, с которыми необходимо иметь дело. Например, если женщина думает, что получать более постоянно оргазмы — способ разрешения всех ее супружеских горестей (сомнительная причинно-следственная связь), важно, чтобы вы тем не менее имели с этим дело. Эти вопросы помогают уточнить, что должно быть изменено, чтобы достичь желаемого состояния. Если то, о чем просит клиент, не соответствует условию возможности самому начать и поддерживать процесс, необходимо дальнейшее руководство. Например:

Джоан. Я хочу, чтобы его бывшая жена и дети исчезли.

ЛКБ. Поскольку это маловероятно, скажите, чего вы

хотите для себя от их исчезновения?

Джоан. Я не хочу, чтобы мой муж реагировал на них.

ЛКБ. Что вы получите, если ваш муж не будет на них реагировать?

Джоан. Он будет моим, Я хочу знать, что я — самая важная для него. Номер один.

ЛКБ. О, вы хотите чувствовать, что важнее всего для него, что вы — номер один, несмотря на то, что у него есть бывшая жена и дети.

Джоан. Да, я так и говорю, разве не так?

ЛКБ. Я просто хочу, чтобы это было выражено прямо. Вы хотите действительно знать, что вы — номер один для своего мужа. Что вы очень, очень важны для него, и что то, что происходит между ним и его бывшей женой и детьми не подрывает ваш брак и не угрожает ему. Так?

Джоан. Я хочу, чтобы они исчезли из вида. ЛКБ. То есть вы хотите видеть, что вы и ваш муж более всего важны друг для друга во всем мире.

Джоан. Да.

Таким образом результат, которого хотят добиться, ограничивается пределами самой пары. Далее он сводится к ее желанию чувствовать себя ценной, и чтобы это не зависело от реакций ее мужа. Вновь расширенным до проблемы пары это видится как установления форм поведения, которые каждый из них может использовать, чтобы дать партнеру почувствовать себя “номером первым”.

Следующий отрывок из записи терапевтического сеанса обрисовывает использование упомянутых вопросов и установление хорошо сформированного представления о результате. Клиент, Пауль, очень подвижный инженер, работающий в компьютерной промышленности. Он неженат, живет один в квартире рядом со своей работой. Он держит свое тело очень прямо, иногда с таким напряжением, что оно чуть ли не вибрирует. Его темповые паттерны очень быстры, ключи доступа — визуальные, как конструируемые так и эйдетические, почти исключительно. Время от времени он спускается на слуховой ключ доступа, но сразу возвращается к визуальным.

Пауль. Я уже прибегал к терапии, вы знаете.

ЛКБ. Да, я знаю, что вы хотели обогащения своей личности. Это может быть важным для человека.

Пауль. Да, я знаю, мне это необходимо. Я делал довольно странные вещи. Я купил ружье, потому что подумывал о самоубийстве. Однако мои родители так затревожились, что я продал его.

ЛКБ. А сейчас вы думаете о самоубийстве?

Пауль. Нет.

ЛКБ. Великолепно. Ну так раз вы собираетесь жить, давайте посмотрим, как сделать, чтобы жизнь стоила того. Давайте посмотрим, чего вы хотите такого, что действительно сделало бы вашу жизнь стоящей.

Пауль. Ну, есть множество такого, .что я должен иметь...

ЛКБ. Что из того, что вы видите, что должны иметь,

вам к тому же и хочется иметь?

Пауль. (длинная пауза). Ну, мне нужно перестать курить, мне

нужно больше упражняться, я должен закончить отделку квартиры...

ЛКБ. Да, все это вас ждет. Но чего вы действительно хотите, - и может быть, вам и нужно это иметь, — что важно, чтобы ваша жизнь была действительно приятной. Если вы сейчас оглянетесь на свою жизнь, чего в ней не хватает? Чего не хватает такого, что могло бы, если бы это было, сделать все остальное более ярким? Не спешите. На это стоит потратить некоторое время. Вы стоите этого времени (замедляя темп от соответствия его темпу до более спокойного, подходящего для полного просмотра внутренних картин).

Пауль. Я бы просто хотел расслабиться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться