Колесов Евгений "Тайная книга для женщин или как управлять мужчиной"

Он много ест (главным образом мясо), курит, выпивает помаленьку и любит спорт (по телевизору), который увлеченно комментирует. Комментирует он также политику и вообще любит порассуждать на политические темы.

Он любит всякие технические штучки (автомобили, сотовые телефоны, разные там видаки шмудаки) и неплохо в них разбирается. Может также вбить гвоздь и починить электрическую розетку.

Он ничего не понимает в женских модах, поэтому спрашивать его мнение о ваших зимних сапогах, шляпке или цвете помады бессмысленно. В мужских модах он тоже ничего не понимает, однако каким то образом ему удается выглядеть прилично. Впрочем, чаще всего только благодаря тому, что сам он себе ничего не покупает, давно передоверив это вам.

Читает он мало, в театр ходит еще реже, зато любит дружеские вечеринки, анекдоты и розыгрыши.

Если он играет в карты с друзьями, то это также нормально (казино тоже считается).

Он терпеть не может врачей и всякую терапию, потому что считает свое здоровье железным (над друзьями медиками обычно подтрунивает). Зато если уж сочтет себя больным, то требует повышенного внимания и ухода, как в детстве.

И тут первая и главная целительница для него — вы. Он скорее умрет, чем даст помазать себе йодом палец кому нибудь другому.

О себе он ничего не думает, потому что для него главное — работа, и ему некогда оценивать свою роль в космических масштабах.

И, наконец, у обычного мужчины никогда ни на что нет времени, поэтому он всегда ругает вас за то, что вы так медленно собираетесь.

Итак, если ваш мужчина более или менее соответствуют этому описанию, значит, он вполне обычен, и единственное, что от вас требуется, это следовать советам, изложенным в предыдущих главах (а также в последующих). Все его реакции предсказуемы, и вам остается лишь выбрать нужную. Поэтому жить с таким мужчиной на самом деле не так уж трудно — если не нарушать правила игры.

Попытаемся теперь нарисовать портрет необычного мужчины — исходя, так сказать, от противного.

Необычный мужчина имеет нестандартные габариты, то есть он либо легок и изящен настолько, что может носить ваши вещи, либо, наоборот, отличается винни пуховской объемностью или дон кихотовскими худобой и ростом.

Выбрит он опять таки везде, где его кожу могут увидеть другие люди, или вообще не бреется и не стрижется никогда, что придает ему вид довольно живописный. Ни после тридцати, ни даже после шестидесяти облик его не меняется.

Ест он либо очень мало, либо не то, что все: убежденный вегетарианец, сыроед (в смысле ест все в сыром виде), поклонник гербалайфа, айюрведы, овсянки или блюд из сена. Или, вместо этого, он может быть тонким знатоком, например, французских вин или китайской кухни, презирая все остальное.

Политикой он не интересуется, зато верит в какое нибудь духовное учение и любит его проповедовать. В роли такого учения может также выступать квантовая физика, поэзия Пушкина, джаз, Толкин или собственная жизненная позиция. Спорить с ним по этому поводу бесполезно: те, кто не разделяют его взглядов, для него попросту не существуют.

В технике он ничего не понимает, забить гвоздь для него — проблема и повод для рассуждений на духовные и моральные темы.

Зато он думает, что разбирается в модах, как женских, так и мужских, и любит о них говорить. Возможно, впрочем, что он просто по профессии модельер или дизайнер, так что и вам иногда стоит прислушаться к его советам. Сам он выглядит либо вахлак вахлаком, либо как человек, одевающийся стильно и очень дорого. В любом случае своим внешним видом он дорожит и не терпит никаких пожеланий или добрых советов на этот счет.

Читает он слишком много (варианты: пишет, рисует, занимается спортом, икебаной, йогой), театр любит до безумия и всех там знает. Обычно у него есть один два любимых театра, о которых он тоже может рассуждать до бесконечности.

Ни в какие игры он не играет, зато коллекционирует марки, значки, монеты, пивные кружки или картонные подставки к ним изо всех стран мира. Это, конечно, занудство, однако он по крайней мере не пьет.

Хотя вообще мужчина, который не пьет, не курит и в карты не играет, вызывает большие сомнения. Помните у Булгакова?.. «Что то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы», — говорит Воланд.

Так что, если вам встретился индивид, ни разу в жизни не взявший ни капли в рот и не выкуривший ни единой сигареты, то стоит задаться вопросом: какие же иные недостатки он от вас скрывает? А если у него к тому же повседневная форма одежды — пиджак с галстуком и защепкой для последнего, то я могу вам гарантировать, что нервов на него придется потратить очень много.

Другое дело, если он курил и пил с восьми лет, а теперь бросил. Причем бросил навсегда и больше не испытывает потребности. Вот это действительно человек необыкновенный и заслуживающий самого пристального внимания.

Болеть необычный мужчина любит, хотя сам, как правило, не отдает себе в этом отчета. У него есть любимая болезнь, о которой он знает все, любимые врачи, а чаще один «домашний» или знакомый доктор, которого он ценит превыше всех.

Вообще медиков он уважает и в глубине души сам себя считает медиком. И, в отличие от обыкновенного мужчины, вас он до своего тела в таких случаях никогда не допустит.

О себе он думает всегда и оценивает себя только в космических масштабах (в психологии это называется «завышенная самооценка»), хотя воспитание и возраст заставляют его находить общественно приемлемые формы самовыражения, то есть прикидываться человеком простым и непритязательным. Однако его мнение о себе от этого не меняется.

И, наконец, собирается он куда бы то ни было всегда дольше вашего, так что это вам приходится торопить его — или признавать, скрепя сердце, что на сегодняшний интересный вечер вы уже не попадете. Сам он тоже всегда и везде опаздывает.

Если это описание подходит к вашему мужчине хотя бы в нескольких пунктах, значит, в нем действительно есть нечто необычное. Впрочем, это всего лишь первичные признаки, указывающие, что такой мужчина может оказаться необычным или со временем стать им.

Если же оно подходит к нему практически полностью, то это уже другая крайность: он может оказаться человеком, слишком выходящим из ряда вон, то есть, попросту говоря, ненормальным. Но ведь и гениев всегда поначалу считают ненормальными; поэтому не торопитесь с выводами, а тщательно проверьте: может быть, ваш мужчина и вправду гений, и вам стоит задуматься над этим?

С таким мужчиной женщине приходится трудно — если, конечно, вы не сама такая (а если такая, то тем более). Так что прежде, чем связать свою судьбу с ним, подумайте: хватит ли у вас сил выдерживать все это? И хватит ли у вас мужества отказаться от собственных претензий на гениальность? Потому что гениев в доме может быть только один.

Итак, необычные мужчины, вариант первый: непризнанные гении.

Самые трудные из них — артисты и вообще люди искусства. Хотя речь тут на самом деле может идти и о физиках, и об инженерах строителях, и о полководцах. Я не буду говорить про выдающихся мастеров, потому что их в любой сфере не так уж много (о них дальше). Массу же деятелей каждой такой сферы составляет некий вполне определенный тип, чего то добившийся, но больше на что то надеющийся (особенно молодой), и отличающийся вполне определенной манерой восприятия действительности, часть которой будете составлять и вы, если он станет вашим партнером хотя бы на время.

Свою одаренность они осознают довольно рано. (Я имею в виду по настоящему одаренных мужчин, а не тех, кого считают такими их мамы и папы — о таких просто нужно забыть сразу.) Их не любят в школе ни учителя, ни товарищи, потом не любят начальники (естественно: кто же любит того, кто умеет делать что то лучше тебя?), да и в любой сфере им не дают подняться выше других по лестнице рангов и званий.

Но им этого и не нужно. Они знают, что делают свое дело во много раз лучше, чем другие, и им этого достаточно. Их оценят потомки. И от вас, если вам довелось стать партнершей такого человека, ему тоже не нужно хвалебных оценок или поклонения: наоборот, это скорее отвратит его от вас, потому что подсознательно он ни за кем, кроме себя, не признает права оценивать свои творческие достижения.

Если такой «гений» вдруг попросит вас высказать свое мнение о его очередном творении — ради Бога, молчите! «Ты молодец, я тебя очень люблю» — вот все, что вы имеете право сказать ему. Все остальное его только оскорбит, и очень надолго.

Хвалить его можно (и нужно) за успехи в других делах, тех, которые он не считает своим первым и единственным призванием. Недаром многие композиторы, художники, политики пишут стихи (и очень гордятся ими), знаменитые певцы и киноактеры демонстрируют свои кулинарные способности, а великий химик Менделеев, например, на досуге изготовлял чемоданы и тоже очень ими гордился.

Кстати, вот вам и проверочный тест: если, похвалив его, вы в ответ увидели кислую или высокомерную мину, значит, вы нечаянно угадали его «истинное призвание», и больше, пожалуйста, никогда не хвалите его за это; если же он расцветает от ваших похвал, то это его «хобби», за которое вам нужно хвалить его почаще.

Другое дело, что его гениальность может быть как настоящей, так и мнимой.

Лично для вас, впрочем, это мало что меняет, потому что психологические проблемы в обоих случаях одни и те же.

Прежде всего он боится быть (или стать) «никому не нужным». В первую очередь ненужным вам, конечно, потому что вы — избранная им женщина (или это вы его избрали, что не важно), он — Мастер, а вы его Маргарита. Такие люди нередко подумывают о самоубийстве, а иногда даже пробуют совершить его. Поэтому, кстати, любой ваш роман «на стороне», а в некоторых особо опасных случаях и тень романа — непонятный для него телефонный разговор, неудачно сформулированная фраза, ваши слишком частые встречи с кем то, хотя бы и по самым прозаическим делам, — может закончиться для него очень печально.

Поэтому ваша задача — щадить и беречь его, принимать его таким, какой он есть, не вступая в дискуссии и не пытаясь «воспитывать». Он воспитает себя сам, если вы сумеете не мешать ему жить и поддержать в трудную минуту: «Я с тобой, я — твоя Маргарита, я тебя никогда не покину».

Так что с мужчиной артистом трудно. Он хрупок, как хрустальная ваза, и раним, как черепаха без панциря. Вот и станьте для него панцирем, мягкой упаковкой — и лучшего партнера вы не найдете для себя во всем белом свете.

Ну, а если нет, так нет.

Тогда лучше и не беритесь.

Вариант второй: гении признанные.

Мастером, то есть признанным гением, мужчина становится далеко не сразу. На это уходят даже не годы, а десятилетия, и десятилетия эти полны страданий, борьбы и тайн, которые будут пострашнее «Петербургских». В них он ни за что не признается никому, даже вам, так что лучше и не расспрашивать. Пусть даже (и скорее даже) это тайны не правящего режима, а собственной души.

Редкие из таких людей решаются потом поведать о них потомкам — в своих книгах, картинах, симфониях. У актеров это роли, у режиссеров — спектакли, фильмы. Но если уж они решаются на это, то оставляют после себя на Земле произведения действительно космического масштаба (имена вспомните сами).

В таком горниле переплавляется и характер. Недостатки уходят, растворяются, на поверхность выходят достоинства — и достоинство как таковое, то есть взгляд на себя как на Человека среди Людей, который никому не раб и не хозяин. Он научился по настоящему ценить себя и тот мир, в котором живет.

Недаром доктор Фауст у Гете говорит в конце жизни: …Жизни годы прошли недаром: ясен предо мной конечный вывод мудрости земной!

Такой человек мудр, и одно это делает его прекрасным партнером. Однако ясно, что далеко не каждая женщина согласится полюбить старика только за то, что он признанный гений. Или, полюбив его молодым, ждать полвека, пока он им сделается.

Отсюда — практические выводы.

1. Если мужчина у вас необыкновенный, но молодой, то вы не можете знать, станет ли он когда нибудь признанным гением или нет. Тут есть, правда, один яркий, хотя и не всегда верный признак: если признание пришло к нему уже лет в двадцать, то это, скорее всего, «плохая примета», как у вундеркиндов: такие люди не живут долго или вырождаются с возрастом в циничных дельцов, десятилетиями эксплуатирующих свои юношеские достижения. От такого гения, пусть даже и признанного, я советую вам бежать как можно скорее, потому что ту опустошенность души, которую вы вынесете из союза с ним, когда он вас бросит (а он это сделает), излечить бывает потом очень трудно.

2. Истинного гения признают самое раннее лет в сорок. Поэтому позволить себе полюбить будущего гения может лишь женщина, обладающая немалой толикой авантюризма и большим даром любви. Остальным же лучше не рисковать и перейти к другим главам нашей книги. Мало ли, в конце концов, на свете обычных мужчин?

3. Если ваш мужчина уже знаменит или находится на пути к этому, то есть как раз сейчас подвергается преследованиям, обструкции или церковной анафеме, то вам надо первым делом взять и сосчитать, которой по счету женой вы ему приходитесь. Если первой или второй, то лучше опять таки сразу все бросить и поискать более спокойный вариант.

Ошибка первых жен в том и заключается, что они, как им кажется, вышли замуж за совершенно обычного мужчину, пусть и подававшего надежды. И, когда он становится знаменит или просто начинает творить нечто выдающееся, они не могут в это поверить: как же так, ведь я стираю ему носки и терплю его выходки, поэтому никакой он не гений, и вообще он ненормальный. И пусть уже все его признали, и даже Нобелевскую премию дали, а она не верит. Ну просто органически неспособна признать, что он стал (да и всегда был) выше ее на порядок или даже на два. Только и знает, что твердить, «сколько я от тебя натерпелась». Шопенгауэр недаром говорил, что человек способен понять лишь то, до чего дорос его собственный ум, а все, что выше, вызывает у него одну ненависть.

Муж развивался, шел дальше, а жена — нет, или шла куда то в другую, свою сторону. Не удивительно, что судьба со временем разводит их, причем далеко и навсегда.

Если вы оказались для гения хотя бы третьей женой (а еще лучше четвертой и так далее), то у вас уже есть шанс и, применив методы, изложенные в нашей книге, вы можете стать для него панцирем и упаковкой — или хранительницей его самых тайных и самых важных произведений, — что позволит вам мягко и безболезненно перейти в категорию последней жены.

Потому что только последняя жена не вызывает у гения уже ни усталости, ни аллергии: теперь он созрел, чтобы принять женщину такой, какова она есть, и ему не нужно высказывать ей вслух свои претензии, обиды или упреки. Ему не нужно больше воспитывать ее «под себя», ему легче самому приспособиться к ней; он давно понял, что все так называемые проблемы семейной жизни берут начало внутри нас самих, а раз так, то разумнее всего просто не создавать их. Последняя жена для него — объект любви, самопожертвования и заботы, и ей с ним легко. И ему с ней тоже.

При этом жена не обязательно должна быть младше своего гения на сорок лет: если женщина чувствует, что мужчина гармоничен настолько, что может помочь ей обрести мир в душе, то ни ее, ни его возраст не играет уже никакой роли.

Да она сама может быть старше него намного, как Фатима, жена пророка Мухаммеда. Тут главное — поверить ему, довериться его взгляду на жизнь: взгляд этот верен и безошибочен, потому что свои ошибки такой человек уже сделал и извлек из них необходимый и окончательный урок.

Кроме того, последняя жена не знала его простым и бедным, не видела в убогом обличье обычного мужчины, поэтому первым в списке ее чувств к нему стоит уважение, если не сказать почтение, которому у первых жен, как уже говорилось, просто неоткуда взяться.

4. Маленький секрет о том, как становятся женами гениев. Как правило, гении любят рассказывать о своих жизненных битвах и победах (о поражениях их лучше не расспрашивать). Рассказывают они, естественно, тем, кто этого еще не слышал, то есть поколениям более молодым. Поэтому они часто становятся преподавателями, выступают с лекциями и охотно дают интервью. И хотя среди них, конечно, попадаются молчуны, утверждающие, что терпеть не могут выступать перед публикой, верить им не стоит: они пытаются лишь обмануть сами себя. Отсюда совет: если вы хотите выйти замуж за гения, не пропускайте его лекций, не упускайте случая поговорить с ним, а точнее, послушать то, что он захочет вам рассказать.

Далее: признанные (а также полупризнанные, то есть пока гонимые) гении больше всего любят тех, кто у них ничего не просит — ни фотографий, ни автографов, ни протекции, чтобы устроиться в ГИТИС, на телевидение или куда там еще. В общении с ними надо выказывать только внимание и почтение.

Кстати еще один тест проверка. Если он, наоборот, сам предлагает:

— Вот, у меня с собой есть несколько моих книжек, и если кому то это интересно, я мог бы подарить (или продать) с автографом…

Или:

— Вы очаровательны и несомненно талантливы, я поговорю о вас кое с кем в ГИТИСЕ, позвоните мне через недельку…

— то это никакой не гений и никогда им не станет. От такого тоже нужно как можно скорее бежать подальше.

Но продолжим. Итак, если вы из провинции (москвичек и питерских настоящие гении не любят, как, впрочем, и рижанок, и киевлянок, потому что мегаполис, по их мнению, портит нравы, и в этом есть доля истины), если у вас хватает терпения четыре часа подряд слушать истории о неведомых вам лицах и событиях, о подвигах двадцатилетней давности и о колоссальном значении его неизданного, не выставленного, не сыгранного, скрытого («тайны»), если вы при малейшем намеке на постель краснеете и делаете вид, что уходите, а по жизни вам нужно лишь, чтобы у вашего будущего ребенка был выдающийся отец, — то вам достаточно твердить ему почаще, что вас увлекает именно его творчество, те самые «тайны», которые он открыл вам и только вам, потому что другие его не поняли и вообще понять не способны, — и тогда он ваш, этот гений, со всеми его регалиями и потрохами, тем более, что от своих предыдущих жен и поклонниц он уже устал донельзя.

И стократ тем более, если вы в него действительно влюбились.

Эзотерики. Таких людей я не могу пропустить, потому что сам эзотерик.

Эзотериками, они же астрологи, йоги и экстрасенсы, а также поклонники восточных единоборств и философий, я называю людей, однажды давших себе труд задуматься о себе как о личности и попытавшихся управлять ее развитием, что для мужчин гораздо менее характерно, чем для женщин, потому что обычным мужчинам не до того, а необычных среди них не так уж много.

Другое дело, что в эти сферы слишком часто устремляются именно те, кто не добился успеха в других, общепризнанных сферах — в профессии, в личной жизни, в науке, искусстве, философии. А бездарь, он, как правило, бездарен во всем, так что разделять с ним иллюзии по поводу его эзотерической значимости не имеет смысла. Как, впрочем, и опровергать их: проще уйти.

Хотя надо признать, что путь борьбы и страданий и здесь дает свои результаты: научившись понимать себя и других, даже такие люди иногда становятся гениями в своем роде, обретая мудрость и достоинство.

Однако удается это не всем и уж во всяком случае не сразу. На это опять таки нужны годы, а то и десятилетия. Поэтому все, что написано выше о гениях и вообще о необычных мужчинах, относится и к эзотерикам. Хотя и тут заранее знать ничего нельзя. Впрочем, если вам достался такой мужчина, могу дать один совет.

Если мужчина эзотерик учится постоянно, открывая для себя что то новое, если со временем он становится терпимее к другим учениям, к вам и вообще к людям, если за те месяцы или годы, сколько вы его знаете, его характер стал ровнее и мягче — значит, он на верном пути, и «первичные признаки» необычности действительно складываются в необычную личность. Такому мужчине можно доверить свою судьбу.

Если же он считает себя верным адептом какого то одного учения, самого лучшего и единственного, если терпеть не может людей, отклоняющихся от него хоть на йоту (и вас в том числе, если вы осмеливаетесь возражать ему), если его характер со временем только портится — значит, вам встретился бездарь, и выводы отсюда следуют соответствующие.

Подведем итоги. Кто же такой необычный мужчина, кем бы он ни был по своему роду занятий, и сколько бы ему ни было лет, в своей высшей, хотя и редко встречающейся форме?

Это — мужчина, у которого принцип инь, то есть женское, воспринимающее начало, развит наравне с принципом ян, мужским и активно действующим. Такая гармония ян инь позволяет ему слушать и понимать других людей. Потому он и понимает вас, что в нем самом живет частичка женской души. Потому то такие мужчины — обычно люди творческие, о которых так много говорилось выше.

Обычный мужчина, со списка качеств которого мы начали эту главу — это «военный танк», доминирующий принцип ян (т.е. составляющий 75 80 процентов личности), поэтому вам с ним так трудно понять друг друга. Другое дело, что это и не нужно: если он вам дорог, и если вам нужны от него определенные активные действия, то научиться обращаться с ним проще простого.

Мужчина, у которого доминирует принцип инь (тоже процентов на 75 80), слишком похож на женщину (второй список, если брать его полностью). Поэтому вы с ним прекрасно понимаете друг друга, но в том то и заключается трудность, хотя и иная: воздействовать на него, а тем более добиться от него чего то очень сложно. И обращаться с ним приходится с величайшей осторожностью. Как будто ходишь по тонкому льду. А поскольку время совместной жизни измеряется годами, то не удивительно, что мало кто из женщин выдерживает такую жизнь долго.

Оба преобладающих типа, как правило, лишены динамики, то есть их личность с годами не меняется, так что эту надежду лучше оставить сразу.

Мужчина, у которого принцип инь представлен почти или совсем в чистом виде (80 99 процентов) — это уже «голубой». Как, впрочем, и чистый ян.

Лишь мужчина, у которого оба принципа находятся в равновесии — или, скажем так, у которого есть качества и из первого, и из второго списков, — динамичен, то есть способен меняться, и поэтому может стать (или уже стал) необычным мужчиной.

Тут возможен закономерный вопрос: можно ли считать очень богатых мужчин («новых русских» и т.п.) необычными?

Ну, прочитав мою книгу досюда, вы уже сами понимаете, что нельзя. Другое дело, что среди них встречаются и люди с двумя тремя высшими образованиями, и князья, и эзотерики высокой пробы, то есть личности яркие, открытые и неспособные причинить вам зло. Но и это, увы, не гарантия безмерного счастья.

У больших денег есть одна опасность: к ним привыкаешь. Привыкаешь к тому, что тебя возят на «БМВ», что в сумочке у тебя сотовый, а на банковской карточке денег немеряно (хотя наличных нет никогда), что в квартире восемь комнат, и можно всегда развлечься в казино и проиграть тысячи полторы долларов…

А если он тебя бросит? (Что не исключено.) Или застрелится, или его застрелят, что в наши дни тоже не так чтобы маловероятно.

Что тогда делать — искать другого такого же? Это неверная ставка, такого может и не найтись, по крайней мере в ближайшее время. Так что лучше всегда иметь в запасе какую то профессию — переводчик, секретарь референт, да хоть парикмахер. И переждать можно, и не зависишь от своего спонсора мужа. Если есть дело в руках, то уже не он тобой командует, а ты им — оценили разницу?

Недаром еще Козьма Прутков писал: «И при железной дороге лучше сохранять двуколку», то есть телегу. Тогда уж точно доедешь.

Что такое любовь

Любовь — это то, что бывает во взрослом кино,

Любовь — это то, что ребятам понять не дано.

Бывает и в жизни любовь, говорят,

— Но это, конечно, секрет для ребят…

Помните эту песенку из старого фильма «Король Олень» Марка Захарова? Так вот, несмотря на то, что о любви писали все в течение как минимум последних четырех тысяч лет, оказывается, что это секрет не только для детей, но и для подавляющего числа взрослых.

Именно из за того, что четыре тысячи лет подряд все, кому не лень, писали о любви Бог знает что, у наших современников сложилось о ней самое расплывчатое впечатление. Мы с вами уже много говорили о любви, молчаливо подразумевая, что это всем известная вещь. Однако это далеко не так, и именно от этого у нас в жизни бывает так много ошибок и разочарований.

Очень юные девушки представляют себе любовь в образе принца, который придет и сделает их счастливыми (даже не догадываясь, что счастливой она может сделать себя только сама); очень юные мальчики, наоборот, считают, что никакой «любви» нет, а есть лишь потрахушки и донжуанский список (даже не думая о том, что женщина — тоже человек). Но время идет, маятник движется в противоположную сторону, и тогда (уже не очень юные) девушки разочаровываются в любви, решая доживать век в одиночестве, а бывшие мальчики (мужчины), наоборот, начинают искать истинную Любовь, коря себя за то, что прежде сомневались в ее существовании.

Потом проходит и это, и люди обретают наконец собственное понимание любви, которое гораздо ценнее, чем все, что можно вычитать в книгах или услышать от «сексуально продвинутых» сверстников или подружек (о том, что любовь и секс не одно и то же, думаю, рассказывать не надо — впрочем, глава о сексе у нас еще впереди). Однако тут возникает другая опасность: понимание любви у двух партнеров может оказаться прямо противоположным, что, само собой, ведет к нарастанию конфликтов и в конечном итоге к развалу союза или брака.

Так как же быть с любовью, и что она вообще такое?

Дело в том, что «любви» на самом деле нет — во всяком случае, как феномена, к которому можно подобрать хотя бы приблизительно точное определение (чем человечество, собственно, и занималось все эти тысячи лет совершенно зря).

Она не статична, не имеет какой то раз на всегда заданной («эталонной») формы — это процесс, музыкальный тон или даже скорее симфония, состоящая, как ей и положено, из нескольких частей, абсолютно не похожих друг на друга — увертюра, аллегро, адажио и так далее. Одни части играются в быстром темпе, другие в медленном, одни полны безудержного веселья, другие — светлой грусти, но тем не менее это одна и та же симфония, единое целое.

В самом своем начале (увертюра) любовь — это резонанс душ, та самая волшебная нота, начинающая вдруг звучать в унисон в двух разных людях, которые, может быть, и знакомы то раньше не были. Достаточно одного взгляда, двух трех слов неважно о чем, а легкое соприкосновение рук — это уже вообще переворот во Вселенной, гибель старого мира и нарождение нового в душе обоих.

Такой резонанс — это всего лишь узнавание, порыв, первое открытие одной души навстречу другой. Это — легкое светлое облако, радость общения, подготовка к дальнейшему этапу развития Любви — который, кстати, может и не наступить, к чему тоже надо относиться философски, то есть без лишних огорчений, потому что подобные резонансы происходят довольно часто.

Любовь, вызванная первым резонансом, продолжается от двух до шести месяцев.

У некоторых особо неудачливых особей она выдыхается уже через две три недели, у особо удачливых она может продолжаться год.

Потом, если небеса будут к вам благосклонны, вы проведете вместе много часов, находя все больше привлекательных сторон друг в друге, и ваш дуэт «сыграется», вы ощутите творческий подъем, который выльется в стихи, музыку, песни, танец, ремонт квартиры — неважно во что: главное, что каждый из вас откроет в себе способности, ранее, может быть, никогда не проявлявшиеся, и совершит подвиги в этом.

Но потом и этот подъем кончается, и у большинства партнеров наступает разочарование — они думают, что «любовь прошла». На самом деле прошла не любовь — она, если угодно, вообще пройти не может, потому что это болезнь хроническая. Закончилась лишь ее первая часть.

Тут грамотные музыканты обычно делают передышку и приступают ко второй части. У нас же в любви почти никого грамотным назвать нельзя — «музыканты» бросают инструменты, уходят к маме, в запой, наконец, подают на развод, — вот и вся музыка.

А дальше между тем начинается другая стадия. Партнеры прожили вместе достаточно, чтобы узнать достоинства и недостатки друг друга — и привыкнуть к ним. На этой стадии, к счастью, большинство людей уже понимает, что разыскивать идеал или заставлять партнера стать им по меньшей мере бессмысленно, потому что на ваш идеал могли бы походить только вы сами, если бы стали лицом противоположного пола. А это невозможно. Значит, первая и главная задача на этой стадии — принимать партнера таким, как он есть, не требуя от него ничего иного или большего.

Открою очередной секрет: на самом деле партнер исправится! Да, он изменится и станет походить на ваш идеал, но только сам и далеко не сразу. Опыт показывает, что на это нужно от пяти до семи лет. А об этом как раз мало кто догадывается. Вот почему первый пик разводов по статистике возникает через год после заключения брака.

Зная этот секрет, вам остается лишь набраться терпения лет на пять семь (точнее, уже на четыре шесть) и попытаться уловить ту новую мелодию любви, которая начинает звучать в это время.

Это — ощущение тепла, близости, привязанности, чувство дома, возможность общения с родным человеком. Ведь вы сами себе его выбрали, а это значит, что в списке самых дорогих вам людей на первом месте будут стоять уже не мама и папа, а — он. Ближе и роднее его у вас никого нет. Конечно, только до тех пор, пока не появится ребенок: тогда ребенок займет первое место, а муж — второе.

В этом надо отдавать себе отчет очень трезво и ясно, иначе ничего не получится. Если на первой стадии любви все проблемы решаются сами собой, то на этой стадии к ним уже нужно подходить сознательно.

Любопытно, что некоторые прямо с этой стадии и начинают. Думаю, вы уже догадались, что я имею в виду так называемые «браки по расчету». Причем не по сугубо материальному расчету (такие браки как раз достаточно непрочны), а именно по трезвому размышлению. Но это бывает обычно у взрослых людей, как правило, уже испытавших горечь разочарования в первом, а то и во втором браке. Они уже успели узнать, что такое страсть, и убедились, что теперь им нехватает не ее, а именно душевного тепла, близости и привязанности…

Хотя они могли бы и не бросать своего первого партнера, а, сделав передышку, перейти к этой второй стадии и с ним. Только тогда они еще этого не знали.

Если вы в это время будете доверять своему партнеру, заранее и безоговорочно прощая все, что он говорит и делает «не по вашему» — ведь вы сами назначили его на высшую должность самого близкого вам человека! — то и он будет платить вам тем же, независимо от того, будет ли он осознавать это, как вы, или нет (скорее нет). Недаром говорят, что партнеры, прожившие вместе достаточно долгое время, становятся похожи друг на друга. Теперь вы понимаете, почему.

А теперь прикиньте, на кого он будет похож, если вы будете активно «перевоспитывать» его все время или выливать на него все обиды, накопившиеся у вас от общения с мамой, начальником, соседями и продавцами в магазинах?

Однако продолжим.

Жизнь, как известно, штука неровная. (Если бы она все время шла ровно, можно было бы зачахнуть от скуки.) Везде, в том числе и в жизни с партнером, время от времени наступают трудные периоды или кризисы. Периодичность таких кризисов сильно зависит от темперамента обоих — натуры горячие, «южные» могут переживать их раз в полгода, хотя в среднем они наступают опять таки через каждые пять или семь лет.

Вот почему следующие пики разводов приходятся на шестой, восьмой, пятнадцатый и т.д. годы брака.

Тут то и надо быть готовой встретить такой кризис во всеоружии боевой и тактической подготовки. Нужно ясно и трезво сознавать, что это просто период такой, что объективных оснований для беспокойства нет, а есть лишь чисто эмоциональные всплески (и у него, и у вас), которым не следует придавать значения. Отметили, что ну, да, они есть, и пошли дальше.

И относиться к партнеру в это время надо с бережностью и осторожностью, понимая, что ему тоже трудно приходится, и может быть, даже труднее, чем вам — мужчины ведь существа на самом деле более уязвимые, чем женщины. Если вас неправильно прожитый кризис наградит в худшем случае десятью килограммами лишнего веса, то у него может случиться инфаркт, и что вы тогда будете делать?

Все та же статистика не зря говорит, что мужчины живут меньше женщин.

Но мы о любви. Именно в периоды кризисов любовь… Нет, она не проходит ни в коем случае, она лишь вновь меняет характер. Если хотите, она устраивает вам испытание, экзамен: сумеете ли вы услышать ее новую, еще более тонкую мелодию?

Это — ощущение возвышенности над всеми мелкими, бытовыми деталями жизни, ощущение родства двух избранных душ, которым самим Космосом предначертано помогать друг другу выстоять, выдержать очередной период трудностей, а не сладострастно топить один другого. Тогда и ваш союз сможет перейти в ту категорию, о которой сказано, что браки заключаются на небесах, тогда вы и ваш партнер (куда он денется, ведь он следует за вами) своей самой глубинной, внутренней стрункой ощутите, как сильно вы нужны друг другу, как никто на свете больше не поможет ни ему, ни вам стать полноценной личностью, реализовать все свои лучшие качества, наконец, сказать себе словами писателя Валерия Петрова: «Жизнь удалась».

Открываю еще один секрет: именно этого экзамена очень многие как раз и не выдерживают — просто потому, что не знают об этом, даже не догадываются, что это экзамен. А дальше понятно, что происходит: экзамен придется пересдавать.

Люди расходятся, разводятся, находят себе нового партнера — и, гляди ка, он оказывается похож на старого как две капли воды. Тот был высокий блондин, и этот высокий блондин. Тот железнодорожник, и этот — работник метрополитена.

Вы наверняка сможете вспомнить подобные случаи из жизни ваших знакомых. Если все обстоит именно так, то это точно пересдача экзамена, когда один партнер (или оба) не учел простых правил, описанных мною выше, и теперь его будут гонять на этот экзамен до тех пор, пока он не поймет, что происходит, и не возьмется за ум, потому что на этом этапе любви от человека ума требуется уже раза в три больше, чем эмоций.

Не поняла — двойка, придешь еще раз. И у меня, и у вас хватает знакомых, у которых за плечами по три четыре брака. Само по себе это не так уж плохо, однако о чем то говорит, и вы уже знаете, о чем.

Подобных экзаменов в жизни у каждого человека бывает несколько. Я имею в виду разных — «пересдачи» тут не в счет, их вообще может быть много, если не подойти к делу с умом. Как правило, они совпадают с возрастами, на которые приходится очередная перемена личности.

Если вы до сих пор думали, что ваша личность останется неизменной от школы до пенсии, то это неверно. Я как раз надеюсь, что вы уже заметили перемены в себе: раньше вы были одна, а теперь совсем другая. Это закономерно, и недаром психологи выделяют определенные годы жизни, когда с человеком происходят такие перемены.

У разных индивидов эти годы варьируются, но не намного — полгода, год, самое большее два плюс минус в ту или другую сторону.

Первая такая перемена (совсем детские и юношеские мы учитывать не будем) происходит в двадцать один год. В это время женщина обычно уже знает, что и как ей нужно делать в жизни: ее взгляды и планы уже определились. Женщины вообще в этом отношении созревают раньше мужчин, которые долго остаются «мальчишками». Часто к этому возрасту женщина уже успевает вступить в брак, а то и родить ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться