Лапп Даниэль "Улучшаем память – в любом возрасте"

II. «ПЕРЕВОДИТЕ» ТЕКСТ В ОБРАЗНУЮ ФОРМУ

1. Прочитайте вслух первую строфу первого стихотворения, концентрируя внимание на содержащихся в ней образах.

2. Закройте глаза и попробуйте зримо представить смысл этой строфы в уме. Если возможно, вовлекайте наряду со зрением и другие чувства.

3. Перейдите к следующей строфе. Прочитайте ее вслух и представьте визуально в воображении. Продолжайте в том же роде со всеми строфами.

4. Вы должны иметь в уме очень ясную картину образов, содержащихся в стихотворении. Проверьте, так ли это, читая стихотворение вслух без остановок. На этот раз зримые образы явственно очертятся в вашем уме, подкрепляя своей конкретностью идеи.

5. Попробуйте воссоздать стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите в уме те образы, которые вам запомнились. Опишите их словами, приходящими на ум.

6. Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз очень внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.

7. Последнее по порядку, но не по важности: вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

III. ГОВОРИТЕ О СТИХАХ

Расскажите другу или родственнику о стихотворении; вначале опишите и охарактеризуйте стихи, а затем поделитесь впечатлениями от самого текста.

IV. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ

Наконец вы, возможно, пожелаете выучить стихотворение наизусть. В этом случае прибегните к кумулятивному методу: заучивайте в день по строфе и каждый раз при заучивании новой строфы вспоминайте предыдущие. Попробуйте объединить в этом процессе все, что вы освоили ранее – визуализацию, контекст, эмоции – и выучите стихотворение. Повторяйте его на манер актера, мешая в уме чувство и размышление: вы сами найдете верные интонации, которые не забудутся, если только вы будете время от времени освежать их в памяти.

V. СРАВНЕНИЕ СТИХОВ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ ТЕМУ (КОШКА, ДОЖДЬ…)

Сравнивайте метафоры, свойственные разным поэтам, и улавливайте различия в чувственном восприятии авторов, тоне, общем настроении, звучании стихов, ритме и точке зрения.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ-СООБЩЕНИЙ ПОД СВОИМ ЛИЧНЫМ УГЛОМ ЗРЕНИЯ

Переходите от общего к частному, от глобального взгляда к деталям.

1 . Вначале определите тему сообщения и основную идею.

Выявите главное: о чем идет речь?

Обратите внимание на заголовок, подзаголовки (просмотрите оглавление), список литературы и т п. Все это помогает выделить основное содержание. Поставьте вопросы

(это тоже будет способствовать выяснению главных идей) и попробуйте на них ответить во время чтения или потом. Следите за путеводной нитью в развитии основной идеи. Обратите внимание, как она развертывается и чем иллюстрируется. Пусть она ведет вас, как нить Ариадны вела Те-зея по лабиринту. Нужно придерживаться этой нити, чтобы не запутаться в отступлениях и подробностях.

2.Выделяйте наиболее важные элементы: тон того или иного отрывка, аргументацию, объяснения, фактические сведения. При чтении подчеркивайте ключевые слова, яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль.

3.Проанализируйте структурную композицию отрывка или всего текста: она отражает намерения автора и высвечивает основные идеи. Из скольких частей состоит текст? Какова их последовательность? Обычно в хорошо написанном тексте в каждом абзаце содержится какая-то отдельная мысль. Попробуйте выявить план построения текста и записать его. Чтобы придумать подзаголовки к различным частям, вам поневоле придется кратко резюмировать идеи, в них содержащиеся. Понадобится повторный, целенаправленный просмотр текста. Но если вы с самого начала будете следить за структурной композицией написанного, вам легче будет следовать за автором по пути развития главной идеи. Поэтому старайтесь по возможности структурировать материал уже при первом чтении.

4.Прокомментируйте текст со своей личной точки зрения. Вначале выявите точку зрения автора и дайте ей оценку. Оригинален ли автор, достоин ли доверия? Основателен ли он, практичен, этичен? Вызывает ли симпатию?

Прибавляют ли тон и стиль письма что-нибудь позитивное к содержанию? Уясните себе, что производит на вас большее впечатление – содержание или форма. Убедил ли вас автор, или же вы скептичны, удовлетворены, восхищены, раздражены, шокированы, даже возмущены?

Примечание.

Если вам трудно уловить основную идею, спросите себя: о какого рода сообщении идет речь? Американский психолог Бонни Мейер получила неплохие результаты при испытании метода, позволяющего запоминать основную идею текста путем раскрытия «плана», использованного автором для ее выражения. Для этого нужно выявлять в тексте слова-индикаторы, указывающие на его главную смысловую функцию. Согласно Б. Мейер, можно выделить пять «планов»: описание, последовательность (действий), проблема/разрешение, сравнение и причина/следствие. Это позволяет сформулировать фразу, резюмирующую текст на основе его словесной структуры. Например:

«Понижение температуры обусловлено движением масс полярного воздуха в сторону континента». Слово-индикатор тут – «обусловлено». Оно означает план причина/следствие. Эта фраза резюмирует причину похолодания.

«Чтобы прожить жизнь счастливо, живем скрытно». Слово-индикатор – «чтобы», план – проблема/разрешение. Этот текст отвечает на вопрос о пути к счастью.

«Гедонизм» затмевает «Средиземноморский клуб». Словами-индикаторами здесь служат названия двух клубов. План: сравнение. Этот текст сравнивает два клуба, один из которых представляется лучшим.

«Чтобы хорошо загореть, нужно вначале намазывать кожу кремом против солнечного ожога, затем загорать на солнце и наконец смывать крем с кожи». Слова-индикаторы: «вначале», «затем», «наконец»; план: последовательность действий. Этот текст дает верный рецепт, как приобрести красивый загар, не подвергая себя опасности. Действия состоят из трех операций, которые нужно– осуществлять в определенном порядке.

Таким способом запоминается главный смысл, а может быть, и кое-что еще.

В сложных текстах, однако, содержится много планов, так что этот метод годится в основном для анализа текстов-сообщений – рекламных объявлений, пословиц, инструкций, газетных заметок, всех относительно коротких текстов. Это интересный логический инструмент, но он может играть лишь вспомогательную роль. Ведь главная идея – всего лишь скелет текста. Она поддерживает его тело, но не вдыхает в него душу.

VI. ЧТЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ ИЗВЛЕЧЕНИЯ СУТИ ТЕКСТА

Напишите краткие комментарии ко всем текстам, содержание которых вы хотите запомнить в соответствии с предыдущими рекомендациями. Начните с текста, приведенного ниже («Простая душа»). При первом прочтении выдели-

те главную идею и найдите ключевые слова и образы. По мере того как вы читаете, группируйте их. Составьте себе общее впечатление. При втором прочтении обращайте больше внимания на структуру текста и детали. Ваше понимание текста должно теперь углубляться. Останавливайтесь после каждого абзаца (в конце концов для этого и создана пунктуация!) и задавайте себе различные вопросы по тексту: нравится он вам или нет? Почему? Производит ли он на вас впечатление? Какое именно? Имеет ли автор весьма оригинальное мнение по обсуждаемому вопросу? Обосновал ли он свою точку зрения? Занимает ли он какую-нибудь позицию? Согласны ли вы с ним? Прокомментируйте…

ПРОСТАЯ ДУША

На протяжении полувека мешанки Пон-л'Эвека завидовали мадам Обэн из-за ее служанки Фелиситё.

За сто франков в год она стряпала на кухне и вела домашнее хозяйство, шила, стирала, гладила, умела взнуздать лошадь, откармливать птицу, сбивать масло и при том оставалась верна своей госпоже, хотя та отнюдь не была приятной особой.

Мадам Обэн вышла замуж за красивого молодого человека, который в начале 1809 года умер, оставив ей в наследство двух детей и множество долгов.

Тогда она продала свою недвижимость, за исключением ферм в Туке и Жеффос-се, годовой доход от которых не превышал 5000 франков, покинула дом на улице Сен-Мелен и поселилась в домике поскромнее, в прошлом принадлежавшем ее предкам и расположенном за рынком.

Домик этот, с шиферной кровлей, находился посередине между речной переправой и улочкой, ведущей к реке. Полы в нем были на разном уровне, из-за чего вошедшие спотыкались. Узкая прихожая отделяла кухню от комнаты, где мадам Обэн коротала свои дни, сидя в соломенном кресле у окна. У стены с панелью, выкрашенной белой краской, выстроились в ряд восемь стульев красного дерева. Под барометром на старом пианино громоздилась пирамида из коробок и картонок. К камину из желтого мрамора в стиле Людовика XV по бокам примыкали два гобелена с пастушками. Посередине камина находились большие часы в виде храма Весты. Во всем помещении пахло плесенью, так как пол был ниже уровня земли в саду.

Фелисите вставала на заре, чтобы не пропустить службу в церкви, и трудилась без перерыва до вечера; затем, когда ужин был окончен, посуда прибрана и дверь хорошо заперта, она зарывала полено поглубже в золу и засыпала у очага с четками в руках. Никто другой не проявлял столько усердия в работе. Что же до чистоты, то блеск ее кастрюль приводил в отчаяние других служанок. Заботясь об экономии, она ела медленно и пальцем собирала на столе крошки от хлеба – хлеба весом в двенадцать фунтов, выпекаемого как будто специально для нее и хранившегося двадцать дней.

Во всякое время года она носила ситцевый платок, закрепленный на спине булавкой, чепчик, скрывавший волосы, серые чулки, красную юбку и поверх рубашки передник с нагрудником, какие носят сестры милосердия в больнице.

Лицо у нее было худое, а голос пронзительный. В двадцать пять лет ей можно было дать сорок. Начиная с пятого десятка она вообще не обнаруживала признаков возраста и, всегда молчаливая, с прямой осанкой и размеренными жестами, казалась женщиной, сделанной из дерева и приводимой в движение автоматическим механизмом.

Гюстав Флобер17

ЧИТАЙТЕ И ОТВЕЧАЙТЕ НА ВОПРОСЫ: МЕТОД Q3POC

Это очень простой метод, который поможет вам улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и т д.

Чтобы чтение ваше было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто делает Что, Когда, Почему, Где и Как? (Qui fait Quoi, Quand, Pourquoi, Оп et Comment – Q3POC.) К этому методу прибегают на курсах журналистики в США для большей уверенности в том, что из поля зрения учащихся не ускользнет ни один аспект какого-либо события. Вы можете использовать его при всестороннем рассмотрении любых бесед, радиопередач, сообщений или публичных выступлений. Этот метод идеально подходит для чтения газетных статей.

VII. ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДУ Q3POC

Прочитайте текст «Кандид, или оптимизм», держа в уме шесть вопросов: Кто тут главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как? Время от времени останавливайтесь и отвечайте на эти вопросы.

КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ

(отрывок)

В Вестфалии, в замке барона Тундер-тен-Тронка, жил юноша, которого природа наделила приятнейшим нравом. Вся душа его отражалась в его лице. Он судил

О вещах довольно здраво и очень простосердечно; потому, я думаю, его и звали Кандидом. Старые слуги дома подозревали, что он был сын сестры барона и одного доброго и честного дворянина, жившего по соседству, за которого эта барышня ни за что не хотела выйти замуж, так как он не смог доказать более чем семьдесят одно поколение предков, а остальная часть его генеалогического древа была погублена разрушительною силою времени.

Барон был одним из самых могущественных вельмож Вестфалии, ибо в замке его были и двери, и окна; главная зала даже была украшена шпалерами. Дворовые собаки в случае необходимости соединялись в свору; его конюхи становились егерями; деревенский священник был его великим милостынераздавателем. Все они называли его монсеньором и смеялись, когда он рассказывал о своих приключениях.

Баронесса, его супруга, весила почти триста пятьдесят фунтов, этим она внушала величайшее уважение к себе. Она исполняла обязанности хозяйки дома с достоинством, которое увеличивало это уважение. Ее дочь Кунигунда, семнадцати лет, была румяная, свежая, полная, аппетитная. Сын барона был во всем достоин своего отца. Наставник Панглос был оракулом дома, и маленький Кандид слушал его уроки со всем чистосердечием своего возраста и характера.

Панглос преподавал метафизико-теолого-космологонигологию. Он замечательно доказывал, что не бывает следствия без причин, и что в этом лучшем из возможных миров замок владетельного барона был прекраснейшим из замков, и что госпожа баронесса была лучшею из возможных баронесс.

– Доказано, – говорил он, – что вещи не могут быть иными; так как все создано сообразно цели, то все необходимо и создано для наилучшей цели. Вот заметьте, носы созданы для очков, потому у нас очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы быть обутыми, и мы их обуваем. Камни образовались для того, чтобы их тесать и чтобы из них строить замки, и вот владетельный барон имеет прекраснейший замок. Свиньи созданы, чтобы их ели, – мы едим свинину круглый год. Следовательно, те, которые утверждают, что все хорошо, говорят глупость, – следует говорить, что все к лучшему.

Кандид слушал внимательно и верил простодушно: он находил Кунигунду исключительно прекрасною, хотя никогда не осмеливался говорить ей об этом. Он считал, после счастья родиться бароном Тундер-тен-Тронком, второю степенью счастья быть Кунигундою, третьею – видеть ее каждый день и четвертою – слушать Панглоса, величайшего философа провинции и, следовательно, всей Земли.

Однажды Кунигунда, гуляя возле замка в маленькой роще, которая называлась парком, увидала между кустарниками доктора Панглоса, который давал урок экспериментальной физики горничной ее матери, маленькой брюнетке, очень хорошенькой и очень скромной. Так как Кунигунда имела большую склонность к знаниям, то она, затаив дыхание, принялась наблюдать все повторяемые опыты, свидетельницею которых она стала. Она поняла достаточно ясно доказательства доктора, усвоила их связь и последовательность и ушла взволнованная, задумчивая, вся полная стремления к знанию, мечтая о том, чтобы она могла стать предметом опыта, убедительного для юного Кандида так же, как и для нее.

Она встретила Кандида, возвращаясь в замок, и покраснела; Кандид покраснел тоже. Она поздоровалась с ним трепетным от волнения голосом, и смущенный Кандид ответил ей что-то, чего и сам не понял. На другой день, после обеда, когда все вставали из-за стола, Кунигунда и Кандид очутились за ширмами. Кунигунда уронила платок, Кандид его поднял, она с невинным видом пожала руку Кандида. Юноша с невинным видом поцеловал руку молодой баронессы с живостью, с чувством, с особенною нежностью; их губы встретились, и глаза их горели, и колена их были трепетны, и руки их блуждали. Барон Тундер-тен-Тронк проходил близ ширм и, уяснив себе причины и следствия, здоровым пинком вышвырнул Кандида из замка. Кунигунда упала в обморок; как только она очнулась, баронесса надавала ей пощечин; и было смятение в прекраснейшем и приятнейшем из всех возможных замков.

Вольтер18

МЕТОД SQ-3R: СТРАТЕГИЯ ДЛЯ СЕРЬЕЗНОГО ЧТЕНИЯ

Во время второй мировой войны к этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель – «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью». Метод оказался настолько полезным, что вошел в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают, он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%. Этот метод противодействует забвению, заостряя ваше внимание на сути изучаемого, так что вы сразу выделяете основные идеи и при повторном просмотре текста уже держите в уме его структурную композицию. Он основан на упомянутых ранее принципах, но при этом в нем еще точно предусмотрен ряд этапов, сокращенно записываемых как SQ-3R:

S (survoler) – бегло ознакомиться

Q (questionner) – задавать вопросы

Дгерёгег) – делать отметки при чтении

3R I (reciter) – пересказать словами

Hrevoir) – просмотреть повторно

VIII. ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДУ SQ-3R

Выберите интересный вам текст или книгу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие вас к чтению, были как можно сильнее – для большей концентрации внимания. Вначале вы можете использовать тексты, приведенные в этой главе, или по собственному выбору изучать одну из глав этой книги, например главу 2 («Как работает память»). Применяйте метод в соответствии со сказанным ниже.

Бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли.

Поставьте вопросы, т е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.

Сделайте в тексте отметки, выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.

Перескажите про себя эти идеи одну за другой, останавливаясь в конце длинных абзацев. Сделайте краткие заметки.

Тотчас повторно просмотрите текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т е. на внутренней структуре текста. У вас должен быть общий профиль, который нужно будет дополнить существенными деталями. Киньте беглый взгляд на свои заметки, чтобы в общих чертах сверить их с текстом и тем самым закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили. И наконец (это очень важно!), сделайте собственные комментарии и критические замечания. Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Убедитесь в том, что вы уяснили себе точку зрения автора. Дайте оценку позиции автора, отталкиваясь от его собственного контекста, попробуйте увидеть эту позицию в перспективе и посмотрите, насколько все друг с другом согласуется. Найдите возражения, неверные данные, ошибки, противоречия, предрассудки и уловки.

При желании, с учетом цели вашего чтения, вы можете упрощать метод, опуская этап «пересказа». Беглый просмотр газет, иллюстрированных и научно-технических журналов, докладов и книг поможет вам сберечь время и усилия: вы сосредоточитесь на том, что вам наиболее интересно. Вы осознаете, как важно сразу еще раз просмотреть только что прочитанный текст: вы можете подкрепить усвоенное, лишь комментируя и обсуждая его тотчас после прочтения. Чтобы идеи улеглись в голове, отведите на это некоторое время, пока текст еще свеж в памяти, – тогда вы усвоите больше. Не ограничивайтесь простым согласием или несогласием с автором. Попробуйте выразить словами, почему ваше мнение именно таково, и в точности описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем. Если вы будете обсуждать прочитанное с друзьями, то дольше сохраните его в активной зоне вашей памяти.

Краткий конспект

1. Читать с большей эффективностью означает читать с целью запомнить побольше на возможно более долгий срок. Для этого необходимо придать своей мысли структуру. Это можно сделать разными способами. У каждого метода свои достоинства. Испробуйте их все, перед тем как выбрать наиболее вам подходящий. Проявляйте гибкость мышления и обращайтесь при чтении к различным методам. Метод визуализации требует несколько большей тренировки, так как это новый подход. Однако он очень эффективен и применим более широко, чем можно было бы подумать.

2. При чтении зримо воспроизводите в уме образы, подсказываемые текстом. Это позволит восстановить текст по тем элементам, которые произведут на вас наибольшее впечатление или окажутся вам лично ближе всего. Мысленные образы служат подпоркой идеям. Делайте комментарии к ним.

3. При изучении текста переходите от общего к частностям, чтобы запомнить самое существенное. Подмечайте основные идеи и структуру их изложения, делайте свои личные комментарии по поводу интересных для вас деталей.

4. Читайте с целью получить конкретные ответы по методу Q3POC.

5. Чтобы легче усваивать материал, пользуйтесь методом SQ-3R.

6. Тотчас же по прочтении повторно просматривайте текст, при возможности делясь своими соображениями с другими людьми.

Примечание.

К какому бы методу вы ни прибегали, приспособьте его к своим надобностям. Только вы сами можете решать, какая степень детализации необходима вам для запоминания. При чтении для себя обычно вполне достаточно запомнить то, что вас поразило и заинтересовало (например, некоторые идеи, образы и т п.), в то время как при изучении текста необходим объективный и исчерпывающий анализ. В любом случае золотое правило состоит во внимательном отборе запоминаемых элементов и фиксации их в памяти одновременно на разных уровнях: чувственном (сенсорном), интеллектуальном и эмоциональном. Поэтому отмечайте в тексте, анализируйте и комментируйте все, что вас заинтересует, – и вы надолго это запомните, если будете время от времени освежать в памяти.

ГЛАВА 12 ЧИСЛА

Вы не можете делать суждения относительно самого себя, не привлекая воображения.

Марк Твен

В этой главе все, что мы изучали раньше, будет применено к запоминанию цифр и чисел. Ассоциирование зримых образов – очень удобный прием, которым можно широко пользоваться, когда он становится привычным нашему мышлению. Не забывайте, что в области памяти чудес не бывает – все сводится к надлежащим мысленным операциям.

Как часто нам бывает досадно, что мы не можем вспомнить какое-то число, будь то номер квартиры, куда мы должны попасть, номер машины, телефон родственника или друга. Даже если вы не питаете особой любви к цифрам (а потому, очевидно, и не уделяете им ни малейшего внимания), вы можете найти себе удобную систему их запоминания. Вначале нужно относиться к описанным ниже системам как к игре и пробовать разные методы; но не отбрасывайте их сразу как чересчур сложные, экстравагантные или требующие слишком много времени.

Во все прежние века было общепризнано, что мнемонические приемы служат надежными «подпорками» памяти, но в наши дни с ними знакомы лишь немногие. Некоторые умудренные опытом учителя предлагают иногда ученикам пользоваться такого рода приемами. Например, перечень семи союзов французского языка – mais, ou, et, done, or, ni, саг – совпадает по звучанию с фразой «Mais ou est done Ornicar?» («Но где же Орникар?»), которая легко запоминается. Еще пример: число П с точностью до пяти цифр – 3,1416 – нетрудно запомнить как фразу «что я знаю о кругах», где число букв в каждом слове равно соответствующей цифре. Когда мы расстаемся со школой, лицеем или университетом, мы перестаем прибегать к мнемоническим приемам, так как столь явная нужда в них отпадает. Иные думают, что им вообще не под силу эти приемы освоить, и потому даже не пробуют это делать. Другие прикрывают свою лень или отсутствие уверенности в себе маской дешевого скептицизма. Когда вы в конце концов выберете себе систему запоминания, не забывайте о том, что ее изучение и освоение на практике требует времени. Некоторые люди делают из этого интеллектуальную игру, чтобы испытывать свою память. Поскольку все начинается с мотивации, найдите себе цель, которая стала бы для вас стимулом. Выберите номер, который вам всегда хотелось, запомнить, например номер счета в банке или телефон друга. Признано, что для запоминания чисел нужна заинтересованность. Есть люди, по-настоящему этим увлеченные, и для манипулирования числами в уме они прибегают ко множеству различных мысленных стратегий.

Наиболее распространена система запоминания, основанная на разбиении множества элементов на части; множество может быть рядом цифр (числом), фразой или абзацем текста. Именно так – «по складам» – обычно пишутся и читаются вслух номера, когда они слишком длинны, например номера удостоверений социального страхования, банковских счетов, кредитных карточек или даже телефонов. Легче запоминаются малые элементы информации, которые потом объединяются в одно целое. Это весьма простой способ придать запоминаемому материалу структуру. Вспомним в связи с этим очень простой способ шитья короткими нитками. Может показаться утомительным каждый раз закреплять нитку, обрезать конец и снова вдевать нитку в иголку, но все же это наилучший способ шитья. Согласно библейскому рассказу, Дьявол – поверженный ангел, всегда стремившийся доказать свое превосходство, посмеялся над Богом, шившим короткими нитками, и вызвал его на состязание – кто из них быстрее шьет. Будучи уверен в себе, Дьявол даже не потрудился смотать нитку в клубок, и хотя нить была без разрывов, она вся спуталась, так что невозможно было сделать ни одного стежка. Раздосадованный и опозоренный, Дьявол отказался от своих притязаний. Точно так же и мы обречены на поражение, если пытаемся запомнить слишком длинный ряд цифр, не разделяя его на части. Простое разбиение ряда на небольшие кусочки может оказаться достаточным. Именно так вы запоминаете номер своего телефона, и этот принцип вы используете постоянно.

Визуализация цифр тоже дает превосходные результаты. Именно так работает фотографическая память. Те, кто развил в себе эту способность, пользуются ею так же легко, как дышат. Кроме того, многие из них при анализе числа прибегают к мысленным операциям на основе логики элементарных арифметических расчетов. Например, для запоминания числа 10248 можно разбить его на 10, 2 и геометрическую прогрессию с основанием 2:

1– 2 = 2; 2 – 2 = 4; 4 – 2 = 8; это дает 10 и далее 2, 4, 8.

Такого рода действия кажутся элементарными людям с математическим складом ума. Те, кому арифметика не по вкусу, предпочитают системы запоминания, основанные на мысленных образах. Цифры и числа можно трансформировать в конкретные символы, образы которых удобно объединять путем ассоциаций. В этой главе вам представится случай использовать свое воображение. Вы, наверное, уже догадались, что за разными системами запоминания стоят знакомые вам общие принципы:

1) замена абстрактного понятия конкретным образом;

2) создание ассоциаций между образами;

3) подведение «опоры» в виде маленькой истории, связанной с данной ассоциацией (комментарий).

Для запоминания чисел потребуется лишь очень ограниченный набор символов, обычно 10. Их-то и нужно будет объединять в той или иной истории. В зависимости от того, какая память у вас лучше – зрительная или вербальная (словесная), вы можете отдавать предпочтение тому или другому коду. Люди, поднаторевшие в запоминании цифр, часто комбинируют коды обоих типов. Сначала прочитайте всю главу целиком, чтобы ознакомиться с разными способами, а потом уже сделайте свой личный выбор и переходите к практике. Позднее, возможно, вы придумаете свою собственную систему запоминания, основанную на вашем опыте.

ФИКСИРОВАННЫЕ АССОЦИАЦИИ И КОДЫ

Вербальный код

Люди с преобладанием вербальной памяти более восприимчивы к звуковой стороне слов. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры и т п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа19:

ноль – моль

один – блондин (или джин, динго)

два – дрова (вдова, дверь)

три – Тришка (Тюильри, осетрина)

четыре – черт в тире

пять – пятка

шесть – шест (шерсть, жесть)

семь – семечки (семья)

восемь – осень

девять – дева

десять – деспот (тесть)

Подобный перечень вы должны составить сами, подбирая слова, которые покажутся вам наиболее подходящими. Теперь, чтобы запомнить ряд цифр наподобие того, как запоминают имена или лица, вам нужно создать образную ассоциацию, объединяющую кодовые слова для этих цифр. Предположим, вам нужно не забыть номер авиарейса 457. В нашем коде цифра 4 – это черт в тире, 5 – пятка, а 7 – семечки. Тогда можно представить себе, как черт пришел в тир и вдруг упал, наступив левой пяткой на рассыпанные семечки. Заметьте, что при сочинении истории нужно разместить разные образы в правильном порядке: 4, затем 5, затем 7, чтобы вся история «читалась» как запоминаемый номер рейса 457.

Визуальный код

Само собой понятно, что люди с преобладанием зрительной памяти легче запоминают визуальные образы и их элементы – контуры, формы, геометрические фигуры, цвета и оттенки (хотя в мозгу цвета воспринимаются и интерпретируются иной нейронной системой, нежели»формы). У таких людей возникают в уме ясные и четкие зрительные образы, в которых часто бывают отражены и культурные традиции: например, думая о футбольной команде из 11 игроков, эти люди очень ясно рисуют их в своем воображении на футбольном поле. При таком типе памяти для запоминания чисел больше подходит код на основе зрительных представлений, ассоциируемых с цифрами, например:

ноль – круг (или овал)

один – столб (кол, обелиск, свеча)

два – близнецы (пара ботинок, дуэт)

три – треугольник (трезубец, трехколесный велосипед, три мушкетера)

четыре – квадрат (4 лапы животного, 4 евангелиста)

пять – пятиугольник (Пентагон, растопыренные пальцы руки, морская звезда)

шесть – шестигранная игральная кость

семь – подсвечник на семь свечей (Белоснежка и семь гномов) восемь – песочные часы

девять – улитка (срок беременности, ушная раковина)

десять – пальцы двух рук (десять заповедей)

одиннадцать – футбольная команда

двенадцать – дюжина яиц (часовая стрелка в полдень)

Нетрудно связать такие образы в цепочку, соответствующую ряду цифр, который нужно запомнить. В предыдущем примере с номером авиарейса 457 можно представить себе, как кошка (с четырьмя лапами) ловила мышей в подвале Пентагона, и вдруг навстречу ей семь гномов… Сюжет, быть может, диковатый, зато останется в памяти. С обретением опыта вы так же легко восстановите номер и по мысленной картине, изображающей треугольный столик, на нем песочные часы, а на них – зажженную свечу. Конечно, это будет 381! Вы можете воображать и более сложные сценки. А сейчас попробуйте проделать описанное далее упражнение.

Пробное упражнение: использование визуального или вербального кода

Воспользовавшись тем или другим кодом, найдите ассоциации для запоминания числа указанных ниже предметов. Например, вы хотите запомнить, что в стойле стоит лишь одна корова. Прежде всего выберите вербальный, или визуальный код, а затем представьте себе соответствующую картину:

1) вербальный код: корова нюхает налитый в миску джин;

2) визуальный код: корова привязана к колышку.

Эти картинки должны напомнить вам о цифре 1 и о слове «корова». Добавляя свою эмоциональную оценку (вроде «как. морщится корова от запаха джина» или «как забавно корова чешется о кол»), вы создадите еще и эмоциональный контекст, значительно укрепляющий следы, которые вы стремитесь оставить в своей памяти.

Пробный перечень

Одна корова Семь шариков

Две автомашины Восемь ампул

Три рубашки Девять колец

Четыре зеркала Десять стаканов

Пять солдат Одиннадцать озер

Шесть карандашей Двенадцать голубей

Мысленно закодируйте этот перечень, а потом закройте его листом бумаги и напишите по памяти число приведенных в нем предметов в следующем (теперь уже измененном) порядке: рубашки, голуби, солдаты, карандаши, шарики, коровы, кольца, озера, машины, зеркала, ампулы, стаканы.

Об этих кодах часто говорят как о «кодах-крючках» – ведь на них как бы нацепляют образы, что несколько напоминает метод «мест». В последующих разделах будут описаны иные методы. Вы увидите, что в них иногда сочетаются зрительные и словесные ассоциации.

ДРУГИЕ СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ

Кодирование цифр по зрительному сходству

В этом методе каждая цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею.

0 = 0

1 = Т или Г (главный элемент – вертикальная палочка)

2 = П (буква на двух «ножках»)

3 = 3

4 = 4

5 = Б

6 = С

7 = У

8 = В

9 = Р

Чтобы запомнить число, нужно превратить его цифры в буквы, и с них будут начинаться слова, которые вы допишете по своему усмотрению так, чтобы из них образовалась легко запоминающаяся фраза. Как и при запоминании имен, дайте простор своему воображению; пробуйте разные варианты, пока вам на ум не придут подходящие слова. Например, вот номер телефона:

Мысленно представьте себе, как «смеется без причины» генерал в карнавальном костюме и треуголке. Далее придумайте какую-нибудь связь между карнавальным генералом и человеком, телефон которого вы запоминаете, например вашим мясником. Скажем, воображаемый генерал может быть чем-то похож на этого мясника. Чтобы вспомнить номер телефона по такой ассоциации, вам достаточно перевести буквы в цифры. Очевидно, что эта система запоминания требует некоторой тренировки, но если она вас интересует и вы к ней регулярно обращаетесь, то способ такого перевода вы быстро усвоите. Чем больше практики, тем быстрее вы научитесь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться