Лапп Даниэль "Улучшаем память – в любом возрасте"

Направляйте мысль на конкретную задачу

В главе 5 вы познакомитесь со специальными методами, облегчающими вспоминание, и тогда слова «ориентируйте свою мысль на предстоящую задачу» покажутся вам более конкретными. Естественно, вместо того чтобы размышлять о своих опасениях, вы действительно станете думать о существе данного дела. Вы будете задавать себе вопросы, анализировать задачу и уточнять ее постановку. Сначала вы спросите себя: «Как я могу этого достичь?» Занявшись этим вопросом, вы забудете свои опасения.

Уменьшайте беспокойство с помощью музыки

Слушание медленной музыки, например некоторых произведений в стиле барокко, успокаивает душу и тем самым облегчает запись информации в памяти. Метод обучения по-Лозанову основан на чтении изучаемого текста под музыку в темпе около 60 четвертных долей в минуту (largo). Вы должны лишь ритмично чередовать произнесение слов с молчанием на фоне музыки. Например, пусть вы хотите заучить какое-нибудь английское слово. На протяжении первого четырехдольного такта слушайте музыку, а во время следующего произносите вслух «вокзал – railroad station»:

1 2 3 4 1 2 3 4

(слушайте музыку) (вокзал – railroad station)

В этом методе сделана попытка гармонично сочетать участие сознания и подсознательные процессы, что, по предположению, должно облегчить запоминание. Эффективность метода остается спорной, хотя похоже, что он дал хорошие результаты в начальных школах Болгарии. Он применим в особенности при изучении иностранных языков. Можно легко убедиться в его полезности при заучивании наизусть списка слов, нужных для сдачи экзамена; однако аналитические методы дают более глубокие знания, а полное погружение в языковую среду без перевода позволяет легче овладеть активной речью. Возможно, в идеале нужно комбинировать разные методы, а не использовать лишь один из них (см. гл. 13)

Послушайте медленную мелодию какой-нибудь пьесы в стиле барокко и повторяйте при этом фразу, которую вы хотите выучить. Чувствуйте себя спокойным, восприимчивым и в состоянии гармонии с музыкой. Вы можете выбрать для запоминания стихи, крылатую фразу, рекламное сообщение, лозунг, слова друга, пословицу и т п. Вот несколько интересных фраз:

Мужчина живет забывчивостью, а женщина – воспоминаниями.

(Т. С. Элиот)

Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию.

(Мэтью Арнольд)

Память неверна, как женщина.

Испанская пословица

Возраст женщины – это возраст ее чувств, в то время как мужчина в возрасте – это мужчина, у которого чувств уже нет.

(Мэй Уэст)

Жизнь – это лишь наши воспоминания, за исключением текущего момента, а он пролетает так быстро, что мы его едва улавливаем мимоходом.

(Теннесси Уильямc)

В моем словаре нет слова «невозможно».

(Наполеон)

Я открыл, что все человеческие несчастья проистекают от одной причины – оттого, что люди не умеют оставаться одни и без дела в комнате.

(Блез Паскаль)

Мы почти не думаем о настоящем, а если и думаем, то лишь готовясь к будущему.

(Блез Паскаль)

Краткий конспект

1. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство – одну из главных причин плохой работы памяти.

2. Расслабление улучшает внимание. Оно дает возможность оценить ситуацию и сосредоточиться.

3. Последовательное мышечное расслабление совместно с визуализацией успокаивают тело и душу.

4. Глубокое ритмичное дыхание снимает избыток напряженности и способствует лучшей концентрации внимания.

5. Упражнения, уменьшающие беспокойство, тем самым облегчают концентрацию внимания.

6. Расслабление помогает подавить беспокойство и создает таким образом благоприятные условия для работы памяти.

7. Хорошее знание функций памяти, их сознательный учет и позитивная психологическая установка тоже позволяют лучше преодолевать беспокойство и делают возможной концентрацию внимания.

8. Размышления относительно способов выполнения задачи освобождают мозг от беспокойства, вытесняя негативные установки, вместо того чтобы без конца представлять себе возможные неудачи, нужно обдумывать конкретные пути достижения цели.

ЧАСТЬ II. КАК УЛУЧШИТЬ КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ

ГЛАВА 5 МЫСЛЕННЫЕ КАРТИНЫ И ВООБРАЖЕНИЕ

Прекрасная вещь – это вечный источник радости.

ДтКтс

МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ

Когда-то давно отцвели ирисы, много лет назад покинули нас близкие люди, но мы все еще можем просмотреть на экране памяти кинохронику важнейших событий прошлого.

Мы способны мысленно воссоздавать чувственные образы (по-английски – imagery, по-французски – imagerie mentale) – это мы называем «воображением». Мы можем воспроизводить в уме то, что видели, слышали и т д. (репродуктивное, воссоздающее воображение) и строить новые образы (воображение продуктивное, творческое). В дальнейшем, говоря о «мысленных образах», мы будем иметь в виду воспроизведение воспринятого ранее, а не создание нового (как, например, в области технического или художественного творчества). Воспроизводя в уме картину прошлого, мы как бы отключаем время и снова переживаем вечное настоящее наших живых воспоминаний. Одно из самых драгоценных свойств памяти, очень важное как при извлечении информации, так и при ее долговременной записи, – это способность оперировать образами, т е. организовать мысли в форме зрительных представлений. Зрительные образы всегда конкретны, что дает возможность передать мысль четко и ясно. Чтобы вспомнить абстрактное понятие, нужно вернуть его в «отчий дом», т е. вписать? в определенный контекст. Лишь в этом случае мы связываем его со своей жизнью и понимаем его глубокий смысл и полезность.

Это справедливо даже в чисто научных областях, таких как математика и физика, в которых постоянно прибегают к использованию диаграмм, графиков, формул и специальных экспериментов. В философии теории и принципы иллюстрируются примерами из повседневной жизни. Вспомним рассуждение Декарта о воске: в жидком и твердом состоянии он представляется нам двумя разными веществами, хотя на самом деле его природа в обоих случаях одинакова. Что можно из этого извлечь? То, что нельзя слишком доверять своим чувствам: они могут вводить нас в заблуждение, и только разум служит надежной опорой в познании истины. Более других нам известны те философы, которые иллюстрировали свои идеи на конкретных примерах. Вольтер опровергал идеализм Лейбница в своей, философской повести «Кандид, или оптимизм». Это произведение понятно всем читателям, ибо оно само по себе «метафора» – пример жизненного опыта, противоречащего идеалистической теории. Действительность в свою очередь обогащается, облагораживается литературой: она приобретает как бы новое измерение, когда образы мифов включаются в наше восприятие повседневной жизни.

Употребление образных, метафорических выражений позволяет очень наглядно и доходчиво передавать мысли. И в разговорном языке, и в литературе метафоры обычно ярки и красочны. Каждый использует свой собственный язык метафор, отражающий его личный взгляд на мир. Часто, не осознавая этого, мы прибегаем к метафорам, связанным с нашими культурными традициями. Например, в США и Франции частенько слышишь обороты, употребляемые в популярных там видах спорта. Соответствующие зрительные образы придают мысли такую наглядность, что она улавливается мгновенно. Кроме того, они могут вносить в формулировку идей оригинальность и даже поэтичность. Однажды в беседе с японцем я поясняла, как мысленные образы помогают памяти, что, как я думала, восточному человеку могло бы казаться странным. В ответ он мне рассказал, как у него самого протекают процессы вспоминания: вначале всплывают какие-то неопределенные впечатления, затем внутренние образы, но дело никогда не начинается с идей или логических построений. Сравнивая, как восточный и западный склад ума отражается в языковых структурах, он заметил, что традиционное японское письмо отлично от европейских алфавитов и состоит из ряда более выразительных графических символов, пиктограмм или идеограмм, которые при чтении японец узнает еще до осознания общего смысла иероглифа. Я заметила, что в Японии больше обращают внимание на формальные стороны жизни – на манеры, саму атмосферу проведения какого-либо мероприятия, ритуалы. Создается впечатление, что форма довлеет над содержанием. Что говорится, менее важно, чем как это говорится. Формальное обретает значение, ставящее его над функциональным. В этом есть и эстетический аспект, тесно связанный с идеей гармонии. Возможно, из-за перенаселенности своей страны японцы в очень раннем возрасте учатся мысленно уединяться, отдаваясь игре воображения. Эта умственная «гимнастика» способствует развитию памяти.

Если у вас от природы живое воображение, вы преодолеете эту главу гигантскими шагами. Вы откроете для себя, что уже обладаете для помощи своей памяти неисчерпаемым источником сокровищ. Если же, наоборот, ваше воображение слабовато, вы увидите, что каждому под силу его развить.

Вот примеры, показывающие, насколько наше воображение связано с повседневной жизнью и как оно работает. Представьте себе мысленно следующие сценки:

1) кошка, вылизывающая лапу;

2) городская суета;

3) печаль в доме.

Первую сценку легко нарисовать в уме, потому что это конкретная картинка: движения животного, которые всем приходилось видеть. Вторую сценку представить себе труднее – ведь она более абстрактна. Слова «городская суета» не вызывают мгновенно зрительную картину. Нужно привлечь свое воображение, чтобы отразить озабоченность в лицах спешащих парижан на улицах города. А третья сценка, конкретна она или нет? Вызывает ли она тотчас зрительный образ или вам нужно его подыскивать? Я думаю, что большинству людей третью сценку вообразить проще, хотя она и абстрактна. Она связана с домом, который каждый из нас легко может представить себе вместе с его обитателями – нашими близкими. Поэтому «печаль в доме» сразу мысленно преобразуется в печальное лицо близкого нам человека в домашней обстановке.

В своей книге о памяти Лэрд Чермак предлагает несколько вопросов, помогающих читателю понять, использует ли он подсознательно зрительные образы, когда о чем-то думает. Попробуйте на них ответить.

– Можете ли вы описать место расположения вашего дома, не рисуя себе его мысленного образа?

– Можете ли вы, не представляя себе зримо ваш письменный стол, сказать, что на нем лежит?

– Назовите пять любимых своих галстуков или блузок. Когда вы называете вслух каждую из этих пяти вещей, возникают ли в вашем уме их зрительные образы?

Оценив свои потенциальные возможности в создании мысленных образов, вы можете улучшить как запись информации в памяти, так и ее извлечение оттуда. Образы, раскрывающие понятие прямо, возникают в нашем уме сами собой, без каких-либо усилий. Например, если вы подумаете о «солнце», образ солнца появится мгновенно. Он входит составной частью в само понятие солнца. В отличие от этого образы, выражающие понятия косвенно, возникают лишь после перехода от абстрактной мысли к конкретной. Слово «коммунизм», например, может зрительно раскрыться в виде серпа и молота. Таким же образом «любовь» предстает как стилизованное сердце, «мир» как голубь и т д.

На ассоциациях со зрительными образами основаны многие мнемонические приемы (мы ближе познакомимся с ними в третьей части книги). Например, легкий способ запоминания цифр состоит в преобразовании абстрактных символов в конкретные образы и подборе к ним подходящих ассоциаций. На протяжении веков, если не тысячелетий, обсуждался вопрос, можно ли одновременно мыслить о предмете и представлять его себе; что раньше возникает в уме – логическое понятие «стул» или его зрительный образ? В этом ни у кого нет полной уверенности, однако ясно, что трудно создать что-нибудь, исходя из чистой абстракции. Всякий инженер или изобретатель хотя бы смутно и грубо, но все-таки рисует в уме то, что хочет сконструировать. Часто форму предмета диктует его функциональное назначение: стул должен выдерживать вес тела и быть удобен, так как им пользуются для отдыха (это я так считаю; на деле же далеко не все стулья таковы). Творческая мысль опирается на зрительное воображение. Это единственная возможность обойти логические схемы, сковывающие наш ум. Альберт Эйнштейн говорит, что революционная концепция относительности родилась в его голове из вихря зрительных образов во время его длительного безделья. Точно так же воображение благоприятствует обилию воспоминаний. Само извлечение из памяти моментов прошлого требует творческих усилий. Нужно профильтровать действительность, отобрать из нее нужные события, придать им колорит своей личности и снова поместить в надлежащий контекст.

Чтобы развить способность к воспроизведению образов, необходимо как можно больше использовать свое воображение. При изучении психических процессов у лиц с феноменальной памятью обнаружилось, что в большинстве своем эти люди обладали превосходной зрительной памятью, запечатлевающей подлинные «клише» всех стимулов, воспринимаемых мозгом. Каждый из нас в большей или меньшей степени обладал этой способностью в детстве, В самом раннем возрасте дети изучают мир посредством чувств. Позднее, вырастая и входя в мир взрослых, они изменяют стиль восприятия и в большей степени опираются на логику и интеллект. Люди же с исключительной памятью сохраняют свою способность к чувственному восприятию мира на протяжении всей жизни. Можно стараться воспитывать детей так, чтобы они не теряли этой способности, а взрослые могут упражняться, чтобы ее восстановить. В процессе формирования зрительных образов большую роль играет воображение, и им следует пользоваться без ограничений.

ВОССОЗДАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ, ИЛИ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ»

В мысленном воссоздании образов проявляется наша способность внутренне представлять себе предметы или, в более общем случае, также смысл понятий. (В английском языке это выражают глаголом visualize, французский перевод которого – visualiser или visionner – обычно употребляется лишь в техническом языке физики, информатики и кинематографа.)

Каждый из нас инстинктивно умеет воскрешать в памяти зримые картины прошлого. Но для того чтобы извлечь из этого процесса максимум возможностей, нужно его проанализировать. Зримо воскресить в памяти предмет или идею – это значит воссоздать в уме образ самого предмета, виденного когда-то раньше, или того, что мы о нем помним. Здесь подразумевается, что вы внимательно рассмотрели сам предмет или его изображение, затратив на это некоторое время, поскольку ваша цель состояла в его запоминании.

Когда мы что-то мысленно представляем себе, мы проецируем на наш «внутренний экран» такое изображение предмета, какое создал образ при его восприятии. При этом мы как бы снова видим те элементы, которые привлекли наше внимание, когда оно было сосредоточено на предмете. Чтобы получить четкий зрительный образ, лучше закрыть глаза, а затем сконцентрироваться на вспоминаемой картине. Воспроизводимый образ, конечно, будет основан на наших собственных наблюдениях и включит всю извлеченную из памяти информацию о данном предмете (о его форме, размерах, цвете, текстуре, окружении и т д.). Во время запоминания наш ум активен, а не пассивен: мы сознательно «записываем» в память то, что хотим запечатлеть.

Визуализация всегда была одним из средств, при помощи которых многие философы и мистики стремились достигать безмятежного спокойствия. Они мысленно воссоздавали идеальную картину, приносящую им внутренний покой. Так как они сосредоточивали на этой картине все внимание, у них быстро появлялось чувство расслабления и гармонии. Заключенные прибегали к этому методу для поддержания морального духа, находясь в одиночной камере. В наше время те же методы используются в психотерапии с целью вызвать расслабление и помочь больному в создании позитивной установки. Поскольку основная идея метода состоит в концентрации внимания на какой-то четкой и ясной картине, с тем чтобы надолго сохранить ее в памяти после реального восприятия, визуализация оказалась превосходным упражнением для памяти.

Вы можете поупражняться, воспроизводя в уме то, о чем читаете, что чувствуете носом или на вкус и даже то, что слышите. Например, во время телефонного разговора постарайтесь зримо нарисовать в уме портрет своего собеседника. Спросите себя, в каком месте своего дома находится он в это время, что делает, представьте себе его позу, выражение лица и т п. Если вы хотите, например, запомнить день, когда вам нужно забрать одежду из химчистки, рассмотрите внимательно квитанцию, на которой он указан. Снимите с квитанции мысленную «копию» и постарайтесь запомнить дату. Вспомните сделанное ранее сравнение: ваш мозг – это настоящий фотоаппарат, которым вы должны пользоваться для преобразования своих жизненных наблюдений в зримые иллюстрации.

Краткий конспект

Вы можете улучшить свою память, научившись прибегать к мысленному воспроизведению зрительных образов. Образное мышление доставляет удовольствие и облегчает процессы вспоминания.

А. Образные представления

1. Конкретное мышление помогает памяти.

2. Преобразуйте абстрактную идею в конкретную форму, и вы получите мысленный образ.

3. Чем специфичнее образ, тем он лучше.

4. Эмоционально окрашенные образы воспроизводятся лучше.

5. Чтобы усилить эмоциональную окраску образа, достаточно включить его в значимый для нас лично контекст.

Б. Воспроизведение зрительных образов

1. Воссоздание в памяти зрительных образов и образное представление мыслей имеют большое значение для хорошей памяти.

2. Все люди способны развивать свое воображение.

3. Эмоционально окрашенные и затрагивающие нас лично образы сохраняются в памяти дольше.

4. Зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины-иллюстрации, т е. в построении соответствующего образа. Это занимает не меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИК ВОССОЗДАНИЮ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ

Сначала несколько советов. Во-первых, не бойтесь показаться самому себе смешным, так как этот страх часто мешает работе воображения. Во-вторых, делая упражнения, попробуйте оценить, насколько уверенно вы переводите идеи в зримые мысленные образы. В-третьих, не думайте, что это пустая трата времени: занятие это эффективно, как и вообще внесение любой организации в ваш образ жизни (например, привычки знакомиться с планом города перед его посещением).

I.МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ПОНЯТИЯМ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО

Попробуйте зримо представить в уме смысл приведенных ниже слов или фраз и определите, прямо или косвенно он отображается. Зримый образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия для визуализации нужны усилия воображения.

1. Спящий младенец

2. Белочка, грызущая орех

3. Война на Ближнем Востоке

4. Наводнение

5. Время, текущее медленно

6. Дефект в текстуре ткани

7. Недостаток аргументации

8. Бог

9. Тайна

10. Кинг-Конг

11. Ненависть

12. Любовь

13. Милосердие

14. Юмор

15. Снег

16. Дерево

II.МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ И ЭМОЦИИ

Прочитайте строки 1 – 10. После каждой строки закройте глаза, чтобы сосредоточиться, и представьте себе соответствующую картину.

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробочке в форме ромба

5. Молния в темноте (застывшая картина, затем меняющаяся)

6. Пятно на вашей любимой рубашке или блузке

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька Теперь возьмите листок бумаги для записи и, не перечитывая списка, попробуйте снова визуализировать, что вспомните. Назовите соответствующие картинки. Когда окончите, попытайтесь проанализировать вызываемые ими эмоции. Сравните ваш новый список с первоначальным и сделайте выводы. Какие из образов vr эмоций лучше всего закрепились в вашей памяти? Возможно, вам захочется испытать свою зрительную память позднее, завтра или в конце недели. Вы будете удивлены результатами.

III. МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ И ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА

Закройте глаза и вообразите следующие картины:

Осиное гнездо

Осиное гнездо у вашей двери

Осиное гнездо в вашей ванной

Острый нож

Острый нож, режущий мясо

Острый нож, режущий вам палец

Старик на скамейке

Старик на скамейке на солнце

Плачущий старик на скамейке на солнце

Радуга на грозовом небе

Радуга над вашим домом на грозовом небе

Радуга над вашим домом на грозовом небе, радующая ваш взор

Птичка, клюющая корм в саду

Птичка, купающаяся в луже

Птичка, которая взлетает, спасаясь от кошки

Падающие листья

Красные и желтые падающие листья

Красные и желтые листья на вашем газоне

Разбитая кружка на полу вашей кухни

Разбитая кружка с черникой на полке

Кружка с черникой, опрокинутая на вашу красивую скатерть

Свет фар и вой машины скорой помощи на вашей улице

То же около вашего дома

То же у вашей двери

Не перечитывайте списка, возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось. Проверьте свои ответы и спросите себя, какого рода образы вы легче вспоминаете.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ

В описанных далее упражнениях мы переходим от простых образов к более сложным и, наконец, к образам человеческих лиц.

IV. МЫСЛЕННЫЕ КАРТИНЫ КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ

Вообразите, что ваш ум – это огромный экран, на который вы можете проецировать все свои мысли и фантазии. Привлекайте воображение для эстетического обогащения своей повседневной жизни. Зрительные образы могут изменить ваше настроение. В зависимости от характера рисуемой в уме картины вы можете как расслабляться, так и внутренне возбуждаться.

1. Усядьтесь поудобнее на стуле в укромном уголке.

2. Закройте глаза и представьте себе картину, наводящую на вас покой и умиротворенность, например солнце, садящееся за холмами или морем. Нарисуйте в уме очень четкую картину этого пейзажа.

3. Любуйтесь красотой воображаемого пейзажа (цветом неба, холмов или моря).

4. Обратите внимание, как ваше дыхание замедляется, становится неощутимым: вы чувствуете себя в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Осознавайте свои эмоции и душевное состояние.

Делайте это упражнение, рисуя в уме различные картины. Вы обретете способность мысленно воссоздавать дорогие вашему сердцу сцены или виденные когда-то красивые предметы, тем самым возвращая свое сознание к пережитым ранее счастливым минутам. Попробуйте вообразить горное озеро, дремлющего кота, зеленые пастбища или крупным планом цветок, раскрывающийся на солнце.

V. МЫСЛЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИСУНКОВ, КАРТИН, ФОТОГРАФИЙ И Т.П.

В этом упражнении вы внимательно рассматриваете иллюстрацию или предмет. Заимствуйте материал из иллюстрированных журналов, книг по искусству, витрин антикварных магазинов, рекламных проспектов. Вначале возьмите простые изображения и постепенно переходите ко все более сложным.

1. Убедитесь, что вы достаточно расслабились.

2. Внимательно рассматривайте запоминаемый объект в течение двух минут. Поместите его на таком расстоянии, чтобы не напрягать глаза. Обратите внимание на его форму и цвет. Если ваши мысли блуждают, не волнуйтесь из-за этого: просто возвращайте их к рассматриваемой картинке. Зрительная концентрация такого типа требует определенного времени и упражнения. Попробуйте фиксировать взор на какой-либо детали.

3. Закройте глаза и попробуйте восстановить картину в уме. Вы должны «видеть» в точности то же изображение, но не обязательно так же четко, как в действительности. В вашем уме должно сохраниться нечто вроде смазанной, бледной копии.

4. Откройте глаза и проверьте, удалось ли вам восстановить все изображение.

Примечание.

Не ожидайте, что мысленный образ будет таким же ярким, как реальный оригинал – это вряд ли получится. Нужно стремиться лишь к возможно большей яркости. Если ваша первая попытка окажется не блестящей, не отчаивайтесь. Удлините время рассматривания. После нескольких удачных попыток опять сократите это время до двух и даже одной минуты. Будьте настойчивы, и вы разовьете свою зрительную память.

VI.РЕАЛЬНОЕ И МЫСЛЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ РАКУРСА

Вначале рассмотрите предмет под разными углами. Обойдите его кругом и поглядите на него сверху, снизу, сбоку. Затем закройте глаза и воссоздайте образ предмета в уме под разными углами зрения. Потом, пользуясь воображением, реконструируйте предмет в целом. Приводим варианты этого упражнения.

1. Вообразите какой-нибудь объект, наблюдаемый с разных сторон: сверху, сзади, справа, слева.

2. Вообразите объект под разными углами наблюдения, как будто вы фотограф, делающий снимки с разных точек.

3. Проделайте то же самое с какой-нибудь скульптурой или любым недавно виденным вами предметом.

4. Выберите знакомый вам уголок (сад, улица, дерево) и вообразите его в разные времена года.

5. Выберите какую-нибудь комнату в вашем доме и нарисуйте ее в воображении в разное время суток, при различном освещении, при перемене обстановки и т п.

6. Подумайте о каком-нибудь хорошо знакомом вам человеке. Представьте его себе анфас, со спины, в профиль. Вообразите его сидящим, читающим, смотрящим телевизор или за едой; а потом в движении и с мимикой – как он идет, поднимается по лестнице, выходит из машины, смеется или плачет. Подумайте о его манерах, жестах, походке.

VII.ЛИЦА

Представьте себе человеческое лицо, а затем понаблюдайте лица на улице, в кафе или по телевизору. Сможете ли вы их припомнить? Проверьте себя, описывая главные особенности этих лиц.

Примечание. Упражнения такого рода одним кажутся легче, другим труднее. По типу мышления люди делятся на две группы: со зрительным доминированием и с вербальным (словесным) доминированием. В результате практики наблюдение и визуализация станут вашей «второй натурой» и благотворно скажутся на вашей памяти.

VIII.ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Вообразите, что вы стали свидетелем инцидента или происшествия дома, в магазине или на улице. Скажем, у женщины вырывают из рук сумочку или, может быть, произошло автотранспортное происшествие и т п.

IX.СТИХИ

Попробуйте зримо нарисовать в уме образы, возникающие при чтении приведенного ниже стихотворения. Читая строку, рисуйте ее в воображении, а затем закройте глаза и восстановите в уме связанные с нею образы. (Уже прошло 15 лет, как я учила эти стихи в школе, а в моем уме по-прежнему встает дивная картина золотистых нарциссов, колыхающихся и танцующих на ветру на берегу озера.) Проделайте то же самое с другими стихотворениями.

НАРЦИССЫ

Я брел, как облачко меж гор,

В лесу, задумчивый пиит.

Внезапно поразил мой взор

Открывшийся чудесный вид:

Залив, а рядом на просторе

Нарциссов колыхалось море.

Их лепестки слились, сверкая

Как звезды Млечного пути;

Цветам не видно было края,

Куда свой взор ни обрати.

Десятки тысяч предо мной

Кивали в танце головой.

На озере взыгрались волны.

Но волны золота цветов

Казались боле счастья полны.

На этот вид, не тратя слов,

Я с чувством радостным взирал,

Но как мне дорог он, не знал.

Теперь, когда взгрустнется мне,

Как начинаю засыпать,

Всплывает память о том дне,

Встает в глазах нарциссов рать.

И сердце радостно воспрянет,

Пускаясь в такт нарциссам в танец.

Уильям Вордсворт 2

ГЛАВА 6 ПРОБУЖДЕНИЕ ЧУВСТВ: ОСОЗНАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Ибо все начинается с чувств.

Куммингс

Понятия внимания, концентрации внимания и осознания своих действий относятся к нашему восприятию реальности окружающего мира. Мы воспринимаем внешний мир чувствами еще до того, как наша мысль начинает обрабатывать поступающую информацию и раскладывать ее по полочкам нашей памяти. С помощью чувств мы улавливаем тысячи стимулов, вызывающих у нас реакции разного рода, как эмоциональные, так и интеллектуальные. Учитывая этот механизм реагирования, мы помогаем своей памяти. Когда процесс восприятия происходит осознанно, впечатления лучше закрепляются в памяти.

К сожалению, обычно мы придаем мало значения нашим чувствам. Возможно, это культурная традиция, ведь создается впечатление, что западные цивилизации, философия, наука и религия объединили свои усилия, чтобы представить чувства как источник малонадежный и даже опасный. Когда мы выходим из детства, нас учат пренебрегать своими чувствами и не поддаваться им. Побуждая нас не придавать чувствам значения, нас учат ставить размышление выше чувственных впечатлений. Как будто бы чувственные впечатления вовсе не существуют! В результате возникает внутренний конфликт – ощущение дискомфорта по поводу самой природы чувства с точки зрения морали. Мы выходим из этой западни, стараясь поменьше об этом думать. Не нужно недооценивать последствий такого положения для памяти: игнорируя чувства, мы ограничиваем свой мнестический потенциал.

РАСКРЕПОЩЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ

Моя цель – помочь вам заново открыть возможности своих чувств, как вы это делали в детстве, но теперь уже с сознанием взрослого. В детские годы вы научились общаться с внешним миром при помощи впечатлений и ощущений. Это помогло вам записать в памяти большое количество информации за короткий период времени. Вы изучили родной язык, имитируя звуки и связывая их со зрительными образами. Дети открывают для себя конфликты благодаря спорам и крикам братьев, сестер и родителей. Абстракция для них пока не существует, и их восприятие мира чисто чувственное. Когда мы входим в возраст разума, мы склонны рассматривать наши ощущения как абстракции, так как, мне думается, им трудно дать точное определение. Абстрактные или нет, чувства наши прекрасно содействуют памяти. Это содействие происходит на уровне эмоций. Как именно? Это до сих пор в точности не выяснено, но даже люди, страдающие афазией (потерей речи), вспоминают слова благодаря чувственному восприятию. Так, одна женщина, которая не могла вспомнить слово «снег», непроизвольно вспомнила его, когда дотронулась до снега. Таким же образом и другие больные иногда обретают посредством чувств то, чего они не в состоянии достичь другим путем. К сожалению, они снова и снова все забывают, так как утратили контроль над своей памятью.

Фрейд заметил, что мы «запоминаем то, что нам интересно». Мы уделяем время и необходимые усилия на то, чтобы смотреть, слушать или чувствовать что-то лишь тогда, когда нас это достаточно интересует. Какой бы ни была причина отсутствия внимания, мы можем ее нейтрализовать при достаточной мотивации к действиям. В этой главе вы найдете упражнения с участием чувств; они помогут вам осознать, что чувства – ваши лучшие союзники при оказании помощи памяти. Доверьтесь им, и ваша память улучшится.

Чем больше чувственных восприятий вы испытываете, тем больше шансов вспомнить что-то или кого-то. Например, если вы рассматриваете цветок, ваши действия не сводятся к простому созерцанию. Вы становитесь активны – воспринимаете его величину, форму, цвет, строение, запах. Чем больше вы получите сведений, тем больше и запомните. Тут нужно заметить, что подробное наблюдение требует затрат времени. Многие думают, что запоминают что-то мгновенно, как по волшебству. Увлеченные интересным делом, они не отдают себе отчета в том, сколько времени ушло на запоминание и какова была концентрация внимания. Хотя во многих случаях процесс мышления протекает автоматически, в действительности он следует некоей схеме, которая может быть изучена и подкреплена усилиями сознания. Раскрепостив чувства, вы расширите свои возможности в повседневной жизни. Выбирая интересные вам случаи для практического воплощения представленных здесь методов, будьте восприимчивы и любознательны. Как заметил профессор Леон Мишо, мы запоминаем:

1) то, что нам нужно (чем мы постоянно пользуемся);

2) то, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому нам еще предстоит вернуться);

3) то, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);

4) прерванные действия (так как их приходится возобновлять).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться