После нее вы дадите все вводные указания, необходимые для проведения сеанса.
Упражнение 50
К вам приходит пациент и говорит, что хочет, чтобы его лечили гипнозом. Он сам выбрал этот тип терапии, потому что когда-то, находясь в Америке, он был восхищен работой шамана. Необходимо объяснить сходство и различие между действиями шамана и вашим методом. Что вы ему скажете?
ВВОДНЫЕ УКАЗАНИЯ
До сих пор вы находились с пациентом в классических отношениях “врач-больной”. Вводные указания заключают ваши отношения в рамки специфической гипнотической работы.
Вы продолжаете подстройку, начатую на фазе предварительной подготовки. И даете указания:
-
способствующие комфорту больного,
-
подготавливающие наш терапевтический подход;
-
формирующие ожидания;
-
развивающие отношения доверия.
Упражнение 51
Дайте вашему первому пациенту вводные указания к сеансу.
Якорение
Якорение — способ, изобретенный Милтоном Г. Эриксоном, заключается в том, что в начале сеанса делается жест, осуществляется действие или произносится слово или фраза. В конце сеанса все повторяется точно таким же образом.
По Милтону Г. Эриксону, якорение способствует амнезии в терапевтической фазе. Наш опыт показывает, что использование такой техники усиливает результаты терапии.
У каждого терапевта есть свои предпочитаемые якоря. Искусство заключается именно в том, чтобы производить якорение явно и вместе с тем незаметно.
Например:
Посмотрите на часы в начале и в конце сеанса.
Упражнение 52
Найдите два примера якорения.
СИГНАЛИНГ
Это основное средство общения, позволяющее пациенту сообщать информацию терапевту и дающее терапевту возможность адаптироваться в зависимости от поступающих сигналов.
Сигналы, которые вначале подаются в произвольной форме, в ходе сеанса превращаются в непроизвольные движения, тем самым становясь надежным показателем гипнотического транса.
Иногда гипнотерапевт ограничивается тем, что ожидает возникновения этих сигналов. Чаще всего он пользуется ими в фазе вводных указаний и предлагает легкий для реализации и удобный сигналинг.
Например:
Обычно терапевт задает простые вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа.
Упражнение 53
В ходе разговора найдите признаки и убедитесь, что собеседник вас слушает. Развлекитесь, усиливая их с помощью хорошей подстройки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ
Новый Гипноз не опасен, но тем не менее после хорошего анамнеза следует принять минимальные предосторожности.
Гипнотерапевт должен оставаться в рамках своей привычной деятельности.
Он должен упомянуть окружающую обстановку.
Сделать это важно, чтобы по возможности предусмотреть события, которые могут произойти.
Наиболее частый пример — телефонный звонок; если вспомнить о нем лишь в тот момент, когда телефон зазвонит, можно только усилить производимый им шум и помешать пациенту.
В ходе предварительной подготовки полезно предупредить пациента:
“Вы можете слышать все окружающие шумы, продолжая при этом ваше упражнение...”
Или:
“Я не знаю, появятся ли какие-либо посторонние звуки, но вы можете смешать их со звуками вашего воспоминания и использовать для облегчения работы...”
Гипнотерапевт должен позволить пациенту прервать упражнение в любой момент.
Это очень важная предосторожность, которую следует предпринимать в начале каждого упражнения.
Достаточно предупредить пациента о том, что если что-нибудь станет ему мешать, можно легко вернуться в бодрствующее состояние и обсудить это вместе.
Такая легко выполнимая предосторожность успокаивает пациента.
Гипнотерапевт должен удостовериться, что все в порядке.
Внимательное наблюдение за пациентом позволяет опытному гипнотерапевту убедиться, что сеанс протекает нормально.
Кроме того, можно формулировать предложения, требующие простого — вербального или невербального — ответа, которые бы усиливали приятную сторону упражнения.
Необходимо принять меры предосторожности относительно:
Упражнение 54
Рассмотрите на вашем рабочем месте все возможные источники беспокойства пациента. Как вы представите их ему?
ОКОНЧАНИЕ
Окончание заключается в том, чтобы вернуть пациента в бодрствующее состояние, сообразуясь с его собственной скоростью.
Эта фаза может осуществиться быстро или же, напротив, занять много времени.
Не следует стремиться сократить ее, т.к. пациент должен иметь возможность располагать необходимым временем для того, чтобы завершить работу по психическому переструктурированию.
Вы облегчите окончание использованием определенных слов и изменением ваших интонаций, способствующих возвращению.
Вы сможете внушить хорошее самочувствие, ощущение гармонии, приятные ощущения.
Вы дадите указания для самогипноза. Они обычно заключаются в том, что вы просите пациента повторить дома те упражнения, которые выполнялись в ходе сеанса; тем самым вы обеспечиваете ему возможность самостоятельной реиндукции. Самый частый пример в этих случаях — использование приятного воспоминания.
Вы предлагаете возможную амнезию, используя якорение или какой-либо иной способ.
Упражнение 55
Постройте фразу, которая, будучи произнесенной в фазе окончания, благоприятствует амнезии.
ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ В ОКОНЧАНИИ
Следует остерегаться постгипнотических внушений.
Они предполагают, что поведение, не исходящее от человека спонтанно, было введено в его бессознательное.
Для того, чтобы сохранить уважительную и свободную атмосферу Нового Гипноза, не следует давать постгипнотических внушений.
Если же гипнотерапевт их использует, что он должен вводить эти внушения как предписание упражнений по самогипнозу.
Необходимо предлагать возможную амнезию.
Милтон Г. Эриксон часто предлагал амнезию сеанса, помогающую бессознательному осуществить работу без “паразитарных” влияний сознания.
Напоминаем, что для того, чтобы добиться хорошего результата, следует “окружить” сеанс двумя идентичными фразами (или позами, или жестами) и сразу же после второй фразы осуществить отвлечение (якорение и отвлечение) — структурированную амнезию с якорением.
Вы можете также использовать фразу, вызывающую амнезию (см. предыдущую страницу), не забыв при этом об отвлечении.
Отвлечение — типичный инструмент Нового Гипноза, легкий в употреблении и рекомендуемый к использованию. Достаточно задать вопрос или сделать замечание, внешне неуместное. Его можно применять изолированно — разорвав нить — или сразу после финального якорения.
Например:
У человека, никогда в жизни не державшего в руках ракетку, внезапно спросите, выиграл ли он важную партию в теннис.
Пациент, без сомнения, усомнится в вашем психическом здоровье, но это активизирует процессы его реориентации, чего, собственно, мы и хотим добиться.
Все происходит так, словно сеанс заключается в скобки (якорение), а отвлечение прерывает нить воспоминаний о былом.
Верните на место все, что было изменено.
Необходимая предосторожность, позволяющая пациенту вновь обрести обычный способ функционирования:
-
мышечный тонус;
-
телесные ощущения (после гипнотической анестезии необходимо убедиться в том, что чувствительность у пациента полностью восстановилась);
-
способность оценивать время (искажение времени — явление, часто наступающее в ходе гипнотического транса).
Для этого достаточно осуществить возврат к приятным ощущениям — в зависимости от того, что происходило и что мы изменяли.
Например:
“Располагайте всем необходимым временем для гармонизации мышечного тонуса тела, сохраняя приятные ощущения отдыха и хорошего самочувствия, чтобы вы смогли полностью вернуться сюда и вместе со мной проанализировать это упражнение”.
Упражнение 56
Найдите фразу, которая позволила бы вам реориентировать вашего пациента в конце сеанса.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Продолжение сле...
В беседе после сеанса затрагивается пережитое во время выполнения упражнения, но очень кратко, без деталей, чтобы на работу по переструктурированию, осуществляемую бессознательным, не повлияло слишком быстрое осознание.
Напротив, хорошо повторить возможные указания относительно самогипноза, подробно не останавливаясь на их описании, что облегчит реиндукцию в самогипнозе.
Перед уходом пациента смените свой тон на обычный, разговорный, чтобы убедиться в его хорошей реориентации.
Гонорар требуйте в зависимости от уровня вашей подготовки.
Основное
в предосторожностях
Детальный анамнез выявляет возможные противопоказания и обосновывает использование гипноза.
Гипнотерапевт должен:
Упомянуть окружающую обстановку, чтобы избежать любых неожиданностей.
Подготовить амнезию.
Принять меры предосторожности относительно косвенных внушений и понимания негативного.
Осторожно обращаться с постгипнотическими внушениями.
Вернуть на место все, что было изменено.
Отвлечь.
Проводить хорошо реориентированного пациента.
Теперь вы знаете главное из вводного курса. На следующих страницах мы предлагаем углубить ваши знания, изучив микродинамику транса.
МИКРОДИНАМИКА ТРАНСА
Эрнест Л. Росси и Милтон Г. Эриксон используют термин “микродинамика транса” для описания пяти последовательных стадий гипнотического транса:
-
фиксации внимания;
-
“депотенциализации” сознательных процессов;
-
запуска бессознательного поиска;
-
бессознательного процесса;
-
гипнотического ответа.
На практике эти стадии тесно переплетаются и не настолько разделены.
Например:
Гипнотерапевт фиксирует внимание пациента, вводя элементы замешательства, что влечет за собой депотенциализацию сознательных процессов.
ФИКСАЦИЯ ВНИМАНИЯ
Гипнотерапевт стремится зафиксировать сознательное внимание пациента. Причем важно использовать язык пациента, изученный во время сбора анамнеза.
Имеются многочисленные техники применения фиксации внимания.
Например, можно попросить пациента:
-
зафиксировать свой взгляд на каком-либо предмете — этот классический метод чаще всего используется традиционными гипнотерапевтами
-
прислушаться к окружающим звукам
-
почувствовать что-то (в ольфакторном или кинестетическом смысле)
-
или вспомнить вкус какой-либо пиши и т.д.
Подобные методы часто применяются в Новом Гипнозе.
Иногда Милтон Г. Эриксон рассказывал истории, но при этом умел также использовать и невербальный язык, приковывая внимание пациента. Он превосходно владел искусством утилизации. Избавляя пациента от боли, Эриксон использовал ее для того, чтобы зафиксировать внимание пациента: детально расспрашивал о качестве, интенсивности, иррадиации, частоте боли. Работа, фиксировавшая внимание пациента на основной проблеме, влекла за собой быструю “депотенциализацию” сознательных процессов.
Упражнение 57
Используя ваши пять чувств, зафиксируйте на несколько минут внимание на своем окружении, затем начните выполнять упражнения по левитации (невербальные внушения, левитацию).
“ДЕПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ” СОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
При “депотенциализации” сознательных процессов обычный тип психического функционирования изменяется в сторону гипнотического функционирования. Такое естественное изменение происходит много раз в день.
Ваше мастерство должно заключаться в том, чтобы благоприятствовать этому изменению и использовать его в терапевтических целях.
Оно характеризуется в основном преобладанием правого полушария над левым в течение нескольких мгновений.
Следующий за фиксацией, данный феномен может быть достигнут при использовании четырех техник:
-
замешательства;
-
пресыщения;
-
удивления;
-
психологического шока.
ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО
Замешательство захватывает пациента врасплох, нарушая цепь его логических рассуждений. Введение в рассуждение алогичной фразы благоприятствует “депотенциализации” сознательных процессов.
Замешательство очень часто использовалось Милтоном Г. Эриксоном; достичь его можно различными способами.
Например:
-
Неадекватное соединение жеста и фразы. Эриксон просил человека сесть справа от него, указывая на стул слева.
-
В ходе наведения вы говорите: “Вы можете слушать, что я вам говорю, или не слушать, это неважно”.
-
Появление левитации или постановка каталепсии являются источниками замешательства.
-
Использование игры слов или парадокса (просмотрите свои дзэнские истории).
Упражнение 58
Произнесите три фразы или представьте себе ситуации, вызывающие замешательство.
ПРЕСЫЩЕНИЕ
Пресыщение приносит пациенту столько сенсорной информации, что это превосходит возможности его восприятия. Оно вовлекает пациента в умственную деятельность, которую тяжело поддерживать, и приводит к пресыщению его сознательной активности.
Вот примеры пресыщения:
-
счет наоборот;
-
беспорядочное перечисление дней недели или месяцев года;
-
детальное и неясное описание неинтересного физиологичес-кого процесса;
-
рассказ повторяющихся историй или историй без конца.
Упражнение 59
Постройте пресыщающую речь на основе беспорядочного перечисления дней недели и месяцев года.
УДИВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК
Близкое к замешательству, удивление переживается пациентом как нечто более приятное. В нем присутствуют юмор и игра слов.
Этот прием нельзя применить ко всем, так как у некоторых людей чувство юмора ограничено, и мы должны относиться к этому с уважением.
Как утверждает Сидни Розен, “неожиданное всегда себя оправдывает”.
Употребление самого слова “удивление” (сюрприз) имеет свой особый смысл: оно считается словом, вызывающим позитивные ассоциации, которые облегчают возникновение воспоминаний, связанных с детством, подарками, со счастливыми моментами жизни.
Например:
В начале наведения вы говорите: “...В ходе этого упражнения по научению вы... меня научите (удивление)... вашему способу достигать отстраненности”.
Нам однажды пришлось наблюдать, как терапевт сказал пациенту, тепло укутавшемуся перед сеансом гипноза: “...Вы себя почувствуете как житель теплых СТРАН С... этим одеялом”.
Психологический шок (например, страх) очень эффективен для достижения “депотенциализации” сознательных процессов, но этот метод не используется нами ввиду его жестокости. И все же, несмотря на свою опасность, психологический шок иногда применяется в театре.
Упражнение 60
На свой первый гонорар гипнотерапевта купите подарок супругу (супруге) и тщательно пронаблюдайте внешние признаки удивления.
ЗАПУСК БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ПОИСКА
Доверяйте вашему бессознательному в поисках лучшего решения
Запуск бессознательного поиска — самая важная часть работы гипнотерапевта. И самая важная часть личной работы пациента. Она требует использования особых средств, которые благоприятствовали бы возникновению новых ассоциаций.
Здесь чаще всего применяются следующие способы: открытые внушения, воспоминания и использование диссоциативного языка, играющего в гипнотерапии очень важную роль. В одной и той же фразе происходит одновременное обращение к сознательным процессам пациента и к его бессознательному. Обе части фразы должны быть соединены причинной связкой.
Например:
“Ваш сознательный разум слушает мой голос и слышит мои слова, в то время как ваше бессознательное занято другим...”
Упражнение 61
Постройте три фразы на диссоциативном языке. Используйте следующую модель: ваше сознание делает то-то... (причинная связка)... ваше бессознательное делает то-то.
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ГИПНОТИЧЕСКИЙ ОТВЕТ
Не удивляйтесь феноменам, возникающим в ходе сеанса гипноза
Бессознательный процесс
В соответствии со взглядами Милтона Г. Эриксона и сторонников Нового Гипноза, бессознательное представляет собой резервуар ресурсов. В гипнотическом процессе их мобилизация влечет за собой реорганизацию и переструктурирование психики пациента.
Гипнотический ответ
Соответствует наблюдаемым в гипнотическом трансе феноменам.
Такие неспецифические феномены усиливаются в ходе этого особого функционирования. Для их возникновения необходимо воздействие опытного терапевта и климат доверия.
Они являются результатом терапевтического взаимодействия.
Упражнение 62
Вам наверняка известны следующие имена: Шарко, Месмер, Бенджамин Франклин, и вы знаете, что эти люди интересовались предметом, которому посвящен наш учебник.
Но знакомы ли вам имена отца Кирхера, доктора Эсдейла, М. Донато?
Если вы знаете их, можете с сегодняшнего же дня приступать к практике Нового Гипноза.
Если же они вам неизвестны, встреча с ними ожидает вас на последних страницах этого труда, посвященных истории гипнотического транса.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Предисловие
С первого дня обучения мы задаем ученикам вопрос: “Что заставило вас обратиться к изучению гипноза?”
В последней части этого учебника начальной ступени мы задаем его и Вам, читатель. Подумайте о причинах, по которым вы заинтересовались Новым Гипнозом.
Ответы на этот вопрос всегда интересны. Некоторых заинтриговали результаты наблюдения пациентов. Кто-то прочитал книги или статьи, рассказывающие об этой терапевтической технике. Вспоминается один ученик, которого привело к гипнозу увлечение шаманизмом, и другой — заинтересовавшийся гипнозом после сеанса, увиденного на эстраде.
Мы не знаем, каким будет ваш ответ, читатель, но думаем, что частично он прозвучит в разделе нашего учебника, посвященного истории транса.
Чтение короткого исторического обзора представляет непосредственный интерес для вас, начинающих изучать Новый Гипноз: вы ознакомились с основными понятиями, представленными в этом учебнике, и скоро перейдете к практике. Будете объяснять собственную технику вашим пациентам. Такая работа по демистификации и демифологизации очень важна; она информирует и успокаивает пациента и тем самым облегчает отношения в паре “пациент-терапевт”. Информация, содержащаяся в этой главе, облегчит вам работу по объяснению.
Наша цель не в том, чтобы переписать историю гипноза. Это уже было сделано настоящими историками в замечательных работах, попытка сравняться с которыми или превзойти их потребовала бы значительных исследовательских усилий. Предпочтительнее затратить усилия на такое обучение, которое было бы легким для усвоения. Поэтому в исторической части мы будем говорить в основном о техниках наведения, которые использовали ваши предшественники, чтобы дополнить понятия, которым посвящен учебник. Итак, нам открывается...
...Краткая история транса
Наша история начнется во Франции, за 17500 лет до рождества Христова, и закончится там же, но уже на заре XXI века. Между этими двумя датами мы пропутешествуем по всей планете в поиске исторических открытий, позволяющих проанализировать любопытный феномен гипнотического транса.
17500 лет до Р.Х.
На рисунке изображен мертвый бизон, лежащий на земле Перигора. Из его распоротого брюха вывалились внутренности; они нетронуты. Рядом с животным распростерт человек. Возле него — посох с наконечником в виде птицы.
Необычный рисунок, запечатленный на стенке доисторического грота за 17500 лет до нашей эры, — одно из первых изображений человека в истории человечества. В нем также передано состояние гипнотического транса. Бизон убит охотниками племени. Шаман, колдун-целитель клана, вступает в дело после того, как животное убито. Он лежит рядом с быком. Присутствие ритуального посоха, украшенного изображением птицы, свидетельствует о его функциях. В наше время у народов, практикующих шаманизм, мы встречаем аналогичный посох, украшенный чаще всего головой птицы. Колдун сначала осторожно разрезал брюхо бизона, чтобы извлечь внутренности и нетронутыми разложить их на земле. Затем осуществил особую работу по концентрации, направленную на изменение собственного состояния сознания, чтобы вызвать транс. Шаман лежит на земле с выпрямленными руками и ногами, пребывая в состоянии своего рода магической смерти, которая, конечно, не является реальной смертью. О том, что шаман жив, свидетельствует его эрегированный пенис. Он осуществляет ритуал, который нам хорошо известен, поскольку мы наблюдали его у шаманов Сибири и Америки. Цель этого ритуала заключается в том, чтобы посредством транса гармонизировать отношения в той человеческой группе, к которой принадлежит шаман. Он стремится также наладить отношения группы с враждебными элементами окружающей среды.
Начиная с древнейших времен, человек использует все способы, облегчающие его адаптацию в естественной среде и позволяющие улучшить состояние здоровья или уменьшить физические и моральные страдания. Транс — один из таких способов. Мы находим следы его использования во всех человеческих сообществах. Наблюдение за последними так называемыми примитивными народами, старающимися выжить на нашей планете, дает нам представление о том, как лечил себя доисторический человек. Побывав у инуитов на севере Канады, живарос Амазонки и аборигенов Австралии, мы смогли констатировать сходство различных техник наведения. Шаманы этих народностей используют разнообразные техники, всегда приводящие к трансу, обладающему терапевтическим воздействием. Это истинное гипнотическое состояние, наблюдаемое у колдунов и у некоторых других участников ритуалов, достигается с помощью песнопений, речитативов, танцев, использования ароматических веществ, разнообразной кинестетической стимуляции, варьирующей от ласки до боли. Во всех случаях отмечается, с одной стороны, безграничная вера шамана в свои возможности и, с другой — безграничная вера участников ритуала в возможности шамана.
В различном виде такие гипнотические техники практиковались на протяжении всей истории, на всех континентах. Это хорошо показывает следующий анекдот. В 1845 году арабский лидер Абд эль Кадер присутствовал на сеансе гипноза во Франции. Когда представление окончилось, он заявил, что виденное в точности похоже на работу марабу — колдуна-целителя из Северной Африки.
В наше время мы обнаруживаем упрощенные черты подобных примитивных медицинских практик у некоторых целителей, проживающих в наших городах и деревнях. Костоправы, целители, укротители лихорадки, магнетизеры, заговариватели бородавок — все они являются наследниками традиций, насчитывающих множество тысячелетий и основанных на использовании особых способов, позволяющих навести транс, который обладал бы терапевтическим воздействием.
3000 лет до Р.Х.
Если мы обратим наш взгляд историка на Дальний Восток, то увидим, что древние китайцы знали и использовали гипнотический транс в различных формах. Они практиковали особый вид медицины, основанный на энергетических представлениях о человеке. Ци, первичная энергия, циркулирует во всем универсуме — а также внутри человеческого тела. Когда циркуляция происходит гармонично, человек здоров. Если же ее течение блокируется в одном из каналов тела, называющихся меридианами, возникают неполадки, которые могут привести к функциональным нарушениям органов и болезни. Все искусство китайского врача заключается в том, чтобы восстановить циркуляцию этого временно заблокированного потока энергии. Для этого он применяет, помимо других способов, Ци-Гун: пациенту предлагается делать медленные гимнастические движения. Перед тем, как выполнить эти движения, он должен их визуализировать — мысль в этом случае предшествует действию.
Практикуя подобную гимнастику в течение долгих лет, мы заметили, что эти упражнения вызывают изменение состояния сознания и ощущения, идентичные тем, которые переживаются в гипнотическом трансе. Гимнастика, существующая тысячелетия, основана на использовании знакомого вам идеомоторного феномена, который уже рассматривался в главах нашего учебника, посвященных каталепсии и левитации руки.
Древние мудрецы Востока использовали гипнотический транс. В одном из своих текстов Конфуций описывает характерное состояние транса. Однажды он пришел к философу Лао-Цзы. Старый мудрец сидел неподвижно, как статуя, высеченная из камня. Взгляд его был безжизненным, дыхание остановилось. Вернувшись в обычное состояние, Лао-Цзы произнес: “Я путешествовал к истоку вещей”. Мы не можем сделать на этом основании вывод, что Лао-Цзы практиковал возрастную регрессию, но, тем не менее...
Транс всегда использовался в буддистских и даоистских религиях как фактор, благоприятствующий концентрации и медитации. С этой же целью его использовали мусульманские дервиши.
2000 лет до Р.Х.
У древних египтян универсальный жизненный принцип назывался “Ка”. Он обеспечивал связь между душами живых и умерших. Египетские жрецы обладали искусством — или магией — использовать его в своих церемониях, в которых транс занимал ведущее место. Пребывая в этом особом состоянии, они выступали в качестве оракулов, автоматическим письмом писали послания, полученные якобы из потустороннего мира. Вам известно, что автоматическое письмо — феномен, характерный для гипноза, и теперь вы сможете в некоторых случаях использовать его как терапевтическое средство.
500 лет до Р.Х.
В Дельфах, в храме Аполлона, Пифия являла свой дар пророчества, пребывая в сомнамбулическом состоянии, который со всех точек зрения сопоставим с глубоким трансом, описанным Пюисегюром двадцать веков спустя. Транс достигался в результате употребления галлюциногенных напитков, которому предшествовал пост, а также благодаря участию прорицательницы в религиозной церемонии, изобилующей звуками, красками и запахами. Девственница прорицала в форме различных выкриков; их интерпретация была доверена священнослужителям, также находящимся в состоянии гипноза. Священнослужители сообщали толпе верующих волю Олимпа. В наше время церемония такого типа используется в Бразилии, в синкретических ритуалах Макумба и Кандомбле.
33-й год после Р.Х.
Евангелия, как и другие тексты Ветхого и Нового Завета, изобилуют примерами, демонстрирующими стратегию, утилизационный аспект, подход, напоминающий некоторые техники Нового Гипноза. Самый типичный тому пример — использование метафор в форме притч.
1000 г.
В Х веке панорама старой Европы обогатилась шпилями готических соборов, наиболее гармоничным из которых является Шартрский собор. В его нефе еще и сейчас можно увидеть изображение лабиринта, находящегося в круге диаметром четырнадцать метров. В средние века паломники проходили этот извилистый путь на коленях, не переставая при этом молиться. После часа такого продвижения они достигали центра лабиринта в состоянии гипнотического транса. Каким чудом наводился этот транс?
Современное знание гипнотических феноменов позволяет объяснить подобный тип наведения. Извилистый лабиринт заставлял верующих часто поворачиваться на девяносто или на сто восемьдесят градусов. Эти повороты изменяли слуховую и зрительную информацию, воспринимаемую паломником. В особой звуковой и световой среде собора такие изменения вызывали существенное нейро-сенсорное возбуждение, нарастающее по мере того, как проходило время, и подпитываемое запахом благовоний и кинестетическими стимулами, связанными с передвижением на коленях. Это возбуждение завершалось состоянием транса, которое благоприятствовало мистической молитве или экстатическому созерцанию.
1493 г.
Рождение Теофраста Бомбаста фон Гогенхайма. Этот швейцарский врач, более известный под псевдонимом Парацельс, сыграл большую роль в истории медицины, философии, а также гипнотического транса. Эрудит и великий путешественник, он посвятил себя изучению феноменов, которые могли бы объяснить нашу жизнь и мышление. Ведя бродячий образ жизни, он будет черпать из различных источников и пропитается различными культурными влияниями. Затем Парацельс осуществит синтетическую работу, основанную на интуитивном подходе, которая в конечном итоге приведет к новому представлению о человеке, болезнях и способах борьбы с ними.
Парацельс сумел понять важность влияния психического на физическое, и мы можем считать его предшественником гипнотерапевтов. Он является создателем теории, согласованной с китайскими и египетскими энергетическими концепциями. Парацельс описывает флюид, циркулирующий в трех частях универсума (нижний, астральный и божественный миры), а также в трех соответствующих частях человека (тело, дух, душа). Плохая циркуляция флюида влечет за собой болезнь. Использование магнитов позволяет гармонизировать несовершенную циркуляцию и восстановить здоровье. Эта идея впоследствии окажет влияние на многих врачей и, в частности, на одного шваба, которого мы обнаружим два века спустя.
1646 г.
В своей работе “Ars magna lucis et umbrae” иезуитский священник Афанас Кирхер описывает, выражаясь его словами, чудесный опыт: связав петуху ноги, он берет его, резко переворачивает и держит так, чтобы взгляд птицы был обращен на линию, проведенную на земле. Петух деревенеет и не двигается даже после того, как ему развязывают ноги.
Опыт животного гипноза, приводящего к полной ригидности, впоследствии будет иметь большой успех. В наши дни во французских деревнях некоторые крестьяне используют эту технику для того, чтобы успокоить своих разволновавшихся птиц. Мы не станем объяснять здесь этот забавный опыт, так как, изучив наш учебник начального курса, вы будете обладать всеми необходимыми для подобного объяснения знаниями.
1670 г.
“Лисица и индейки”. Это название басни Лафонтена, менее известной, чем “Стрекоза и муравей”, но в ней описывается настоящий сеанс массового гипноза, со всеми составляющими, которыми вы научились оперировать на предшествующих страницах. Мы предлагаем вам изучить басню знаменитого баснописца, и в особенности способ, с помощью которого лисица навела отстраненность у индеек.
1734 г.
23 мая 1734 года в Швабии, на берегу озера Констанс, родился Франц Антон Месмер. В шестнадцать лет он занялся теологией, потом — философией. Получил звание доктора философии в 1759 году, в возрасте 25 лет. Одновременно с этим Месмер украдкой интересовался астрологией, алхимией и оккультизмом, которые в то время были запрещены. Отправившись в Вену, приступил к изучению права и медицины и получил диплом доктора медицины 27 мая 1766 года. В его диссертации, называющейся “De Planetarum Influxum in Corpus Humanum”, развиваются основные идеи Парацельса относительно существования флюида, испускаемого планетами, циркулирующего в пространстве и влияющего на функционирование человеческих органов. Его карьера врача изобилует анекдотами, которые не помещены в этом кратком обзоре. Рекомендуем вам самим разыскать их, обратившись к библиографии, которая приведена в конце книги.
Опишем технику наведения, используемую самым знаменитым гипнотерапевтом из всех ваших предшественников. Гипнотизер начинал свою карьеру с использования магнитов, которыми проводил по телу больного. Такой способ наведения был быстро заменен гипнотическими пассами. Они заключались в прикосновениях, то легких, то с нажимом, к определенным частям тела — ко лбу, затылку, плечам, запястьям, основаниям пальцев, тазовой области, бедрам и лодыжкам. Терпеливая стимуляция этих зон (часто более часа) вызывала конвульсивный криз, обладавший, согласно Месмеру, терапевтическим воздействием. Месмер завершал мизансцену водружением бака, в котором находилось несколько десятков бутылей, наполненных магнетизированной водой. Из бака выходили металлические стержни, к которым были привязаны веревки. Пациенты становились вокруг этого сооружения и брались за концы веревок. Месмер или его ассистенты, совершая работу магнетизеров, проходили вокруг них. Таким образом, под звуки камерного оркестра, который был дополнительным моментом в наведении транса, они проводили групповые сеансы.
|