Рейнуотер Джанетт "Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом"

Сократ

Тело человека не является изолированной системой. Мысли и эмоциональные реакции определенным образом влияют и на физическое здоровье. Сильные эмоции (страх, гнев, ярость, горе) — особенно если они подавляются и вытесняются — могут являться причиной многочисленных психосоматических заболеваний.

Приведу пример того, как начинается психосоматическое заболевание. Когда вы сталкиваетесь с угрозой, реальной или воображаемой, в один из подкорковых отделов мозга, называемый диэнцефалон, поступает сигнальное сообщение. В результате этого автоматически «запускается» особый психофизиологический процесс, сформированный в ходе эволюции: учащается пульс, повышаются кровяное давление и уровень сахара в крови. Мускулы напрягаются, появляется гусиная кожа, ощущаются частые позывы на мочеиспускание, пропадает чувство голода. Все это — мобилизация механизмов, подготавливающих организм к защите от опасности, благодаря которым человек смог сохранить себя как биологический вид.

Если человек не вступает в борьбу (или не спасается бегством от надвигающейся опасности), его тело надолго остается в состоянии напряжения и в результате могут возникнуть нежелательные последствия: высокое кровяное давление, нарушение деятельности почек, болезни сердца, язвы желудка — все это некоторые формы расплаты за длительный стресс согласно теории психосоматических заболеваний, разработанной профессором медицинского факультета Университета Монреаля Гансом Селье.

По теории доктора А.Т.У.Симонса, усиление симптомов происходит в результате неправильного «прочтения» сознательной частью мозга нормальных телесных реакций на стресс. «Говорят об импотенции или фригидности, когда сексуальный инстинкт подавляется страхом, о несварении желудка, когда предчувствие опасности убивает аппетит, о бессоннице, когда готовность организма к борьбе держит его в состоянии бодрствования… Учащение сердечных сокращений становится сердцебиением, повышение давления выражается в головных болях, усиление выделительной функции воспринимается как нарушение мочеиспускания». Больно уж умная кора мозга всему чему угодно может приписать значение симптома и начать беспокоиться по этому поводу. Эта тревога передается в подкорку, где диэнцефалон регистрирует «сигнал опасности» и тотчас же порождает тот самый симптом, который изначально вызвал тревогу. Симонс приводит в пример одного вполне здорового человека, испытавшего острый приступ нарушения пищеварения после какого-то происшествия (вероятно, вызвавшего чувства гнева и страха). Этот человек, не осознав свои истинные эмоции, посчитал, что виной нарушения пищеварения были съеденные накануне вишни. В следующий раз, когда он ел вишни, его кора уже была наготове, предупреждая его: «Не ешь много, ты об этом пожалеешь!» Страх передался в подкорку, которая передала «призыв о помощи» в железы, выделяющие пищеварительные соки, в результате чего клапан привратника желудка закрылся, что вызвало приступ желудочной боли. Под ее воздействием человек решил: «Никогда больше не буду есть вишни». Но через некоторое время новые эмоциональные переживания вновь вызвали боль в желудке. Однако сезон вишен уже закончился, и коре пришлось найти новую причину в виде какого-то нового вида пищи и т.д. Дело дошло до того, что бедный желудок стал переваривать лишь немногие виды пищи, заработав хроническую диспепсию.

Очевидное решение подобного рода проблем — научиться осознавать все, что с вами происходит. Вы будете знать, когда вы напуганы, а когда сердиты или печальны, и сможете что-то делать со своими чувствами, не подавляя их и не приписывая им неправильные значения.

Есть некоторые средства, которые могут помочь в этом. Я имею в виду приборы, обеспечивающие биологическую обратную связь, которые позволяют измерять мышечное напряжение, температуру кожи, фиксировать биоэлектрическую активность мозга, частоту сердечных сокращений, кровяное давление и пр. Они могут быть использованы для демонстрации физиологических коррелятов страха, гнева и других эмоциональных состояний. Они могут показать, какие системы человеческого тела более подвержены влиянию стресса, но самое главное — их можно использовать для того, чтобы обучить человека, "взаимодействуя с внутренним "Я", регулировать и контролировать эти физиологические явления. С помощью этих приборов можно научиться расслаблять мышцы, вызывающие головную боль, снижать кровяное давление, уменьшать частоту сердечных сокращений, повышать температуру рук и ног, по своей воле регулировать электрическую активность мозга, вызывая альфа-волны, соответствующие состоянию медитации.

Селье в своей книге определил стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» и отметил, что с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой вы столкнулись <См.: Ганс Селье. Стресс без дистресса. М., «Прогресс», 1982, с.27. — Прим.ред. >

Стрессогенные жизненные события

Доктора Холмс и Рейх изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека, и на основании своего исследования составили следующую шкалу, в которой каждому важному жизненному событию приписано определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Шкала социальной адаптации

Жизненные события (в баллах)

1. Смерть супруга 100

2. Развод 73

3. Разъезд супругов (без оформления развода) 65

4. Тюремное заключение 63

5. Смерть близкого члена семьи 63

6. Травма или болезнь 53

7. Женитьба 50

8. Увольнение с работы 47

9. Примирение супругов 45

10. Уход на пенсию 45

11. Изменение в состоянии здоровья члена семьи 44

12. Беременность 40

13. Сексуальные проблемы 39

14. Появление нового члена семьи 39

15. Реорганизация на работе 39

16. Изменение финансового положения 38

17. Смерть близкого друга 37

18. Изменение профессиональной ориентации 36

19. Усиление конфликтности отношений с супругом 35

20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) 31

21. Окончание срока выплаты ссуды или займа 30

22. Изменение должности 29

23. Сын или дочь покидают дом 29

24. Проблемы с родственниками мужа (жены) 29

25. Выдающееся личное достижение 28

26. Супруг бросает работу (или приступает к работе) 26

27. Начало или окончание обучения в учебном заведении 26

28. Изменение условий жизни 25

29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек 24

30. Проблемы с начальством 23

31. Изменение условий или часов работы 20

32. Перемена места жительства 20

33. Смена места обучения 20

34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга

или отпуска 19

35. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием 19

36. Изменение социальной активности 18

37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора и т.д.) 17

38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном 16

39. Изменение числа живущих вместе членов семьи 15

40. Изменение привычек, связанных с питанием 15

41. Отпуск 13

42. Рождество 12

43. Незначительное нарушение правопорядка 11

Теперь постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с вами в течение последнего года, и подсчитать общее число «заработанных» вами очков. В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означает 50% вероятности возникновения какого-либо заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%. Я надеюсь, вы обратили внимание на то, что даже такие несомненно положительные жизненные события, как «выдающееся личное достижение», отпуск, Рождество, примирение с супругом, являются стрессогенными.

Сколько баллов вы набрали? Есть ли какие-то жизненные стрессы, которых вы могли бы избежать? Хотели ли бы вы избежать их?

Возможно, вам пришли в голову другие жизненные стрессы, не включенные в эту шкалу, например, явления природы (необычайный мороз, ураган, землетрясение, наводнение, засуха), ограбление, судебная тяжба или ремонт дома. Сколько баллов вы приписали бы этим событиям?

Может быть сейчас кора вашего мозга предупреждает вас о вероятности заболевания на основании произведенного подсчета? Если так, вспомните, что может произойти, если по сигналу тревоги начнет действовать этот робот диэнцефалон!

Лучше сделайте глубокий вдох. Или выполните несколько циклов из упражнения «Ритмичное дыхание». Попробуйте найти в себе ту субличность, которая доминирует в вашей коре, и проведите диалог с ней о своем здоровье!

«Энергия следует за мыслью»

В настоящее время существует множество клинических фактов, подтверждающих древнее эзотерическое представление о том, что «энергия следует за мыслью», то есть что мысль может вызывать определенные физиологические изменения.

Упражнение «Абсолютное здоровье»

Примите позу, подходящую для медитации.

В течение нескольких минут занимайтесь медитацией, используя знакомую вам технику, пока не почувствуете себя совершенно расслабленным.

Теперь обратитесь к своей памяти, попытайтесь вспомнить какие-то моменты своей жизни, когда вы чувствовали себя совершенно счастливым.

Выберите какой-то из этих моментов и постарайтесь как можно ярче оживить его в своей памяти.

Пропустите через все свое тело ощущение абсолютного благополучия, особенно направляя его на те части тела, с которыми у вас бывают проблемы.

Представьте, как все болезни и телесные недомогания исчезают под воздействием сил, идущих от переживания полного телесного благополучия.

Наслаждайтесь ощущением полного телесного благополучия и абсолютного здоровья. Представьте себе свое будущее, активное и деятельное, благодаря здоровому телу.

* * *

Доктор Карл Симонтон и его жена Стефани Матьюз-Симонтон первыми стали использовать подобные приемы визуализации для лечения раковых больных. Они предлагали больным мысленно представлять, как раковая опухоль подвергается атакам и постепенно разрушается (в качестве действующего агента чаще всего представлялись радио-химио-терапевтические средства). Выяснилось, что обратное развитие болезненного процесса наблюдалось именно у тех пациентов, у которых при визуализации выявлялись позитивные установки и образы. И наоборот: один из пациентов, у которого лечение шло очень медленно, обнаружил, что он представляет свою раковую опухоль как большую черную крысу, время от времени пожирающую маленькие желтые таблетки — противоопухолевые препараты. Крыса на время заболевает от них, однако затем выздоравливает и с новой силой набрасывается на пациента.

Норман Казинз, бывший редактор газеты «Сатедэй ревю», после весьма стрессогенной поездки в СССР в 1964 году заболел очень серьезной болезнью — спондилитом (хроническим воспалением позвоночника), часто заканчивающейся инвалидностью. Специалисты считали, что у него один шанс из пятисот на выздоровление. Казинз вспомнил утверждение Селье об отрицательных воздействиях на тело отрицательных эмоций и предположил, что положительные изменения могут быть получены под воздействием положительных эмоций. Он решил поэкспериментировать и вместе со своим врачом (в одиночестве вероятность возникновения отрицательных эмоций возрастает) переехал из больницы в гостиницу. Он заменил аспирин массивными дозами витамина С и разработал увеселительную программу, состоящую из чтения юмористической литературы и регулярного просмотра комедийных фильмов. В результате он не только выжил, но полностью выздоровел и продолжает ездить верхом, играть в теннис и гольф. Сам Норман считает, что выздоровел благодаря своей воле к жизни: «Поскольку я не поверил вынесенному мне приговору, я не поддался страху, депрессии и панике, которые являются постоянными спутниками неизлечимых болезней».

Имеется ряд интересных данных, касающихся взаимосвязи различных типов личности и разных видов заболеваний. Доктора Майер Фридман и Рэй Розенман описали тип личности, который, на их взгляд, наиболее подвержен сердечным заболеваниям. Этот тип личности, получивший название Тип А, чрезвычайно настойчив, склонен к соперничеству, нетерпелив в отношении сроков выполнения какой-то работы (причем эти сроки часто бывают нереальны). Нередко люди, относящиеся к этому типу, — выдающиеся личности, но за их общительностью часто скрывается глубоко спрятанное ощущение собственной незащищенности и малоценности. Чтобы успокоить себя, они ведут постоянный подсчет своих достижений: насколько больше денег они заработали в этом году по сравнению с прошлым, какой их социальный статус по сравнению с однокурсниками или в зависимости от того, являются ли они продавцом, юристом, хирургом или проповедником, подсчитывают, сколько товара они смогли продать, сколько процессов выиграли, сколько провели операций или сколько спасли грешников и т.д. Может быть вы сами придумаете другие примеры? Возможно, у вас есть свой набор критериев для оценки собственного роста?

Другая отличительная черта Типа А — это скрытая враждебность к людям, которая легко выходит на поверхность при стрессе и чаще всего направлена на подчиненных, семью или близких друзей и очень редко начальство или других людей, облеченных властью.

Наиболее характерной чертой людей типа А является «болезненная спешка», то есть ощущение, что они всегда должны что-то делать и не «тратить время зря». Давайте посмотрим теперь, каковы ваши отношения со временем.

Упражнение «Диалог со временем»

Проведите разговор со временем вслух или в письменной форме.

Скажите времени, что вы чувствуете по отношению к нему, что вам нравится, чем вы обижены и что вы хотите от него.

Теперь ответьте от имени времени.

Снова от своего лица продолжите разговор, пока не почувствуете, что полностью разобрались в своих отношениях со временем.

* * *

Создалось ли у вас ощущение, что вы воспринимаете время как своего врага?

Чувствовали ли вы его как вещь или товар, из которого надо извлечь как можно больше пользы?

Жаловались ли вы на то, что у вас есть проблема, как «убить» время?

Может быть ваш разговор привел вас к мысли о неизбежности смерти? Одна женщина писала, обращаясь ко времени: «Ты отмеряешь длину моего пути в этой жизни. Я хочу, чтобы у меня было тебя достаточно для того, чтобы успеть сделать все, что я хочу. Но больше всего я хочу наслаждаться тобой». (Подробнее о проблеме смерти вы прочтете в следующей главе.)

Вот несколько вопросов, которые помогут вам обратить внимание на те игры, в которые вы, возможно, играете со временем.

1. Когда вы выполняете какую-то рутинную, скучную работу, не сравниваете ли вы свою продуктивность в различные периоды времени?

2. Случалось ли вам с каким-то вашим знакомым обдуманно выбрать два маршрута к одному месту назначения, чтобы проверить, какой путь короче?

3.?Часто ли вы устанавливаете себе сроки для выполнения какой-то определенной задачи (например, закончить красить стены к двум часам или навести порядок в гараже к следующему понедельнику и т.д.)?

4. Если ретроспективно оценить сейчас эти сроки, то реальны ли были они?

5. Экспериментируете ли вы с очередями, например, какая из них, в банке или в магазине, движется быстрее?

6.?Испытываете ли вы раздражение, когда на дороге идущая впереди машина движется медленно, заставляя вас сбавить скорость?

7. Свойственно ли вам во время отпуска активно планировать время, чтобы успеть осмотреть все достопримечательности, или вы предпочитаете до полудня спать в своем номере?

8. Сколько времени занимает у вас дорога до дома с работы вечером в часы пик? Известно ли вам, сколько времени нужно на то, чтобы проделать этот путь в другое время дня?

9. Сердитесь ли вы, когда кто-то заставляет вас ждать, а вам в это время нечем заняться? Берете ли вы с собой книгу на такой случай?

10. Часто ли вы употребляете фразы «Время — деньги», «Время бежит» или «Время работает на нас»?

11. Если вам необходимо несколько минут подождать в приемной, садитесь ли вы спокойно на стул, раскрывая принесенный с собой журнал? Или вы присаживаетесь на краешек стула, нетерпеливо ожидая, когда вас пригласят? Обойщик мебели в одной из клиник Сан-Франциско как-то заметил, что в приемной кардиологического отделения ему часто приходится менять передние края стульев, а не все сиденье, как в других отделениях.

12. Готовы ли вы отстоять длинную очередь, чтобы попасть на интересующий вас фильм?

13. Вы обычно заканчиваете есть раньше других членов вашей семьи?

Римский врач Гален был, вероятно, первым человеком, описавшим личность, подверженную раковым заболеваниям, когда двадцать пять столетий назад заметил, что женщины-меланхолики чаще заболевают раком, чем женщины-сангвиники (или просто счастливые). Симонтон описывает следующие характеристики раковых больных:

1. Значительно развитую тенденцию затаивать обиды и неспособность их прощать.

2. Чувство жалости к себе.

3.?Слабую способность устанавливать и поддерживать значимые долговременные отношения.

4. Слаборазвитый образ "Я".

Наконец, он отмечает, что такие пациенты часто чувствовали себя отвергнутыми одним или обоими родителями.

Возможно, наиболее активным исследователем личности раковых больных был доктор Лоренс Лешен. В его описаниях это человек: 1) неспособный выражать гнев, особенно в целях самозащиты, 2) ощущающий свою неполноценность и не нравящийся самому себе, 3) испытывающий напряженность в отношениях с одним или обоими родителями, 4) переживающий тяжелую эмоциональную потерю, на которую он реагирует чувством беспомощности, безнадежности, подавленности, стремлением к изоляции, то есть так же, как в детстве, когда он оказывался лишенным чего-то важного. При таком типичном комплексе чувств рак диагностируется обычно за период от шести месяцев до одного года. И пока человек не сделает что-нибудь для изменения своего беспомощно-безнадежного стиля реагирования, перспектива выглядит не особенно благоприятной. Я искренне надеюсь, что подобное описание не относится к вам или к близким вам людям.

Представление о том, что дела «безнадежны» и вы совершенно «беспомощны», — это вывод, к которому вы приходите сами, а следовательно, его можно изменить. Норман Казинз отказался воспринимать свою болезнь как безнадежную и вместо того, чтобы почувствовать свою беспомощность, придумал для себя новую лечебную программу. Во времена эпидемий полиомиелита я заметила, что некоторые из пациентов, сумевших восстановить мышцы после болезни, были более серьезно больны, чем те, у которых мышцы после болезни не восстанавливались. Разница между ними была в том, что первая группа не считала себя безнадежными и не навесила на себя ярлыка «парализованных». Стефан Палош, автор книги «Китайское искусство исцеления», изучал китайскую медицину в Будапеште. Когда Венгрия разорвала дипломатические отношения с Китаем, Палош был арестован и приговорен к одиночному тюремному заключению сроком на восемь лет. Вместо того, чтобы поддаться чувству беспомощности и безнадежности, он использовал предоставленное ему время для занятий медитацией и обдумывания принципов китайской медицины. Он считает, что навыки целителя приобрел именно за годы, проведенные в тюрьме.

Наилучший способ не погружаться в ощущение безнадежности-беспомощности — тренироваться преодолевать множество мелких ежедневных проблем для того, чтобы научиться решать более серьезные проблемы, которые преподносит нам жизнь. Вместо того, чтобы ломать руки в отчаянии и бежать от кажущихся неразрешимыми разногласий, нужно посмотреть, нет ли возможности по-новому взглянуть на конфликт, чтобы достигнуть взаимопонимания (например, пойти в семейную консультацию). Если у вас есть двадцать задач, которые необходимо решить на экзамене по математике, а вы застряли на десятой, не считайте, что дело безнадежно. Пропустите ее, перейдите к следующей, а в конце, если останется время, вернитесь к той, которая доставила вам хлопоты. Если никто не желает покупать ваши полотна или печатать ваши произведения, все равно продолжайте писать. Е.Б.Уайт, писатель, имя которого сейчас сразу ассоциируется с таким авторитетным журналом, как журнал «Ньюйоркер», двадцать два раза подавал свои работы в этот журнал, прежде чем была принята первая.

Вспомните все случаи, когда вам приходилось столкнуться с какими-то трудностями, но вы сумели благодаря вашей настойчивости успешно преодолеть их. Вспомните о них, выполняя упражнение «Похвальное слово самому себе» (гл.5). Сколько было ситуаций, когда вы почти поддались искушению смириться, но все-таки преодолели себя и продолжали бороться? Похвалите себя за все эти случаи… за тот случай, когда загорелось смазочное вещество, а вы сумели его потушить… тот случай, когда быстро сообразили, где могут находиться потерянные ключи от автомобиля… тот случай, когда погибла ваша любимая собака, и вы впервые познали горечь потери…

Один из методов, позволяющих научиться преодолевать ощущение безнадежности и беспомощности, называется аутогенная тренировка. Она была разработана в Германии в начале нынешнего столетия 15. Широко используется в Европе, но лишь в последнее время обретает популярность в США. На первом этапе необходимо научиться технике релаксации или расслабления с помощью определенных форм самовнушения, концентрируя на каждой из них внимание по одной-две минуты. Лучше делать это лежа с закрытыми глазами:

1. Я спокоен, я совершенно спокоен.

2. Моя правая рука тяжелая (левшам нужно начинать с левой руки).

3. Моя правая рука теплая.

4. Мой пульс ровный, ритмичный.

5. Мое дыхание ровное, спокойное.

6. Я чувствую тепло в области солнечного сплетения.

7. Мой лоб приятно прохладен.

После того, как вы расслабились, нужно сконцентрировать свое внимание на «основной формуле», соответствующей вашим конкретным задачам. Для того, чтобы противостоять чувству беспомощности и безнадежности, можно использовать, например, такую формулу: «Я могу справиться с любой проблемой и пережить любую потерю». Или «Я знаю, что мне нужно делать!» Выберите, какая из формул больше подходит вам.

Когда вы почувствуете, что готовы завершить сеанс, примените формулу: «Я спокоен и бодр» — и выйдите из аутогенного погружения.

Научиться аутогенной тренировке можно в специальных учебных группах. Можно также прочитать руководство по аутогенной тренировке 16 и попытаться использовать предлагаемые формулы вместе со своим приятелем. Надо сказать, что полезными могут оказаться самые разнообразные формулы:

Я верю в свои возможности.

Я могу питаться умеренно.

Я способен к активным действиям.

Я способен открыто выражать все свои чувства и т.д.

И последнее, что мне хотелось бы сказать в заключение. Есть прекрасная книга, описывающая подробно и в занимательной форме работу вашего тела. В ней рассказывается, от каких болезней и каким образом вы можете излечиться самостоятельно; при каких симптомах необходимо обращаться к врачу; как можно предотвратить болезнь. Одна из наиболее ценных глав этой книги — упражнение на воображение, в котором предлагается мысленно представлять своего собственного воображаемого врача. Это упражнение было известно еще в древности, но лишь недавно вновь нашло применение в некоторых психотерапевтических группах. Книга называется «Книга о хорошем теле», а ее авторы доктор Майк Самьюэлз и Хэл Беннетт.

ГЛАВА 10. О СМЕРТИ

Никто не знает, не есть ли смерть величайшее благо для человека, однако люди боятся ее так, как если бы точно знали, что она величайшее зло…

Сократ

СМЕРТЬ… Замрите на секунду и отметьте вашу реакцию на это слово… Пугает ли оно вас? Проводите ли вы слишком много времени в размышлениях о будущей вашей смерти или смерти тех, кого вы любите? Или вы убеждены, что это непознаваемая вещь, и поэтому не стоит тратить время на ее обдумывание? Не замечали ли вы, что пытаетесь сменить тему разговора или даже уйти из компании, где начинают говорить о смерти? Эти две установки — страх смерти и отрицание смерти лежат в основе многих проблем, с которыми люди приходят ко мне на консультацию. Вот Пегги — она боится отходить слишком далеко от дома и переходить через мост; вот Гарри — он страшно торопится перепробовать все новые продукты, сблизиться все с новыми и новыми женщинами, побывать во все новых и новых странах; вот Милли — она жалуется на постоянное чувство неудовлетворенности, хотя, кажется, у нее есть все, что человек хотел бы иметь. После того, как каждый из них принял факт неизбежности собственной смерти и отыскал смысл своей жизни и своей смерти, все эти «проблемы» отпали сами собой.

Я пришла к убеждению, что для каждого из нас чрезвычайно важно осознать факт неизбежности собственной смерти, ибо наше отношение к смерти определяет наше отношение к жизни.

Упражнение "Смерть (1)

Сядьте прямо в удобной для вас позе.

Сделайте несколько глубоких вдохов.

Теперь вернитесь в вашем воображении в раннее детство. Когда вы впервые узнали, что все живое умирает, что люди смертны?

Можете ли вы вспомнить те обстоятельства, в которых вы сделали это открытие? Вернитесь в ту ситуацию снова, посмотрите, как другие люди, взрослые и дети, реагируют на эту драму. Что они чувствуют?

Когда впервые умер кто-то, кого вы знали? Вспомните это событие и ваши чувства как можно более подробно. Как вам казалось тогда, что случилось с этим человеком после смерти? Вернитесь в ту ситуацию снова. Что вы чувствуете?

Когда вы поняли, что тоже умрете? Что вы почувствовали тогда? Что вы чувствуете сейчас, думая об этом?

* * *

Первая встреча со смертью часто оставляет глубокий отпечаток в душе человека. Если ребенок видит, что взрослые испуганы и очень сильно горюют об ушедшем, то он начинает воспринимать смерть как нечто плохое, то, чего нужно бояться. Если первые знания ребенка о смерти формируют родители, оберегающие его от всего, что может, по их мнению, нанести ему психическую травму, то ребенок может слишком зафиксироваться на своей собственной смерти. К счастью, у Джилл все было иначе. Когда ей было восемь, ее дедушка, уже год пролежавший парализованным, умер от удара. Мама Джилл, сообщив ей о случившемся, сравнила умирание с появлением бабочки из кокона. Еще один способ обнаружить возможные скрытые установки и чувства по отношению к смерти — это:

Упражнение «Рисование смерти»

Возьмите бумагу и принадлежности для рисования (цветные карандаши, фломастеры, краски).

Закройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов.

Теперь выберите цвет и начните рисовать ваш символ смерти. Не нужно сознательно выбирать какой-то символ, просто начните рисовать. Если вам трудно начать, то попробуйте взять карандаш или фломастер в левую руку (если вы правша) или в правую руку (если вы левша). Вы чувствуете, что вас тянет писать слова? — Пишите слова.

Когда вы завершите рисование, возьмите новый лист бумаги (можно теперь выбрать другой цвет) и начните рисовать ваши чувства , относящиеся к смерти. И в этом случае пытайтесь рисовать спонтанно, не обдумывая то, что вы делаете.

Когда закончите, отложите оба листа бумаги и вернитесь к ним спустя некоторое время. Всмотритесь в то, что у вас получилось.

* * *

Можно заметить, насколько разные цвета выбирают люди. У одних смерть ассоциируется с черным цветом (многие американцы приучены так думать: черные одежды, черный катафалк), другие выбирают цвет слоновой кости, желтый, золотой, зеленый, розовый и т.д.

Символы, которые используют люди, могут быть самыми разными: от изображения смерти с косой или образа странника, закутанного в черный плащ из «Седьмой печати» Ингмара Бергмана, до бабочек, радуг, легких облаков. Такое же разнообразие наблюдается в рисунках людей, изображающих чувства, относящиеся к смерти. Я не хочу приводить больше примеров, чтобы не повлиять на ваше собственное рисование.

Предлагаю вам еще одно, может быть самое важное из всех упражнений о смерти.

Упражнение "Смерть (2)

Сядьте прямо, прикройте глаза.

Сделайте несколько глубоких вдохов.

Представьте перед собой стену, на которой большими цифрами написан ваш возраст.

Щелчок! Число увеличилось на единицу.

Щелчок! Еще на единицу.

Щелчок! Еще на единицу. (И так далее, до тех пор, пока вы достигнете возраста, в котором, как вам кажется, вы умрете.)

Вообразите, что вы просыпаетесь утром последнего дня вашей жизни. Где вы? Как вы себя чувствуете? Что вы ощущаете в вашем теле?

Вы больны или смерть придет в результате какого-то несчастного случая? Если вы больны, то знаете ли вы, что умираете?

Проследите в вашем воображении все события этого последнего дня. Есть ли какие-нибудь люди рядом с вами? Какие они испытывают чувства к вам? Что вы испытываете к ним?

Если вы понимаете, что наступает смерть, хотели бы вы написать реквием? Или может быть поделиться с кем-нибудь своими мыслями или чувствами? Вообразите сам момент смерти. Что вы испытываете?

Когда вы завершите это упражнение, сделайте подробное описание всего, что вы воображали и что чувствовали. Напомните самому себе, что это всего лишь произвольная фантазия, которую вы сами создали, и вы совершенно не обязаны следовать ей, как какой-то программе.

Ваша жизнь не должна прийти к своему концу именно таким способом и именно в том возрасте, который вы только что себе представляли.

* * *

Это очень важное упражнение, потому что оно помогает обнаружить бессознательные фантазии о том, как и когда вы умрете. Бывает, что человек ждет, что он умрет от сердечного приступа так же, как его отец, в сорок пять лет. У Линды обнаружили шум в сердце, когда ей было ровно на год меньше, чем ее матери, умершей от сердечного приступа. Она чувствовала себя плохо до тех пор, пока не смогла обнаружить свою скрытую фантазию о том, что умрет в том самом возрасте, что и ее мать, и только тогда Линда смогла осознать, что она сама создала эту фантазию и что сама же, если захочет, может заменить ее фантазией долгой жизни. Она захотела и после этого бросила курить, стала заниматься гимнастикой, чтобы помочь исполниться своим новым ожиданиям.

Фред понял, что у него есть ожидание насильственной смерти в молодом возрасте и что он сам активно искал этой смерти, участвуя в автомобильных гонках и занимаясь скалолазанием. Другие, наоборот, воображают мирную кончину в глубокой старости, без болезней, боли, в окружении любящих детей и внуков. Энергия следует за мыслью, и поэтому смерть, которую вы предвосхищаете, может прийти точно по вашему расписанию.

А как вы представляете свою собственную смерть? Быть может у вас нет особого времени, чтобы разработать эту фантазию, как это сделал мой знакомый бизнесмен в примере Синдрома Пустого Сознания. Но я уверена, что у вас есть какая-то фантазия на эту тему.

Вовсе не смерть — источник всех зол, но, скорее, страх смерти.

Эпиктет

Существует много разных страхов смерти. Одни боятся, что будут умирать от долгой и мучительной болезни или что в старости они будут оставлены всеми и придется умирать в одиночестве. Другие боятся, что умрут, не успев достичь целей, которые они поставили перед собой. Некоторых буквально бесит, что им не подвластны сроки их жизни и смерти (и кое-кто из них пытается отнять у судьбы эту власть и совершает самоубийство). Но, кажется, самый распространенный страх — это страх потерять чувство самоотождествленности, утратить собственную личность.

Когда вы выполняли завершающую часть последнего упражнения, воображали ли вы какую-то жизнь после смерти и продолжение вашего сознания в той или иной форме или вам представлялось, что смерть — это абсолютный конец: гаснет свет, наступает полная темнота. Понятно, что те, кто так думает, больше всего боятся смерти.

Жизнь после смерти

Все увеличивается количество убедительных доказательств существования жизни после смерти. Интересно, что данные, на которых они основываются, поразительно похожи на описания того света в восточных религиях.

Доктор Раймонд Моуди собрал сообщения более чем ста пятидесяти человек, которые были близки к смерти или пережили клиническую смерть и были реанимированы. Все они описывают опыт существования после смерти. Обычно «умершего» встречают духи покойных родственников и друзей, пришедшие помочь ему совершить переход из этого мира в мир иной. Перед ним появляется светоносное существо, которое дает ему возможность в одно мгновение увидеть и оценить все главные события его жизни. По тем или иным причинам «умерший» решает вернуться к жизни, так как час его смерти еще не наступил. Это трудное решение, поскольку он познал опыт иной жизни и чувствует себя в новом состоянии исполненным несказанной радости, мира, любви и покоя.

Люди, которых опрашивал Моуди, обычно сообщали, что возвращались из иного мира с чувством, что у них еще есть важные дела, которые они должны завершить в этой жизни. «Мне нужно еще очень многое изменить в себе, прежде чем я уйду отсюда», — объяснил свое возвращение один человек.

Что вы чувствуете и о чем думаете в данную минуту? Может быть ухмыляетесь, мол, где же ваши доказательства? А может быть вы чувствуете, что в этом что-то есть? Вы хотели бы верить, что это случается в самом деле?

Понаблюдайте, каковы будут ваши реакции при выполнении следующего упражнения.

Упражнение «Ручей»

Сядьте прямо.

Сделайте несколько глубоких вдохов.

Представьте, что вы поднимаетесь по горной дороге, рядом с которой протекает ручей.

Когда ручей и дорога начнут расходиться, сойдите с дороги и следуйте вдоль ручья к его истоку… Это небольшой родничок прозрачной воды, выбивающийся из-под земли. Он совсем маленький.

Теперь вообразите, что вы — капля этого родника; почувствуйте, как вы стекаете по склону, соединяетесь с другими каплями, становитесь ручейком, который сбегает вниз, затем сливается с другими ручейками и превращается в широкий поток. Заметьте, как замедляется ваше течение там, где склон становится пологим, и как снова ускоряется на крутых местах. Что вы чувствуете, когда камни встречаются на вашем пути? Когда рыба проплывает в глубине потока?

Теперь вы стали широкой-широкой рекой и медленно-медленно движетесь мимо городов, деревень… Наверху, над вами — люди, лодки, корабли. Какие чувства это у вас вызывает?

Вот вы уже вблизи океана, и частицы соленой воды смешиваются с вами. Вы вливаетесь в океан, становитесь его частью, и ваша чистая родниковая вода растворяется в его соленой воде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться