Рейнуотер Джанетт "Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом"

Вообразите, что вы — волна, которая вздымается и опадает, вздымается и опадает. Будьте той частичкой волны, которая накатывается на песок, забегает все дальше и дальше, затем застывает на мгновение и снова шурша отступает назад и соединяется с океаном.

Вообразите себя в глубине, безмолвной, темной частью океана.

Вообразите себя огромной волной посередине океана. Будьте одной из капель, которая вздымается на гребень волны, срывается дуновением ветра, становится капелькой тумана и сливается с другими каплями. Туманное облако, медленно плывущее над океаном… Потом над берегом, над холмами, над высокими горами.

Теперь вообразите, что вы — частичка дождя, которая выпадает из этого облака; вы плавно опускаетесь на гору, попадаете в почву, становитесь частью родника. Вы катитесь вниз по склону и понимаете, что снова стали ручьем в том же самом месте, с которого начинали свой путь.

* * *

Как бы вы ни представляли себе смерть и то, что будет после смерти, для вас в любом случае важны такие вопросы:

Кто я?

Зачем я здесь?

Упражнение «Мудрый старец»

Сядьте прямо.

Сделайте несколько глубоких вдохов.

Вообразите, что вы находитесь в старом большом доме викторианской эпохи, в котором никто сейчас не живет. Пройдите через все комнаты, посмотрите на старую мебель, лампы, картины, интерьер.

Поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдитесь по спальням.

Вы замечаете бархатный занавес, который прикрывает какую-то дверь. Отодвиньте занавес и откройте дверь. За ней вы видите ступени, по которым, судя по пыли, давным-давно никто не ходил.

Поднимитесь по ступеням. Вы видите дверь, откройте ее и войдите.

Вы находитесь в заставленной книгами комнате, куда свет проникает со всех сторон и сверху. Вы начинаете читать заголовки книг и вдруг замечаете, что в одном из углов комнаты сидит старец.

«Я ждал тебя», — говорит он. Вы понимаете, что он знает все и ответит на любой вопрос, который вы зададите.

Теперь спросите: «Зачем я родился на этот свет?»

Послушайте его ответ и задайте любой другой вопрос, который хотите. Поблагодарите мудрого старца, попрощайтесь, выйдите из комнаты, спуститесь по лестнице и покиньте дом.

* * *

Когда вы закончите упражнение, сделайте о нем запись. «Мудрый старец» — это, конечно, скрытая мудрость, которая есть в каждом из нас. Многие не решаются это признать и потому проецируют ее вовне, на других.

Годы после выхода на пенсию

Мы должны быть благодарны тому, что существует смерть. Именно она заставляет нас искать смысл жизни. Благодаря успехам медицины за последние сто лет продолжительность жизни возросла. Сейчас люди живут обычно десять или даже двадцать лет после завершения своей профессиональной карьеры. Эти годы — чудесный дар, время взглянуть в самого себя. У пожилого человека есть выбор. Он может использовать это время, чтобы вступить в контакт со своим "Я" и прислушаться, чувствует ли он, что исполнил в этой жизни то, к чему был призван, а может попытаться избежать этих размышлений и сфокусировать свое внимание на немощи стареющего тела. Увы, наиболее распространенная тема разговоров в компаниях пожилых людей — это болезни, лекарства, доктора. А что вы планируете делать, уйдя на пенсию?

Упражнение «Взгляд из старости»

Вообразите, что вы — очень старый человек. Оглянитесь назад, на прожитую жизнь.

О какой самой важной для вас вещи вы хотите, чтобы знали ваши друзья, семья и мир после того, как вы уйдете?

Что, происходившее с вами, было особенно значимым?

Запишите это в ваш журнал.

Искусство умирать

Тибетские буддисты убеждены, что для людей, сохраняющих ясное сознание и спокойствие, смерть может быть моментом духовного освобождения, а не чем-то мрачным и пугающим. Их классическое руководство по искусству умирать — «Тибетская книга мертвых» — описывает несколько периодов до и после смерти как ряд ступеней (бардасов); каждый бардас ставит перед душой новую задачу, которую она должна решить на своем пути к просветлению. Все они должны быть встречены со спокойствием, ясным умом и сознанием того, что ужасы — это всего лишь проекция нашей собственной души.

Если это правда, то те люди, которые практикуют искусство самонаблюдения и хорошо знают содержание своей души, будут лучше подготовлены к путешествию через бардасы. Один из немногих в нашей культуре, кто понимал, насколько важно сознательно встретить час своей смерти, был Олдос Хаксли. В его романе «Остров» описывается, как у постели умирающей старой женщины сидит муж, держит ее за руку и напевает ей: «Моя маленькая, моя любовь, теперь ты можешь идти, моя родная, теперь ты можешь уйти, ты можешь уйти из этого старого несчастного тела, оно тебе больше не нужно, пусть оно спадет с тебя, оставь его, пусть лежит здесь, как изношенное платье… Вперед, моя родная. Иди в свет, в мир, в живой мир ясного света».

Через десять лет после того, как эта книга была опубликована, Хаксли умер. Он умирал в полном сознании, и рядом с ним была его жена, Лаура, которая говорила ему похожие слова: «Свет и свобода. Ты можешь идти, мой родной; … ты идешь вперед, к свету, свободно и в полном сознании, ты идешь вперед и вверх». Он попросил, и ему дали небольшую дозу ЛСД (в его романе «Остров» героине дали аналогичный препарат «мокша»), чтобы помочь проделать этот переход в ясном сознании.

Есть классическая буддийская притча о путнике, за которым погнался тигр. Спасаясь, он добежал до края пропасти и, чтобы не упасть, ухватился за тонкую виноградную лозу, повиснув на ней. Когда он посмотрел вниз, то увидел другого тигра, который, рыча, ожидал, когда он упадет вниз. И вот, раскачиваясь на лозе между двумя тиграми, путник заметил, что две мыши начали грызть стебель лозы. Он понял, что все кончено. И тут он заметил растущую на обрыве землянику, до которой можно было дотянуться. Он сорвал ее и насладился прекрасным вкусом ягоды.

Эта притча иллюстрирует идею восточной философии, убеждающую сохранять полную сознательность и жить в настоящем, а не в прошлом и будущем, даже в минуту смерти не позволяя вашему Критику ругать вас за то, что вы выбрали дорогу, где вас настигли тигры. Просто наслаждайтесь земляникой. Как говорит Рэм Дасс: «Задача состоит в том, чтобы оставаться в полном сознании к моменту смерти… Иначе вас может захватить боль или мелодраматический страх потерять того, кем вы, как вам казалось, были». Так что искусство умирать может рассматриваться как продолжение искусства жить — всегда бодрствовать и ясно сознавать, что происходит прямо сейчас . Когда наступит ваше время умирать, я желаю вам, чтобы вы вышли из прошлого и будущего и в следующее мгновение влились в источник подлинной любви.

«Правда» это все или нет, но лично мне это кажется намного более истинным, чем надрываться, биться над умершим и цепляться за обветшалую телесную оболочку.

Движение «Хоспис»

17

Умирающему человеку не так легко сохранить ясное сознание, если его накачали обезболивающими как это заведено у врачей и обслуживающего персонала в большинстве клиник. В приюте (хосписе) святого Христофора в Лондоне используется препарат, названный «микстура Бромптона», 18 которая снимает некоторые симптомы и облегчает нестерпимую боль при неизлечимом раке, позволяя больному сохранить полное сознание и состояние бодрствования.

Сотрудники хосписа святого Христофора и его директор доктор Сисилия Сондерс стали зачинателями быстрорастущего гуманистического движения помощи умирающим. В отличие от средневековых хосписов, служивших гостиницами для отдыха паломников, назначение хосписов ХХ века в том, чтобы облегчить смерть неизлечимо больным людям. Стоддарт пишет, что каждый человек в хосписе рассматривается и лечится как уникальная личность, ему оказывают физическую, психологическую и духовную помощь. Здесь нет, как в традиционной больнице, каких-то установленных часов для посетителей. Любые посещения родственников, друзей, детей, даже домашних животных только приветствуются. Здесь теплая и любящая атмосфера. На каждого пациента приходится больше, чем по одному сотруднику. Служащие, часть из которых в большинстве хосписов — добровольцы, рассказывают, что забота об умирающих оказывает на них живительное действие, сторицей окупающее тяготы ухода за тяжелобольным человеком. Умирающий получает здесь чувство близости с другими, находит того, кто слушает его, кто держит его за руку, кто говорит с ним о смысле жизни и смерти.

Утрата и горе

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Евангелие от Матфея

После смерти любимого человека обычно наступает период тяжелейших эмоциональных сдвигов. Первая стадия этого периода, как правило, фаза шока, во время которого человек ежеминутно должен напоминать самому себе, что случилось. Мир может казаться нереальным, и человек иногда проходит механически, словно бы ничего не чувствуя, через все положенные ритуалы.

Следующая стадия — горе и страдания. Человек может испытывать сильную злость на умершего, может чувствовать вину — вероятно, так проявляются обиды на умершего, не высказанные во время его жизни. На этой фазе люди нередко занимаются самоистязанием, играя в мысленные игры, чаще всего типа «Если бы я только…» и «Сентиментальные воспоминания». Если в вас есть хорошо развитая жертвенная субличность, вы можете насладиться ощущением мученичества.

Длительность и болезненность этой стадии бывают меньше, если человек заботился насколько мог о разрешении эмоциональных проблем в отношениях со Значимым Другим еще при его жизни. Горе может быть пережито быстрее, если человек будет активен в том, чтобы стремиться сознавать все свои мысли и чувства и делиться ими с теми, кто сочувствует ему. К сожалению, духовенство зачастую оказывается не в состоянии по-настоящему помочь страдающим. Джойс Фиппс и другие пишущие на тему утраты отмечают, что гораздо лучше могут утешить те, кто сам пережил горе. Если в тяжелую минуту кто-то поддержал вас, то чуть позже, уже войдя в третью фазу горя, вы можете закрепить начавшийся здесь процесс восстановления, проявив понимание, сочувствие и любовь к тем, у кого рана еще свежа.

Главное, что продлевает горе — присущая людям очень цепкая иллюзия гарантированной надежности существования. Эпиктет не уставал напоминать, что те, кого мы любим, смертны; они с нами только на назначенное время, и «если мы тоскуем, что не можем видеть ушедшего друга или сына, то уподобляемся человеку, возжелавшему смоквы зимой».

Переживая горе, вы можете вырасти как личность. И, возможно, вы обнаружите, что ваша любовь к умершему становится яснее и чище. Калил Гибран сказал: «То, что вы больше всего любите <в вашем друге>, может проясниться, когда его нет рядом, как гора яснее видится альпинисту с самолета».

Рано или поздно, горюющий чувствует, что может сказать умершему «прощай». Это не означает ни полного затмения воспоминаний о прошлом, ни желания избавиться от приходящих мыслей и чувств об ушедшем человеке. Это означает признание завершенности какого-то этапа ваших отношений с умершим и готовности развиваться и испытывать новые пути бытия.

О чем вы думали и что чувствовали, когда читали этот раздел? Не потеряли ли вы недавно близкого человека? Вы все еще горюете? Если да, то какая часть вашей личности упорно держится за воспоминания, не желая сказать «прощай»?

Самоубийство

Над возможностью самоубийства, видимо, задумывался каждый человек, достигший двенадцатилетнего возраста (и, как это ни удивительно, очень многие и раньше). Каждый день около ста американцев кончают жизнь самоубийством.

Существует очень много разных видов и вариантов самоубийства. Например, демонстративная угроза самоубийства, которая оборачивается реальной смертью. Человек таким образом пытается подействовать на Значимого Другого, и такое самоубийство психологически представляет собой враждебный акт по отношению к нему.

На противоположном конце мы обнаруживаем альтруистическое самоубийство, совершаемое иногда неизлечимо больными людьми, которые хотят таким способом облегчить жизнь своих близких и избавить семью от непосильных трат на лечение. Существует еще героическое самоубийство, когда, например, борец движения Сопротивления убивает себя в момент ареста, чтобы избежать пыток, во время которых он мог бы выдать своих товарищей.

Что же касается подавляющего большинства других видов самоубийств, то их общим знаменателем является чувство полного одиночества и утраты близких, заботливых отношений.

Я прошу вас остановиться здесь и вспомнить, не было ли у вас таких ситуаций, когда вы всерьез задумывались о самоубийстве.

Что было причиной?

Дошли ли вы до планирования способа осуществления?

Составляли ли вы предсмертную записку на бумаге или хотя бы в уме?

Если вам это знакомо, дайте себе несколько минут, чтобы вспомнить все, что случилось с тех пор в вашей жизни. Отметьте все ценное, что вы упустили бы, если бы действительно осуществили свое намерение.

Я всерьез задумалась о самоубийстве, когда мне было одиннадцать. У моей матери возникло нервное расстройство, и она лечилась в санатории, в другой стране. Я жила с дедушкой, которого раньше никогда не видела. Я обожала его и наслаждалась атмосферой общения с ним, совершенно незнакомой мне по первым десяти годам жизни. Потом дедушка умер. В больнице меня даже не пустили к нему. Я не знала, как мне теперь жить, и погрузилась в состояние отчаяния и безнадежности. Будь я больше осведомлена о способах самоубийства, то вполне могла бы сделать этот шаг. Единственно средство, которое было в моем распоряжении, — это яд, но я боялась, что он не сработает, и я останусь калекой. К счастью, другие мои родственники поняли мое состояние и поддержали меня в трудную минуту. Моя мать оправилась от нервного расстройства, и мы снова смогли жить вместе. И вот, вспоминая об этом, я бы ни за что не согласилась лишиться прошедшего с тех пор такого насыщенного, забавного, печального, счастливого и восхитительного времени.

Доктор Моуди сообщает, что те из опрошенных, которые были близки к смерти после попытки самоубийства, неизменно испытывали крайне неприятные, болезненные переживания в отличие от побывавших в состоянии клинической смерти в результате заболевания. Им казалось, что они попадали в какое-то «преддверие ада», где должны были остаться надолго. Вот что рассказал мужчина, который после смерти жены стрелял в себя, но был спасен: "Я не попал туда, где была моя жена. Я попал в ужасное место… Я сразу понял, какую совершил страшную ошибку… Я подумал: «О, если бы я не сделал этого!»

Вспомните ваши собственные размышления в минуту отчаяния. Что остановило вас? Альбер Камю говорил, что есть только один философский вопрос, который стоит обсуждать. Он состоит в том, сказать ли жизни «да» или «нет», жить или закончить жизнь самоубийством19. И это выбор, который каждый из нас делает каждый день.

Две стороны медали: жизнь и смерть

Я бы хотела завершить эту книгу упражнением, которое, можно сказать, подвигло меня написать ее.

Упражнение «Три года» 20

Следите за вашим дыханием… вы вдыхаете и выдыхаете… отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите… заметьте, где ваше тело касается кресла (пола, кровати)… Позвольте себе довериться креслу (полу), пусть оно само поддерживает ваше тело.

Представьте, что вы узнали: вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы все это время… Какова ваша первая реакция на это известие?.. Начали ли вы сразу строить планы или разозлились, что вам дано так мало времени?

Вместо того, чтобы испытать «ненависть к тому, что меркнет свет», или завязнуть в трясине фантазий о деталях надвигающейся смерти, решите лучше, как вам хочется провести это время, как вы хотите прожить эти последние три года.

Где бы вы хотели их прожить?

С кем бы вы хотели их прожить?

Хотите ли вы работать?

Учиться?

После того как ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой вы живете сейчас.

В чем сходство между ними?

В чем отличие?

Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что вы хотели бы включить в ваше нынешнее существование?

Теперь хорошенько осознайте, что предположение о вашей смерти через три года — это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение. Вы можете отбросить эти мысли. Но оставьте от этой игры то, что вам подходит и что вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение.

* * *

Это упражнение полезно для многих. Оно помогает людям остро осознать, что же они действительно хотят делать в этой жизни и как хотят ее прожить. Они осознают, кого именно больше всех любят и о ком хотели бы заботиться (и в результате решают проводить с ними больше времени). Или вдруг с мучительной ясностью понимают, что отпущенное им время тратится зря на нелюбимую работу, на жизнь в неприятной среде. Или что учеба не приносит никакого удовлетворения, а всего лишь средство закончить школу.

Я выполняла это упражнение много раз и до того, как в очередной раз выполнила его в июне 1975 года во время проведения психотерапевтических групповых занятий. Раньше в течение нескольких лет я только болтала о том, что пишу книгу, а написала на самом деле с десяток разрозненных и несвязанных страниц. И вот, выполняя упражнение, я вдруг очень ясно почувствовала, что не должна умереть, пока не запишу хотя бы в самом элементарном виде то, чему научилась за долгие годы работы с людьми. Это чувство заставило меня действовать, я стала всерьез работать над книгой, которую вы сейчас читаете.

А как у вас? Есть ли какие-то дела, на выполнение которых вас мобилизует осознание, что ваша жизнь имеет конец?

Прощание

Ну вот, как когда-нибудь каждый из нас подойдет к концу жизни на этой Земле, так и мы с вами, читатель, подходим к концу нашего психологического путешествия. Для меня, как писателя, оно оказалось очень важным, и я хотела бы надеяться, что для вас — столь же полезным. И теперь, заканчивая книгу, я чувствую, что мне недостает ответа от вас. Я буду ждать писем, где вы расскажите о вашей внутренней работе, которая шла по мере чтения книги. Пишите по адресу издательства.

Желаю вам ясного сознания!

Указатель упражнений

Упражнение [Глава]

Абсолютное здоровье [9]

Безусловная любовь [3]

Вечерний обзор [2]

Взгляд из старости [10]

Визуализация [2]

Возрастная регрессия [5]

Вспоминание плана дома [5]

Встреча с Саботажником [2]

Годовщина [5]

Диалог с Обжорой [9]

Диалог со временем [9]

Диалог с отсутствующим сном [6]

Диалог субличностей [2]

Еда с полным осознанием [9]

Заброшенный сад [2]

Завершение прерванного сна [6]

Заказ сновидения [6]

Засыпание [9]

Значимый Другой [3]

Идеальный контракт на будущее [3]

Интуиция [3]

Как было бы, если бы… [2]

Китайский храм [7]

Круг субличностей [2]

Курение с полным осознанием [9]

Маяк [2]

Мудрый старец [10]

Объектно-центрированное восприятие [8]

Оживление приятных воспоминаний [2]

Определите своего Критика [2]

Осознание дыхания [9]

Отвлечение [2]

Оценка двигательной активности [9]

Передача энергии [2]

Подсчет еды и питья за сутки [9]

Полное дыхание [9]

Понимание ревности [3]

Поплавок в океане [2]

Похвальное слово самому себе [5]

Придумывание сна [6]

Приласкайте ребенка, которым вы были [5]

Просьбы и требования [3]

Психодрама субличностей [2]

Работа над сном [6]

Разотождествление [2]

Реконструкция сексуального опыта [3]

Релаксация [2]

Рисование смерти [10]

Ритмичное дыхание [9]

Ручей [10]

Сказочная крестная мать [3]

Смерть (1) [10]

Смерть (2) [10]

Сознавание тела [8]

Три года [10]

Удовлетворение тайных желаний [3]

Уровень счастья (1) [3]

Уровень счастья (2) [3]

Усиление вашей Лучистости [7]

Установка на запоминание снов [6]

Фиксирование мыслей [2]

Храм тишины [2]

Чувственное сознавание [8]

Эмоционально-коррективное переживание [5]

1L'esprit de l'escalier (фр. ) — ум на лестнице. — Прим.перев.

2Маргарет Мид (1901-1978) — известный американский социолог и этнограф

3Американские ученые Вирджиния Джонсон и Уильям Мастерс первые в мире провели исследования полового акта, измерив в лабораторных условиях физиологические реакции обоих партнеров. Они утверждают, что женский оргазм может быть самой различной локализации и отдельно вагинального оргазма физиологически не существует. Прим.ред.

4Арнольд Кегель, врач, разработал систему упражнений для развития лоннокопчиковой мышцы у женщин, страдающих недержанием мочи. Эта мышца также сокращается и во время оргазма, и пациентки Кегеля добились интересных побочных эффектов, обучаясь контролировать свои мышцы. Основное упражнение состоит в следующем: сожмите мышцы на три секунды (представьте, что вы прерываете мочеиспускание), затем расслабьте их на три секунды, и так десять раз. Вы можете практиковать ваш кегелинг где угодно, особенно это может быть забавно на скучных производственных совещаниях. — Прим. авт.

5Поскольку я полностью простила ее, то не буду уточнять, что именно меня в ней не устраивало. Если бы я вспомнила ее поступки и перечислила их вам, это означало бы, что я все еще не простила ее. — Прим.авт.

6Именно на арамейском наречии говорил Иисус Христос. — Прим.ред.

7Эрих Фромм. Искусство любви. М., «Знание», 1990, с.43. — Прим.ред.

8— Этот термин придуман Фредериком Ван Эйденом для описания особых снов, которые ему снились в течение четырнадцати лет с 1898 по 1912 год. Прим. авт.

9В конце концов приходит

10Внимательный читатель может заметить, что эта формула противоречит той, которая давалась в упражнении «Разотождествление» — «У меня есть тело. Но я — это не мое тело». Однако противоречие это кажущееся. Чтобы иметь возможность разотождествляться со своим телом, нужно вначале осознать его как свое. Разотождествиться вовсе не то же самое, что отречься. — Прим.авт.

11Хотя, конечно, существуют генетические предрасположенности и внешние вредные воздействия, которые находятся вне нашего контроля. — Прим.авт.

12Пенталгин, цитрамон, аскофен, пиркофен, седалгин, новоцефалгин. — Прим.авт.

13Журнал «Лос-Анджелес» поместил сатирическую статью, рассказывающую о различных стилях жизни в разных районах города. Диета была одним из показателей стереотипов жизни той или иной социальной группы наряду с маркой автомобиля, любимой книгой, типом развлечения, видом алкогольного напитка. — Прим.авт.

14Почти половина пациентов, обращающихся в клинику нарушений сна Станфордского университета с жалобой на плохой сон, согласно лабораторным наблюдениям, в действительности спали полных семь-восемь часов. — Прим.авт.

15Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания, был разработан немецким психотерапевтом Иоганнесом Генрихом Шульцем (1884-1970) в его монографии «Аутогенная тренировка» (1932). — Прим.ред.

16Из вышедших в последнее время на русском языке книг можно порекомендовать книгу Н.Н.Петрова. Аутогенная тренировка для вас. Под ред.В.Л.Леви. М., Центр психологии и психотерапии, 1990. — Прим.ред.

17Хоспис (англ.) — странноприимный дом, гостиница (чаще всего монастырская), приют, богадельня. В наше время — особые больницы, где врачи и персонал высочайшей квалификации всячески стараются облегчить физические страдания пациентов, помочь им избавиться от страха смерти и осознать смерть как естественное продолжение жизни. // Английский журналист Виктор Зорза и его жена Розмари написали книгу о судьбе своей двадцатипятилетней дочери Джейн, которая умерла от рака в английском хосписе. После смерти дочери супруги Зорза стали создавать хосписы в США. Осенью 1990 года Виктор Зорза открыл первый советский хоспис в Ленинграде, им также создано британо-советское общество хосписов. Издательство «Прогресс» в 1990 году выпустило книгу Розмари и Виктора Зорза «Путь к смерти. Жить до конца». — Прим.ред.

18См.: Альбер Камю. Между да и нет. — Избранное. М., «Радуга», 1988, с.337-342. — Прим.ред.

19См.: Альбер Камю. Между да и нет. — Избранное. М., «Радуга», 1988, с.337-342. — Прим.ред.

20Это упражнение является модификацией упражнения Алана Лайкина «Три вопроса к жизни». — Прим.авт.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться