М. Гриндер "Исправление школьного конвейера"

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА)

Пользуясь приведенными выше таблицами, сделайте описание трех учеников разных модальностей: преимущественно визуального, пре­имущественно кинестетика, преимущественно аудиального. Это мо­гут быть ученики вашего класса или класса вашего коллеги.

Примеры: Визуальная ученица. Инициалы М.И. Всегда смотрит вверх, когда я говорю, будто видит то, что я рассказываю. Когда я читаю учебник, М.И. всегда читает сама, не полагаясь на мое чтение. Ее тетрадь по английскому языку - самая аккуратная во всем классе.' Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте.

Аудиальный ученик. Инициалы И.С. Когда И.С. читает текст, он приговаривает, пришептывает про себя. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. И.С. - прекрасный имитатор. Он способен повторить все слово в слово (даже когда он, казалось бы, не слушал). У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет.

Кинестетический ученик. Инициалы К.П. Он обычно вскакивает, чтобы по моей просьбе раздать детям ручки. Когда я хожу по классу, помогая ученикам, К.П. никогда не поднимет руку, а ждет моего приближения и старается дотянуться до меня, схватить за запястье, рубашку. Когда я читаю инструкции, он смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам. Этот ребенок не может выучить грамматичес­кое правило, пока я не придумаю для него “игру”, где он может участвовать вместе с товарищами и изображать связь между слова­ми, частями речи. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если ему повезет и его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.

ДИАГНОСТИКА АКТИВНОСТИ “ВХОД -ВЫХОД” (ПО СВАССИНТ И БАРБ)

Существует много учебных ситуаций, где недостаточна ранее рассмотренная модель модальностей стилей научения. Особенно это касается анализа работы детей с ярлыком “неспособные”. Для них необходимо учитывать различие модальностей в системе “вход -выход” или “вход - память - выход”.

Цель этого подхода - определить различие в легкости запоминания и восстановления информации в разных модальностях. Имеется 9 возможных комбинаций системы “вход-выход”. У ученика имеются комбинации, которые значительно сильнее/слабее других. (Никакое сравнение интеллектов учащихся здесь не подразумевается).

Большинство диагностических тестов основывается на визуальном выходе информации (вы знаете подобные тесты: “Выберите соответ­ствующую фигуру, нарисованную ...”). Поэтому то, что обычно расценивается в таких упражнениях 'как слабость, является в дей­ствительности неподготовленностью визуального выхода. ^

Потренируйтесь в диагностике модальностей “входа-выхода” со своими коллегами по приведенной ниже инструкции.

Модальностью “входа” будем называть сенсорный канал, по которому поступает информация. Модальность “выхода” - сенсор­ный канал, по которому демонстрируется запоминание (понимание) данной информации. Пример: В/вход - А/выход.

Инструкция:

1. Вместе с партнером выберите предметы, которые легко опреде­ляются как визуально, так и кинестетически (например: монетки, скрепки, пуговицы ... каждого по два).

2. Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол лицом друг к Другу, поставьте на стол ширму-перегородку (например, большую книгу).

3. Положите любые 4 предмета перед ширмой. Убрав на непродол­жительное время ширму/перегородку, покажите партнеру свой набор предметов и попросите запомнить их. После этого закройте ширмой свои предметы и попросите партнера сложить (из своего набора) те же предметы в том же порядке. Когда партнер закончит, уберите перегородку и проверьте качество работы. Вы таким образом .имитировали ситуацию В/вход -К/выход.

Понаблюдайте ключи, указывающие на репрезентативную систему, которую использует партнер во время запоминания информации. Если он справляется слишком легко и вы не успеваете заметить их, усложните ситуацию, увеличив количество предметов или уменьшив время, в течение которого предметы можно видеть.

4. Повторите шаг 3, имитируя А/вход - А выход, то есть расскажите партнеру последовательность предметов перед ширмой и попросите его рассказать об этой последовательности.

5. Теперь имитируйте ситуацию В/вход - А/выход (он смотрит, затем говорит.)

6. А/вход - К/выход (он слушает вас, затем сам складывает).

7. К/вход - А/выход (он ощупывает, затем рассказывает).

8. Наконец, К/вход - К/выход (он ощупывает, не глядя, затем сам складывает).

Проанализируйте полученные результаты. Помните, что цель этого упражнения - определить одну или несколько самых сильных комбинаций, или самую слабую.

Мы только что работали с партнером один на один. А как происходит трансляция от входа к выходу в целом классе, когда они занимаются в одной модальности, а вынуждены демонстрировать запоминание в другой? Большинство учеников могут воспринимать информацию в одном канале (аудиально - слушая то, что говорит учитель) и демонстрировать полученную информацию в другом (визуально и кинестетически -записывая).

Понаблюдайте сами на уроках в течение недели и запишите три примера отличающихся модальностей входа-выхода. Кто из учащих­ся испытывает затруднения? Сравните с этой точки зрения “успева­ющих и “неуспевающих” учеников.

СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ.

Чем более мы осознаем наши стили обучения, тем "глубже мы понимаем качество или уровень своей эффективности в работе с учениками. Конечно, желательно учить многосенсорно. Однако бывают случаи, когда мы используем свой предпочитаемый стиль. Зная точно стиль преподавания, можно правильнее заметить, какие ученики из класса испытывают затруднения, и сделать соответству­ющие поправки. Цель этого раздела - помочь вам заметить мельчай­шие намеки на учительский стиль. Ниже приведена сводная таблица описаний внешних и функциональных признаков стиля обучения учителя. Однако в ней нет замечаний о внешнем виде учителя-аудиала. Поскольку такие учителя в школе малочисленны, у автора было мало возможностей наблюдать их. Вероятно, их стиль обучения представляет собой смесь аудиальных и кинестетических характе­ристик.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ

 

 

ВИЗУАЛЬНЫЙ

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ

Комната (кабинет) Внешний вид

Опрятная, колоритная. Выглядит опрятно.

Масса материалов, несколько рабочих мест,

Рабочее место

Организовано, упо­рядочено в соответствии с размером, цветом, вещи расположены в вертикальном порядке

все организовано функционально

Любит демонстрировать работы учеников, оставляет таблицы, вещи

Таблицы

Периодически меняют

1 на стендах долго после окончания работы с ними

Одежда

Аккуратно подобран цвет, приоритетен внешний вид вид.

Удобна, предполагает комфорт, а не внешний

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ (ИНФОРМАЦИИ)

ВИЗУАЛЬНЫЙ

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ

АУДИАЛЬНЫИ

Говорит быстро, использует визуальные указатели (поверх голов, доска). Хочет охватывать большой объем содержания, придает цельность форме. Не теряет обратной реальной связи в языке учеников.

Говорит медленно. Использует манипуляции (передает, берет). Вовлекает учеников в проекты, игры, сценарии Придает больше важ­ности содержанию. В оценке учеников ориентируется на то, что они умеют делать. Дает ученикам сов-

Говорит ритмично. Любит дискуссии вклассе. Учитель или ученик читают на уроке.

Склонен повторять комментарии учеников Любит поучения, начинающиеся со слов “Сколько раз ...” Отвлекается от темы

 

 

местную работу в группах, использует массу демонстраций.

Урока. Комментирует словами “хорошо”, “гм”.

 

 

 

 

 

 

Используя характеристики из этих таблиц, выявите в школе трех учителей, демонстрирующих предпочтение одной модальности. Чаще всего учителя проявляют визуальную и кинестетическую модаль­ность одновременно с преобладанием одной из них.

ОБУЧЕНИЕ И ПЕРЕОБУЧЕНИЕ.

Обучая, мы претендуем на многосенсорное представление инфор­мации. Такой подход будет воздействовать на большую часть учеников и позволит им получать информацию, выбрав свой ВХОДНОИ канал. Кроме того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, ибо чем больше информационных каналов, тем лучше живая память. Естественно, многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учеников.

Закончив обучение и оставшись перед доской/кафедрой для индивидуальной помощи ученикам, мы переходим к переобучению. Прикладные исследования показывают, что 65 % времени переобу­чения тратится на 4-6 детей “трансляторов”, не располагающих достаточной многосенсорностью, чтобы научиться в процессе наше­го ОБУЧЕНИЯ. Им необходима информация, представленная в ИХ входном канале.

Очень полезно потренироваться в переобучении со своими колле­гами. Предположим, что мы работаем с тремя учениками: первый -только визуальный, второй - только аудиальный, третий - только кинестетик. “Раздайте” своим коллегам роли В, А и К учеников. Подберите известную вам информацию, и “переобучайте” их в течение двух-трех минут.

1. Попробуйте представить эту информацию визуальному ученику, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположе­ние с характерной для их стиля скоростью. Убедитесь, что когда вы стоите перед ним, ваше тело неподвижно. Выделяйте цветом различ­ные пункты или аспекты содержания. Запишите ваши действия.

2. Попробуйте представить ту же самую информацию аудиальному ученику, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту) и предикаты. Отражайте телом ритм метронома (особенно головой) со скоростью, характерной для этого стиля. Запишите все ваши дейст­вия.

3. Попробуйте представить этот материал кинестетику, используя место, предикаты, жесты, прикосновения и типичную для них скорость. Помните, что кинестетики обучаются посредством мышеч­ной памяти. Проведите их через содержание снова и снова. Чем больше преувеличение, тем это лучше для их запоминания. Позволь­те им играть роль различных частей из вашей информации. Все запишите..”

ПЕРЕОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ.

Сделав предварительно подготовку с коллегами (см. выше), ис­пользуйте далее навыки- в классе с учениками, имеющими одну модальность. В действительности, вероятно, у переобучаемых вами учеников окажется более одного открытого канала. Запишите ваши действия и наблюдайте эффект.

Помните, что переобучение - очень полезный процесс и для вас, так как усилит “блеск” вашего следующего выступления (урока), когда вы будете преподносить эту информацию.

ГЛАВА 3. ГЕМИСФЕРОЛОГИЯ. V ПОЛУШАРНАЯ МОДЕЛЬ.

Между моделью (а НЛП - это модель человеческого опыта и мышления) и реальностью всегда существуют пробелы. Чем большим числом моделей располагает человек, тем он более опытен, тем более уместную модель он может подобрать для конкретного случая.

Мой опыт подтверждает, что нейрологические индикаторы НЛП и поведенческие индикаторы по Свассинг и Барб хорошо коррелируют с опытом, но есть и исключения. Например: ученик Х может . определяться как “визуальный” по НЛП-нейрологическим глазным ключам и “кинестетиком” по поведенческим признакам Свассинг и Барб.

Рассмотрим еще одну модель. Она возникла на основе успехов гемисферологии - области медицины, изучающей функции каждого полушария мозга. Во время операции на мозге было впервые сделано открытие, что кинестетические навыки локализованы в правом полушарии. С тех пор список навыков и способностей полушарий серьезно изучался и значительно расширен. Модель, основанную на гемисферологии, называют полушарной моделью. Наглядно основ­ные принципы полушарной модели приведены в следующих табли­цах.

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

логическое последовательное линейное , символическое " основано на реальности вербальное временное дискретное

"ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

интуитивное хаотическое абстрактное холистическое ориентировано на фантазии невербальное вневременное аналоговое

 

НАВЫКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛУШАРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

письмо символы язык чтение фонетика расположение деталей разговор и декламирование, Аудиальные ассоциации

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

случайное осознание пространственные связи формы и паттерны математические вычисления цветовая чувствительность пение, музыка артистичность, чувства.и эмоции

 

 

КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ ПОЛУШАРНОИ МОДЕЛЬЮ И НЛП

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Аудиальное левовизуальное

кинестетическое правовизуальное

 

Анализ приведенной модели показывает, что основной образова­тельный поток (конвейер) - это “окультуриваиие” учеников преиму­щественно к левополушарным навыкам. Видно также, что “коридор­ные” ученики -преимущественно правополушарные.

Учитель, натренированный в определении нейрологических при­знаков, сможет легко узнать визуальную способность учащегося.. Вопрос - в определении правовизуального или левовизуального предпочтения. Поскольку нейрологические глазные ключи у них одинаковы, с целью различения нужно добавить поведенческие индикаторы (признаки). Если ученик демонстрирует визуальные нейрологические глазные признаки и кинестетические поведенчес­кие, он преимущественно ПРАВОПОЛУШАРНОГО типа. Если ученик демонстрирует визуальные нейрологические и поведенческие при­знаки, он ЛЕВОВИЗУАЛЬНОГО ПОЛУШАРНОГО типа.

В нейролог. индик. + В поведенч. индик. = Левое полушарие

В нейролог. индик. + К поведенч. индик. = Правое полушарие “

Различия между двумя полушарными типами демонстрируются в следующем примере.

Два ребенка, Джаннёт и Фред, были определены учительницей как нуждающиеся в переобучении. Когда мы вошли в класс, Фред сразу же заметил нас и продолжал наблюдать за нами (отвлекаемость -высоко-правополушарный, визуально-кинестетический). Джаннёт тоже заметила нас, но вернула свое внимание к учительнице (ориентиро­вана на реальность - левовизуальна).

Мы были в классе около 15 минут, и Фред постоянно двигался, ко всему прикасаясь и шумя (саморазвлечение, правое полушарие). Джаннёт, напротив, выказывала огромную сосредоточенность на учительнице (левое полушарие), но ее лоб наморщился, когда учительница стала быстро говорить о задании на самостоятельную работу. Левовизуальный ученик нуждается в ясных, конкретных, письменных инструкциях.

Учительница ходила по классу, помогая ученикам. Когда она подошла к Фреду, чтобы спросить его, знает ли он, что надо сделать, Фред ответил: “Нет”. Учительница взглянула на него и прикоснулась к плечу, повторяя инструкцию. (Правое полушарие отвечает гораздо лучше на межличностные отношения, чем на авторитарные, и прикосновение к плечу существенно подкрепляет получение инфор­мации).

Часть работы включала собственные примеры учеников по изуча­емому вопросу. Фреду нравилась эта часть (правовизуалы любят самостоятельный выбор). А Джаннёт именно в этой части обраща­лась за помощью к учительнице (левовизуалы имеют неоспоримое преимущество в воспроизведении фактической информации и чув­ствуют дискомфорт, если нужно что-то придумать).

ЧТЕНИЕ

Последними исследованиями достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные симво­лы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому. Визуальные правые и визуальные левые ученики читают по-разному. Левовизуалы оценивают и читают слова, “атакуя” их.Для этих учащихся идеален фонетический/дискретный подход, они обучают­ся от части к целому. Правовизуалы, напротив, обучаются от целого к части.

Правополушарный метод чтения использует ключи контекста. Но основные методы учителей в научении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарные.

Примеры: Мисс Петти Пар использует в своем классе на уроке чтения смесь левовизуального и правовизуального подходов. Начи­ная изучать на уроке три новых слова, она заготавливает таблички, где эти слова написаны и нарисованы. Кроме того, когда она переходит к предложению с новыми словами, она разрешает более кинестетичным, правовизуальным ученикам сначала читать “про­черк” на месте нового слова, пытаясь понять контекст (смысл) предложения.

Мистер Сэм Снейл в третьем классе, когда учит детей новому слову “урожай”, надевает на шею красный платок, на голову соломенную . . > шляпу, кричит детям: “Несите мне сено!”. Потом берет у них из рук ,.^- • это “сено”, складывает на стол, говорит, что это будет амбар для хранения урожая и т.д. Сэм каждый год требует от директора больших ассигнований на экскурсии с учениками, на прокат автомо­биля, чтобы дети испытали реальность раньше, чем прочитали о ней.

Однажды меня попросили понаблюдать “загадочного” Эрика. Как только я вошел в класс, я увидел его парту, выдвинутую далеко от парт его товарищей. Эрик что-то бормотал про себя, пытаясь использовать колпачок от ручки как плевательную ракетную установ­ку. Его глаза никогда не останавливались на учителе, он не работал в классе. Если Эрика окликали, он часто знал ответ, но иногда вообще не слышал, что его спрашивают. Я сразу спросил у сопро­вождающего меня директора, как Эрик читает. Читал он выше среднего. Я уже знал к тому времени, что если ученик выказывает правовизуальное предпочтение и при этом хорошо читает (развиты левополушарные способности), перед нами задатки гения или, по крайней мере, талантливый и одаренный ученик (ТиО). Индивидуаль­ное поведение таких детей может резко отличаться от средних учеников. Например, стандартное требование к ученикам - смотреть на лектора - им не подходит. Поскольку ТиО чаще всего многосен­сорны, для них оскорбительно использовать визуальные навыки при слушании. Они предпочитают использовать один сенсорный канал, чтобы остальные использовать в другом, что обычно и происходит, когда нужно выполнить упражнение из учебника. Вернемся к Эрику. Как оказалось, отметки Эрика ниже, чем у товарищей в течение недели, но выше к концу недели. То же самое для квартальных и годовых отметок. Эрик настолько умен, что сохраняет все представ­ленные учителем части информации (левополушарный. подход), не обрашая на них внимания, пока не получит к концу этапа обучения целое (правополушарный подход). Несомненно, это “гений”.

Самый разговорчивый! любит дискуссии, рассказывает всю слс последовательность

и. Лаконичен, тактичен, использует активные эва, движения

При разговоре подбородок вверх, голос высокий

Внимание к интонации голоса

и Подбородок вниз, голос ниже

В чтении силен, успешен, скор

Хорошо читает новые слова

Любит книги, ориентированные на

ГЧ/\\1/ОТ

\, ?У//Т\С 1

Живая, образная Сильный интуитор, фантазия

Слышит звуки, голоса

1

слаб в деталях

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться