Основная часть этой книги - концентрированная версия современного понимания (в рамках НЛП) того, как мы учили и не учили других, в ней имеется много предположений прямо и косвенно приводящих к более значительным и более неожиданным результатам:
1. Нам следует развивать свой опыт обучения и преподавания гораздо шире “потребностей среднего ученика”, в противном случае, мода на стили образования будет следовать колебаниям маятника. Ес'ли учитель использует визуально ориентированный подход к чтению и правописанию, то скоро исследования укажут, что для отстающих учеников целесообразен аудиальный подход. Если учеников адаптируют преимущественно к аудиальному обучению, то лет через пять исследователи придут к выводу, что более уместен визуальный подход.
2. На образование оказывается постоянное социальное давление в учебном плане. С одной стороны, работодатели, к которым попадают наши правополушарные ученики, требуют от школы более качественного обучения базовым навыкам (активность левого мозга), с другой стороны, компании, нанимающие левополушарных учеников, страдают от недостатка их оригинальности - им нужны творческие люди (активность правого мозга).
Все это - головная боль образования. Нам следует использовать правополушарные методы для обучения учеников левополушарным навыкам и наоборот. Как? Нам нужно использовать уже известную формулу -присоединяясь к их сильной (развитой) системе вести к тем аспектам, которые нуждаются в развитии.
3. Интересно взглянуть более широко на такие социальные явления, как суицид, СПИД, социальное неблагополучие. Оказывается, что в основном этому подвержены невизуальные люди (аудиалы и кинестетики). Возникает вопрос: не обучаем ли мы в классе методам, которые потом переносятся в социальную сферу? Точкой опоры в работе с такими людьми будет развитие способности к внутреннему фокусу (внутренней концентрации) и воображению, что прямо или косвенно связано с осознанием и созданием будущего.
4. Предпочитаемая модальность входа человека (как он учится) может совершенно отличаться от выходной (как его спрашивают). В человеке очень много зависит от семейных стилей восприятия, научения. Представьте, как мало мы понимаем, чтобы брать на себя ответственность спрашивать (экзаменовать).
5. Якорение: мы знаем, что фобия это опыт нежелательного обучения с первой попытки. Можем ли мы понять, как мозг раз и навсегда запоминает, и использовать это для развития памяти?
6. Многие годы профессионалы анализировали, почему больные люди больны. Такая установка произвела на свет огромное количество терминов и диссертаций, а в результате и пациенты и врачи делали болезнь устойчивей. Моя приятельница, страдавшая эпилепсией, нуждалась в ежегодном клиническом обследовании. В течение ряда лет ее непрестанно ругали за то, что она не ведет дневник заболевания. Всякий раз, испытывая чувство вины, она начинала делать записи и сразу частота припадков возрастала. Затем ее внутренняя экология несознательно отвергала ведение дневника и частота припадков снижалась до исходного уровня. Дневник напоминал и призывал ее “болеть”.
Практикам НЛП необходимо тщательное .изучение “здоровья” успешных учеников с целью выявления стратегии обучения других. В то же время нам следует быть более требовательными к тому, как передать это понимание, полученное в индивидуальной работе с учеником, учителям, работающих с классами из 25 - 35 учеников.
СЛОВАРИК
ЯВТС
Якорение содержания, которое важно учителю и трудно для запоминания класса.
ЯКОРЯ
Ассоциация поведения учителя с содержанием. Четыре вида:
естественные, искусственные, повторяющиеся и ЯВТС. Три фактора определяют силу якоря: уникальность, выполнение на пике опыта, точность воспроизведения.
АССОЦИАЦИЯ
Когда человек внутри своего тела и опыта. Прекрасное ментальное состояние для приятных переживаний.
ПЕРЕХОД: ДЫХАНИЕ
Маневр в конце дисциплинирования. Позволяет учителю и ученику забыть дисциплинирование.
ТВС (трудное, важное содержание), УРОВЕНЬ РАССМОТРЕНИЯ
Анализ:
Соответствует ли содержание уровню развития учеников?
Обучение от известного к неизвестному.
Идти метафорически (правый мозг) или разбивая на более мелкие части, более конкретные шаги (левый мозг).
Развитие минимально используемых органов чувств.
ЭФФЕКТИВНОЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЕ
Избегать аудиального канала воздействия.
Место дисциплинирования.
Диссоциация.
Переход и дыхание.
При возвращении к обучению - голос ниже и медленнее.
ТРЕВОГА
Явление, возникающее из-за особенности обучения: появляется, затем исчезает и появляется вновь переформированной. Фаза исчезновения называется тревогой, поскольку кинестетики испытывают замешательство.
ИНДИКАТОРЫ
Указывают на тип модальности. Два вида: нейрологические психологические ключи, поведенческие ключи. Чем больше информации недоступно в настоящий момент (необходим поиск), тем больше проявление нейрологических ключей. Пауза до начала ответа - время поиска.
ДЕТИ РИСКА
Две причины: стили научения не соответствуют стилям тестирования учителя, психологическая.
НАУЧЕНИЕ
Комбинация входа информации и запоминания. Контролируется путем повторения.
МЕТАФОРЫ
Параллельная репрезентация содержания. Охватывает идею в целом. Адресована правополушарному ученику.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ
Все аспекты коммуникации, кроме слов: выражение лица, место, голос, лоза и т.д.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ
Тщательное отражение психологических и поведенческих особенностей другого.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................ 2
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ......................................................................................................................... 3
УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ................................................................................................................................ 3
УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ....................................................................................................................................... 3
УЧЕНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ.................................................................................................................................. 3
УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ ПОДРОСТКОВЫХ КЛАССОВ............................................................................................. 3
УЧИТЕЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ................................................................................................................................... 3
КОНВЕЙЕР И КОРИДОР.................................................................................................................................................. 3
ГЛАВА 2. МОДАЛЬНОСТИ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ............................................................. 5
НАБЛЮДЕНИЕ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ........................................................................................................................... 5
ИНДИКАТОРЫ.................................................................................................................................................................. 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА)............................... 6
ДИАГНОСТИКА АКТИВНОСТИ “ВХОД -ВЫХОД” (ПО СВАССИНТ И БАРБ)..................................................... 6
СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ.......................................................................................................................................................... 7
ОБУЧЕНИЕ И ПЕРЕОБУЧЕНИЕ..................................................................................................................................... 8
ПЕРЕОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ..................................................................................................................................... 8
ГЛАВА 3. ГЕМИСФЕРОЛОГИЯ. V ПОЛУШАРНАЯ МОДЕЛЬ.............................................................................. 9
ЧТЕНИЕ............................................................................................................................................................................. 10
МАТЕМАТИКА............................................................................................................................................................... 10
ТЕСТЫ............................................................................................................................................................................... 10
ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЕВОВИЗУАЛЬНЫХ И ПРАВОВИЗУАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ...................................................... 11
ГЛАВА 4. КОММУНИКАЦИЯ С УВАЖЕНИЕМ....................................................................................................... 12
СЕЙЧАС ДОСТУПНАЯ И СЕЙЧАС НЕДОСТУПНАЯ ИНФОРМАЦИЯ............................................................... 12
РАЗДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРАЛЬНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ........................................................ 12
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО АУДИАЛАМ............................................................................................ 12
СТРАТЕГИЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МОДАЛЬНОСТЕЙ....................................................... 12
ДЕТИ РИСКА.................................................................................................................................................................... 13
ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ РАППОРТ С ТРУДНОУПРАВЛЯЕМЫМИ УЧЕНИКАМИ..................... 13
ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ................................................................................................................................ 13
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДИСЦИПЛИНИРОВАНИИ................................................................... 14
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВ ДЛЯ СИМВОЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ. ............................................................. 14
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДИКАТОВ.................................................................................... 14
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ТРЕВОГИ......................................................................................................................................... 14
ДИАГНОСТИКА ВИЗУАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ.................................................................................................. 15
ГЛАВА 6. ВАЖНОСТЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ.................................................................................................................. 16
КАК УЧЕНИКИ ВИДЯТ?................................................................................................................................................ 16
РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ............................................................................................................ 16
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ КЛАССА В ВИЗУАЛИЗАЦИЮ........................................................................ 16
УПРАЖНЕНИЯ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ...................................................................................................................... 16
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ ПЕЧАТНОГО МАТЕРИАЛА.......................................................................... 17
УПРАЖНЕНИЕ НА ЛОКАЛИЗАЦИЮ ИНФОРМАЦИИ......................................................................................... 17
ТЕСТИРОВАНИЕ............................................................................................................................................................ 18
СОРТИРОВКА СОДЕРЖАНИЯ В ВИЗУАЛЬНЫЕ И АУДИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ........................................... 18
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ........................................................................................................................................... 18
|