В заключение этой главы, кратко повторим постулаты об эмоциях. Во первых, эмоции — это наш важнейший инструмент восприятия окружающего мира и средство самоощущения в нем. А потому ни в коем случае не следует принудительно их «гасить»; эмоции, напротив, должны сознательно нами высвобождаться, чтобы затем использоваться для некоторых особых целей (к этому вопросу мы еще вернемся в одной из последующих глав).
Далее, эмоция становится неуправляемой только на определенном этапе своего развития; до этого критического момента ее можно контролировать без какого либо принуждения. Чтобы предотвратить спонтанный эмоциональный взрыв и не допустить имдулыирования на какой либо эмоции, досгаточно воспользоваться психотехникой не делаше. Для работы с эмоциями в повседневной жизни можно также использовать рефрейминг или сознательную замену привычных рамок восприятия тех или иных явлений.
Наконец, безэмоциональное состояние, в котором производится психическое воздействие, конечно же, не предполагает насильственного подавления собственных эмоций вплоть до полного их искоренения, но лишь их контроль, осуществляемый из центра внутренней тишины.
Глава 2. Кто есть кто
Согласно всеобщему «закону некомпетентности», сформулированному знаменитым английским социологом, сатириком и знатоком армейского юмора Паркинсоном, все мы в этом мире занимаем не те должности и выполняем не те функции, что должны бы. В пресловутый лериод застоя ходила такая басня. Дескать, в одном лесу благополучно трудился слон. Он выполнял нормальную слоновью работу в полном объеме, однако числился на должности зайца и потому получал заячью зарплату. Так продолжалось до тех пор, покуда бедняга не прознал, что в этом же лесу некий заяц, выполняющий, естественно, заячью работу, числится на должности слона и преспокойно получает слоновью зарплату. Слон возмутился и написал жалобу, проверить которую на месте приехала львиная комиссия. Последняя быстро разобралась в деле. Полистав соответствующие документы, львы единодушно постановили, что все в лесу обстоит благополучно, и слон не имеет оснований на что то претендовать: в бумаге то черным по белому написано, что он — заяц. Мораль же басни заключалась в том, что на должностях львов в том лесу состояли ослы.
Так вот, истинный суггестор никогда не позволит себе такой небрежности, ибо даже для него она, как говорится, бывает чревата. К примеру, вы запросто можете «притушить» гнев активного экстраверта какой либо наглой выходкой — скажем, стукнув у него перед носом кулаком по его собственному столу (разумеется, будучи у него в кабинете). Скорее всего активный экстраверт — допустим, в;ип начальник — на какое то время растеряется или, как некогда говорили, будет ввергнут в изумление и резко сбавит топ. Новели вы, не дай Бог, проделаете то же самое перед носом пассивного экстраверта — среди начальников таковые тоже встречаются, — то моментально наживете себе серьезные неприятности. Пассивный экстраверт способен тут же «высвистать» охрану или выкинуть что нибудь еще более отвратительное.
Итак, любая работа с биологическим объектом предваряется его тестированием. Существует несколько видов, и способов такового. При первом контакте с человеком проще всего «начерно» тестировать его по одежде. Запомните: черный цвет выражает авторитарность, убежденность, силовой нажим, стремление подавить, а также выделиться; белый тоже свидетельствует о стремлении привлечь внимание (как правило, «люди в белом» с легкостью вступают в контакты, однако столь же просто и разрывают отношения при малейшем на них нажиме); голубой выражает холодность в отношениях с окружающими; синий — склонность к эмоциональной привязанности, а также романтизм и мечтательность; красный — агрессию, гнев, ярость и в то же время сексуальную неудовлетворенность; зеленый — себялюбие, эгоизм, преследование какой то корыстной цели; коричневый — тягу к комфорту («люди в коричневом» не в меру любят развлечения); розовый — неудовлетворенность отношением окружающих к себе, сентиментальность, тяту к нежности; серый — эмоциональную пассивность или спокойную уверенность в себе; желтый — интеллектуальную эффективность; фиолетовый или сиреневый — напротив, низкую продуктивность интеллекта и, вместе с тем, мечтательность и легкую внушаемость.
Далее, холодные цвета свидетельствуют об интроверси рованности того, кто их предпочитает, а цветовые сочетания — о соответствующих сочетаниях психических качеств. Всевозможные клетки, полоски, крупные рисунки на одежде говорят о неврастеничности, инфантильности человека. В то же время истероидный тип выражается в блестящих украшениях, «наворотах» и «прибамбасах». Например, обилие металлических заклепок на куртке мужчины средних лет с большой долей вероятности свидетельствует о том, что ее владелец в эмоциональной сфере постоянно ожидает подвоха от всех и каждого.
Допустим, к вам и кабинет пожаловала незнакомка лет тридцати тридцати пяти, и вы хотите мгновенно ее тестировать, чтобы избрать правильную линию поведения с нею. Условно поделите ее фигуру на четыре части. Пусть голова представляет ее интеллектуальную сферу, туловище до бедер — эмоциональную, бедра и ноги до щиколоток — сексуальную, а ступни — общую устремленность, жизненную цель. В таком порядке мы и будем действовать.
Итак, в ушах у незнакомки скромные серебряные сережку ее губы слегка тонированы коричневатой помадой, я волосы стянуты сзади коричневой же лентой. Что ж, можно предположить, что интеллект вашей гостьи тяготеет к стабильности и комфорту, что она консервативна и не любит загадок (коричневый цвет). Что же касается сережек, то в какой то степени истероидный радикал характерен для любой женщины. Б данном же случае он, безусловно, не является доминирующим, во всяком случае, на интеллектуальном уровне — в конце концов, практически все женщины сегодня носят серьги.
Перейдем к сфере эмоциональной. На гостье однотонный коричневый пиджак, под которым розоватая блуза, застегнутая у ворота крупной коричневой брошью с блестящими металлическими краями. Вы замечаете браслеты на запястьях незнакомки и множество колец на ее пальцах. Кроме того, ее коричневая сумочка украшена серебристыми заклепками. Итак, в сфере эмоций это, видимо, все таки истеричка (обилие блестящих украшений), так что в общении с нею проявите осторожность — избегайте двусмысленностей и вообще любых действий, которые Moгут бьпъ истолкованы нежелательным образом. Что же касается тяги к комфорту и удовольствиям (коричневый пиджак, сумочка), то в эмоциональной сфере это может выразиться и стремлении к стабильности (допустим, к замужеству и к расчету), к определенности отношений с людьми (любит их выяснять), а также в нежелании менять к ним собственное отношение (с этой особой, вероятно, куда легче поссориться, чем помириться). В целом ваша гостья не удовлетворена отношением к ней окружающих; ей бы хотелось чувствовать к себе больше внимания, больше нежности (розоватая блуза).
Затем вы незаметно переводите взгляд пониже (некоторые начали бы именно с этого). Вы удивлены: на незнакомке черная короткая юбка и черные же колготки. Следовательно, в сексуальной сфере она ощущает себя лидером, стремиться доминировать и не боится это подчеркнуть. Возможно, ее партнерам сексуальный нажим дамы не особенно нравится, и потому незнакомка закинула ногу на ногу (жест сексуальной неудовлетворенности у женщин). Но о том немного позже.
Наконец, вы обращаете внимание на ее коричневые туфли. Что ж, стремление к комфорту и удовольствиям у этой особы все таки является доминирующим. Скорее всего, она сильно экстраверсирована, и все устремления у нее так или иначе связаны с материальным благополучием и развлечениями, посулив которые, от этой особы можно кое чего добиться. Видимо, если вы с нею познакомитесь и пригласите ее в приличный ресторан, ей будет трудно отказаться.
Безусловно, это лишь «черновое» тестирование, так сказать, предварительный диагноз, который затем будет вами уточняться, а возможно, и корректироваться при дальнейшем исследовании биологического объекта. Преимущество этого метода — в его оперативности. Вы тестируете незнакомого человека по одежде, когда вам срочно требуется сформировать о нем изначальное мнение. (Между прочим, в психологии даже неверная стратегия все таки лучше полного отсутствия таковой.)
Безусловно, следует учитывать, что данное тестирование возможно лишь по отношению к тем объектам, которые хоть сколько нибудь следят за своей внешностью. К примеру, желтые рваные носки на ногах лица БОМЖ отнюдь не свидетельствуют о его устремлении к интеллектуальной эффективности. Как правило, по одежде легче тестировать женщин. Но при этом следует делать поправку на их чрезмерную приверженность моде в юном возрасте и на стремление скрыть дефекты своей внешности любою иеной в зрелости.
Более точную карту психического состояния человека можно составить по его мимике, жестам и позам. Кстати, по этой категории признаков проще диагностировать мужчин. Начнем с мимики.
Знаете, почему цыганка, гадающая вам по руке, всегда зорко следит за вашими глазами? Потому что ваши зрачки подсказывают ей, то ли она говорит, не завралась ли. Дело в том, что при появлении в сознании человека критическо го импульса, не согласия с чем то, желания что то опротестовать, у него непроизвольно сужаются зрачки. При повышенном доверии в сочетании с вниманием и эмоциональной заинтересованностью зрачки, напротив, расширяются. Правда, они могут расшириться и от ужаса. В общем, примите этот эффективный цыганский прием себе на вооружение.
Далее, бегающие глаза собеседника выдают его неуверенность в себе, быть может, подавленность, чувство вины.
Между прочим, любой из нас предпочитает обращать к собеседнику и вообще к миру только одну сторону лица, смотреть преимущественно одним глазом. (Этот глаз, кстати, специалисты по стрельбе называют командным.) Так rot, рационалисты инстинктивно предпочитают пользоваться левым глазом, а люди эмоционального склада правым. Будучи же обеспокоенным, любой человек, как правило, часто меняет свой командный глаз; отсюда и эффект бегающих глаз. Причем, чем чаще он это делает, тем более он напряжен.
Если вы задали кому то вопрос, а его глаза скользнули вверх, то можете с большой долей уверенности предположить, что ваш собеседник собрался солгать. Можно даже уточнить: если глаза прыгают вверх и влево, значит, человек врет насчет чего то, что он якобы видел собственными глазами; когда же глаза отклоняются вверх и вправо, то, скорее всего, биологический объект грешит в отношении того о чем ему, якобы, довелось услышать. Причем это — лишь первая модель мимики лжеца. В соответствии с другой моделью, последний просто опускает голову; при этом его глаза точно так же уходят вверх.
Если же взгляд человека скользит в горизонтальной плоскости чуть выше уровня вертикали, то, возможно, он врет о какой то ситуации.
Когда глаза человека скользят вниз и влево, то можно предположить, что он говорит правду, которую ему трудно выразить логически. Если же глаза скользят вниз и вправо, значит, сообщить вам истину человеку нелегко по причинам эмоционального характера.
Напряжение во внешних уголках глаз свидетельствует о подозрительности вашего собеседника по отношению к вам. Такая подозрительность может отлично сочетаться с общим агрессивным настроением. Напряжение во внутренних уголках его глаз говорит о презрении к вам или же о высокомерии.
Поднятые брови свидетельствуют о наигранном удивлении.
Кривая улыбка левой половиной рта говорит о крайней стенени ехидства или же о стремлении таковое изобразить; когда же человек, глядя на вас, задействует в улыбке лишь правую сторону рта, то это обычно выражает era готовность к совместному веселью и даже приглашение к таковому.
Верным признаком профессионального неудачника служат опущенные при улыбке угОАки iy6.
Теперь перейдем к позам и жестам. В переводной околопсихологической литературе полно околесицы на сей счет. Вероятно, душевный склад и манера поведения наших с вами соотечественников действительно никак не стыкуются с менталитетом и привычками жителей Запада. К примеру, в одной из работ известного американского психолога нам довелось вычитать буквально следующее.
«Если в своем рабочем кабинете вы принимаете посетителя, и тот свободно развалился в кресле перед вами, закинул ногу на ногу так, что его ступня поднята вровень с коленом, то знайте: этот человек чувствует себя с вами легко и свободно; он к вам расположен».
Ничего себе «расположен»! Да такого наглеца, по нашим меркам, еще очень мало просто выставить из кабинета; лучше же дополнительно спустить его с лестницы или, если вы человек благодушный и отходчивый, всего лишь поддать ему коленом пониже спины.
Итак, позы и жесты. Их язык достаточно однозначен, чтобы его мог безошибочно понимать компетентный человек.
Крепкий парень стоит напротив вас, опустив плечи и слегка подав их вперед. Эта поза безошибочно свидетельствует о его внутренней агрессии. Вот он приближает подбородок к пл e чу, не выпуская вас из поля зрения. И этот красноречивый жест еще раз подтверждает ваш первоначальный вывод.
Чиновник принимает вас в своем кабинете стоя. Вы видите, что он свободно заложил руки за спину. Эта его поза должна уберечь вас от заблуждения, будто чиновник пс уверен в себе, что он перед вами робеет (вон ведь — даже из кресла своего вылез; ну и что?!). Напротив, руки за спиной говорят о его уверенности в себе и авторитарности.
Человек приближается к вам и вступает в зону близкою контакта (60— 70 сантиметров от вас); при этом его руки свободно опуг ены вдоль тела. Значит, он тоже чувствует свою силу и потому совершенно спокоен.
Вы увлеченно о чем то рассказываете, а ваша слушательница то и дело слегка к вам нагоняется, как бы проникая в вашу интимную зону. Выходит, она чувствует к вам расположение, быть может, даже испытывает влечение к вам.
Вы обращали внимание, что многие сотрудники правоохранительных органов привыкли держать руки па животе? Это — жест осторожности, опаски, стремления отгородиться от окружающих. Приблизительно о том же свидетельствуют и сложенные на груди руки. Только этот последний жест 46 выражает стремление целиком отторолиться от мира, а также несет дополнительно очтенок высокомерия, надменности. руки на поясе или же упертые в бедра означают вызов. Модификация этого жеста — уцепиться пальцами за ремень (при атом еше можно задрать подбородок].
Парень стоит, слегка раздвинув локти. Этот просто выпендривается, пытается показать: вот какой я сильный! Другой картинно оперся о стул или о стену. И он тоже собою любуется и очень хочет, чтобы с его самооценкой согласились окружающие.
Мужчина свободно привалился спиною к стене, но при этом уперся в нее подошвой. Значит, он начеку — готов к быстрому решительному действию,
Сидеть, закинув ногу на ногу, нравится многим. Но, применительно к мужчинам, эта поза ни о чем не говорит. Что же касается женщин, то она, как правило, выражает их эротическую неудовлетворенность.
Теперь — немного о жестах.
Если ваш начальник, поднявшись из кресла и грозно нависнув над вами (вы же при этом продолжаете горбиться на стуле), внушает вам нечто шибко мудреное и попутно тычет перстом указующим сверху вниз, значит, во первых, это очень авторитарный человек, который — и это во вторых — в данный конкретный момент стремится полностью подчинить вас своей воле. (Кстати, почему бы вам в шутку ему не подыграть? Худа от этого не будет, )
Вообще, жестикуляция в вертикальной плоскости, как правило, выряжает высокую психическую активность, или же разгоняет последнюю, а в горизонтальной плоскости ее тормозит. Вспомните манеру (несомненно, наработанную при помощи профессиональных психологов) последнею нашего генерального секретаря и первого президента СССР отвечать на неудобные вопросы. На уровне речи это выглядело приблизительно так: «Ах, вы спрашиваете про десант ОМОНа в Литве!… Тут вы совершенно правы, в этом году ожидается большой урожай цитрусовых на Ямайке», Но под такой маловразумительный аккомпанемент Михал Сергеич обычно производил мягкие движения руками в горизонтальной плоскости — вроде бы, и нелепые движения, и даже не связанные со смыслом и эмоциональной окраской слов, зато успокаивающие, умиротворяющие, имеющие свойство гасить запал вопрошавших.
Собственно, существует лишь два типа жестов в горизонтальной плоскости, имеющих явно выраженную негативную окраску. Это, прежде всего, отторгающий кистевой жест «от себя»: мол, катился бы ты отсюда подальше! Другой жест — напротив, призывный, но с явно выраженным оттенком пренебрежения: мол, живо ко мне! Это — как поманить взрослого человека пальцем, как подозвать собаку.
Повторяем, вертикальные жесты снизу вверх разгоняй л психическую активность. Выставленная по направлению к собеседнику и повернутая вверх ладонь означает что то вроде «А ты кто такой?!». Мягкие движения сверху вниз, напоминающие поглаживания, воздействуют на сексуальную сферу человека.
Рубящие движения ребром ладони сверху вниз, напоминающие удары, подчеркивают категоричность суждений и позволяют предположить, что перед вами экстраверт активного типа.
В этом месте нам кажется уместным сделать небольшое отступление и немного забежать вперед. Доверительно вам сообщаем, что любое общение между людьми, как правило, проходит одновременно на трех или даже на нескольких уровнях. Тем не менее, обычно мы осмысленно принимаем в расчет лишь два из них — семантический, или же смысловой, и эмоционально интонационный, В то же время поза, жесты, мимика собеседника несут никак не меньше информации, нежели его слова и тон речи. Только воспринимается такая информация отнюдь не корой нашего головного мозга, а его подкоркой. На этом интересном факте основаны некоторые несложные приемы и способы воздействия на себе подобных. Впрочем, о них мы расскажем вам в другой главе.
Вернемся к тестированию по жестам. Если ваш собеседник курит, обратите внимание на то, как он держит сигарету. Активные экстраверты, как правило, зажимают ее между вторыми или даже третьими фалангами пальцев, то есть поближе к ладони. Причем зачастую они энергично жестикулируют тою же рукой. Кстати, и сама по себе интенсивная жестикуляция дает вам основания заподозрить в своем собеседнике активного экстраверта.
Ну, а ишроверсированные люди и вообще неврастеники предпочитают держать сигарету кончиками пальцев. Всевозможные «выверты» курильщика — скажем, картинно оттопыренный мизинец или нарочито задранный локоть при стряхивании пепла — свидетельствуют о его претенциозности, о стремлении производить впечатление.
Сигарета, зажатая между большим и указательным пальцами свидетельствует либо о скрытности курильщика, либо же — и скорее всего — о том, что он побывал и суровых испытаниях — возможно, в местах лишения свобода, или же в одной из так называемых «горячих» точек планеты.
Обратите внимание, как человек тушит сигарету. Если он решительно сминает ее до фильтра, значит, привык добиваться своего.
Впрочем, мы не беремся предлагать вам в этой книге хотя бы даже краткий толковый словарь поз и жестов, ибо составлять таковой было бы для нас чересчур хлопотно и, признаться, не особенно интересно. Но при желании это по силам каждому, кто не поленится их потратить (подчеркнем, потратить только силы, поскольку для такой акции не требуется специально выделять время) на целенаправленное «выслеживание» окружающих и себя самого. Зато и результаты самостоятельной работы значительно превзойдут те, которых можно ожидать от любой иной формы обучения. Ибо в процессе целенаправленного «выслеживания» (у Кастанеды — сталкнга) биологических объектов человек выводит свою способность их тестировать на Рефлекторный уровень.
Остается добавить, что мы способны по настоящему «выслеживать» биологические объекты лишь из своею центра внутренней тишины, о котором уже говорилось в предыдущей главе. Можно это пояснить и гак; в каждом из пас сосуществуют две личности: деятель и созерцатель, Первый вовлекается в любое движение — физическое, интеллектуальное или эмоциональное. Второй же способен только наблюдать, только констатировать, не испытывая при этом эмоций и не порождая суждений. Так вот, отыщите в себе этого второго, и все встанет на свое место.
Мы уже неоднократно подчеркивали, что человек, прежде всего, есть воспринимающее существо, которое, разумеется, располагает специальными механизмами для восприятия мира (сенсорами) и реализует era итоги в виде чувств и некоторых ощущений. При этом люди, как правило, имеют устойчивые предпочтения в самом выборе чувств, на которые они привыкли опираться при восприятии мира. Исходя из этого факта, мы можем условно поделить человеков мыслящих на три основные группы, соответствующие трем типам восприятия; визуальному, аулп нльному и кинестетическому. Мы вовсе не забыли о акусо ных и обонятельных образах, которые, тем не менее, могут использоваться человеком далеко не во всех актах восприятия и потому имеют подчиненное значение,
Таким образом, человеки мыслящие формируют свои картину мири, преимущественно полагаясь на:
— зрительные образы;
— звуковые образы;
— совокупности кинестетических ощущений (допустим. сочетание ощущений шероховатой поверхности и проходы и т.п.).
При контакте с тем или иным биологическим объектом бывает полезно знать, каким именно способом он предпо читает воспринимать мир. Это позволяет нам, во перных изложить ему какую либо идею в наиболее подходящей форме и, наконец, правильно выбрать способ воздействия на него.
Для определения типа восприятия того или иного человека можно опереться на некоторые особенности его речи. Попробуйте отслеживать служебные, или же подчиненные словосочетания, употребляемые интересующим вас лицом. Люди с визуальным способом восприятия, как правило, предпочитают пользоваться вводными и другими подчиненными выражениями типа: «посмотрим», «поглядим увидим», «на мой взгляд», «отрадно видеть», «видимо», «свет в окне», «туманная область», «мне это видится так» и т.д.
Аудиальный способ восприятия выражается в иных речевых предпочтениях: «говоря по совести», «следует сказать», «в одно ухо влетает, в другое вылетает», «слышал звон, да не знает, где он», «у меня на слуху», «созвонимся» н т.д. и т.п.
Наконец, для лиц с кинеститическим типом восприятия характерны следующие выражения; «ухватил суть», «горячий парень», «крепкий орешек», «нутром чую», «свяжемся по телефону», «пощупать руками» и т.п.
Кроме того при данном виде тестирования следует учитывать и манеру человека вести беседу. Люди визуального типа зачастую говорят быстро, взахлеб. Аудиальный человек предпочитает отчетливо выговаривать слова, при этом как бы вслушиваясь в их звучание; его голос «опирается» о грудь. Кинестетический человек говорит монотонно и медленно; его речь бедна модуляциями и оттенками.
Рассказывая вам о тестировании биологических объектов, мы коснулись покуда лишь самой вершины айсберга. И если вы уже об этом подумали, то, как говорится, честь вам и хвала! Действительно, за нашими психическими реакциями, контролируемыми или непроизвольными, кроется нечто более фундаментальное.
Вспомните как дон Хуан сообщил однажды Кастанеде , что сталкеры, или же маги, специализирующиеся на «выслеживании» остальныз двуногих, а так же самих себя, сталкиваются в этом мире лишь с тремя типами человеков мыслящих. Самое интересное, что по нащему мнению , стары нашваль имел все основания для такого заявления:
Как ни странно это звучит, но все многообразие людских характеров действительно укладывается в три принципиальные схемы. Или же — так, пожалуй, точнее — в основе каждого характера, каждой психической конструкции лежит одна из трех принципиальных схем. (При этом внешние выражения одной и той же комбинации психических свойств могут разительно отличаться, ибо каждая из трех допускает множество вариантов развития.)
Биоэнергетики дальневосточного толка связывают этот факт с хронической перегруженностью, или с так называемым синдромом избыточности (фактическим или потенциальным) у того или иного индивидуума по определенной группе наиболее тесно связанных между собою энергетических парных каналов, а именно четырех из двенадцати: двух ножных — входного и выходного — и аналогичные образом двух ручных. Поскольку же насчет верхних парных энергоканалов и среди самих биоэнергетиков по данному вопросу до сей поры нет единомыслия, то мы укажем вам в этом контексте преимущественно ножные каналы.
Но сначала вернемся к учению толтеков. Представителей самого неприятного, по мнению дона Хуана, личностного типа старый нагвалъ не совсем прилично, но выразительно обозвал пердунами. По его словам, такие люди мелочны и мстительны, завистливы и ревнивы, хвастливы и эгоистичны. Они ни в чем не уверены и постоянно всем недовольны. При этом, как правило, они любою цепок стремятся захватить инициативу в каждой ситуации — даже и тогда, когда это приносит неприятности им самим. Они и вообще постоянно живут в дискомфорте и никогда не расслабляются. Роковым недостатком этих людей нагеле посчитал то, что ради захвата лидерства они «готовы пере грызть глотку любому».
К последней категории дон Хуан отнес людей, которые. по его мнению, не являются «ни приятными, ни отврати тельными». Они, как правило, не стремятся навязать свою волю никому, но и сами игнорируют мнение окружающих Эта разновидность двуногих преимущественно безразлична к реальной жизни и предпочитает витать в пустых мечтах и фантазиях. И вообще, такие люди способны лучше всех возводить в будущем «хрустальные замки». К сожалению, они, как правило, так ничего в жизни и не достигают, ибо не имеют для этого средств.
На первое же место в своей системе классификации дон Хуан поместил некий психотип, представители которого, по его мнению (и, разумеется, по нашему), — самые приятные люди на свете. Участливые, услужливые, деликатные, они в определенных пределах изобретательны, очень динамичны и обладают чувством юмора. Из них получаются превосходные секретари, помощники, всевозможные заместители и младшие компаньоны. Их главный недостаток — неспособность действовать самостоятельно. При всем том личностный тип таких людей чрезвычайно подвижен; только подвижность эта сама по себе непродуктивна. Представителям данного дсихотипа непременно нужен лидер, под руководством которого они могут добиться великолепных результатов. Предоставленные же сами себе, они не способны ни на что толковое.
Как вы думаете, почему старый нагвалъ именно этот психотип поместил на первом месте? Быть может, из таких людей и получаются лучшие ученики? Вспомним Элихио или даже самого дона Хенаро…
Наша система классификации человеков мыслящих по психотипам (каемся, обобщенная, весьма приблизительная и, увы, не полная) в чем то пересекается с тою, которую дон Хуан поведал своему ученику, а мы только что кратко вам пересказали, но во многом с нею и расходится. И .в этом факте мы не усматриваем никаких противоречий. Просто в системе, принятой тоятеками, берутся за основу исключительно поведенческие реакции человека, в то вре мя как нас в данном случае интересуют в первую очередь сами психические механизмы, вызывающие те или иные формы человеческого поведения. В этом смысле, наша система лучще «бьется» с одною из тех, , что предложены биоэнергетиками.
Видимо, в этом месте не лишним будет вам напомнить, что само по себе слово (и даже понятие, термин) в психологии (равно как и в философия) отнюдь не самоценно. Оно может иметь лишь относительный смысл в контекстуальных рамках. К примеру, исторический Будда, как известно, ниспроверг атман, который другим основателем великого учения, а именно Шанкарой, был, напротив, водворен во главу всей его философской системы. Но при этом оба они — и Будда, и Шанкара — подразумевали по сути одно и то же.
Конечно, нас можно обвинить в эклектичности. Но для любого жизненного явления люди наизобретали множество языковых колов. А мы стремимся быть понятыми по возможности наибольшим числом наших читателей. Быть может, вы помните сцену из «Иллиады», в которой Елена сердится на Париса за трусость. А потом Гомер напускает на нее Афродиту, и прекраснейшая из женщин бросается в объятия своему не особенно мужественному, зато смазливому любовнику. Спустя несколько тысячелетий при изображении аналогичных сцен у литераторов стало модно пользоваться словом «страсть». А современный физиолог приплел бы сюда гормоны. Но суть дела от этого не меняется. Будем надеяться, что отныне вам более понятен наш подход и к языковым кодам и, вообще, к слову.
Итак, начнем с некоего психотипа, значительная часть представителей которого попадает, согласно схеме лона Хуана, в разряд — извините! — пердунов. Биоэнергетики описывают его в парламентарных, но и в более туманных выражениях. В данном случае они говорят о хронической перегруженности входного канала почек и выходного канала желчного пузыря. (Как уже было сказано, ручных каналов мы постараемся касаться пореже.) Причем «акценты» этой перегруженности могут варьировать. Следует к тому же учитывать и значительную автономносгь каждой из вет вей энергоканала в своей паре. Все это допускает множество вариантов развития любой конкретной личности из исходной психической конструкции.
Между прочим, особую роль в становлении личности любого из нас биоэнергетики отводят именно трем нижним входным энергоканалам человека. По их представлениям, канал печени заведует нашей общей психической силой, канал селезенки и поджелудочной железы — сферой эмоций, а канал почек отвечает за наши способности и таланты. Причем левые ветви энергоканалов ориентированы ня информационную сферу («работают» в интроверсном режиме), а правые — на окружающий мир.
Только мы все же привыкли оперировать иными терминами. Скажем, выражения «нервный ствол» и «нервный центр» нам кажутся более конкретными и понятными, нежели «энергетический канал» или какой нибудь «дань гянь», (Похоже на Тяни толкая аз «Айболита» Чуковского, не правда ли?) И поскольку мы все таки, прежде всего, стремимся изложить вам собственную систему, то и будем преимущественно пользоваться наиболее привычной для нас терминологией. {Между прочим, как нибудь на досуге откройте анатомический атлас, наложите «карту» нервной системы человека на какую нибудь схему акупунктуры и раз и навсегда выявите для себя их тождественность, )
По нашему убеждению, важнейшим формирующим условием любой личности, любого характера является самоощущение человека в окружающем его мире. Это — и внутренняя самооценка, и оценка отношения к себе прочих двуногих, а также жизни в целом. Легче всего в нас проявляются и начинают доминировать именно те субличности (об этих обитателях темных глубин нашего полсознания мы уже кое что вам сообщили в «Психодинамике колдовства»), которые соответствуют нашему самоощущению. Вот его то мы и положили в основу своей системы классификации человеков мыслящих.
Возвращаясь к рассматриваемому психотипу, прежде всего, выделим его ключевое самоощущение. В популярной По сути книге это можно сделать и так:ах как я прекрасен(на) и неповторим(а), как я умён(на), красив(а) и оригинален(на)!Вот только мир, в котором мне выпало несчастье родиться, безнадежно несовершенен, а зачастую и просто невыносим!
|