Поскольку в окружающих людях каждый из нас склонен более всего ценить не ум, не красоту, не талант, но личную преданное именно себе самому (коему все равно нет равных ни по уму, ни по красоте, ни по таланту), то на выработке такой преданности, или психологической зависимости, мы сейчас и остановимся. Начнем же мы с того, что наш знаменитый, истязатель собак профессор Павлов был совершенно прав в своей теории формирования условного рефлекса. Действительно, если единичное ощущение воспринимается подсознанием как случайность, а повторное — как закономерность, то, будучи испытано в третий раз, оно уже создает рефлекс, или (в случае положительного ощущения, эмоции, чувства) формирует влечение., тягу к чему то или же к кому то, а значит, и психологическую зависимость от этого кого то — (Видите, как все просто? А дальше будет еще проще.)
Следовательно, чтобы выработать у биологического объекта такую зависимость от нас, мы должны несколько раз подряд заставить его испытать нечто приятное во время контакта с нами. Поскольку речь идет именно о серьезной психологической зависимости, то одной лишь положительной эмоцией (и даже комплексом таковых) нам будет не обойтись. Подойдет, пожалуй, эйфория, которую человек испытывает во время ступора. А вы уже знаете, как ее вызывать, попеременно разгоняя и тормозя свою психическую активность.
Что же касается лиц противоположного пола, то применительно к ним куда проще (и даже естественнее, как нам кажется) опереться на эротические переживания, или, конкретно, на чувство сексуального возбуждения. Стимулировать его можно ло разному. Допустим, беседой в пятом голосовом суггестивном режиме, который мы уже описали в этой главе. Неплохо присовокупить к голосу и мягкие как бы поглаживающие жесты в вертикальной плоскости, также упомянутые выше. Чтобы обмануть сознание биологического объекта, держите что нибудь в этой же руке — допустим, зажигалку. Тогда сознательный ум.интересующего вас лица будет регистрировать лишь то, что во время означенной беседы вы рассеянно поигрываете зажигалкой. В то же время его подсознание будет интерпретировать ваши жесты должным образом.
Существует.и невербальная техника стимуляций сексуального центра персоны 'противоположного пола. Проще всего ее выполнить на ощущении тепла. Для этого осуществляется та же подстройка — только не к лобным долям мозга биологического объекта и не к его психике в целом, как в предыдущих случаях, но именно к его сексуальному . Иначе говоря, вы «захватываете» своим вниманием часть го гениталий, подстраиваетесь к состоянию этой "области (по тепловому принципу) и затем начинаете осторожно нагнетать тепло, активизируя тем самым уровень сексуальн. возбуждения биологического объекта. Между проч. аналогичным образом можно выполнить и обрат операцию, воспользовавшись ощущением холода.Правда вербальные приемы стимуляции сексуального центра все же проще в исполнении (если не принимать в расчет необходимости самого вербального контакта) и, как завило, «работают» надежнее.
Остается перечислить внешние признаки сексуального возбуждения. Это — неровный румянец на щеках, увлажненные глаза с усилившимся блеском, сглатывающие горловые движения, стремление облизать губы. При оценке степени следует также учитывать и поведение интере рющего вас лица, связанное с зоной подхода. К примеру, стремление биологического объекта противоположного пола физически к вам приблизиться также свидетельствует (правда, косвенно) о его сексуальном возбуждении. Кажется, снова подошло время немного обобщить и, может, теоретизировать изложенный материал — в общем, слегка его «причесать». Итак, в чем же все таки какое отличие психологически не мотивированного и, с нашей точки зрения, хаотичного общения между собою обычных двуногих от целенаправленного взаимодействия суггестора с биологическими объектами? Ведь в конце то концов, любой человек точно так же чего то от окружающих добивается и тоже стремится манипулировать ими. Скажем так: он, конечно, стремится, но, как правило, не может, ибо адресуется лишь к личности, или же к сознательной части биологического объекта, полностью игнорируя его подсознание. Суггестор поступает иначе. Вступая с кем либо в контакт, он одновременно целенаправленно взаимодействует и с личностью этого кого то, и с его подсознанием, то есть как бы общается сразу же с двумя отдельными существами. Между тем, мы уже говорили, что наше внимание способно одновременно фокусироваться лишь на двух объектах. А потому суггестору поневоле приходится «забыть» о третьем, то есть о себе родимом. Что и означает безэмоциональность и тотальное отречение от собственного личностного восприятия и его реакций. Между тем, этот третий склонен упорно сопротивляться тому, чтобы о нем забывали — пусть даже на время. И совладать с ним способен только наш внутренний безэмоциональны и наблюдатель, о котором мы уже неоднократно вам говорили и будем напоминать в дальнейшем.
Теперь еще немного о рефлексах; на этот раз — о социальных (это мы их так условно обозначили). Последние тоже можно нарабатывать в людях, когда это требуется. Вот вам пример. У пропускного пункта на границе с Финляндией (с российской стороны) останавливается машина — не то, чтобы шикарная, но вполне приличная (кажется, «Фольксваген Пассат»). Из нее выходят двое спортивного вида парней. Чиновник, проводящий досмотр, предлагает им открыть багажник. Вместо этого один из парней предлагает ему сто долларов. Чиновник не соглашается. Парень поднимает цену до двухсот, но чиновник стоит на своем. Парень предлагает триста и, выслушав очередной отказ, с безмятежной улыбкой демонстрирует обалдевшему чиновнику пустой багажник. Дня два три спустя те же парни на той же машине подкатывают уже с другой стороны к тому же чиновнику (бывает и такое), и вся история повторяется снова. Наконец, спустя неделю, уже в третий раз осмотрев пустой багажник, чиновник с досадой (скорее всего, на себя самого) просит: «Ладно, гоните хоть сотню». «Не заслужил, дорогой», — отвечают парни, С тех пор они не один раз оставляли у чиновника до сотенной бумажке. Мы не беремся судить, провозили ли они что то интересное или же просто проводили психологический эксперимент. Выводы делайте сами.
Между прочим, аналогичный случай рассказывает с эстрады знаменитый писатель юморист Михаил Задорнов. О чем это говорит? По нашему мнению, о том, что данный прием вербовки таможенных чиновников уже получил в России распространение.
Возвращаясь к основной теме этой главы, заметим, что, по счастью, далеко не каждого двуногого, попавшего в сферу нашего внимания, нам требуется «зомбировать», или же «замыкать» на психической зависимости от собственной персоны. В большинстве случаев нам бывает вполне достаточно произвести хорошее впечатление, вызвать симпатию. В связи с этим рассмотрим одну психотехнику, которая неплохо «работает» при контактах с незнакомыми или же с мало знакомыми людьми. Это — так называемая подстройка под идеальный образ.
Осуществляется она очень просто. Допустим, вы вступаете в контакт с пожилой женщиной, которая, как мини л, лет на двадцать старще вас и, вроде бы, уже не осо эняо за собою следит. В этом случае идеальным для подстройки при работе с ней будет образ хорошего сына. Но года женщина, что называется, в зрелых годах, тем не ме йее, все еще «молодится» и продолжает тщательно следить за своей внешностью, то лучше будет попытаться к ней подстроиться в образе потенциального молодого любовника. Для юной девушки или парня, если вы значительно старше их, «сработает» образ отличного отца (своего «в доску») или старшего брата. Для женщины примерно одних с вами лет подойдет образ хорошего мужа (это — для женщин, что называется, положительного типа), любовник (это — для других женщин) или же опять таки брата (а — и для тех, и для других).
Итак, мужские идеальные образы: Сын, Брат, Муж, Лю эвник, Отец — и все это непременно с заглавной буквы. Аналогично, женские идеальные образы: Дочь, Сестра, Жена, Любовница, Мать.
Чтобы эффективно использовать технику подстройки под идеальный образ, достаточно, во первых, в каждом случае верно таковой выбрать, во вторых, временно ощутить себя им и, наконец, во время контакта с биологическим объектом ненавязчиво продемонстрировать характерные черты и черточки выбранного образа. Упаси вас Бог нарочито вываливать таковые «тоннами» на интересующее вас лицо. В данном случае «работают» именно намеки, штрихи, полутона. Остальное же значительно лучше вас дорисует собственное воображение лица, на которое вы воздействуете данным методом. Итак, эта техника весьма проста, но, выполненная должным образом, приносит ощутимые результаты.
Теперь мы коснемся важнейшего принципа вербального программирования человеков мыслящих — увы, мыслящих самостоятельно! — на то или иное угодное вам решение. Он также очень прост. Вы предлагаете человеку самостоятельно принять некое решение, связанное с выбором из двух, трех или нескольких вариантов. (Между прочим, любое решение по сути и есть выбор.) Не упуская инициативы, вы тут же сами «озвучиваете» возможные варианты решения и среди них — тот, который угоден вам. Затем вы в мягкой форме (допустим, в виде сомнения) поочередно дискредитируете неугодные вам варианты выбора.
Продемонстрируем это на примере. Допустим, ваш начальник намерен принять на работу нового сотрудника, и вам бы хотелось, чтобы таковым оказался некий Сидоров. Однако на вакантное место претендуют еще двое — Иванов и Петров. Беседу на эту тему вы можете начать примерно так:
— Слава Богу, ребятам из отдела сбыта теперь будет по легче — ну, когда вы возьмете им помощника.
(Итак, сами вы в новом сотруднике никак не заинтере сованы, но радеете за сослуживцев.)
— В принципе, с этим делом справится любой: и Иванов, и Петров, и Сидоров.
(Берите, мол, кого угодно — вам решать.)
— Только у Иванова, кажется, не все в порядке со здоровьем — часто болеет, бедняга; а Петров, говорят, что то там в мэрии намудрил; кажется, у него вышли неприятности с Сидором Сидоровичем…
Вот и все — не «пережмите»; семя, брошенное в надлежащий момент, непременно прорастет.
В общем, поначалу вы как бы оставляете выбор за объектом воздействия, а затем несколькими косвенными замечаниями (они ни в коем случае не должны звучать категорично!) вы фактически лишаете его выбора. Нужно лишь, чтобы он этого не заметил.
Данный принцип можно распространить и на достижение различных устных соглашений с людьми. Например, вы сумеете договориться о встрече в устраивающее вас время и в подходящим месте, действуя приблизительно такаим образом:
— Хорошо, Иван Иванович, давайте встретимся с вами в первой половине следующей недели — в любой день. Ах, да! Совсем забыл — среда у меня занята. Хорошо, подойдет ли для вас вторник — скажем, часа в три или в четыре? Ах, в четыре! Но тогда — в моем офисе, потому что в пять у меня еще одна встреча. Превосходно, договорились!
Итак, вы сами заранее очерчиваете условия, но при этом оставляете своего партнера в приятном заблуждении, будто выбор остается за ним.
Теперь — немного о конфликтах, или же, как принято теперь говорить, о «наездах» ближних на вас. Мы имеем в виду психологически грамотное поведение при взаимодействии (как правило, вынужденном) с лицами, которые изначально агрессивно настроены по отношению к вам. На этот случай существует две принципиально отличные друг от друга линии поведения, которые мы назвали условно «психологическим карате» и «психологическим айкидо».
Как явствует из самого названия, метод «психологического карате» подразумевает жесткую блокировку выпадов оппонента с последующим подавлением (последнее, конечно, в идеальном случае) его воли. Чтобы выполнить подобное действие, вам, прежде всего, следует «разогнать» свою психическую активность до уровня, значительно превосходящего тот, на котором в момент столкновения пребывает психика атакующего вас лица. Иначе говоря, ваше «психологическое карате» обретет силу и будет «работать» лишь в том случае, если вы окажетесь на «пике» психической активности.
Приведем несколько наиболее удачных (ио нашим наблюдениям) формул психологических блокировок; на их основе вы сможете придумать новые, опробовать их и пополнить свой арсенал оборонительных психологических приемов.
В споре, что называется, по существу, когда чьи то воззрения диаметрально расходятся с вашими, вы можете отразить атаку своего оппонента примерно таким образом: «Согласен. Но все это — в теории. А на практике дело выглядит вот так и этак».
Для ролей типа «железный парень» (данный тип ролей наряду с другими будет рассмотрен в одной из следующих глав) характерен следующий вид блокировки: «Да да, хорошо…», а затем вы продолжаете говорить то же, что и говорили, причем именно с того же самого места, на котором остановились. Вот более агрессивная формула блокировки, подходящая для этого же типа ролей: «Знаете, мне постоянно приходится выслушивать всякий бред!» А затем без какого либо перехода и как ни в чем ни бывало вы продолжаете «гнуть» свое. Скорее всего ваш оппонент не риа. нет уточнить, чей именно бред вы имели в виду.
Иногда неплохо «работает» запутывающая форма бл[ кировки, к примеру, такая: «Здесь иллюзий быть не должно, а потому...» И вы опять таки талдычите свое.
Аналогичным образом воздействует на биологический объект и бессвязно демагогическая форма блокировки (еще один излюбленный прием из арсенала единственной президента Советского Союза). «Тут следует учитывать, в какое время мы живем. А потому не нужно ничего путать…»
Принцип «психологического айкидо», пожалуй, эффек рассмотренных методов жесткой блокировки. Его использованию всегда предшествует подстройка к объекту воздействия. (В отличие от принципа «психологического драте», в основе которого, можно сказать, — «силовое» психическое подавление соперника.)
Итак, вы фиксируете внимание на некотором агрессивном биологическом объекте и входите в состояние пустоты. Ощутив его психо эмоциональный и психо волевой фон, вы как бы позволяете собственному сознанию слиться с этим фоном в единой вибрации. Это и есть полу телепатия, это и есть подстройка. Теперь вам следует совершенно искренне поддержать вашего оппонента в его агрессии, быть может, в его возмущении и гневе, и «увести» куда нибудь подальше — в безопасную для вас область. Иными словами, вы не блокируете психологический выпад, направленный поначалу лично против вас, но сами же сознательно в него вовлекаетесь, а затем осторожно отклоняете и «уводите» прочь, так сказать, действуя по примеру Ивана Сусанина.
На практике это может выглядеть так: «Как ни странно, я совершенно с вами согласен — это возмутительно! (И пусть речь идет о вашей собственной оплошности или о нарушении вами каких то обязательств.) Я сам от этого же пострадал — именно по вине Ивана Иваныча (а быть может, Петра Ильича или соседской кошки). Нет, покуда они в Думе не снизят налоги, толку не будет никакого». Надеемся, теперь этот принцип вам понятен. Можете опробовать, так сказать, «на гнев» различные отдаленные от вас объекты и выяснить, на какой из них легче всего «клюнет» ваш оппонент, невольно превращаясь в союзника. Тут важно только сразу же захватить инициативу в собственные руки. В общем, говорите и возмущайтесь сами, не позволяя объекту опомниться. В данном случае его эмоциональное возбуждение — это ваш козырь; оно не позволит ему вовремя разобраться в вашей стратегии, пусть она и шита белыми Нитками.
Итак, принцип «психологического айкидо», или «Ивана Сусанина» предполагает активное сотрудничество с оппонентом и превращение его в союзника. Зачастую этот принцип «срабатывает» и в наиболее простой своей ферме: «Да, мы с вами оказались в сложном положении. Давайте подумаем сообща, как нам теперь из него выпутаться, , Иными словами, вы сразу же отмежевываетесь от ролл противника и ставите себя в положение помощника, я то даже и союзника.
Повторяем, принцип «Ивана Сусанина», как, впрочем, и другие психотехники, предполагающие сотрудничество (хотя бы даже и внешнее) с биологическим объектом, требует психической подстройки к его состоянию. И еще одна важная деталь. Подобные методы лучше «работают», если вы располагаетесь в интимной зоне подхода нужного вам лица. Следовательно, в каждом случае вам требуется беспрепятственно в нее войти. Используйте для этого какой нибудь благовидный предлог. К примеру, будучи представлены какому то значительному лицу, вы можете тут же вступить в его интимную зону, указав на некий достаточно удаленный от вас обоих объект. Выглядеть это может примерно так: «Кстати, Иван Петрович, посмотри на этот вишневый „Судзуки“. — Вы делаете шаг вперед и разворачиваетесь возле Ивана Петровича плечом к плечу с ним. — Красивая машина! Комфортная и скоростная! Только, вот, на запчастях для него у нас, говорят, нетрудно и разориться…» Теперь вы можете продолжить деловую беседу, но уже будучи в иной позиции по отношению к вашем v собеседнику.
До сих пор в этой главе мы рассматривали преимущеа венно вербальные методы воздействия на человека мыслящего, которые, во первых, применимы лишь при личном контакте с ним, а во вторых, в значительной степени связаны с нашим мышлением (хотя и нацелены, главным oбразом, на подсознание объекта). Теперь же подошло время коснуться и других способов психологического воздействия в большей степени опирающихся на наше подсознание
Начнем с того, что свою тактику по отношению к тому или иному лицу вам вовсе не обязательно всякий раз «озвучивать» и раскрывать по пунктам для себя самого. Во многих случаях бывает достаточно предварительно задать себе соответствующую стратегическую установку, а затем позволить подсознанию самостоятельно ее реализовать. К примеру, сделать это можно следующим образом. Вы формулируете установку: моя задача — подчинить своей воле этого человека и говорить с ним так, чтобы он меня понимал. Затем вы реализуете состояние пустоты и вступаете в контакт с потенциальным объектом вашего воздействия. Все остальное превосходно выполнит за вас подсознание, Но учтите, любая такая установка должна быть короткой и предельно четкой, ибо для подсознания не существует нюансов и полутонов. Как видите, это просто.
Еще проще, на наш натренированный взгляд, невербальная техника воздействия этим самым взглядом. Она выполняется на максимальной «разгонке» психической активности. Итак, взвинтив себя до предела, вы направляете глаза в сторону объекта. При этом ваш взгляд устремлен ниже уровня вертикали, приблизительно под углом в 45 градусов к нему. Ваши глаза расфокусированы и ничего не выражают. Объект перед ними как бы слегка расплывается и выглядит нечетко. Вы ощущаете его не столько взглядом, сколько, пожалуй, вниманием или даже чем то иным, более тяжелым и инертным, нежели взгляд или внимание. Это нечто прорывается наружу из темных глубин вашего существа. Теперь попытайтесь как бы слегка «сдвинуть» им объект (потянуть к себе, или, напротив, оттолкнуть, или же удержать на месте). Нет нет, не словами, проговоренными в уме, и не зрительной визуализацией перемещения объекта, а, вот, этим самым ощущением, тяжелым и темным; им то и попробуйте «надавить» на объект как следует. При этом у вас даже не возникает особого желания, чтобы объект куда то переместился (у вас и вообще нет никаких эмоций); вы просто чувствуете, что это произойдет. В принципе, выполнить данную технику очень просто; зто, телько труднее ее описать. Что же касается объекта, то потом он и сам толком не будет знать, почему именно он от ступил в сторону или шагнул вперед — просто ему так захотелось.
Эту главу мы продолжим еще одной простейшей невер.бальной психотехникой, при помощи которой можно воздействовать на человека при непосредственном контакте с ним. Она также основана на разгонке психической активности до верхнего экстремального уровня. Для начала можете сформулировать задачу. (В принципе, делать это не обязательно, но многим поначалу помогает.) Теперь взвинтите себя до предела и продолжайте «разгонять» свою психическую активность еще дальше — почти до сумасшествия. Но при этом не допускайте никаких эмоций; если же они все таки возникают, то «погасите» их глубоким дыханием (ниже мы поясним, как это делается) и вновь «разгоните» свою психику. На пике ее активности создайте волевой посыл, выражающий нужное вам действие. Нет нет, волевой посыл — это не команда, проговоренная в уме, и не зрительная визуализация нужного действия; это, скорее, то самое чувство, которое предшествует в вашем сознании словам команды. (Волевой посыл описан подробнее в книге «Психодинамика колдовства».)
Итак, на пике психической активности почувствуйте, что объект как бы уже выполнил вашу программу (или непременно ее выполнит) и войдите в состояние пустоты. Теперь вступите с объектом в контакт, ни о чем не думая п. разумеется, не заботясь. Ваше тело, речь, взгляд, а бьть может, и что то еще в вас, чего вы толком не осознаете, сами собою сделают все, что требуется (если, конечно, ваша психика грамотно заряжена на воздействие). Вы ощутите это как некую «разрядку» психического напряжения. От вас как бы отойдет волна, и вы успокоитесь. Это означает, что техника «запустилась», и ваша психика задание выполнила! Экспериментируя с этой психотехникой, вы вскоре убедитесь что на пике психическо активности волево посыл формируется очень легко, буквально сам собою. В то же время при низком уровне активности создать таковой намного труднее.
Вернемся к вопросу о непрошеных эмоциях и о том, как «погасить» их при помощи глубокого дыхания. Пожалуй, в данном случае вернее было бы сказать, как «выдохнуть» эмоции через поры своего тела. Это тоже очень просто. Спокойно вдохните через нос и на медленном выдохе представьте, будто воздух выходит прямо через вашу кожу. Теперь почувствуйте, как вместе с воздухом через поры уходят ваши эмоции. (Ощутите их как некую тяжесть в груди, и спокойно раз за разом эту тяжесть выдыхайте, выталкивайте из своего тела.) Вскоре они действительно оставят вас в покое. Данную технику можете использовать всякий раз, когда в том возникнет необходимость. Существует еще одна эффективная, а к тому же и очень эффектная психотехника, вернее даже, психотехнология, которую мы намерены предложить вам в этой главе, можно сказать, «на закуску». Правда, не все из вас сразу же смогут ее освоить. Но в дальнейшем, когда вы получше овладеете самокодированием и как следует «раскачаете» свою психику (именно раскачаете, а не расшатаете; расшатывать ее, родимую, как раз и не следует) различными тренингами, эта технология может оказаться для вас очень полезной.
Называется она «Психическое зеркало» и действует приблизительно так. К примеру, в небольшом уютном кафе вы беседуете с пожилым интеллигентом в естественной Для него свободной и мягкой манере, причем оба вы друг Аруга превосходно понимаете. Вдруг кто то тянет вас за локоть, и вы оборачиваетесь. Это — один из троих верзил, расположившихся за соседним столиком. У мужика на груди тяжелая цепь, а на руках «наколки» и перстни. Он о чем то вас спрашивает, допустим, о том, как отсюда лучше добраться до какой то гостиницы, и при этом изъясняется на характерном лагерном сленге. Сначала, как и положено, вы Извиняетесь перед своим интеллигентным собеседником, а потом, обернувшись к верзиле с «наколками», сходу как ни в чем ни бывало «выдаете» ему нужную информацию, как говорится, на его родном языке. Затем вы снова пресно койно продолжаете прерванную беседу, не обращая внц. мания на удивление с восторгом вперемешку, блеснувшее в умных глазах интеллигента. Через небольшое время к вам, «подруливает» девица, одетая в узкую полоску кожи, и до верительно сообщает, что она па работе. Опять таки извинившись перед интеллигентом, вы говорите ей что нибудь такое: «Спасибо, милая. К сожалению, мы тоже — в делах Возьми себе с тоником за мой счет и мигом испарись.. Можешь перепорхнуть вон хоть к тому бородатому с голодными глазками». И «бабочка» тоже вас понимает и ничуть не обижается.
Что же при этом с вами происходит? Вы не задумываетесь и сознательно не подстраиваетесь ни к кому, но ваша психика закодирована на зеркальное отражение каждою, с кем вы вступаете в контакт. Таким образом, все ваши контакты с людьми спонтанны и чрезвычайно эффективны,
Чтобы научиться свободно применять технологию «Психическое зеркало» в реальных условиях, вам придется потратить время и, разумеется, приложить усилия. Специальная подготовка в данном случае складывается яз двух равноправных составляющих: само кодирования и проработки аналогов. Основная формула вашего кода на зеркальное отражение сознания биологических объектов та кова:
Моя психика — зеркало, чистое и незамутненное; она мгновенно и точно отражает сознание того объекта, с которым я вступаю л контакт.
В данном случае при самовнушении неплохо подкреплять формулируемую установку образом вашей зеркальной психики, легко отражающей любые объекты, на которые устремляется ваше внимание. Само кодирование проводится неоднократно — вплоть до получения устраивающего вас результата. При опытах с людьми особое внимание обратите на спонтанную подстройку вашей психической активности: она должна почти мгновенно выравниваться по уровню с активностью того лица, с которым вы вступили в контакт. Для «запуска» психотехники в реальных условиях подберите какую нибудь короткую фразу, например, «моя психика — зеркало» или даже «психика — зеркало». Добейтесь, чтобы с ее помощью легко и быстро «включался» соответствующий психический механизм.
Теперь — о второй части подготовки, или же о проработке аналогов. Этот эффективный тренировочный метод будет нами разъяснен в следующей главе. Покуда мы лишь коснемся особенностей его использования в контексте данной психотехнологии. При овладении методом «Психическое зеркало» к проработке аналогов следует приступать только после того, как установка закрепится в вашем подсознании (при опытах с людьми ваша подстройка к ним приобретет спонтанный характер). В качестве ключевых фигур для проработки аналогов подберите несколько реальных людей, достаточно хорошо вам знакомых (только не из тех, которыми вы дорожите). Важно, чтобы они имели разные психотипы, отличались друг от друга характерами, манерами и пр. Что же касается тех категорий двуногих, представители которых в числе ваших знакомых не числятся, то дайте волю своему воображению и создайте их собирательные образы, каждый из которых имеет характерную внешность и специфический тип поведения. Далее, при работе с образами уделите внимание их быстрой смене:, мгновенные перемены образов в вашем зеркале сознания — это отдельная часть вашей подготовки. И учтите, чем больше аналогов вы основательно проработаете, тем шире будет социально психологический диапазон вашего «Психического зеркала».
Настала пора завершить эту главу, целиком посвященную индивидуальным методам психологического воздействия, чтобы дать вам возможность в них разобраться и немного поэкспериментировать.
Глава 4. Мой союзник судьба, мой соперник жизнь
С тех самых пор, как человек научился думать, он неотступно мучается вопросом о соотношении собственной, вроде бы, свободной воли с тем неосязаемым, необъяснимым, но чрезвычайно могучим и неотвратимым фактором, который именуется судьбой. Последняя может принимать самые разные обличья и носит множество имен — рок, фатум, предначертание, карма, воля божия и т.д. и т.д. Древние эллины нередко превозносили это не персонифицированное божество превыше всех своих олимпийцев. Оно же, облеченное в форму главного вселенского причинно следственного закона, повергало в трепет весь индуистский пантеон и побуждало к титаническим усилиям и фантастической стойкости последователей царевича Сиддхартхи.
Тысячелетием позже, в период становления христианства, под именем Воли Божией оно явилось причиной раскола в стане самих отцов Церкви. Так, епископ Пелагий никак не мог совместить в одном вероучении две принципиальные, но, по его убеждению, взаимоисключающие идеи: о предначертании (все в мире — по Воле Божией) и о грехе и воздаянии за таковой. По его представлениям, возлагая на Всевышнего абсолютно все в этой жизни, мы тем самым списываем на Него и собственные грехи. В этом случае и самый страшный злодей — на самом то деле вовсе и не злодей; допустим, Иуда Искариот — не предатель, я, быть может, великий герой, ибо, предав, якобы, Христа, он лишь исполнил предначертание Господне, послужил орудием Его Воли. А вот святой Августин рассудил по иному, запретив кому либо вообще рассуждать на эту тему. Именно потому, кстати, и стал он святым; вообще то, многие христианские святые (в отличие, скажем, от тех же буддийских просветленных монахов) предпочитали думать поменьше. В значительной степени мы готовы с ними согласиться, так как далеко не все в этом мире подвластно нашему уму.
Но вернемся к предначертаниям судьбы. В этой связи нам пришла на ум такая параллель. Представьте себе мореплавателя, который много лет подряд, быть может, даже большую часть своей жизни, упорно держит курс на запад — просто потому, что некогда решил отправиться именно туда. Но постоянный встречный ветер, волны и течения не позволяют ему серьезно продвинуться на своем пути; к тому же они доставляют ему массу хлопот и причиняют множество неприятностей. Поставьте себя на место этого человека. Как вы поступите? Можно и дальше пробиваться к западу (ведь уже потрачено столько времени и сил!), уповая на то, что ветер в конце концов переменится, а волны, наконец, стихнут. А можно однажды просто развернуться и двинуться на восток, используя попутный ветер. В конце концов, и в восточных странах тоже найдется немало интересного и поучительного, не говоря уже о том, что солнце там светит ничуть не хуже, чем на западе.
Вы уже поняли? Вот именно, у каждого из нас есть свое, так сказать, стратегическое предназначение, которому лучше все таки следовать — лучше, в первую очередь, для нас же самих и, быть может, для жизни вообще. Из этого вовсе не вытекает, что одному предначертано проводить отпуск на Канарах, а другому ковыряться в мусорных кучах. Просто, чтобы преуспеть в каком либо деле, помимо таланта, рвения и прочих очевидных условий требуется и нечто еще. Это нечто в обиходе называют везением, удачей или — выспренно — улыбкой Фортуны. Но что это за штука такая на самом то деле, толком не знает никто. Возможно, вы замечали, что какое то дело или же род деятельности обычно приносит вам успех, причем даже и не всегда полностью заслуженный. В то же время какая то иная деятельность, которой вы, быть может, отдали не меньше сил, умения и души, с треском проваливается всякий раз, когда вы ее начинаете. Вы и до сих пор не можете понять, почему так выходит. А быть может, это просто не ваше дело — только и всего.
Запомните, в зависимости от неких факторов, , не поддающихся логическому толкованию — назовем их ветром Удачи — любое дело, начавшись однажды, имеет затем тенденцию либо затухать, либо, напротив, развиваться и накапливать энергию. С нашей точки зрения, любой здравомыслящий человек должен считаться с этим не очень то логичным, на первый взгляд, фактом.
Возможно, кому нибудь из вас знакома биография знаменитой исследовательницы Тибета госпожи Александры Девид Нэль — той замечательной путешественницы, женщины академика, благодаря трудам которой европейцы впервые по настоящему познакомились и с северным буддизмом, и, вообще, с тибетской культурой. Между прочим, в первую половину жизни госпожа Александра перепробовала себя на многих поприщах, в том числе — и на оперной сцене, и в амплуа журналиста. А затем, уже после сорока, она осуществила кардинальный поворот своей судьбы, отправившись в первое путешествие по странам Востока, продлившееся четырнадцать лет. И, как говорится, нагала себя.
А скромный чикагский кассир, жестоко терзаемый судьбой, покуда он был просто Биллом Портером, но вознесенный ею на вершину литературного Олимпа, стоило ему назваться О.Генри.
Приведем и более близкий пример, В семидесятые годы в числе наших знакомых была одна приятная молодая пара. Назовем их Аня и Толя. Аня была рядовым инженером в каком то конструкторском бюро, а Толя после Горного института работал геологом. Она — невысокая, худощавая, с темными глазищами блюдцами, на людях не в меру совестливая и застенчивая — вся из комплексов; о таких за глаза говорят «симпатичный человечек». Он — здоровенный бугай с громовым басом, способный в дружеской компании «приголубить» литр водки так, чтобы ни в одном глазу, а развлекать приятелей бесконечными байками о своей сибирской эпопее (начиная со студенческой скамьи где почти каждое лето он проводил то в Прибайкальи, то в Забайкальи, то на Севере за Алданом — в общем, где нибудь в тайге между Москвою и Токио).
|