Андрей Карелин «Снег на листьях или психотехнология успеха»

     Ведущий: Обозначьте это состояние каким-либо словосочетанием.

     Леонид: Я хочу научиться общаться с людьми.

     Ведущий: Леонид, это скорее формулировка желаемого состояния. К этому мы подойдем чуть позже. Сейчас назовите свое проблемное состояние. Оно у вас связано со сферой взаимоотношений между людьми. Я правильно понял? (Леонид кивком головы соглашается). Обратитесь к своему опыту взаимоотношений с окружающими и определите, что здесь является для вас проблемой. Проблема - это стереотипно повторяющаяся реакция в определенной жизненной ситуации, хотя есть возможность поступать как-то иначе. То, чему вы отдаете предпочтение, и является вашим ограничением. Это глубокая колея, не позволяющая никуда свернуть. (Леонид водит машину).

     Леонид: Скованность - вот как я назову проблемное состояние. Практически всегда я чувствую скованность, общаясь с кем-нибудь. Иногда больше, иногда меньше.

     Ведущий: «Скованность в общении» - можно так обозначить вашу проблему?

     Леонид: Да, можно.

     Ведущий: Леонид, найдите в своем опыте две-три ситуации, когда проблема беспокоила больше всего. Переживите эти ситуации. Вы в данном случае участник событий, а не сторонний наблюдатель. Другими словами, вы ассоциированы с ситуацией. Получите доступ к негативным ощущениям во всех этих случаях.

     Теперь диссоциируйтесь от ситуаций. Посмотрите со стороны на все происходящее. Вам неприятно смотреть. Оставаясь в диссоциированном состоянии, делайте образ все более и более негативным. Вы скованы вплоть до того, что не можете двинуть ни рукой, ни ногой. Ваш язык перестал вам подчиняться. Одновременно сжимайте левый кулак, чем неприятнее образ, тем сильнее сжимайте кулак. На пределе негативных впечатлений разожмите кулак. Леонид, давайте определимся с желаемым состоянием. Что это может быть?

     Леонид: Я думаю, это может быть раскованность в общении или легкость. Нет, лучше назвать «непринужденность общения».

     Ведущий: Леонид, во-первых, давайте избавимся в формулировках от частицы «не». Название желаемого состояния формулируем в позитивных терминах. Во-вторых, проблемное и желаемое состояния находятся как бы в разных весовых категориях. В желаемом состоянии проблеме просто нет места. Она решается мимоходом, так как достижение этого состояния возможно лишь в случае решения проблемы.

     Скажите, Леонид, для чего вы решили избавиться от скованности в общении?

     Леонид: Очевидно, для того, чтобы научиться эффективно общаться.

     Ведущий: Умение эффективно общаться с людьми. Можно так сформулировать название вашего желаемого состояния?

     Леонид: Да, вполне.

     Ведущий: Леонид, создайте образ самого себя в будущем, эффективно общающегося с кем-либо. Вы можете сконструировать несколько подобных ситуаций. Смотрите на все происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя. Другими словами, вы диссоциированы от ситуации.

     Вы создали образы ситуации? (Леонид кивает головой в знак согласия). Теперь посмотрите и определите: нравитесь вы сами себе? Таким вы хотели бы быть?

     Леонид: Да, мне нравится мое поведение и вообще все происходящее.

     Ведущий: Ассоциируйтесь с ситуацией. Сделайте шаг внутрь образа. Вы теперь участник событий. Получите доступ к переживаниям. Как вы себя чувствуете? Удовлетворяет вас это состояние?

     Леонид: Ощущения очень комфортные. И скованности я не чувствую.

     Ведущий: Замечательно. Снова диссоциируйтесь от ситуации. Смотрите на себя, на происходящие события. Образ становится все более и более привлекательным, доставляет все больше и больше позитивных переживаний. Одновременно сжимайте правый кулак. Чем сильнее приятные переживания, тем сильнее сжатие. Когда испытаете самое сильное позитивное переживание, кулак разожмите. Леонид, теперь у вас есть два образа: проблемной ситуации и желаемого состояния. Оба образа находятся в поле вашего зрения. Протяните к ним свои руки. С удобной для вас скоростью сближайте образы. Одновременно и синхронно происходит сближение рук. Соединив руки, дождитесь, когда произойдет объединение образов. Обратите внимание, чтобы произошло соединение всех частей тела вашего образа из первой и второй картинки. Произошло объединение?

     Леонид: Да, произошло.

     Ведущий: Посмотрите, нравится ли вам новый образ? Если что-то не нравится, мы можем изменить.

     Леонид: Мне нравится образ. Пусть все останется, как есть.

     Ведущий: Тогда соединенными руками погрузите новый образ в себя. По мере объединения образа с вашим телом прижимайте руки к груди. Пальцы переплетены. Можно обнять себя руками. Проследите, чтобы все части образа соединились с соответствующими частями вашего тела. Переживите произошедшее объединение. Лишь когда переживания закончатся, можно будет опустить руки. Как вы ощущаете себя, Леонид?

     Леонид: У меня своеобразное переживание. Я бы сказал, что это душевный подъем на фоне блаженного спокойствия.

     Ведущий: Понаблюдайте за своим поведением в ситуациях общения. Изменения будут заметны недели через две-три. Возможно, чуть позже. Кстати, процедуру можно повторить через неделю еще один раз.

 

     Опишем по шагам всю процедуру изменения. Эту процедуру можно назвать «Новый Я».

     1. Осознать свою проблему. Назвать ее словом или словосочетанием. Это делается для фиксации соответствующего фрагмента поведения. Важно, чтобы изменения касались только проблемного аспекта деятельности человека, а не расплывались на другие области жизни. Удобным способом получения данного эффекта является обозначение поведения, подлежащего изменению, словом.

     2. Пережить две-три жизненные ситуации, когда проблема беспокоила больше всего. Получить полный доступ к переживаниям мы можем, лишь находясь внутри ситуации. Поэтому на данном шаге процедуры все делается в ассоциированном состоянии. Здесь важно найти привязку к телесным ощущениям, то есть найти, какие телесные состояния соответствуют проблемной ситуации. В приведенном примере это была двигательная скованность, чувство онемения.

     3. Диссоциируемся от ситуаций, связанных с проблемным поведением. Другими словами, смотрим на все происходящее с позиции стороннего наблюдателя. Перед нашим внутренним взором откроется неприятное зрелище. Хотя человек и диссоциирован от ситуации, но ощущение дискомфорта и негативные переживания, связанные с увиденным, будут присутствовать.

     4. Изменяем образ самого себя в проблемной ситуации, делая его все более и более негативным. Если это скованность, то, буквально, неспособность сдвинуться с места, произнести слово. Если речь идет о раздражительности, то посмотрите на свое перекошенное злостью лицо, дрожащие и брызжущие слюной губы. Сделайте образ максимально неприятным. И в это время сжимайте левый кулак. Причем, чем неприятнее образ, тем сильнее сжимается кулак. На пике негативного переживания разжать пальцы.

     Сжимание руки в данном случае выступает в качестве механизма обратной связи, позволяющего регулировать силу переживания. Непосредственно человек не умеет этого делать произвольно. А вот по своему желанию регулировать силу сжатия кулака не представляет никакой трудности. Установив же взаимосвязь между мышечным напряжением и психологическим переживанием, можно легко регулировать интенсивность последнего. Еще одна функция руки в процедуре - это получение доступа к ощущениям тела. Ведь мышечное напряжение безусловно относится к таковым. Ранее уже отмечалось, что весь процесс изменений мы отдаем на откуп нашему бессознательному. На уровне сознания обрисовывается лишь исходное проблемное состояние и то, к чему мы стремимся, то есть желаемое состояние. Задача заключается в следующем - продемонстрировать нашему бессознательному, что подлежит изменению и в каком направлении. Доступ же к самому бессознательному мы получаем через телесные ощущения. Наше тело - это овеществленное бессознательное. Это бессознательное, которое можно увидеть и потрогать. Именно поэтому, связывая первое и второе состояния с мышечным напряжением, мы фактически предоставляем бессознательному возможность иметь доступ к главным ориентирам предстоящего изменения.

     И еще одно замечание. Рекомендация использовать именно левую руку на данном шаге процедуры относится к тем, у кого правая рука является ведущей от рождения. Если же человек левша, то на этом этапе процедуры ему лучше использовать правую руку.

     5. Моделирование желаемого состояния. Создайте образ самого себя в будущем. Посмотрите, как вы будете выглядеть после того, как проблема перестанет быть проблемой. Как изменятся ваши движения. Какие новые особенности обретет ваш голос. Повторим еще раз, что проблема и желаемое состояние занимают разные места в нашей жизни.

     Проблема связана с одной из сторон многогранника, именуемого желаемым состоянием. Задайте себе вопрос: «Для чего я хочу избавиться от проблемы?». Ответ на него часто и является формулировкой названия состояния, к которому вы стремитесь. В желаемом состоянии просто нет места проблеме. Оно предполагает наличие у человека новых качеств, нивелирующих действие проблемы. Если вам понравился сконструированный образ себя в будущем, то ассоциируйтесь с ним. Другими словами, «шагните» внутрь этой ситуации и ощутите, как вы будете себя чувствовать после всех изменений. Если вас устраивают эти переживания, то переходите к следующему шагу процедуры. Если нет, то произведите необходимые изменения. Например, добавьте легкости в движении или твердости в голосе. Все зависит от вашей фантазии и контекста будущего состояния. Поскольку мы создаем образы, постольку можем с легкостью их изменять.

     6. Вернитесь снова в позицию стороннего наблюдателя, то есть диссоциируйтесь от будущей ситуации. Посмотрите на себя, на все то, что происходит, на свои действия. Пусть образ становится все более и более привлекательным. Он вызывает массу позитивных переживаний. Одновременно сжимайте правый кулак. Чем сильнее переживания, тем сильнее мышечное напряжение. На пике позитивных ощущений разожмите пальцы.

     7. Теперь у вас есть два образа: один слева, другой справа. Они оба находятся в поле вашего внутреннего зрения. Созерцание изображений вызывает положительные переживания, ведь это результат приложенных усилий и «строительный материал» будущих позитивных изменений. Вытянутыми руками как бы прикоснитесь к образам. Начинайте мысленно сближать картины проблемного и желаемого состояний. Одновременно и синхронно сближаются руки. В момент, когда произойдет объединение образов, соединятся и ваши руки. Довольно часто соприкосновение рук происходит чуть раньше, чем слияние образов. Это вполне допустимо, так как инициирует процесс объединения.

     Хотелось бы сказать еще об одной функции рук в ходе процедуры. Они выполняют роль «якорей», удерживающих соответствующие состояния. Поэтому соединение рук приводит к объединению двух состояний. А поскольку одно относится к прошлому, а другое к будущему, то их встреча позволяет задать направление желаемых изменений. Соединив руки, дождитесь, пока ваши образы объединятся. Посмотрите нравится ли вам новый образ себя? Все ли в нем так, как хотелось бы? Если что-то не устраивает, например, слишком много негативных черт осталось от образа прошлого, проблемного состояния, то это можно легко исправить. Разводя руки, разводите и образы, а затем добавьте или усильте соответствующие позитивные черты. И снова соедините руки и образы. Данную процедуру можно повторить несколько раз, пока итоговый образ не станет устраивать вас на все сто процентов.

     8. Объединение итогового образа со своим собственным телом. Другими словами, погружение образа в себя или ассоциация с ним. Для этого, переплетя пальцы, приближайте руки к своей груди, одновременно мысленно придвигая к себе и образ. Коснувшись груди, можно расцепить руки, обнять себя. Переживите процесс объединения. Обратите внимание, чтобы все части образа совпали с соответствующими частями вашего тела. Когда переживания закончатся, можно опустить руки. Результат процедуры «Новый Я» обычно начинает проявляться через две-три недели. Реже это происходит через один-два месяца. Все зависит от масштабов предстоящих изменений. Как правило, человек долгое время не замечает, что стал другим. И лишь по прошествии какого-то срока с удивлением может обнаружить новые обретения. Если же его в этот момент спросить о былой проблеме, то она вспоминается обычно не как проблема, а как небольшое затруднение в прошлом. В воспоминании теряется острота ранее испытанных переживаний. Все эти признаки указывают на экологичность произошедших изменений.

     Как уже говорилось, наше бессознательное работает всегда экологично. Осуществляя необходимые изменения, оно способно учесть и учитывает все возможные последствия. А это, порой, десятки и сотни различных сдвигов в структуре субъективного опыта человека.

     А вот сознание часто не в состоянии проделать подобную титаническую работу. Поэтому и вмешательство на данном уровне порой приводит к дисгармоничным результатам. Нередко в результате проведенных изменений место одной проблемы занимает другая. Так, например, с помощью императивного внушения можно снять у ребенка агрессивность. Однако, через некоторое время вам его, возможно, снова приведут, но уже в сильно угнетенном состоянии. Оказывается, агрессия позволяла ребенку блокировать чувство вины за уход отца из семьи. Малыш считал, что его плохое поведение и было причиной папиного поступка. В нашем внутреннем мире все тесно взаимосвязано и любое вмешательство требует осторожности.

     Завершим этот раздел книги, посвященный разговору об успехе, хотя и короткой, но интересной историей.

     В прекрасном дворце древнего города однажды устроили карнавал. Праздник имел одну особенность. Все приглашенные были одеты в одинаковые костюмы, а их лица скрывались за одинаковыми масками. Веселье поражало своим размахом. Всюду звучала удивительная по красоте музыка, сверкали разноцветные огни, подаваемые кушанья были изысканы, а напитки порадовали бы любой утонченный вкус. Разнообразные танцы сменяли друг друга, смех и радость наполняли залы дворца. Один из гостей, пробираясь сквозь возбужденную толпу, мимоходом взглянул в проем огромной двери и увидел непринужденно улыбающегося ему человека. Незнакомец смотрел в упор и смеющиеся глаза говорили о переполнявшем его чувстве беззаботного веселья. Гость поспешил отвернуться, неожиданно испугавшись этого прямого взгляда. Он шел дальше и размышлял: «Вот человек, которого не одолевают заботы, не грызут обиды, он, очевидно, легко справляется со всеми трудностями и, неизменно, достигает успеха в своих делах». Эти мысли заставили гостя вспомнить о постигших его неудачах и поражениях. И остаток вечера он провел в мрачных размышлениях над перипетиями нашей земной судьбы.

     В конце праздника, когда все разъехались и замок опустел, человек снял маску, тяжело встал со своего места и пошел к выходу. Проходя мимо дверного проема, он не удержался и снова заглянул туда. Заглянул и остановился, пораженный увиденным. А увидел он самого себя в огромном зеркале.

     Каждый человек бывает счастлив, просто он не всегда узнает себя в эти минуты.

 

ЛАБИРИНТЫ НАШЕГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА

 

     Вероятно, все знакомы с широко распространенной детской игрушкой под названием «Калейдоскоп». Много лет назад для меня было загадкой, как образуются такие изумительно симметричные, разноцветные и законченные узоры. Но еще больше поражала легкость, с которой один узор сменялся другим. Достаточно было чуть повернуть игрушку, и появлялся новый рисунок. Причем не помню случая, чтобы узоры повторялись. Хоть чем-то, но они всегда были отличны. Однажды я разобрал игрушку и обнаружил там набор разноцветных стекляшек и три узких длинных зеркала. До сих пор помню удивление от простоты конструкции, порождающей столь сложные изображения.

     Уже много позже, овладев специальными знаниями, я вновь вспомнил о «Калейдоскопе». Мне неожиданно открылся метафорический смысл игрушки. Она является хорошей моделью процесса порождения человеком образа мира. Конечно же, не всех его аспектов, а лишь некоторых, но очень важных. Ранее говорилось, что ребенок, родившись, воспринимает мир в первые месяцы и годы жизни не совсем таким, каким он предстает перед взрослым. Возможно, читатель, вы видели когда-нибудь большие картины, написанные маслом. Если к этой картине подходить все ближе и ближе, то на определенном расстоянии все изображение распадается на множество разноцветных мазков. Это сравнение позволяет понять, в каком непривычном виде предстает действительность перед маленьким человеком. Для ребенка в этом возрасте еще не существует предметного мира. Перед ним открывается разноцветная, текучая, совершенно бесформенная реальность. Реальность «голых» ощущений, еще не структурированных им ни в какие конкретные образы. Это можно сравнить с набором стеклышек различного размера, конфигурации, цвета.

     А вот дальше с помощью взрослых ребенок начинает выстраивать систему «зеркал». У него формируются психологические механизмы, которые по определенным правилам собирают образ мира их хаоса ощущений. И важнейшими среди этих механизмов являются закономерности восприятия и внимания.

     Любой психологический механизм первоначально существует в форме внешнего действия, разворачивающегося между взрослым и малышом. Родители, обучая ребенка общепринятым правилам поведения, одновременно направляют течение его внутренних процессов во вполне определенное русло. Ведь действие всегда осуществляется в рамках некоторой заданной последовательности. Взрослый, управляя внешними движениями ребенка, в то же время управляет, например, и его вниманием, перемещая фокус последнего с одних элементов действия на другие, с одних предметов или их качеств на другие предметы и качества.

     В итоге, овладевая культурными формами поведения, ребенок вместе с этим овладевает и соответствующими психологическими механизмами. А как только последние оказываются сформированными, они уже начинают работать и определять не только поведение человека, но и его способ восприятия действительности. Именно особенности строения данных механизмов заставляют кого-то видеть черные, а кого-то белые полосы у тельняшки. Или для одного стакан оказывается наполовину пуст, а для другого наполовину полон. Результатом же работы целостной системы психологических механизмов является образ мира человека.

     Удивительная вещь: люди, оказывается, способны из одних и тех же элементов опыта собирать совершенно разные узоры реальности. Что за процессы определяют таинственный рисунок нашего внутреннего лабиринта? Как обнаружить эти процессы? Где вход в лабиринт, и что является дверью?

     Образно выражаясь, можно сказать, что вход в лабиринт - это органы чувств человека, а дверь - это наше внимание. Чтобы услышать, увидеть, почувствовать то, что мы раньше никогда не воспринимали, достаточно сместить внимание с обычно осознаваемых элементов опыта на что-то другое. Простейшая процедура, но порой она позволяет стать свидетелем самых интимных внутренних процессов человека.

     Вновь обратимся к записи фрагмента одного из наших семинаров. Далее будет описано, как можно буквально увидеть протекание внутренних процессов человека. Причем процессов обычно нами неосознаваемых. Другими словами, речь идет об одном из способов доступа к бессознательному.

 

     Ведущий: Подойдите, Лена, ко мне сюда. Повернитесь, пожалуйста, лицом к группе, так, чтобы вас все могли хорошо видеть. Сейчас я буду задавать вам вопросы. Ваша задача мысленно найти ответ. Произносить его вслух не надо. Понятно, что мы будем делать?

     Лена: Я просто стою здесь и мысленно отвечаю на ваши вопросы.

     Ведущий: Совершенно верно. Все остальные сядьте так, чтобы вам хорошо было видно лицо Лены. Особенно ее глаза. Я буду задавать вопросы, а вы наблюдайте за движением глаз. Ваша задача - выяснить, существует ли какая-либо повторяющаяся, систематическая реакция в ответ на мои вопросы. Все готовы? Начинаем.

     Лена, какого цвета занавески в вашей комнате? Что за ручка на входной двери вашего подъезда? Сколько остановок троллейбуса от дома до работы? (После каждого вопроса глаза Лены поднимаются вверх и уходят вправо. Направление движения глаз дается с позиции наблюдателя). Вы все обратили внимание на особенность движения ее глаз? Очень хорошо. Пока запомните эту информацию, а мы продолжим свою работу. Лена, сейчас я задам еще несколько вопросов. Вы делаете то же самое. Какой звук издает закипающий чайник? А какой звук слышен, если разбить яйцо на раскаленную сковороду? Как хлопает входная дверь вашей квартиры? Вспомните свою любимую песню. (В ответ на первые три вопроса Лена смотрит вправо вбок. После последнего вопроса ее глаза уходят вправо вверх, а затем вправо вбок.) Я думаю, вы все заметили систематическое отличие в направлении движения ее глаз. Сейчас я задам еще несколько вопросов и мы приступим к обсуждению. Лена, ваши ощущения, когда вы гладите котенка? Ощущения от воды, если вы заходите в реку купаться? Вы идете по горячему песку босиком. Какие ощущения? (После всех вопросов глаза Лены уходят влево вниз).

     Теперь мы прервемся, и я хочу услышать от наблюдателей, что вы заметили? Есть ли какая-нибудь связь между задаваемыми мной вопросами и движениями глаз Лены? Я вижу, все хотят высказаться. Ну, давайте, вы начните, Петр.

     Петр: В ответ на первую группу ваших вопросов она поднимала глаза вверх и вправо. Как я понял, все эти вопросы связаны с какими-то зрительными образами. Для ответа ей нужно было увидеть некоторую картинку.

     Вторая группа вопросов сопровождалась движенцем глаз вправо вбок. Ответ на эти вопросы предполагал получение доступа к воспоминаниям определенных звуков.

     Ведущий: Вы что-то хотите добавить, Оксана?

     Оксана: Да. В ответ на последний вопрос этого блока она посмотрела вверх и вправо, а лишь потом вбок.

     Ведущий: Вы ведете речь о вопросе по поводу любимой песни? (Океана кивает головой, соглашаясь). Давайте спросим у Лены. Что вы сделали в поисках ответа на этот вопрос?

     Лена: Я в начале увидела моего любимого певца, а потом услышала песню, которая мне особенно нравится в его исполнении.

     Ведущий: Хочу лишь добавить, что в данном случае мы наблюдали последовательность протекания внутренних процессов. Вы продолжите, Петр?

     Петр: В ответ на последние вопросы ее глаза двигались влево вниз. Эти вопросы предполагали доступ к тактильным ощущениям.

     Ведущий: Лена, сейчас я задам вам еще несколько вопросов, а вы так же мысленно на них ответите. Все остальные наблюдают. Вы помните запах своих любимых духов? А запах апельсинов? Вспомните вкус апельсина. (После всех вопросов глаза Лены опускались вниз и уходили влево). Что вы можете сказать, Петр?

     Петр: глаза сдвигались в том же направлении, что и при вопросах, связанных с тактильными ощущениями.

     Ведущий: Совершенно верно. Если человеку необходимо получить доступ к информации, закодированной в форме тактильных или мышечных ощущений, запахов, вкусовых ощущений, то обычно при этом его глаза уходят вниз и влево. Конечно, не во всех случаях и не у всех людей. Человек все же более сложно организован, чем любые схемы, описывающие его. Мы с вами выяснили, какую позицию занимают глаза, если человек вспоминает что-либо, уже бывшее в его опыте ранее. Теперь давайте посмотрим, что произойдет, если коснуться несколько иной сферы нашего бытия. Лена, вы готовы еще к одному небольшому эксперименту? (Она кивает головой в знак согласия). Я снова попрошу вас мысленно отвечать на мои вопросы, а все остальные наблюдают за движением глаз. Как бы вы выглядели в ярко красном платье и шляпе со страусиным пером? Как выглядит наша планета из космоса? А как выглядит «лысый» медведь? (После каждого вопроса глаза Лены уходят на мгновение вверх и влево).

     Теперь несколько вопросов иного плана. Как бы звучал ваш голос, если бы вы могли говорить под водой? Какой звук могла бы издавать тишина? Как кричали в древности динозавры? (В ответ на первые два вопроса глаза Лены уходят влево в сторону. В ответ на последний вопрос ее глаза вначале ушли вверх вправо, а затем вправо в сторону). Спасибо, Лена. Кто какие систематические реакции заметил? И чем отличались мои вопросы от заданных ранее? Пожалуйста, Николай.

     Николай: Вы просили ее представить то, чего не было в ее прошлом опыте. Когда вопросы касались зрительных представлений, то ее глаза перемещались вверх и влево. А когда надо было услышать какой-то звук, то они перемещались вбок и влево. Но на последний вопрос движение глаз было в правую сторону.

     Ведущий: Да, движение глаз в ответ на вопрос о динозаврах отличалось от других вариантов. Скажите, Лена, как вы представляли себе крик динозавра?

     Лена: Я вспомнила мультфильм, где эти животные были героями. Увидела картинку из этого мультфильма, а потом услышала, как они там кричали.

     Ведущий: Ну, вот и ответ, почему глаза ушли вправо вверх, а затем - вбок, опять-таки справа. Лена имела дело с образом воспоминания.

     Николай: Вы ничего не сказали о позиции справа внизу.

     Ведущий: Эта позиция связана со слуховыми сигналами. Лена, еще одно небольшое задание вам. Поговорите мысленно сами с собой. Одну-две минуты. (Лена молчит около минуты, ее глаза перемещаются вниз и вправо). Как вы могли убедиться, внутренний диалог сопровождается движением глаз вниз и вправо.

     И еще один, часто встречающийся вариант. Иногда во время беседы вы замечаете, что собеседник как бы смотрит «сквозь» вас. Речь идет о взгляде перед собой. Если вы будете внимательны, то увидите, что в этот момент происходит расширение и расфокусировка зрачков, а также расслабление мышц лица. Иногда бывает и наоборот - сужение зрачков. Подобный взгляд указывает на то, что ваш собеседник получил доступ к каким-то своим зрительным образам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться