Андрей Карелин «Снег на листьях или психотехнология успеха»

     Кстати, в эту минуту он вас не слышит. Имеет смысл остановиться и подождать, когда партнер снова вернется к реальности из своего внутреннего мира. Сейчас мы разделимся на группы по три человека и потренируемся в различении глазодвигательных реакций человека. Но прежде я хочу вот что сказать. Лена продемонстрировала нам реакции, характерные для «правши». У «левши» реакции будут инвертированы, то есть право и лево поменяются местами. Еще один момент. Вы можете получить реакцию, которая не согласуется с предложенной ранее схемой. Спросите человека, что он делал, ища ответ на ваш вопрос. Как вы заметили, Лена своими рассказами очень просто объясняла нам все свои, казалось бы, нетипичные реакции. В общем случае вам, конечно, могут встретиться люди, глазодвигательная реакция которых совершенно не соответствует приведенному здесь описанию. В этой ситуации вам предстоит самостоятельно выяснить, какому внутреннему процессу соответствует то или иное положение глаз человека. Допустим, вы обнаружили, что взгляд вправо-вниз соответствует доступу к зрительным образам воспоминания. Можете быть уверены, что у этого человека данное направление взгляда всегда будет означать, что во внутреннем плане он рассматривает картины из своей прошлой жизни. Люди систематичны в своих реакциях. Реакции могут быть бесконечно различными у разных людей. Но если у конкретного человека вы обнаружили, что он что-то делает определенным образом, то очень велика вероятность, что он это всегда делает именно так, а не иначе.

     Итак, мы с вами сейчас будем работать в группах по три человека. Один человек делает то, что делала Лена. Другой - то, что делал я, т. е. задает вопросы разного типа. А третий слушает вопросы и, вместе с задающим вопросы наблюдает за движениями глаз отвечающего. Первая группа вопросов относится к работе зрительного анализатора. Здесь можно выделить два типа вопросов. Одни предполагают обращение к прошлому опыту человека, к воспоминаниям. Другие побуждают человека конструировать какие-то зрительные образы, так как в его опыте ничего подобного нет. Следующая группа вопросов связана с работой слухового анализатора. Здесь также задают два типа вопросов. Одни связаны с обращением к прошлому опыту, другие предполагают конструирование чего-то нового. И последняя группа вопросов, как обычно считается, связана с получением доступа к кинестетическим ощущениям. Хотя на самом деле сюда включается более широкий круг ощущений нашего тела. Кинестетические ощущения - это ощущения движения, положения частей тела в пространстве и ощущения производимых мышечных усилий. Также сюда относятся тактильные ощущения, то есть ощущения прикосновения, давления, вибрации. Температурные ощущения тепла и холода. И особо выделяют вкусовые и обонятельные ощущения. Здесь же можно упомянуть такое интегральное переживание, которое обычно именуется «самочувствием человека».

     Сделайте это упражнение, а затем мы обсудим полученный вами опыт. Пусть каждый участник группы побывает и наблюдателем, и спрашивающим, и мысленно отвечающим. В результате, одну и ту же процедуру группа проделает три раза.

     Читатель может сам сделать описанное выше упражнение и на личном опыте убедиться в существовании соответствующих эффектов. Для упражнения вполне достаточно одного партнера.

 

СХЕМА ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ДЛЯ ПРАВШИ

 

 

     К

     Зк - зрительно конструируемые образы;

     Зв - зрительные образы-воспоминания (расфокусировка и неподвижность зрачков также обозначает зрительный доступ).

     Ск - слуховые конструируемые образы (звуки или слова);

     Св - слуховые образы-воспоминания (звуки или слова);

     К - кинестетические ощущения (также вкус и запах);

     С - слуховые сигналы (внутренний диалог).

 

     Возможно, каждый неоднократно замечал, как в ходе разговора собеседник вдруг начинал смотреть в сторону или «закатывал глаза к потолку». Обычно понимают, что эта реакция не случайна. Но какой внутренний процесс за ней скрывается, остается неясно. Например, взгляд в сторону часто интерпретируется как отвлечение собеседника, снижение его интереса к разговору. Говорящий, как правило, ускоряет темп своей речи, пытаясь вернуть внимание партнера. Последний же в этот момент перерабатывает только что полученную информацию. Он действительно не воспринимает речь говорящего, кроме того, она разрушает процесс понимания. Субъективно ускорение речи в такую минуту воспринимается собеседником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Поэтому в ответ возникает раздражение и защитная реакция. Если вы видите во время разговора, что глаза собеседника ушли куда-то в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

     Глазные сигналы позволяют получить доступ к процессам, которые человек осознает. Однако, эти процессы непосредственно влияют на его самочувствие, поведение, те или иные принимаемые решения. Как-то на консультацию пришел молодой человек по поводу трудностей общения с девушками. Во время разговора он часто после движения глаз в правый верхний угол, а затем в левый нижний произносил слова: «Нет, я не могу этого сделать». И дальше добавлял что-нибудь типа: «Мне трудно просто так подойти к девушке и о чем-то заговорить». После одного из таких заявлений психолог-консультант спросил его: «Скажи, пожалуйста, а что ты только что видел? Образ какого события прошлого тебе вспомнился?». Оказалось, что перед его внутренним взором стояла картина из раннего детства. Как-то к ним в гости пришла знакомая мамы. Пришла не одна, а вместе с маленькой дочкой. И он из-за сильного смущения все никак не мог подойти и поздороваться с девочкой.

     Этот образ возникал перед внутренним взором молодого человека всякий раз, когда появлялась возможность или необходимость общаться с девушками. Причем сам образ не осознавался, а на уровне сознания присутствовало лишь ощущение «трудности» общения. Движения глаз влево вниз указывает на доступ к кинестетическим ощущениям. Молодой человек испытывал ту же скованность в движениях, общаясь с представительницами прекрасного пола, какая была у него много лет назад, в раннем детстве. Он стереотипно реагировал на образ, совершенно не осознавая этого. В данном случае простое осознание позволило решить проблему. Парень избавился от обязанности всегда чувствовать себя определенным образом в ситуации общения с девушками.

     Это лишь два примера, показывающих как можно практически использовать знания о глазодвигательнных реакциях. Вернемся вновь к записи семинара.

     Ведущий: У кого что получилось?

     Оксана: Мы задавали вопросы Владимиру. У него не было движения глаз в ответ на некоторые зрительно ориентированные вопросы.

     Ведущий: Вы можете вспомнить хотя бы один-два вопроса из тех, которые задавали?

     Оксана: Конечно. Например, мы у него спрашивали: «Какого цвета твои туфли?». И никакой реакции.

     Ведущий: Вы задавали слишком простой вопрос. Часть информации хранится непосредственно в сознании человека. Ее нет необходимости искать. В этом случае отсутствуют движения глаз. Вам можно усложнить вопрос и спросить, например: «Какого цвета обувь была у вас, Владимир, на выпускном школьном вечере?». (Ведущий поворачивается к Владимиру). Ну вот, вы обратили внимание, его глаза сделали движение вправо вверх?

     Оксана: Да, я видела.

     Анна: В нашей группе у Виктора вообще не было движений глаз ни на один вопрос.

     Ведущий: Виктор, развернитесь к нам лицом. Я сейчас задам вам несколько вопросов, а вы мысленно на них ответите: «Как выглядела самая необычная машина из тех, что вам встретились по дороге сюда утром? Вспомните звук флейты. Чем отличается вкус спелого от неспелого крыжовника? ». Пожалуйста, поднимите в аудитории руку те, кто видел соответствующие движения глаз. (Поднимает руки приблизительно одна треть). Спасибо. Анна, движения глаз у Виктора имеют маленькую амплитуду и очень большую скорость. Они буквально на доли секунды чуть отклоняются в каком-то направлении и тут же возвращаются назад. Это можно заметить, чему свидетельствуют треть присутствующих. В данном случае, слова об отсутствии глазодвигательных реакций у Виктора - это высказывание не о нем, а о вашей способности к различению. Во время перерыва повторите еще раз в паре с Виктором это упражнение. У вас есть хорошая возможность потренировать свои сенсорные возможности к различению и научиться обнаруживать внешне очень незначительные реакции человека. По моим наблюдениям, люди, демонстрирующие глазодвигательные реакции аналогичные тому, что мы видели у Виктора, отличаются одной особенностью. У них очень быстро протекают мыслительные процессы. Эту вероятную связь между амплитудой и скоростью движения глаз, с одной стороны, и особенностями мышления, с другой, можно использовать.

     Так иногда взрослые жалуются, что ребенок «очень медленно соображает». Это приносит ему ряд неудобств, особенно в ситуациях, когда нужно что-то делать быстро. Такие дети обычно хорошо выполняют домашние задания, но на уроках отстают от своих одноклассников. По этой причине зачастую попадают в число неуспевающих. Характерная особенность этих детей - относительно медленные, с большой амплитудой размашистые движения глаз во время мыслительного процесса.

     На основе уже усвоенного материала можно потренировать глазодвигательные реакции ребенка. Сделать их более быстрыми и уменьшить амплитуду. Это, правда, требует определенного мастерства от тренера, так как предполагает то, что называется «присоединением к глазодвигательным реакциям» человека. О присоединении мы поговорим с вами позже. Здесь же я лишь замечу, что такой тренинг порой дает очень хороший результат. Скорость протекания мыслительных процессов у ребенка увеличивается. Причем со временем происходит постоянное нарастание скорости мышления. Похоже, что наше бессознательное, а оно, безусловно, причастно к глазодвигательным реакциям, уловив принцип, само начинает развивать соответствующее качество мыслительного процесса.

     Что еще интересного вы заметили в ходе упражнения?

     Оксана: Мы обнаружили, что после некоторых вопросов глаза человека делают несколько движений.

     Ведущий: Вероятно, это были сложные вопросы, предполагающие поиск информации не только в рамках одной сенсорной системы, допустим, зрительной, но и обращение на уровень слуховых образов, кинестетических ощущений. Если вы зададите вопрос типа: «На вашем старом диване удобно сидеть?», то скорее всего получите сложный рисунок движения глаз. Глаза могут подняться вверх и вправо, затем переместиться вбок вправо и в конце уйти влево вниз. Внутренний процесс можно описать следующим образом: человек увидел свой старый диван, услышал, как он скрипит, когда на него садятся и лишь затем ощутил, удобно ли на нем сидеть. Если вы хотите получить единичное движение глаз, то задавайте вопросы, предполагающие обращение в поисках ответа только к одной сенсорной системе.

     Кирилл: А мы заметили, что проще научиться различать глазодвигательные реакции, наблюдая за тем, кто задает вопросы. Обычно перед тем, как будет задан вопрос, глаза человека уходят в ту область, к которой и относится данный вопрос.

     Ведущий: Ну, это классика. Подобные наблюдения, как правило, упоминаются на каждом семинаре.

     Кирилл: Странно, мы столько лет жили, ежедневно общались с людьми и не замечали того, что в буквальном смысле происходило перед нашими глазами.

     Ведущий: Это проделки культуры. Она еще и не то с нами вытворяет. Мы живем в обществе, где существуют устоявшиеся нормы, правила, способы, стереотипы поведения, а, следовательно, и восприятия окружающего мира.

     Ведь если вы ведете себя в ситуации определенным образом, то это означает, что вы и воспринимаете ситуацию определенным образом. Воспринимай вы ее иначе, вы и поступали бы по другому. Через нормирование поведения культура задает способ отражения окружающего мира. Из огромного количества стимулов действующих на наши органы чувств каждую минуту, мы осознаем лишь очень ограниченный набор. Есть в психологии такой феномен, как объем внимания - это число элементов, ясно осознаваемых в тот или иной момент восприятия. Так вот то, что будет осознаваться, диктуется именно культурой.

     Все, что мы с вами сделали, это научились замечать тот аспект чувственного опыта, который культура обучила нас пропускать мимо внимания. И как только вы обучились этому, вы сразу же получили доступ к новому мощному источнику информации о человеке. Причем вы получили доступ к особенностям протекания внутренних процессов человека, а это относится к ведению бессознательного. Вот простой способ проникновения в мир бессознательного - достаточно сместить внимание на те элементы поведения человека и его реакций, которые культура обучила нас не замечать.

     Сейчас мы с вами как раз поговорим еще об одном аспекте поведения человека, который обычно не осознается. Татьяна, задайте свой вопрос. Во время упражнения я подходил к их группе, и мы договорились, что Татьяна задаст свой вопрос на общем обсуждении. Пожалуйста.

     Татьяна: У нас на один и тот же вопрос разные члены группы давали разные глазодвигательные реакции. Хотя мы предполагали, что будет реакция, указывающая на доступ к телесным ощущениям. Короче, вопрос относился к разряду кинестетических. А звучал он так: «Знаете ли вы, что такое комфорт?».

     Ведущий: Вам не понятно, почему в ответ были разные реакции? (Татьяна кивает головой в знак согласия). Ваши не предсказуемые реакции связаны с использованием в вопросе слова «знаете». Дело в том, что человек может что-либо знать совершенно разными способами. Кто-то в ответ на вопрос увидит себя сидящим в кресле. Кто-то услышит любимую мелодию. А для кого-то комфорт - это телесное ощущение мышечного расслабления.

     Слова «знать, думать, воспринимать, понимать, осознавать, верить» являются неспецифическими. Они могут быть отнесены к работе любой сенсорной системы - и к зрительной, и к слуховой, и к кинестетической. Если вы используете эти слова, то глазодвигательный ответ будет носить случайный характер. Он окажется зависимым от опыта и сенсорных предпочтений человека.

     Обратите внимание, разные люди об одном и том же могут сказать, используя слова, относящиеся к работе различных сенсорных систем человека. Так один скажет в ответ на ваше предложение: «Я вижу хорошие перспективы нашего сотрудничества». Другой заметит: «Я не чувствую, что у нас что-то получится» А третий согласится: «Ваше предложение созвучно моим мыслям». Выделенные слова указывают, в какой форме информация представлена в сознании человека. Для одного - это зрительные образы, для другого - чувственные переживания, а у третьего - какие-то слуховые ощущения. В нашем языке есть так называемые «процессные» слова. Обычно они выражены глаголом, наречием, прилагательным, причастием или деепричастием. В общем случае, эти «процессные» слова можно назвать предикатами. Если во время разговора вы обратите внимание на то, какие предикаты использует ваш собеседник, то вам станет понятно, какая сенсорная система играет ведущую роль в представлении информации в его сознании.

     Безусловно, это очень важное знание о человеке. Однако в ходе разговора мы, как правило, сосредотачиваем свое внимание на содержании беседы, а форма почти полностью выпадает из поля нашего осознания. Вновь возникает ситуация, когда человек чуть ли не в каждом высказывании обнаруживает глубинные качества своего внутреннего мира, а мы их не замечаем. Культура так структурировала наше внимание, что все эти особенности проходят мимо осознания.

     Сейчас мы снова разобьемся на группы по три человека и сделаем следующее упражнение. Один человек будет о чем-нибудь рассказывать несколько минут. Содержание рассказа не имеет значения. Двое других слушают и запоминают все предикаты, характеризующие ту или иную сенсорную систему. Их задача проверить, есть ли у рассказчика тенденция преимущественно использовать слова, относящиеся к какой-то одной системе восприятия. Допустим, из пятнадцати предикатов десять окажутся относящимися к зрительной сенсорной системе. Это указывает на то, что перед нами человек, который воспринимает мир, в первую очередь, через зрительные образы. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все предикаты, которые он услышал. Затем второй слушатель называет те, что не были названы первым. Каждый участник группы должен побывать в роли слушателя и рассказчика. Минут через пятнадцать-двадцать мы снова с вами соберемся вместе и обсудим полученный вами опыт.

     Человек - единственное известное на Земле живое существо, пользующееся языком и речью. Животные тоже общаются между собой, издавая разные звуки. Например, живущие стадами обезьяны способны издавать до сорока звуков, имеющих сигнальное значение. Важное отличие их «словаря» заключается в отсутствии влияния группы на индивидуальные звуки. Так, набор звуков шимпанзе не меняется, когда она оказывается в другом стаде. Человеческий же язык является результатом соглашения и изменяется при переходе человека в другое сообщество, если оно говорит на ином языке.

     Другое важное отличие состоит в том, что звуки животных всегда выражают лишь их внутреннее состояние. Слова человеческого языка в подавляющем большинстве обозначают предметы или явления внешнего мира. Это позволяет фиксировать в языке накопленный человечеством надиндивидуальный опыт и передавать его из поколения в поколение. Человек, владеющий языком, оказывается обладателем огромного богатства, созданного его предшественниками.

     Нам с детства знакомо крылатое выражение: «знание - сила». Действительно, знание, передаваемое с помощью языка, открывает перед человеком таинственные двери замка под названием: «мир». Но одновременно знание - это наша слабость. Потому что, из бесконечного количества доступных нам элементов опыта лишь некоторые получают имена, то есть фиксируются в слове. В результате они выделяются и привлекают наше внимание. Мы осознаем эти грани действительности. Но все, что не названо, проходит мимо нашего сознания. А в этом потоке есть множество не менее важных и полезных элементов.

     Маленькие дети обучаются различать цвета лишь после того, как узнают и начинают различать их названия. Язык отражает палитру ощущений доступных человеку. Так в языках Западной Африки есть только три «цветных» термина: красное, белое и черное. А эскимосы использую около семидесяти слов для обозначения снега. Для человека же средних широт снег всегда белый, в редких случаях - с другим оттенком, например, грязным. Зрительный анализатор устроен у всех людей приблизительно одинаково, но видят они по-разному и разное. И это различие зависит в значительной степени от особенностей используемого языка. То же самое можно сказать о слуховом анализаторе и обо всех прочих сенсорных системах.

     Слово несет в себе набор качеств называемого предмета или явления. Например, слово «подснежник». В русском языке его происхождение связано с ранним появлением цветка весной (под снегом), то есть название обращает внимание на фактор времени. В немецком языке слово означает «снежный колокольчик», а в английском - «снежная капля», здесь содержится указание на форму. А французское название «просверливающий снег» вводит в сферу осознания способ, каким этот цветок появляется на свет.

     Все эти факты позволяют сказать, что овладевая языком, мы обретаем не, только возможность воспринимать мир, но и ограничение воспринимать его только так и никак иначе. Хочется заинтриговать читателя заметив, что иные миры находятся здесь и сейчас рядом и внутри нас. Не обязательно строить ракеты и летать в космос. Это лишь один из миллиона выборов. Измените свое восприятие, и вы соприкоснетесь с галактиками, которые и не снились космонавтам. Но помните, что и это лишь один из возможных выборов.

     Вернемся вновь к записи разговора на семинаре и послушаем впечатления его участников после проделанного упражнения. Кстати, это упражнение можно сделать самостоятельно с одним или несколькими партнерами. Еще интереснее результат можно получить, если в повседневной жизни прислушаться и специально обратить внимание на предикаты, которые используют окружающие вас люди во время разговора. Можно узнать много и нового и необычного даже о старых знакомых.

 

     Ведущий: Пожалуйста, расскажите о своих впечатлениях

     Константин: Мы обнаружили, что все участники нашей группы, в основном, используют предикаты, относящиеся к зрительной модальности. Предикаты других модальностей использовали лишь в устойчивых словосочетаниях, либо когда это требовалось самим содержанием рассказа. Причем рассказчик старался как бы разъяснить эти инородные слова, приводя какие-то примеры с использованием опять-таки «зрительных» терминов или говорил о чем-то, предполагавшем зрительный образ. Так слово «устойчивость» разъяснялось примером с детской игрушкой «Ванька-встанька». А «тягучесть» сравнивалась с медом, стекающим с ложки.

     Надя: У нас Федор оказался кинестетиком. Он все время говорил об ощущениях от своей поездки к морю и переживаниях, которые там возникали. Песок на пляже у него был «теплым», «колючим», «обжигал щеки». По рассказу мы с Галей даже не поняли, что он говорил о том месте, где мы сами тоже два раза отдыхали. Он нарисовал совсем другую картину. Я и Галя, в своих рассказах больше всего использовали «зрительные» предикаты. И еще мы заметили, как медленно Федор обо всем говорит. Он делает большие паузы и голова почти все время слегка опущена вниз.

     Ведущий: Надя подметила два очень важных момента. Во-первых, это сложности понимания. Люди, склонные воспринимать мир преимущественно через какую-то одну модальную систему, обычно испытывают трудности в общении с теми, кто описывает события и вещи, используя предикаты, относящиеся к другим модальностям. Поэтому в рассказе Федора Надя и Галя не узнали знакомого им места. Это довольно хорошая иллюстрация подобного положения. Мы поговорим об этом подробнее несколько позже. Второй важный момент - это медлительность Федора. Ярко выраженный кинестетик, как правило, очень медлителен. Особенно по мнению людей, воспринимающих мир, в первую очередь, через зрительные образы. Это связано с тем, что он перерабатывает получаемую информацию, испытывая ощущения и переживая все, о чем говорят или с чем приходится столкнуться. А данный процесс намного более медленный, чем, допустим, мелькание зрительных образов перед внутренним взором.

     Леонид: В нашей группе у двоих участников чуть больше было предикатов, относящихся к зрительной, а у одного к слуховой. Но какого-то явного предпочтения мы не заметили.

     Ведущий: Человек воспринимает мир с помощью всех органов чувств, какие у него есть. Овладев языком, мы пользуемся предикатами, относящимися к разным сенсорным системам. Но, обычно, каким-то набором слов и словосочетаний данный конкретный человек пользуется чаще, описывая свой опыт, чем другими. Это связано с индивидуальными особенностями, воспитанием. Для нас не столь важно, с чем это связано. Важнее то, что человек, предпочитающий говорить о своем опыте, используя, например, «зрительные» слова, осознает и понимает реальность именно через эту сенсорную систему. Слова указывают на тот процесс, который вводит информацию в сферу сознания человека. Люди - существа достаточно гибкие. Они обучаются успешно пользоваться своими сенсорными системами и языком. Причем в большинстве своем - это обучение протекает на неосознаваемом уровне. Гибкость как раз и проявляется в использовании при разговоре предикатов разных модальностей. В этом случае бывает чуть сложнее определить, какая сенсорная система преимущественно вводит информацию в сознание. Требуется немного больше времени для общения. Еще важно, чтобы человек описывал именно свой внутренний опыт, свое восприятие, отношение к чему-либо, а не рассказывал устройство какой-нибудь машины.

     Катя: Мы в своей группе обсуждали возможность сознательного использования во время разговора предикатов определенного типа. То, что вы нам рассказали перед упражнением, могло повлиять на результаты. Возможно, человек, описывая свой опыт, полусознательно использовал, допустим, кинестетические слова. В этом случае он будет выглядеть как кинестетик, а на самом деле все осознает, в первую очередь, через звуки.

     Ведущий: А мы сейчас проверим ваше предположение, Катя, И поможет нам в этом следующее упражнение. Вновь разделимся на группы по три человека. Желательно, чтобы вы каждый раз работали с разными людьми. Так вы получите больше опыта.

     Задача упражнения состоит в том, чтобы рассказать о каком-либо событии, используя предикаты только одной модальности. Например, рассказать о походе в лес в терминах слуховой модальности. Или описать фильм через ощущения и переживания, а не с помощью зрительных образов и соответствующих слов. Причем выберите ту модальную систему, которой вы менее всего пользуетесь.

     Каждый человек в группе рассказывает хотя бы одну историю. Успеете больше - хорошо. Слушатели следят за соблюдением правила: использовать предикаты только одной модальности. Будьте внимательны и отмечайте все внешние проявления рассказчика. На все упражнение пятнадцать-двадцать минут.

     Читатель может тоже сделать описанное упражнение. Оно позволяет получить очень интересный опыт, хотя и представляется несколько необычным. Дело в том, что осознавая событие преимущественно в рамках одной какой-то сенсорной системы, человек воспринимает в происходящем лишь единственную из множества его граней. Но у нас есть возможность развернуть любую ситуацию еще несколькими сторонами.

     Вспомните какое-нибудь событие из своей жизни. Расскажите о нем, используя предикаты разных модальностей. Пусть первый рассказ будет о том, что вы видели в этой ситуации. Второй - о том, что слышали, а третий - что чувствовали и переживали. Можно все три рассказа объединить в один большой. В ходе рассказа вы осознаете то, что ранее совершенно не замечали. Вам станет доступно значительное количество новой информации. Возможно и вся ситуация обретет какой-то новый смысл. Повторимся еще раз, называя что-либо словом, человек вводит означенное содержание в поле ясного осознания. Именно этот механизм и позволяет получить доступ к новым сведениям.

     Тот же прием проговаривания можно использовать, намечая планы будущих действий. Расскажите, чего вы хотите достигнуть, как будет выглядеть желаемый результат, как вы себя будете чувствовать в той ситуации. По мере проговаривания вам откроются скрытые ранее грани предстоящих событий. Вы ощутите возможную канву будущего психологического состояния. Все это, безусловно, представляет прагматический интерес, позволяет принять необходимое решение и наметит пути к достижению поставленной цели.

     Вернемся вновь к семинару и послушаем впечатления участников от выполнения упражнения.

     Ведущий: Что интересного вы обнаружили?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться