Мы привыкли соглашаться с утверждением, что искусство учит человека жить. Обычно и не задумываемся, а как это реально осуществляется. Но ведь любое произведение, будь то роман, фильм, симфония или картина, если они действительно задели наши чувства, дают некий личностный опыт. Выдающиеся произведения искусства аккумулируют в себе человеческий опыт и как бы проводят своего читателя, слушателя или зрителя через множество жизненных ситуаций, передавая различные способы поведения, восприятия и переживания всего происходящего. Хотелось бы только оговориться, что это далеко не единственная функция искусства. А акцентируем мы на ней внимание лишь в контексте наших задач.
Если человек нашел необходимые психологические качества, то ему задается ряд вопросов, позволяющих получить доступ к переживанию ресурсного состояния. При этом не имеет значения, придумал он эти качества или за образец взял персонаж какого-либо произведения. Задаются вопросы аналогичные приводившимся ранее: «Как бы вы выглядели, обладая этим качеством? Какая у вас была бы походка? Как бы вы себя чувствовали? и т. д.». Когда человек начинает переживать, что видно по его внешним реакциям, ставится ресурсный якорь.
Необходимые людям качества, состояния, способности можно буквально конструировать. Допустим, робкий юноша идентифицируется со смелым и решительным героем какого-то фильма. В этот момент он испытывает состояние, именуемое «решительность». Остается только сделать доступным это состояние в иные моменты жизни молодого человека, чего и позволяет добиться процедура якорения.
Получить доступ или сформировать нужный внутренний ресурс можно разными способами. Здесь перечислено лишь несколько достаточно эффективных приемов. Часто хороший результат дает то, что называют «внушением наяву». Имеется ввиду внушение в обычном не измененном состоянии сознания. Приведем здесь короткий фрагмент семинара, иллюстрирующий этот прием.
Ведущий: Скажите, Константин, я верно понял, что вы уверены будто эта проблема вообще не имеет приемлемого решения?
Константин: Конечно, не имеет. В этой ситуации нет вариантов. Ну, нельзя же изменять саму природу.
Ведущий: Да, похоже, вы действительно убеждены в своем мнении (обращается к присутствующим на семинаре). Когда человек в чем-то убежден на сто процентов, имеет смысл попросить его занять противоположную позицию и возразить себе с этой позиции. Как это не странно, но люди лучше других знают, как можно поколебать их убежденность. Убежденность держится на жесткой фиксации одной позиции, одной точки зрения. В рамках этой позиции все логично, но стоит сменить ее и оказывается, что далеко не все так однозначно, как казалось. Константин, вашу фразу - «В этой ситуации нет вариантов» - я хочу изложить чуть иначе: «Я, Константин, в этой ситуации не вижу вариантов». Такая позиция менее жесткая и позволяет предположить, что все же какие-то варианты есть. Я вижу, вы со мной согласны.
И еще два слова по поводу другого вашего убеждения. Можно или нельзя изменить саму природу? Кто его знает! Придерживайтесь мнения, что все возможно. Дело не в том истинно или ложно это мнение. Важно другое - оно дает значительную внутреннюю свободу человеку. Он начинает искать варианты решения проблемы там, где имеющие иное мнение уже ничего не ищут и ничего не ждут. Позиция - все возможно - выигрышная, хотя бы потому, что девяносто процентов наших «не могу», «нельзя», «невозможно» - это иллюзия. Константин, а вот человека изменить можно. Это доподлинно известно. Люди меняются ежедневно. Да еще не один раз на дню. Происходит это настолько естественно и просто, что даже и не замечается нами.
Действительно, порой кажется, что ситуация не поддается решению. Ведь силы человека не безграничны. Но как узнать, есть эти границы или их нет? Люди часто мистифицируют самих себя, утверждая - это я могу, а это не могу. Вы знаете, Константин, что самый трудный поединок в своей жизни вы уже выиграли! У вас был достойный противник. Самый могущественный из всех, с кем может столкнуться человек. И ваших ресурсов хватило для победы. Нет тяжелее кризиса в жизни человека, чем кризис его рождения. В этот момент ребенок буквально переходит из одного мира в другой. Из мира, где все создано для его существования в мир не очень-то привлекательный, по сравнению с теплом материнского тела. Никогда более мы не бываем так близки к смерти, как в этот момент. Смерть бросает вызов, казалось бы, слабому, беспомощному существу. И этот вызов, в свое время, принял каждый из здесь сидящих, каждый из ныне живущих. И поскольку вы, Константин, здесь, то нет сомнений - вы выиграли тот поединок. Вы победитель и являетесь таковым не первый десяток лет. Вдумайтесь, у вас еще не было сил держать голову, а вы уже смогли победить смерть! Вы выиграли. И выиграли не что-нибудь, а жизнь. Разве бывает у человека больший выигрыш? Родившись, ребенок кричит и этот крик - крик победителя. С каждым годом мы становимся сильнее и сильнее. Обретаем новые качества и способности, увеличивается наш опыт. Да, мы в принципе не можем проиграть, обладая такими возможностями. Все, что нам нужно, у нас уже есть. Все, к чему мы стремились, мы уже имеем. Пользуйтесь тем, что имеете и успех станет вашим естественным состоянием.
В процессе монолога состояние Константина меняется и как только это происходит, ведущий ставит «якорь». Мы получаем доступ к внутреннему ресурсу, что собственно и требовалось. Содержание внушения может быть каким угодно. Важно чтобы были сняты внутренние барьеры, мешающие человеку получать доступ к ресурсному переживанию. В нашем случае у Константина было несколько неконструктивных убеждений. О двух из них, в приведенном фрагменте, говорится прямо. Ряд других обходится за счет парадоксальных утверждений ведущего.
Конечно, внушению предшествует определенная предварительная работа. С человеком имеет смысл говорить на его собственном языке, если вы хотите чтобы вас услышали. Важно присоединиться к системе представлений о мире, имеющемуся у людей личному опыту. Так один выдающийся психотерапевт беседовал с фермером о выращивании овощей. Он выяснил, как защитить растения от вредителей, что делать для улучшения их роста и урожайности. В результате фермер получил доступ к своим внутренним ресурсам и избавился от мучивших его в последнее время болезненных приступов.
Путь к сокровищам духа порой бывает очень экзотичен. Часто он напоминает бег с препятствиями. И что удивительно, все препятствия плод наших собственных усилий. Так кто же лучше нас самих знает, как их преодолеть?
Завершая разговор о процедуре якорения, приведем ее пошаговое описание.
1. Попросить человека вспомнить неприятную ситуацию и пережить ее. Вопросы, позволяющие получить доступ к переживанию, могут быть следующими: Когда вы впервые в жизни столкнулись с негативной ситуацией? После чего она возникла? Чем она закончилась? Что за чувства вы переживаете? Назовите их для себя каким-то словом. Что было самым неприятным (тяжелым, мрачным) в данной ситуации?
2. Ставим «якорь», как только началось переживание и держим пока не прекратится. Якорь ставится путем прикосновения к какому-либо участку тела.
3. Переводим человека на новое место.
4. Просим вспомнить позитивное, ресурсное состояние и пережить его.
Вопросы позволяющие получить доступ к переживанию: Какой внутренний ресурс вам необходим, чтобы быть эффективным в негативной ситуации? В каких случаях вы испытываете ресурсное состояние?
Как обычно возникает это состояние? Чем оно заканчивается? Что за чувства вы испытываете в этом состоянии? Назовите их для себя словом. Что самое важное в этом переживании? Человек может не знать какой ресурс ему нужен, чтобы справиться с негативной ситуацией. Попросите его угадать, придумать, сфантазировать. Можно спросить: А если бы вы знали, что это было? Вам знаком кто-нибудь, кто обладает нужным ресурсом? Вы знаете кого-то, кто умеет это делать? и т. п.
5. Ставим «якорь», как только началось переживание, и держим пока не прекратится. Позитивный «якорь» ставится на другой части тела. Он не совпадает по местоположению с негативным «якорем».
6. Человек продолжает оставаться на месте, где мы ставили позитивный «якорь». Просим его вспомнить неприятную ситуацию, одновременно прикасаемся к той части тела, где был поставлен негативный «якорь».
7. Как только возникает негативная реакция, прикасаемся к позитивному «якорю», «включая» ресурсное состояние.
8. Проверка. После объединения двух реакций, путем совмещения «якорей», можно попросить человека вновь пережить негативную ситуацию. Важно чтобы человек почувствовал, хватает ли ему данного ресурса. Если нет, то возвращаемся к четвертому шагу, находим еще один ресурс и повторяем процедуру, включая проверку.
9. Присоединение к будущему. Выясним у человека, какие события в его настоящем и будущем в чем-то схожи с негативной ситуацией. Эти события обычно и запускают нежелательную реакцию. Можно задать вопрос типа «Что первое вы видите, слышите или чувствуете, что позволяет вам опознать ситуацию подобного рода? ».
Находятся стимулы, вызывающие негативное переживание. Далее, человека просят представить ближайшее по времени событие, когда он может вновь столкнуться с подобными явлениями. Как только человек находит это событие, прикасаются к ресурсному «якорю». В результате стимулы «запускающие» негативное переживание, становятся стимулами, актуализирующими ресурсное состояние. В заключение человек находит в своем будущем еще несколько ситуаций, когда ему будет необходим внутренний ресурс. Как только он их находит, прикасаются к позитивному «якорю». Характеризуя процедуру якорения, важно отметить следующее. Эта процедура предполагает работу в паре с другим человеком. Можно делать ее и одному, но есть опасность, что вы «зациклитесь» на переживании негативной ситуации. Если вы используете данную процедуру применительно к себе, то первым желательно поставить позитивный «якорь». Лишь затем ставить негативный. Тогда в случае если вас начинают захлестывать отрицательные эмоции, то ресурсный «якорь» поможет справиться с ними.
И еще один момент. Эту процедуру желательно использовать, работая с негативными переживаниями средней интенсивности. С человеком происходят эффективные изменения если он получает полный доступ как к позитивным, так и к негативным переживаниям. По этой причине, работая с очень сильными отрицательными эмоциональными состояниями, мы будем подвергать людей страданиям. В этом случае есть другие, более щадящие способы изменения.
Как можно использовать информацию о «якоре» в повседневной жизни? Напомним, что «якорь» - это какой-либо стимул, вызывающий и стабилизирующий, удерживающий определенное субъективное состояние человека. Блестящим примером якорей являются сувениры. Мы привозим сувениры, возвращаясь из путешествия, интересной экскурсии, после важного мероприятия. Ставим их на видном месте. И теперь, как только этот предмет останавливает наш взгляд, сразу всплывает воспоминание о событии и оживают соответствующие переживания.
Аналогичную роль выполняют фотографии. Мы фотографируемся на память. Перелистайте свой семейный альбом, переберите фотографии и какая гамма чувств снова заиграет в вашей душе. Это часто помогает обрести внутреннее равновесие, особенно когда мы скучаем по близким нам людям или чувствуем себя одиноко. Иногда результатом консультации бывает рекомендация заглянуть в семейный альбом. Что интересно, это часто дает очень хороший психотерапевтический эффект. Фотография мощный позитивный «якорь». Ведь, как правило, мы фотографируемся будучи в хорошем расположении духа. Именно это состояние и воскрешает в нас фотография. Помните, что у вас в доме есть отличное психотерапевтическое средство, пользуйтесь им почаще.
Наверное, каждый замечал, как оживляются люди, говоря о своих любимых книгах. Наша домашняя библиотека это набор замечательных позитивных якорей. Психотерапия чтением художественной литературы существует уже много, много лет. Причем, не психологи открыли это средство. В разные времена, разные авторы даже составляли перечень книг, рекомендуемых при том или ином состоянии человека. Любители книг часто с большим удовольствием вспоминают, как они достали именно это издание. Чем оно отличается от других, сколько сил они потратили, чтобы приобрести то, что хотели. Все эти приятные переживания удачи становятся доступны человеку, когда он берет в руки книгу или, просто, смотрит на ее корешок в ряду других изданий.
Якорем, вызывающим позитивные переживания, может быть определенное место в квартире. Допустим, сидя на краешке дивана мы обычно вспоминаем приятные моменты своей жизни или мечтаем о будущем. На этом же месте мы читаем письма от друзей и близких или любим рассматривать коллекцию марок. Здесь же нас «захватывают» события интересных книг. В результате это место на диване становится мощным позитивным якорем. Когда вы садитесь там, то получаете доступ к множеству приятных переживаний. С этого места жизнь воспринимается как что-то интересное и увлекательное.
Хотелось бы порекомендовать не делать на месте, связанном с положительными переживаниями ничего, что можно назвать словом «негативное». Иначе ваш позитивный «якорь» станет и «якорем» на соответствующие негативные состояния. Пользуйтесь своим благоприятным местом в квартире осторожно и дозированно. Например, если у вас «кислое» настроение, то можно сесть и посидеть на любимом краешке дивана. Ваше настроение изменится, вы обнаружите, что мир все же хорош. Но если вы десять раз на дню в плохом настроении присаживаетесь на это место, то в результате оно станет «якорем» именно на ваше «кислое» настроение. Важно, чтобы количество и сила позитивных переживаний на краешке дивана в сумме превосходили негативные переживания на этом месте. Лишь тогда оно будет вашим ресурсом.
Интересно, как работает «якорь» на место у детей. Например, малыш пошел в школу. За письменным столом он делает свои первые домашние задания. Они либо не получаются, либо получаются не так красиво, как хотелось бы. И это продолжается все первые месяцы учебы. Да еще папа подойдет, сделает замечание или мама прикрикнет, чтоб не крутился на стуле. В итоге место за письменным столом становится «якорем» на неудачу и плохое настроение. То-то дети так не хотят садиться за уроки.
Чтобы не получать такого результата, желательно место за письменным столом предварительно сделать позитивным «якорем». Пусть ребенок, сидя на этом стуле, послушает интересную сказку или историю. Лучше, если это будет история о школе, но совсем не обязательно.
Пусть он сделает что-то за письменным столом, именно то, что он хорошо умеет делать. Пусть ребенок переживет ощущение успеха, радость от похвалы и внимания взрослых. В результате, садясь за уроки, он будет получать доступ ко всем позитивным, ресурсным состояниям.
Иногда в доме появляются места, провоцирующие возникновение отрицательных эмоций или деструктивного поведения.
Однажды я был в гостях и заметил странную особенность у хозяина дома. Он старался не садиться в одно из двух кресел около телевизора. Я поинтересовался в чем дело и он пожаловался, что в этом кресле начинает испытывать сильное беспокойство. После непродолжительного разговора выяснилась причина. Несколько месяцев назад он провожал своего отца в санаторий на отдых. Посадил его в самолет, попрощался и уехал домой. А в вечернем выпуске новостей услышал, что с самолетом произошла авария. Это очень сильно его потрясло. Ведь прошло всего несколько часов как они расстались с отцом. Хотя буквально в следующей фразе диктор сказал, что жертв нет и все закончилось благополучно, но эмоциональный шок человек уже успел испытать.
Это событие быстро забылось. Видимо, произошло то, что в психоанализе называется «вытеснением». Но осталось место, где человек его испытал. Кресло перед телевизором превратилось в мощный якорь, вызывающий тревожное состояние. Интересно, что содержание события хозяин дома не осознавал. Он потерял доступ к содержанию, но за счет якоря у него сохранилось эмоциональное переживание всего случившегося.
Другой пример, на консультацию пришел человек с жалобой на повышенное влечение к алкоголю. По всем признакам мужчина относился к числу редко выпивающих. Сам же он считал, что у него «повышенное влечение к алкоголю». Мы стали выяснять: как часто его тянет выпить, когда возникает это желание, где обычно он вспоминает о спиртном. В итоге оказалось, что тяга к алкоголю появляется вечером, перед ужином, когда он находится на кухне и сидит на одной из трех табуреток. Еще оказалось, что когда к ним приходят в гости родственники, то хозяин раздвигает кухонный стол и садится на табурет возле холодильника. В этих случаях он заведует спиртным. Именно на данном табурете возле холодильника ему приходится сидеть в последнее время, так как они с женой сделали на кухне небольшую перестановку мебели.
Интересно, что человек не пьет в действительности, но уже больше месяца борется с желанием это сделать. Место за столом стало якорем, порождающим деструктивную реакцию. И окажись мужчина менее устойчив в своих личностных ценностях, этот якорь мог спровоцировать начало регулярного употребления алкоголя. Вероятно, человек и сам без помощи психолога справился бы со своей проблемой. Но сколько же сил ему понадобилось бы затратить на эту борьбу со своим желанием. Хочется еще раз напомнить, значительно легче устранить стимул вызывающий деструктивное поведение, чем пытаться изменить само поведение.
В приведенном примере есть одна важная деталь. У мужчины стремление к алкоголю возникало только вечером. Утром он спокойно завтракал перед работой и даже не вспоминал о спиртном. Фактически его желание было связано с еще одним, кроме места, якорем. Как это не странно звучит, но часто в роли якоря выступает время. Человек спокойно работает всю неделю. Но вот наступают выходные и с поразительной регулярностью возникает желание выпить.
Это связано со своеобразной культурной традицией. А любая культурная традиция представляет из себя сложную последовательность поведенческих стереотипов. Запускается данная последовательность определенным набором стимулов. Их то и можно назвать якорями. Они вызывают и стабилизируют определенное состояние или реакцию у человека. Оговоримся, что культурные традиции, конечно, не сводятся к стереотипным реакциям. Просто, мы их рассматриваем именно с этой, интересующей нас точки зрения.
Время является якорем огромного количества разнообразных поведенческих реакций. Например, наш трехразовый прием пищи в день ни что иное как стереотип определяемый временем. Очень часто люди, даже не испытывая голода, едят потому, что, допустим, обеденный час подошел. Но еще само наше желание что-нибудь съесть определяется отнюдь не потребностью организма, а якорем трехразового питания.
Точно таким же якорем является время нашего сна. Подходит определенный вечерний час и нас начинает «морить» сон. И человек ложится спать. Но каждый, наверное, замечал, что если вы пропустите свой привычный час засыпания, то часто сон как рукой снимает. Человек может еще какое-то время заниматься своими делами, пока не наступит действительная усталость и физиологическая потребность организма не уложит его в постель.
Одного буддийского монаха спросили о сущности просветленного образа жизни. И он ответил: «Когда я голоден, я ем, когда устаю - ложусь спать». Этот, казалось бы, банальный ответ в действительности имеет глубокий смысл. Просветление или сатори, как говорят в дзен-буддизме, это состояние, в котором человек свободен от всех искусственно навешенных якорей. Он следует своим действительным желаниям. Недаром сатори имеет еще и другое название «кэнсе», что переводится как «постижение своей собственной природы».
Есть такое выражение «освобождение от земных пут». Ему придают очень разный смысл, но обычно сходятся в том, каков результат освобождения. Люди достигают душевного покоя, умиротворения, прекращаются тягостные внутренние метания и вечное недовольство собой. Можно сказать, что «земные путы» это и есть якоря, которыми человек буквально весь «увешан». Если присмотреться, то окажется, что люди заякорили, практически, каждый шаг в своей жизни. Все, что человек делает, он делает исходя из каких-то стандартов, норм и правил. Последствия такого положения просто катастрофичны.
В огромном числе случаев наше поведение и переживания определяются действующим в данный момент якорем, а не естественными потребностями и не природой человека. В этом случае внутренний разлад неизбежен. Самое трагичное - люди даже не осознают причин своего дискомфорта. Часто они стремятся еще точнее следовать должному, общепринятому, воспроизведя стандарт совершенно не соответствующий их собственной сущности.
«Освобождение от пут» в данном случае означает освобождение от стереотипных, автоматизированных форм реагирования. Иными словами, происходит освобождение от якорей, буквально манипулирующих нашим поведением, нашими желаниями, переживаниями, настроениями, симпатиями, антипатиями и т. д. Человек начинает жить, следуя велениям своей собственной природы. Он ест, когда голоден и спит, когда устает. Исчезает извечный внутренний конфликт.
Но вернемся вновь к разговору о времени в роли якоря тех или иных состояний человека. Каждому знакомо чувство усталости в конце рабочего дня. Однако, если возникает необходимость остаться еще на несколько часов, то часто усталость быстро проходит и люди работают. Существует якорь на утомление в конце дня.
Другой пример из этой же области. Обычно, перед выходными в конце рабочей недели снижается производительность труда и чувство усталости нередко сопровождает человека в течение всего последнего дня работы. В случае же если люди работают, допустим, по пятнадцать дней без выходных, как при вахтовом методе, картина меняется. Очень часто утомление начинает ощущаться в последние дни работы, а не на пятый-шестой как при обычной продолжительности рабочей недели. Это указывает на то, что последний день рабочей недели является якорем на развитие состояния усталости.
Хорошо известно как тягостно бывает работать оставшиеся несколько дней до отпуска. Кажется, что отдохнуть совершенно необходимо. Но случись отложить отпуск и обычное рабочее ощущение быстро возвращается. Здесь мы имеем дело с тем же явлением.
Есть необычные мало известные якоря, определяющие некоторые значимые события в жизни человека. Например, если сравнить возраст вступления в брак, рождения детей, серьезных заболеваний и глубоких психических кризисов у родителей и детей, то часто поражает совпадение сроков. Могут быть совершенно разные причины побудившие человека принять то или иное решение. События бывают продиктованы разными жизненными ситуациями. Но они происходят у детей приблизительно, в том же возрасте, что и у родителей.
Если ребенка спросить, что он будет делать, когда вырастет, то вы обязательно получите какой-то ответ. Малыш мысленно найдет на линии своей будущей жизни место именуемое «я вырос» и изложит определенный прогноз развития событий. У каждого человека есть представление о своем будущем. Существует как бы линия судьбы. Вот на ней-то и стоят вехи-якоря, отмечая время свершения важнейших событий.
Люди действительно планируют свою жизнь на десятилетия вперед. А в качестве образца этих планов выступает реальная жизнь родителей или тех, кто их заменяет. Причем человек стремится реализовать свой план. И если что-то не происходит, то возникает ощущение внутреннего дискомфорта. Все значимые события отмечены на нашей линии жизни. Нам трудно смириться если что-то не случается. В этом случае очень часто причина дискомфорта не осознается.
Ощущение дискомфорта, недовольство собой может иногда сопровождать нас годами до тех пор, пока не произойдет то, что запланировано. Однако далеко не все осуществляется. Причем одно несбывшееся накладывается на другое несбывшееся, а в итоге мы все хуже и хуже относимся к своей собственной жизни. Понятно, что наступает момент, когда неудовлетворенность судьбой становится слишком тяжким грузом для человека. Этот момент проявляется как очередной жизненный кризис.
В период кризиса люди меняют свои отношения к важнейшим событиям личной истории. Происходит переоценка ценностей. В контексте нашего изложения это можно назвать освобождением от якорей. Кризис приводит к очищению от иллюзий, неадекватных надежд, чуждых нам планов. Данный процесс, часто, бывает субъективно тяжелым. Наши воздушные замки, оказывается, способны переломить хребет даже очень сильным. Порой, за свое освобождение человек готов заплатить фантастически высокую цену - жизнь!
А избавляемся-то мы всего лишь от якорей - очень прочных условно-рефлекторных связей. Ведь, если что-либо не сбылось, значит это просто не соответствует нашей внутренней природе. Жизнь всегда лучше определит, какую из наших любимых сказок о будущем можно сделать реальностью. Стоит ли так дорого расплачиваться за очередную недосказанную историю! Раз мы дышим и двигаемся, значит можно сочинить еще десятки подобных вещей.
Пока люди не научились прорываться сквозь «цепи» якорей к своему действительному внутреннему миру, как это ни печально, но они не способны выбирать свою судьбу. По этому поводу очень емко высказался один интересный мыслитель: «Человек ничего не делает со своей жизнью, с ним все случается. Случается так же, как выпадает дождь, тает снег, ветер поднимает пыль».
Обсуждая тему «Якоря и судьба» хотелось бы остановиться еще на одном интересном наблюдении. Иногда возраст смерти родителей и их детей как-то фатально совпадает. Еще чаще дети сильно болеют в том возрасте, который соответствует возрасту смерти родителей. Речь идет о том, что существует такой феномен, как якорь на смерть.
В истории психологии описан следующий случай. Дело было еще в начале двадцатого века. Однажды на прием к врачу пришла бабушка и стала жаловаться на недомогание. Врач, мужчина средних лет, внимательно ее осмотрел, но ничего не нашел, кроме обычных изменений организма, свойственных возрасту. Беседуя с посетительницей желая ее приободрить и успокоить, он сказал роковую фразу: «Живите спокойно, бабушка, вот я помру, тогда уж и ваш черед будет». Через несколько месяцев он неожиданно скончался. Когда старушка узнала об этом, якорь сработал и ее не стало через два дня. К сожалению, авторитет врача, вопреки его желанию, послужил основой очень мощного якоря который и оказал такое роковое воздействие.
Кто может быть более авторитетным для ребенка, чем его родители. Они образец для подражания в детстве, их жизнь - это наш ориентир и в зрелые годы. Как бы мы ни относились к своим родителям, данный механизм подражания сохраняется навсегда. Иногда это очевидно, но чаще скрыто за слоем многообразных событий личной жизни. Порой подражание обретает форму отрицания, когда человек отталкивается от опыта родителей и делает все наоборот. Но и в этом случае он воспроизводит лишь негативный слепок того же самого опыта.
|