Анухидий Думка «Стратегии коммуникации»

 

Витальность

 

Духовность

 

Верование

 

 

 

 

 

Рис. 2.

 Следует отметить избирательность органов чувств, разделяющих фоновую и актуальную информацию. Обычно актуальными являются воздействия с большой скоростью изменения интенсивности сигнала (вспышка, хлопок, ожог и т.п.). Фоновая

информация так же может быть воспринимаема при фиксации фокуса внимания на данном канале входа данных. Считается, что одовремено человек способен воспринимать 72 единицы информации. В данном случае под единицей понимают комплекс ощущений, на котором может быть сфокусировано внимание.

Таким образом, входная поверхностная структура человека осуществляет взаимодействие с поверхностными структурами объектов внешнего мира за счет целенаправленного опущения, искажения, кодирования и накопления информации, с последующей передачей ее промежуточным структурам.

 

Входные промежуточные структуры

 

В промежуточных структурах происходит установления соответствия между текущими данными и хранимыми в долговременной памяти на основе причинно-следственных связей и выделения существенных аналогий (ассоциаций). Так ни разу не обжигавшийся ребенок может схватиться за горячий утюг. Впоследствии пережитое ощущение он может ассоциировать с формой, цветом, запахом, издаваемым звуком и другими признаками опасного предмета.

            В соответствии с тремя выделенными входными каналами можно ввести три входных промежуточных структуры. Для К канала это эмоции, для В канала – воображение, для А канала – мышление.

Эмоции  - субъективные состояния человека и животных, возникающие в ответ на воздействие внешних и внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний. Биологическое значение э. определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменение окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей [3]. Э. проявляются в виде ощущений. Особенно следует отметить свойства этой промежуточной структуры анализировать входную информацию и преобразовывать ее в энергию Эмоциональный блок служит для  быстрейшего преобразования потребностей в действие. Блокировать э. могут  воля и частично мышление.

Как следует из определения, блок осуществляет эмоциональный анализ текущих и прошедших ситуаций. Наиболее характерны эмоциональное выделение и искажение  информации. э. также сильно влияют и на ощущение, восприятие и органы чувств, заставляя их вносить дополнительные искажения.

Непосредственно с эмоциями связана глубинная структура эмоциональной и кинестетической памяти (Э. и К.). Эмоции   характеризуются   резким изменением энергетического состояния психики, поэтому они легко запоминаются и легко извлекаются из памяти. Многие забытые воспоминания просто извлечь, попросив вспомнить свои ощущения и эмоции в тот промежуток времени.

Эмоциональная и кинестетическая память близко сопрягается с понятиями подсознания и бессознательного, так как в ней хранятся нереализованные потребности и неразряженные эмоции (импринты). Как и любая глубинная структура, она характеризуется большой инерционностью, вся хранящаяся в ней информация рассматривается как здесь и сейчас. Поэтому воздействие на э. и к. память должно производиться осторожно. Внешняя активизация импринта вызывает такие же эмоции, что и в момент его возникновения, а его разрядка сопровождается либо сильной релаксацией, либо нервной дрожью (НЛП). Непосредственно с э. и к. памятью. связана другая, более глубинная структура – витальность.

Витальность – "жизненная сила", энергия, прилагаемая для реализации генетической программы развития, поддержания в оптимальном состоянии и защиты организма и социума, в котором он существует [3]. Это самая таинственная глубинная структура, поскольку она тождественна аристотелевской этелехии (нечто, в самом себе несущее цель). С материалистической точки зрения это генетическая память, недоступная сознанию. С религиозной точки зрения она частично соотносится с понятием "душа". В. – наиболее глубокая информационная структура, первопричина возникновения остальных структур.

В литературе по НЛП отсутствуют факты непосредственного воздействия на в., только опосредовано через эмоциональную память, убеждения и верования. В кинестетическом блоке структур в. отвечает за идентификацию организма (иммунная система) и личности.

Очевидно, что кинестетический блок наиболее тесно связан с выходной промежуточной системой физиологических функций и отвечает за психические и психосоматические заболевания. Его можно охарактеризовать как животную часть человеческой личности.

Вторая входная промежуточная структура связана с визуальным каналом ввода информации и кодирована как воображение.

Воображение – психический процесс создания человеком новых образов на основе имеющихся (старых) путем их преобразования. Различают произвольное и непроизвольное в., а так же воссоздающее и творческое. Воссоздающее в. появляется при необходимости воссоздать представление об объекте по его описанию. Творческое в. характеризуется самостоятельным созданием новых  образов [3]. В. позволяет анализировать текущие данные на основе причинно-следственных связей и аналогий и прогнозировать будущие события. в. связано не только с визуальным, но и с аудиальным и кинестетическим каналами ввода информации, так как можно "вообразить" ощущения и звуки. В. может приводить к аберрациям (обману зрения) и к позитивным и негативным галлюцинациям. С в. связана глубинная структура визуальной памяти (В). В целом, память является единой структурой, но в силу разделенности входных  каналов К, В и А информации, она имеет сложное строение. Существуют воспоминания, легко воспроизводимые визуально, но без сопровождающих звуков. Причем, если эти воспоминания всплывают, как набор слайдов, звук не удается восстановить и с помощью синестезии (НЛП).

Информация, хранящаяся в визуальной памяти, имеет много субмодальных параметров, некоторые их них являются критическими с точки зрения кодировки эмоций (НЛП).

Непосредственно с воображением и визуальной памятью связана глубинная структура творчество.

Третья входная промежуточная структура связана с аудиальным каналом и названа мышлением. Мышление – высшая форма активного отображения объективной реальности, состоящая в целенаправленном опосредованном и обобщенном познании человеком существенных связей и отношений вещей. М. возникает в процессе общественно-производственной деятельности и протекает преимущественно в форме понятий и категорий, в которых закреплен и обобщен социально-исторический опыт человечества. Опираясь на чувственное познание, м. преобразовывает его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Позволяет проникать в закономерности природы, общества и самого мышления [3].

Не очень удачное определение, попробуем дать иное. Мышление – промежуточная структура человеческой личности, взаимодействующая с промежуточными информационными структурами людей и материальных объектов, позволяющая восстановить аспекты, частично опущенные или искаженные органами чувств, ощущением и восприятием. Основным инструментом м. является логика, привнесенная в процессах воспитания, обучения, самообразования и социально-трудовой деятельности. М. заключается в целенаправленном оперировании словами, понятиями, символами, знаками, образами, музыкальными фразами, изображением, движениями и жестами с целью восстановления или выявления недостающей информации.

Глубинные  структуры

Непосредственно с мышлением связаны следующие глубинные структуры:  аудиальная, словесная и понятийная память (А, СиП), карта, культура и искусство (КиИ).

Аудиальная, словесная и понятийная память – отдел долговременной памяти, хранящий информацию, преобразованную мышлением.

Карта –  представление о внешнем и внутреннем мире, составленное на основе данных, присутствующих во всех промежуточных и глубинных структурах человека. Топология карты тесно связана с противоречивыми и даже взаимоисключающими убеждениями и верованиями, сформированными на основе впечатлений от личного опыта, а не на базе строгих логических построений. Карта ограничивает территорию известного и, как правило, является ограничителем свободы выбора поведений и переживаний человека. Кастанеда называл ее "тональ": " Наш разум заставляет нас забыть, что описание – это только описание, и, проще чем осознать это, человеческие существа заключают себя в заколдованный круг, из которого они редко вырываются в течение отпущенного им времени жизни". Целостной карты у человека, как правило, не бывает. Есть целый "атлас" для  разных ситуаций и жизненных тем.

Культура – степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо [3]. В определенном смысле к. – это социальная "карта" человека, степень его социальной адаптации.

Искусство – художественный способ описания внешнего и внутреннего мира с помощью слов, звуков, изображений и движений, результат художественного (чувственно-ассоциативного)  творчества. И. тесно связано с глубинными структурами  воображения, памяти, убеждений и верований, а так же с выходной промежуточной структурой – творчеством. И. – особый способ мышления.

Самыми глубинными структурами в  аудиальном (сознательном) блоке являются убеждения и верования. Убеждения – идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Любое у. имеет в своей основе воспоминание об одном или нескольких реальных или выдуманных событиях. у. могут быть как побуждающими, так и ограничивающими (НЛП). В отличие от верований, у. менее инерционны, и могут быть изменены или преобразованы.

Творчество – глубинная структура, позволяющая преобразовывать имеющуюся в человеке информацию в новую. В отличие от мышления, направленного на частичное восстановление вводимых данных о внешнем мире, творчество восстанавливает и преобразует информацию, хранимую в глубинных структурах человека. Т. – альтернативный способ мышления и не контролируется сознанием.

Верование – основополагающие убеждения, духовность, уровень ответов на метафизические вопросы о добре и зле, жизни и смерти. В. не имеет логической структуры, ее постулаты  не требуют обоснования, это наиболее глубинный анализ жизненной информации. В. – наиболее глубинная структура "человеческой" части личности, фундамент ее существования. В некотором смысле содержит все, чем мы являемся, и что делаем, но не сводится ни к одной из этих вещей (НЛП). В. очень инерционно и не поддается логическим доводам, является центром идентичности мыслительных структур. Значительные изменения в этом блоке всегда связаны с сильными душевными переживаниями и затрагивают витальность.

Со структурами аудиального блока тесно связана выходная промежуточная структура  транслятора.

На рис. 2 стрелками показаны взаимодействия (обратные связи) отдельных элементов между собой. Наиболее сильные взаимовлияния между структурами одного уровня. В целом можно говорить о единстве отдельно поверхностных, промежуточных и глубинных структур, а  их   обособленность   связана  с  разными  сроками возникновения 

(с точки зрения развития человека как вида) и определенной специализацией обработки и хранения информации.

Промежуточные структуры, как входа, так и выхода информации, могут быть объединены понятием "внутренний мир" На каждой из них может быть сосредоточен фокус внимания, тогда как глубинные структуры доступны вниманию лишь частично, да и то при использовании специальных стратегий. Сосредоточение фокуса внимания на поверхностных структурах ввода информации принято называть аптаймом (чистое восприятие), глубокое погружение в себя – даунтаймом (разновидность трансового состояния).

Промежуточные структуры вывода информации

(структуры принятия решения)

Источником выводимой человеком информации является внутренний мир, объединяющий физиологические функции, эмоции, воображение, мышление, навыки и умения, транслятор. Все перечисленные элементы это промежуточные структуры ввода-вывода.

Физиологические функции – формы деятельности, характерные для живой структуры на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях, а также на уровне целостности организма. Основной ф.ф. живой структуры на любом уровне является постоянный обмен веществ и энергии, с которым связаны такие проявления жизнедеятельности, как рост, развитие, размножение, питание, дыхание, движение [3]. В данной конкретной схеме ф.ф. учитывают взаимосвязь информационных элементов с их материальными носителями. По сути дела это первоочередные и безусловные программы действий в соответствии с сигналами, поступающих от внешних и внутренних рецепторов, и осуществляющие непрерывное функционирование организма. ф.ф. – "животная" часть человека, включающая в себя инстинкты и рефлексы.

Инстинкт – целенаправленная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершаемая под влиянием биологических потребностей, информационный опыт предыдущих поколений по удовлетворению основных потребностей [3].

Рефлекс – изменение активности организма в ответ на раздражение рецепторов. Различают безусловные и условные рефлексы [3].

Навыки и умения – готовые программы действий человека, приобретенные в процессе обучения и социальной деятельности, сложные рутинные действия, не требующие непрерывного контроля сознания. Эти понятия тесно связаны с понятием субличности.

Транслятор – промежуточная структура вывода словесной информации, понятие дается впервые. Т. тесно связан с понятием субличность (см. ниже). Т. – безличный механизм, позволяющий преобразовывать несловесную часть информации, содержащуюся в промежуточных и глубинных структурах, в вербальную с целью превращения ее в осознанное намерение или потребность. Т. осуществляет связь субличностей между собой и с сознанием, озвучивает "внутренний диалог" человека, преобразовывает эмоции непосредственно в слова и междометия. Плохо контролируется сознанием, хотя и пользуется некоторыми его структурами.

 

 

Выходные поверхностные структуры

Потребности, намерения и стремления образуют область оперативной памяти вывода информации.

Потребность – настоятельное желание сделать что-либо. Причиной возникновения п. являются физиологические функции и эмоции.

Намерение – менее побудительно, чем потребность и направлено на более сложный вид деятельности. Причиной н. могут быть физиологические функции, эмоции, воображение, мышление и интуиция.

Стремление – желание добиться какой-нибудь сложной цели, требующей для своего достижения длительного времени и совокупности разных действий. Побудительными причинами с. могут быть все промежуточные структуры.

Потребности, намерение и стремление могут иметь отложенный статус или быть вообще нереализованными. В последнем случае они переходят в долговременную эмоциональную память, сохраняя всю свою побудительную энергию. Порядок их реализации, откладывания или вытеснения осуществляет более близкая к поверхности структура. Она включает в себя приоритеты, волю и планирование.

Приоритеты – определяют порядок удовлетворения потребностей и намерений в соответствии с их актуальностью и адекватностью окружающим условиям.

Воля – особая форма активности человека, которая состоит в осуществлении действий, направленных на осознанную цель и связанных с усилиями, требующимися для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к цели [3].  Воля может,  как ускорять реализацию п., н. и с., так и откладывать или отклонять их осуществление. В. представляет  собой сознательный контроль действий, осуществляемый разными структурами (мышлением, культурой, убеждениями и верованием).

Далее перечисляются собственно поверхностные структуры вывода информации. Они включают в себя психофизические состояния, сигналы доступа, действия и движения,  поведение, речь и другие способы кодирования информации.

Психофизические состояния – специализированные состояния психики и соответствующих физиологических функций, необходимые для выполнения конкретных действий. Определяются взаимосвязью (цепочкой) глубинных, промежуточных и поверхностных информационных структур, находящихся в данный момент в активизированном состоянии. Примером п.с. могут служить транс, сон, отдых, наркотическое опьянение, физическая деятельность, выполнение стандартных видов деятельности, в том числе производственных функций и т.д. В любой момент времени человек находится в конкретном п.с., которое определяет интенсивность и адекватность его действий.

Сигналы доступа (СД) – соматические (телесные) реакции, отражающие внутренние психические процессы. Включают в себя: позу, жесты, частоту дыхания и пульса, изменение цвета кожи, движение глаз, особенности речи и т.п. (НЛП). С.д. – свидетельства физиологического и эмоционального состояния человека, фиксации внимания на той или иной структуре внутреннего мира, не контролируются сознанием и служат эффективной обратной связью при общении.

Действия – простые или сложные движения, позволяющие удовлетворить потребности и намерения.  Различают рефлекторные д., как ответ на внешнее воздействие, и целенаправленные д., побуждаемые процессами внутреннего мира.

Поведение – социально значимые действия по отношению к другим людям, стандартные паттерны общественного поведения. П. тесно связано с культурой человека и его эмоциональным и психофизическим состоянием.

Сообщение – словесная или иным образом кодированная информация (звуками, жестами, движениями, рисунками и схемами, написанными символами и т.п.), предназначенная для передачи другим людям.

Хотя почти все элементы структуры личности, изображенные на рис. 2, получили свое определение, остались еще несколько важных понятий. Это душа, совесть, интуиция, "Я" и субличности. Структурализм не отрицает и не утверждает наличие экзистенциальных и трансцендентных свойств у человека. Если следовать принципу Акама, то для вводимой структуры эти понятия не являются обязательными. Тем не менее, из уважения к любым религиозным и эзотерическим взглядам, в схеме введена глубинная структура "духовность", ее можно наполнять разным смыслом.  Наряду с витальностью и верованием, она является наиболее глубинной структурой внутреннего мира человека. К ее проявлениям можно отнести такие феномены, как совесть, "безмолвное знание" и откровения, получаемые из неизвестного источника, знание собственной миссии в этой жизни и т.п. Все зависит от личного опыта конкретного человека. Атеисты могут некоторые из перечисленных понятий отнести к витальности и верованию, а могут и объединить все три структуры в одну – интуицию.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины, без предварительных рассуждений и доказательств. Понятие "интуиция" охватывает довольно широкий круг психических явлений, которые характеризуются непосредственностью, озарением новой идеей в процессе познания и творчества, молниеносным "схватыванием" сути дела и несомненным участием подсознания [3]. Близким по смыслу является термин Кастанеды "безмолвное знание". И. характерна невербальным способом оперирования  информацией и проявляется как чувство или ряд внутренних образов.

Таким образом, структурирование наиболее глубинных структур личности зависит от самих этих структур конкретного человека.

Остается открытым вопрос, а где в схеме место для самоосознания, где собственно "Я" и что это такое. Самоосознание не может быть тождественно все структуре личности в целом, так как ее отдельные элементы могут быть активными или пассивными. Мы же свое "Я" ощущаем как константу, всегда тождественную себе, не зависимо от возраста и психофизического состояния. Даже во сне мы отличаем "Я" от "не-Я". Точно также, ни один элемент структуры не может быть отождествлен с этим понятием. Даже душа, если признать ее существование, не равна самоосознанию. Иначе придется признать, что она, частица вселенского Духа, ответственна за все творимые нами мерзости.

Страницы: 1 2 3 4 5 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться