Анухидий Думка «Стратегии коммуникации»

Наиболее показателен так называемый коллапс якорей. Человек физиологически не может  одновременно испытывать два антагонистических ощущения, например, чувство тревоги и покоя. Если их по-разному заякорить, а затем одновременно или быстро один за другим активизировать, то происходит схожий с аннигиляцией процесс. Поверхностные выходные структуры одновременно проявляют оба типа чувств, которые затем смешиваются и приходят к некоему среднему значению. Если чувства были одинаковой интенсивности, то и их равнодействующая будет близка к нулю. События, ранее промаркированные сильной негативной эмоцией, становятся эмоционально неокрашенными. Если позитивный якорь был сильнее, он разряжает отрицательные эмоции, окрашивая проблемное ощущение  "своим" чувством. Якорные техники крайне эффективны из-за их физиологической природы.

2.  Рефрейминг [6]. Имеет несколько разновидностей: содержания, смысла, контекста, шестишаговый, договора между субличностями, диссоциированных состояний и др. Это вторая по силе воздействия техника НЛП. Рефрейминг содержания, смысла и контекста близок по своему принципу к якорной технике. Если какое-то регулярно повторяющееся событие или ситуация всегда маркируются негативной эмоцией, то их можно перекодировать. Цепочка переживаний следующая: повторяющееся событие –негативная эмоция – плохое самочувствие. Задействована жесткая связь двух кинестетических структур –"эмоции" и "физиологические функции". В эмоциональной памяти такие ситуации оценены и промаркированы плохим чувством. Других способов реакции на подобные события нет.

Рефрейминг позволяет отменить  безусловность негативного реагирования и увеличит число способов ответных действий. Для этого оператор активизирует у клиента воображение или мышление. Логические доводы могут в ряде случаев блокировать или  опровергнуть эмоциональный анализ таких событий. Все что для этого следует сделать – это перефразировать  ситуацию таким образом, чтобы заново заставить эмоциональный анализ оценить ту же проблему, но с радикально иной точки зрения. Задача оператора состоит в том, чтобы найти такую точку зрения. Для этого есть ряд простых алгоритмов. Один из них: "А как вам будет плохо, если это событие НИКОГДА не повторится! Это будет значить, что вы кому-то не нужны, это кто-то умер и т.п.". Отсутствие события маркируется более сильной отрицательной эмоцией, чем его присутствие. Старая ситуация кодируется как допустимая или как нейтральная.

Шестишаговый рефрейминг и заключение договора между частями личности имеет иной принцип действия. Работа ведется непосредственно с субличностями. Напомним, что субличность – это устойчивое проявление цепочки информационных структур человека в однотипных ситуациях, связанных с конкретными действиями и устойчивым психофизиологическим состоянием. Формирование и обособление субличности связано с необходимостью выполнения рутинных функций и обязанностей, не требующих постоянного самоконтроля. Характерным примером может служить субличность "водитель автомобиля", как правило, резко отличающаяся от субличности "вежливый коллега". В силу узкой специализации, часть личности  обычно использует весьма малое число информационных структур, набор усвоенных ею стереотипов поведения ограничен. Иногда субличность вынуждена отвечать за ситуации, выходящие за рамки ее компетенции, неудачно или неуместно используя свои обычные стереотипы. Поэтому результаты ее деятельности маркируются негативными эмоциями и плохим самочувствием. Естественно, что оценка и маркировка производится либо другой субличностью, активизирующейся по окончанию действий первой, либо сознанием. Если в предыдущем варианте рефрейминга корректировалась оценка ситуации, в данном случае

 изменяется ее процессуальная часть.

            Шестишаговый рефрейминг заключается в усвоении субличностью новых стереотипов поведения взамен неудачных. Новые варианты поведения вырабатывает творческая структура, не предъявляя свои варианты сознанию.  Отбор новых стереотипов поведения производит сама субличность, она же, с помощью воображения, осуществляет и присоединение к будущему – определяет, подойдут ли они в гипотетических ситуациях и что будет служить толчком для их включения.

            Важной частью шестишагового рефрейминга является сильное ограничение сознания клиента, то есть наведение определенного транса. Некоторые субличности не имеют доступа к транслятору, в этом случае оператору приходится общаться с ней с помощью двузначных сигналов "да" и "нет". Контакты части личности с творческой структурой клиентом никак не ощущаются, о них он может судить только косвенно, по изменениям в его поведении или путем признания им исчерпанности проблемы.

            Техника заключения договора между конфликтующими субличностями не требует использования творческой структуры, за исключением визуальной разновидности рефрейминга [8]. Возможны два варианта действия оператора: он либо помогает заключить между взаимопрерывающими друг друга субличностями "пакт о невмешательстве", либо осуществляет их частичную или полную интеграцию. Последнее всегда предпочтительнее. Интеграция частей личности заключается в объединении их каналов доступа к промежуточным и глубинным структурам. При этом так же переформулируются их цели и намерения.  "Пакт о невмешательстве" – всего лишь объединяет их доступ к структуре приоритетов.

2.      Техника работы с субмодальностями [7]. Как уже упоминалось, информация

хранится в долговременной памяти промаркированной. Изменить кодификацию и разрядить сохраняемые эмоции можно с помощью критических субмодальностей. Особо сильные негативные воспоминания часто изолируются и не воспроизводятся в воображении, хотя по-прежнему негативно влияют на состояние внутреннего мира человека. Разряд импринтов также можно осуществлять с помощью техники "линия времени".

Сильные воспоминания отличаются от нейтральных некоторыми параметрами, индивидуальными для каждого человека.   Наиболее сильными являются визуальные субмодальности. Они могут быть аналоговыми (яркость, размер, расстояние до объекта и т.п.) и двухпозиционные (слайд – фильм, цветной – черно-белый, и т.п.).  Воспоминания могут быть ассоциированными (переживаться изнутри событий) и диссоциированными (рассматриваться со стороны). Оператор выясняет критические субмодальности клиента и помогает ему перекодировать неприятные воспоминания как безразличные. В этом процессе большую помощь может оказать близкая по смыслу якорная техника.  К  вытесненным импринтам можно получить доступ с помощью синестезии. Каналы ввода-вывода информации долговременной памяти специализированы как по К, В и А системам, так и по промежуточным структурам – эмоциям, физиологическим функциям, воображению и мышлению. Если существование импринта установлено, то он имеет хотя бы один незаблокированный канал доступа.  Найдя его, можно постепенно активизировать и другие каналы. Определив, какой из них позволяет эффективно диссоциироваться, оператор помогает клиенту изменить в нем критические субмодальности воспоминания.

Данная техника эффективна и при изменении ограничивающих убеждений. В отличие от воспоминаний, различающихся по силе эмоций, убеждения кодируются двухпозиционно: верные – неверные, важные – неважные. В воображении убеждения имеют те же критические субмодальности, что и воспоминания, поэтому их так же можно перекодировать, отменяя ограничивающие убеждения.

Самой мощной техникой, использующей субмодальности, является взмах. Она универсальна и позволяет производить практически весь спектр требуемых изменений во внутреннем мире человека. Эффективность взмаха объясняется  ведущей ролью воображения, создающего программу замены негативного состояния на позитивное. Нежелательное состояние маркируется как ассоциированное в виде слайда. Третий критический параметр – аналоговая субмодальность – первоначально фиксируется  в крайнем положении, дающем максимальное эмоциональное ощущение. Желаемое состояние кодируется как диссоциированный фильм с минимальным действием критической аналоговой субмодальности. Взмах заключается в предельно быстрой замене исходного изображения проблемного состояния на движущуюся картину желаемой ситуации. При переходе критические аналоговые субмодальности (их может быть несколько) изменяются на противоположные. Желаемое состояние полностью вытесняет исходное. Очевидно, что это способ задания граничных состояний изменения. Собственно само изменение происходит бессознательно, его процессуальная часть предлагается творческой структурой, как она реализуется остается неизвестным. Похожий процесс происходит при последовательном включении "негативного" и позитивного" якорей. Быстрота происходящих изменений свидетельствует о малой инерционности задействованных информационных структур: воображения, эмоций и физиологических функций.

4. Работа с линией времени [8]. Данная техника оперирует с долговременной памятью и так же использует принцип перемаркировки хранящейся информации.  Ее цель – изменение личной истории. Следствием этой техники могут быть изменения в наиболее инерционных глубинных структурах – карте, культуре, убеждениях, веровании и даже витальности.

Собственно линия времени это воображаемое визуальное изображение структур долговременной памяти. Определение геометрии линии времени позволяет получить доступ ко всей структуре долговременной памяти в целом. Цель техники заключается в перемаркировке ряда схожих по какому-либо негативному признаку воспоминаний. Изменение прошлого считается допустимым, так как человек помнит не то, что было, а как он это воспринимал.  Меняется не столько фактическая сторона событий, сколько ее эмоциональная и критическая окраски.

Начинать можно с любого из ряда воспоминаний, имея в виду обязательное нахождение первоначального импринта. Его преобразуют, используя разнообразные методики НЛП, в том числе с помощью оперирования с субмодальностями. Затем, "пролетая" над линией времени из прошлого в будущее, производят автоматическую перекодировку всего ряда проблемных событий.

Поскольку  содержание долговременной памяти уже не соответствует информации, содержащейся в глубинных структурах, последние вынуждены изменяться, убирая мледы "стертых" событий.

5. Техника сущностной трансформации [9]. Самая новая из глобальных техник НЛП. Постулируется, что каждая субличность имеет сущностное состояние, которое она могла бы достигнуть при полном и окончательном выполнении своих первоначальных функций и целей. Принцип техники заключается в выяснении у субличности, чего она захочет достичь, если выполнит  все возложенные на нее обязанности. Преследуемая цель – духовное взросление субличности. В качестве вспомогательной методики привлекается техника линии времени.

Авторы данной техники утверждают, что в результате интервьюирования субличностей, те своей конечной целью могут указать пять сущностных состояний: "единство", "существование", "ощущение спокойствия", "одобрение" и "любовь". Наверное, существуют и другие формулировки. Достигнув одного из этих состояний и пройдя процесс взросления по линии времени, субличность более сознательно и менее экстремистски относится к выполнению своих обычных функций. Техника также предлагается в качестве духовной практики.

Было бы рационально после "сортировки" субличностей по сущностным состояниям произвести их интеграцию внутри каждой группы. Идеальной была бы их полная интеграция между группами, имеющими созвучные сущностные состояния.

С точки зрения веденной структуры личности данную технику можно охарактеризовать как "вертикальную" интеграцию субличности с глубинными структурами – убеждениями и верованиями. За счет этого субличность становится более гибкой и менее эмоциональной.

6. Эриксонианский гипноз [10,11]. Это общепринятое обозначение группы техник, которые удалось вычленить при моделировании самого Милтона Эриксона, гениального психотерапевта и гипнотизера. В силу своего дара, он мало внимания обращал на систематизацию приемов работы. Этот труд взяли на себя основоположники НЛП и их ученики. Бегло рассмотрим две техники из этого арсенала – собственно наведение транса и внушения, даваемые вне рамок гипноза.

Классический гипноз является директивным и не использует петлю обратной связи с пациентом. Согласно с его традициями, гипнабельными являются далеко не все люди, скорее их малая часть. Эриксонианский недирективен, в его основе лежит петля обратной связи оператор-клиент. Транс является естественным психофизиологическим состоянием любого человека. Собственно в "сознании" человек находится малую часть времени бодрствования, большую часть составляют разновидности трансового состояния функционирования субличностей при неактивном или вообще отключенном критическом сознании. Как можно разозлить или рассмешить любого человека, так можно и ввести его в транс.

Существуют много методик наведения трансового состояния, их можно разделить на две группы.

1.      Быстрое (рычажное) наведение транса. Оператор резко прерывает действие активизированной субличности (процесс рукопожатие, речь клиента на вздохе и т.п.) и дает инструкцию погрузиться в транс.

2.      Медленное наведение транса за счет последовательной блокировки всех промежуточных структур человека, за исключением физиологических функций, воображения и транслятора.

В первом случае прерывание нерасчленимого действия субличности приводит к кратковременному отсутствию программы действий человека. Его фокус внимания  консолидируется и смещается на входные поверхностные структуры. В этом режиме он любую инструкцию извне воспринимает как требуемую программу действий, заполняющую вакуум во внутреннем мире. Мастерство оператора заключается в быстром и своевременном смещении фокуса внимания клиента с его поверхностных структур во внутренний мир с жесткой фиксацией его в этом положении. Инструкция должна даваться таким образом (тоном, напором, простотой формулировки), чтобы не успели активизироваться аналитические структуры личности.

Медленное наведение транса выстроено таким образом, чтобы первоначальные  сообщения оператора полностью соответствовали внешним и внутренним ощущениям клиента. Он, фиксируя их адекватность своему внутреннему миру, начинает относиться к ним доверительно и некритично, его входные аналитические структуры снижают свою активность.  Фокус внимания клиента консолидируется и перемещается   в промежуточную кинестетическую зону, создавая у него ощущения комфорта и безопасности. Активность большинства структур быстро снижается, функционируют только каналы ввода-вывода информации, транслятор и воображение. Внешние ощущения и восприятие замещается внутренними, инициируемыми оператором. Оператор должен внимательно следить за каналами доступа клиента и соответственно корректировать свои действия. Традиционно клиенту самому предлагают выбрать оптимальную глубину трансового состояния, таким образом, погружение в гипнотическое состояние происходит при его полном согласии и кооперации.

В дальнейшем оператору остается только фиксировать фокус внимания клиента в выбранном положении и адекватно реагировать на происходящее. В трансовом  состоянии фокус внимания человека сужен, число активных информационных структур минимально. Хотя контролирующие  и критические структуры сознания дезактивированы, входная информация анализируется структурой эмоций. Если инструкции оператора дешифруются воображением таким образом, что возникают неприятные ощущения и эмоции, то фокус внимания клиента начинает смещаться или расщепляться. Эмоциональная память активизируется и предлагает структуре эмоционального анализа варианты выхода из нежелательной ситуации. При преодолении критического порога эмоций транс прерывается. Таким образом, представление о том, что под гипнозом человека можно заставить делать что угодно, далеко от истины.

Постгипнотические внушения и амнезия представляются естественными при резком переходе от одного психофизиологического состояния  в другое, поскольку зоны памяти и каналы вывода информации у них разные.

Трансовые состояния имеют свои достоинства и недостатки и не отменяют необходимость использования других техник НЛП. Дополнительно появляется возможность давать прямые внушения, минуя критические центры сознания. Транслятор может функционировать независимо от сознания, однако возможности дешифровки у него в таком режиме ограничены. Поэтому речь оператора не должна быть предельно конкретной и не содержать двусмысленности. Можно давать неконкретные процессуальные инструкции, которые апеллируют к эмоциональным и физиологическим структурам. Реакции клиента замедлены, поэтому  требуется больше времени для выполнения этапов техник, чем в "сознательном" состоянии.

Транс является предпочтительным, если фокус внимания клиента трудно фиксировать во внутреннем мире и если у него затруднения с визуализацией. В некоторых случаях нужно исключить сознательный контроль при выполнении определенных процедур. Тогда эффективными становятся постгипнотические внушения с их амнезией при пробуждении.

Отдельную группу составляют техники, не требующие явного наведения транса. Характерным примером служит аналоговое маркирование и составные реальности. Первая методика является производной от техники якорения. В общем потоке своей речи оператор маркирует некоторые слова тоном голоса, жестами, выражением лица, прикосновением. Во входных структурах слушателя эти слова отбираются отдельно в соответсвии с их временной последовательностью. Вместе они образуют осмысленную инструкцию (внушение), содержание которой не фиксируется сознанием. По сути дела организуется "трансовый" канал ввода информации, который функционирует параллельно с обычными.

Техника составной реальности заключается в упрятывании инструкции внутри вложенных друг в друга интересных историй. Прерывание одного рассказа другим на самом интересном месте перегружает сознание (аналог рычажной техники). Если внутри второго рассказа снова сделать разрыв и дать прямое внушение, а затем по очереди закончить все истории, то внушение не фиксируется сознанием (подвергается амнезии),  хотя его выполнение будет безусловным.  Аналогичное действие может оказывать и закавыченная прямая речь, якобы обращенная к другому человеку. Таким образом даются гипнотические внушения без наведения транса.                                                                

 7. Техника метафор [12] . В данном случае используются ассоциативные способы обработки информации. Задействуются два противостоящих мышлению способа анализа – эмоциональный и воображение. Для разрешения конкретной проблемы клиента подбирается (создается) подходящая история (развернутая метафора), в которой чем-то аналогичная проблема а) является решаемой, б) методы ее решения  могут быть применены и в реальной жизни. Сама по себе метафора всегда содержит противоречивую для сознания информацию. Мышление, в тщетной попытке освоить такую информацию,  перегружается и предоставляет другим структурам возможность ее обработки. Метафорами так же являются  смешные истории и анекдоты. Юмор основан на логическом или смысловом противоречии (двусмысленности). Кроме того, смех – позитивная эмоция, кодирующая неправильность выбранного способа решения проблемы. Поэтому с помощью доброжелательной шутки очень эффективно прерывать зацикленное негативное состояние или проблему. Удачная метафора, кроме того, позволяет творческой части произвести поиск других способов выхода из конкретной ситуации.

            8. Лечение психосоматических заболеваний [13]. В принципе, все заболевания удобно рассматривать как психосоматические. Даже инфекционные болезни можно трактовать как следствие ослабления именной системы, произошедшей в силу сбоя физиологических функций организма. В литературе по НЛП  есть много примеров излечения различных болезней (от рака до аллергии). Принцип воздействия  во всех случаях приблизительно одинаков. Человеку доходчиво объясняют, что его заболевание – это ошибка, сбой программы реализации обычных физиологических функций, которую нужно исправить за счет корректирования этой программы. Таким образом, соматическое (телесное) заболевание перекодируется а) как ошибка управляющих психических функций, б) как вполне излечимое. Далее дается метафорическое или, что то же самое для обычного человека, наукообразное объяснение неправильного и правильного функционирования организма. В процессе объяснения человек воображает оба эти варианта, один из них начальный (плохой), другой конечный (хороший). Обычно творческая структура, как и в технике взмаха, создает программу перехода от одного состояния в другое. Можно в чистом виде применить технику взмаха, можно попросить человека регулярно воображать требуемый хороший процесс. Одновременно убиваются два зайца: изменяется отношение человека к своему заболеванию и осуществляется перекодировка (коррекция) физиологических и биохимических процессов в организме. Естественно, что оператор должен сам четко понимать и представлять этиологию и патогенез данного заболевания. Описываемая техника собственно не является лечением и ни в коей мере не отменяет необходимые медицинские процедуры, хотя в ряде случаев успевает сделать их ненужными.

            Изложенный в данной главе материал не охватывает всех техник НЛП, но его вполне хватает, чтобы показать рациональность применения разработанной структуры личности и стратегий коммуникации для объяснения эффективности и закономерности действий этих техник. Некоторое наукообразие позволяет лишить НЛП негативного ореола примитивности, шарлатанства и инфернальности.

            Приведенный анализ техник является весьма поверхностным, и требует дальнейшей детализации. Предлагаемый подход может быть использован для синтеза новых или комбинирования уже разработанных техник.

Заключение

           

            То, что изложено в данной работе и понимаемое автором как структурализм, возможно, таковым и не является. Заимствованный термин принадлежит Г. Стейту. Скорее всего, он под ним подразумевает нечто другое. К сожалению, доступные автору источники крайне скудны и малоинформативны. Тем не менее, предлагаемый подход к процессам коммуникации достаточно оригинален и, может быть, даже практичен. Возможно, что он может быть применен и в других областях знания.

            На прощание автор предлагает подумать над следующей проблемой. До написания данной работы он и не подозревал о многих вещах, затем в ней изложенных. Откуда что взялось – для него большая загадка. Либо информация давно пылилась в моих глубинных структурах, и я произвел археологические раскопки (а кто ее туда положил?), либо я ее придумал (а что это, собственно говоря, за такой процесс?),  либо мои глубинные структуры создали некое соответствие с аналогичными структурами Вселенной (а как им это удалось?). Ответа у меня нет.

            При написании данного труда автор не преследовал диссертационных и иных околонаучных целей.  Некоторую занудность изложения он пытался скрасить полетом мысли в горних эмпиреях.

            Автор будет благодарен за любую конструктивную критику его труда.

            При разработке структуры ни одной информационной структуры не было замучено.

Список литературы

 

1.      Дилтс Роберт. Моделирование с помощью НЛП. –СПб.: Питер 2000.- 288 с.

2.      Современный словарь иностранных слов.- М.: Рус. яз., 1992.- 740 с.

3.      Большая медицинская энциклопедия: [в 30-ти томах, АМН СССР] – 3е изд. М.: Советская энциклопедия.

4.      Карлос Кастанеда. Колесо времени. – К.: "София", ltd.,1998 – 288 с.

5.      О' Коннор Джозеф, Семор Джон. Введение в нейролингвистическое программирование. – Челябинск: "Библиотека А. Миллера", 1998. – 272 с.

6.      Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевой стратегии. – Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1995. – 256 с.

7.      Ричард Бэндлер. Используйте свой мозг для изменения. – СПб.: "Ювента",1995.– 168 с.

8.      Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. – СПб.: "Ювента", - 1999. – 238 с.

9.      Конира Андреас и Тамара Андреас. Сущностная трансформация: обретение неиссякаемого внутреннего источника.

10.    Семинар с доктором медицины Милтоном  Г. Эриксоном (уроки гипноза) /Редакция и коментарии Дж. К. Зейга. – М.: Независимая фирама "Класс", 1994. – 336 с.

11.    Джон Гриндер и Ричард Бэндлер. Трансформэшн. – Сытывкар: "Флинта", 1999.-296 с.

12.    Дэвид Гордон. Терапевтические метафоры. – СПб.: "Белый кролик", 1995. – 196 с.

13.    Мак-Дермотт Ян, О'Коннор Джозеф. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск: "Библилтека А. Миллера", 1998. – 240 с.

Страницы: 1 2 3 4 5 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться