Васютин Александр "Ноосфера – религия разума или Рецепт обретения смысла жизни"

Скачать в архиве

Книга адресована всем тем, кто ищет ответа на вопрос о смысле своей жизни, пытаясь найти логически непротиворечивое объяснение своего бытия вне религиозных конфессий. И на этой основе желает прийти к физическому, психическому и социальному благополучию.

Введение

На страницах этой книги мне хотелось бы поговорить с тобой, дорогой мой читатель, о том, что, как мне кажется, способно в значительной степени решить твои личностные проблемы, привести к миру в душе, гармонии в отношениях с окружающими людьми.

И, в конце концов, к здоровью - физическому, психическому и социальному. С моей точки зрения наиболее короткий путь к этому – ответить самому себе на вопросы нашего бытия, смысла нашей жизни.

Мне представляется, что в настоящее время имеется настоятельная необходимость разобраться в этих вопросах, дать максимально объективный анализ положения дел в этой области на основе достижений современной науки, собрать в единое целое массу разрозненных фактов и дать им логически непротиворечивое объяснение.

И это необходимо не из любви к “чистой” науке, но потому, что данный анализ может иметь большое практическое значение для многих людей, живущих в нашей стране. Ведь большинство из нас воспитывались в эпоху торжества атеизма. И из-за этого потеряли смысл жизни! “Рифленые подошвы” атеизма можно найти почти в каждой душе россиянина.

Все мы живем в мире, в котором есть масса непонятных для нас явлений. Люди все века пытались объяснить их через промысел Бога. И вполне были довольны теми ответами, что получили через это объяснение (хотя, конечно же, те ответы, что давала религия, на самом деле не были настоящими ответами).

Преодолим ли кажущийся непреодолимым барьер?

Решение любого частного вопроса упрется в непреодолимый барьер, если в начале не ответить на основополагающие аспекты проблемы в целом.

-Что такое человек, откуда он взялся и куда идет?

-Зачем живая природа развивается от чего-то достаточно простого ко все более и более сложному?

-Для чего и кем закручена вся эта “карусель”?

-Зачем нужна многострадальная лестница эволюции, зачем нужна смена поколений, стремление во что бы то ни стало оставить после себя жизнеспособное потомство?

-Зачем мне нужно всю жизнь лезть все “выше” и “выше”, если с моментом моей личной смерти все это уже не будет иметь никакого значения?

И самые животрепещущие вопросы:

-Кто я такой?

-Каков смысл моего конкретного существования?

-Зачем мне нужно постоянно учиться, чего-то добиваться, зачем надо выживать в жестокой конкурентной борьбе?

-Почему для меня очень важно мнение себе подобных, если я обеспечен материально до самой смерти и мне, в принципе, должно быть плевать на них, если исходить из концепции, что я только животное?

И много еще подобных вопросов возникает в голове человека, который хоть немного оторвал голову от “кормушки”. И от того, как человек отвечал на эти вопросы, были ли найденные ответы удовлетворительными для него, во многом зависело - как жил человек в дальнейшем.

Во всяком случае, я на своем опыте могу подтвердить - как тяжело мне жилось тогда, когда я не мог найти удовлетворяющий меня ответ, и насколько легче мне стало преодолевать трудности жизни тогда, когда я эти ответы для себя нашел.

Из ниоткуда в никуда? Или все-таки…

Действительно, если после смерти моего тела ничего не останется, то очень многое не имеет для меня смысла. Зачем мне писать книги, строить дома на века, если для меня как существа, пришедшего из ниоткуда и вынужденного уйти в никуда, все кончается с прекращением деятельности моего тела.

Но, если есть надежда на продолжение моей жизни после смерти, все радикально меняется - у меня появляется стимул для высокоморального поведения. Мне представляется, что в идее жизни после смерти есть очень много не только привлекательного, но и реального. Ведь нельзя отрицать, что у людей явно присутствует стимул к высокоморальному поведению. Естественно, не у всех, но он есть!

Бог - партнер в наших наиболее интимных разговорах с самим собой. Когда вы говорите с собой наиболее искренне и в полном одиночестве, тот, к кому вы обращаетесь, по справедливости может быть назван богом.

В.Франкл.

И я постараюсь на этих страницах вместе с тобой, дорогой мой читатель, вновь пройти тот путь, который мне пришлось пойти. Я приведу тебе ряд данных, которые, как я надеюсь, помогут и тебе найти непротиворечивый образ того Мира, в котором тебе приходится жить. А также найти для себя перспективные цели, ради достижения которых стоит напрягаться.

Психологический слоеный пирог.

Дорогой мой читатель! В данной книге я излагаю несколько своих работ, которые, как мне представляется, объединены внутренней логикой. Все они, в той или иной мере могут помочь тебе ответить на те вопросы, о которых я писал чуть выше. Каждая из этих работ не дотягивает до книги. И я долго мучился, пытаясь как-то их издать.

Когда же я стал писать книгу о Ноосфере, я понял, что только этого раздела недостаточно. И потом ко мне пришла счастливая мысль о том, что данная книга может выполнить свою роль только в том случае, если будет сборником статей, посвященных духовно-душевным аспектам жизни человека.

Но эта работа, конечно же, не будет сборником статей в чистом виде, так как каждая статья будет поддерживать предыдущую, даже если не будет полностью исходить из нее.

И свой дальнейший разговор с тобой, дорогой мой читатель, я хочу построить так. В первой части данной книги я буду говорить о морально-этических принципах, которые лежат в основе учения Иисуса Христа.

А для этого я проведу психологический анализ некоторых высказываний Иисуса Христа. Он поможет тебе понять практический смысл многих положений, которых придерживается христианская религия.

И мне представляется, что этот анализ поможет тебе, дорогой мой читатель, понять не только сердцем, но и умом огромную ценность его учения, ту колоссальную роль для современной цивилизации, которую оно играло, играет и будет играть в ее жизни.

Во второй части я проанализирую социально-духовную роль религий в истории цивилизации, практическую ценность тех канонов и догм, которые провозглашали религии и которые помогали людям становиться все более и более цивилизованными.

Я длительное время занимался сбором и анализом информации по этой проблеме и в данной работе представляю на твой суд аналитический обзор некоторых известных мне фактов.

И вначале я сделаю подробный и максимально объективный анализ того, как и почему появилась религия, зачем она нужна людям, чем она была и чем является в настоящее время. Я расскажу о том, как развивались религии и как при этом помогали и вредили людям двигаться вперед.

А затем, в третьей части своей работы, я попытаюсь синтезировать все эти данные во что-то логически непротиворечивое, что поможет тебе более глубоко понять реальность, в которой ты живешь. На основе этого я постараюсь проанализировать возможное развитие религий в будущем.

На этих страницах я приведу тебе логические обоснования и их фактические подкрепления, которые помогут нам понять - какая форма религии имеет будущее, что поможет людям нового тысячелетия получить психологическое бессмертие.

Мне представляется, что этот процесс будет идти в сторону образования Ноосферы. Это понятие в науку впервые ввел академик Вернадский. И означает оно то, что у Земли, кроме литосферы, биосферы и т.д., есть еще сфера, которая создана разумной деятельностью людей. И что люди оказывают достаточно серьезное и целенаправленное влияние на лик биосферы.

Но я понимаю под Ноосферой немного другое. Я считаю, что это особое образование, своеобразный Суперразум, который образуется при соединении людей в единую сеть на бессознательном уровне. Этот процесс аналогичен процессу появления сознания человека при соединении в сеть всех нервных клеток мозга. И этот Суперразум обладает всеми свойствами Бога!

И в четвертой части своей работы я буду говорить о механизмах, которые создали и питают экстрасенсорику. Мне представляется, что эта информация будет для тебя, дорогой мой читатель, очень полезной, так как незнание элементарно простых вещей относительно паранормальных явлений, может очень сильно навредить твоему нормальному психологическому развитию, нормальной жизни.

Итак, начинаем!

Часть первая. Религия настоящего.

Глава первая, в которой автор постарается найти ответ на вопрос: "Что же на самом деле хотел сказать людям Иисус Христос?"

К большому сожалению среди людей в настоящее время распространены практически только две точки зрения: или догматизирование всего, что связанно с религией, или же полное отрицание всех ее положений. Но мне представляется, что самым верным будет средний вариант – искать тот огромный бриллиант, который скрыт внутри религиозных наслоений.

Мне представляется, что пришло время осознать реальные ценности, что заключены в духовном наследии Иисуса Христа. Я изложу здесь результаты своего анализа его высказываний.

И я, как психолог, могу утверждать, что с психологической точки зрения эти моральные максимы безукоризненны. Он дал блестящие ответы на те вопросы, которые веками мучили и мучают людей. И эти ответы были даны в такой форме, что люди, даже не понимая их реального смысла, могли их применить во благо себе.

Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать в руки грядущих поколений.

Б.Шоу.

Я считаю Иисуса Христа в первую очередь великим психологом и свой анализ провожу с позиции разбора наследия гениального человека. Наверняка не известно - кем был Иисус - Сыном Божьим или Сыном Человеческим. Но мы знаем, что это был один из величайших гениев, что когда – либо жил на белом свете.

Можно смело утверждать, что идеи Иисуса Христа являются практически идеальными программами бытия, помогающими людям жить в этом мире в режиме наибольшего благоприятствования (во всяком случае, это совершенно верно для стран с христианской культурой).

Догмы – самый крупный камень преткновения христианства.

Можно понимать учение Христа как метод слияния с Богом, как информацию о трансцендентных вещах. Но можно понимать его и как чисто - утилитарное учение. Самое важное в этом деле – освободиться от догматического подхода.

В этом случае каждый может увидеть в словах Иисуса Христа то, что ему нужно. И каждый будет находить свое. И каждому, кто с вниманием и серьезно отнесется к сказанному им, это принесет безусловную пользу.

Потому что в основе его высказываний лежит здравый смысл. А на основе здравого смысла очень легко построить и адекватное поведение и работающую идеологию.

Я предлагаю тебе, дорогой мой читатель, такую точку зрения на все то, что поведал Иисус, которая, как мне кажется, имеет полное право на существование. И пусть каждый свободно выберет тот вариант, который ему более приемлем – для того, чтобы жить счастливо и позволить так же жить и другим!

Предлагая свое видение учения Иисуса, я никоим образом не отрицаю другие интерпретации его высказываний. Я разбираю только практическую сторону учения Иисуса Христа и не касаюсь богословского аспекта. Т.е. я не отрицаю наличия и трансцедентального смысла в его учении.

Любая морально-этическая система должна иметь четкие и понятные ориентиры - что можно, а чего нельзя делать, если ты хочешь жить в ее рамках и хочешь, чтобы она приносила пользу. То есть для того, чтобы она была работоспособной в течении длительного времени, она должна быть сбалансированной.

Этим критериям морально-этическая система, которая была провозглашена Иисусом Христом, отвечает в полной мере. Мне представляется, что идеи Иисуса Христа – это мощная, до мелочей продуманная этическая система, направленная на оптимизацию отношений человека с себе подобными.

Евангелия являются грандиозной программой роста – и общества и каждого человека. Понятно, что они созданы церковью. Но на основе тех идей, которые Иисус Христос щедро раздал всем тем, кто его слушал.

Иисус Христос: реальный человек или мифическая личность?

Ты, дорогой мой читатель, конечно же, знаешь, что в советские времена идеологи режима частенько говорили, что такого реального человека, как Иисус Христос, никогда не существовало на свете. Понятно, что этим людям было выгодно посеять сомнения в души людей, ломая основы враждебного им учения.

Но когда я анализировал канонические Евангелия, то во многих местах ощущал, что прикасаюсь к изложению реальных событий, что произошли когда - то в Палестине.

Если принять точку зрения, что Евангелия были написаны без прототипа, т.е. это не описание жизни и этической системы реального человека, жившего в Палестине 2000 лет назад, то нельзя понять очень многие места из писания.

Полностью придуманные вещи просто не могли быть придуманы с такими подробностями и такими мелочами. Для искусственных образований это просто не нужно.

Я, анализируя Евангелия беспристрастно (и не как верующий человек и не как воинствующий атеист), пришел к неизбежному выводу - это описание жизни реального человека, жившего и проповедовавшего свои идеи, пожертвовавшего собой ради того, во что верил и чему служил.

Но в своей работе я больше всего буду опираться на апокрифические, т.е. не канонизированные, не освященные церковью, источники с изречениями Иисуса. Это связано с тем, что церковь тоже является социальным институтом и вынуждена была приспосабливать свои священные книги к требованиям развивающегося общества. Поэтому со временем изречения Иисуса были в значительной степени искажены.

Самая чистая вода в роднике, наиболее чистая идея – в первоисточнике.

Естественно, если мы хотим услышать Иисуса в наиболее приближенном к оригиналу виде, то надо брать первоисточники. Таковыми с точки зрения многих ученых является Евангелие от Фомы и некоторые другие апокрифы (Евангелия от Филиппа, от Марии).

Они были найдены в 20-м столетии в Египете после того, как пролежали в земле почти 2 тысячи лет. То есть относительно этих текстов можно утверждать, что к ним не прикасались руки церковников.

Поэтому можно с большой уверенностью считать, что Евангелие от Фомы действительно написал или сам Фома (единственный грамотный человек среди апостолов) или кто - то из его ближайших учеников.

То есть, эти Евангелия являются наиболее чистым изложением философской и этической системы Христа. Они позволяют людям в полной мере и без влияния наслоений, внесенных церковью, ознакомиться с той стройной системой мировоззрения, что была свойственна Иисусу. В этом Евангелии Иисус предстает больше Учителем жизни, чем Богом.

Понятно, что слова Иисуса нельзя понимать буквально. Он по разным причинам пользовался аллегориями, которые понимаются не только умом, но и сердцем, т.к. идеально соответствуют символическому языку нашего тела. При их помощи он глубоко зашифровал смысл своих высказываний.

Возможно, это связано было с необходимостью подавать информацию на универсальном, понятном языке не только для данного поколения людей, но и для далеких потомков. Возможно, это было связано с невозможностью для Иисуса прямо сказать желаемое. В Евангелии от Филиппа приведены очень важные слова, которые подтверждают вышесказанное: “Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах. Он не получит ее по-другому”.

Мы постоянно убеждаемся в том, что жизнь очень сложная штука и, чтобы жить максимально бесконфликтно, нам надо быть умелыми, учиться быть умелыми, умело вести себя в этом мире.

Понятно, что это требует огромных усилий, творчества в истинном смысле этого слова. А также ориентиров на этом многотрудном пути. И в этом контексте мы можем вполне обоснованно утверждать, что длительный путь проб и ошибок, который пройден Человечеством, безусловно показал нам, что лучшие ориентиры на этом пути – христианские морально-этические принципы.

Христианство – повивальная бабка цивилизации?

Мы ежедневно чувствуем на себе то огромное влияние, которое оказывает на нас христианская религия. Мы живем в культурной среде, которая во многом обязана своим появлением именно христианству. Мы тысячами нитей связаны со всеми ее легендами и верованиями. Даже во времена господства другой “религии” - коммунистической - ей до конца так и не удалось похоронить христианство.

На основе идей и морали, провозглашенных Иисусом Христом, выросла огромная и динамичная западная цивилизация. Мы на собственном горьком опыте убедились, что отход от христианства большей части населения нашей страны всего на 70 лет привел к катастрофическим результатам не только в области морали, но и экономики.

История знает массу примеров появления религиозных сект. Но ни одна из них не смогла подняться до таких высот, которых достигло христианство. Вначале христианство несло все признаки такой секты, но затем оно довольно таки быстро смогло вырасти до мировой религии. Христианство на деле доказало свою жизнеспособность и верность основополагающих идей, на которые оно опирается.

Можно сделать вывод, что если эти идеи и эта мораль выдержали испытание двумя тысячами лет, то наверное они верно описывают взаимоотношения человека и окружающего его мира, помогают ему найти надежный путь в этой сложной жизни.

Огромное количество людей убедилось, что идеи и мораль Христа не просто сотрясение воздуха, что если им скрупулезно следовать в своей реальной жизни, то у них станет намного больше шансов стать довольными и счастливыми, достичь успеха в своей жизни.

Заповеди Иисуса помогают нам понять и принять всех людей, что живут рядом с нами, какими бы чуждыми нам не казались их воззрения. Идеи Христа в принципе не могут устареть до тех пор, пока люди остаются людьми. Они всегда будут той путеводной звездой, что поможет нам не сбиться с верного пути.

Зри в корень!

Но мне представляется, что нам надо в значительной степени переосмыслить - что же Иисус Христос ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нам хотел сказать. Я в свое время серьезно занялся анализом Евангелий и был просто ошеломлен дошедшим дo меня истинным смыслом сказанного.

Он принес в этот мир практически идеальные программы бесконфликтного существования. Логический анализ показывает, что действительно иных путей, которые могут сделать нас довольными, веселыми, счастливыми на длительное время, просто нет. Следование этим принципам реально приводит нас к миру с людьми и покою в себе.

Так давай, дорогой мой читатель, сейчас внимательно и вдумчиво вчитаемся в то, что было сказано 2 тысячи лет назад одним из лучших представителей Человечества! Вникнем в истинный смысл тех сокровищ мысли, что он так щедро раздал людям. Но освободим все прочитанное от теологической “шелухи” и осознаем его идеи на современном уровне.

Глава вторая, в которой автор сделает психологический анализ высказываний Иисуса Христа.

Наверное, я не ошибусь, дорогой мой читатель, если скажу, что твои действия и желания очень часто приходят в конфликт с действиями и желаниями окружающих тебя людей. Понятно, что такое положение дел далеко не безразлично тебе. И ты от этого в той или иной мере страдаешь.

И, скорее всего, я опять не ошибусь, если скажу, что в душе твоей всегда было стремление сделать так, чтобы этих конфликтов было как можно меньше. И это нужно было не из-за твоей любви или нелюбви к другим людям, но из желания более легко решать те задачи, что всегда стоят перед каждым человеком.

Но тебе пришлось убедиться, что это очень и очень непросто, что действия и поступки людей зачастую кажутся просто непонятно на чем основанными, а попытки воздействия на них очень часто терпят крах.

Фундаментальные ошибки общения.

Мы, общаясь с другими людьми, делаем три фундаментальные ошибки. Первая: мы судим людей по себе, мы пытаемся понять их действия исходя из своих представлений о добре и зле. Вторая: мы почти всегда себе позволяем то, что другим позволить не можем. И третья: мы всегда в той или иной степени ставим свои интересы и свои потребности выше, чем потребности или интересы других людей.

Человек не станет господином природы, пока он не стал господином себя.

Г. Гегель.

И, самое интересное в этих наших ошибках то, что это совершенно естественное положение дел. Я уверен, дорогой мой читатель, что ты эгоист до мозга костей и ты просто не можешь поступать по другому.

Твоя рубашка, дорогой мой читатель, всегда будет ближе к твоему телу, чем рубашка другого, порез пальца для тебя намного более значим, чем смерть не родного человека. Но, думая и поступая так, ты неизбежно вступаешь в конфликт с окружающим тебя миром - ведь другой думает и поступает точно так же! Твои мысли и основанные на них поступки ему совершенно не понравятся. Такое твое поведение неизбежно награждает тебя только головной болью.

Мы во взаимоотношениях с другими людьми постоянно вынуждены балансировать на грани конфликта и только нежелание обострять отношения вынуждает нас сдерживаться. Но и это тоже даром нам не дается - отсюда берут начало корни будущих или имеющихся неврозов, психосоматозов и психозов. То есть куда ни кинь - везде клин!

Может быть, стоит задуматься: «А может вообще - стратегия неверна? Может стоит принципиально изменить свое отношение в рамках тех трех фундаментальных принципов?» Но как? Мне представляется, что ты, дорогой мой читатель, вполне можешь найти ответы в следующих высказываниях Иисуса Христа.

#

Иисус Христос сказал:

"Возлюби ближнего как самого себя!"

И вроде бы с точки зрения здравого смысла это полный абсурд: “Как я могу любить других больше себя? Ведь мои интересы всегда мне дороже, чем интересы всех остальных людей?” Но давай, дорогой мой читатель, подумаем: "Хотим ли мы, чтобы нас полюбили?" Наверное, никто не будет сомневаться, что почти все люди ответят на этот вопрос только так: "Да!"

Но ведь и другие тоже хотят этого же! И если мы будем ждать - когда же нас полюбят - мы рискуем никогда этого чувства по отношению к себе не дождаться! Так не лучше ли будет для меня, если я сам, первый, покажу другому человеку свою любовь?

Если моя любовь к данному человеку будет искренней, то вероятность, что мне ответят тем же, очень высока. Конечно, не всегда на мою любовь люди ответят тем же. Но этот подход, лучше, чем все остальные, обеспечит мне желаемое. -Он придумал первый аврал – все сотворит за шесть дней.

С чего начинается вся любовь мира?

Мы знаем, что любой наш поступок через тысячи причинно - следственных связей бумерангом возвращается к нам же. И это верно, с какой бы колокольни я не обосновывал это: с христианской, с атеистической или же психологической.

Если мы хотим, чтобы люди любили нас, мы должны не ждать - когда они сделают это, а самим полюбить их как самих себя. Если я хочу хорошего к себе отношения, то я должен сам первым сделать шаг навстречу и искренне, без меркантильности полюбить - как самого себя - другого человека. Только такая установка и такое мое поведение способно возбудить в людях такое же поведение и такие же установки.

Но для этого желательно сначала научиться любить себя. Как показывает опыт, человек, который не любит себя, который находится в постоянной борьбе с самим собой, вызывает у людей настороженность.

Ведь от такого человека в любой момент можно ждать вспышки раздражения, которая будет направлена вовне. Если же человек любит себя, то он внутренне уравновешен. И общение с ним безопаснее, чем с внутренне конфликтным человеком.

Это требование также связано с тем, что на свою любовь, направленную на других, ты не получишь сразу (и в той форме, в какой бы хотел) ответную любовь. В результате у тебя может возникнуть чувство неудовлетворенности.

Если же ты будешь любить себя и для того, чтобы тебя любили люди, ты будешь первым любить их, отсутствие обратной реакции не будет так уж тяжело переживаться. Но эта способность любить и отдавать практически гарантированно индуцирует любовь к вам.

Мы можем относиться к людям как нам заблагорассудится, но они к нам будут относиться хорошо только тогда, когда почувствуют, что мы им ни сознательно, ни бессознательно не желаем зла. Но, наоборот, делаем все возможное, чтобы окружающим было хорошо.

Если же я буду ждать - когда ко мне отнесутся хорошо, а сам буду продолжать относиться к людям так, как мне хочется, то я рискую никогда этого не дождаться.

Таким образом эта максима Христа психологически глубоко верна и указывает любому человеку, который вдумался в ее смысл и начал применять это знание на практике, тот реальный путь, который может привести ему к успеху.

#

Иисус Христос сказал:

"Если тебя ударили по одной щеке –

подставь вторую".

С моей точки зрения эта заповедь является одной из самых важных для понимания смысла, основной идеи христианства. Опять же, с точки зрения здравого смысла полный абсурд - тебя избивают или же приносят вред, а ты помогаешь своему обидчику в этом деле.

В своих лекциях по психологии межличностных взаимодействий я часто спрашиваю:"Приемлим ли в настоящее время этот тезис?" И практически всегда получаю один и тот же категорический ответ:"Конечно же, нет!" Мол, до крови забъют, если не будешь выступать с позиции силы.

Но так ли это? Одна из главных ошибок в наших отношениях с другими людьми - это суждение об их поступках, об их высказываниях со своей точки зрения. Мы как бы видим в другом человеке свое отражение и недоумеваем: "Почему он в данной ситуации поступает так, а не так, как надо!"

А если все-таки ударить?

Попробуем встать на место того, кто бъет. Только одно очень важное отступление: предположим, что мы с этим человеком взаимодействуем впервые и наши отношения чисты от положительных или же отрицательных следов наших предыдущих взаимодействий.

И вот встречаются два человека и начинают общаться. Во время этого общения один человек или говорит или делает что - то, что не нравится другому. И тот "бьет" его по щеке. Понятно, что в реальной жизни люди очень редко бьют друг друга по щеке. Образ, примененный Христом, является обобщающим образом любой агрессии, идущей от других людей на нас.

Что думает человек, когда бьет другого человека по щеке? На этот вопрос обычно отвечают - хочет сделать больно, получает удовольствие от унижения и т.д. Это, конечно же, может быть в отдельных случаях, но в подавляющем большинстве случаев бьющий наказывает другого.

Он считает, что его партнер делал что-то не так и ему надо показать как надо делать правильно, наставить его на путь истинный. И решает, что наилучший путь для этого – ткнуть оппонента носом в то, что он совершил.

Этот человек может быть тысячу раз не прав и с нашей точки зрения и с точки зрения всех остальных людей. Но со СВОЕЙ точки зрения он всегда прав! И, когда он бъет по щеке, он наказывает того человека - дает ему наказ: "Ты делаешь неправильно, я хочу, чтобы ты делал правильно!" То есть он делает ДОБРОЕ дело - со своей точки зрения!

Все зависит от «кочки» зрения?

Теперь давай, дорогой мой читатель, посмотрим, что думает тот, кого бъют. Ведь он тоже со своей точки зрения прав, он думает, что его поступки во время взаимодействия были правильны. И в этот момент он за свои правильные поступки получает по щеке!

Практически все люди в этой ситуации встают на дыбы: "Как это? МЕНЯ тронули! Ведь Я ВСЕГДА(!) прав! Он посягает на мое достоинство, его надо за это наказать!" И он, размахнувшись, тоже ударяет своего обидчика по щеке.

А теперь ключевой момент: что думает человек, который на свое доброе дело получает зло?! Он хотел помочь человеку делать что - либо правильно, он наставлял его на путь истинный, а за свои праведные труды получает удар по щеке!

Конечно, после этого он бьет человека еще раз, но уже мстя за удар, уже желая сделать больно. И так далее и тому подобное - каждый из нас видел этот “сюжет” тысячи раз.

Таким образом увеличивается количество зла на Земле. И вследствие этого всем людям становится жить все хуже и хуже. Ведь один обозленный человек может обозлить очень многих – как в цепной реакции.

Но что же предложил Христос? “Подставь вторую щеку!” Давай подумаем: а ударит ли бьющий по этой подставленной щеке? Чего он хотел добиться своим первым ударом? Хотел, чтобы другой понял, что делал что-то неправильно. Подставленная щека для ударившего как раз и является сигналом, что ударенный понял свою ошибку. -Создать Вселенную – пустяк! Но ведь раньше это никому в голову не приходило.

Если цель достигнута, то второй раз ударять нет надобности. Скорее всего в этом случае ударившего начнут мучать угрызения совести:"Какой оказывается это хороший человек, с первого раза понял. Может и не надо было его сразу и по щеке?" И ударивший скорее всего в этой ситуации постарается замазать свой грех и помирится с этим человеком.

Но что же происходит с тем человеком, который в этой ситуации подставил свою щеку? Его положение можно описать примерно так: «Наверное я в чем-то был не прав, если в результате моего взаимодействия с этим человеком получил удар по щеке. Если он дурак, то надо было сразу это понять и держаться от него подальше. Но я не сделал это и поэтому получаю по заслугам! Пусть он не прав с моей точки зрения, но и я должен был вести себя правильно, не допустить такого хода событий. Поэтому давай-ка я не буду горячиться, спокойно обдумаю свое поведение, а пока признаю свою ошибку (подставлю щеку).»

Может ли травоядное превратиться в настоящего хищника?

Кстати этот механизм гашения агрессии относительно себя очень распространен среди хищников. Если одно животное признает силу другого, то ложится на спину и подставляет тому свой живот.

И эти действия приводят к гашению агрессии, так как более сильное животное утвердило свое доминантное положение, а более слабое признало это положение дел. Зачем дальше драться? Природе это совершенно не нужно! И она вставила в животных этот инстинктивный механизм, позволяющий сохранить популяцию.

Человеческие предки не были хищниками, и им не нужен был этот, ограничивающий агрессию относительно себе подобных, механизм. Но потом человек, с изобретением орудий труда, стал тяжело - вооруженным хищником. И стал весьма опасным для себе подобных (примеров в истории Человечества масса).

И Иисус Христос понял, что если человек хочет освободиться от звериного в себе, то ему надо встроить в себя этот механизм самоограничения. Но, конечно же, это не означает, что он призывал склониться перед злом и позволять на себе ездить. Но это его призыв к соплеменникам не искать причину своих несчастий вовне, а найти ее внутри себя.

Как быть с медведями?

Наверное тебе, дорогой мой читатель, приходилось общаться с теми людьми, поведение которых тебе не нравилось и в какой-то мере мешало твоим целям. И есть тысячи способов сделать этот процесс безвредным.

Например, в троллейбусе пьяный человек наступает тебе на ногу. Можно, конечно, высказать ему мнение о его родителях - медведях. Но чего ты этим добьешься? Вероятнее всего на тебя пойдет целенаправленная агрессия. Виноват ты в этом? Конечно! Надо было встать так, чтобы твои ноги остались целыми.

Есть всего два типа взаимодействий между людьми - с позиции терпимости и с позиции силы. Каждый человек на основе своего воспитания и личного выбора применяет тот или иной тип взаимодействия.

В настоящее время (да, наверное, и во время Христа) внешне это максима Христа кажется совершенно не жизненной, могущей принести только вред. Но давай подумаем: “Что? принцип око за око, зуб за зуб, лучше? он нам обеспечивает покой и стабильность, в результате мы сможем ночами спать спокойно?”

«Противное» доказательство.

Попробуем для выяснения истины использовать известный нам с детства метод доказательства "от противного" - может ли взаимодействие с позиции силы в долговременной перспективе обеспечить нам мир, стабильность и процветание?

Представим себе, что мы начали жить только по принципу - все мне, побеждает сильнейший, медведь - хозяин. Мы берем себе то, что хотим, не обращая внимания на то - нравится это другим людям или нет. Но обязательно найдется кто-нибудь, кто будет сильнее и заберет у нас то, что ему нужно.

Для того, чтобы вернуть свое и иметь что-то новое, я должен стать сильнее этого человека или же сколотить маленькую группу, с помощью которой победить его. Но это уже начало необходимого компромисса - если я хочу, чтобы эта группа слушалась меня и мы достигли успеха, я должен учитывать их потребности, идти им навстречу в некоторых вопросах.

То есть для достижения своих целей я должен даже на этом примитивном уровне считаться с другими и не всегда выступать только с позиции силы.

И чем дальше мы пойдем в этом направлении, тем в большей мере мы будем проходить тот путь, который уже прошло человечество - сначала небольшие объединения, затем все более крупные, вплоть до образования государств.

Чем больше нас, тем вероятность выжить и иметь кусок хлеба больше. Нам не выжить поодиночке, поэтому мы вынуждены считаться с другими людьми. То есть логика взаимоотношений между людьми и развития общества неизбежно приводят нас к уважению прав других людей. Ведь иначе и они не будут уважать наши права!

Рынок жизни: все имеет свою цену, за все надо платить!

Для поддержания своей жизни человек всегда вынужден что-то получать от внешнего мира, отдавая ему взамен то, что у него есть. Таким образом, можно сказать, что вся жизнь человека пронизана рыночными отношениями. Эти же законы работают в сексуальных взаимоотношениях. Поэтому, видимо, рыночная стихия наиболее эффективна - она соответствует нашей природе.

Ты сейчас можешь поступать так, как тебе заблагорассудится, но если ты делаешь что - то против законов, регулирующих взаимоотношения в обществе, то обязательно в конце концов придешь к разбитому корыту. Наиболее наглядно это проявляется при приеме наркотиков.

Или, например, если человек всю жизнь жил только для себя, не желая обременять себя детьми, то он кончит одинокой старостью. Если тебе совершенно наплевать на подобную перспективу - действуй по - прежнему. Но потом не плачь и не проси

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться