Латышев В.А. "Путь достижения желаемой цели"
«Мы хорошо знаем, что все человеческие идеи вращаются в ограниченном кругу, то появляясь, то исчезая, но, не переставая существовать. И как раз те, которые кажутся нам самыми новыми, зачастую оказываются самыми старыми: дело лишь в том, что мир их давно не видел…» Р.Роллан ПРЕДИСЛОВИЕ
Великие российские ученые физиологи: создатель учения о высшей нервной деятельности И.П.Павлов, создатель учения о доминанте А.А.Ухтомский и создатель теории функциональных систем П.К.Анохин открыли миру основные законы функционирования и поведения человека. Знание этих законов позволяет человеку действовать в соответствии со своими интересами и целями, иметь свободу выбора - дар божий, позволяющий ему быть творцом, созидателем своей судьбы. И.П.Павлов с помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности человека лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. А.А.Ухтомскому принадлежат поучительные слова: «Суровая правда о нашей природе, что в ней ничего не происходит бесследно и что «природа наша делаема», как выразился один древний мудрый человек. Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы преодолеть будущее. Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладевают нами. Поэтому, если нужно выработать в человеке продуктивное поведение с определенной направленностью действий, это достигается ежеминутным, неусыпным культивированием требующих доминант. Если у отдельного человека не хватает для этого сил, это достигается строго построенным бытом». В своей работе «Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем» П.К.Анохин отмечает: «…Формируясь в пределах самой биологической системы на основе ее потребностей, внешних факторов и памяти, цель всегда опережает реализацию ее организмом, т.е. получение полезного результата… В самом деле, своеобразие биологической системы состоит в том, что потребность в каком-либо полезном результате и цель получения этого результата зреют внутри системы, в глубине ее метаболических и гормональных процессов, и только после этого по нервным «приводным ремням» эта потребность реализуется в поведенческих актах, допускающих в какой-то степени математическую формализацию». Согласно ученым физиологам, поведением человека – «его судьбой» управляют доминаты (ощущения, чувства и мысли), которыми человек сам может научиться управлять. Древние ученые не знали законов психофизиологии, но успешно пользовались положительным тысячелетним опытом, передаваемым из поколения в поколение, как секретом достижения желаемого результата. Суть этого секрета заключается в том, что мысли, чувства и ощущения человека создают образы, которые со временем становятся реальностью. Одни и те же силы движут людьми, приводя их к цели (аттрактору), которая притягивает все их действия в зону наибольшей вероятности ее достижения. Это силы реального образа цели, находящейся в полном согласии с мыслями, чувствами и ощущениями человека. Настоящее человека – это не то, что сейчас есть у него, а то, что у него уже было в мыслях, чувствах и ощущениях. Будущее – это то, кем он хочет быть сегодня. Согласно известному немецкому ученому Г.В.Лейбницу, «Настоящее время чревато будущим». Самый простой и эффективный метод достижения желаемого результата, которым пользовались успешные люди много лет до появления современных психологических тренингов, состоит из трех шагов: 1. определить желаемый результат (цель) в положительных терминах, поверить в то, что можно его получить, что этого результата вы заслуживаете; 2. описать подробно желаемый результат, как будто он уже получен, описать мысли, чувства и ощущения, соответствующие состоянию достижения желаемого результата, нарисовать интегральный образ этого результата и расположить полученный рисунок на видном месте; 3. ежедневно рассматривать рисунок – цель и мысленно представлять состояние, соответствующее моменту достижения желаемого результата, думать, чувствовать и ощущать себя так, словно вы уже получили то, о чем мечтали. Одно стремление к успеху – мечте не гарантирует полного счастья. Оно возможно, когда человек обретает гармонию с самим собой и окружающими, десенсибилизируя свой отрицательный жизненный опыт – комплексы и психологические защиты. Метод саморегуляции «ЕВРАЗИЯ» поможет человеку преодолеть внутренние и внешние препятствия на пути к его желанной цели. Познав себя, каждый может достичь того, чего желает, быть тем, кем хочет. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ИЗВЕСТНЫХ МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Для научного, философского и религиозного познания, при приближении к «Абсолютной Истине» посредством истин относительных, современные мыслители успешно используют моделирование (знаковые и абстрактные модели, предметные и материальные модели, статические и динамические модели). Модель внутреннего мира человека – это субъективное отражение внешнего мира через индивидуальную призму восприятия личности. Мир (вселенная), как совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, представляет собой картину неисчерпаемого многообразия систем. Система – множество элементов, взаимосвязанных друг с другом и образующих целостность - единство, обладающее свойством взаимосодействия ее составляющих элементов для достижения общей доминирующей цели (устойчивого состояния - аттрактора). Вне системы и движения материя не существует. Простейшей системой может выступать пара взаимодействующих элементов (инь – пассивный, статический; ян – активный, динамический), один из которых выполняет роль объекта, а другой – роль субъекта. При взаимодействии объекта и субъекта происходит проявление ян-инь отличий. Субъект (ян компонент) – это источник активности, а объект (инь компонент) – это элемент, относительно которого происходит целенаправленное движение – действие субъекта. Взаимодействие пары элементов инь – ян для достижения определенной цели происходит в пространстве и времени. Пространство – форма существования материи (систем), характеризующая ее протяженность и структурность. Время – последовательность смены состояний в изменении и развитии систем, характеризует длительность их существования. При всем качественном многообразии составляющих мира, он един, поскольку все, что входит в его состав - это есть лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчиненные принципам холистической логики и законам диалектики. Холистическая логика в западной философии основана на пяти принципах: принципе единства, принципе целостности, принципе иерархии, принципе подобия и принципе диалектики. Принцип единства: мир един, и это единство проявляется во всех явлениях и процессах. Апостол Павел говорил, что все мы являемся составляющими единого тела. Принцип целостности: холистический подход относится только к целостной сущности (внутреннему содержанию материи, выражающемуся в единстве всех ее многообразных свойств и отношений) - системе, обладающей независимым существованием – завершенностью или к энергетическому взаимодействию таких систем. Принцип иерархии: все системы можно разбить на уровни таким образом, что каждое целое одного уровня будет входить как элемент в целую систему высшего уровня, а элементы каждого целого есть целые системы нижнего уровня. Принцип подобия: любая целая система структурно подобна любой целой системе высшего и нижнего уровней, т. е. системы разных уровней подчиняются общим законам диалектики. Принцип диалектики: мир, находящийся в постоянном движении (изменении), внутренне противоречив – состоит из инь – ян противоположностей и существует лишь потому, что его противоположности поддерживаются в относительном равновесии и постоянно переходят друг в друга. На основе принципа диалектики формируются основные законы диалектики: · превращение количества и качества – взаимное проникновение полярных противоположностей (инь – ян) материи и превращение их друг в друга, когда они доведены до предела - крайности (появление любой новой сущности из мельчайших составляющих, например, из атомов, есть диалектический скачок, т.к. каждая сущность несет в себе новое качество в сравнении с ее составляющими и не является результатом простой суммы свойств ее составляющих элементов – обладает свойством синергии); · развитие путем противоречия (борьба противоположностей); · спиральная форма развития (последующий во времени процесс развития системы повторяет предыдущий, но на качественно более совершенном уровне). Мир существует лишь потому, что его противоположности поддерживаются в гармонично - уравновешенном движении. Движение (действие, функционирование) – это способ существования материи (сущности, объекта), наблюдаемой субъектом системы. Движение не может существовать вне материи. Термин древней греческой философии энергия означает: · действие, осуществление, действительность; · общую количественную меру различных форм движения материи (системы). Энергия, как количественная мера процесса движения – процесса существования, основывается на контрасте инь - ян противоположностей. Энергетический дисбаланс – это проявление избыточной или недостаточной энергии для осуществления гармоничного функционирования системы – материи. Для количественной характеристики качественно различных форм движения и соответствующих им взаимодействий вводят различные виды энергии: механическая (кинетическая и потенциальная), электромагнитная, ядерная и др. Фотографии проявления энергии жизненных сил живых организмов впервые были получены в 1939 году российским инженером Кирлианом. Жизненная энергия (En) человека, согласно утверждению древних философов, – это энергия функционирования (действия) его организма (энергоинформационной системы – ЭИС), которая равна сумме физической энергии (Цзин – энергия тела), психической энергии (Ци – энергия души) и ментальной энергии (Шень – энергия духа). Цзин – энергия физиологических функций организма. Ци – энергия функций управления организмом. Шень – энергия функций мышления (приема, переработки и передачи информации). Вариантом наглядной модели взаимодействия энергетических уровней целостной ЭИС человека может служить условный динамический образ «извозчик – лошадь – повозка»: · Цзин – повозка (основа); · Ци – лошадь (движущая сила); · Шень – извозчик (главенствует и направляет). Человек является вершиной эволюции природы – это «творение Бога», даже самое сложное его моделирование не может полностью отразить уникальность и целостность разнообразных функций его организма. Поэтому для приближения к Абсолютной Истине посредством истин относительных исследователю предлагается рассмотреть несколько возможных вариантов моделирования ЭИС человека и выбрать в них то, что действует и помогает человеку эффективно решать практические задачи «здесь и сейчас», а также планировать свой успех в будущем, т.е. иметь право выбора – быть свободным и счастливым. Развитие ЭИС человека происходит путем последовательных метасистемных переходов (количественные изменения на подуровне порождают качественные изменения, приводящие к метасистемному переходу на высший подуровень). По В.Ф.Турчину, метасистемный переход — это элементарная единица, универсальный квант развития (эволюции). В основе метасистемного перехода лежит интеграция – объединение в единое целое (когерентное взаимосодействие различных компонентов и функций ЭИС человека для достижения полезного результата – желаемой цели). Интеграция предполагает сокращение степеней свобод компонентов ЭИС. Необходимо учитывать при интеграции компонентов ЭИС человека особенности модели его личности – ее управляющие параметры (свойства), чтобы не оказаться в эволюционном тупике. Творческое и гармоничное развитие личности возможно только при свободном функционировании компонентов его ЭИС. Достижение одновременно интеграции и свободы личности является целью синергетического метода саморегуляции «ЕВРАЗИЯ». В соответствии с законами диалектики, холистической логики и свойствами «синергетических систем», все уровни модели ЭИС человека (физический – Цзин, психоэмоциональный - Ци, ментальный - Шень) взаимосвязаны – образуют единое целое, имеющее цели своего развития, не совпадающие в общем с целями подсистем, т.к. функционирование - движение открытой ЭИС не может быть сведено к функционированию только отдельных ее компонентов (подсистем), но каждый компонент ЭИС обязательно должен рассматриваться в связи с другими компонентами (с соответствующей подсистемой и надсистемой), что подразумевает наличие определенных каналов связи и наполненность их соответствующими сигналами. Метасистемный переход (переход от нижних уровней системной иерархии – вложенности к верхним уровням), можно сравнить с универсальным алгоритмом построения черт (яо) гексаграммы (знаковой инь-ян модели):
В приведенной таблице метасистемных переходов буквами и цифрами моделируются параметры (свойства) действий компонентов каждого уровня ЭИС человека. Любая мысль, чувство, ощущение или рефлекс активизируют определенные системы нейронов мозга, образующих голограммы образов (пространственные энграммы). Группа знаков (буквы и цифры) моделирует совместную активизацию нескольких нейронных голограмм. Функциональные системы человека на различных уровнях модели ЭИС подобны, но имеют некоторые особенности, соответствующие их иерархии. Функциональные системы низших порядков (уровни - яо: 1, 2, 3) – подуровни Фигуры ТИ (тела), имеют морфологический аппарат – эффект гомеостаза и саморегуляции (обеспечения относительного постоянства внутренней среды) и не выходят за пределы самого организма (кровяное давление, температура) – автоматически компенсируют возникающие сдвиги во внутренней среде. Функциональные системы высших порядков (уровни - яо: 4, 5, 6) – подуровни Фигуры ЮН (функции), обеспечивают внешнее звено саморегуляции – приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Ниже приводятся определения основных параметров (свойств) трех уровней ЭИС человека: Конституция – совокупность всех морфологических, физиологических и психических (энергетических) особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием общих генетических факторов (ДНК). Между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности существуют определенные корреляции, которые не обязательно проявляются в каждом отдельном случае. «1» - типы, склонные к полноте – накоплению энергии (преобладанию анаболизма): 1а – полный, желудочный тип; 1b – умеренно полный, мускульный тип. Полный – 1a: замедленный метаболизм, преобладает Инь - замедленный режим функционирования и стратегия бессознательного sftn, преобладает «Пищевое море», которое генерирует энергию для переваривания пищи и поступления питательных веществ в кровь. Умеренно полный – 1b: относительно гармоничный метаболизм, преобладает Инь-Ян – равномерный режим функционирования и стратегия бессознательного stfn, преобладает «Море Крови», которое генерирует энергию для внутриклеточного обмена веществ в организме. «2» - типы, склонные к похуданию – освобождению энергии (преобладанию катаболизма): 2а – худой, умственный тип; 2b – умеренно худой, дыхательный тип. Умеренно худой – 2b: относительно гармоничный метаболизм, преобладает Ян-Инь – равномерный режим функционирования и стратегия бессознательного ntfs, преобладает «Море Энергии», которое генерирует жизненные силы для умственной и физической деятельности. Худой – 2a: ускоренный метаболизм, преобладает Ян - ускоренный режим функционирования и стратегия бессознательного nfts, преобладает «Костномозговое море», которое генерирует энергию для выделения продуктов распада из организма. Рефлекс свободы (l) – реакция организма живого существа на препятствие, которое оно старается преодолеть, освободиться от него – спастись, обрести свободу – свободную адаптацию и состояние комфорта. Этот рефлекс можно сравнить с силами Эроса – устремленность к созиданию, автопоэзису (творчеству, самовоспроизводству) – либидо (l); Рефлекс рабства (m) – реакция организма живого существа на неодолимое препятствие, с которым оно смиряется и подчиняется безысходности, обретает рабство, вымирание - патологическую адаптацию и состояние дискомфорта. Этот рефлекс можно сравнить с силами Танамоса – устремленность к разрушению, дегенерации (деструкции, вырождению) – мортидо (m); Гомеостатический рефлекс – это рефлекс свободы (l) и рефлекс рабства (m) во внутренней среде организма живого существа – способность к адаптации. Пищевой рефлекс (s) – реакция организма живого существа на потребность в пище, которая необходима для поддержания его жизни (слюноотделение, захватывание пищи, пережевывание, глотание и т.д.). Половой (родительский) рефлекс (f) – реакция организма живого существа на потребность в размножении для продления рода (функции организма, связанные с оплодотворением, рождением детей, их кормлением и обучением – заботой о потомстве). Оборонительный рефлекс (t) - реакция организма живого существа на опасность, которая угрожает его жизни или жизни членов его семьи (племя, стаи и т.п.). Ориентировочный рефлекс (n) – реакция организма живого существа на новые раздражители, которые затрудняют его ориентацию – выбор стратегии. Плавные движения тела и динамичность поведения – p (преобладание рефлексов s и n) свидетельствуют об отсутствии энергетических «якорей» (отсутствия концентрации – блокировки энергии), возможно, это вызвано ослаблением процессов торможения нервной системы и регуляции амплитуд колебания ЭИС человека, т.е. быстрой сменой настроений (подъем – ян и падение – инь) и связано с акцентуацией иррациональности «P». Прерывистые движения тела и статичность поведения – j (преобладание рефлексов t и f) свидетельствуют о наличии энергетических «якорей» (концентрации – блокировки энергии в голове – ян или в гениталиях – инь), возможно это вызвано отделением мыслей от чувств и энергетическим дисбалансом между периферией и центром тела, т.е. потерей полноценного контакта с действительностью и связано с акцентуацией рациональности «J». Социальный рефлекс – реакция организма живого существа на нахождение его в группе – в семье (стремление держаться вместе в большой группе – в стае – экстравертивный рефлекс - e, или в небольшой группе – в семье или в одиночестве – интровертивный рефлекс - i). «Сверх Оно» (Супер Ид) – коллективное бессознательное, врожденный глубокий слой бессознательного, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, сконцентрировавшую в себе опыт всех предшествовавших поколений людей в виде архетипов (универсальных религиозных, мифологических и сказочных энергетических образов, образующих комплексов и доблестей). Комплексы – отрицательный (деструктивный) опыт человека, ведущий к разрушению личности, определяющий стремления мортидо – m. Доблести - положительный (конструктивный) опыт человека, ведущий к самоактуализации личности, определяющий стремления либидо – l. «Самость» - центральный архетип коллективного бессознательного, образ Бога, целостности (Тай Цзи), идеальной гармонии противоположных начал: Эроса – влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения, источник либидо «l»; Танамоса – влечений и сил смерти, деструкции и агрессии, источник мортидо «m». «Анима» - женские архетипы (инстинкты, направленные на разрушение и агрессию – мортидо «mf, mn», на созидание и любовь – либидо «lf, ln»), «Анимус» - мужские архетипы (инстинкты, направленные на разрушение и агрессию – мортидо «mt, ms», на созидание и любовь – либидо «lt, ls»). Основные архетипы, образующие комплексы и доблести: 1. Статический (пожилой) женский положительный архетип – lf, например, «Великая мать» Гея (дающая жизнь земля; родительский инстинкт - забота о детях и их будущем). 2. Статический (пожилой) женский отрицательный архетип – mf, например, Гидра (разрушающее, пожирающее девятиголовое чудовище; сексуальный инстинкт и стремление к мести). 3. Динамический (молодой) женский положительный архетип – ln, например, Каллиопа (покровительница творчества, муза; стремление к новому, упорядочиванию и познанию - инсайту). 4. Динамический (молодой) женский отрицательный архетип – mn, например, Пандора (двуликая, приносящая несчастье и расстройства, девушка; стремление к хаосу и уходу от действительности). 5. Статический (пожилой) мужской положительный архетип – lt, например, «Отец» Уран (управляющее порядком небо; стремление к установлению объективных законов и правил). 6. Статический (пожилой) мужской отрицательный архетип – mt, например, Крон (свергнувший отца диктатор; стремление к авторитаризму и дегуманизации). 7. Динамический (молодой) мужской положительный архетип – ls, например, Геракл (сильный герой, покоритель, атлет; стремление к созиданию и достижению цели). 8. Динамический (молодой) мужской отрицательный архетип – ms, например, Тифон (разрушающее, огнедышащее чудовище; стремление к насилию и наслаждению). «Оно» (Ид) – личное бессознательное, совокупность инстинктов – движущих сил (либидо «l» – инстинкты жизни, мортидо «m» – инстинкты смерти), стремящихся к немедленному удовлетворению («принцип удовольствия») и находящихся в антагонизме со «Сверх – Я». Задача «Оно» состоит в том, чтобы вернуться в состояние покоя – гармонии, отдав – разрядив энергию комплексов (вытесненных в бессознательное, желаний и групп психологических травм, объединенных единым аффектом – сильным душевным волнением соответствующего образа архетипа). По Юнгу, комплекс – это совокупность ассоциаций, своего рода картина более или менее сложной психологической природы (психологическая травма, просто болезненность и повышенная напряженность). Комплекс – отрицательный опыт личности с присущим ему напряжением или энергией имеет тенденцию формировать самостоятельную отрицательную мини-личность. Ему принадлежит нечто вроде своего тела - формы, и в определенной мере своя психология - динамика отрицательных рефлексов и настроя (энергия смерти - мортидо), разрушающая здоровье. Он рушит лучшие намерения человека. Комплекс как будто обладает долей волевой энергии «Я». Доблести - положительный опыт личности являются ресурсом положительной динамики рефлексов и настроя (энергии жизни - либидо) человека, формирующей самостоятельную положительную мини-личность со своей формой и динамикой, которая ему помогает реализовать лучшие свои намерения, т.е. она также обладает долей волевой энергии «Я». Знаковые модели нейронных голограмм бессознательного
«Я» (Эго) – осознанное «Я»: это осознанное самовосприятие и совокупность организованных сил, направленных на достижение цели соответствующей установки (ST – дело, SF – сервис, NT - анализ, NF – духовность) с учетом преобладающего направления передачи энергии (на контакт с самим собой – интроверсия «I» или на контакт с внешним миром – экстраверсия «E»), заданного бессознательным («Оно»), в соответствии с требованиями внешнего мира («принципом реальности»), поглощающих и распределяющих энергию «Оно» (либидо и мортидо). Избыток неистраченной энергии бессознатеного («Оно») «Я» сублимирует для самовыражения и развития личности (познания, просветления). Если «Я» при достижении цели встречает сопротивление, то энергетическая разрядка не происходит, а энергетическое напряжение (противостояние «Оно» и «Сверх – Я», стресс) возрастает, и усиливается дисбаланс всей ЭИС личности. Граница «Оно» и «Я» - эндопсихическая (внутренняя, граничащая с «Оно») сфера «Я» (предсознание): Инвазии – функции агрессии, контролируемые только с помощью жесткого силового нажима (подавления), превосходящие по силе «Я» - комплекс человека. Аффекты (страсти) – функции эмоций, контролируемые только с помощью жесткого силового нажима (подавления), превосходящие по силе «Я»-комплекс человека. Субъективные компоненты – функции индивидуальности, которыми уже невозможно полностью управлять, но с помощью волевого усилия их можно хотя бы подавить, вытеснить или, наоборот, усилить. Память – функция хранения информации, еще поддающаяся контролю со стороны воли, она контролируется «Я» - комплексом (сознанием). Эктопсихическая (внешняя) сфера «Я»: 1. Функции восприятия информации (иррациональность – P): ощущение – S (ES – экстравертивная сенсорика: воля, требовательность; IS – интровертивная сенсорика: самочувствие, ощущение удобства); интуиция – N (EN – экстравертивная интуиция: интуиция возможностей; IN - интровертивная интуиция: интуиция времени, прогноз, предчувствие). 2. Функции обработки информации (рациональность – J): мышление – T (ET – экстравертивная логика: деловая логика, выгода; IT – интровертивная логика: логика отношений, научные теории); чувства – F (EF – экстравертивная этика: проявление эмоций, настроения; IF – интровертивная этика: отношения между людьми). «Персона», «первое Я» - принятие самого себя, своего характера (психологического типа «Я») по отношению к обществу, производная доблестей. «Тень», «второе Я» - неосознанная часть личности, характеризуемая теми чертами, которые осознанное «Я» стремится отбросить и игнорировать, которые несовместимы и противоречат стандартам и идеалам, производная комплексов. «Сверх – Я» (Супер Эго) или «Я – идеал» (наблюдающее «Я»): комплекс «совести» (морали, веры) - энергетически (эмоционально) заряженная группа моральных образов – философия (форма общественного сознания), которая контролирует действия «Я» и предписывает ему соответствующее подражание и деятельность. Если «Я» поддается чрезмерным желаниям (инстинктам либидо и мортидо) под давлением «Оно» вопреки «совести», то возникают чувства стыда, образующие в личном бессознательном очаг «замороженной» энергии - комплекс. Образ «Сверх – Я» - результат изначальных детских идентификаций с родителями. В детстве преобладает стремление к познанию – инсайту (активные воображения и мечты, иррациональность) и соответствующая частота энергетических колебаний мозга – Тета – 4-7 Гц (в возрасте 4-7 лет) и Альфа – 7-14 Гц (в возрасте 7-14 лет). Образ «Я – идеал» - результат более поздних идентификаций с более широким кругом лиц. В возрасте, начиная с 14 лет, стремление к познанию снижается, а у взрослых начинает преобладать стремление к забыванию - амнезии (сравнения с опытом и практикой, рациональность) и соответствующая частота энергетических колебаний мозга – Бета. – 14-20 Гц и более. Основные функции «Сверх – Я» и «Я – идеал»: функция носителя совести, проявляющаяся в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий и в форме эмоциональных переживаний – угрызения совести (совесть по Бердяеву - «Это воспоминание о Боге»); функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести; функция представителя всех моральных ограничений и поборника стремления к самосовершенствованию (целостности) – к тождеству личности с «Самостью».
Знаковые модели нейронных голограмм сознательного
Каждый уровень вертикальной иерархии ЭИС человека имеет соответствующую горизонтальную функциональную последовательность – алгоритм действия функциональных систем (ФС). Ниже приводится вариант соответствия последовательности черт (яо) гексаграммы алгоритму действия функциональной системы человека, первую часть которого (1-2-3), можно назвать мобилизующей (Фигура ТИ - познающая часть), а вторую (4-5-6) – результативной (Фигура ЮН - адаптивная часть):
Возможно, относительная информационная изоляция работ советского ученого П.К.Анохина является причиной того, что ряд положений описания его более высокого порядка модели функциональной системы, чем модель функционирования мозга и нервной системы человека Т.О.Т.Е. (test-operate-test-exit), нашли в последней, полученной американскими учеными в 60-70-х годах прошлого столетия, почти полное совпадение. В книге американских психологов К.Прибрана, Е.Галантера и Дж.Миллера «Планы и структура поведения» на основе модели Т.О.Т.Е. предложен подход к анализу поведения животных и людей, исходящий из учета той роли, которую играют «Образы», создаваемые при переработке получаемой информации, и «Планы», лежащие в основе активной их деятельности. В книге К.Прибрана «Языки мозга», являющейся последующим развитием подхода к анализу поведения животных и человека, приведенного в книге «Планы и структура поведения», излагаются принципы мозгового кодирования. · Модель Т.О.Т.Е. (test – operate – test - exit) или А.Д.А.В. (анализ – действие – анализ - выход)
американскими нейропсихологами применяется для моделирования действий сознания человека при достижении поставленной цели. С помощью этой модели описывается стратегия ментального поведения человека, основанная на идее, что все ментальные и поведенческие программы вращаются вокруг установленных целей и различных средств их достижения. Краткий алгоритм программы ментального поведения, реализованный в модели Т.О.Т.Е. состоит из трех основных действий: 1. обнаружение цели и проверка того, достигнута ли поставленная цель; 2. осуществление действия по достижению цели; 3. очередная проверка достижения цели: если цель не достигнута, вновь происходит действие для ее достижения; если цель достигнута, цикл завершается.
Усовершенствованный К.Прибрамом вариант сервомеханизма Т.О.Т.Е.:
· Центральное положение метода моделирования сервомеханизмом действий нервной системы заключается в том, что операционные компоненты схемы Т.О.Т.Е. сами могут быть элементами этой схемы. Сервомеханизм Т.О.Т.Е. моделирует как стратегические, так и тактические элементы поведения, а также свойства опережающего реагирования нервной системы.
В выше приведенных работах американских ученых имеется ряд предположений, которые могут дополнить описание эпистемологической (распознающей) и адаптивной модели ФС, предложенной П.К.Анохиным, и послужить, согласно утверждению одного из основателей нейропсихологии известного советского ученого Александра Романовича Лурия, «… толчком к новым продуктивным размышлениям». Ниже автором приводится блок – схема эпистемологической (познающей), мобилизующей и адаптивной, результирующей модели функциональной системы поведенческого акта П.К.Анохина во взаимодействии с подсистемой - микромиром и надсистемой - макромиром (сплошные линии со стрелками показывают последовательную передачу информации и энергии из одного блока в другой, пунктирные – экспресс передачу информации и энергии – «короткое замыкание» минуя познающую, мобилизирующую часть блок-схемы, шаги 1-3):
Блок-схема ФС
Схема иерархических объединений подсистем ЭИС человека (Шень - 6, 5; Ци – 4, 3; Цзин – 2, 1) имеет вид:
6 5 4
3 2 1 Точка «короткого замыкания» - экспресс передачи информации от доминирующего энергетического источника ФС Иерархия встроенных систем ЭИС строится на иерархии результатов каждой подсистемы предыдущего уровня, а взаимосвязь между подсистемами может осуществляться не только через входы и выходы ФС каждого подуровня, но и минуя познающую, мобилизующую часть - первые три шага блок-схемы ФС, подключая сразу эфферентные пути подуровня или надуровня ЭИС – адаптивную, результирующую (удовлетворяющую доминирующую потребность) часть блок-схемы ФС (шаги 4-5-6), на основе «короткого замыкания». Адаптивная, результирующая часть ФС (см. блок-схему ФС) включает в АРД «распознающую» и «сравнивающую» ПРД с ПД составляющие, при этом сам поступающий импульс (сигнал) по схеме «короткого замыкания» воспринимается этой частью ФС как «решение» (выбор цели) – результат третьего шага полной блок-схемы модели ФС. Взаимосвязь подуровней ЭИС по принципу «короткого замыкания», минуя афферентный синтез («хозяина» целостной модели ФС), сокращает шестишаговую блок-схему до упрощенного варианта американской модели работы нервной системы Т.О.Т.Е (test – operate – test - exit), впервые приведенной в книге Дж.Миллера, Е.Галантера и К.Прибрама «Планы и структура поведения» почти на тридцать лет позже описания ФС, предложенного П.К.Анохиным. Представленная П.К.Анохиным архитектура ФС и схема иерархических объединений подсистем говорят о динамичности и пластичности ФС, позволяющими быстро мобилизовать высшим уровням необходимые компоненты всех встроенных низших уровней и внезапно менять свои компоненты для достижения полезного результата – цели (аттрактора). П.К.Анохин в работе «Принципиальные вопросы теории функциональных систем» пишет: «… все функциональные системы независимо от уровня своей организации и от количества составляющих их компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором, стабилизирующим организацию систем». Теория функциональных систем П.К.Анохина получила дальнейшее развитие в концепции системного квантования процессов жизнедеятельности, предложенной российским ученым Константином Викторовичем Судаковым. «Системоквант», по определению К.В.Судакова, - это дискретные (прерывные) системные процессы от формирования любой потребности (цели) до ее удовлетворения (достижения). Каждый «системоквант» реализуется ФС на энергетической основе и информационном наполнении доминанты – на основе ведущего параметра (фактора порядка) соответствующего подуровня ЭИС человека (Шень, Ци, Цзин). После удовлетворения доминирующей потребности (достижения цели - аттрактора) деятельностью ЭИС человека завладевает следующая ведущая по ментальной, эмоциональной и физиологической значимости потребность (доминанта) - строится новый «системоквант» доминирующей ФС, по отношению к которой другие ФС выстраиваются в иерархическом временном порядке. Такой принцип – принцип доминанты Алексея Алексеевича Ухтомского отражает сущность непрерывно происходящего обмена веществ, энергией и информацией при адаптации организма человека к изменениям внутренней и внешней среды. Этот принцип был сформулирован А.А.Ухтомским в 1922-23гг., ему принадлежат поучительные слова: «Суровая правда о нашей природе, что в ней ничего не происходит бесследно и что «природа наша делаема», как выразился один древний мудрый человек. Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы преодолеть будущее. Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладевают нами. Поэтому, если нужно выработать в человеке продуктивное поведение с определенной направленностью действий, это достигается ежеминутным, неусыпным культивированием требующих доминант. Если у отдельного человека не хватает для этого сил, это достигается строго построенным бытом». Выше приведена блок-схема первой части ФС П.К.Анохина (фигуры ТИ, яо 1-2-3) распознание - фильтрация и выбор цели – мобилизация (сосредоточение ресурсов организма для достижения цели), и второй ее части адаптивной - самоприспосабливающейся и результирующей – достигающей цели (фигуры ЮН, яо 4-5-6) можно дополнить анализом алгоритма законченного действия (поведения) модели ЭИС человека на каждом из трех уровней: ментальном (Шень), психоэмоциональном (ЦИ), физическом (Цзин). Анализ блок-схем модели ФС на трех уровнях ЭИС человека для десенсибилизации энергии комплексов предлагается проводить по двум крайним – предельным параметрам, приводящим функционирование организма - системы к энергетическому дисбалансу – Всеразрушающему пути мортидо (М). Устранение (десенсибилизация) двух крайностей возвращает функционирование организма – системы на срединный (гармоничный) путь – Всеблагой путь либидо (L). Истина о срединном пути была открыта тысячелетия назад. Согласно высказыванию Будды: «Есть две крайности, избегать которых обязан тот, кто ведет духовный образ жизни. Какие же это крайности? Одна – жизнь среди сладострастия, похотей, наслаждений: это низко, неблагородно, недуховно, недостойно, ничтожно. Другая – жизнь среди самоистязания: это грустно, недостойно, ничтожно. Совершенный, монахи, избёг двух крайностей и вступил на тот совершенный путь, где ум и взор его просветляется, на тот путь, который ведет к покою, познанию, просвещению, к Нирване». Во всех основных мировых религиях срединный путь (Дао) является истинным, ведущим к целостности и гармонии личности, т.е. к свободе. «Человек высшей учености, узнав о Дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о Дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учености, узнав о Дао, подвергает его насмешке». (Дао дэ цзин) Чтобы срединный путь стал доступен человеку, ему необходимо перевести неосознаваемые импульсы «крайностей» Шень,Ци и Цзин на сознательный уровень – десенсибилизировать и сублимировать, т.е. достичь состояния контроля над ними, приобретая свободу выбора эффективного решения. Свобода выбора – это власть над своим поведением и возможность личной самоактуализации. Наличие в памяти – во втором блоке ФС ментальных, психоэмоциональных и физических блоков (защит) препятствует изменению личности, как в плохую, так и в хорошую сторону, т.е не позволяют человеку разрядить импульсы мортидо (М) на трех уровнях его ЭИС за счет отрицательной обратной связи – процесса торможения в познающей, мобилизующей части ФС. Защитные механизмы (блоки) формируются в памяти человека, как результат его отрицательного прошлого опыта, с целью его защиты от повтора этого опыта в будущем. Блок – схему модели ФС на ментальном уровне (Шень) можно представить вербально и в ян (S, T, P, L) и инь (N, F, J, M) символах (знаках):
В юнговской типологии принято, что каждой их четырех функций ментального уровня (S, N, T, F) соответствует свой информационный канал: 1. в первом канале находится ведущая (доминирующая) функция, которая определяет информационную субъективность личности – ее подход к миру и адаптивность; 2. второй канал занят вспомогательной функцией, характеризующей продуктивность и творческую направленность личности; 3. третий канал занят менее развитой вспомогательной функцией, уязвимой для внешнего воздействия (противоположная функции второго канала); 4. в четвертом канале находится подчиненная, самая слабая функция (противоположная функции первого канала). При информационном метаболизме каждая функция ментального уровня в каждом информационном канале работает как фильтр, пропускающий определенный вид информации лучше, чем другие: · S – сообщает о том, что есть информация; · N – сообщает о том, чего информация стоит; · T – сообщает о том, что за информация; · F – сообщает о том, какова ценность информации. Сенсорика (S) и интуиция (N) отвечают за процесс восприятия информации, логика (T) и этика (F) – за процесс переработки информации. Если у человека ведущая функция связана с процессом восприятия информации, то он – иррационал (P), если ведущая функция связана с процессом обработки информации, то он – рационал (J). Иррациональность (P) и рациональность (J) формируются соответственно динамичностью (p) и статичностью (j) настроя ЭИС человека. Акцентуация функций восприятия (S, N) и переработки информации (T, F), а также наличие других ментальных защит в памяти человека на первом и втором шаге блок-схемы ФС ограничивают выбор эффективного решения на третьем шаге блок-схемы ФС. Это отчетливо проявляется при словесной репрезентации человеком его субъективной модели мира и в соответствующем его поведении, как результате неэффективного действия на четвертом, пятом и шестом шагах блок-схемы ФС. Согласно утверждению авторов нейро-лингвистического программирования Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, сообщая о своей модели мира, человек делает это посредством поверхностной структуры репрезентации, которая может содержать три процесса словесного моделирования: генерализацию (обобщение), опущение (удаление) и искажение. На субъективный взгляд автора этой монографии к трем процессам словесного моделирования следует добавить четвертый процесс - энергизацию. Эти процессы блокируют человеку путь к более богатому выбору в своем поведении (энергетической разрядке), т.е. обедняют его модель мира, представленную в неполной и искаженной вербальной репрезентации, вызывают у других людей непонимание. Источником наиболее полной репрезентации поверхностной структуры (сознательной структуры) является глубинная структура (бессознательная структура). Источником репрезентации содержания глубинной структуры является опыт (комплексы – m и доблести – l) человека, хранящийся в его памяти. Обобщение заключается в применении правил к категориям, по отношению к которым они являются лишь частными случаями. Человек считает, что эти правила всегда истинны, и обращает внимание только на то, что их подтверждает, игнорируя исключения. Люди, склонные к обобщению, рассматривают мир в фиксированных категориях и не отличаются гибкостью. Среди них большую часть составляют логики (T). Удаление в поверхностной структуре репрезентации модели мира происходит, когда нет слов для описания некоторых ее частей или о них умалчивается, а также когда их вообще не заметили. Тот, кто активно пользуется удалением в процессе мышления, нелогичен в рассуждениях, его трудно понять. При этом такие люди обладают сильной способностью к концентрации внимания (преобладает сенсорное восприятие) и умеют удалять всю ненужную информацию (чаще это сенсорики – S). Искажение приводит к извращению (изменению) личного опыта человека – преувеличению или преуменьшению, добавлению того, чего не было и т.п. С одной стороны, оно ограничивает способность действовать и вызывает страдания, с другой – является основой творчества, художественного таланта и оригинальности мышления. Люди, искажающие свой опыт сильнее других, чаще имеют хорошо развитую интуицию – N. Энергизация – употребление в речи «бранных» и других эмоциональных выражений - слов-стимулов мортидо приводит к смятению разума, потере спокойствия и гармонии. С одной стороны, энергизация связана с эмоциональной акцентуацией (F) и субъективизмом, с другой, при достижении определенной критической точки (точки бифуркации), человек может разрядить избыток напряженности с помощью плача, смеха или крика. Люди, способные к быстрой энергетической разрядке (чаще это этики – F), реже страдают психосоматическими заболеваниями, чем те, кто долго хранит в себе ментальные энергетические «блоки» - комплексы. Для того чтобы снять напряжения на ментальном уровне и избежать соответствующего непонимания при наличии в поверхностной структуре репрезентации человека обобщения, удаления, искажения и энергизации, ему необходимо ответить на, уточняющие вербальную репрезентацию, вопросы:
Согласно утверждению американского психолога Вирджинии Сатир, люди, пряча свою слабость (Тень), прибегают часто к четырем типам защитного поведения – моделям общения, блокирующим гибкость мышления:
Экстравертивность и интровертивность личности оказывает влияние, прежде всего, на преобладание направления движения жизненной энергии (сознательное на объект, бессознательное к субъекту у E - экстраверта; сознательное к субъекту, бессознательное на объект у I - интроверта) и соответствующих рецепторов информации (внешних – e; внутренних - i). Блок – схему модели ФС на психоэмоциональном уровне (Ци) можно представить вербально и в ян (e, p, E, P, L, l) и инь (i, j, I, J, M, m) символах (знаках):
Согласно К.Г.Юнгу, «… Мы цивилизованы в своей дифференцированной функции, в пределах которой обладаем свободой воли. В рамках подчиненной функции ни о какой свободе не может быть и речи. Это наша открытая рана, или, по крайней мере, открытая дверь, через которую может проникнуть все, что угодно…». Две крайности на ментальном и психоэмоциональном уровнях, вызывающие невроз: 1. акцентуация ведущей ментальной функции модели личности; 2. активизация подчиненной функции. Для определения своей ведущей функции можно задать себе всего три вопроса: «Что мне дается легче всего? Чем чаще всего я обычно занимаюсь? Что мне дается трудней всего?» Полученные ответы можно сравнить с краткой характеристикой «юнговских психологических типов»:
Для ET и EF рациональность (J) – функция разумного суждения и зависит больше от объективных данных.
Для ES и EN иррациональность (Р) – функция, связанная с наивностью, беззастенчивостью, характеризует резкость и насилие.
Для IT и IF рациональность (J) проявляется в эгоистичности и навязывает им психологию угнетенного.
Для IS и IN иррациональность (Р) проявляется в неуверенности, необоснованном смущении, скрытности, неспособности к коммуникации. Вся их деятельность направлена вовнутрь. К.Г. Юнгом отмечалось, что для экстравертивных типов (Е) опасность заключается в том, что они вовлекаются в окружающие их объекты и полностью в них теряются, что влечет возникновение нервных или телесных расстройств (дисгармонии) как компенсации, принуждающие их к недобровольному самоограничению. У них истерия является наиболее частой формой проявления невроза. А у интровертов (I) типичная форма невроза – психастения, сопровождающаяся большой истощенностью, сенситивностью и хроническим утомлением. Нередко их боязнь перед объектом развивает у них неспособность отстаивать свое мнение, страх подпасть под чужое влияние, недоверие к новому. Чаще человек развивает две ментальные функции, находящиеся в первых двух информационных каналах, реже – три. Четвертая (подчиненная) функция больше всего связана с подсознанием – осуществляет связь с инстинктами и архетипами личности, поэтому человек не любит, когда ее затрагивают, и часто приходит от этого в ярость. Подчиненная функция - это кровоточащая рана личности. Если человек развил только функцию в первом информационном канале, то две вспомогательные функции во втором и третьем канале будут вести себя подобно подчиненной функции, формируя теневую сторону личности. Постоянно адаптироваться в окружающем мире только по первой функции человек устает, испытывает скуку и тогда переключается на вспомогательную творческую функцию во втором канале. Ассимилировать (сознательно использовать) можно также и третью функцию, как вспомогательную, а безболезненное обращение к четвертой функции возможно только с подключением воображения – в состоянии транса (альфа волн головного мозга). Достижение целостности личности – последовательная ассимиляция 1, 2 и 3 функций (адаптация по этим функциям) с добавлением в воображении возможных результатов по 4 функции возможно только на срединном уровне, т.е. без акцентуации первой функции. Активизация четвертой функции открывает дверь для неосознаваемых теневых импульсов:
Свойства анализаторов определяют субъективность восприятия индивидом внутренней и внешней информации, т.е. его соответствующие психологические функции (E, I). По локализации рецепторов (чувствительных нервных образований, воспринимающих раздражения из внешней или внутренней среды, преобразуя их в нервные сигналы) анализаторы бывают экстероцептивные (e) и интероцептивные (i). Теневые импульсы вынуждают интроверта (обычно медлительного, тихого, внешне спокойного) громко разговаривать, шуметь, жестикулировать, как экстраверт. Экстраверт, обладающий повышенной возбужденностью, жестикуляцией и энергичностью, в таких случаях может замкнуться, уйти в себя, стать малоподвижным и медлительным, как интроверт. Синдромы дисбаланса ЭИС условно можно разделить на невротические (инь) – неврозы (чаще возникает отрицательная обратная связь в познающей, мобилизирующей части ФС, синдром возникает вследствие внутреннего конфликта: неврастения, истерия, фобии и т.д.) и психические (ян) - психозы (чаще возникает отрицательная обратная связь в адаптивной, результирующей части ФС, синдром, появляющийся при неспособности адаптации к изменившимся условиям среды: эйфория, депрессия, апатия и т.д.). Процесс психологической коррекции личности можно провести через дезинтеграцию (анализ каждой информационной функции модели ЭИС человека) и последующую целостную интеграцию этих функций (синтез всех информационных функций модели ЭИС человека), используя шестишаговую блок-схему модели ФС. Условный рефлекс (процесс восприятия и переработки информации) формируется при прохождении шести шагов блок-схемы модели ФС, после подкрепления он запоминается и становится автоматическим. Для его коррекции можно мысленно (сознательно) многократно повторить (отрефлексировать – ощутить, прочувствовать, осмыслить и вообразить) все шесть шагов ФС, изменяя результат соответствующих параметров восприятия и переработки информации путем повышения ценности (значимости) информации, обеспечивая целостность модели ЭИС – срединный уровень. Гармонизация личности связана с переходом от «одномерного» знания (от акцентуации по ведущей функции) к многомерному пониманию (вовлечению в процесс познания и адаптации первых трех функций с мысленным воображением результатов от участия четвертой функции). Интегральное (целостное) познание основано на полноценном наблюдении (S), суждении (T), переживании (F) и воображении (N). Целостность – это свободный информационный и энергетический метаболизм соответствующих ФС на ментальном (Шень) и психоэмоциональном (Ци) уровнях модели личности. Синдромы дисбаланса ЭИС человека есть следствие ошибочного выбора жизненного пути – пути мортидо (M), т.е. отсутствие свободы выбора. Человек ограничивает свои степени свободы (ценность информации) – вызывает напряженность (стресс) ЭИС и соответственно энергетический дисбаланс своими индивидуальными анализаторами (сенсорными системами) и стереотипами (устойчивыми условными и безусловными рефлексами - привычками, навыками), соответственно полученными по наследству и приобретенными в раннем детстве и последующем опыте. Стереотипы поведения, как параметры личности могут вывести человека на путь мортидо (М) или на путь либидо (L). На путь мортидо (М) подталкивают человека отрицательные стереотипы, которые образуются, когда условия среды препятствуют быстрой его к ним адаптации. Самостоятельное предотвращение или снятие (устранение) индивидом чрезмерного эмоционального напряжения для сохранения психологического гомеостаза часто происходит с помощью механизмов психологической защиты. Адекватным способом психологической защиты в большинстве случаев является лишь энергетическая сублимация (преобразование деструктивной энергии в творческую или другую приемлемую форму активности). Психологическая защита – это рефлекс рабства (патологическая адаптация) на психоэмоциональном уровне ЭИС человека. Она может загнать вглубь возникающие конфликты и образовать соответствующий «темный комплекс» - источник последующей внутренней напряженности и энергетической дисгармонии. Психологические защиты, как было уже отмечено, возникающие на втором шаге блок-схемы ФС, препятствуют изменению личности и в плохую, и в хорошую сторону. Согласно Анне Фрейд, защитные механизмы основываются на двух типах реакций:
Психологами описано более 20 видов психологических защит, некоторые из них приведены в таблице:
Примером защитных типов поведения могут служить: · чаще у экстравертов (Е) – агрессия (нападение на «фрустатора» - причину, вызывающую переживание неудачи); · чаще у интровертов (I) – аутизм (самозамыкание, «уход от фрустатора»); · чаще у рационалов (J) – рационализация (объяснение своих желаний и действий ложными мотивами, «оправдание фрустатора»); · чаще у иррационалов (Р) – проекция (приписывание другим людям вытесненных зачастую «постыдных» побуждений и чувств, «перенесение на других фрустатора»). По мнению многих ученых, средством освобождения личности от психологических защит могут быть: · целостное развитие личности; · достижение когерентности на всех трех уровнях ЭИС; · рефлексия и формирование жизненно важных достижимых целей; · самоактуализация – выявление и развитие своих способностей для достижения выбранных целей. Причинами стресса и невротических проблем, согласно модели американского психотерапевта А.Лоуэна, ученика основоположника телесно – ориентированной терапии В.Райха, является нарушение свободного течения «биоэнергии» – импульсов (инстинктов – жизненных сил) в теле человека. Подавление стремлений (инстинктов – n, s, t, f) индивида к их свободному удовлетворению (рефлекс свободы - l) порождает боль в теле и патологическую адаптацию (рефлекс рабства - m) как реакцию на это подавление. Основной закон гармонии в биоэнергетике, по Лоуэну, состоит в том, что «накопление энергии не может превышать ее расход». Нарушение этого закона связано с нарушением гармоничного процесса обмена веществ (метаболизма – совокупности процессов анаболизма и катаболизма) в организме. Две крайности: замедленный метаболизм (преобладает анаболизм) приводит к избыточному весу, свойственному типу конституции 1a; ускоренный метаболизм (преобладает катаболизм) приводит к истощению – похуданию, свойственному типу конституции 2a. Блок – схему модели ФС на физическом уровне (Цзин) можно представить вербально и в ян (s, t, p, l) и инь (n, f, j, m) символах (знаках):
С биоэнергетической точки зрения, равновесие (энергетический баланс) в трехмерной пространственной модели тела поддерживают три пары взаимно-перпендикулярных проекций равнодействующих жизненных сил (инстинктов). В первой вертикальной паре одна из компонентов равнодействующей тянет организм вверх (ян), а другая, тянет организм вниз (инь), во второй и третьей горизонтальных парах одна (ян) из компонентов равнодействующей направлена горизонтально от центра вовне, другая (инь) – к центру. Жизнь (функционирование ЭИС) находится в состоянии постоянных изменений благодаря взаимодействию этих пар сил, которые как бы перетягивают канаты по вертикали и горизонтали. Условным центром гармонии является срединный пункт в движении «энергетического маятника», т.е. его равномерное (гармоничное) движение вокруг среднего энергетического центра (ян-инь-равномерный режим). Любая длительная задержка «энергетического маятника» в верхнем или нижнем энергетических центрах (инь – замедленный режим), т.е. доминирование статичности (неподвижности, замедленности – j), или чрезмерное возрастание интенсивности колебаний «энергетического маятника» вокруг среднего центра (ян-ускоренный режим), т.е. доминирование динамичности (подвижности, быстрой изменчивости – p), приводят ЭИС человека к бифуркации (неустойчивости, дисгармонии, хаосу). При биоэнергетическом моделировании эти две крайности - чрезмерные статичность (j) и динамичность (p) возникают при определенных ограничениях свободного движения «энергетического маятника» (жизненных сил) в теле человека. Свободному движению «энергетического маятника», согласно А.Лоуэну, чаще всего препятствуют мышечные блоки тела, которые взаимосвязаны с «замороженной» энергией комплексов. Свобода, грация и красота – естественные отличительные особенности каждого живого организма. Свобода – это отсутствие внутренних ограничений (мышечных блоков) потоку жизненной энергии, грация – выражение этого потока в движении, а красота – это проявление внутренней гармонии, порожденной этим потоком. Все это означает здоровое тело, следовательно, здоровую психику. Энергетические центры тела:
1
2
3
Тело (конституция) и психологические функции имеют свою филогенетическую (эволюционную) историю, и значит - соответствующее взаимовлияние, но не абсолютное. Согласно Юнгу, небрежение конституцией приводит к болезненному нарушению, пренебрежительное отношение к унаследованной структуре психики делает то же самое. Диагноз в телесно-ориентированной терапии – это суждение аналитика о доминирующих тенденциях в структуре характера пациента, которые связаны с врожденной конституцией и ее изменением под действием травматических переживаний ранних лет жизни, раскрываемых в психоаналитическом исследовании невротического поведения. В характере, по утверждению А.Лоуэна, отчетливо проявляется зависимость психического функционирования от биоэнергетических процессов:
Регулярное выполнение физических упражнений высвобождает (десенсибилизирует) заблокированную жизненную энергию и повышает способность человека получать удовольствие. Основные упражнения, применяемые в телесно-ориентированной терапии:
Под поведением человека в общем смысле можно подразумевать реализацию его функциональными системами действий на трех уровнях – Шень, Ци и Цзин. Поэтому приведенные выше утверждения можно эффективно использовать для построения целостного метода коррекции (саморегуляции) ЭИС человека на всех трех уровнях одновременно, применяя последовательно анализ (разбор каждого из шести шагов отдельно) и синтез (соединение шести шагов в единое целое) поведения (действия) функциональной системы, вызывающего состояние мортидо (М).
Уровень Шень
Уровень Ци
Уровень Цзин
При коррекции сложного поведения человека каждый из шести шагов блок-схемы ФС можно разбить на соответствующие компоненты и провести их анализ-синтез на более низком уровне:
Анализ компонентов и параметров поведения ЭИС человека позволяет определить две крайности (симптомы «сладострастия» - старого ян и «мученичества» - старого инь), а синтез позволяет выбрать «срединный» путь, путь успешной самоактуализации личности - восстановления гармонии ЭИС на трех уровнях (Шень, Ци, Цзин). Акт самоактуализации – это действия личности, завершающиеся достижением сознательно поставленных перед собой целей (аттракторов либидо L), вызывающие положительные переживания. Процесс самоактуализации (эволюции ЭИС) личности возможен при полном выявлении и развитии индивидуальных возможностей (параметров) ее Самости. «Человек, умеющий управлять собой, может эффективно управлять другими людьми». Менее чем 1% людей обладает врожденной способностью к саморегуляции, остальные 99% способны научиться этому. Фраза «познай самого себя» с древних времен является ключом, открывающим дверь к саморегуляции и самоактуализации личности. Свобода есть естественная способность человека к самоактуализации. Известному французскому писателю и философу Вольтеру (Мари Франсуа Аруэ) принадлежат слова: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Модель системного принципа регуляции организма человека, предложенная П.К.Анохиным, можно использовать для построения саморегулирующейся системы управления социумом (организацией, предприятием и т.п.), т.к. для различных сложных открытых систем справедлив принцип подобия: системы различных уровней подчиняются общим законам синергетики. Психофизиология – наука не только о физиологических, но и о нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения животных и человека, интегрирующая различные дисциплины, изучающие работу мозга, в единую нейронауку. Нейронаука о функциональных системах является составной частью одного из самых молодых и перспективных направлений научной мысли – синергетики.
МЕТОД «ЕВРАЗИЯ» ЧАСТЬ 1
Экспресс - тренинг «коррекция личности»
Отклонение от срединного пути либидо (L) при длительном функционировании ЭИС человека в ян – ускоренном режиме с обострением или в инь – замедленном режиме без обострения приводит к ментальному (информационному), эмоциональному и физическому перенапряжению (состоянию мортидо (M)) или торможению (энергетическому застою) – сбою функций саморегуляции организма (нарушению гомеостаза). Саморегуляция ЭИС человека – свойство (параметр) Самости, отражающее успешное завершение действий шестишаговой модели функциональной системы (ФС) на ментальном (Шень), психоэмоциональном (Ци) и физическом (Цзин) уровнях при достижении жизненно необходимых целей. Синергетический метод саморегуляции «ЕВРАЗИЯ» основан на сознательном применении человеком различных топологически выверенных недирективных воздействий на собственный организм для гармонизации познавательно-адаптивных процессов ФС и их когерентности (согласованности) на всех трех уровнях ЭИС. Коррекция установки, настроения и самочувствия человека положительно отражается на его здоровье и эффективности поведения, т.е. возвращает его на срединный путь либидо (L). Метод «ЕВРАЗИЯ» характеризуется трехуровневым воздействием на системно-организованные индивидуально-типические параметры функциональной структуры процессов саморегуляции личности. Он основан на синтезе всеобщих законов синергетики, древней философии, современной рефлексотерапии и психологии (психотерапии), является системой взглядов - научным мировоззрением на решение проблем личности. Энергетический дисбаланс, вызванный незаконченным действием ян и инь импульсов жизненных сил (зацикливанием ФС) на каждом из трех уровней (Шень, Ци, Цзин), формирует очаги «извращенной» энергии (извращенные ощущения, чувства и мысли), которая в виде пространственных энграмм памяти концентрируется («замораживается») в подсознании подобно сжатой пружине, отнимающей жизненную энергию у всей ЭИС для ее сдерживания. Такое перераспределение энергии (дисбаланс) в организме человека нарушает нормальное (гармоничное) функционирование различных энергетических подсистем человека и требует разрядки извращенной энергии (причины дисгармонии) или ее сублимации. При энергетическом подходе к определению жизненных сил человека - его потребностей (стремлений) следует различать: потребности тела (потребность в разрядке энергии Цзин) – физический уровень; потребности психики (потребность в разрядке энергии Ци) – психоэмоциональный уровень; потребности разума (потребность в разрядке энергии Шень) – ментальный уровень. Задача человека, как живой энергоинформационной системы – удовлетворить свои потребности (стремления на каждом уровне), не вступая при этом в конфликт ни с самим собой (с «Я» - идеалом), ни с окружающими людьми - внешним миром, т.е. не вызывать новых напряжений. Удовлетворение потребностей (энергетическая разрядка) на срединном пути либидо (L) приближает человека к цели – достижению гармонии с самим собой, окружающим миром и к ощущению чувства безопасности (свободы от беспокойства – напряжения). Избежать крайностей (уйти с пути мортидо (M)) можно при полном освобождении (чистке) тела, души и разума от «замороженной» энергии «темного» комплекса проблем, на основе ее соответствующей десенсибилизации (уменьшения значимости) и сублимации (переключение остатков извращенной энергии на творчество). Эта задача может быть решена самостоятельно каждым человеком, если он познал себя – свою модель личности (компоненты и параметры ЭИС) и освоил метод обучения ФС новым паттернам (моделям, образцам) функционирования для достижения жизненно необходимых целей. Алгоритм тренинга «коррекции личности»:
МЕТОД «ЕВРАЗИЯ» ЧАСТЬ 2 Экспресс – тренинг «коррекции взаимоотношений»
После успешного проведения первой части тренинга «коррекция личности» равнодействующая вектора поведения человека ориентирована на достижение поставленной цели – самоактуализацию личности. На пути к самоактуализации могут возникнуть надсистемные проблемы, для преодоления которых предлагается использовать вторую (результирующую) часть метода «коррекция взаимоотношений» - психофизиологический коучинг на основе алгоритма творческого решения системных проблем (АТРСП). Творческий образ жизни доступен каждому, для этого не нужны особые прирожденные способности или сверхблагоприятные условия. Творческая личность стремится к творческой цели, а внешние обстоятельства часто мешают ей. Перевод тяжелых проблем в решаемые задачи с помощью коучинга сокращает время достижения личностью самоактуализации. Термин коучинг произошел от английского слова коуч (фургон, вагон) – транспортное средство, которое перевозит человека или группу людей из некоторого начального местоположения в желаемое. Ведущий тренер поведенческих навыков, всемирно известный мастер НЛП Роберт Дилтс в своей книге «Коучинг с помощью НЛП» дает следующее определение «… коучинг - это процесс, в ходе которого отдельным людям и целым коллективам помогают действовать продуктивно и максимально реализовывать свои способности». Другими словами, коучинг – это инструмент – тренинг для самоактуализации личности. С маленькой буквы коучинг – улучшение ситуации; с большой буквы коучинг – достижение цели в социуме. Время – самый драгоценный и универсальный ресурс, который есть у человека. Талантливый и удачный человек тратит на результат времени меньше, чем обычный. Поэтому обычному человеку необходимо научиться делать что-либо быстрей – на автомате (выработать соответствующие условные рефлексы), чтобы стать удачливым. Для формирования активного творческого мышления, согласно алгоритму законченного действия – АТРСП, необходимы как минимум шесть качеств (параметров модели ФС): 1. Восприятие информации «глазами ребенка», как новую, не имеющую аналогов. 2. Анализ и оценка информации с учетом мотивации и опыта. 3. Наличие достойной цели - новой (или недостигнутой), значительной, общественно-полезной. 4. Умение программировать достижение поставленной цели. 5. Большая работоспособность по выполнению намеченных планов, умение решать творческие задачи в выбранной области, владение техникой преодоления противоречий на пути к цели. 6. Готовность "держать удар": отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание. Результативность: на пути к конечной цели должны регулярно вырабатываться промежуточные результаты. Алгоритм творческого решения надсистемных проблем (АТРСП) – это код собственного процесса мышления, которым человек может воспользоваться так, как это было задумано Всевышним (Создателем). Если человек думает, что у него есть проблема, то она у него есть. Если человек думает о результате и цели, то любые встречающиеся у него на пути проблемы могут быть разрешены, т.к. у этого человека их не существует. Вместо проблемы оптимист имеет возможность достичь цели, т.е. перейти из настоящего состояния в состояние достижения результата (цели). Переход ориентированности на проблему к ориентированности на ее решение – дает первая часть метода «Евразия», вторая часть этого метода служит инструментом для ее решения – достижения цели в социуме. При достижении цели гораздо лучше положиться на свою настоящую сущность – свой тип личности и попытаться стать лучше, чем пытаться привыкнуть к роли, которая человеку абсолютно не подходит. Другими словами, решение проблем необходимо строить на основе активизации - ассимиляции 3-х ведущих функций личности и на воображении ситуации по 4-й его функции. Отправным пунктом на пути к высоким личным и профессиональным достижениям является критический взгляд на свои сильные и слабые функции. Самооценку следует начать с определения своего типа личности, т.е. с анализа своих слабых и сильных сторон личности. Решение проблем в социуме на основе АТРСП меняет стиль мышления человека, оно перестраивается и становится более глубоким, управляемым – системным, способным воспринимать информацию о сигнале и обстановке всесторонне, во всем многообразии. Алгоритм психофизиологического коучинга – это конкретные шаги для эффективного достижения цели на основе научной теории, а не бессистемный перебор различных вариантов. АТРСП снабжен правилами, нарушение которых можно определить, если вновь перечитать принципы холистической логики и диалектики, приведенные в первой главе настоящей книги с учетом соответствующей иерархии систем:
В начале решения надсистемных проблем человеку следует прекратить волноваться, суетиться, необходимо собрать разностороннюю информацию о проблеме, сведя проблемную ситуацию к конкретному проблемному состоянию, задав себе следующие вопросы: «Что у меня плохого?», «Какая у меня проблема?», «Как я хочу изменить проблемную ситуацию?». Затем предлагается взглянуть на решаемую проблему в целом на основе 3-х шаговой упрощенной схемы «сигнал – действие – результат», иначе «исходные данные – действия – решение проблемы». После предварительного ответа на вопросы трехшаговой схемы можно приступить к решению системной проблемы на основе АТРСП. Исходные данные: Какая у меня проблема? Действия: Как я хочу изменить проблемную ситуацию? Решение проблемы: Какое решение проблемы меня устроит? Под надсистемной проблемой чаще подразумевается конфликт между компонентами социума при их взаимодействии, вызывающий соответствующее обострение противоречий. Конфликты являются неотъемлемой частью современной жизни. Условно конфликты делят на четыре типа: внутриличностный (внутрипсихический), межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Внутриличностный конфликт - это порождение амбивалентных (двойственных, противоположных) стремлений объекта, т.е. форма взаимодействия противоположных импульсов его бессознательного и сознательного, вызывающих энергетический дисбаланс ЭИС (напряжение, стресс). Управление внутриличностными конфликтами, т.е. восстановление гармонии личности возможно на основе первой – мобилизующей части метода «ЕВРАЗИЯ». Управление надсистемными конфликтами (межличностным, между личностью и группой, межгрупповым) возможно на основе второй – результирующей части метода «ЕВРАЗИЯ», т.е. на основе АТРСП, рассматривая конфликт как задачу, которая должна быть решена. Учитывая принцип подобия, для упрощения моделирования решения такого типа задач в конфликтной ситуации будут рассматриваться только два конфликтующих компонента и их окружение. Каждый из двух конфликтующих компонентов будет моделировать как личность, так и группу (представителя группы) на соответствующем уровне надсистемы, при этом один их них играет роль субъекта – источника активности (ян), а другой играет роль объекта (инь), относительно которого происходит целенаправленное действие субъекта. В модели конфликтной ситуации объект противостоит субъекту. Задачу управления конфликтом можно свести к задаче управления параметрами объекта и субъекта на основе слов Ливия Титу: «Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы». Алгоритм творческого решения системных проблем (АТРСП): Исходные данные: Какая у меня проблема? __________________________________________________________________________ Действия: Как я хочу изменить проблемную ситуацию? __________________________________________________________________________ Решение проблемы: Какое решение проблемы меня устроит? __________________________________________________________________________
1. Восприятие информации.
2. Анализ и оценка информации.
3. Принятие решения – выбор цели.
4. Принятие плана и стратегии достижения цели.
5. Регуляция поведения и параметры результата целенаправленного поведения.
6. Оценка результата поведения - самооценка. Информационный метаболизм.
«Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что «совершенномудрые» (философы) много тысячелетий назад дали человечеству огромные знания о законах развития «поднебесной» и самого человека. Следуя даоскому пониманию сути любого целенаправленного действия, его необходимо начинать с противоположного, доводя до предельного состояния, и тогда цель достигается сама собой в «недеянии».
Дао Дэ Цзин: Желая что-то сжать, сначала растяни его. Желая что-то ослабить, сначала усиль его. Желая что-то уничтожить, позволь этому сначала расцвести. Желая что-то отнять, сначала дай это. Это и зовется утонченно-искусным просветлением. Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное… «Недеяние», согласно даосскому пониманию, – это действие накануне события. Важно заметить исток любого явления, дабы повлиять на него в самом начале. Дао Дэ Цзин: Легко сохранить то, что умиротворено. Легко спланировать то, что еще не получило развития. Легко разломать то, что еще хрупко. Легко рассеять то, что еще мало. Действуй тогда, когда еще ничего нет. Правь там, где еще нет смуты. Полнокровное дерево вырастает из мельчайшего ничто. Башня в девять уступов поднимается из просеянной земли. Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага… Метод «ЕВРАЗИЯ» начинается с экспресс-тестирования и завершается гармонизирующим тренингом в соответствии с Дао Дэ Цзин. Как сказал Марк Твен: «Древние украли все наши лучшие идеи». Метод «ЕВРАЗИЯ» - это целостный, синергетический метод восстановления гармонии ощущений, чувств и мыслей при достижении желаемой цели.
«Все новое – это хорошо забытое старое».
ПРИЛОЖЕНИЕ
При отсутствии программы Typology-2002 для приближенного определения модели личности можно воспользоваться нижеприведенными данными экспресс – теста.
Психологический тест предпочтений:
Программа Typology-2002
Для начала работы с программой нажмите кнопку «Пуск», выберите пункт меню «Программы», перейдите на название программы «Typology-2002» и щелкните мышью два раза или нажмите клавишу «Enter». Работа с программой происходит аналогично работе с приложениями WINDOWS. Позициирование (перемещение курсора) в программе можно осуществлять с помощью манипулятора «мышь» или кнопки «Tab». После запуска программы открывается начальное информационное окно:
Для продолжения нажмите «ОК». Откроется Окно № 1: Окно № 1.
Кнопка «Новое тестирование» - при нажатии этой кнопки Вы входите в Окно № 2 «Данные о новом тестируемом». Кнопка «Архив протестированных» - при нажатии на эту кнопку Вы входите в Окно № 4 «Архив». Кнопка «Выход» – при нажатии на эту кнопку происходит выход из программы. Данные о новом тестируемом в Окне № 2:
Поля «Фамилия», «Имя», «Отчество» - вводятся данные о новом тестируемом. Если этот человек ранее уже проходил тестирование, то после занесения всех начальных данных и попытке начать тестирование программа предупредит об этом:
Если нажать «Yes» – начнется тестирование, если «No» – останется Окно № 2 ввода данных. Кнопка «Возраст» – введите возраст тестируемого (полное количество лет) – от 6 лет. Выберите пол тестируемого «Мужской» – «Женский». Кнопки «Вес» и «Рост»: введите вес (в килограммах) и рост (в сантиметрах) тестируемого. Вместо заполнения этих данных можно нажать кнопку «Нажать, если вес и рост неизвестны». Откроется окно «Определение конституции по внешнему виду»:
С помощью последовательного нажатия кнопок «Выбрать», по силуэту и описанию выбирается конституция (телосложение) тестируемого. После определения происходит возврат в Окно № 2 «Данные о новом тестируемом», при этом в полях «Вес» и «Рост» появляется надпись «определено». Поле «Примечание» - при желании в это поле можно занести некоторую дополнительную информацию о тестируемом. Введенный текст будет напечатан в Окне № 3 «Отчет» после начальной информации о человеке. Для выхода из Окна № 2 «Данные о новом тестируемом» в окно № 1 нажать кнопку «Назад». Кнопки «Начать тестирование (собственное)», «Комплексное тестирование (со стороны + собственное)», «Тестирование со стороны». При нажатии соответствующей кнопки начинается тестирование. Каждый раз необходимо выбирать один из двух предлагаемых вариантов, нажав кнопку «Выбрать», расположенную под соответствующим вариантом. Необходимо отвечать быстро, не задумываясь. В режиме собственного тестирования для уточнения некоторых вопросов можно воспользоваться кнопкой «Сомневаюсь». При желании, в любой момент можно прекратить тестирование, нажав кнопку «Стоп». При этом произойдет возврат в Окно № 2 «Данные о новом тестируемом». После окончания тестирования откроется окно:Окно № 3. «Отчет»
Левая, затененная половина окна содержит список описаний, разделенный на группы «Конституция», «Темперамент», «Характер», «И-Цзин». Каждая группа имеет некоторое количество подразделов. Для просмотра описания можно выбрать любой подраздел, щелкнув на нем «мышью», или целую группу описаний, щелкнув на заголовке группы. При желании отменить выделение некоторого пункта необходимо повторно щелкнуть на нем «мышью». При нажатии на кнопку «Выбрать все» происходит выделение всех заголовков.
Кнопка «Показать»: при нажатии на эту кнопку в правой половине окна появляются тексты описаний, предварительно выделенные в левой половине окна: Для просмотра описаний можно воспользоваться вертикальной линейкой прокрутки. При необходимости часть окна с описаниями можно расширить, поместив «мышь» на линию, разделяющую темную и светлую части окна до появления символа ←║→,и «перетащить» вертикальную границу влево. В тексты описаний можно вносить любые изменения, часть информации можно удалить, можно добавить свои впечатления. Кнопка «Назад» – при нажатии на эту кнопку происходит возврат в Окно № 1. Кнопка «Напечатать» – при нажатии на эту кнопку весь текст, расположенный в правом окне, будет распечатан на принтере.
Если, находясь в Окне № 1, нажать кнопку «Архив протестированных», откроется окно: Окно № 4. «Архив»Окно «Архив» содержит базу данных результатов тестирования. Кнопки «Сортировать»: при нажатии на левую кнопку записи в архиве сортируются по фамилиям протестированных, при нажатии на правую – по дате тестирования. Перемещаться по списку можно с помощью «мыши», клавиш управления курсором, линейки прокрутки, а также с помощью символов |◄, ◄, ►, ►|. Для удаления записи из списка результатов нужно перейти на любое место записи и нажать кнопку «Удалить». Программа выдаст предупреждение:
При нажатии на кнопку «ОК» запись будет удалена, при нажатии кнопки «Отмена» происходит возврат в окно «Архив» Для того, чтобы просмотреть полную информацию о результатах тестирования, проведенного ранее, необходимо выбрать запись из списка результатов тестирования и нажать кнопку «Просмотр». Откроется окно результатов (Окно № 3 «Отчет»). Кнопка «Назад» возвращает в Окно № 1. Кнопка «Добавить собственное впечатление» – при нажатии на эту кнопку начинается тестирование «со стороны». При этом ранее полученные данные о тестируемом будут скорректированы.
Кнопка «Счетчик». При нажатии на эту кнопку открывается окно с данными о количестве тестирований, проведенных с момента установки программы:
Для возврата в Окно № 4 «Архив» нажать «ОК».В правом нижнем углу находится раскрывающийся список всех 64 холистических типов. Для просмотра описания одного из типов необходимо нажать на треугольник в правой части списка и выбрать соответствующий код. Произойдет переход в окно результатов «Отчет».
Ассоциированный тест К.Г.Юнга
Для помощи клиенту в постижении темной области его души, согласно К.Г.Юнгу, можно использовать словесный ассоциированный тест. С этой целью консультант использует список слов-стимулов мортидо – m. Он объясняет клиенту, как следует реагировать на произнесенное консультантом слово–стимул из списка: услышав слово-стимул, клиент должен быстро назвать первое, пришедшее ему в голову слово-ответ (ассоциацию). Консультант отмечает ответы и время реакции клиента на слова-стимулы напротив этих слов. Назвав все слова-стимулы, консультант повторяет их снова, а клиент должен воспроизвести свои прежние ответы. Длительность и неверное воспроизведение ответов клиентом указывают на доминирующие слова-стимулы, связанные с его «темным комплексом». Другими характерными нарушениями (параметрами), определяющими слова-стимулы, связанные с «Тенью», являются следующие: вопреки инструкциям реакция тестируемого состоит больше, чем из одного слова; при повторении слова допускается ошибка; реакция выражена гримасой, смехом, жестикуляцией, кашлем; заиканием и т.п.; неполная реакция типа «да», «нет»; реакция игнорирует реальный смысл слова-стимула; постоянно употребляются одни и те же слова; использование иностранных слов; полное отсутствие реакции. Когда определены наиболее значимые слова-стимулы мортидо – m, несложно определить наиболее значимые – доминирующие слова-стимулы либидо – l (из соответствующего списка слов-стимулов либидо – l), как слова антонимы – слова с противоположным значением.
_______________________________________________________________________________
«Совершенномудрые» (философы) много тысячелетий назад дали человечеству огромные знания о законах развития «поднебесной» и самого человека. «Все новое, нередко, - это хорошо забытое старое». Я искренне надеюсь, что эта книга пробудит в вас интерес к систематизации ваших эмпирических данных о себе и вашем окружении с целью успешного их применения для самоактуализации. Ваши замечания, предложения и корректировки по материалам, изложенным в этой книге, вы можете прислать по адресу: 115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11, НПО ЭИТ ЕВРАЗИЯ; отправить по факсу (495) 231 – 48 - 98 (сайт www.eit-eurasia.ru, электронная почта ). Надеюсь на взаимовыгодное сотрудничество. Успехов вам и хорошего здоровья! В.А.Латышев
Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |