В тот же день Хартунян потратил четверть часа на подготовку пресс-релиза под заголовком: "Человек из Нью-Джерси продает Бруклинский мост... за 14 долларов 95 центов!" Еще он составил документ, в котором кратко излагалась история Бруклинского моста и новейшие данные о нем. В конце он добавил: "К данному сертификату прилагается подлинный фрагмент оригинального деревянного настила пешеходной части всемирно известного Бруклинского моста. Поздравляю, вы купили Бруклинский мост!"
Заказав в типографии достаточное количество экземпляров сертификата, Хартунян разослал пресс-релиз примерно сотне ведущих журналистов. Эта рассылка стоила ему около ста долларов. Через два-три дня телефон Хартуняна разрывался от звонков - репортеры со всех Соединенных Штатов хотели взять у него интервью. Эта шумиха продолжалась порядка полугода, и в конце концов даже знаменитый телеведущий Джонни Карсон сделал десятиминутный сюжет о том, как Хартунян продает Бруклинский мост.
Прогремев на всю страну, Хартунян в результате сколотил кругленькую сумму, продавая свои сертификаты с приложенными к ним кусочками дерева. Скорее всего, в то утро, когда Хартунян разглядел свой шанс в куче гнилых досок, ту же передачу смотрели еще несколько тысяч человек. Любой мог точно так же воспользоваться подвернувшейся возможностью. Однако никто не воспользовался - просто не заметили возможности или же, заметив, не сочли нужным пошевелиться.
За той безумной идеей последовали и другие, так что сегодня Хартунян богат и знаменит. Однако главное его достижение - свобода, которая всегда сопутствует настоящему успеху без "настоящей" работы. Хартунян утверждает, что идея с продажей Бруклинского моста перевернула всю его жизнь. Потом он пользовался своей известностью чтобы рекламировать разные другие товары, и на сегодняшний день у него взяли интервью более тысячи телеканалов и радиостанций США и других стран.
Конечно, как показывает пример Хартуняна, нельзя просто произвести на свет гениальную идею, а после сидеть и наблюдать, как тебе в карман сыплются деньги. Не меньше изобретательности тут нужна та волшебная черта характера, про которую мы говорили ранее. Она называется способностью действовать. Иными словами, мало родить идею, надо еще воплотить ее в жизнь.
Если вы не готовы действовать - по возможности бесстрашно и упорно, - то вашей идее грош цена, даже если это была самая лучшая идея в мире. Коль скоро вы не готовы сделать все возможное, лишь бы эта идея заработала, то ей суждено вечно покоиться в папке с надписью "Вселенское кладбище великих идей". Я тщательнейшим образом исследовал вопрос и выяснил, что в папке, по последним данным, насчитывается примерно 1453 триллиона идей, которые пришли в головы различным людям, а потом ускользнули навеки.
Идея моей лучшей и самой успешной книги тоже могла закончить свое существование на вселенском кладбище великих идей. Двадцать пять лет назад, через несколько месяцев после того, как меня выгнали с инженерной работы, я осознал, что многие люди не умеют распоряжаться своим свободным временем и что хорошо было бы написать книгу, которая бы им в этом помогла.
Мне понадобилось десять лет, чтобы начать наконец писать "Радость без труда". Но, по крайней мере, я все-таки воспользовался той возможностью, что так долго была прямо у меня под носом. Время от времени кто-нибудь говорит мне: "Такую книгу и я мог бы написать". Я неизменно отвечаю: "Ну а что же вы? У вас была куча времени. Я десять лет носился с этой идеей, прежде чем наконец принялся воплощать ее в жизнь".
Конечно, то, что я написал "Радость без труда", было не столь героическим поступком, как эпопея Пола Хартуняна с продажей Бруклинского моста, но все же создание этой книги перевернуло мою жизнь. Успех книги доказал, что на мое финансовое и личное благосостояние влияет в первую очередь моя способность творить - влияет больше, чем что бы то ни было еще в этом мире. И ваша жизнь тоже может перемениться, если вы пустите в ход свои творческие способности. Одна-единственная великая идея может перевернуть всю вашу жизнь! Ищите ее. Она где-то рядом. Совместите ее с той волшебной силой, которая называется действием, и настоящий успех найдет вас сам!
Тяжкий труд и настоящий успех - как лед и пламень
Хоть я и беспрестанно твержу о том, как важны воображение, упорство, преданность делу и готовность действовать, однако, как ни удивительно, я вовсе не сторонник тяжкого труда. Под тяжким трудом я подразумеваю напряженную работу, продолжительный рабочий день и выполнение нескольких проектов и заданий одновременно.
Вот дзэнская притча, которая иллюстрирует мою точку зрения.
Юноша, стремящий достичь просветления, пришел к наставнику и выразил желание стать его учеником. Наставник охотно согласился.
- А сколько времени мне понадобится? - спросил ученик.
- Обычно это занимает два-три года, - ответил наставник, - смотря по тому, как сильно человек старается.
- 0! - воскликнул ученик. - Я буду стараться изо всех сил. Я стану трудиться и днем, и ночью!
- В таком случае тебе понадобится не менее семи лет, - ответил учитель.
Мораль этой притчи в том, что тяжкий труд и настоящий успех - как лед и пламень. Они несовместимы! Настоящего успеха достигают не тот, кто прикладывает как можно больше усилий, а тот, кто работает с умом.
Я признаю тяжкий труд полезным только в одном случае: когда им занимается кто-то другой, а я ему за это плачу. Правда, я сам иногда работаю как вол, особенно над проектами, которые мне самому страшно нравятся, или над теми, которые надо закончить к определенному сроку. Но в целом я считаю, что тяжкий труд вреден для моего благосостояния.
Вопреки распространенному мнению, так называемая "трудовая этика" - чудовищная ошибка; этот термин придумали работодатели, эксплуатирующие несчастных трудоголиков, и подхватили сами несчастные трудоголики, чтобы хоть как-то объяснить, почему у них всегда так много работы и совсем нет никакой личной жизни.
Как известно, в нашем мире за все надо платить. Если работаешь недостаточно упорно, за это приходится расплачиваться; и если прикладываешь чересчур много усилий, за этим тоже следует расплата. Не так давно я получил письмо от некоего Кристофера Пей-джента из Вайомиссинга, штат Пенсильвания (имя изменено, поскольку в письме содержатся сведения личного характера). На бланке значилось, что Пейджент - адвокат по гражданским делам.
Дорогой Эрни!
Сегодня понедельник, и я взял день отпуска. Я только что прочел вашу "Радость без труда", которую купил в прошлую субботу. Когда на человека снисходит озарение - это всегда значительное событие в жизни. Казалось бы, после двух сердечных приступов и одного инфаркта, который случился минувшей зимой и чуть меня не прикончил, я сам должен был до этого додуматься. Но от "трудовой этики" не так-то просто избавиться.
И вот после полугодовой депрессии, во время которой я чуть не покончил с собой (до того ненавидел свою работу!), я нашел вашу книгу. Я могу сказать только одно - спасибо вам, от всей моей души спасибо.
С наилучшими пожеланиями, искренне ваш Кристофер Пейджент
Меня обрадовало, что, хоть письмо и от адвоката, подавать на меня в суд никто не собирается. Пейджента обрадовало то, что он наконец понял, как "трудовая этика" может довести человека до безвременной кончины, если чересчур рьяно ею руководствоваться.
Конечно, корпорации хотели бы заставить нас верить, что "труд облагораживает" и что от труда не бывает вреда. Однако у нас есть доказательства обратного.
Доказательства того, что тяжелый труд вреден для здоровья
-
Согласно исследованию, проведенному British Medical Journal в 2002 году, люди, которые постоянно испытывают стресс на работе, имеют вдвое больше шансов умереть от сердечно-сосудистых заболеваний, чем те, у кого работа не связана или мало связана со стрессом.
-
Согласно докладу правительства Великобритании от 1996 года, у тех, кто работает более сорока восьми часов в неделю, вдвое увеличивается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
-
Согласно исследованию, проведенному в 2003 году в США, долго и напряженно работать вреднее для здоровья, чем набрать двадцать килограммов лишнего веса или состариться на тридцать лет.
-
Согласно одному из докладов ООН, приблизительно два миллиона человек в год погибают из-за несчастных случаев на рабочем месте и профессиональных заболеваний. Это значит, что работа убивает больше людей, чем войны (650 000 смертей в год).
Короче говоря, тяжкий труд может вас убить. Жертвы трудовой этики - люди, которые всю жизнь работают, не жалея сил, в ожидании, что вот-вот достигнут успеха, но так в результате ничего и не достигают. А ведь ключ к успеху в том, чтобы работать над немногими действительно важными вещами, оставить свой след в мире - и не тратить времени на все остальное.
Питер Друкер в связи с этим советовал: "Не старайтесь сделать все сразу как нужно - вместо этого сразу делайте только то, что нужно". Чтобы убедиться, что вы не тратите время зря на проекты, которые ничего не дадут, и что у вас вместо этого остается время на творчество и активный отдых, возьмите в привычку задавать себе следующие вопросы:
-
Как мне лучше всего использовать свое время в данный момент?
-
Какую книгу мне сейчас стоило бы почитать, что понять, как лучше управлять своим нетрадиционным бизнесом?
-
Как лучше организовать продвижение на рынок своего товара или услуги?
-
Какова вероятность того, что мое нынешнее занятие поможет мне улучшить собственную жизнь сегодня или в будущем? Какое начинание принесет мне больше всего денег при наименьшем риске?
-
С кем я могу пообщаться, чтобы получить побольше полезной информации о развитии моей карьеры и бизнеса?
Ясно, что, если вы направляете свои усилия в неперспективное русло, вся ваша тяжкая работа, скорее всего, пропадет зазря. С другой стороны. если вы работаете только четыре или пять часов в день, причем над творческими проектами, которые, возможно, в будущем принесут огромные деньги, - затрачиваемого вами времени может оказаться вполне достаточно для успеха. А в Британии, Канаде, США и Австралии, пожалуй, хватит и двух-трех часов в день - столько в этих странах возможностей.
И еще кое-что: быть может, консультанты по карьере советовали вам приобрести опыт в как можно большем количестве областей. На мой взгляд, лучше сосредоточить свои усилия в одной значимой сфере, в крайнем случае - в двух-трех, никак не больше. Если вы затеете слишком много дел сразу, вам придется распылять усилия, отнимая ресурсы у важных проектов. В идеале лучше специализироваться на какой-то довольно узкой области, на занятии, которое доставляет вам удовольствие, в котором вы могли бы преуспеть и достичь мастерства.
Кое-кто захочет последовать совету Роберта Аллена, данному в книге "Множественные источники дохода: как всю жизнь пользоваться неограниченным богатством", - найти сразу несколько источников дохода. Это весьма здравая мысль. Однако человек, работающий на "ненастоящей" работе или содержащий нетрадиционный бизнес, может единовременно заниматься лишь ограниченным числом проектов.
Если вы хотите, чтобы ваше дело было несложным и, так же как и мое, являлось "театром одного актера", я советую вам ограничиться тремя или четырьмя источниками дохода. Хотя в прошлом мне удавалось быть одновременно писателем, самому-себе-издателем, выступать с лекциями и преподавать в колледже на полставки, я бы не стал рисковать, и дальше увеличивая количество источников дохода. Без сомнения, если бы вдобавок к вышеперечисленным занятиям я попытался сдавать жилье внаем и работать в сфере сетевого маркетинга, я бы серьезно перенапряг свои умственные и финансовые ресурсы и, может быть, мне даже пришлось бы бросить писать и издавать книги.
Ключ к успеху - в чувстве меры. Возьмем Пабло Пикассо. Он -один из наиболее плодовитых и значительных художников XX века. Вы, конечно, согласитесь, что Пикассо, превосходный живописец, скульптор, гравер, театральный декоратор и мастер по керамике, достиг внушительного успеха, не имея "настоящей" работы. Однако он, подобно мне, не верил в то, что успеха надо добиваться любой ценой.
"Всегда работайте не в меру ваших возможностей, а ниже этой меры, - советовал Пикассо. - Можете осилить три элемента - используйте только два. Можете осилить десять - используйте пять. Тогда с теми, которые вы используете, вы справитесь играючи, мастерски, и по вашей работе будет видно, что у вас еще есть сила в запасе".
Можно еще очень долго рассуждать о том, как тяжелая работа убивает человека, но эта тема заслуживает отдельной книги. Кстати сказать, я уже написал на эту тему две. Но позвольте мне вместо них порекомендовать вам книгу Ричарда Коха "Принцип 80/20"- она раскроет вам секрет достижения гораздо более впечатляющих результатов при меньшей затрате сил.
Добавлю лишь, что, в какой бы области вы ни подвизались, наилучшие результаты приносит творческий подход. Хотя и творчество, и тяжкий труд требуют затрат энергии, в основе настоящего успеха без "настоящей" работы лежит именно первое. Тяжкий труд же, как показывает опыт, приносит лишь сердечные приступы, нервный тик и сомнительные результаты.
5. Это не просто "ненастоящая" работа - это настоящее золотое дно!
Если плоды вашего творчества не пользуются спросом, то это никакое не творчество
В последние годы ко мне часто обращаются люди, желающие научиться писать книги и публиковаться. Поскольку у меня стало уходить слишком много времени на бесплатные советы, я составил универсальную инструкцию из двух страниц и посылаю ее всем начинающим авторам. Вот два самых важных абзаца:
Если вы написали книгу, и ее напечатали - вы прошли примерно 5% пути к успеху. Неважно, кто напечатал книгу - вы сами или крупное издательство, - теперь ее надо продвигать. Лучше всех продвигает книгу не издательство, не рецензенты, не распространители, не книжные магазины; лучше всех продвигает книгу сам автор. Девиз мира науки: "Публикуйся или умри". В реальном мире вопрос стоит так: "Продвигай свою книгу или умри".
Чтобы написать хорошую книгу, нужны творческие способности; чтобы успешно продвигать ее, нужно вдесятеро больше творческих способностей. Через пять лет после издания моей книги "Радость без труда" я продолжал так же активно продвигать ее, как и на следующий день после ее выхода в свет. Без этих систематических усилий книга никогда не стала бы международным бестселлером.
В своей инструкции я уделяю такое внимание продвижению книги, потому что это - основополагающий фактор ее успеха. Продвижение товара - один из аспектов маркетинга, а маркетинг - важнейшая часть любого бизнеса, малого ли, крупного ли. Для "ненастоящей" работы, которая включает в себя продажу услуг потребителям, маркетинг тоже жизненно важен.
Может быть, ваш товар или идея - лучшие в мире. Но если вы не можете продвинуть их на рынке, то с тем же успехом они могут быть и худшими в мире. Товар в данном случае следует понимать расширительно: это можете быть вы сами как фрилансер, это может быть любая услуга, которую вы предлагаете, или какая-то новинка, которую вы разработали и которая, по вашему мнению, сможет принести людям что-то принципиально новое и очень хорошее.
Если вы по какой-то причине не хотите становиться специалистом по маркетингу, значит, вам надо нанять такого специалиста. Однако их услуги недешевы. Поэтому, возможно, вам все-таки придется сделать то же, что делал я в первые несколько лет: самому выучиться на маркетолога и получать от этого удовольствие. Вам не нравятся какие-то определенные аспекты маркетинга? Тогда избегайте их. Сосредоточьтесь на тех способах, которые больше всего вам по душе и наилучшим образом подходят к вашему товару.
С каким бы вдохновением вы ни брались за свою "ненастоящую" работу, не забывайте, что она - на самом деле настоящий бизнес. В отличие от "настоящей" работы, вам платят за результаты вашего труда, а не за время, проведенное на рабочем месте. Нравится вам это или нет (многим не нравится), но маркетинг приносит большую отдачу, чем практически любые другие аспекты работы. Это значит, например, что, если вы художник, вам надо найти правильное соотношение между временем, затраченным на написание картин, и временем, уделенным продвижению этих картин на рынке.
Под "правильным" соотношением часто подразумевается, что на маркетинг уходит больше времени, чем на собственно изготовление товара. Самые успешные деятели информационного бизнеса иногда тратят до 90% времени на продажу, саморекламу, завоевание известности и привлечение новых покупателей (заказчиков). И только 10% - на разработку новых товаров и услуг. Если бы художники тратили хотя бы треть рабочего времени на продвижение своих произведений, тип "непризнанного гения, голодающего на чердаке" встречался бы гораздо реже.
Маркетинг - это искусство превращать свои идеи и мечты в деньги. Но при этом вы должны хорошо понимать одну вещь. Если вы уверены, что люди должны покупать ваш товар или услугу, это еще не значит, что их действительно будут покупать. Многие предприниматели, решая что-нибудь производить, совершают одну и ту же ошибку, думая, что каждый человек -их потенциальный потребитель. Допустим, для вас что-то очень важно, и вы считаете, что это же самое будет важно для других людей; но ваша уверенность не имеет под собой никакой почвы. Только сами люди будут решать, какой товар или услуга могут быть им полезны и стоит ли их приобретать. Так и должно быть - ведь они тратят свои деньги, а не ваши!
С точки зрения бизнеса, ваш товар или услугу можно назвать продуктом творчества только в том случае, если их покупают! Они должны удовлетворять какую-то потребность или желание потребителей. Базовые человеческие потребности: крыша над головой, безопасность, здоровье, счастье, деньги, любовь, отношения с другими людьми, самооценка, половое удовлетворение, положение в обществе, престиж. Разработав правильный товар или необычную услугу, вы можете воспользоваться неудержимой тягой людей к удовлетворению базовых потребностей и стать настолько успешным и богатым, что сами сможете удовлетворять все свои нужды и потребности.
Один из аспектов маркетинга - сам товар. Первый шаг при продвижении любого товара - сделать его уникальным. Потом меняйте его так, чтобы он продолжал оставаться уникальным. Тогда у вас не будет болеть голова из-за конкуренции - ведь вашим основным конкурентом будете вы сами.
Так что же вы собираетесь продавать? Важнейший принцип - выбрать товар или услугу, которые будут пользоваться хорошим спросом на рынке. Сначала спросите себя: "Кто будет покупать мой товар или услугу?" И смотрите, чтоб у вас был на это обоснованный ответ!
Главное - мыслить масштабно. Если вы хотите писать и продавать стихи - это не масштабное мышление хотя бы потому, что мир в целом не очень интересуется поэзией. Каковы бы ни были ваш товар или услуга -они должны соответствовать следующим критериям:
-
Рыночная ниша для этого товара или услуги хорошо очерчена.
-
Товар или услуга интересны большой доле населения.
-
Рыночный спрос на ваш товар растет.
-
Товар или услуга по карману тем людям, которым они интересны.
-
Люди, которым интересны ваш товар или услуга, захотят их приобрести.
Как только вы поймете, что хотите производить и кто будет это покупать, то завершите первый этап своей маркетинговой кампании. Вам, как любому человеку, занятому в нетрадиционном бизнесе или на "ненастоящей" работе, нужно будет освоить искусство распространения товара, продажи, продвижения на рынке и рекламы, чтобы объяснить всему свету, как именно ваш товар или услуга поможет человечеству и расширит его возможности.
Люди, достигающие колоссальных успехов без "настоящей" работы, обычно никакие не супермены. Правду сказать, их товар или услуга зачастую даже не самые лучшие на рынке. Почему же тогда они так успешны, в то время как конкуренты едва сводят концы с концами? Дело в том, что самые успешные (в любом деле) люди думают и действуют не так, как все остальные, подвизающиеся в той же отрасли. Успешные люди отличаются от своих конкурентов тем, что у них все мысли заточены под продвижение товара. Лидирующий на рынке товар отличается от безнадежного балласта маркетинговой стратегией.
Скажу вам честно, любой мусор можно продать, если его правильно и находчиво рекламировать. Справедливо и обратное. Джон Раскин говорил: "В мире нет такого товара, который нельзя сделать чуть-чуть хуже и продавать чуть-чуть дешевле". Однако мусору никогда не стать популярным товаром. Мусор не будут рекламировать сами потребители, рекомендуя его своим друзьям и знакомым, а ведь это - самый действенный вид рекламы.
Как уже говорилось, при талантливой рекламе можно продать и мусор, но даже самый замечательный товар, если его не рекламировать как следует, зависнет в безвоздушном пространстве. Будьте готовы к тому, что вам придется продвигать свой товар в одиночку в течение года или двух -пока потребители не начнут передавать его название из уст в уста.
Я знал, что моя книга "Радость без труда" гениальна, но тем не менее активно рекламировал ее еще лет пять после выхода в свет. Однако сейчас я трачу на это очень мало времени. Книга продолжает расходиться в количестве примерно 7 500 экземпляров в год уже не благодаря моей рекламе, а потому, что читатели сами рекомендуют ее друг другу. Поговорите с владельцами книжных магазинов, и они подтвердят, что, если книга пользуется спросом в течение пятнадцати лет - значит, людям она нравится, и они рекомендуют ее своим друзьям и знакомым.
На курсах маркетинга всегда подчеркивают важность четырех вещей: цены, позиционирования, рекламы и самого товара. Маркетинг во всех своих разнообразных и причудливых формах требует следующих действий: понять, каков целевой рынок вашего товара; уговорить потребителей покупать ваш товар; выяснить, довольны ли они своим приобретением; и убедить их покупать все больше вашего товара или услуги.
Что бы вы ни делали - продаете ли вы продукт или оказываете услугу, например, консультируете кого-то, выступаете с лекциями, пишете статьи на заказ, - вы должны позаботиться о завлекательных названиях, броских слоганах, а также о технологиях, которые заставят потребителей заметить ваш товар или услугу. Ваш товар не должен быть одним из многих - он должен быть единственным в своем роде. Вам надо показать целевой группе потребителей, чем именно ваш товар или услуга отличается от других, присутствующих на рынке.
Создав единственные в своем роде товар или услугу, вы можете требовать за них большие деньги. Состоятельные люди обожают платить втридорога за все свои приобретения; в их глазах это придает купленной вещи или услуге большую ценность. Не могу привести лучшего примера, чем Дональд Трамп и его ораторский вояж, запланированный на 2006 год. Трамп произнесет десять речей продолжительностью по часу, и за каждую ему заплатят полтора миллиона долларов. Таким образом Трамп заработает 15 000 000 (пятнадцать миллионов!) долларов плюс покрытие расходов на поездку. Еще один пример из той же серии: несколько менеджеров высшего звена из компаний, входящих в список "Fortune 500", платят Тони Роббинсу миллион долларов в год в качестве вознаграждения за его услуги карьерного тренера, наставника и вдохновителя.
Без сомнения, и Дональд Трамп, и Тони Роббинс - мастера продавать. Продажа товара - одна из составляющих маркетинга и необходимое для бизнесмена умение - многим из нас дается нелегко, ведь мы боимся столкнуться с отказом. Но научиться переносить неудачи полезно; в результате наша самооценка повышается, и мы начинаем себе больше нравиться. Кроме того, мы становимся еще успешнее, после того как научимся не обращать внимания на отказы и убедимся, что всякий, кто нас отвергает, идиот, дебил или неудачник, неспособный распознать хороший товар или услугу, даже если их сунут ему под нос.
Даже такие далекие от рыночной сферы люди, как художники, могут научиться переживать отказы и продавать свои произведения. Художникам надо освоить то, чему в большинстве художественных школ и училищ не учат, - технологию бизнеса. Если вы художник, вам совсем не надо продавать свою душу, чтобы стать специалистом по продаже своих произведений. Наоборот, умение продавать свой товар даст вам дополнительные возможности - ведь вы сможете ближе познакомить человечество со своим искусством. Все успешные художники наших дней сами занимаются продвижением своих произведений и целенаправленно строят свою карьеру. Или же перепоручают эту задачу кому-то другому. Третьего не дано.
Искусство маркетинга не такое уж и сложное - во всяком случае, проще, чем изобразительное искусство. Могу порекомендовать замечательную книгу Констанс Смит "Введение в маркетинг для художников", где описываются все аспекты бизнеса, важные для живописцев, и даются полезные советы на всевозможные темы: от составления внушающего уважение портфолио до создания сети постоянных заказчиков и продажи своих работ на выставках. Книга также учит художников, как влиться в издательскую индустрию, в производство открыток и календарей.
К сожалению, у меня нет возможности изложить в этой книге даже азы маркетинга для кого бы то ни было - ни для художников, ни для веб-дизайнеров. Поэтому я настоятельно рекомендую вам прочитать абсолютно все труды Джея Левинсона, ведущего идеолога маркетинга, какие только вам удастся найти. Если можете себе это позволить - съездите на "экспресс-курсы" маркетинга, которые ведет Левинсон или другой специалист того же уровня (для справки: курсы Левинсона стоят около 6000 долларов).
Не стоит недооценивать книги - они могут помочь вам достичь намеченных целей. Автор размещенной на сайте www.amazon.com рецензии на книгу Барбары Уинтер "Как выжить без работы" утверждает, что это пособие помогло ему стать более успешным художником. Вот что он пишет о своих достижениях:
Издано уже несколько альбомов с моими работами. Мои тексты публикуются, мои картины выставлялись в Нью-Йорке и других городах. Я вел курс "Маркетинг для художников" в одной галерее. Меня приглашают выступать с речами на собраниях художников. Я продаю свои работы через Amazon и другие сайты. Кроме того, я выучился компьютерному дизайну, создал свой веб-сайт и несколько других. Я освоил йогу, тай-цзи, фэн-шуй, и еще получил возможность в течение месяца путешествовать со знаменитым художником, работающим на ТВ, и учиться у него!
Помимо книг, существуют и курсы маркетинга, семинары и профессиональные консультанты, которые помогут художникам рекламировать и продавать свои работы. Используйте свои творческие способности не только для создания произведений искусства, но и для продвижения их на рынке. Кем бы вы ни были, художником или предпринимателем, творческие способности - ваш самый главный козырь. Используйте их во всех аспектах своего бизнеса, а не только в разработке собственно товара или услуги.
В 1998 году Чарлин Костанцо сама издала свою первую книгу "Двенадцать даров". Эта книга в твердом переплете состоит всего из 461 слова, если не считать вступления. (Да-да, всего 461 - я их пересчитал и был поражен до глубины души!) К удивлению всех воротил издательского бизнеса, за полтора года книга разошлась тиражом более 300 000 экземпляров. В конце концов один крупный издатель приобрел у Костанцо права на книгу за приличную сумму.
Как же этой женщине удалось продать столько экземпляров своей книги, не имея никакого опыта ни в издательском деле, ни в маркетинге? Это очень ценный пример, на котором можно изучать, как обычный человек достигает необычных успехов. Мы можем очень многое перенять у Костанцо, независимо от того, какой товар или услугу мы сами пытаемся продвигать. Вот причины успеха Костанцо и ее книги "Двенадцать даров":
-
Книга была хорошо оформлена и продавалась по удачной цене.
-
Книга о духовности, но не религиозная.
-
Костанцо не пожалела денег на участие в выставке "Нью Эйдж Экспо" в Денвере и в чикагской выставке-продаже подарков.
-
Костанцо убедила фирму Books Are Fun, которая занимается прямым маркетингом, взяться за распространение ее книги, и в результате были проданы тысячи экземпляров.
-
Костанцо, будучи фирмой из одного человека и автором одной книги, тем не менее смогла уговорить оптовых торговцев книгами и фирмы, торгующие по каталогам, продавать ее книгу.
Костанцо успешно продвинула свой товар, потому что представила его людям, которые оценили его по достоинству. Весть о книге "Двенадцать даров" распространилась по церквям, школам, больницам и другим организациям, о ней узнали также учителя, консультанты и все, кто проводят семинары на темы жизненных ценностей и тренировки характера Согласно журналу Publishers Weekly, "главную роль сыграла необычная зачастую причудливая и всегда экспансивная манера Костанцо представлять книгу".
Необыкновенный успех Костанцо был результатом ее творческого подхода к продвижению плодов своего творчества. Если у вас есть замечательный необычный товар или услуга, но за ними не стоит оригинальная творческая маркетинговая кампания - значит, товар или услуга не такие уж и новаторские. Любой рынок сейчас гораздо сильнее перегружен, чем десять лет назад. Люди ничего не узнают о вашем товаре или услуге, пока вы не предпримете каких-то необычных шагов, чтобы сообщить о них миру.
Короче говоря, вы должны мыслить как бизнесмен, а не как писатель, художник, музыкант или разработчик веб-сайтов. Вы, по сути дела, предприниматель, вам надо продавать товар или услугу, и для вас жизненно важно научиться думать соответствующим образом. Вместо того чтобы постоянно создавать новые произведения искусства или какие-то другие товары, вы должны посвятить значительную часть своего времени, энергии и средств маркетингу.
Даже краткая шумиха вокруг вашего имени лучше любой рекламы, какую можно купить за деньги
Как я уже подчеркнул, один из залогов успеха нетрадиционного бизнеса - донести до людей весть о своем товаре или услуге. Не важно, кто вы - художник, профессиональный консультант, организатор семинаров или владелец бизнеса, - вы должны создать известность своему товару или услуге. И проблема тут в том, что постоянно держать свое имя на слуху у публики становится все дороже и дороже.
Другая крупная проблема заключается в том, что в нашем мире потребители активно сопротивляются большинству маркетинговых ходов, в особенности рекламе. Когда люди совершают глупость, клюнув на идиотскую рекламу, они обычно тут же понимают, что потеряли время даром и не приобрели ничего полезного. В результате большинство просто перестает обращать внимание на рекламу. Я, например, могу провести час за чтением газеты и не прочитать ни одного рекламного объявления.
Можно нанять какую-нибудь знаменитость, чтобы она рекламировала ваш товар, но, скорее всего, вам это будет не по карману. Можно заказать великолепный рекламный ролик и купить рекламное время в часы трансляции Суперкубка, но это тоже чрезвычайно рискованный ход. Наверняка всей прибыли от вашего товара хватит в лучшем случае на покрытие 10% расходов на съемку ролика и его показ.
Значит, вам придется искать более эффективные рекламные ходы. Лучший вариант - пиар. Пиар-кампания обычно начинается с составления информационной подборки о человеке, группе людей или событии. Потом эта информация распространяется через различные СМИ -газеты, журналы, радио, телевидение, интернет. Часто таким способом можно приобрести скандальную известность. Этот способ особенно привлекателен тем, что не требует или почти не требует денежных затрат. Вам придется потратить только время и усилия.
Вы, конечно, можете нанять специалиста. Но зачем? Профессиональный пиарщик возьмет с вас от двух до десяти тысяч долларов за самую примитивную кампанию. Если же вы задействуете свои творческие способности, то сможете добиться невероятных результатов - лучше, чем любая фирма. Допустим, вы потратите на это двадцать часов и в результате сэкономите пять тысяч долларов, которые взяли бы с вас пиарщики. Иными словами, вы сэкономите 250 долларов в час, если все сделаете сами. Как часто вам удается зарабатывать такие деньги? Более того - мой опыт показывает, что продвигать самого себя порой бывает ужасно весело.
Паблисити лучше рекламы - люди доверяют ей больше. И действительно, пятнадцать минут скандальной известности в девяти случаях из десяти лучше любой рекламы, которую можно купить за деньги. Круто, правда? Что-то бесплатное может быть в десять или сто раз лучше, чем что-то ценой в тысячи долларов. По правде сказать, даже за миллионы долларов не купить тех результатов, какие порой дает бесплатная слава.
|