РЕЗКИЕ ПЕРЕМЕНЫ
Есть два вида перемен.
Одни означают постепенное исправление отношений с партнером. Это очень интересное занятие: ты меняешься, потому что хочешь этого.
Другие перемены проходят намного драматичнее. Проблемы настолько остры, что нужно менять что-то в корне. В таком случае полезно разобраться, как вы оказались в подобном положении. Это поможет понять, что сделать для изменения обстоятельств к лучшему.
Говорят, что любовь слепа, а порой и глуха. На самом деле она просто очень избирательна в том, что хочет замечать и слышать.
При первом знакомстве с человеком мы нередко видим только его достоинства, и это вселяет оптимизм. Иногда кажется, что вместе с новым человеком в нашу жизнь входит настоящее волшебство. Одно его присутствие таит в себе обещание того, на что мы всегда надеялись, наполняет надеждами на полнокровную и чудесную жизнь. Мы стараемся не замечать всего прочего, ведь это может разрушить наши мечтания. Вначале мы замечаем лишь хорошие черты. Больше того, чтобы образ стал совершенно идеальным, мы приписываем ему качества, которых на самом деле нет.
Однако в любых отношениях наступает переломный момент, когда розовые очки с треском разбиваются. Обычно это случается где-то на третий месяц знакомства, но может произойти и раньше. Мы внезапно начинаем видеть другого человека таким, каков он есть. Это понимание рождается благодаря близкому знакомству с ним. Новый взгляд на человека намного важнее, поскольку сохраняется до тех пор, пока мы поддерживаем с ним отношения. Как бы ни звучало сочетание трех голосов, руководившее нами на протяжении первых трех месяцев знакомства, рано или поздно происходит смещение акцентов. Первоначальный восторг никогда уже не вернется. Именно поэтому страстные романы чаще всего не проходят испытания временем.
Несмотря на это, у многих возникает одержимость чарами первых трех месяцев. Когда им не удается вернуться в то счастливое время, они просто принимаются за поиски нового партнера. Одна часть их души стремится к долговременной связи, но другая продолжает шептать о страстях и радостях первых дней знакомства.
У некоторых людей голос инстинкта звучит громче всех остальных. В частности, немало мужчин готовы довольствоваться только этим уровнем развития отношений. Многим парам нужно только это. Супружеские измены нередко начинаются с мощного полового влечения и предвкушения риска (с небольшими примесями других причин).
В фильме «Последнее танго в Париже» показана одна из таких историй: мужчина и женщина договариваются не называть друг другу свои имена из страха, что это отвлечет их от единственно важного.
Если под личными отношениями понимается не только отличный секс, нужно помнить об остальных гранях собственной личности и познать партнера с другой стороны. Согласие в сексе не означает общую совместимость и далеко не всегда ведет к долговременным отношениям (хотя, разумеется, для начала это очень неплохо). Если знакомишься с кем-то в отпуске и посвящаешь две недели страстному сексу, не стоит полагать, что те же отношения сохранятся и по возвращении домой. Три «С» — солнце, свобода и секс очень мощное сочетание, но в отсутствие первых двух условий секс становится совершенно иным.
Три внутренних голоса можно сравнить с лепестками цветка. Если очертания одного в точности накладываются на другой, взаимоотношения партнеров будут завершенными и согласованными. Но лепестки совпадают не так уж часто. Если одна сторона личности остается в тени, не используется и не оценивается по достоинству, в душе возникает беспокойство. Эта грань ищет признания, требует внимания и участия в событиях. Она боится погибнуть.
Самым опасным является пренебрежение сексуальной стороной отношений. Когда у партнеров не совпадают голоса обусловленности, один из них может проводить время в общении с друзьями, которые разделяют их взгляды. Если не сходятся голоса разума, партнеры обращаются к другим людям, с которыми можно обсудить свои мысли. Ни то, ни другое не считается изменой и не вызывает у партнера большого возмущения. Но при несовпадении голосов инстинкта один из партнеров может попытаться удовлетворить на стороне эту потребность, и тогда уж точно жди беды!
Некоторые люди изменяют партнеру лишь по той причине, что одна из граней их личности остается невостребованной. Новый человек, которому удается вернуть ее к жизни, вызывает невероятное влечение, так как дни, месяцы и годы пренебрежения этой стороной личности могут вызвать полное отчаяние. Вот почему измены чаще всего скоротечны. Стоит дремлющей стороне добиться своего, как ее голос становится тише, а прочие голоса вновь набирают силу.
Другую опасность представляют чрезмерно стремительные, поспешные и далекоидущие планы. Некоторые люди не соизмеряют свой вклад в отношения с темпами партнера. Им кажется, что завоевать любовь можно лишь в том случае, если с самого начала беззаветно отдаешь себя другому человеку. Они верят в то, что любовь - это волшебное снадобье, решающее все проблемы, и потому им нужно как можно скорее добиться взаимности. Самоотдача партнеров должна быть согласованной. Есть риск вначале отдать другому слишком много, а потом разочаровать его.
Следует соблюдать разумное равновесие между преданностью и осторожностью, которая не позволит, чтобы твоей безотказностью злоупотребляли.
ВЛАСТЬ НАД ДРУГИМИ
Попытки руководить партнером губят отношения быстрее, чем все прочее. Хорошие отношения предоставляют обоим свободу, позволяют оставаться собой.
В шестидесятые годы хиппи любили говорить, что, если хочешь что-то сберечь, нужно это отдать. Звучит странно и противоречиво. Как можно иметь то, что отдал? Кажется бессмыслицей, пока на личном опыте не убедишься: если слишком крепко за что-то цепляешься, непременно потеряешь.
Обычно люди пытаются управлять другими из страха потерять партнера. Они не уверены в своей привлекательности и в том, что партнер добровольно захочет остаться рядом. Однако чем упорнее пытаешься кем-то управлять, тем сильнее сопротивление. Нам известно немало случаев, когда насильственный контроль, призванный сохранить отношения, приводил к их гибели.
Мужчины пытаются утвердить свою власть с помощью грубой силы. Некоторые из них доводят женщин до ощущения полной беспомощности и безнадежности, чтобы те чувствовали потребность в сильном защитнике. Женщин заставляют нуждаться именно в том, что делает их несчастными. Мужчина неверно истолковывает любые слова и поступки, искажает их смысл, чтобы вызвать у женщины чувство вины. Он критикует внешность и таланты женщины, открыто заявляет о том, как жалеет, что судьба свела их вместе, досадует на свое невезение. Он восхищается другими, подразумевая, что его партнер существенно проигрывает в сравнении с окружающими. Женщина не может состязаться с мужчиной в физической силе, она скована заботами о детях и потому нередко откликается на подобные упреки пассивным сопротивлением: становится холодной в постели, своем последнем поле боя — и кто может ее в этом винить?
Женщины пытаются навязать свою власть иными, более утонченными способами. Они могут, к примеру, использовать эмоциональный шантаж. Моральное превосходство компенсирует то, что женщине довольно легко причинить обиду и боль. Потому жены часто подчеркивают случаи, когда муж действовал неразумно. Это снижает его самооценку и вызывает угрызения совести. Мужчина чувствует, что обязан доказать обратное.
Самый распространенный способ вызвать у партнера чувство вины и добиться над ним власти сводится к игре «Если бы не ты…» В нее играют и мужчины, и женщины.
Другая стратегия контроля основана на принципе «Веди себя плохо, чтобы к тебе относились хорошо». Влечение партнера поддерживается поступками, которые ему неприятны. Для этого достаточно бранить его, попрекать, изображать отсутствие интереса, флиртовать с другими, разыгрывать недоступность и прибегать к прочим подобным уловкам. Этот метод срабатывает, так как бросает партнеру неявный вызов: докажи, что ты настоящий мужчина (женщина), попробуй добиться от меня взаимности! Такое стремление к господству часто вызвано страхом перед тем, что контролировать начнут тебя самого. Оно очень схоже с первобытными формами обольщения и обмана.
Главная проблема этой стратегии заключается в том, что унижения могут довести человека до точки кипения. Насколько дурно можно обращаться с партнером, чтобы это проходило безнаказанным, — вот чем измеряется его любовь.
Некоторые люди пытаются управлять своими партнерами, чтобы вылепить из них одного из родителей, воссоздать любовь, счастье и безопасность детства. Есть немало способов добиться этого, но все они так или иначе связаны с притворной беспомощностью, которая демонстрируется в надежде, что партнер выполнит за тебя то, что ты в состоянии сделать сам (то есть станет для тебя «родной мамочкой»).
Беда в том, что, если партнер станет «мамой и папой», тебе придется в каком-то смысле снова превратиться в ребенка — стать еще беспомощнее. Но, поскольку ты уже взрослый и совсем не так беспомощен, это вызовет обиду. С одной стороны, ты требуешь от партнера заботы, а с другой — обижаешься на него.
Помимо прочего, переход к подобным отношениям означает начало конца половой жизни. Наши отношения с родителями не связаны с сексом, и потому, если один из партнеров превращается в «мамочку» или «папочку», секса уже нет и быть не может.
Есть и еще одна опасность: связь между родителями и ребенком иногда намного сильнее близости с партнером. Оглядываясь на родителей, сохраняя верность их убеждениям, можно позабыть о необходимости внимания к тому, кто рядом.
Тот, кто ставит отношения с родителями превыше всего, нередко отказывает партнеру в праве делать то же самое.
Я (Робин) знал одну пару, в которой муж каждую субботу, независимо от обстоятельств, навещал родителей. Жена могла болеть, просто быть не в настроении — это не имело значения, родители были превыше всего. Первое время супруга относилась к родителям мужа очень хорошо, но с годами они начали вызывать у нее стойкую неприязнь, хотя, конечно, в этом не было их вины. Муж, бывало, грустно спрашивал: «Ну почему ты так не любишь моих родителей?»
Подобные вопросы часто указывают на то, что человек ощущает себя скорее ребенком, чем взрослым, так как занимает перед партнером позицию обиженного малыша. Он хочет оставаться самой важной на свете персоной и для своих родителей, и для партнера. Но если покажешь спутнику жизни, что он имеет для тебя второстепенное значение, это непременно скажется на личных отношениях.
При попытках добиться власти над партнером рискуешь потерять то, что хочешь сберечь. Чем сильнее стремление установить над ним контроль, тем большего лишаешься. Собственно, теряешь ты ровно столько, сколько стараешься сохранить. Вернитесь к своим убеждениям и ценностям, к представлениям о себе и личных отношениях. Подумайте, что именно заставляет вас стремиться к власти над близким человеком. Спросите себя, чем за это придется расплачиваться и что вы надеетесь приобрести. А затем придумайте какой-то другой способ добиться желаемого.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Может возникнуть впечатление, что если уж решил измениться, перемены пройдут легко. Это не так. Изменениям противимся и мы сами, и окружающие. Непримиримыми врагами намеченных перемен становятся порой самые близкие люди.
Относитесь к любому противодействию с должным уважением. Это тень того, что было полезно в прошлом. У каждого есть свои привычки и ритуалы, нам удобно делать какие-то стороны своей жизни простыми и стабильными. Благодаря тому, что не приходится задумываться о рутине, появляется возможность посвятить большую часть времени и сил более важным задачам. Эта стабильность продолжает преследовать нас в виде сопротивления. Не расстраивайтесь, ощутив его. Противодействие означает, что в прошлом вы неплохо поработали над устойчивостью своей жизни.
При этом неожиданно понимать, что некоторые стороны жизни воспринимал до сих пор как должное, во многом полагался на привычки.
Помните, что привычка — это то, что было полезно в прошлом, хотя совсем не обязательно пригодится в настоящем и будущем.
Удостоверьтесь, что личные отношения не относятся к тем сферам жизни, которые сейчас полностью подчинены привычкам, иначе можно дойти и до того, что начнешь воспринимать партнера как мебель. Разница между «устойчивостью» и «застоем» не так уж велика.
Перемены могут не вызывать восторга из-за страха потерять нечто значимое. Вспомним о курильщиках, которые хотят бросить курить, знают о пагубных последствиях этой привычки, понимают преимущества избавления от нее — и все же не могут отказаться от сигареты.
Разумеется, у одних уже возникла физическая зависимость, но других сковывают цепи зависимости социальной. Погружаясь в сущность их внутреннего сопротивления, можно обнаружить, что им требуется не порция никотина, а ощущение сосредоточенности, существование привычных ритуалов, глубокое дыхание либо дух товарищества, связывающий на перекуре малочисленных изгоев, которые вынуждены торчать под дождем на крыльце своей конторы. Само по себе все это не так уж плохо, но того же самого можно добиться и без помощи канцерогенов.
Я (Робин) не так давно работал с одним человеком, который всегда опаздывал домой. Он не хотел этого. Он понимал, как расстраивает жену, но всякий раз случалось одно и то же: он опаздывал. Эта привычка уже начала угрожать его семейным отношениям.
Мы изучили вероятные положительные стороны этого поведения, задавая ему такие, например, вопросы: «Чего бы вы лишились, если бы приходили домой вовремя?» либо «Какую пользу это вам приносит?» Когда я задавал очередной вопрос, он погружался в мучительные раздумья, воцарялась долгая пауза. Итогом стал такой перечень ответов:
«У меня появляется возможность многое обдумать».
«Это приносит мне ощущение свободы».
«Я чувствую, что сам себе хозяин».
«У чувствую себя сильным».
«Я чувствую, что мне все по плечу».
«Я знаю, что никто не сможет меня запугать».
«Я чувствую себя в безопасности».
По каким-то причинам (точнее, в результате определенного стечения обстоятельств) тот человек связывал опоздания с безопасностью. Таким образом, для того, чтобы вернуться домой вовремя, ему пришлось бы пожертвовать ощущением безопасности. Не удивительно, что внутренний голос требовал, чтобы он задерживался, — вопреки голосу разума, советовавшему поторопиться домой.
За нежелательным поведением, которое мы безуспешно пытаемся изменить, почти всегда стоят мощные положительные преимущества, которые, собственно, и мешают нам избавиться от вредных привычек. Определив эти побочные выгоды, мы можем найти иные способы удовлетворения тех же потребностей.
В частности, в описанном выше случае нам удалось подыскать те действия, которые позволили человеку сберечь ощущение безопасности, возвращаясь домой вовремя. Для этого достаточно было потратить определенную сумму на новые крепкие туфли. Трудно поверить, что подобный шаг способен помочь, но так оно и было.
Если у вас есть привычка, от которой хочется избавиться, составьте список ее преимуществ, задавая себе вопросы о том, какие выгоды приносят соответствующие поступки. Какие результаты этого поведения вам хотелось бы сохранить?
Вы можете, например, заметить, что грубите партнеру, так как хотите убедиться, что он вас любит. Как одно связано с другим? Если он остается рядом, несмотря на грубость, значит, действительно вас любит. Подумайте, насколько радостнее стала бы ваша жизнь, если бы вы проявляли свою любовь иначе.
Остаться собой…
Почему люди отрицают необходимость что-то изменить в себе и своих отношениях? Разумеется, многие просто хотят сохранить все как есть. Их это устраивает. То, что отношения не нравятся партнеру, не так уж важно. Измениться означает потерять кормильца, служанку, «мальчика для битья», покорного сексуального партнера либо того, кто чутко выслушает любые жалобы.
Другие люди из числа тех, кто не хочет ничего менять, отказываются признать допущенные в прошлом ошибки. Измениться означает для них обвинить себя в неправоте, а для многих это слишком горькая пилюля. Если человек считает себя непогрешимым, он может избрать самый простой путь и до конца жизни бесплодно доказывать окружающим свою правоту. Такие люди боятся запятнать белоснежные представления о самих себе. Многие не хотят меняться из страха потерять авторитет в своем кругу общения. Особенно часто это случается с людьми самоуверенными и крикливыми.
Некоторые не хотят ничего менять из страха признаться самому себе в том, какую боль они причиняли другим. Намного проще закрыть глаза на преимущества перемен и упорно жить по-старому.
Так или иначе, укрепление отношений может потребовать перемен от обоих партнеров. Не меняясь, мы остаемся прежними.
Нацелившись на будущее, нужно легко расставаться с прошлым — разумеется, после того, как извлечешь из него все уроки.
РАЗНОГЛАСИЯ
Не бывает отношений без разногласий. Хорошие отношения не означают, что партнеры всегда сходятся во взглядах. Просто они умеют выражать свою точку зрения и с уважением относятся к мнению другого человека.
Столкновения взглядов наполняют личные отношения жизнью (если, конечно, противоречия не настолько серьезны, чтобы стать невыносимыми). Счастье и умение ладить друг с другом во многом зависят от того, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях. Если не обращать внимания на проблемы, они, увы, не исчезнут и не перестанут доставлять неприятности. Наказывать друг друга тягостным молчанием — тоже не выход.
Выражайте свое несогласие разумно, пользуйтесь здравым смыслом, чтобы разобраться в проблеме, а для ее решения прибегайте к помощи эмоциональной убежденности.
Каким бы ни был повод для разногласий и споров, неумение понять чужую точку зрения остается основной причиной того, что конфликт быстро разгорается. В ссоре не может быть «правильной» точки зрения.
Мужчины часто полагают, что в любом споре можно победить с помощью логики, но логика бессильна, когда спорящих связывают чувства. Вполне возможно, что логика способна одержать верх в том случае, если на карту не поставлены эмоции, а оппоненты заранее договорились, что будут рассуждать логично.
Мужчины считают, что женщинам логика чужда, но это не так. При необходимости женщины могут быть очень логичными, просто не прибегают к услугам логики при решении проблем в личных отношениях.
С вами случалось нечто в этом роде: споришь с кем-то, и тут он говорит нечто такое, от чего ты вдруг начинаешь видеть все совершенно иначе? Прозрение окатывает тебя холодным душем. Это нередко случается в семейных ссорах. Одному из участников неожиданно приходится пересмотреть свои взгляды, оценить ситуацию с чужой точки зрения.
Общаться с партнером намного легче, если удалось влезть в его шкуру и понять, как он видит мир. Учитывая его точку зрения, мы повышаем вероятность удачного решения проблемы. Кроме того, тогда нам проще изложить свои взгляды как можно доступнее для собеседника.
Вы когда-нибудь наблюдали за ссорой со стороны, прекрасно понимая, что она ничего не даст? Не возникало впечатления, что вы понимаете взаимоотношения спорящих людей лучше, чем они сами? В подобных случаях объективная точка зрения приносит знания, недоступные участникам спора, так как они пребывают внутри происходящего.
Именно объективная позиция придает такую важность профессиям главного судьи, кинорежиссера или арбитра на ринге. Они оценивают события благодаря объективности своей позиции и непричастности к происходящему.
Чтобы решить проблему, нужно уметь отстаивать свою точку зрения, сопереживать собеседнику и понимать его взгляды — в общем, быть объективным.
Наша позиция основана на личном опыте, но это еще не означает, что мы правы. Чтобы прочувствовать взгляды другого человека, нужно совершить скачок в его действительность. Чем лучше знаешь собеседника, тем легче это сделать. Порой кажется, что между людьми, которые давно живут вместе, существует настоящая телепатическая связь.
Умение сопереживать другим — основополагающая человеческая способность, хотя мы ею пренебрегаем. Уважение к точке зрения собеседника отнюдь не означает отказ от собственного мнения, речь идет только об ином подходе. Это не значит, что один ошибается, а другой прав. Кроме того, существует и отстраненная позиция, которую занимает голос разума. Она позволяет оценить обе точки зрения, найти в них сходства и различия. С этого начинается уважение к своим близким.
Наконец, мы можем дополнить эти три основные позиции еще одной. Такая точка зрения принадлежит нам как супружеской паре, в которой установились те или иные отношения.
Что важно для нас обоих?
Как текущие разногласия соотносятся с тем, в чем наши взгляды сходятся?
Что важно для вас как для пары и насколько (в этом контексте) существенны текущие противоречия?
Как развивать умение мысленно переноситься на одну из трех позиций? Прежде всего, это можно делать физически. Подражая поведению другого человека, мы отчасти перенимаем его внутреннее состояние. Подстройка показывает, что при копировании языка тела собеседника у нас возникает ощущение того мировоззрения, которое ведет к соответствующему образу действий.
Вот как это делается на практике: если у вашего партнера есть любимое кресло и он часто сидит в нем в каком-то характерном положении, просто сядьте на это место, когда партнера нет рядом, и примите такую же позу. Дайте себе время освоиться, пусть мышцы привыкнут к этому положению. Затем обратите внимание на свои мысли и чувства. Попробуйте уловить душевное состояние, связанное с этой позой. Следите за тем, о чем думаете, к каким выводам приходите, на что смотрите, какое возникает настроение, каким кажется сейчас окружающий мир. Новизна ощущений может вызвать искреннее удивление!
Если вы с партнером читаете эту книгу вместе, то можете предпринять поучительную прогулку. Отправьтесь вдвоем на свежий воздух (желательно, в достаточно уединенное место, чтобы вас не смущали посторонние взгляды). Один должен вести, а другой идти следом. Старайтесь, чтобы походка обоих была одинаковой. Обратите внимание, какие чувства вызывает у вас упражнение, какие данные из внешнего мира вы начинаете воспринимать, какое влияние это оказывает на ваше мировоззрение и отношения друг с другом. Поменяйтесь ролями, а по дороге домой обсудите возникавшие ощущения.
Вот еще одно хорошее упражнение, которое поможет разобраться в текущем конфликте, расхождениях во взглядах либо ситуации, которую хотелось бы обсудить с партнером, хотя вы опасаетесь, что разговор может перерасти в спор.
Сядьте на стул и подумайте, как должен пройти предстоящий разговор, чего вы, собственно, хотите добиться, как вы произнесете то, что собираетесь сказать, и что именно скажете и сделаете, если намеченный подход не сработает.
Встаньте, отвлекитесь от этих мыслей, пересядьте на другой стул и представьте, что оказались на месте своего партнера.
Примите характерную для него позу.
Постарайтесь мыслить так, как, по вашим представлениям, рассуждал бы он.
Следите, чтобы при ссылках на партнера внутренний голос говорил «я», «мне» и так далее.
Исходя из соображений партнера, подумайте, чего бы он хотел добиться от этой беседы, что говорил бы и как отвечали бы на это вы (считая себя кем-то невидимым, кто сидит напротив).
Затем поднимитесь со стула и снова «станьте собой». Отойдите от обоих стульев и смотрите на них со стороны.
Вообразите, что вы с партнером сидите на своих местах, и наблюдайте за разговором с позиции свидетеля.
Мысленно представьте, как развивается эта беседа. Она должна быть правдоподобной, согласовываться с тем, что вы уже представляли, когда сидели на первом и втором стуле.
Мысленно или вслух опишите, что, вероятнее всего, произойдет дальше с двумя незримыми собеседниками. При этом называйте их по именам.
Собрав сведения со всех трех позиций, снова сядьте на «свое место» и «станьте собой». Оцените свой подход к предстоящему разговору, учитывая полученные знания. Возможно, вы решите придерживаться ранее намеченного плана. Это очень хорошо, так как теперь вы сможете действовать с большей уверенностью в правильности своего подхода. Но, скорее всего, вам захочется внести в первоначальный план определенные поправки.
Помните, что даже незначительные перемены могут существенно повлиять на течение и исход беседы.
РАВНОВЕСИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
Иногда работа с различными позициями не приносит большой пользы, поскольку мы продолжаем ограничивать себя сдерживающими убеждениями, голосом условностей. Первая позиция оказывается не настолько мощной, какой могла бы стать, а третья — не такой уж объективной. Помимо прочего, разные позиции могут вызвать противоречивые чувства. Однако есть способ прояснить все точки зрения и добиться их равновесия. Кроме того, этот подход принесет немало полезных знаний о том, насколько хорошо вы понимаете, чем же отличаются ваши взгляды от мнения партнера. Вам уже не придется пересаживаться с одного стула на другой, так как это упражнение выполняется мысленно.
Вспомните о какой-нибудь проблеме или разногласиях, возникавших у вас с партнером в прошлом.
Оцените ситуацию с собственной точки зрения.
Что вы видите?
Откуда вы смотрите на происходящее?
Вы вовлечены в события, видите их от первого лица?
Убедитесь, что занимаете первую позицию, то есть не наблюдаете за собой со стороны. Вы уравновешенны? Что вы слышите?
Какие голоса вы слышите и откуда они исходят? Какие ощущения у вас возникают? Где именно?
Снова представьте себе ту же ситуацию, по-прежнему глядя вокруг от первого лица. Постарайтесь как можно отчетливее услышать звучащие голоса. Ощутите, как в горле рождается ваш собственный голос. Опишите происходящее со своей точки зрения, одновременно воображая, что пребываете в полном равновесии.
Какие перемены это вызвало в ваших взглядах на происходящее?
Вы чувствуете себя комфортно?
Перейдите в третью позицию. Вообразите себя и собеседника со стороны. Наблюдайте, как развивается ваш спор, как проявляются разногласия и столкновения мнений. Обратите внимание, где находится та точка, откуда вы следите за происходящим:
Вы располагаетесь выше или ниже спорящих?
К кому из них вы ближе?
Добейтесь равновесия своей позиции: сместитесь так, чтобы оказаться на равном расстоянии от «себя» и своего партнера, на одном уровне с ними. Убедитесь, что представляете обе воображаемые фигуры спорящих в правильных масштабах. Если одна из фигур выглядит крупнее и плотнее другой, измените картину так, чтобы качество мыслеобразов стало одинаковым.
Оставаясь в той же позиции, прислушайтесь к голосам спорящих, которые исходят из тех точек, где вы их видите. Их голоса должны звучать в ваших ушах. Это замечание может показаться странным, но по опыту мы знаем, что многие люди слышат эти голоса где-то внутри головы. Иногда звуки словно проникают сквозь темя.
Опишите, как видите ситуацию сейчас. При этом внутренний голос должен исходить из вашего горла. Упоминая спорящих, пользуйтесь местоимениями «он» и «она». «Я» — не тот, за кем вы наблюдаете, а вы как посторонний свидетель.
Если в такой позиции вы чувствуете себя неловко или нерешительно, помните, что эти ощущения принадлежат совсем не вам. Вы просто наблюдаете. Определите, что именно означают эти чувства, и передайте их тому, кому они принадлежат на самом деле.
Какое влияние оказали эти перемены на ваше восприятие спора?
Это очень интересное упражнение. Оно показывает, что восприятие ситуации играет немаловажную роль в том, насколько легко решить возникшую проблему.
Я (Джозеф) однажды прошел этот процесс, пытаясь разобраться в целом ряде споров, возникавших у меня с женой. Мы, казалось, попали в замкнутый круг. Несмотря на горячие обсуждения, проблема оставалась нерешенной. Я ощущал скованность и во время споров чувствовал, что мне не удается достаточно ясно выразить свою точку зрения. Дело кончалось тем, что я принимался критиковать взгляды жены, а не отстаивать собственное мнение.
Проделав описанное выше упражнение, я понял, что моя третья позиция была совершенно неуравновешенной. Я слишком приближался к самому себе, но еще любопытнее было то, что в воображении моя жена становилась намного крупнее меня! Не удивительно, что мне так трудно было выразить свое мнение.
Я сбалансировал все позиции: третья оказалась ровно посередине между первой и второй, а обе фигуры приняли нормальные размеры. Теперь я чувствовал себя намного увереннее, и в следующий раз, когда разгорелся тот же спор, мне удалось сохранить спокойствие и четко выразить свои взгляды. Согласия мы не достигли, но разошлись очень дружелюбно. Мы ясно увидели различия в наших мнениях и не допустили, чтобы они превратились в непреодолимую пропасть. Разговор не оставил никакого неприятного осадка.
После того как три позиции уравновешены, можно обстоятельно изучить любую запутанную ситуацию, возникшую между вами и партнером.
Прежде всего, в чем с вашей точки зрения, заключается проблема?
Чего вы пытаетесь добиться? Что для вас важно?
Как бы вы описали поведение своего партнера? Выбирайте прилагательное, определяющее, каким вы видите его в этой ситуации (например, «настырный», «несдержанный», «эмоциональный», «легкомысленный» и т. д.).
Перейдите во вторую позицию, то есть займите место партнера. Представьте, что вы — это он.
Как он видит ситуацию?
Чего он пытается добиться? Что для него важно?
Как бы он описал ваше поведение? Подберите прилагательное, определяющее, каким он видит вас в этой ситуации.
Переместитесь в третью позицию. Представьте, что видите себя и партнера со стороны, занимая место отстраненного, спокойного наблюдателя.
Как выглядит эта пара в сложившейся ситуации?
Вспомните два описания, которые вы подобрали раньше. Соответствуют ли они тому, что вы видите сейчас?
Дополняют ли эти определения друг друга? (Если, например, один ведет себя «настырно», другой может пытаться уйти от разговора; если один старается быть «логичным», второй может стать «несдержанным»).
Возможно, определения практически одинаковы? (Чем настойчивее ведет себя один, тем упорнее сопротивляется другой; чем рациональнее рассуждает первый партнер, тем логичнее возражает второй.)
Так или иначе, найденные определения подхлестывают друг друга: слово за слово — и спор опять превращается в замкнутый круг.
Оставаясь в третьей позиции, задайте себе такие вопросы:
Не осложняете ли вы оба проблему, поступая таким образом?
Если бы вы могли изменить свой образ действий, то как повлияло бы это на поведение партнера?
Какие преимущества могли бы принести перемены в образе действий?
Стоят ли эти преимущества того, чтобы изменить свое поведение?
Умение видеть проблему со стороны — ключ к ее решению. Многие споры похожи на теннисные матчи, где каждый считает, что обязан отбить мяч и обычно обвиняет соперника в плохой подаче. Реакция одного вызывает соответствующий отклик другого — следует очередной финт. Каждый убежден, что собеседник будет продолжать прежнюю линию спора, и потому вырабатывает собственную стратегию противостояния, но, если взглянуть на ситуацию со стороны, именно из-за этого и возникает спор.
В конечном счете проблему просто невозможно решить, так как всякий раз, когда наша воинственная пара пытается ее обсудить, они попадают в прежний порочный круг.
Чтобы провести намеченные перемены, сделайте шаг наружу (в переносном смысле), оцените ситуацию со стороны и посмотрите, как вы оба реагируете друг на друга. Нужно видеть отношения в целом, а не столкновение двух независимых личностей.
Любое решение должно приниматься с точки зрения «мы», например: «Стоит нам заговорить об этом, как начинаются споры, и нам обоим это не нравится. Что мы можем сделать, чтобы это не повторилось?»
Партнер может ответить нечто вроде: «Мы не ссорились бы, если бы ты…»
Не втягивайтесь в привычную схему! Возникает огромное искушение возразить: «Я не вел бы себя так, если бы ты…»
По всему миру ссоры между супругами проходят по одинаковой схеме, хотя многоточия каждая пара заполняет по-своему. На самом деле мы просто вычленяем качество, присущее нашим взаимоотношениям, и приписываем его партнеру. Но то, что вызывает у нас неприятные чувства, связано не с ним, а с нашими отношениями. Мы заявляем: «Ты придирчива», а не: «Мне кажется, ты придираешься». Человек не может быть придирчивым сам по себе. Подобные качества, хорошие и плохие, проявляются только в отношениях. То же относится к злости, властности, отстраненности и так далее.
Вместо того чтобы возвращаться к привычной схеме, можно сказать, например: «Допустим. И что, по-твоему, я должен ответить?» Это не означает, что вы признаете свою вину. Такой вопрос — попытка изучить сложившуюся ситуацию.
Взгляните на ситуацию с позиции вашей пары.
Какое влияние ситуация оказывает на вашу сплоченность? Она сблизит вас или отдалит друг от друга?
Оцените возможные последствия ситуации.
Если она сохранится, то какими станут долговременные последствия?
Что означают эти споры — прелюдию примирения?
Какое влияние они окажут на ваши отношения в будущем?
Если ситуация затянется, окрепнут ваши отношения или начнут разрушаться?
Как она сложилась — постепенно или внезапно?
Вы согласились бы оказаться в том же положении через полгода?
Через три месяца?
Через месяц?
Когда именно вам хотелось бы изменить эту ситуацию? Определите точный срок. Возможно, чем раньше, тем лучше?
Научи меня
Относитесь к следующему упражнению как к развлечению. Его лучше всего выполнять вместе с другом, но в первый раз можно попробовать и самостоятельно. Упражнение представляет собой простой и интересный способ изменить поведение, мешающее наладить желаемые отношения.
Надеемся, что, выполняя его, вы не раз улыбнетесь и скажете: «Это просто смешно». Несмотря ни на что, заставьте себя проделать это упражнение и посмотрите, что получится.
Прежде всего, определите те поступки, которые либо мешают текущим личным отношениям, либо не позволяют наладить отношения с потенциальным партнером. Таким поведением могут быть, например, постоянные споры или потеря самообладания из-за мелочей. Возможно, вы в совершенстве овладели искусством стеснительности или просто не можете заставить себя ходить туда, где можно найти подходящего партнера. Не сомневайтесь, это действительно мастерство, так как нечто дается нам без труда, по привычке. Когда-то мы вложили в развитие этого умения немало времени и сил.
Представьте, что стоите перед группой людей, которые отчаянно мечтают освоить это умение.
Выполняя упражнение в одиночестве, произносите ответы как можно громче. Разница между вашим собственным голосом и внутренним очень важна.
Вот на какие вопросы нужно ответить:
Чему вы собираетесь нас научить? Кратко расскажите об этом умении.
Когда нам стоит его применять? Иными словами, какие условия подталкивают к такому поведению? Как вы определяете, когда нужно так поступать? В каких обстоятельствах?
По отношению к кому нужно применять это умение?
Вы поступаете так со всеми или только с некоторыми?
Какое значение имеет общественное положение людей, их характер, если вы ведете себя так не только с одним человеком?
Какие качества должен иметь другой человек, чтобы вы так поступали?
Какие качества он не должен иметь, чтобы вы так поступали?
Чего мы достигнем таким поведением?
Какую пользу мы получим? (Какие-то преимущества должны быть, иначе зачем так поступать?)
Возможно, такое поведение приносило пользу в прошлом, например в детстве?
Чем приходится расплачиваться за это поведение?
Что мы потеряем или рискуем потерять, переняв это умение?
Насколько часто это поведение приносит успех?
Что, скорее всего, подумают другие, если мы так поступим?
Нужны ли нам какие-то особые представления о других и самих себе, чтобы поступать таким образом?
Как узнать, что пора остановиться?
|