Боно Эдвард "Шесть шляп мышления"

В Японии полагают, что идеи появляются на свет подобно росткам, пробивающим твердь неведения и обретающим конкретную форму благодаря совместным усилиям ухаживающих за ними людей.

В подходе к поискам ответа на вопрос и состоит основное различие между «западным» и «японским» способами получения информации. Рассматривая их нюансы, я стремился только обрисовать это различие, а не вторить тем, кто считает, будто все японское представляет собой верх совершенства и достойно всяческого подражания.

Мы не в состоянии изменить свою культуру. Значит, бессмысленно и пытаться в корне ее изменить. Но мы можем отыскать механизм, способный помочь нам взять верх над укоренившейся в нас привычкой подходить к рассмотрению вопроса именно так, а не иначе. Эту роль и призвана выполнять белая шляпа мышления. Нам стоит только сказать себе и своим партнерам в ходе обсуждения проблемы: «Давайте представим, что мы – японцы, и обсудим наши вопросы в японском стиле».

Я не хочу заниматься сейчас выяснением причин, почему японцы не проявляют большую изобретательность. Вполне возможно, изобретение чего-то нового нуждается в эгоцентричной направленности культуры, рождающей людей безжалостных и напористых, способных настойчиво претворять свою идею, почитаемую всеми окружающими полным безумием.

Люди западного склада ума оказались более подготовленными к ответу на это требование. Мы можем проявить больший практицизм, сознательно обращаясь к присущему нам латеральному типу мышления, о котором я уже говорил в других своих книгах и на рассмотрении особенностей которого я остановлюсь подробнее в главе о мышлении в зеленой шляпе.

В мире фактов, истин и «философических» воззрений

Насколько факт соответствует истине?

Велика ли ценность словесной эквилибристики в философии?

Абсолютные истины и «в общем и целом».

Истина и факт связаны между собой отнюдь не так тесно, как большинство из нас склонны это себе представлять. Истина связана с игрой в слова, известной как философия. Факты связаны с опытом, который можно проверить. Давайте окинем взглядом и то и другое. Люди практического склада ума, не любители «потешить себя» рассмотрением подобных вопросов, могут сразу перейти к следующей главе.

А мы подумаем вот над чем: если каждый лебедь, которого мы видим, белый, можем ли мы смело утверждать, что «все лебеди – белые»?

Можем и, действительно, именно так мы и поступаем. Для достигнутого уровня знаний подобное утверждение является истинным и отражает всю сумму накопленного нами опыта. В таком понимании это – факт.

Но первый же встреченный нами черный лебедь опровергает наше умозаключение. И наше утверждение незамедлительно переместится из категории «истинных» в категорию «ложных». Кроме того, если мы будем опираться только на факты, то даже сто встреч с белыми лебедями не смогут опровергнуть одной нашей встречи с лебедем черным. В таком случае относительно данного факта мы имеем право сказать: «Большинство встречающихся в природе лебедей – белые»; «в общей массе своей лебеди – белые»; «порядка девяносто девяти процентов лебедей – белые».

Уточнения типа «в общей массе», «в общем и целом», «в большинстве своем» или «в подавляющем большинстве» – являются чрезвычайно обоснованными с практической точки зрения,1 но совсем не используются логиками. Здесь имеет значение только понятие все или всё, поскольку логическая мысль должна перемещаться от одной абсолютной истины к другой: «Если верно, что…, то из этого следует…».

Когда мы сталкиваемся с первым черным лебедем, утверждение «все лебеди белые» становится ложным, если мы не назовем черного лебедя не лебедем, а как-то иначе. Теперь это уже вопрос слов и определений. Если в качестве определяющей, характерной черты для понятия «лебедь» мы рассматриваем белый цвет его оперения, тогда «черный лебедь» становится в нашем понимании уже не «лебедем», а чем-то совсем другим. Если мы отказываемся рассматривать «белый цвет оперения» в качестве определяющего показателя, а за основу определения понятия «лебедь» принимаем какие-либо иные особенности этой птицы, тогда мы имеем право включить в категорию «лебеди» и черного лебедя.

Оформление таких вот «ярлыков-определителей» и манипулирование ими и составляют сущность философии.

Мышление в белой шляпе направлено прежде всего на сбор сведений, не претендующих на роль факта и «годных к употреблению». Поэтому такие выражения, как «в целом», «в общем и целом», «в большинстве своем» и «в общей массе» – приемлемы полностью. Точность – задача статистики. В повседневных же условиях жизни накопить и представить точные статистические данные для каждого из нас оказывается не всегда возможным. И потому нам чаще всего приходится применять уже упомянутую двухуровневую систему, состоящую из противопоставлений – «убеждение» и «проверенный факт».

  • В большинстве своем предприятия, рассчитывающие на достижение высоких прибылей с первых же дней своей работы, изначально обречены на короткий срок существования.

(Тем не менее можно привести примеры нескольких крупных компаний, руководство которых при проведении той же политики сумело добиться значительных успехов.)

  • Если стоимость содержания квартиры не будет расти, тенденция к увеличению объема продажи жилой площади останется прежней.

(Когда цены на жилье растут, то объем продажи квартир может возрастать и в целях спекуляции, из-за страха денежной инфляции и вполне обоснованных опасений остаться в проигрыше.)

  • Если вы много работаете, то непременно добьетесь успеха в жизни.

(Большая часть много работающих людей потому и работает так много, что им не удалось в жизни чрезмерно преуспеть.)

Существует целый спектр степеней вероятности, который находит свое отражение с помощью следующих языковых формулировок:

  • именно так все и обстоит (все обстоит именно так, а не иначе)

  • обычно все так и происходит

  • чаще всего так и происходит (чаще всего так и бывает)

  • в общем все так и обстоит

  • скорее да, чем нет; пожалуй, это так и есть

  • через раз

  • зачастую; частенько

  • иногда

  • случается, что…; бывает и так

  • известны случаи, когда…

  • мне об этом слышать еще не приходилось

  • так не бывает!

  • не может быть! (противоречит существующему положению вещей).

Насколько этот спектр выражения нашего отношения к обилию существующих возможностей приемлем для образа мыслей, «навеянных» белой шляпой? Как и ранее, ответ на этот вопрос зависит от того, с какой целью мы оперируем данными сведениями. К примеру, мы можем извлечь определенную пользу, узнав таким образом о вещах, происходящих достаточно редко.

  • Корь обычно безвредна, но иногда она может привести к осложнениям; например, к воспалению ушных раковин.

  • В очень редких случаях противоэнцефалитная прививка способна привести к энцефалиту.

Ясно, что обладание подобной информацией представляет определенную ценность. Но здесь есть некоторые сложности. Услышав об опасности, связанной с прививкой против энцефалита, человек может тысячекратно преувеличивать степень нависшей над ним угрозы. В этом случае знание конкретного положения дел позволит избежать невольного заблуждения.

Приемлемы ли для мышления в белой шляпе случаи из разряда курьезных?

  • Человек вывалился из самолета, но, даже «забыв впопыхах захватить» парашют, упал на землю настолько удачно, что остался в живых.

  • Говорят, что Форд проектировал свой «Эдсель» на основе исследований рынка и потерпел полный провал.

Эти утверждения на самом деле могут быть фактами и в качестве таковых могут использоваться носителем белой мыслеварительной шляпы. С другой стороны, без тщательной проверки подобные сведения следует причислять к категории анекдотических случаев или курьезных историй.

  • Проекты, основанные на результатах исследования рынка, зачастую обречены на полный провал. Для примера возьмем ситуацию с выпуском автомобиля марки «Эдсель», разработка которого, как утверждают, была основана на исследовании рынка. Этот проект полностью провалился.

Если подобные утверждения не содержат достаточно веских причин для вынесения заключения о том, что проекты, основанные на исследованиях рынка, неизменно обречены заканчиваться столь же плачевным образом, тип мышления в белой шляпе вообще не принимает их во внимание. Да, говорит он, кошка может свалиться с крыши, но сие вовсе не значит, что это обычный способ времяпрепровождения для всех котов.

Исключения из общих правил потому так и называются, что представляют собой отклонения от общепринятых норм.

Мы обращаем внимание на черных лебедей именно потому, что обычно они встречаются в природе достаточно редко. Мы откликаемся на сообщение о человеке, благополучно перенесшем падение с самолета без парашюта, именно потому, что обычно такие «неприятности» оканчиваются совершенно иначе. На судьбу автомобиля марки «Эдсель» неизменно ссылаются по той же причине: все эти случаи из разряда курьезных. Это – исключения, и именно их исключительность обращает на себя наше внимание.

Мышление в белой шляпе должно быть практичным. Практичность же в данном случае подразумевает умение вычленить рациональное зерно фактов из шелухи обильных домыслов и способность выстроить полученные сведения в порядке достоверности содержащейся в них информации.

  • Знающие люди в один голос утверждают, что к концу этого года процентная ставка по банковским вкладам резко понизится.

  • Я разговаривал с четырьмя специалистами, и все они заявляли, что к концу этого года процентная ставка существенно понизится.

  • Эксперты банковской комиссии, господа Зиглер, Флинт, миссис Кальятто и мистер Суарес, в нашей беседе сошлись во мнении о том, что к концу этого года следует ожидать определенного снижения процентных ставок по некоторым видам банковских вкладов.

Мы с вами только что рассмотрели три уровня точности. И даже третье высказывание не было исчерпывающим. К примеру, для нас осталось неизвестным, когда состоялся разговор с экспертами банковской комиссии и что нового произошло за это время в общей политике проведения банковских операций.

Для мышления в белой шляпе нет ничего абсолютно точного, безусловно достоверного, не допускающего шансов на исключение из правил.

Наденем шляпы, господа; кто первый?

Наденьте собственную белую шляпу.

Обратитесь с просьбой надеть белую шляпу к своему собеседнику.

Попросите всех присутствующих надеть белые шляпы.

В столь достойном облачении займитесь поисками ответа на интересующий вас вопрос.

К большинству ситуаций применимо описание, выраженное фразами, приведенными выше. Это значит, что вы вполне можете позволить себе обратиться к собеседнику с просьбой надеть белую шляпу, равно как и к вам могут обратиться с тем же предложением.

– Что там у нас не получилось с продажей нашей продукции?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, я, с вашего позволения, надену белую шляпу. Ну вот, совсем другое дело… Итак, тридцать четыре процента всех розничных торговцев первоначально выразили готовность подключиться к продаже нашей продукции. Из них шестьдесят процентов взяли товар на реализацию. Сорок процентов реализаторов взяли всего по два образца на пробу. Из оставшихся семьдесят процентов нашли цену на нашу продукцию слишком высокой. На рынке, по их мнению, имеются еще две разновидности такого же товара, продаваемого по значительно более низким ценам.

– Та-ак… А теперь продемонстрируйте ваш образ мыслей в красной шляпе.

– Наша продукция не пользуется спросом; цена на нее слишком высока. По сравнению с конкурентами мы явно проигрываем. Да и с рекламой у них поставлено дело значительно лучше. А мы даже не можем найти себе хороших распространителей товара!

В приведенном примере эмоции, связанные с образом мыслей в красной шляпе, могут иметь для понимания ситуации чрезвычайно большое значение. Оставаясь в белой шляпе, мы воспринимаем выплескиваемые собеседником эмоции как безусловно достойный внимания факт.

  • Я предлагаю начать с того, чтобы надеть наши белые шляпы. Вы готовы? Хорошо. Приступим к делу. Что нам известно о состоянии преступности в подростковой среде? Какими мы располагаем цифрами? О чем говорят официальные отчеты? Кто начнет первым?

  • Вы говорили, что собираетесь оборудовать еще несколько рабочих мест компьютерами фирмы Prime. He могли бы вы изложить мне свои мысли по этому поводу в белой шляпе?

  • Мне совсем не нужны ваши догадки о том, что может произойти, если мы снизим стоимость перелета через Атлантику до 250 долларов. Мне нужно, чтобы вы выразили свои соображения на этот счет, надев белую шляпу.

Не вызывает, наверное, сомнений, что образ мыслей в белой шляпе исключает возможность полагаться на предчувствия, интуицию, «голос сердца», «никогда не обманывающее вас» первое впечатление и личное мнение. Суть образа мыслей, навеянных белой шляпой, в том и состоит, чтобы оперировать только фактами.

  • Вы просили меня дать вам ответ на уровне мышления в белой шляпе, почему я решил сменить работу. Я отвечу. Жалованье и премиальные на новом месте не ниже, чем на прежнем. Дорога на работу отнимает столько же времени. Профиль занятий соответствует прежнему. Но перспективы служебного роста на новом месте значительно более благоприятные. Это все, что я могу сказать, надев белую шляпу.

Глава 10

ИТАК – ШЛЯПА БЕЛАЯ

Короткие выводы из долгих рассуждений

Представьте себе компьютер, который по нашему требованию выдает необходимые цифры и факты. Он бесстрастен и объективен. Он ничего не объясняет и не высказывает личных соображений.

Надев белую мыслеварительную шляпу, человек уподобляет себя такому компьютеру. Мы и надеваем ее в те моменты, когда возникает необходимость с компьютерной точностью заполнить информационный пробел.

На практике существует двухуровневая система информации. На первой ступени находятся факты проверенные и доказанные – факты первого порядка. Это – основа, фундамент, на котором возводится здание наших дальнейших умозаключений. На втором уровне располагаются сведения, в достоверности которых люди убеждены, хотя строгой проверке их не подвергали. Это – факты второго порядка.

Существует спектр вероятности, простирающийся в границах понятий «истинно» и «невозможно». В промежутке между этими оценочными категориями находятся приемлемые к использованию на практике выражения «в общем и целом», «чаще всего», «время от времени такое случается» и тому подобные. В белой шляпе их можно употребить только для того, чтобы подчеркнуть степень вероятности события.

Мышление в белой шляпе – это дисциплина и самоконтроль. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность. Если в ходе беседы это правило не соблюдается, собеседники могут попросить вас надеть белую шляпу либо вы можете обратиться к ним с подобной же просьбой. Кроме этого, вы сами решаете, когда вам ее надевать и когда – снять.

Белый цвет, символизируя полное отсутствие цвета, означает беспристрастность.

Глава 11

КРАСНАЯ ШЛЯПА

В океане страстей и эмоций

Выходим на простор предчувствий, интуиции и впечатлений.

Долой все поиски причины или следствий!

Долой всю беспристрастность и объективность факта!

Даешь девиз: «Доказательств не требуется!»

Образ мыслей, формируемый красной шляпой, связан с чувствами, с проявлением эмоций. Этот тип мышления открывает перед человеком широкие просторы для откровенного выражения своих мыслей. Эмоции – это субъективное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание.

Если чувствам и эмоциям «закрыт прямой доступ» к процессу нашего мышления, они будут воздействовать на него в косвенном порядке. Укрыться от их влияния чрезвычайно сложно, если возможно вообще: эмоции, чувства, предчувствия и интуиция обладают удивительной проникающей способностью и представляют собой реальную силу.

Образ мыслей, обусловленный красной шляпой, полностью это подтверждает. Этот тип мышления почти прямо противоположен холодному, объективному и свободному от эмоций образу мыслей, навеянных белой шляпой.

  • Не нужно мне никаких объяснений! Я не хочу знать – что и почему! Мне это просто не нравится!

  • А мне этот тип не понравился. Не хочу больше иметь с ним дела. И не будем этот вопрос обсуждать. Покончим с этим.

  • У меня такое предчувствие, что вот этот пустырь, сразу за церковью, через пару лет будет стоить кучу денег.

  • Такая внутренняя отделка квартиры никогда не получит большого числа сторонников. Неужели это может кому-то понравиться? Это же просто безвкусица и пустая трата денег!

  • Не знаю, как тебе, а мне Генри определенно нравится. И ведь я знаю, что он проходимец, мошенник и, уж конечно, не раз надувал нас с тобой. Но делал он это мастерски. Этого у него не отнять. Мне он симпатичен.

  • Послушай, что я тебе говорю: добром это никогда не кончится. Внутреннее чутье мне подсказывает, что все завершится большим скандалом!

  • Ситуация совершенно безнадежная. Что бы мы тут ни придумали, мы все равно проиграем. Давайте лучше сразу откажемся от этого дела.

  • А мне кажется бесчестным утаить от него эти сведения.

Любому мыслящему человеку, стремящемуся выразить подобные чувства, следует надеть красную шляпу. Этот головной убор дает вам «официальное разрешение» на выражение любых ваших чувств. Человеку, воспринявшему образ мыслей, навеянных красной шляпой, никогда не придется оправдываться перед кем бы то ни было за свою несдержанность в проявлении чувств или объяснять причину своих умонастроений. В красной шляпе вы можете исполнять роль человека экспансивного, экзальтированного, который далеко не во всем прислушивается к голосу разума и только ищет возможности выплеснуть на окружающих фонтан своих чувств.

Глава 12

МИР НАШИХ ЧУВСТВ ПОД СЕНЬЮ ШЛЯПЫ КРАСНОЙ

Где место чувств в рассудочности нашей?

Эмоции – это наши «союзники» или «враги»?

Когда лучше пойти на поводу у чувств?

Может ли «пленник эмоций и чувств» мыслить и действовать как «человек нормальный»?

Согласно общепринятой точке зрения, разум и эмоции не уживаются друг с другом. Предполагается, что «умный человек» – холоден, бесстрастен и не подвержен переживаниям, что ему следует быть объективным и рассматривать факты вне зависимости от своего к ним отношения.

В связи со столь высокими требованиями к «человеку умному» некоторые спешат провозгласить, что женщины чересчур эмоциональны, чтобы быть причисленными к категории людей трезвомыслящих. Считается, что женщинам недостает отрешенности от бремени эмоций, необходимой для принятия верных решений.

Но в конечном итоге любое достаточно обоснованное решение не может не нести на себе печать эмоций. При этом я подчеркиваю, что это лишь «в конечном итоге».

Когда мы выстраиваем карту своего отношения к ситуации и выбираем по ней маршрут своих действий, то руководствуемся прежде всего своими желаниями, личными предпочтениями и настроениями текущего момента. Таким образом, наш выбор оказывается в той или иной мере связан с эмоциями, и, значит, с ними связано наше мышление. Позже я еще вернусь к этому вопросу.

Эмоции являются отражением наших потребностей в связи с оцениваемой ситуацией. Они представляют собой неотъемлемую часть деятельности мозга, а вовсе не служат каким-то обременительным атавизмом. При этом существует три возможности воздействия чувств на наше сознание.

Наибольшее влияние оказывают на нас так называемые сильные эмоции, такие как страх, гнев, ненависть, подозрение, ревность и любовь. Подобный эмоциональный фон ограничивает и «застилает собой» все наше восприятие. Обязанность мышления в красной шляпе состоит в том, чтобы сделать этот фон видимым, ясно различимым, и в дальнейшем учитывать его воздействие. А степень влияния сильных эмоций зачастую бывает так велика, что они оказываются способны практически полностью подчинить себе ход наших мыслей.

Во втором случае чувства следуют за мыслью. К примеру, у вас родилось предположение, что некто нанес вам оскорбление. С этого момента любая мысль, связанная с этим человеком, будет вызывать у вас негативные переживания. Если вас не оставляет подозрение – пусть даже не имеющее ни малейшего основания, – что собеседник, разговаривая с вами, преследует какую-то корыстную цель, то вы не придадите словам этого человека никакого значения либо, наоборот, на всем протяжении разговора будете искать в них скрытый смысл. Именно по этой причине мы зачастую не склонны доверять излишне назойливой рекламе.

За потоком слов мы порой не замечаем эмоций, их вызывающих. Мышление в красной шляпе дает нам возможность выплескивать подобные чувства «по факту их возникновения».

  • Если бы мне позволено было надеть красную шляпу, я бы сказал, что ваше предложение отвечает скорее вашим собственным интересам, нежели интересам всего коллектива.

  • Моя красная шляпа подсказывает, что вы хотите воспрепятствовать слиянию наших корпораций только ради того, чтобы сохранить свое рабочее место, а вовсе не из стремления обеспечить наибольшую прибыль нашим акционерам.

В третьем случае эмоции проявляются тогда, когда мы имеем возможность наблюдать карту нашего отношения к ситуации в целом. Эта карта непременно должна включать в себя и эмоции, разбуженные в нас красношляпным образом мыслей. Палитра наших эмоций должна быть отображена на карте полностью, включая и такие не светлые наши чувства как, скажем, – чего там таить! – жадность или завистливое отношение к собеседнику. При выборе маршрута учитывать нужно все, иначе побредешь, куда не планировал. Каждое азимут-решение определяется в соответствии с «комплектом» переполняющих нас эмоций.

  • Теперь, когда я изложил вам все факты, связанные с этим делом, давайте наденем наши красные шляпы и позволим себе обменяться соображениями.

  • Из двух вариантов – продолжать забастовку или соглашаться на переговоры – я выбираю первый. Я считаю, что время для переговоров еще не пришло. Ни одна сторона еще не понесла достаточно потерь, чтобы обрести готовность пойти на уступки.

Для тех, кто осознает объективную ценность возможности выразить свои эмоции по принципу «ничего не тая», образ мыслей, подаренный красной шляпой, предоставляет реальный способ все это осуществить.

А может ли красношляпный образ мыслей хоть как-то облегчить проявление эмоций, в наличии которых нам не хотелось бы признаваться даже себе?

  • Я противлюсь ее назначению на эту должность, потому что завидую ее быстрому продвижению по службе.

В обычной жизни едва ли кто-то позволит себе выставить на всеобщее обозрение свои настроения подобного рода, а мышление в красной шляпе предлагает вам реальную возможность поделиться с друзьями такими вот соображениями и эмоциями.

  • Теперь, когда я надел свою красную шляпу, я хочу вам признаться, что я против предоставления Анне этой должности. Во мне говорит обычная зависть к ее быстрому продвижению по службе. Я этого не скрываю. Не каждому из нас довелось так быстро подняться по ступеням служебной лестницы. И потому я считаю, ей тоже нужно немножко подождать, чтобы не пробуждать в каждом из нас еще большей ревности и скрытого неудовольствия.

Все вполне толково и очень корректно. Но можно ту же мысль выразить и иначе:

  • Я не хочу ни с кем портить отношения, и потому мне легче говорить из-под широких полей этой спасительной красной шляпы. Я против продвижения Анны по службе. Я не хочу говорить о ней ничего плохого. Просто я против этого, и все.

Следует также заметить, что человеку, активно думающему, просто необходимо время от времени предоставлять себе возможность «совершить прогулку» в красной мыслеварительной шляпе, что позволит накопившимся эмоциям в ходе подобной прогулки выйти наружу.

  • Хорошо тебе давать советы, а мне страшно! Этот переход на новое место работы… Там все для меня будет совершенно новым!.. Как там меня встретят? Что может меня там ждать? – я не знаю… Я просто боюсь!

  • Да, черт возьми, я раздражен! И хочу восстановить справедливость немедленно. Я не терплю, когда меня обманывают!

  • Честно говоря, эта работа мне просто не нравится.

Мышление в красной шляпе выявляет палитру эмоций, определяющих настроение и, значит, общий рисунок поведения каждого человека.

В таинственном мире предчувствий и интуиции

Интуиция: ценная ли это способность или бесценная?

Интуиция: не безопасно ли на нее полагаться?

А польза от нее вообще – какая?

Слово «интуиция» понимается по-разному.1 Очень просто и очень толково. Для кого – даже слишком просто и толково, можно предложить трактовку, приведенную в «Психологическом словаре»: «Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода». Наиболее распространены два варианта его трактовки. Оба они верны и совершенно корректны. Но в отношении описания процессов, протекающих в сознании человека, они имеют принципиальное различие.

Согласно первой трактовке, интуиция может пониматься как внезапное озарение.2 Это означает, что нечто, в течение долгого времени остававшееся недоступным для понимания человеком при привычном взгляде на вещи, со внезапной сменой точки зрения обретает вдруг совершенно непривычные, нередко приводящие к гениальным прозрениям черты. Подобное озарение зачастую приводит к акту творчества, научному открытию или неожиданному решению сложнейших научных задач.

  • Переключите внимание с победителя на побежденных и вы сразу определите, что выявившему сегодня окончательного финалиста 131-му матчу, скажем, по шахматам предшествовало еще 130 разыгранных между претендентами шахматных партий, в результате которых выявилось 130 проигравших.3

Другое общепринятое значение слова «интуиция» означает «немедленное постижение ситуации». Это результат некоего таинственного процесса, происходящего в нашем сознании, который сложно выразить словами. Например, встречая на улице, в толпе случайных людей, человека знакомого, вы узнаете его мгновенно, своей реакцией являя результат сложнейших процессов, происшедших при этом в вашей памяти.

  • Интуиция мне подсказывает, что электромобиль никогда не получит широкого распространения.

Подобная догадка основана, вероятно, на знании рынка, на опыте работы с товарами подобного рода и на понимании того, как покупатели приходят к решению о целесообразности покупки.

Здесь я хочу остановиться на рассмотрении того типа интуиции, который основан на знании и практическом опыте.

Интуиция, предчувствие и чувство тесно взаимосвязаны. Предчувствие – это гипотеза, основанная на интуиции.

  • Меня терзает предчувствие, что у него совсем опустятся руки, как только дела пойдут еще хуже.

  • Меня не оставляет ощущение, что этот автобусный билет и обнаруженный нами велосипед – ключи к раскрытию этого убийства.

  • У меня такое чувство, что предложенная нами версия ошибочна. Слишком много «концов» в ней не стыкуются между собой.

Выдающиеся ученые, писатели, предприниматели и военачальники, по-видимому, все в той или иной степени обладают этим «пред-знанием» текущего момента. О преуспевающем предпринимателе мы говорим, у него «нюх на деньги». Это говорит о том, что выгоду в конкретном деле увидит не каждый; это сможет сделать только человек с развитой интуицией.

Интуиция – дама капризная, склонная к ничем не обоснованным изменам. Каждому известно, как любит она подвести человека «под монастырь» во время азартной игры. Ставите вы, например, в рулетку на «черное», и вам восемь раз подряд выпадает «красное»; интуиция «уверяет» вас, что в следующий раз обязательно выпадет «ваше черное», но – да, конечно, держи карман шире! – шарик снова останавливается на заколдованном поле. Что поделать: теория вероятности и объективная статистика для игорного стола не существует; он не наделен «памятью» о том, какой номер он «выбросил» играющим на предыдущем кону, и каждый раз для него игра начинается заново – с прежними шансами на успех.

Как же в таком случае нам управляться с интуицией?

Сначала попробуйте выразить ваши интуитивные догадки, надев красную шляпу мышления. Действуйте смелее, не опасайтесь необычности мыслей, которые приходят вам на ум. Вполне возможно, для «общения» с интуицией и эмоциями следовало бы выделить отдельные шляпы, но это только запутало бы все дело. Я убежден, что и то и другое можно отнести к разряду «чувств», даже если они отличаются по своей природе.

Вероятнее всего, нам не удастся определить причин, приведших нас к интуитивному решению. А если не известны причины, следует ли полагаться на выводы?

Ответ, я думаю, однозначен. Во всяком случае, вкладывать свой основной капитал в какое-то предприятие только потому, что так вам «посоветовало» предчувствие, явно неблагоразумно.

С другой стороны – как кому в жизни повезет. Если в прошлом интуиция подавала вам дельные советы, то нет вроде бы никаких оснований подозревать ее в тайном коварстве. Хотя… Вот именно – хотя!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться