Да. Вы увидели это в своей голове. Это была картина.
Вся информация, которую она передала нам вербально, являлась бы избыточной, если бы вы были в состоянии, позволяющем вам заметить ее невербальный ответ на заданный вопрос. Все, что она передала нам вербально, ранее было выражено невербально, причем выражено значительно более тонко. Если вы прочистите ваши сенсорные каналы, то вслед за тем, как вы сделаете какое-либо утверждение или зададите вопрос, собеседник всегда даст вам невербальный ответ, вне зависимости от того, осознает он это или нет.
Информация о репрезентативных системах данного человека может
быть получена множеством различных способов. Самый легкий способ — это
начать тренировать ощущения, пытаясь заметить движения глаз
собеседника: они указывают, какую репрезентативную систему он
использует. Перед тем, как зайти к вам в кабинет, человек планирует то, что он будет делать, что собирается вам описать. Когда он это делает, он проникает внутрь себя, производя соответствующие жесты, о которых каждый из нас подсознательно знает, но которые за всю историю психологии еще никто внятно не описал.
Например, вы задаете человеку вопрос. Он отвечает: «Хм, давайте посмотрим», и смотрит налево и вверх, делая движения головой в том же самом направлении. Когда он смотрит вверх — созерцает внутреннюю картину.
Верите вы этому? Да, это ложь. Все, что мы собираемся вам здесь сказать — это ложь. Поскольку у нас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями существует лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что провозглашает, не осознавая искусственности своих утверждений. Второе отличие состоит в том, что когда вы будете действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают.
Как люди, чьей целью является создание моделей, нам совершенно неинтересно, правдивы ли наши утверждения, точны ли они, могут ли быть подтверждены данными из неврологии. Мы интересуемся только тем, работают ли они.
А сейчас попрошу подняться сюда трех желающих.
Сейчас я собираюсь задать Фрэн, Харвею и Съюзен несколько вопросов; все, что я хочу от остальных участников семинара — чтобы они очистили свои сенсорные аппараты. Вы можете сидеть здесь и представлять себе то, о чем вы вспоминаете, говорить себе об этом или переживать соответствующие ощущения.
А сейчас я предлагаю вам усвоить учебную стратегию, которая
понадобится вам в течении следующих пяти минут. Освободите свой
внутренний опыт, успокойте внутренние диалоги, примите удобную позу,
не создавайте внутренних образов. Попытайтесь заметить с помощью
вашего сенсорного аппарата те связи, которые существуют между
вопросами, которые я буду задавать нашим трем испытуемым и
невербальными ответами. Особенно внимание обратите на движение глаз испытуемых. На остальные возникающие в процессе ответов важные явления мы обратим внимание в другой раз. Сейчас же обратите внимание на эту часть невербальной реакции.
Сейчас я задам нашим испытуемым всего несколько вопросов. Просьба к испытуемым: найдите ответ на вопрос, но не вербализуйте его. После того как вы отдадите себе отчет в том, что знаете ответ на вопрос, либо же его не знаете, прекратите думать о вопросе. Вербально вы не должны мне ничего отвечать — сохраните ответ для себя.
Первый вопрос: Какого цвета верхний глаз светофора — красного или зеленого? … Сколько светофоров вы видели сегодня утром по дороге в наш отель? … Какого цвета глаза у вашей матери? … Сколько цветных ковров в вашей квартире? … (Фрэн на каждый вопрос в ответ смотрит вперед, Харвей — вверх и влево, Сьюзен — вверх и направо, иногда прямо вперед).
Заметили ли вы движения глаз испытуемых? Отметили вы какую-либо систематичность в этих движениях? Задержите для себя ответ на некоторое время. Наши испытуемые — сложные человеческие существа, поэтому они дают более чем одну реакцию. Но, тем не менее, в реакциях на заданный нами вопрос есть и нечто общее.
Сейчас я задам испытуемым другие вопросы, а вас попрошу наблюдать за тем, как изменятся их глазодвигательные реакции: Вспомните фрагмент вашего любимого произведения… Какая буква в алфавите стоит перед «р»? … Попробуйте вспомнить голос вашей матери… (Фрэн и Харвей смотрят влево вниз после каждого вопроса, Сьюзен смотрит вправо вниз).
Вот какого рода различия в реакциях на предыдущий и данный набор вопросов.
А сейчас следующие вопросы: Помните ли вы, как вы ощущаете воду, когда плаваете? … Что происходит с вами зимой, когда вы из уютно натопленного помещения выходите на мороз? (Фрэн и Харвей смотрят вниз, Сьюзен — влево вниз).
Какова же связь между набором вопросов и глазодвигательными реакциями? Что вы наблюдаете, пока я задавал вопросы?
Мужчина: Я заметил, что когда Сьюзен зрительно представляет себе что-либо, она смотрит вверх. Но иногда она смотрит прямо вперед.
ОК. Я согласен с вами. Как же вы узнали, что она в данный момент что-то зрительно представляет? Ведь это ваше предположение. Что за вопросы я задавал, когда вы заметили эти движения глаз?
Мужчина: О цвете глаз и светофорах.
Т. е. вопросы, требующие по преимуществу визуальной информации. В реакциях на эти вопросы было много движений глаз, направленных вверх. А в какую сторону преимущественно?
Женщина: Сьюзен смотрела направо. Это потому что она левша.
Потому что она левша? Но она не всегда будет смотреть направо.
Понаблюдайте это.
Сьюзен, как бы вы выглядели, если бы у вас были длинные рыжие волосы? … На кого бы вы были похожи, если бы у вас выросла борода? … Знаете ли вы, как вы выглядите, сидя сейчас здесь? … (Сьюзен смотрит влево вверх). Куда сейчас был направлен ее взгляд? Вы сказали, что она обычно смотрит вправо, отвечая на визуальные ориентированные вопросы. Куда она смотрит сейчас? Налево вверх. Так что она не всегда смотрит вправо. Иногда она смотрит налево вверх. Существует систематическое различие между вопросами, какие я задал только что и визуальными вопросами, которые я задал с самого начала. Каково же это различие?
Женщина: Первая группа визуальных вопросов относилась к прошлому опыту. Для ответа же на вторую группу вопросов у Сьюзен в прошлом опыте не было информации.
Прекрасно. Первый набор образов мы называем эйдетическими. Это образы-воспоминания. Второй набор — это сконструированные образы: она никогда не видела себя сидящей на стуле в этой комнате, она никогда не имела такого визуального опыта, так что она была вынуждена сконструировать этот образ, чтобы увидеть, как она выглядит.
Большинство «нормально организованных» людей (праворуких) дают реакции, противоположные реакциям Сьюзен. Сьюзен левша, и поэтому ее реакции инвертированы. Большинство людей смотрят налево вверх, вызывая эйдетические образы, и направо вверх, вызывая сконструированные образы.
Но многие из нормальных правшей смотрят направо вверх, когда дело идет об эйдетических образах. Барбара смотрела направо вверх, чтобы вспомнить что-то, несколько минут назад. Помните ли вы, что вы тогда видели?
Барбара: Нет.
Помните ли вы дом, в котором жили в детстве?
Барбара: Да.
Она снова посмотрела направо вверх. Что вы видели?
Барбара: Я видела гостиную.
Я думаю, что ваша гостиная обладала определенными особенностями. Давайте проверим мои предположения. Гостиная, котору вы видели, была подвешена в пространстве. Вы видели ее как бы со стороны, а не так, как если бы вы находились внутри ее. Эта картина, которую вы никогда прежде не видели, потому что это был фрагмент той серии образов, которые хранятся у вас в памяти. Это не было ничем таким, что вы видели непосредственно. Это был искусственно извлеченный из вашей памяти кусок картины. Так ли это?
Барбара: Да
Когда вы задаете человеку визуально ориентированные вопросы и он смотрит направо вверх, то это не значит, что он левша. Если вы хотите знать, почему он смотрит направо вверх, у вас есть некоторые возможности. Действительно, одна из возможностей состоит в том, что этот человек, например, как Сьюзен, имеет инвертированную церебральную организацию, а другая возможность состоит в том, что человек конструирует образ касательно прошлого, как, например, Барбара. В этом случае образ будет не цветным, с малым количеством деталей, что всегда имееется у образа эйдетического. Это важное различие.
Когда у Барбары возникает образ, он появляется как бы вне контекста, что характерно для сконструированных образов. Кстати, Барбара, наверное, спорит с людьми о прошлом — особенно с теми, кто вспоминает эйдетически.
Салли: Я не заметила, чтобы Фрэн смотрела вверх или вниз — она смотрела прямо на меня перед тем, как я задал ей вопрос и после того?
Были ли в ее взгляде какие-нибудь изменения?
Салли: Да, после вопроса ее взгляд стал более задумчивым.
«Задумчивым». То, что для вас и для меня выглядит более «задумчивым», может отражать совершенно другой вид внутреннего опыта, «задумчивый» — это сложное определение опыта, суждение о нем. Это не сам ваш сенсорный опыт. Я уверен, что слово «задумчивый» имеет для вас определенный смысл и вы легко можете связать его с определенными переживаниями. Опишите, пожалуйста, то, что видели, чтобы мы могли согласиться или не согласиться с этим.
Как мы и сказали ранее, ответы на заданные вопросы предшествуют вербализации. Если вы имеете возможность непосредственно наблюдать за вашим собеседником, вы всегда получите ответ еще до того, как он будет вербализован. Я попросил Салли описать свой опыт, и она уже дала на мою фразу невербальную реакцию. В своих движениях она отразила то, что делала Фрэн.
(К Салли) Вы ощутили, что сейчас сделали?
Салли: Я вроде бы чуть прикрыла глаза.
Да, ваши ресницы дрогнули. Что вы еще можете извлечь из того, что только что сделали, или из ваших воспоминаний о том, что сделал Фрэн?
Знакомо ли вам такое ощущение в беседе, когда глаза собеседника продолжают быть устремленными прямо в вас, но вдруг у вас появляется чувство, что вы находитесь в одиночестве? Только наедине с собой? Именно это здесь произошло. В обоих случаях зрачки расширились, а мышцы лица расслабились.
Если вы беспокоитесь о том, что не сможете увидеть расширение зрачков, то я считаю, что это утверждение не касается самого явления расширения зрачков, а касается ваших перцептивных программ. Я сейчас не имею ввиду остроту вашего зрения. Ваши перцептивные возможности — это нечто приобретенное, выученное, и следовательно, может быть выучено еще лучше. Большинство людей действуют именно таким образом, как будто бы их чувства являются пассивными приемниками огромного потока информации, поступающего из внешнего мира. Этот поток действительно есть, и он настолько огромен, что мы можем отобрать только незначительную часть его. Активно выбирать полезную информацию мы выучиваемся в течении жизни.
А сейчас мы вас попросим несколько минут посвятить тому, чтобы изменить свои перцептивные программы, определив, первое: существуют ли те стереотипы, о которых мы говорим, и второе: можно ли их полезным образом использовать. Продвигаться мы будем постепенно. Полагаясь на контакт, который нам с вами удалось установить, каким бы он не был, мы попросим вас проделать несколько упражнений. С их помощью, используя свой сенсорный аппарат, вы можете установить для себя, существует ли на самом деле то, о чем мы здесь говорим. Потом мы поговорим о том, как это можно использовать. Ключевым вопросом является то, насколько ценными могут быть подобные знания.
Разрешите мне заверить вас всех, что если у вас имеются навыки
определенной коммуникации, которыми вы пользуетесь в терапии,
педагогики или управлении, то после окончания нашего семинара они, эти
навыки, останутся при вас. Мы не хотим вас призывать делать выбор, а
хотим только, чтобы вы рассмотрели новый подход. Я предполагаю, что
многие здесь присутствующие являются эффективными и компетентными
терапевтами. Вы достигаете определенных результатов и радуетесь им,
считаете терапию вашим призванием, вы любите вашу работу, по крайней
мере иногда. Но даже в те моменты, когда вы делаете свою работу очень
и очень хорошо, вы иногда скучаете. У каждого существует тенденция
повторять ту последовательность действий, которая когда-то принесла
вам успех, в надежде добиться хороших результатов. Я думаю, что успех
• это одно из самых опасных переживаний для человека, в особенности если вы его достигаете в начале вашей карьеры. От этого ваша деятельность становится воспроизводящей, стереотипной, расчитанной на истертую пятидолларовую бумажку в лабиринте.
Например, вы предложили пациенту производить монолог перед пустым креслом, представляя, что в кресле сидит его мать — и увидели, как он от этого драматически переменился к лучшему. И вы могли решить, что каждый терапевт в стране должен пользоваться этим приемом, в то время как это был один из мириадов возможных подходов, способных произвести такие же изменения с пациентом.
Сомневающихся и скептиков мы попросим сделать следующее: принять нашу ложь за истину на некоторое время, а именно на время, которое понадобится для выполнения упражнения. Таким образом, вы сможете использовать свой сенсорный опыт (а не наши сумасшедшие вербализации), чтобы решить, действительно ли то, что мы описываем, присутствует в поведении вашего собеседника.
А сейчас мы хотим сделать утверждение, что вы всю свою жизнь не замечали того, что является совершенно очевидным. Вы не замечали, что человек, говоря: «Ну, для меня это выглядит так…», смотрит влево вверх, произнося: «И тут я сказал себе…» — смотрит направо вниз, и говоря: «Я тогда почувствовал» — смотрит прямо вперед. Люди делают это постоянно, а вы, оставаясь жертвами культурных стереотипов, не замечали этого и не могли эффективно реагировать на эту информацию.
У П Р А Ж Н Е Н И Я
Подберите себе партнера, которого мало знаете или не знаете совсем. Один из вас будет — А, другой — Б. А будет задавать вопросы. Упростите себе задачу, группируйте вопросы так, как это сделал я. Начните с эйдетических визуальных вопросов. Какого цвета сиденья в вашей машине? Какого цвета глаза вашей матери? Все эти эти вопросы касаются того, что люди когда-то действительно видели.
Затем перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда не видел и должен сконструировать: Как вы выглядите с вашей точки зрения? Как бы вы выглядели, если бы были лысым?
Потом можно перейти к аудиальным вопросам. Какую музыку вы любите? Какая дверь в вашем доме хлопает громче всего? Попробуйте услышать, как вы поете песню «У Мэри был ягненок». Это все — вопросы, стимулирующие к оцениванию аудиального опыта. Невербальные ответы на них будут систематически отличаться от ответов на визуальные вопросы.
Теперь задайте несколько кинестических вопросов: Как вы чувствовали себя утром? Какова на ощупь шерсть вашего кота?
Женщина: Есть ли разница в движении глаз, если человек вспоминает реально слышенный звук, или когда он представляет себе, чтобы напомнить этот звук?
Когда вы говорите «представляет», то это предполагает «представление», картины, зрительные образы. Спрашивайте о звуках, которые партнер должен создать. Различия, о которых вы спрашивали, конечно, будут. Откройте их для себя.
Я хотел бы предостеречь вас от других ошибок. Вы можете подумать, что слово «думать» представляет собой одну репрезентативную систему. Но это не так. Слова «думать», «понимать», «осозновать», «верить», «чувствовать», «знать» являются НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМИ. Не используйте этих слов, потому что ответ, который вы получите, будет случайным.
Вы всегда будете получать спутанные ответы, если спросите, например, «Помните ли вы свои ощущения, которые испытывали тогда, когда вам последний раз случалось плавать? «В этом случае вы требуете, чтобы человек сделал две вещи: вспомнил и почувствовал. Они могут вспоминать визуально, аудиально или непосредственно кинестетически. Это двухступенчатый процесс. Сначала человек вспоминает, следуя вашей инструкции, затем он действительно открывает для себя чувство, которое испытывает при плавании.
Если вы получаете ответ, смысла которых понять не можете, спросите человека, что он делал, отвечая на ваш вопрос. Ваша работа состоит в том, чтобы установить связь между тем, что вы непосредственно наблюдаете, и вопросами, которые задаете. Связывайте род информации, заложенный в ваших вопросах, с невербальными ответами, с движениями глаз собеседника. Если чего-то не понимаете, спрашивайте:
Вот что я увидел снаружи. Как это соответствует вашему внутреннему опыту? Если собеседник не знает, попросите его угадать, предположить.
Визуальная оценка глазодвигательных реакций для нормального организованного праворукого человека.
Вс — визуальные сконструированные образы
Вэ — визуальные образы воспоминания или эйдетические образы
(Расфокусирование взгдяда и его неподвижность также говорят о процессе визуального оценивания).
Ас — аудиальные сконструированные Ав — аудиальные образы воспомина-
образы ния
К — кинестетические ощущения А — аудиальные образы
(т. ж. вкус и запах)
рисунок 1
Если вы не получите никаких реакций в ответ на ваши вопросы, сделайте вопросы более трудными. «Какого цвета туфли были у вашей матери, когда вы ее видели в последний раз? «Если вы спрашиваете, какого цвета глаза у вашей матери и не получаете никакого ответа, сделайте вопрос более трудным: «Глаза у вас тоже голубые. Но темнее или светлее, чем глаза матери? «Это более сложный, требующий провести операцию сравнения вопрос. Собеседник должен будет сформировать образ цвета своих глаз и цвета глаз своей матери и сравнить их.
Через 4–5 минут вы определите для себя, какие движения глаз делает ваш партнер, используя в этот момент определенную репрезентативную систему. Затем поменяйтесь ролями, так чтобы оба из вас имели возможность и задавать вопросы и наблюдать ответы. Если вы натолкнетесь на что-то непонятное — обратитесь к нам и мы подойдем к вашей паре, чтобы помочь вам уловить смысл того, что происходит. Мы предлагаем вам обобщения, а любое обобщение в определенном конкретном случае может оказаться неверным. Обобщение — это только трюк (как, впрочем, и многое из того, что мы здесь будем делать), используемый, чтобы привлечь внимание к определенному аспекту вашего сенсорного опыта, который вы обучались не замечать. Заметив же его, вы приобретете мощный источник информации о подсознательных процессах другого человека.
Вы встретитесь с людьми самой необычной церебральной организации, но в любом случае эта организация будет систематической. Даже человек, смотрящий прямо вверх, если он испытывает кинестетическое ощущение, и прямо вниз, созерцая внутренние образы, будет в этом постоянен. Важно, чтобы в вашем сенсорном опыте образовалось, кто что как делает. А сейчас приступайте к упражнениям и откройте для себя то, что вам удастся открыть.
* * * * * * * *
ОК. Как идут упражнения? Многие из вас озадачены. У многих из вас возникли затруднения или вопросы, кто-то растерялся. Давайте разберемся.
Женщина: Мы пришли к выводу, что легче обучиться, наблюдая за тем, кто задает вопросы, нежели за тем, кто отвечает. По движению глаз задающего вопросы можно определить, какого рода вопрос будет задан.
Мужчина: Когда я задал моему партнеру аудиальный вопрос, он дал на него визуальную реакцию.
Помните ли вы свой вопрос?
Мужчина: Каковы первые четыре ноты в пятой симфонии Бетховена?
ОК. Встретился ли кто-нибудь с чем-то аналогичным? Некоторые из вас задавали аудиальные или кинестетические вопросы, замечая, что собеседник в ответ визуализирует, а затем выдает вам аудиальную или кинестетическую информацию. Понятно ли вам, что здесь происходит? Крис, что вы делали в ответ на вопрос о пятой симфонии? Читали ли вы нотные знаки? Или видели пластинку?
Крис: Нет, я слышал эти ноты.
Так, вы их слышали. Осозновали ли вы появление перед этим какого-нибудь зрительного образа? Тут мы имеем дело с одним из интереснейших несоответствий между сознанием и тем, что Крис предлагает невербально.
Крис, знаете ли вы, с каких четырех нот начинается пятая симфония? Да, вы знаете.
Женщина: Но это может быть для него чем-то пространственным.
Можете ли вы обеспечить сенсорным опытом слово «пространственный»? В тех случаях, когда мы будем слышать от вас слова типа «задумчивый» или «пространственный», мы будем просить вас до или после употребления таких слов просто сказать о том, что вы видели, слышали или ощущали, чтобы мы могли с вами согласиться или не согласиться. Слова же типа «пространственный» имеют для каждого свой смысл.
Женщина: Хорошо. Я услышала «та-та-та-та» и увидела какой-то кусочек пространства…, нет, я не видела.
Те из вас, у кого сейчас были подобные Крис партнеры, пусть проверят с ними то, что я скажу. С ними происходит следующее: они ищут и находят визуальный образ, который каким-то способом воспроизводит ответ на вопрос. Затем, просто имитируя этот визуальный образ, они слышат звуки, соответствующие данному визуальному опыту.
Cейчас мы должны указать на одно различие. Слова, которые человек употребляет, чтобы описать свою ситуацию, позволяют нам сделать заключение об осознанной части его опыта. Они указывают нам на ту часть сложного комплекса внутренних когнитивных процессов, которая является осознанной. Стереотипы же глазодвигательных реакций укажут вам на всю последовательность его внутреннего опыта, на стратегию его внутреннего опыта оценивания. «Ведущей системой» мы называем систему, используемую для поиска определенной информации. «Репрезентативная система» — это то, что уже введено в сознание и обозначено определенными словами. «Референтативная система» — это то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истинной или ложной. Напримаер, как вас зовут?
Тед: Тед.
Так, Тед. Как вы об этом узнали? Смотрите — он уже невербально отвечает на этот вопрос. Это абсурдный вопрос. Тед это знает, но он ответил на него. Знаете ли вы, как вы об этом знаете? Если бы сейчас я к вам обратился «Джим», вы бы не ответили, не прореагировали.
Если я обращаюсь к вам «Тед? «, вы реагируете. Это кинестетическая реакция. Сейчас, без всяких дополнительных внешних стимулов, если я просто задам вам вопрос: «Знаете ли вы, как вас зовут? «, есть ли у вас на это ответ?
Тед: Да, есть.
Знали вы, что вы скажите, до того, что вы сказали?
Тед: Нет, не знал.
Таким образом, если я спрошу: «Как вас зовут? «, а вы не ответите, вы не знаете как вас звать?
Тед: Я знаю, как меня зовут, потому что тогда, когда кто-то позовет «Тед! «, я испытываю определенное чувство, потому что зовут меня.
Повторяете ли вы про себя «Тед! «, как бы проверяя ответ на мой вопрос?
Тед: Да.
Таким образом, у вас имееется стратегия, позволяющая вам узнать, каким будет ответ на данный внешний стимул, так?»Тед», а не «Боб», но когда я вас спрашиваю: «Как вас зовут? «, как вы узнаете, что мне надо ответить?
Тед: Никогда не думал об этом.
Итак, вы не осознаете процессов, которыми пользуетесь в данном случае, ОК. Заметил ли кто-нибудь из вас, что использует Тед, хоть он сам не может дать осознанного ответа на поставленный вопрос? …
Каждый раз его взгляд направляется влево, вниз и обратно. Он слушал свое имя. Я не знаю, каким тоном оно было произнесено, но он его слышал. И он знает, что имя «Тед» — действительно его имя, он чувствует, что оно правильно. В этом случае его ведущая система — аудиальная: вот имено так он ищет информацию, хотя не осознает того; осознал он свое имя так же аудиально, в этом случае репрезентативная система совпадает с ведущей. Его референтативная система — кинестетическая: когда он слышит, что произносится его имя (внутри или вне его), он чувствует, что это именно его имя.
Многие люди, прослушав вопрос, повторяют его внутри себя. Вот я сейчас сказал: «Люди повторяют про себя слова» и многие в нашей аудитории повторили себе: «Да, люди повторяют слова».
Встречались ли вы с людьми, чей второй язык был бы вашим родным языком? Первое их движение глаз отражает попытку перевести услышанное на родной язык. Их глаза будут перемещаться в аудиальных направлениях.
Некоторые люди берутся отвечать на любой вопрос. Обычно они имеют сложную неосознанную стратегию ответа. У одного парня была замечательная стратегия; я спросил его: «Когда первый раз ты встретил Джона? «Он углубился внутрь себя и сказал: «Когда я первый раз встретил Джона? «Его глаза направились вверх и он сконструировал образ Джона. Затем взгляд переместил влево, он посмотрел все возможные места, где он мог встретить Джона, одно из них вызвало у него чувство знакомости, затем он аудиально назвал это место, затем увидел себя, говорящего мне название этого места и представил себе, как он при этом выглядит. Он чувствовал, что, сделая это, он будет в безопасности, поэтому он сказал себе: „Иди и сделай это“.
Существует целый набор стереотипов, которые вы можете использовать, чтобы рассмотреть структуру стратегии и изменить ее так, чтобы исключить лишние или избыточные шаги. Сюда входит рассмотрение стратегий, характерных для различных ограничений и проблем, а затем «выпрямление» этих стратегий, чтобы создать внутри вас эффективные программы, которые позволили бы вам добиться запланированных результатов.
Возьмем пример из терапии. Пациент приходит с проблемой ревности. Он говорит: «Ну, вы знаете, я… (смотрит вправо вверх), я действительно (смотрит влево вниз) испытываю ревность и (смотрит направо вниз) я говорю себе, что это сумашествие, ведь у меня нет на это никаких оснований, но чувство ревности все равно меня мучит». Он начинает с визуальных образов, конструируя образ своей жены, которая занимается с кем-то чем-то мерзким, но приятным. Потом он испытывает те чувства, которые он испытал бы, если бы находился в той же комнате и непосредственно наблюдал бы эту картину. Обычно это все, что он осознает. Эти чувства называются «ревность» и представляют собой репрезентативную систему, кинестетическую. Таким образом, ведущая система здесь — визуальная, репрезентативная — кинестетическая и еще у него есть референтативная система — аудиальная: он слышит, что его чувства неадекватны. Таким образом, три различных системы используются тремя различными способами.
Женщина: Хотите ли вы сказать, что работая с этим человеком, вы привязались бы к кинестетической репрезентативной системе?
Это зависит от того, к какому результату вы стремитесь. Мы считаем, что в коммуникации нет ошибок, а есть только результаты; чтобы ответить на ваш вопрос, я хотел бы уточнить, какого результата вы добивались бы. Если вы хотите установить рапорт, то будет полезно привязаться к его репрезентативной системе, на которую указывают глаголы, используемые клиентами. Он приходит и говорит: «Знаете, я ужасно ревнив, это так тяжело… не знаю, что делать». Вы можете сказать «Хорошо, я постараюсь помочь вам справиться с этим, так как я чувствую, что вы настроены на это. Давайте вступим в борьбу с этим чувством и выработаем новое». Это будет первый шаг, который поможет вам установить рапорт. Если же вы вместо этого скажете: «Я помогу вам по-новому посмотреть на ваши чувства». Вы не получите рапорта на уровне бессознательного, что является самым важным.
Когда этот человек приходит к вам с проблемой ревности и вы видите движение его глаз, то это дает вам достаточно информации о том, что за процесс внутри него происходит. Даже тогда, когда люди проникаются идеей, что подобные вещи могут происходить, они не учат людей, как чувствовать себя по-иному. Если ваш терапевт старается помочь вам создать более реалистические картины происходящего, он все равно работает на содержание, оставляя структуру процесса не тронутой. Чаще всего люди не пытаются изменить существующую структуру процесса. Они стараются сделать его «более реалистичным». Это означает, что пока они рассматривают определенное содержание, то все идет хорошо, но когда содержание меняется, тогда начинаются трудности.
Процессы мотивирования самого себя имеют ту же самую структуру, что и ревность: сначала вы создаете образ, на который реагируете положительными чувствами, а затем говорите себе, как этот образ сделать реальностью. Если это так, то до тех пор, пока у вас не появится новый способ самомотивироания, вы будете продолжать проигрывать эту стратегию, как бы неприятно это ни было. Даже самая плохая стратегия лучше, чем никакая.
Мужчина: Какого рода различия между полушариями головного мозга связаны с доминирующей рукой и доминирующим глазом?
Каждый раз на наших семинарах кто-нибудь задает этот вопрос. Насколько это мне известно, исследований, которые подтвердили бы идею ведущего глаза, не существует. Если бы даже они и были, я не знал бы, какое отношение они могут иметь к межчеловеческой коммуникации, так что для меня этот вопрос не представляет большого интереса. Каждый глаз связан с каждым полушарием. Тенденция смотреть в микроскоп преимущественно одним глазом статически значима, но я не знаю, как сейчас я мог бы использовать эту информацию.
Мужчина: Что вы можете сказать по поводу той ситуации, когда один глаз видит значительно лучше, чем другой? Один глаз практически не видит, а другой видит.
ОК. Если здесь какая — либо связь с ведущей рукой? Я не знаю и опять таки не вижу, какое отношение имеет это к организации коммуникации. Если вы видите какую-либо связь, скажите мне о ней.
Мужчина: Как вы считаете, в каком возрасте устанавливается устойчивое доминирование одной из рук?
Не знаю. Лингвисты считают что где то в 4,5 года. Явление ведущей руки — это такой параметр опыта который, как я знаю, существует в мире. Но я не когда не приходил к выводу, что это имеет какое-либо отношение к коммуникации. Здесь, в этой комнате, существует ограниченное количество материала для сенсорного опыта.
Мы постоянно осуществляем бессознательные выборы того, что будет
воспринято. Если бы мы этого не делали, то были бы похожи на «идиотов
• ученых», которые не могут забывать, не могут не знать. Если их спросить о чем-либо, то они дадут целую мусорную кучу информации, которую они за всю жизнь собрали по этому вопросу.
Большинство психотерапевтических систем опираются на положение о
том, что если будем знать причину возникновения явления, его корни,
то это даст нам возможность и базу для изменения этого явления. Я
считаю, что это положение явлется как точным, так и ограниченным. Да,
это один из способов изменить поведение, но только один из
бесконечного числа способов его понимания. Когда у человека
определяется ведущая рука, действительно, насколько могу сказать, несущественно для процесса психотерапии и коммуникации, если только вы не ставите себе задачу изменения у детей ведущей руки.
Глазодвигательные реакции, указывающие, какую систему оценку опыта человек использует, формируются в онтогенезе достаточно рано, и это действительно является важным для нас. В последнее время появилось очень много «неспособных к обучению» детей. Многие из этих «неспособностей» являются следствием системы обучения. Например, мне предложили исследовать большую группу детей «со скрещенными полушариями», как будто бы нечто такое действительно существует в мире. Я обнаружил, что все эти дети пытались называть слова по буквам, пользуясь аудиальной системой. Когда я спрашивал: Как вы напишете слово «кот», их глаза направлялись влево вниз. На вопрос о том, что же они делают, они отвечали: «Произношу слово про себя», поскольку их так учили. Но поступая так, невозможно даже правильно написать само слово «фонетика»!
Кто из вас хорошо владеет правописанием? Как бы вы написали слово «феномен»?
Женщина: Я прочла его.
Она увидела его и прочла. И так бы она поступила с любым словом. Сейчас, когда вы визуализировали слово «феномен», вы каким-то образом узнали, что визуализировали правильно. А сейчас замените «е» на «и» и скажите, что вы увидели теперь.
Женщина: Это перестало быть словом.
Это перестало быть словом, как вы об этом узнали? По каким пере-живаниям?
Женщина: Все остальные буквы после «и» как бы упали …
Они действительно упали?
Да, они закачались, упали и исчезли из поля зрения.
Называние слова по буквам носит двухступенчатый характер. Одна ступень — это способность визуализировать слово, а другая — включение системы, проверающей точность визуализации. Сейчас попробуйте увидеть слово «были». А теперь замените «ы» на «и» и скажите мне, что произойдет.
Женщина: Слово стало «мягче» и это изменило его написание.
Заметил ли кто-нибудь ее реакцию? Что она сделала?
Женщина: Она вздрогнула.
Я попросил ее заменить «ы» на «и» и плечи ее пошли вперед, голова
откинулась назад и вздрогнула. Были заметны изменения ее ощущения,
где-то поблизости от средней линии туловища. Несмотря на язык и
страну, любой человек, владеющий правописанием, пользуется той же
самой стратегией. Они вызывают эйдетический, хранящийся в памяти образ
слова, а затем проверяют правильность визуализации с помощью
кинестетического ощущения в средней части туловища. Все люди,
испытывающие трудности с правописанием, не владеют этой стратегией. Некоторые из них создают эйдетические образы, но проверяют их правильность аудиально.
Зная это, мы можем задать вопрос: «Как же тогда получается, что одни дети выучиваются визуализировать и кинестетически проверять, а другие — нет? Но меня он практически не интересует. Я бы задал другой вопрос: «Как вы научите ребенка, пишущего с оибками, использовать описанную стратегию? «Если вы хотите сделать это, то не должны никогда ставить себе цель „научить“ ребенка писать правильно. Они научатся этому автоматически, если вы обучаете его определенному процессу, а не содержанию.
Мужчина: А как насчет взрослых? Можете обучать взрослых?
Нет, это безнадежно (смех). Конечно, можем. Разрешите мне сформировать ваш вопрос немного по-другому. Многие ли из вас ясно видят, что они являются зрительно ориентированными людьми? из вас чувствуют, что ориентируются в своих внутренних процессах кинестетически? Кто сказал себе, что: «Я — аудиально ориентированный человек? «Действительно, вы делаете все, о чем мы здесь говорим, и делаете все время. Вопрос состоит в другом: «Какую часть этого процесса вы допускаете в сознание? «Информация идет через все каналы все время, но только часть этого процесса оказывается осознанной.
На наших семинарах люди часто в перерыве идут обедать и обсуждают
между собой свои ведущие системы, как если бы они представляли собой
нечто определенное, патологически стабилизирующее все процессы. Люди
стараются определить, кем же они «на самом деле» являются, вместо того
чтобы использовать полученную информацию для того, чтобы увеличить
пространство своих выборов. Люди приходят ко мне и говорят: «Я
совершенно запутался в этих репрезентативных системах, потому, что
вижу себя как весьма чувствующую личность». Это важное и глубокое
изречение, если вы над ним задумаетесь. Мне довелось его услышать раз
150. Кто из вас слышал что-то подобное сегодня во время завтрака? Чем
думать о том, как вы ориентированы — кинестетически, аудиально или
визуально — думайте лучше о том, какая система у вас более развита и
утонченна. Осознайте, что вы можете потратить свое время и энергию на
|