5. Теперь вообразите себе проблемную ситуацию или вашу компетенцию в будущем. Если ваша работа была успешной, вы обнаружите, что вам куда легче стать ресурсным в данной ситуации (по мере того, как вы будете представлять ситуацию, будут появляться признаки ресурсного состояния). И будьте уверены в том, что впоследствии вы сможете действительно испытать «ресурсность», попав в соответствующую проблемную ситуацию.
И еще одно. Центральным моментом в процедуре скрещивания якорей является их постановка. Поэтому приведу вам важнейшие условия постановки надежных якорей, описанных еще одним моим учителем — директором ВС NLP Neuro-Lingvistic Programming Institute М. Аткинсон (по материалам семинара «Нейро-лингвис-тическое программирование в работе с семьями Центра практической психологии (ЦПП) «Катарсис»).
1. Чтобы вызвать желаемый отклик в состоянии и клиенту, и вам, полезно использовать соответствующие поведенческие аспекты (адекватные искомому состоянию позы, жесты и т. п.), выражения лица, а также тональные, ритмические и содержательные (слова) характеристики голоса и речи.
2. Необходимо, чтобы клиент при якорении состояния использовал одно особенное событие, а не серию инцидентов.
3. Следует обязательно ассоциировать клиента с его опытом — т.е. чтобы он вновь переживал прямо сейчас связанное с якорением событие, а не просто думал о нем.
4. Необходимо устанавливать якорь на наиболее интенсивную часть переживаемого состояния, а не на вход в это состояние или выход из него.
5. Чем более уникален поставленный якорь, тем лучше. Однако вы должны уметь в точности повторить якорь: то же место, та же продолжительность действия, то же давление — или тот же голос, щист и т. п.
Если при проверке якоря вы не обнаружили желаемого отклика, то скорее всего
-
клиент не переживал событие как актуальное либо
-
не была заякорена наиболее интенсивная часть переживания или опыта, либо
-
надо подкрепить якорь дополнительными событиями того же или похожего состояния.
Теперь давайте предположим, что в результате скрещивания якорей слияние идентичностей, как минимум, ипчалось. Что ж, прекрасно, однако вряд ли вам следует останавливаться на достигнутом. Будет куда лучше, если ВЫ резко усилите и дополните процесс излечения созданием нового образа «Я» вашего НЗ-субъекта — за счет 14 це одной техники НЛП, а именно четырехшагового рефрейминга.
В ней вы опять-таки занимаетесь перепрограммированием мозга НЗ-субъекта — но более глубоко и несколько по-другому. Дело в том, что в данной технике так же делается скрещивание якорей (дополняющее то, которое вы сделали раньше). Но помимо этого в ней происходит еще нечто очень-очень важное: смешивание двух образов «Я» вашего «клиента» — «хорошего» и «плохого». Да так, что в результате новый его образ становится устойчиво «хорошим». А этот самый образ «Я» и является для нашего мозга своеобразным абрисом или, иначе, «чертежом» идентичности, исходя из которого он (мозг) и строит все уже более конкретные программы поведения. Ибо мы всегда бываем такими, какими себя представляем. И можем реально измениться, только лишь изменив эти самые представления.
Как следует из названия, техника четырехшагового рефрейминга выполняется в четыре шага. Однако ниже я привожу куда более полное описание данной процедуры, в которой шагов этих насчитывается аж целых восемь. Описание это сделал А. Карелин в своей книге «Психология изменений», причем в самом общем виде, а не только для проблем наркозависимости. И именно в таком виде (но с изменениями) я его и привожу, ибо в недалеком будущем эта процедура (кстати, названная данным автором весьма символически: «Новый Я»), сможет вами использоваться для ликвидации психологических проблем, породивших наркозависимость (типа безволия, страха перед жизнью и т. п. — правда, здесь я опять-таки забегаю вперед).
1. Предложить своему подопечному осознать его проблему и назвать ее словом или словосочетанием. Это делается для фиксации соответствующего фрагмента поведения. Важно, чтобы изменения касались только проблемного аспекта деятельности человека, а не расплывались на другие области жизни. Удобным способом получения данного эффекта является обозначение поведения, подлежащего изменению, словом.
2. Попросите его пережить две-три жизненные ситуации, когда проблема беспокоила больше всего. Получить полный доступ к переживаниям мы можем, лишь находясь внутри ситуации. Поэтому на данном шаге процедуры все делается в ассоциированном состоянии. И здесь важно найти привязку к телесным ощущениям, то есть найти, какие телесные состояния соответствуют проблемной ситуации.
3. Предложите своему «клиенту» диссоциироваться от ситуаций, связанных с проблемным поведением. Другими словами, посмотреть на все происходящее с позиции стороннего наблюдателя. Скорее всего перед его внутренним взором откроется неприятное зрелище. Хотя человек и диссоциирован от ситуации, но ощущение дискомфорта и негативные переживания, связанные с увиденным, будут присутствовать.
4. Попросите вашего подопечного изменять образ самого себя в проблемной ситуации, делая его все более и более негативным. Пусть сделает этот образ максимально неприятным, и в это время сжимает левый кулак. Причем, чем неприятнее образ, тем сильнее сжимается кулак. На пике негативного переживания t'Mij надо разжать пальцы.
Как совершенно справедливо утверждает А. Карелин, сжимание руки в данном случае выступает в качестве механизма обратной связи, позволяющего регулировать силу переживания. Ибо непосредственно человек не уме-ит делать это произвольно. А вот регулировать силу сжатия кулака по своему желанию не представляет никакой трудности. Установив же взаимосвязь между мышечным напряжением и психологическим переживанием, можно логко регулировать интенсивность последнего — этого самого переживания.
При этом данный автор отмечает очень важный момент, по которому еще одной функцией руки в процедура является получение доступа к ощущениям тела (а мышечное напряжение безусловно относится к тако-ш>1м). Дело в том, что весь процесс изменения мы как бы отдаем на откуп бессознательному человека. На уровне сознания обрисовывается лишь исходное проблемное состояние и то, к чему ему стоит стремится, то есть желаемое состояние. Задача здесь заключается в том, что-бы продемонстрировать бессознательному, что подлежит изменению, и в каком направлении. Доступ же к самому бессознательному как раз и возникает через телесные ощущения. Ибо наше тело — это овеществленное бессознательное. Бессознательное, которое можно увидеть и потрогать. Именно поэтому, связывая первое и второе состояния с мышечным напряжением, мы фактически предоставляем бессознательному возможность иметь доступ к главным ориентирам предстоящего изменения.
И еще одно замечание А. Карелина. Рекомендация использовать именно левую руку на данном шаге процедуры относится к тем-,1 у кого правая рука является ведущей от рождения. Если же человек левша, то на этом этапе процедуры ему лучше использовать правую руку.
5. Предложите своему «клиенту» как бы смоделировать желаемое состояние. Пусть создаст образ самого себя в будущем и посмотрит, как он будете выглядеть после того, как проблема перестанет быть проблемой. Как изменятся его движения и ощущения. Какие новые особенности обретет его же голос.
Попросите вашего подопечного задать себе вопрос: «Для чего я хочу избавиться от проблемы?» Ответ на него часто и является формулировкой названия состояния, к которому стоит стремится. В желаемом состоянии просто нет места проблеме. Оно предполагает наличие у человека новых качеств, нивелирующих действие проблемы.
Если ему понравился сконструированный образ себя в будущем, то пусть ассоциируется с ним. Или, другими словами, «шагнет» внутрь себя и ситуации и ощутите, как он будет себя чувствовать после всех изменений. Если вашего «клиента» устраивают эти переживания, можно переходить к следующему шагу процедуры. Если нет, надо произвести необходимые изменения. Например, добавить легкости в движениях или твердости в голосе. Все зависит от его и вашей фантазии, а также и контекстов будущего состояния.
6. Предложите НЗ-субъекту вновь вернуться в позицию стороннего наблюдателя, то есть диссоциироваться от будущей ситуации. Посмотреть на себя, на все то, что происходит, на свои действия. Пусть сделает так, чтобы образ становился все более и более привлекательным и вызывал массу позитивных переживаний. Одновременно пусть сжимает правый кулак по тому же самому «принципу»: чем сильнее переживания, тем сильнее мышечное напряжение. На пике позитивных ощущений ему опять-таки надо разжать пальцы.
Теперь у вашего подопечного есть два образа: один слева, другой справа. Они оба находятся в поле вашего внутреннего зрения. Созерцание изображений вызывает положительные переживания, ведь это результат приложенных усилий и «строительный материал» будущих позитивных изменений.
7. Попросите его вытянутыми руками как бы прикоснуться к образам и начинать мысленно сближать картины проблемного и желаемого состояний. Одновременно и синхронно сближать руки так, что в момент, когда произойдет объединение образов, соединятся и руки вашего «клиента». Правда, довольно часто соприкосновение рук происходит чуть раньше, чем слияние образов, но это вполне допустимо, так как ускоряет процесс объединения.
А. Карелин упоминает об еще одной функции рук в ходе процедуры. О том, что они, по сути, выполняют роль якорей, удерживающих соответствующие состояния. Поэтому соединение рук приводит к объединению двух состояний. А поскольку одно относится к прошлому, а другое к будущему, то их встреча позволяет задать направление желаемых изменений.
После того, как ваш подопечный соединил, предложите ему дождаться пока образы объединятся. И попросите его посмотреть, нравится ли вам новый образ себя? Все ли в нем так, как хотелось бы? Если что-то не устраивает, например, слишком много негативных черт осталось от образа прошлого, проблемного состояния, то это можно легко исправить. Пусть ваш «клиент», снова разводя руки, как бы разведет и образы. Затем добавит или усилит соответствующие позитивные черты. А после снова соединит руки и образы. Данную процедуру можно повторить несколько раз, пока итоговый образ не станет устраивать его и вас на все сто процентов.
8. Теперь предложите своему подопечному объединить итоговый образ со своим собственным телом. Другими словами, погрузить образ в себя или, иначе ассоциироваться с ним. Для этого, переплетя пальцы, пусть приближает руки к своей груди, одновременно мысленно придвигая к себе и образ. Коснувшись груди, он может расцепить руки и даже обнять себя, переживая процесс объединения. Попросите вашего «клиента» обратить внимание на то, чтобы все части образа совпали с соответствующими частями его тела. Когда переживания закончатся, можно опустить руки.
А теперь — очень важное дополнение к вышеописанному. Несколько упрощенно и процедуру скрещивания якорей, и технику четырехшагового рефрейминга можно свести к некоему смешиванию. Как известно, если смешать холодное и горячее, получится теплое, а при смешивании желтого и синего образуется зеленое. В основе же всего этого лежит некое алгебраическое суммирование (так если горячего будет куда больше, чем холодного, образовавшийся конгломерат будет куда ближе к этому самому горячему, чем холодному). Но в том-то и дело, что мы смешивали не краски, а идентичности, которые исходно как бы не равны по силе (причем в подавляющем большинстве случаев именно «плохая» идентичность оказывается куда как сильнее «хорошей» — и, наверное, именно Бармалей в фильме «Айболит-66», в ответ на громогласное заявление доктора Айболита «Добро всегда побеждает зло», ехидно ответствовал: «Что же это оно у вас все побеждает и побеждает, а никак победить не может!»). И если, например, силу «пьяной» идентичности у вашего НЗ-субъекта можно условно оценить в -10, а сила «трезвой» идентичности не превышает +5 (я надеюсь, вам понятно, почему здесь использованы знаки + и -), то все, что получится в результате, например скрещивания якорей, так это новая идентичность с уменьшенной до -5 «пьяностью»! Однако ничего непоправимо страшного в этом нет. В том же скрещивании якорей в случае, если вы, как ваш «клиент», не будете удовлетворены его результатами (не восстановится симметрия лица или НЗ-субъект будет чувствовать какое-то странное раздвоение), вам, например, необходимо просто повторить процедуру с новым якорением «позитива» (якорь «негатива» пусть остается прежним). Если и это вас не удовлетворит, сделайте скрещивание еще раз и делайте его до тех пор, пока «суммарная сила» якорей различных ипостасей «трезвых» идентичностей не «переборет» окончательно силу идентичности «пьяной». Разумеется, в этом случае вы должны ставить якорь «позитива» на новом месте, а также использовать в качестве материала для каждого нового якорения уже другую ситуацию, в которой, однако, ваш НЗ-субъект был так же преисполнен добрых намерений.
Почти то же самое можно вам порекомендовать и для процедуры четырехшагового рефрейминга. То есть ежели новый Образ Себя опять-таки не удовлетворит вас или «клиента» (здесь можете прямо спросить его об этом — или обнаружьте это сами по кислому выражению его лица), не разведите опять два этих образа, а как бы переведите этот образ в как бы негативный, после чего попросите НЗ-субъекта придумать новый позитивный образ, повторите все шаги процедуры и делайте это до тех пор, пока Новый Я не станет неотразимо притягательным, экологичным и привлекательным.
И последнее — но тоже очень важное. Для большинства наркоманов и алкоголиков весьма сложным и явно мешающим излечению моментом, является воспоминание о кайфе («приходе»), который они ранее переживали (хотя очень может быть, что уже не переживают сейчас). Наряду с этим у всех их них присутствуют еще и крайне неприятные воспоминания о похмелье или «ломке». Так вот, для того чтобы первое из этих воспоминаний не мешало вашему подопечному выбрать трезвую жизнь (которая пока еще кажется ему серой, скучной и непривлекательной), сделайте-ка процедуру скрещивания якорей для состояний «ломки» и «кайфа».
1. Заякорите, используя только один якорь, не менее трех состояний «ломки» или похмелья.
2. Заякорите, опять-таки используя один якорь состояние самого яркого «прихода» или «кайфа».
3. Одновременно нажмите два якоря и держите их до тех пор, пока не произойдет слияние.
4. Проверьте воспоминание вашего подопечного в «кайфе» и при необходимости осуществите скрещивание «остатка» с тремя новыми заякоренными состояниями «ломки» или похмелья.
Скорее всего, ваш «клиент опять-таки (да и просто по результатам всех процедур) придет в состояние легкого транса. Что ж, воспользуйтесь этим для того, чтобы рассказать следующую терапевтическую метафору (по: Н. Пе-зешкиан. «Позитивная семейная психотерапия»).
«Мулла захотел достать из кувшина немного орехов для своей жены, которая обещала приготовить ему фе-сенъян, его любимое блюдо с орехами. Предвкушая удовольствие, мулла засунул руку глубоко в кувшин с орехами и схватил столько орехов, сколько мог взять одной рукой. Когда он попытался вытащить руку из кувшина, она застряла. Изо всех сил мулла тащил и крутил руку, но кувшин не отпускал ее. Он кричал, стонал, сыпал проклятьями, неподобающими мулле — ничего не помогало. Даже когда его жена взялась за кувшин и потянула его всем своим весом, ничего не получилось. После долгих мучительных попыток они позвали на помощь соседей, которые с большим интересом следили за этим спектаклем Один из соседей спросил у муллы, как все случилось. Жалобным голосом и со стонами отчаяния мулла поведал о своем несчастье. Сосед сказал: «Я помогу тебе, если ты сделаешь в точности так, как я скажу».
«Я обещаю сделать все, что скажешь, если только ты можешь освободить меня от этого ужасного кувшина».
«Тогда протолкни руку дальше в кувшин».
Это показалось мулле странным: зачем проталкивать руку дальше в кувшин, если он хочет вытащить ее оттуда? Но он сделал так, как ему было сказано.
Сосед продолжал: «Теперь раскрой руку и отпусти орехи, которые ты держишь». Это требование расстроило муллу. Он так хотел орехов для своего любимого блюда, а теперь ему предлагают бросить их. Неохотно он последовал указанию своего советчика. А тот сказал: «Теперь медленно вытащи руку из кувшина».
Мулла легко вытащил руку из кувшина. Но он был не вполне удовлетворен: «Моя рука теперь свободна, но как же орехи?» В ответ на это сосед взял кувшин, перевернул его и высыпал из него столько орехов, сколько было нужно мулле. Мулла широко раскрыл глаза и рот и спросил: «Ты волшебник?»
Итак, первый шаг на пути к освобождению от наркозависимости своего подопечного вы уже сделали. Настало время сделать шаг второй, суть которого заключается в следующих четырех тесно взаимосвязанных вещах:
-
превращения проблемы в решение
-
определения и формулирования результата
-
формирования бессознательной готовности к его достижению и
-
создания предварительных программ этого самого достижения.
Наверное, последний пункт из вышеперечисленного — «создания программ достижения результата» — после прочтения «Введения» в эту книгу вам уже достаточно понятен (хотя вас, конечно же, неприятно колонуло слово «предварительных», но что уж тут поделать: мы действительно пока создаем только фундамент, без которого немыслимо и невозможно строительство всего здания...). Поэтому сразу поясню, о чем идет речь в первых трех пунктах.
То, с чем вы в настоящее время столкнулись, является проблемой, которую вы хотели бы решить. Но вы не сможете этого сделать до тех пор, пока не превратите проблему в решение. Ибо это, как говорят в Одессе, «две большие разницы» — причем разницы, принципиально несовместимые. Проблема, как правило, предполагает поиск ответа на вопрос «Почему?», тогда как решение — «Как?». Проблема всегда исходит из неких ограничений, тогда как решение — из возможностей. И именно поэтому фиксация на проблеме обычно завершается провалом, в то время как ориентация на решение — в худшем случае обратной связью по поводу того, что и как еще предстоит сделать. Все здесь не просто, а, скорее, очень просто. Вы ничего не добьетесь, если будете идти от проблемы. Но обретете почти все, если станете двигаться к решению.
Это только кажется, что разница между этими последними «от» и «к» не очень-то существенна. На самом деле она кардинальна. Предположим, что вы заболели и пришли к врачу. Зачем? Ну, конечно же, затем, чтобы избавиться от болезни. Но избавиться от чего-то вовсе не значит к чему-то прийти. Если вы воскресным вечером после проведенного на природе уик-энда собираетесь вернуться домой, вам не удастся сделать это, просто идя от леса, в котором вы так хорошо провели свое время. Вам обязательно нужно идти к остановке автобуса, станции электрички или припрятанной неподалеку машине. Самолет, летящий от аэродрома и не знающий конечной точки своего маршрута — другого аэродрома, на котором он сможет приземлиться, — летит в никуда: к аварийной посадке где-нибудь в тайге. Да, человек — это, конечно же, не самолет. Но если он идет от чего-то, не зная, к чему он собирается придти, вероятность успеха «путешествия» становится воистину мизерной. Нейро-лингвистическое программирование, моделируя эффективность и совершенство, давно уже установило, что единственно действенным является именно движение к, а не от; приближение к позитиву, а не удаление от негатива. В условиях нынешнего базара, который мы ошибочно называем рыночной экономикой, миллионы людей занялись бизнесом. Примерно восемьдесят процентов из них — чтобы уйти от нищеты. И только двадцать — чтобы прийти к богатству. Как вы думаете, кто из них добился большего успеха и преуспел?
Поясню одну из причин, по которой движение к позитиву куда эффективней удаления от негатива. Она — в очень своеобразной, но почему-то малоизвестной многим особенности работы нашего мозга, который как бы не понимает частицы не и заложенного в ней момента' отрицания. В результате вы сплошь и рядом программируете себя с точностью до наоборот. Например, сейчас я прошу вас не думать о хромой белой обезьяне. Ни под каким видом! Никоим образом! И никак не меньше минуты! Получилось? Вряд ли. Потому что для того, чтобы id! думать об этой самой мартышке или другой разно-индности четвероруких, вы сначала должны были о ней подумать. Как-то представить ее, после чего — если вы, конечно же, были честны перед самим собой —она накрепко засела в вашем сознании. А теперь продолжая не думать о белой хромой обезьяне (она опять появилась?), подумайте о розовом медведе. Что, все? Обезьяна исчезла? Естественно. Но весь этот фокус нужен был и мне, и нам только чтобы подчеркнуть единственное, но колоссальной важности положение (идею). Что уходя от чего-то, вы, как это ни странно, именно к этому и приходите, liain подопечный не хочет быть наркоманом или алкоголиком? Как это понятно и естественно! Но только лишь уходя от наркомании и алкоголизма, он периодически, непременно и непреложно думает именно о них. О том, от чего вроде бы и якобы уходит. «Вроде» и «якобы» потому, что по сути программирует свой мозг на поддержание и воспроизводство столь ненавистного (или уж но всяком случае, ненужного) состояния. Ведь услышав от вашего «клиента» «не принимать наркотик», он (мозг) сразу же воспроизводит все, что связано с «принимать наркотик» и как бы замирает в ожидании следующей команды, которой так и не поступает. И «зависшая» в биокомпьютере вашего подопечного информация, связанная с приемом наркотика рано или поздно переполнит чашу (ну если хотите — его, биокомпьютера, терпения), и он как бы скажет себе: «Что ж, включаю программу наркотизации». И будет это делать до тех пор, пока не услышит команду к (например, «стать трезвым»), которую теперь, после столь долгого программирования вашему «клиенту» придется повторять уже неоднократно — пока его биокомпьютер ему не поверит. А точнее — «переверит» заново...
Вообще-то это едва ли не главная патология нашей с вами жизни — движение от, а не к, в результате чего к этому от мы в конечном счете и приходим. Попробуйте произвести нехитрый психологический эксперимент. Где-нибудь в компании попросите присутствующих подумать о том, чего они хотят в жизни. А после того, как они об этом подумают, предложите поднять руки тех, кто на ваш вопрос «чего вы хотите?» ответили «я не хочу...». И, убедившись, что таковых большинство, в порядке тренировки энэлперского мышления объясните им, почему, например, упорно твердя про себя «я не хочу прозябать и быть бедным», они в конечном счете приходят именно к бедности и прозябанию...
Однако есть еще одна — и чрезвычайно важная — функция построения результата. Дело в том, что, как известно, «свято место пусто не бывает», а это значит, что на смену того, что мы через некоторое время уберем — наркозависимости и (главное) неэкологичного поведения — должно придти что-то другое. Какое-то новое поведение, посредством которого ваш НЗ-субъект будет заполнять ту пустоту, которую (на время) обретет. Чтобы понять все это, подумайте хотя бы только о двух вещах. Во-первых, о том, что досуг, то самое свободное время, которое мы с большим или меньшим усердием тщимся наполнить, для вашего подопечного почти исключительно был связан с пресловутым неэкологичным поведением: поиском зелья, его употребления, кайфованием и похмельной ломкой. То есть, как ни странно, но он всегда был как бы при деле, и постулируемая Э. Берном в качестве одной из важнейших потребность в структурировании времени — наполнения его какими-то вехами, событиями и обстоятельствами — была у него удовлетворена. Во-вторых же, о том, что, хотя наркотики безусловно и безоговорочно приносят огромный вред, они, тем не менее, все же обладают и некоторыми полезными функциями, ибо дают возможности, например, расслабиться, уйти от забот, получить удовольствие, ощутить себя в безопасности, обрести спокойствие и т. п. И если мы одним махом лишим человека всего этого, в его жизни засияет огромная брешь, результатом которой
1ие 1. Постановка и программирование результата 51
кЦшкот стать все, что угодно: от легкой депрессии до глу-Ькой ипохондрии. В принципе, вся наша работа с НЗ-цугп.ектами ориентирована на решение этих (или и этих) [щтйлем. Однако начинается она с построения результата.
Для того, чтобы как бы трансформировать проблему цптого «клиента» в решение и сформулировать резуль-tirr, вам необходимо будет сделать ряд процедур. Первая Hi них называется техника «волшебный вопрос», в ко-'1'и|)ой наиболее общей формулировкой этого самого вопроса, с которой вы и обратитесь к вашему НЗ-субъекту, ♦пишется следующая.
«Предположим, что однажды утром, случилось чуОо и проблема, мучившая тебя, исчезла. По каким признакам ты узнал бы об этом? Что изменилось Пы в тебе и в мире? Что заметили бы в тебе окружающие? Что бы тогда было бы по-другому?»
-
Итак, задайте этот «волшебный» вопрос своему подопечному, после чего с интересом «ждите ответа». Однако ждите активно, переспрашивая и уточняя: «Это как?» И что еще? »
Скорее всего, через некоторое время вам удастся допиться приемлемой формулировки, с которой уже можно работать. В качестве таковой вполне можно признать (по моему опыту) следующую:
Я стану равнодушным к этому и другим наркотикам и смогу жить нормальной или даже счастли-<шй жизнью без приема наркотических веществ.
Конечно, формулировка эта все еще несколько расплывчата, но, по крайней мере, уже представляет собой не проблему, но решение. Теперь сделайте следующий шаг и быстренько «подмотивируйте» вашего подопечного на это самое решение с помощью так называемой техники «раскрутки вверх». А именно, последовательно, шаг за шагом, как бы укрупняйте это его решение, лмдавая в качестве базового и как бы в будущем вопрос: «Что это тебе даст?». («Предположим, ты уже стал равнодушным к наркотикам. Что это тебе даст?» — «Нормальную жизнь». — «Предположим, что у тебя уже есть
нормальная жизнь. Что тебе это даст?» — «Возможность иметь семью» — Предположим, что у тебя уже есть семья. Что тебе это даст?» — «Счастье в личной жизни» — и т. д. и т. п.). Делайте эту самую раскрутку вверх до тех пор, пока ваш «клиент» не дойдет до очень «высоких материй» и внезапно не поймет — уже не умом, но сердцем —, что от равнодушия к наркотикам или алкоголю зависит вся его дальнейшая жизнь. А теперь вернитесь к этому самому равнодушию, и дабы как бы «разукрупнить» и конкретизировать это все-таки слишком большое и расплывчатое решение, примените технику раскрутки вниз, задав своему подопечному серию
вопросов «Как можно___________?» Серию, потому что
даже первый из них вам придется задавать неоднократно («Как можно стать равнодушным к наркотикам?.. Как еще можно... И как еще?.. А как можно жить нормальной или даже счастливой жизнью без приема наркотических веществ?.. Как еще можно?.. И как еще?..») А далее полученные ответы вам надо будет опять-таки «раскручивать» вниз, как бы «дробя» их до тех пор, пока не будет получено вполне конкретное решение или действие. («Как можно стать равнодушным к алкоголю?» — «Не пить его несколько месяцев» — «Как можно не пить несколько месяцев?» — «Заполнить чем-нибудь вечера и выходные» — «Как можно заполнить вечера?» — «Записаться в фитнес-центр» — «Как можно записаться в фитнес-центр?» — «Позвонить к ним завтра» — «Как можно позвонить к ним завтра?» — «Сразу после обеда и позвоню» — «А как можно заполнить выходные?» — «Восстановить дачу» — «А как можно восстановить дачу?» Впрочем, хватит, основное вы поняли). Однако все, что вы почерпнете из такой вот раскрутки, далеко еще не результат, а только, так сказать, заготовки к нему — нечто вроде необходимых, но отнюдь не достаточных стройматериалов. Потому что главное, что мы должны здесь получить и иметь — так это точный «чертеж» будущей «постройки». То, что в НЛП называется «желаемым состоянием». И то, что вполне уклады-
вается в базовую для нейролингвистического программирования модель «НС-ЖС».
Графически ее можно отобразить следующим образом:
В сути своей модель «НС-ЖС» проста и эффективна. Сейчас, «стартуя» в исцеление, ваш подопечный находится в своем настоящем состоянии (НС) — весьма и весьма проблемном. Если он действительно хочет не просто уйти от наркозависимости, а прийти к трезвости, его цель — некоторое желаемое состояние этой самой трезвости (ЖС) — тот самый результат, которого он и вы хотите добиться. Для того, чтобы это продвижение осуществилось опять-таки и вам и ему, во-первых, нужно точно инать, куда вы идете — т. е. результат ваш должен быть определен и описан. Во-вторых, и вами ему нужны ресурсы — пока определим их как любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиология, состояния, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи. Ну а в-третьих, уже только вам необходимы техники — некие приемы и методы работы с мозгом и с психикой, с помощью каковых вы и осуществите ваше путешествие.
Для того, чтобы все это вы смогли определить и конкретизировать, в нейролингвистическом программировании разработана очень интересная психотехнология (или, иначе, фрейм, т. е. «рамка»): хорошо сформулированного результата. И именно данный «результативный» процесс я и предлагаю вам сейчас осуществить по следующей схеме техники хорошо сформулированного результата.
Данный фрейм исходит из одного очень простого Главного Положения
Чтобы достичь успеха необходимо ясно представлять себе результат и расшифровывающих его четырех пресуппозиций (базовых посылок) нейролингвистического программирования. Согласно этим пресуппозициям хорошо сформулированная цель должна быть
-
определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях
-
практична и достижима
-
необходима как таковая и в своих последствиях и
-
предполагающая процедуру проверки и разнообразие средств для ее (цели) достижения.
Сама по себе техника хорошо сформулированного результата представляет пошаговую процедуру уточнения исходного замысла, в ходе которой вы последовательно отвечаете на следующие вопросы (привожу их по материалам давнишнего тренинга по НЛП ИГИСП, так как более поздние редакции фрейма результата нравятся мне куда меньше — к сожалению, мне не удалось обнаружить ни названия тренинга, ни имени автора модели):
РЕЗУЛЬТАТ 1. Чего я хочу добиться?
ПРИЗНАКИ 2. Как я узнаю, что достиг цели?
Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать?
УСЛОВИЯ 3. Где, когда и с кем мне это необхо-
димо и желательно? Где, когда и с кем — нежелательно?
СРЕДСТВА 4. Чего мне не достает, чтобы дос-
тичь цели? Каких ресурсов?
ОГРАНИЧЕНИЯ 5. Почему я не достиг цели раньше?
ПОСЛЕДСТВИЯ 6. Что произойдет, если я достигну/ не достигну цели?
ЦЕННОСТЬ 7. Стоит ли цель моих усилий?
Давайте попробуем создать этот самый результат на условном примере. Итак, предположим, что ваш подопечный ответил на вопрос «чего ты хочешь?» и сформулировал свою цель: «стать равнодушным к любым видам наркотиков» (ту, вторую ее часть, согласно которой он хотел бы еще и жить нормальной, а то и счастливой
55
|