Ковалев Сергей "Семь шагов от пропасти. НЛП - терапия наркотиче­ских зависимостей"

ипшныо без приема наркотических веществ, я пока опускаю, ибо это самостоятельный результат, нуждающийся в отдельной проработке. Вопрос о признаках нтий цели («Как ты узнаешь, что достиг цели?») позво-лнст как бы конкретизировать эту несколько расплывчатую формулировку, поскольку, например, сюда могут пойти такие вещи, как «смогу спокойно, не испытывая шч>лания, вспоминать о приходе», «без внутреннего сопротивления пошлю к черту своего поставщика», «уверенно и твердо откажусь, когда друзья предложат цколотъся» и т. д. и т. п. — еще раз напоминаю, что очень важно, чтобы признаки эти были вполне конкретны. Анализ условий достижения результата («где, когда И с кем это тебе необходимо и желательно?») уточняет июеобразные пространственно-временные контексты реа-мизации всех этих признаков, ибо получается, что равнодушие к наркотикам более всего и прежде всего необходимо не везде, а «под вечер», «на дискотеке», «когда нюнят и предлагают», «на дружеской вечеринке» — и опять-таки и т. д. и т. п. (все эти контексты очень понадобятся вам впоследствии). Дальнейшее формулирование и части средств или, иначе, ресурсов обретения желаемого («чего тебе не достает, чтобы достичь цели?») до-иииляет к уже открытому и понятному еще целый ряд иажнейших моментов, которые вы сможете далее реали-.кшать и использовать: «силы воли», «уверенности в том, что я не стану изгоем», «желания просто жить» — и ■ нова и т. д. и т. п. Вопрос об ограничениях, препятство-плвших достижению результата («почему ты не достиг цели раньше?») внезапно как бы дополняет все ранее уже открытое и выявленное, ибо оказывается, что это произошло потому, что «я не думал, что это так серьезно»; «надеялся, что смогу слезть с иглы самостоятельно», «у пас своя компания, в которой те, которые завязали, никому не нужны», — и даже просто потому, что «похоже, что я просто не хотел сделать этого и до сих пор, кстати, не знаю, хочу или не хочу» (и опять-таки и т. д. и т. п.). Здесь очень кстати приходится вопрос о последствиях достижения и не достижения цели («что произойдет, если ты ее достигнешь/не достигнешь?»), который вам надлежит разобрать весьма и весьма подробно (хотя в общем-то альтернатив здесь только две: «жить» или «сдохнуть»), а позже использовать все это разобранное в технике формирования неотразимого будущего (см. далее). Ну а от него уже совершенно закономерно следует вопрос о ценности желаемого результата («стоит ли цель твоих и моих усилий?»), причем вполне естественно, что без собственного (т. е. НЗ-субъектом, а не вами) признания этой самой ценности, вся последующая работа будет бессмысленной и безнадежной.

Итак, как вы, наверное, поняли «волшебный вопрос» «раскрутки» и техника хорошо сформулированной цели (результата) позволяет превратить гигантскую глыбу проблемы в систему или совокупность достаточно простых решений, которые при том как бы снабжаются всем необходимым для их выполнения. Однако даже если вы смогли получить пусть даже самым великолепным образом расписанный результат, в котором окажется четко представлено, что и как нужно сделать для достижения цели (бывают и такие, сравнительно простые случаи, когда все вроде бы уже ясно и надо просто делать то, что описано и расписано, особо не влезая в премудрости психологической реабилитации), ни в коем случае не почивайте на лаврах и не успокаивайтесь на достигнутом. Дело в том, что только что ваш столь близкий вам НЗ-субъект элементарно вам солгал — иногда даже и сам того не подозревая. Речь здесь идет о последнем пункте вышеописанного фрейма: ценности результата. Так вот, даже если ваш подопечный будет истово и неистово бить себя кулаком в грудь, утверждая, что он «все понял и больше никогда», не верьте ему ни на йоту и ни на грош. На самом деле наркозависимость, как раковая опухоль, столь обширно дала метастазы в весь его образ жизни (и так глубоко проросла в бессознательное), что без специальной работы по формированию готовности к достижению результата все снова вернется на круги

57

своя. И ваш НЗ-субъект опять создаст ад для себя и близких. Ведь в данном случае ценность результата была признана только лишь его сознанием, а оно, как вы помните, контролирует всего 6% поведения и действий человека. Именно поэтому прямо сейчас вам нужно приступить к работе по формированию у вашего подопечного бессознательной готовности к достижению столь нужного ему (но в глубине души все еще не принимаемого) результата.

Работу эту вам следует проводить как бы в два этапа. На первом — подготовительном — я советую вам применить технику стандартов критериев оформленности Л. Камерон-Бэндлер, Д. Гордона и М. Лебо, которая заключается в последовательных ответах на следующие четыре вопроса (по: Л. Камерон-Бэндлер, Д. Гордон, М. Лебо. «Ноу-хау»).

Возможно ли это иметь (или делать, или ощущать)?

Стоит ли это иметь?

Даст ли это мне то, что я действительно хочу?

Будет ли стоить затрат получение этого?

Положительный ответ вашего подопечного на первый вопрос весьма важен в связи с тем, что на самом деле он очень боится того, что все предпринятые усилия окажутся безнадежными, так как хорошо знает, что слезть с иглы или полностью «завязать» удается немногим (так что подберите примеры успешных исцелений от наркозависимости: как известных особ (например, эстрадных кумиров или кинозвезд), так и самых обычных людей — желательно, знакомых). Позитивный ответ на второй вопрос просто необходим, так как если ваш НЗ-субъект не обнаружит, что он приобретет куда больше, чем потеряет, ни о какой готовности или мотивации (хотя бы предварительной) не может идти и речи (так что озаботьтесь перечислением и описанием — весьма красочным — всего того, что он обретет взамен своего пагубного пристрастия). Положительный ответ на третий вопрос чрезвычайно значим потому, что все, что вы перечислите

58


 

и опишите при «раскрытии» вопроса номер два, будет вначале носить внешний для вашего подопечного характер, и, вполне возможно, мало чем затронет его изнутри (так что хорошенько обдумайте, какие-такие его желания, потребности, мотивы и ценности можно использовать для того, чтобы он поверил в то, что все это действительно стоит того). Ну а позитивный ответ на четвертый вопрос весьма важен в связи с тем, что, согласно данным современной психологии, человек начинает что-то делать ради достижения результата только в том случае, если его (результата) ценность превышает уровень затрат на его же (результата) достижение — как бы постоянно «взвешивая» возможный результат и необходимые затраты (так что постарайтесь, выражаясь фигурально, как следует «нагрузить» чашку весов «ценность», соответственно «разгрузив чашку «затраты»).

Вы, наверное, обратили внимание на то, что хотя на все эти вопросы должен будет отвечать ваш, так сказать, «клиент», вам при этом отводится весьма активная роль. Сие не случайно, ибо все то, о чем идет здесь речь, просто отсутствует или очень неявно присутствует в поле его сознания, затуманенного наркозависимостью. Поэтому я не случайно обозначил эту технику как подготовительную, поскольку в ней, с вашей помощью, ваш подопечный как бы подготавливает или накапливает материал для последующей основной работы.

Работа эта будет осуществляться с помощью процедуры, именуемой техникой создания подсознательной готовности к достижению цели или результата.

С точки зрения НЛП, готовность к достижению любой цели (или выполнению любой деятельности) состоит из пяти компонентов.

Во-первых, это желанностъ цели, которая при том еще и должна «стоить того», ибо никто не будет стремиться к достижению нежеланной цели.

Во-вторых, это убежденность в достижимости цели, поскольку цели, оцененные как не достижимые, мягко говоря, «не греют» и уж тем более — не мотивируют.

59

В-третьих, это уверенность в том, что действия, ншпорые придется предпринимать для достижения ftnou цели, будут носить нормальный и естественный \ ирактер — то есть что не придется ломать себя, перестраивать свою жизнь или отказываться от чего-то пчеиь-очень ценного.

В-четвертых, это убежденность в своих способностях достичь цели, так как любая мысль о неспособности способна парализовать и достижение цели, и дея-

П'ПЬНОСТЬ.

Ну а в-пятых, это уверенность в заслуженности достижения цели, что, кстати, особенно актуально в i ш шей несчастной стране, население которой твердо убеждено (убедили!), что оно не заслуживает ровным счетом ничего (а алкоголики и наркоманы даже еще бо-пее уверены в этом)...

И если мы столь часто не добиваемся того, чего хотим, в этом повинна так называемая неконгруэнтность — несовпадение сознательных и бессознательных компонентов нашего целеполагания. Ибо сплошь и рядом, сознательно стремясь к достижению чего-то действительно ценного, мы подсознательно бываем не готовы к тому, чтобы его добиться и достигнуть.

Наверное, это еще одна из главных патологий чело-иеческой жизни: то, что осознанно декларируя готовность к достижению какой-то ну очень-очень желанной цели, люди бессознательно (в глубине своей души) либо просто не хотят ее; либо не верят в достижимость этой цели; либо считают процесс ее достижения неестественным (несоответствующим каким-то условиям или их собственному естеству и сути); либо опять-таки не верят, но уже в свои способности в достижении этой цели; либо 11 росто считают себя не заслуживающим искомого блага.

Так что, отвлекшись от наркозависимости, хочу предложить вам, чтобы всякий раз, приступая к чему-то действительно важному, вы не только создавали хорошо (формулированный результат, но и проделывали нижеописанную технику «формирования готовности к дости-

жению цели» — по сути, включения «автопилота» вашего подсознания, а точнее, снабжения его энергией уверенности и убежденности.

Данная психотехнология была представлена в материалах Мастерского курса датских энэлперов X. Бремера и X. Конгсбах (ИГИСП), где она называлась «самооценка и ревизия убеждения». В несколько модифицированном мною варианте эта техника формирования подсознательной готовности к достижению цели (результата) выглядит следующим образом.

1. Одним предложением запишите цель, которую вы хотите достичь.

Цель:_________________________________________

2. Укажите на шкале от 1 до 5, как сильно вы верите в свою цель по отношению к следующим предложениям (1 — самая низкая и 5 — самая высокая степень веры):

а. Моя цель желанна и стоит того.

б. Эта цель достижима.

в. То, что мне нужно делать, чтобы достичь этой цели, нормально и естественно.

г. У меня есть необходимые способности для достижения этой цели.

д. Я заслуживаю достижения этой цели.

3. Теперь просмотрите свои ответы и выберите тот, который вы оценили ниже остальных. Повторите это предложение 9 раз, каждый раз добавляя очередное суждение из нижеперечисленных и то, что спонтанно появится за ним. Постарайтесь быть искренним и обязательно аргументировано переработайте «всплывшие» сомнения и возражения. Когда вы закончите, проделайте опять самооценку и заметьте, что изменилось и укрепилось

...потому что___________________________________

...и я ее достигну до того как_____________________

...и я ее достигну после того как_

.. .пока_______________________

.. .если____________

.. .хотя и

...так же как____

...в любое время_

...так что

Как видите, техника эта довольно проста, но довольно эффективна. Однако в ней есть ряд нюансов, каковые способны повысить эту эффективность до уровня, после которого все последующие действия по, например, снятию наркозависимости приобретают как бы второстепенное значение или, как минимум, резко сокращаются — просто готовность к достижению цели достигла такого уровня, что произошло то, что вполне можно назвать автоматическим самопрограммированием. Так вот, первый из этих нюансов касается оценки различных компонентов этой самой готовности. Поскольку мы должны получить информацию из бессознательного, будет лучше, если вы, нарисовав такую вот шкалу,

объясните вашему подопечному, что эта шкала его согласия с некоторыми суждениями относительно его цели — суждениями, которые вы сейчас произнесете. Что оценка 5 условно соответствует 100% согласия; 4 — 75%, 3 — 50%, 2 — 25%, а 1 — 0%. И что отвечать вы его просите следующим образом: поставив руку с ручкой над отметкой 3 и как бы передоверив своей руке ответ — нет, не в режиме «автоматического письма», но как бы помогая руке двинуться туда, куда ей захочется, и остановиться там, где она пожелает. Вот эту-то оценку — бессознательную по своей сути — и берите, так сказать, за основу.

Второй нюанс связан с самим процессом формирования подсознательной готовности к достижению результата. Здесь попросите своего «клиента» представить, что напротив него находятся все те люди, которых ему необходимо убедить в том, что действительно добьется желаемого, причем «в первом ряду» как бы находится он сам — весьма скептически настроенный по этому поводу (это скептическая идентичность вашего подопечного, не верящая в результат). И что сейчас он и будет всех этих людей убеждать, одновременно убеждая и самого себя — в так называемом режиме биокибернетической обратной связи. Эмоционально — ибо даже глупость, произнесенная аффектированно и уверенно, способна убедить кого угодно (пусть, например, вспомнит В. В. Жириновского — умнейшего, кстати сказать, человека, уверенно и упоен-но играющего роль Шута), так что нечто умное тем более «пройдет». И рационально — с помощью аргументов, которые он будет приводить, как бы отвечая на «вопросы из зала», каковые вы будете ему приводить и переводить (в качестве этих вопросов и будут выступать те самые 9 суждений («связок», как я их называю), приведенных в конце описания техники — потому что и т. п.). А после, сравнив оценки по суждениям а, б, в, г ж д, выберите то из них, которое получило у вашего «клиента» минимальную оценку, и приступайте к работе, в ходе которой он должен сначала четко и уверенно провозгласить это суждение, а после того, как вы введете «связку», еще и аргументировать его. Обратите внимание на то, что вторая «связка» требует обязательного уточнения сроков достижения результата для любого из суждений, а третья — определения того фактора или момента, который необходим для того, чтобы это достижение начало осуществляться. И учтите, что до тех пор, пока по всем суждениям ваш подопечный не достигнет оценки 4, начинать последующие действия будет заведомо бессмысленно. Так что работайте и проверяйте результат, после чего, если надо, снова работайте — до тех пор, пока не сделаете своего подопечного, как минимум, «хорошистом» в части бессознательной готовности к достижению результата (без оценки 4 по всем пунктам вам лучше не приступать ни к каким воздействиям и взаимодействиям)...

Ну а теперь займемся последним в данном, первом шаге — непосредственным программирование бессознательного вашего подопечного на достижение желаемого.

Вообще-то, если быть честным, то программирование вто начинается с того самого момента, когда вы приступаете к созданию результата. Однако в дополнение к ВТому, специалисты по НЛП, моделируя эффективных людей (то есть выясняя, как они делают себя эффективными, чтобы передать это другим), обнаружили, что все без исключения успешные субъекты (и во всех возможных областях жизнедеятельности), используют очень своеобразную стратегию успеха. Они вначале четко и лримо (до деталей) представляют себе то, что хотят получить в будущем (и далеком, и ближайшем). Затем как бы входят в него и «примеряют» на себя это будущее, одновременно наслаждаясь им. Далее из будущего (!), обернувшись в настоящее, они мысленно отвечают себе на интересный вопрос: «А как я сюда пришел? Как дошел до жизни такой?» — определяя или намечая шаги к своей цели. А потом, вернувшись в настоящее, глядя в будущее, проверяют эти шаги с точки зрения их реальности и выполнимости.

Главным в этой стратегии является именно образ желаемого будущего, а не шаги к нему, хотя они, конечно же, тоже важны. Просто наше бессознательное обладает уникальной способностью: самостоятельно приводить нас к желаемым целям. Как автопилот, которому нужно только одно — конечный пункт маршрута...

«Запрограммировать» своего «клиента» на обретение того, что вы оба сформулировали в качестве результата можно с помощью техники создания образа желаемого будущего (по материалам семинаров по НЛП ИГИСП, автор текста так же не известен). Обратите внимание, что эта техника универсальна — т. е. может быть использована отнюдь не только для целей самопрограммирования качеств и состояний психики, отчего инструкцию к ней я привожу в самом общем виде и в форме инструкции клиенту.

1. Представьте самый хороший исход вашей будущей деятельности — например, результат или качество личности, которые вы хотите, но пока не имеете.

2. Мысленно просмотрите не менее трех «кинофильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя, исполняющего будущие роли с блеском и вдохновением — каждый по три раза.

3. «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти будущие роли (т.е. если в п. 2 вы на себя смотрели как бы со стороны — были «режиссером», то теперь на происходящее смотрите как бы из своих глаз — стали «актером») — опять-таки по три раза каждый.

4. Пребывая в своем будущем, в котором вы уже добились успеха или стали таким, каким хотите быть, посмотрите на свое настоящее, из которого вы пришли, и определите, что нужно сделать, чтобы достичь такого вот будущего.

5. Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последовательность шагов, которые необходимы вам для достижения этого будущего, и еще раз прокрутите фильмы о будущем успехе.

Полностью ощутите себя в настоящем и почувствуйте приобретенную уверенность — в себе, в результате или в новых качествах и состояниях вашей психики.

Однако, если быть опять-таки честным, то, что вы только что прочитали, представляет собой упрощенный вариант куда более мощной техники создания побуждающего будущего, которая позволяет сделать любую цель действительно и безоговорочно побуждающей. Честно говоря, на этом шаге нашей работы она является как бы избыточной — ибо для того, чтобы начать программирование вашего подопечного на трезвое завтра вполне достаточно будет создания образа желаемого будущего, а также коллапса обобщений, о котором я расскажу далее. Однако я привожу ее именно здесь, поскольку если окажется, что ваш клиент в результате длительной наркозависимости утратил целеполагание по всем целям, кроме одной — патологической, то именно с помощью этой техники вы можете буквально вернуть его

к жизни. Ибо не мною, но более мудрыми изречено: человек без цели — что птица без крыльев. Создается же побуждающее будущее (в самом общем виде, так что не забудьте его конкретизировать) следующим образом (по: Я. МакДермотт и Дж. О'Коннор. «НЛП и здоровье»).

«Сначала возьмите любую цель из следующих областей:

— физической;

— профессиональной;

— социальной;

— эмоциональной;

— духовной. Это ваша жизнь.

Если у вас все еще нет никакой конкретной цели, представьте себе, каким вы хотите стать. Какие качества вы хотели бы иметь?

Вообразите свою временную линию, протянувшуюся от прошлого к будущему. Вы можете сделать это мысленно, но можно также использовать линию на полу, чтобы ходить по линии времени. Подходит все, что сделает эту процедуру более реальной.

Отметьте на временной линии то место, которое будет обозначать настоящее (1).

Перейдите вдоль по вашей временной линии в прошлое на такое же расстояние, какое отделяет вас от вашей будущей цели. Если вы строите побуждающее будущее, которое состоится через пять лет, то и в прошлое необходимо отойти на пять лет (2).

Посмотрите вперед в то место, которое вы обозначили как «настоящее». Вы построили это «настоящее» теми действиями, которые совершили в своем прошлом.

Пойдите вперед к «настоящему» и почувствуйте, как много вы изменили за это время. Вам могут прийти в голову определенные ключевые события (3).

Сойдите с временной линии (4), представьте себе диссоциированную картинку самого себя, двигающегося к своей цели в будущем. Увидьте себя таким, каким вы

хотели бы стать Добавьте принадлежащие картинке звуки и голоса. Теперь ассоциируйтесь с картинкой.

Какие ощущения у вас возникают при этом? Настройте су б модальности этой картинки, увеличивая ее и делая более яркой и цветной до тех пор, пока ваши приятные ощущения не достигнут пика интенсивности. Сделайте то же самое с аудиалъными субмодальностями.

Когда вы будете полностью удовлетворены, выйдите из картинки и диссоциируйтесъ.

Поместите эту картинку в то место в будущем, где вы хотите достичь своей цели. Пусть она встанет прямо на вашу линию времени (5).

Теперь посмотрите из этой будущей позиции на настоящее.

Какие шаги вам предстоит предпринять, чтобы превратить это будущее в реальность?

Какие препятствия могут возникнуть у вас на пути и как вы можете обойти их?

Что должно произойти в этот промежуток времени между настоящим и будущим?

Отметьте шаги и этапы этого процесса.

Вернитесь в настоящее (6).

Вы поймете, что существует ряд конкретных результатов, через которые придется пройти, чтобы достичь желаемой цели.

Пусть всегда цель находится впереди. Когда вы пройдете ее, создайте новую. Если цель потеряла в ваших глазах всякую привлекательность, создайте другую. Пусть всегда у вас будет мечта, выходящая за рамки той фантазии, в которой вы живете».

Есть, однако, и еще один — в чем-то более простой, а в чем-то гораздо более сложный способ программирования себя на достижение результата: символический. Не хочу и не буду излагать здесь его теорию — дело в том, что она относится к так называемой «второй половине» нейролингвистического программирования, которая в

отличии от описанной в «Основных положениях и по-гылках» «первой половины» НЛП исходит из использо-1ШИИЯ в целях психокоррекции укрупнения процесса или состояния до представления его в символе (а не из, наоборот, разукрупнения до элементарных качеств). Бу-дет достаточно, если вы вспомните (я об этом уже говорил) и просто примите как аксиому то, что правое полушарие нашего мозга просто обожает выражать себя через метафоры и символы. Но по известному всем закону обратной связи совершенно аналогично изменение этой самой метафоры или символа (их содержания) оказывается вполне способным перепрограммировать связанное с ним психическую реальность сначала правого, а потом и нового полушарий человеческого мозга.

В данном разделе я предлагаю вам поработать с той самой, ранее упоминавшейся техникой коллапс обобщений, основанной на переводе настоящего и желаемого состояний (тех самых НС и ЖС) в соответствующие сим-иолы — и с последующим как бы смешением этих сим-иолов.

Описание этой техники я делаю по статье Н. Зинка и Д. Маншоу «Коллапс обобщений и другая половина ПЛП», напечатанной в сборнике «Мастерство, новый код и системное НЛП» — и опять-таки в форме прямой инструкции.

1. Подумайте о несоответствии между вашим нынешним состоянием и вашим желаемым состоянием. Отметьте все несовпадения между тем состоянием, в котором вы сейчас, и тем, в котором вы хотите быть — или между вашими настоящими возможностями и желаемыми возможностями.

2. В то время, когда вы думаете о своем нынешнем состоянии (состоянии проблемы, состоянии тупика), какой зрительный образ или представление возникает в вас? Какую картинку вы видите своим мысленным взором? Отметьте, в частности, где и на каком расстоянии от вас расположена эти картинка.

3. Когда вы думаете о желаемом для вас состоянии

(результат, возможности), какое зрительное представление у вас возникает? Отметьте расположение и расстояние, на котором находится картинка.

4. Теперь позвольте вашему разуму обратить первую картинку в некоторый абстрактный символ или зрительное иконическое представление, которое поддерживайте в месте расположения первой картинки. Здесь вам нужно следовать вашему словарю и опыту. «Приклейте чертеж», рисунок, карикатуру — вот слова, которые могут для вас работать лучше, чем «иконическое визуальное представление». Некоторые люди создают основательно разработанные икониче-ские изображения; другие разворачивают свои картинки в зрительные представления, представляющие собой просто цвет. Ключевой момент состоит в том, чтобы направить вас от маломасштабной картинки к крупномасштабному зрительному представлению.

5. Повторите процесс со второй картинкой — разверните ее в абстрактный символ или иконический образ.

6. Когда у вас будут два иконических образа или символа на своих местах, медленно начните давать им возможность меняться местами, затем верните их на место затем поменяйте местами снова и т.д., создавая вращательное движение. Теперь начните двигать их быстрее. По кругу и по кругу. Еще и еще быстрее. Теперь очень быстро! Делайте это в течение десяти-двадцати секунд.

7. Освоив передвижение символьных или иконических изображений очень быстро, дайте им смешаться теперь в единый образ и позвольте этому новому образу переместиться в положение прямо перед вами, так, чтобы он был ясно виден.

8. Как только единый образ окажется на месте, начните немедленно рассказывать историю или случай, какие только придут в голову. Это может быть случай из вашей жизни, волшебная сказка, рассказ, который вы слышали, или сочиненная история, постро-

I тшая так, как будто она случилась с вами... что угод-и» — просто начинайте рассказ сейчас.

В конце рассказа исследуйте, как сюжеты, образы и характеристики из рассказа касаются получения желаемого выхода или состояния, к которому вы стремитесь. И как следует обдумайте то, какое отношение имеет рассказ к вашей трудности и выходу из нее?

Ну а завершите работу в шаге 2 тем, что якобы и павши в задумчивость и опять-таки «вдумчивость» сообщите своему подопечному, что все, что вы сегодня имеете делали, напоминает вам историю о ручье. И рас-с.кажите эту историю вашему «клиенту» (по: М. Кинг, Ч. Цитренбаум. «Экзистенциальная гипнотерапия).

«Жил-был однажды ручей, который стекал с горы и аытекаЛ на равнину. Миля за милей, день за днем лпот ручей тек в одном направлении. Иногда на его пути вставала преграда, но ручью удавалось преодолеть любое препятствие, которое лежало пред ним. Но как только он попал в пустыню, очень быстро иссяк, впитавшись в песок. Этот ручей проделал длинный путь в течение долгого времени, так как просто следовал в одном направлении, но песок очень быстро впитал его. Затем раздался тревожный шепот песка: «Ветер путешествует через пустыню, почему бы так не сделать и ручью?» Ручей отвечал: «Да, но ведь ветер может летать, а ручьи не летают». «Ты можешь позволить ветру освободить себя», — прошептал песок, — и он подхватит тебя и перенесет на ту сторону пустыни». Тогда ручью стало страшно, он никогда не испытывал ничего подобного и боялся освободиться. Ему было страшно потерять свою индивидуальность и, возможно, никогда не вернуть ее. «Послушай, — прошептал песок, — ты все равно изменишься тем или иным способом. Отправишься ли с ветром или же останешься здесь и будешь пытаться течь через пустыню, ты все равно изменишься. Если унесешься с ветром, это будет твоя удача, очень большая удача, потому что ветер нежно возьмет тебя в свои руки и

перенесет на другую сторону, и там ты будешь опять самим собой, хоть и измененным. Если же продолжишь течь сквозь песок, он легко впитает тебя, и, скорее всего, ты просто станешь болотцем. Но в любом случае ты изменишься, — говорил песок, — выбор за тобой». Ручью все еще было страшно, но каким-то образом он смог набраться достаточно смелости, чтобы унестись с ветром. Ветер нежно подхватил его и перенес на многие мили и многие дни вперед, через огромную пустыню... И когда, наконец, ветер коснулся вершин гор на той стороне пустыни, пролился ласковый дождь, и ручей снова заструился, такой же как и был, но в то же время изменившийся, научившийся верить в свою истинную индивидуальность еще сильнее. Ручей устремился вниз, пока не достиг равнины, а затем продолжил свой путь. Может, поэтому иногда говорят, что течение реки жизни нашептывается песком пустыни».

Шаг 2. Уничтожение наркозависимости и переключение неэкологичного поведения

Теперь, после всей этой весьма утомительной, но крайне продуктивной возни с результатом, пришла пора двигаться дальше в борьбе за свободу близкого и дорогого нам наркозависимого субъекта. Да-да, я не оговорился — именно за его свободу. Ибо сейчас ваш подопечный полностью подчинен своей патологической страсти. И абсолютно несвободен в выборе вариантов своего поведения. Так сказать, раб привычки — весьма неэкологичного толка. Но в том-то и дело, что для обретения свободы от пагубного пристрастия мало только лишь решиться «соединиться», сформулировать результат и создать готовность к нему (хотя без всего этого лучше просто ничего не начинать). Надо еще и перепрограммировать те элементы программного обеспечения психики вашего подопечного, которые как бы отвечают за две ипостаси его проблемы. Саму наркозависимость. И сопутствующее ей неэкологичное поведение (через некоторое время вы поймете, почему я разделил два эти ШаШвтя) Цлл чвго па данном — втором — шаге мы:

  • уничтожим наркозависимость,

  • установим автоматическую связь «триггер I ведения —необходимый ресурс»,

  • как бы «отменим» и заменим образ и сценарий неэкологичного поведения вашего подопечг- го и

  • отделим НЗ-поведение от привычного контекста. Здесь, однако, я хотел бы ненадолго отвлечься и еще

раз обратить ваше внимание на выделенный выше ключевой момент. Ваш «клиент» действительно несвободен. И он не просто даже раб своего пристрастия, но вообще — робот, патологически запрограммированный на периодическое воспроизводство наркозависимого поведения.

Своеобразный зомби, которых нынче мы вдосталь насмотрелись на кино- и телеэкранах. И никакими сознательными усилиями ни он сам, ни вы, не сможете освободить его от этого пристрастия, ибо нельзя сознательно воздействовать на бессознательное. Вирус, забредший в ваш компьютер, никак не покинет его только лишь вследствие вашего увещевания и даже самого горячего желания. Необходимы и обязательны здесь еще и соответствующие перепрограммирующие воздействия.

Начнем мы данные воздействия с уничтожения этой самой зависимости по психотехнологии взрыва навязчивости. Не удивляйтесь и не пугайтесь: ничего вокруг вашего «клиента» вам взрывать не придется — все произойдет в его голове. Просто представьте на секунду, что вы надуваете воздушный шарик: надуваете, надуваете и надуваете. Что произойдет в конце концов? Правильно — он лопнет, сиречь взорвется. И при том навсегда прекратит свое существование. Именно этот принцип и положен в основу вышеназванной психотехнологии. Ту характеристику или элемент кода, с помощью которой мозг человека закодировал навязчивость (в нашем случае — зависимость) увеличивают до критического уровня, после чего она, как бы взорвавшись, навсегда исчезает. Техника эта, в общем-то, очень проста и в профессиональном исполнении занимает считанные минуты. Но буде вы не профессионал, перед тем, как начать работать с НЗ-субъектом, потренируйтесь на самом(й) себе, заодно убрав некую небольшую, но собственную навязчивость.

Скажите, есть ли что-то, что вы как бы вынуждены делать, хотя и понимаете, что делать этого не стоило бы? Для примера представим, что вы обожаете шоколадные конфеты и лопаете их в количествах, явно превышающих разумные пределы. Если это так, то у вас точно навязчивость/зависимость — пусть и почти безвредная (если вас, конечно, от них не разносит). Хорошо, тогда давайте найдем то, к чему вы относитесь нейтрально. То есть (в данном случае) можете как есть его, так и спокойно не есть. Опять-таки предположим, что в качестве

дни кого нейтрального объекта выступило печенье. Что ж, псе прекрасно — у нас уже есть некая второстепенная нпиязчивость, и нечто сходное, на что вы реагируете нейтрально.

Теперь подумайте о шоколадных конфетах и заметь-Ти, как они выглядят, когда вы думаете о них. Представили? Теперь подумайте о печенье — как оно выглядит в им iнем воображении. Вообразили? Тогда приступаем к гппвному. Скажите, чем отличается то, как вы в воображении видите (представляете) шоколадные конфеты, от того, как вы воображаете (или опять-таки видите и 111 поставляете) печенье?

Предположим, вы обнаружили, что шоколадные кон-фиты оказываются намного больше и ярче, нежели печенье (каковые, соответственно, выглядят меньше и тусклое). Что ж, похоже, вы обнаружили главное: те два от-мичия, с помощью которых ваш мозг (весьма экономный по своему естеству и сути) закодировал различие между навязчивым и нейтральным. Однако давайте все это на колкий случай проверим. Скажите, а что вы чувствуете, глядя на шоколадные конфеты? Некое влечение-притяжение? Хорошо, тогда, определив его (влечения-притяжения) «размер», попробуйте мысленно увеличить «болыпесть» конфет, т. е. их размеры. Что, влечение усилилось? Тогда сделайте их немного меньше, чем в изначальном изображении. А, «притяжение» уменьшилось? Отлично, значит, именно величина шоколадных конфет точно является кодом влечения. Однако у нас осталась еще и яркость. Что произойдет, если вы мысленно увеличите эту самую яркость шоколадных конфет? А, влечение возросло, но куда меньше, чем тогда, когда вы увеличивали их размер? Что ж, уменьшите эту яркость. Ясно, влечение упало, но тоже не намного. Вы все равно хотите «лопать» эти конфеты. Хорошо, значит, теперь мы точно знаем, что размер шоколадных конфет является главным (ключевым) кодом или характеристикой, с помощью которой ваш мозг закодировал вашу же зависимость от шоколадных конфет. Так, может, мы ее

сейчас просто уничтожим? Нет, не пугайтесь, это вовсе не значит, что вы никогда больше не будете есть эти самые конфеты. Просто вы станете свободными от навязчивого влечения: жевать без конца и края, т. е. сможете их как есть, так и не есть. Это и значит для вас действительную свободу, и здесь настало время объяснить, почему в качестве своеобразного контрпримера мы выбрали нечто нейтральное, а не то, что обращает и отталкивает. Дело в том, что и притяжение, и отталкивание есть разные, но формы навязчивости, которые отличаются только направление или, если можно так сказать, знаком: «-» вместо «+».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться