Ковалев Сергей "Семь шагов от пропасти. НЛП - терапия наркотиче­ских зависимостей"

Например, если одна из мыслей в Вашем списке гласит «Работа тяжела», то аффирмация посредством инверсии будет «Работ легка»; или если одна из мыслей «Моя работа есть то, что я вынужден делать», то вы по-

лучите аффирмацию «Так как я выбрал мою работу, ош приятна мне»...

Словарь определяет «работу» как усилие для выпол нения чего-то; словарь так же определяет «работу» ка* функцию или операцию. Чем более вы будете рассмат ривать Вашу работу как благоприятную возможное^ действовать на пользу службы обеспечения в мире, тел более радостной она будет».

Вполне понятно, что именно подобным образом ват. нужно исследовать представления вашего подопечногс по теме «трезвость».

После того, как вы определили основные ограничи вающие убеждения вашего НЗ-субъекта, настала пора ю устранять и/или трансформировать. Однако не сомнева юсь, что наряду с убеждениями, формулировка и смыс.1 которых вызывали у него ощущение легкого ужаса («Бо же, и я с этим жил!»), есть в списке и такие, которьи «клиент» не очень-то и желает признать ограничиваю щими. Что ж, тогда предложите ему проверить все эт! верования (каждое из них!) на экологичность. То есть н; то, как — позитивно или негативно — оно определяв' его жизнь. Сделать это не так уж и сложно, если, сохра няя бесстрастность, отстраненность и холодную анали тичность, ваш подопечный осуществит анализ экологии ности убеждения по технике логического квадрата уже, между прочим, известного вам.

Для того, чтобы он это сделал, вам необходимо всегс навсего, записав обнаружившееся убеждение в предне значенном для него месте, предложить заполнить четыр «клетки» логического квадрата, отвечая на записанные них вопросы.

Формулировка ограничивающего убеждения/фиксированной идеи

Что случится, если эта идея верна?

Что не случится, если эта идея верна?

Что случится, если эта идея не верна?

Что не случится, если эта идея не верна?

Например, предположим, что в ходе анализа «правил», по которым ваш «клиент» живет относительно жизни, у него обнаружилось весьма (паталогически) распространенное в нашей стране убеждение «Жизнь нелегка» (из-за чего, дескать, он и пьет). Даже не пытаясь оспорить это верование, мы просто начинаем «расписывать» ее по логическому квадрату, отвечая на указанные в нем вопросы. И очень скоро обнаруживаем, что имеем дело с чем-то негативно-убийственным. Ведь если эта идея верна, у вашего подопечного явно случится очень нелегкая жизнь, в которой он постоянно будет искать эту нелегкость («но мы выбираем трудный путь») как приключения на некую часть своего тела — и соответственно убегать от всего этого в наркотики или алкоголь. А это значит, что если она все-таки верна, у вашего «клиента» не случится жизнь — в восхитительной легкости и блеске нормального и трезвого бытия и существования (а как же иначе — ведь в соответствии с убеждением «жизнь не легка» он будет угрюмо отворачиваться от всего легкого и приятного и, наоборот, искать трудность даже там, где их и в помине не было, а после, как страус в песок, засовывать голову в наркозависимость...).

Если же эта идея не верна, случиться ... жизнь как таковая, как она на самом деле дарована незашоренным людям: ослепительно-прекрасное поле самой увлекательной игры, в которую мы когда-либо играли...

Ну а если эта идея не верна, не случиться... его собственная идиотски-тягостная жизнедеятельность, в коей он не живет, а борется, превращая каждый пустяк в проблему, и не получая удовольствия даже там, где оно даровано всем и каждому, за исключением только лишь весьма сомнительных радостей, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя. Так неужели он не хочет отказаться от этого убеждения, дабы действительно начать жить? А ведь все, что для этого требуется — так это просто заменить фиксированную идею «жизнь нелегка» на куда более экологичную «жизнь вполне может быть легкой и приятной».

Как именно заменить? Ну, вообще-то, существует множество способов преобразования и трансформации убеждений. Однако здесь мы с вами разберем только три из них. Первый — классический способ работы с убеждениями, применяемый в НЛП (этакая базовая техника работы с убеждениями). Второй — весьма своеобразная техника внедрения новых убеждений посредством движения глаз, основанная на работах Ф. Шапиро. А третий — так сказать, старая и добрая психотехнология аффирмаций, которая нынче применяется во всех без исключения школах современной прикладной психологии, вследствии чего я представлю несколько вариантов ее использования.

Основная или, иначе базовая, техника работы с убеждениями, разработанная Р. Бэндлером весьма эффективна и, в общем-то, не сложна — для любого, кто освоил принципы и приемы субмодальностного редактирования (а вы их уже освоили). Единственное затруднение в ее использовании обычно бывает связано с поиском репрезентации убеждения — т. е. того, как оно представлено в VAKD (в каких субмодальностях). Посему дам вам подсказку: по моему опыту у очень многих людей убеждения кодируются из мозгом в основном субмодальностями пространственного расположения и размера (но не только и не всегда). Так, например, убеждение обычно оказывается близким, высоко расположенным, крупным и плотным, а сомнение — далеким, низко расположенным, небольшим и/или «разряженным».

Привожу полное описание техники изменения убеждений (по: Р. Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменений»).

А. Сбор информации и подготовка

1. Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих. Убеждение, которое вы не хотели бы иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это убеждение в своем внутреннем опыте (т. е. как узнаете о том, что «проявилось» это убеждение — как вы его видите, слышите или ощущаете)?

2. Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь о чем-то, что может быть верно, а может, и нет: вы. не уверены. Как вы представляете это сомнение в своем внутреннем опыте?

Однако когда вы ищите то, в чем вы сомневаетесь, убедитесь, что вы в этом «сомнительном» действительно не уверены. Если вы говорите что-то вроде: «Я сомневаюсь, что это хорошая идея», то на самом деле можете иметь в виду, что уверены, что это идея плохая. Сомнение — это когда вы колеблетесь от мысли, что нечто может быть верно, к мысли, что это может быть неверно; вы просто не знаете.

3. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить субмодальные различие между Верой и Сомнением — точно так, как вы это делали в прошлой главе, например, с замешательством и пониманием.

4. Проверьте по очереди каждую су б модальность из вашего списка различий, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективны при превращении веры в сомнение. Проверив одну субмодальность, верните ее в исходное состояние, прежде чем проверять следующую.

5. Теперь решите, какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится? Позаботьтесь о том, чтобы это убеждение было предъявлено в позитивных терминах, без отрицаний. Например, «Я могу успешно выздороветь» вместо «Я перестану болеть».

Убедитесь также в том, что вы думаете о новом убеждении в терминах скорее способности или процесса, нежели уже достижения желаемой цели. «Я верю, что могу научиться улучшать и поддерживать свое здоровье» — это весьма экологичное убеждение. А вот «Я совершенно здоров» — это не очень экологичное убеждение, особенно если на самом деле список ваших болезней включает десяток заболеваний. Вы. должны мобилизовывать новые способности, а не строить новые же, но заблуждения.

Обязательно осуществите экологическую проверку. Спросите себя, не причинит ли вам неприятности это

новое убеждение? Как изменится поведение вашей жены или других членов вашей семьи, если у вас будет это новое убеждение? Как это новое убеждение повлияет на вашу работу? И т.д. и т.п. При необходимости, видоизменяйте и модифицируйте свое новое убеждение, дабы принять в расчет любые вероятные проблемы. Б. Процесс изменения убеждения.

6. От веры, к сомнению. Оставляя содержание неизменным, превратите нежелательное убеждение в сомнение путем использования одной или нескольких наиболее мощных субмодальностей, обнаруженных на шаге 4. Например, если двумя сильнейшими различиями были фильм-слайд и близкая панорама — удаленная картина в рамке, то пусть панорамный фильм замедляется до неподвижного слайда, отодвигаясь и превращаясь в обрамленную картинку.

7. Изменение содержания. Используя какую-нибудь другую су б модальность, смените содержание старого нежелательного убеждения на содержание нового, желательного. Например, если в сомнении картинки у вас прыгают туда-обратно, они могут прыгнуть из старого содержания в новое. Или вы можете заставить картину старого убеждения отодвинуться так далеко, что невозможно будет разобрать, что там, а потом вернуть ее обратно с образом нового убеждения. Наконец, вы можете сделать картинку столь яркой или столь темной, что старое содержание исчезнет, а потом вернуть ее в прежнее состояние с новым содержанием — и т. д.

7. От сомнения к вере. Сохраняя новое содержание, превратите сомнение в убеждение путем обратного изменения тех же субмодальных характеристик, которые вы использовали на шаге 6. Если перемещение вправо превратило старые убеждения в сомнения, то теперь вы перемещаете картину обратно влево, чтобы превратить новое содержание из сомнения в убеждение. Делая это, будьте очень внимательны к любому сопротивлению изменению, возникающему у вас внутри.

Ибо если новое убеждение плохо сформулировано или в нем есть какие-либо отрицания, то какая-нибудь часть вашей личности вполне может ему воспротивиться и мешать изменению. Если вы столкнулись с подобными возражениями, отнеситесь к ним с почтением, соберите информацию и вернитесь на шаг 5, чтобы переопределить новое убеждение.

8. Проверка.

9. Существует несколько способов проверки. Но самый простой — это спросить себя: «И как я теперь думаю об этом новом убеждении?»

10. Когда новая вера на месте, старая, возможно, сменит свои субмодальности на таковые неверия. Если вы выясните, как теперь представлено старое убеждение, то сможете сравнить это с су б модальностями сомнения, которые вы уже знаете, или с субмодальностями неверия, которые можете определить, попросив себя подумать о чем-то еще, во что вы твердо не верите.

Не пугайтесь — все вышеописанное не столь уж и сложно, и после небольшого количество повторений получается у всех без исключения. Однако если вы считаете, что по тем или иным причинам работа с субмодальностями убеждений «неподъемной», ничто (и никто) не препятствует вам воспользоваться второй из заявленных мною психотехнологий — внедрения убеждений с помощью движений глаз.

Основана она на методе, имеющем весьма жуткое название — десенсибилизация посредством движения глаз (ДПДГ), каковой был разработан американкой Ф. Шапиро («Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз»). Теория этого метода весьма сложна и вряд ли нуждается в изложении на страницах данной книги. Будет вполне достаточно, если пока вы поймете или просто примите, что посредством особым образом организованных движений гла, мы как бы расширяем коридор восприятия (обычно он весьма и весьма узок), в результате чего любой материал — в данном случае созданное после переработки новое экологичное убежде-

ние — легко и быстро перерабатывается и усваивается человеческим мозгом.

Для того, чтобы воспользоваться техникой внедрения новых убеждений посредством движений глаз вам необходимо сделать следующее.

1. Определить и точно сформулировать убеждение, которое вы собираетесь внедрить в вашего подопечного.

2. Меняя темп и амплитуду движений подвигать перед его лицом двумя сомкнутыми пальцами: вначале по-горизонтали (т.е. справа — налево и слева — направо), плавно и ритмично (как метроном). Пусть все это время ваш «клиент» не меняя положения головы, следит за перемещением ваших пальцев, только лишь двигая глазами, дабы определить оптимальный для него темп и амплитуду движений.

3. Оценить по десятибалльной шкале то, насколько изначально данный НЗ-субъект верит в свое новое экологичное убеждение — исходя и того, что 10 баллов соответствует абсолютной вере в него, а 0 — полному неверию.

4. Предложить ему думать о своем новом убеждении: мысленно проговаривая его про себя, представляя это убеждение как написанный лозунг, и т.д. и т.п. (здесь все отдается на откуп фантазии), однвоременно следя за движениями ваших пальцев (начните двигать их «по-горизонтали»).

5. Закончив цикл из 24 движений руки, определить насколько теперь ваш подопечный верит в новое убеждение (пусть оценит эту веру в баллах).

6. Продолжать серии из 24 движений с одновременным «думанием» клиентом нового убеждения, всякий раз проверяя результат — достигнутый балл веры. Разнообразить «двигание» пальцами, используя:

Здесь надо сделать столько серий, сколько необходимо для того, чтобы достигнуть веры в, минимум, 7— 8 баллов из 10 возможных.

7. Если в процессе внедрения убеждения у вашего подопечного возникнут неприятные эмоции, ощущения или воспоминания (как правило, связанные с формированием того, исходного, убеждения, которое вы сейчас перерабатываете), не пугайтесь, а на время отвлеките его, переключите на этот, как говорят психологи, всплывший из бессознательного «материал» и делайте серии из 24 движений глаз, пока эти самые эмоции и ощущения не исчезнут, а неприятное воспоминание станет безразличным.

Теперь о третьем способе работы с убеждениями — их аффирмировании. Не стоит бояться мудреного названия, ибо по самому простому определению аффирмация есть любая положительная мысль, которую вы можете сознательно выбрать для того, чтобы как бы ввести ее в свою психику (бессознательное) с тем, чтобы достичь желаемого результата (так что аффирмировать можно не только убеждения, но и вообще все что угодно в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере). Я предлагаю вам познакомится с наиболее простым методом использования аффирмаций — техникой аффир жирования с ответами. Здесь для того, чтобы ввести в своего подопечного новые убеждения вам достаточно сделать следующее (по В. Козлову и его предшественникам — «Искусство осознания»).

Напишите или напечатайте новые убеждения — аффирмаций (строго по одному) на листке бумаги 10— 20 раз (т.е. один лист на каждое убеждение), оставив справа поле для эмоционального «ответа». Вдумчиво читайте «клиенту» аффирмацию и тут же записывайте автоматически пришедший ему на ум ответ — те соображения, ощущения, страхи и умозаключения, которые могут возникать. Продолжайте повторять аффирмацию и следите, как изменяются его ответы «справа». Мощное аффирмирование выявит все негативные мысли, собранные в бессознательном. А повторение аффирмаций в достаточном количестве (до тех пор, пока не иссякнут возражения, а после этого еще 5-7 раз) сотрет старые убеждения, проведя желаемые изменения в жизни вашего подопечного.

В вышеупомянутой книге В. Козлова «Искусство осознания» приводятся несколько советов по поводу работы с аффирмациями, которые можно назвать техникой усиления аффирмирования. Дабы вы могли ими воспользвоать-ся, привожу эти советы в несколько отредактированном варианте и в форме прямой инструкции клиенту.

1. Работайте с одной или несколькими (но не со всеми сразу) аффирмациями ежедневно. Наилучшее время — перед сном, перед началом дня (сразу после пробуждения) или когда вы тревожитесь. Продолжайте работать с аффирмациями до тех пор, пока они не будут устойчиво интегрированы. О том, что это произошло, вы поймете по уверенно-положительным ответам вашего бессознательного на вводимую аффирмацию.

2. Выключите ваше имя в аффирмацию. Пишите и/или проговаривайте аффирмацию по отношению к себе в первом, втором, третьем лице, например:

«Я............верю, что жизнь вполне может быть легкой и приятной».

«Ты .........., веришь, что жизнь вполне может быть

легкой и приятной».

«Он ..........., верит, что жизнь вполне может быть

легкой и приятной».

3. В дополнение к «листу аффирмаций» запишите аффирмирующие утверждения на кассету и слушайте ее всегда, когда можете (например, за рулем).

4. Сделайте своей постоянной практикой проговари-вание аффирмаций вслух перед зеркалом. Продолжайте говорить до тех пор, пока не почувствуете себя расслабленно или пока не увидите соответствующие аффирмаций выражения своего лица.

5. Наконец, везде, где только можно, просто проговаривайте аффирмаций самому себе — особенно, если вам не хочется писать. Это «сработает», хотя именно на писание аффирмаций наиболее эффективно, ибо при этом задействуется очень большой спектр чувств, мыслей и эмоций.

Помимо этого опять-таки уже упомянутые (и снова — выше) Д. Леонард и Ф. Лаут («Ребефинг») предлагают и другие варианты эффективного и приятного использования аффирмаций.

Доказать аффирмаций логическим образом. Использовать письменные или отпечатанные ее повторения без ответов.

Применять письменные или отпечатанные повторения аффирмаций с ответами.

Занести ее на карточку и носить эту карточку в своем бумажнике.

Сделать татуировку аффирмаций на обратной стороне руки.

Создать знак аффирмаций и поставить его на видное место.

Записать аффирмацию на магнитную ленту. Представить себе аффирмацию наглядно. Отрабатывать аффирмацию в разговоре. Скажите ее тому, кто согласен с ней. Скажите аффирмацию тому, кто не согласен с ней.

Скажите ее самому себе в зеркале. Скажите аффирмацию Богу или изображению Христа, Будды, Вашего гуру и т. д.

Говорить ее во время любых других упражнений. Читать аффирмацию про себя или вслух. Говорить ее мысленно.

Сообщать аффирмацию партнеру до тех пор, пока он не уверится, что она для Вас правильна. Выкрикивайте аффирмацию с чувством. Распевайте ее монотонно.

Просто петь аффирмацию на мотив любой песни. Нарисовать подходящую картину и вписать аффирмацию в мысленный или разговорный пузырь (как в комиксах).

И последнее в работе с убеждениями. Буде любой НЗ-субъект является, так сказать, «ломатым-перелома-тым», несмотря на декларируемые гордыню и «особливость», все они «одним миром мазаны» в неприятии самого себя. То бишь система их убеждений по поводу собственной персоны представляет собой тщательно скрываемое от других скопище представлений о никчемности собственной личности. Так вот, дабы не ворошить здесь «осиное гнездо» негативных самоидентификаций», попробуйте ввести в вашего подопечного дабы усилить его «Я» то, что я называю общими экологичными убеждениями.

Для этого я ниже дословно приведу вам упражнение известного специалиста по символодраме В. Стюарта {технику внедрения убеждения совершенства), в котором главным, однако, является не способ работы с «убеждениями совершенства» (его вы можете выбрать из трех вышеописанных), а именно их список (по: В. Стюарт. «Работа с символами и образами в психологическом консультировании »).

«Прочтите перечисленные здесь утверждения и отметьте любое, в которое, во вашему мнению, было бы трудно поверить применительно к себе самому. Перечитайте утверждения, которые вы не можете отстаивать от всего сердца.

Когда вы сделаете это для всех утверждений, которые подвергнете сомнению, выберите одно и спросите себя: почему? Запишите свои доводы. Используйте воображение, чтобы вернуться назад во времени, и попытайтесь узнать, почему вы не можете утвердить самого себя. Чей голос вы слышите? Какие слова вам говорят? Какие фигуры вы видите? Какие жесты используете? Способность утверждать себя неизбежно имеет свои корни в том, как другие люди одобряют нас, и наоборот:

Замены негативного утверждения позитивным будет нелегко добиться. Однако если вы верите, что это можно изменить, вы в конце концов придете к вере в самого себя.

  • Я — это я, и во всем мире нет никого точно такого же, как я.

  • Я уникален.

  • Я владею всем, касающимся меня - моим телом и всем, касающимся его.

  • Я владею своим разумом, включая все мои мысли и представления.

  • Я владею своими глазами, включая образы всех наблюдаемых объектов.

  • Я владею своими чувствами, какими бы они ни были — позитивными и негативными. Мне могут нравиться одни, а другие не нравиться, но они все равно мои.

  • Я владею своим ртом и всеми словами, которые произношу, приятными или грубыми, правильными или неправильными.

  • Я владею своим голосом, громким или тихим.

  • Я владею всеми своими действиями по отношению к другим или к себе самому.

  • Я владею своими фантазиями, своими мечтами, своими надеждами, своими страхами.

  • Я владею всеми своими триумфами и успехами, всеми своими провалами и ошибками.

  • Поскольку я полностью владею собой, то могу в конченом счете узнать и использовать себя, чтобы действовать в своих интересах.

  • Существуют вещи, которые меня озадачивают, и другие, которых я пока не знаю. Но пока я дружелюбен по отношению к самому себе, я могу с мужеством и надеждой искать решения головоломок и способы больше узнать о самом себе.

  • Как бы я ни выглядел и ни звучал в любой данный момент, это уникально и аутентично мне.

  • Когда я думаю о том, как выглядел и звучал, что сказал и сделал, как думал и чувствовал я могу отбросить все, что захочу. Я могу сохранить то, что оказалось уместным. Я могу изобрести нечто новое вместо того, что отбросил.

  • Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и делать. У меня есть инструменты, чтобы выжить, быть близким другим, быть продуктивным и извлекать смысл и порядок из мира людей и вещей вне меня.

  • Я владею собой, следовательно, я могу изменить себя.

  • Я — это я, и я хорош.

  • Я прощаю себе любую ошибку и проступок по отношению к самому себе.

  • Я прощаю все обиды, которые причинили мне другие люди.

  • Я принимаю на себя ответственность за свою собственную жизнь и утверждаю, что никто не имеет власти над моими рушениями без моего полного согласия».

И уж поверьте мне, что хотя эти убеждения вроде бы совсем не затрагивают тему трезвости, принятие их вашим подопечным способно изменить его жизнь ко мно-. гому лучшему.

Ну а в завершении, расскажите вашему «клиенту» следующую историю (по: С. Найт. «Руководство по НЛП»).

«Много лет назад в холмах Патагонии была крохотная деревушка. Ее обитатели голодали: они жили в страхе перед драконом, поселившимся на их поле, и поэтому не могли убрать свой урожай.

Однажды в эту деревушку зашел странник, и когда он попросил жителей накормить его, они объяснили, что вся их еда осталась на поле, которое сторожит дракон. Смелый странник сказал, что убьет дракона. Дойдя до поля, он не нашел никакого дракона, а увидел только большой арбуз. Поэтому он вернулся в деревню и сказал: «Вам нечего бояться. На вашем поле нет никакого дракона, там только большой арбуз». Рассердились жители деревни и разорвали странника на куски.

Спустя несколько недель другой странник забрел в эту деревушку. И вновь, когда он попросил накормить его, жители сообщили ему о драконе. Странник тоже

был смелым человеком и тоже сказал, что убьет дракона. Жители очень обрадовались. Придя на поле, он увидел там только огромный арбуз, поэтому он вернулся в деревню и сказал жителям, что они ошиблись насчет дракона. Разве может кого-то напугать огромный арбуз? В итоге его постигла участь первого странника.

Время шло, и жители постепенно впали в отчаяние. Наконец пришел третий странник. Он заметил их отчаянное положение и спросил, что их довело до такой жизни. Они поведали ему о своем горе, и он пообещал, что сразит дракона и они смогут пойти в поле и собрать свой урожай. Придя на поле и увидев гигантский арбуз, он вытащил свой меч и разрубил арбуз на куски. Вернувшись к жителям, он сообщил им, что убил их дракона, — они были счастливы. Странник много месяцев прожил в этой деревушки, этого времени как раз хватило на то, чтобы объяснить жителям разницу между драконами и арбузами».

Шаг 5. «Расчистка» прошлого и будущего

Итак, примем как данность, что ваш НЗ-субъект в результате ваших же и его собственных героических усилий, стал еще на шаг ближе к трезвости. И в его драгоценной и уникальной психике, а точнее в Модели Мира, больше не довлеют идиотские по сути, но ох же как распространенные в нашем обществе убеждения из серии «Пить — значить быть центровым и продвинутым».

Что ж, не спорю: основания для радости у вас действительно есть. Ибо теперь вашему подопечному, как минимум, не придется натужно и даже с легким отвращением доказывать и объяснять самому себе, почему он не должен пить или принимать наркотики в этом наркотизированном мире. Однако, обольщаться и уж тем более расслабляться все-таки не стоит, так как есть нечто, что, увы, вполне способно замедлить (и даже остановить) продвижение вашего НЗ-субъекта к желанной трезвости. А именно его собственное переполненное негативным и отнюдь не трезвым опытом прошлое. И будущее, которое утратило для него и смыл, и привлекательность. Именно поэтому я предлагаю вам

  • внести в прошлый опыт вашего подопечного необходимые ему ресурсы;

  • слить воедино старую — «вписанную» в алкоголизм или наркоманию — и новую — только еще «вписывающуюся» в трезвость — его идентичности;

  • устранить последствия и власть когда-то принятого данным НЗ-субъектом решения пить или колоться;

  • извлечь из его прошлого необходимые для его же настоящего ресурсы и

  • сделать будущее вашего подопечного светлым и экологичным.

Только не надо пугаться — дескать, так много всего, да еще и такого странного. Вся эта наша работа будет выглядеть как бы игрой (посему таковой ее и считайте): игрой, совершаемой на «игровом поле» так называемой Обобщенной Линии Жизни. Только не просите меня дать строго научное определение этому высокому понятию. Будет вполне достаточно, если вы поймете, что данная ОЛЖ представляет из себя воображаемую модель жизни конкретного человека, с использованием каковой, однако, можно осуществлять в его прошлом, настоящем и будущем вполне реальные изменения.Для начала я прошу вам подобрать подходящее для работы помещение. А им может быть все что угодно, включая комнату в вашей квартире, если в ней будут соблюдены два условия: уединение (то есть вас никто и ничто не будет отвлекать и беспокоить) и свободное (по прямой) пространство размером не менее 3—4 метров (чуть позднее вы поймете, почему). Теперь попросите вашего подопечного встать как бы сбоку этого самого свободного пространства и представьте, что на полу (или на земле, если работаете «на природе») проходит воображаемая Линия Его Жизни. Пусть определится, где будет находиться прошлое (слева или справа), а где — будущее (справа или слева), после чего где-то поблизости от центра вашей линии определит точку настоящего и поместит на нее так называемый маркер (в качестве оного годится все что угодно, хотя я обычно работаю с листками для заметок). Теперь ваш «клиент», глядя в свое прошлое, должен найти в нем его начало, а точнее, момент своего рождения, и отметить ее (точку рождения) подобным уже использованному или иным маркером. Далее пусть он обратит свой взор в будущее, и как бы разметит тот отрезок линии будущего, который находится в пределах данного помещения, в котором вы находитесь.

Сделали? Что ж, прекрасно, потому что теперь вы получили чрезвычайно мощный инструмент для «чистки» прошлого и будущего: ту самую, ранее упоминаемую Обобщенную Линию Жизни. И можете уже приступать к первой из предложенных мною процедур: ресурсированию прошлого вашего подопечного. «Теоретическая основа» ее проста и понятна, ибо ежели он, в отличии от других, стал алкоголиком или наркоманом, то это потому, что в прошлом ему же просто не хватило каких-то ресурсов, причем чисто психологического плана. И способом получения этих ресурсов стал алкоголь или наркотики. Из этого следует, что если мы не озаботимся предоставлением вашему «клиенту» этих самых ресурсов, он, к сожалению, испытывая в них недостаток, может вернуться в наркозависимость. Так вот, попросите вашего подопечного обратиться к его прошлому и спросить самого себя: а чего ему не хватало — особенно в плане того, чтобы не пить или не колоться? Спокойствия? Уверенности? Счастья? Определитесь-ка с этим — четко и непредвзято! А теперь, определившись, попробуйте попросить своего «клиента» ответить на следующий вопрос. Ежели ему, например, не хватало спокойствия, то какого цвета было бы это спокойствие, если бы оно имело цвет? Что, синего? А если бы он выбирал между порошком и аэрозолем, то чем было бы это синее спокойствие? Порошком? Что ж, прекрасно, ибо теперь он уже полностью созрел для того, чтобы приступить к ресурсированию своего прошлого. За счет того самого ресурса, которого ему в этом самом прошлом так не хватало (в данном случае спокойствия), и который (ресурс) его мудрое бессознательное и представило в виде синего порошка. Для того, чтобы это самое ресурсирование осуществилось, пусть ваш подопечный встанет сбоку своей Обобщенной Линии Жизни и представит, что рядом с ним находится аэродром, на котором прямо сейчас стоит грузовой самолет, заправляемый двадцатью (тридцатью, сорока — на сколько хватит фантазии) тоннами (тоннами, а не тонами!) синего порошка спокойствия. Заправка заканчивается, и он с любопытством, но пока от-страненно наблюдает, как экипаж самолета занимает свои места, а сам он выруливает на взлетно-посадочную полосу, взлетает и направляется к самому началу ОЛЖ — моменту рождения вашего НЗ-субъекта. Грузовые люки самолета открываются, и из него на Обобщенную Линию Жизни начинает сыпаться синий порошок спокойствия, который как бы пропитывает ОЛЖ вашего подопечного, начиная с момента его появления на свет. Самолет медленно, не торопясь, летит все дальше и дальше — из прошлого в настоящее — а синий порошок спокойствия густо и плотно засыпает весь прошлый отрезок Обобщенной Линии Жизни. В некоторых ее местах он (самолет) даже как бы зависает или начинает делать круги, просыпая или высыпая усиленную порцию спокойствия в те места, где его особенно не хватало, а ваш «клиент» просто с любопытством, но внимательно следит за этим процессом, при необходимости осуществляя «дозаправку». И когда в конце-концов этот его самолет долетит до настоящего, пусть ваш подопечный позволит ему засыпать синим порошком спокойствия также и будущее: вплоть до самого необозримого пока конца Обобщенной Линии Жизни и даже дальше — за ее пределы. А далее пусть ваш «клиент» представит, что самолет возвращается и приземляется неподалеку от момента его рождения, а сам он идет в начало ОЛЖ, вступает на линию в моменте своего рождения (чисто физически, т. е. ногами!) и как бы окутывается этим синим спокойствием, которое, одновременно как бы впитывается в него через ступни. А после очень медленно начинает двигаться по Обобщенной Линии Жизни из прошлого в настоящее, предоставив своему бессознательному уникальную возможность пересмотра всего того, что было в прошлом через призму или фильтр этого самого синего спокойствия. А когда в конце концов ваш подопечный придет в настоящее, то пусть позволит себе остановиться там и посмотрит в будущее, опять-таки наполненное и даже переполненное «спокойной синью». И, представив, что над всей этой линией будущего как бы натянут ажурный мостик, пусть пройдется по нему над своим будущим, ощущая, как спокойствие пропитывает грядущее и одновременно впитывается в него...

Алгоритм выполнения этой техники ресурсирования прошлого (основанной на так называемой «метафоре Антонова») таков (по: Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Сост. В. Морозов. С изменениями).

1. Любым образом изобразите на полу линию вашей жизни, отметив маркерами ее начало (рождение), настоящий момент и конец (весьма далекий — кстати, его можно не маркировать, но просто представлять как данность).

2. Определите необходимый для настоящего и будущего, но отсутствовавший в вашем прошлом ресурс (спокойствие, уверенность в себе и т.п.) и попросите ваше бессознательное отобразить его цветом, а также репрезентировать в виде порошка или аэрозоли.

3.Вообразите себя пилотом грузового самолета, наполненного этим ресурсом, вне линии прошлого «прилетите» в момент вашего рождения, представьте себе, что вы «летя» над линией вашего прошлого в настоящее, разбрасываете по ней этот ресурс, обращая особое внимание на те ситуации, где он был совершенно необходим.

4. «Посадите» самолет прямо перед началом того момента, когда вы начали сбрасывать ресурсы, выйдите из него, вступите на линию прошлого и пройдите по ней до настоящего, ощущая, как этот ресурс меняет вас и вашу жизнь.

5. Повторите шаги 2-4 для других необходимых ресурсов.

Примечание: по данной психотехнологии можно работать как со всей линией прошлой жизни, так и с отдельными ее отрезками.

Пожалуйста как следует отресурсируйте прошлое своего подопечного всем, что ему там не хватало, не забыв, конечно же, в качестве последнего из вносимых ресурсов ту самую искомую «трезвость как норму жизни». И только закончив это самое ресурсирование приступайте к следующей процедуре — слиянию старой («завязанной» на алкоголе или наркотиках) и новой («завязавшей» с ними) идентичности.

Несмотря на то, что вы уже знакомы с феноменом существования «пьяной» и «трезвой» частей, дам небольшое теоретическое (а, точнее, метафорическое) объяснение того, чем мы будем заниматься, ибо идентичность это нечто большее, чем часть.

Наверное, из школьных уроков по биологии вы помните, что любое дерево нарастает так называемыми годовыми кольцами. И что кольца эти очень хорошо отражают и/или показывают то, насколько удачным был этот самый год для данного конкретного дерева. Состояние предшествующих годовых колец влияет на то, какими именно будут последующие кольца. И несколько следующих подряд друг за другом прошлых неудачных лет способны резко замедлить будущий рост дерева или даже просто засушить его на корню. А теперь представьте, что дерево — это человек, а годовые кольца — различные, последовательно возникающие его идентичности. А это значит, что упоминаемая нами старая, «вписанная» в алкоголизм или наркоманию, идентичность вашего подопечного соответствует явно подпорченному, если не вообще трухлявому «колечку», не дающему в полной мере возникнуть и встать во весь рост новой его, «выписанной» из всего этого безобразия, идентичности — будущему годовому кольцу...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться