Независимое наследование (particulate inheritance) — наследование признаков, передаваемых генами в соответствии с законом Менделя.
Нейральный дарвинизм (neural Darwinism) — теория, утверждающая, что в процессе накопления опыта выбирается группа нейронов, формирующая основы когнитивных операций, таких как память и научение. Такой селекционизм рассматривается как объяснение функционирования мозга.
Нейротрансмиттер (neurotransmitter) — вещество, переносящее «сигнал» от одной нервной клетки к другой.
Неконтролируемый половой отбор (runaway sexual selection) — процесс, при котором устанавливается положительная обратная связь между предпочтениями самками определенных черт у самцов и этими чертами, что приводит к неконтролируемому развитию этих черт.
Неокортекс (neocortex) — часть коры головного мозга, возникшая на наиболее поздних этапах эволюции мозга у млекопитающих.
Непосредственная причина (proximate causation) — доктрина, утверждающая, что в последовательности событий есть некий финал, который оказывает направляющий эффект.
Никотин (nicotine) — наиболее распространенный объект злоупотреблений — вещество, получаемое из листьев табака.
Обряд инициации rite of passage — формальное понимание этапов жизни человека с переходом статуса с уровня на уровень через формальные церемонии.
Обсессивно-компульсивное расстройство личности (obsessive-compulsive personality disorder) — диагноз, устанавливаемый на основании дисфункциональных паттернов поведения, характеризуемых навязчивыми состояниями и/или действиями. Навязчивые состояния — это длительно существующие, периодически повторяющиеся идеи и импульсы, которые невозможно проигнорировать или подавить. Навязчивые действия — это повторяющееся поведение (мытье рук, счет, прикосновения), которое необходимо выполнить, чтобы снять напряжение.
«Око за око» (TIT FOR TAT) — компьютерная программа, написанная А. Рапопортом, выдающая в повторяющейся «дилемме заключенного» успешную стратегию, основанную на взаимном альтруизме.
Окситоцин (oxytocin) — гормон гипофиза, избирательно стимулирующий сокращение мускулатуры матки и секрецию молока.
Онтогенез (ontogeny) — развитие или процесс развития, в частности, конкретного организма.
Оперантиое научение (operant conditioning) — научение, при котором желаемое поведение или приближение к нему награждаются подкрепляющими стимулами.
Остеопороз (osteoporosis) — состояние, чаще встречаемое у пожилых женщин и характеризуемое снижением массы костей, уменьшением их плотности и увеличением полостей, что приводит к порозности и хрупкости.
Открытость новому опыту (openness to experience) — личностная характеристика, описывающая способность адекватно принимать идеи, ситуации и людей, даже если они принципиально новые или необычные.
Отряд (order) — категория таксономической классификации, расположенная над семейством и ниже класса.
Охрана полового партнера (mate guarding) — действия (угрозы расправой или насилие), проявляемые индивидом, который считает, что кто-то еще заинтересован в овладении его половым партнером. Эти действия могут быть направлены на потенциального соперника или на партнера. К скрытым формам охраны партнера относят повышение своей привлекательности для партнера или поведение в стиле подчинения партнеру.
Пангея (Pangaea) — гипотетическая область суши, которая (как считается) соединяла материки Северного и Южного полушарий.
Параноидное расстройство личности (paranoid personality disorder) — диагноз, устанавливаемый при паттернах поведения, характеризуемых обшей подозрительностью и чрезмерной осторожностью по отношению к другим людям; как правило, имеет место убежденность, что окружающие в массе своей либо опасны, либо хотят нажиться за счет параноидного индивида.
Плейотропный (pleiotropic) — имеющий более одного генетического эффекта; приводящий ко множественной фенотипической экспрессии.
Подчиненный (subordinate) — принадлежащий (добровольно или нет) к более низкому классу, рангу или положению.
Подъязычный нерв (hypoglossal nerve) — начинается в сером веществе ядер дна четвертого желудочка и иннервирует язык, нижнюю челюсть, часть шеи и груди.
Пойкилотермный (poikilotherm) — организм (например, лягушка) с непостоянной температурой тела, которая обычно немного выше температуры окружающей среды; холоднокровный организм.
Поленезависимость (field independence) — способность правильно ориентироваться, невзирая на обманчивые предпосылки со стороны внешней среды. Поленезависимость сильно коррелирует с аналитическими способностями, высокой мотивацией на достижение цели и активным жизненным стилем.
Полиандрия (polyandry) — брак женщины более чем с одним мужем одновременно.
Полигамия (polygamy) — брак более чем с одним человеком одновременно.
Полигиния (polygyny) — брак мужчины более чем с одной женой одновременно.
Половой отбор (sexual selection) — выбор полового партнера или конкуренция за полового партнера (см. выбор самкой полового партнера и соперничество «самец-самец»).
Полуобезьяны (prosimians) — представители подотряда prosimii, низшие приматы (например, лемуры).
Посттравматическое стрессовое расстройство (posttraumatic stress disorder) — психоэмоциональное состояние, обусловленное перенесенным тяжелым стрессом, при котором индивид испытал или оказался свидетелем события (событий), включающих смерть или угрозу собственной смерти или смерти близких. Может быть острым или хроническим.
Право/леворукость (handedness) — предпочтение либо правой, либо левой руки для выполнения определенных действий. Обычно связано с доминирующим эффектом моторной коры противоположной стороны тела.
Принцип помехи (handicapping principle) — гипотеза Захави (Zahavi, 1975), предполагающая, что самки выбирают самцов с экстравагантными и не всегда выгодными признаками, так как последние являются надежными показателями генетического качества.
Проводниковая афазия (conductional aphasia) — вариант афазии, связанный с поражением постцентральной области коры. Характеризуется сложностью различения звуков речи и точного их воспроизведения, хотя спонтанная артикуляция может сохраняться.
Психотизация (psychoticism) — термин, употребляемый для оценки таких параметров личности, как предрасположенность к психозам и психопатиям, и для отличия «нормальных» людей от страдающих шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Эта система использует тесты, оценивающие чувство расстояния, скорость чтения, умение срисовывать, операции с числами.
Пятифакторная модель личности (five-factor model of personality) — модель личности, включающая в себя невротизм, экстраверсию, открытость новому опыту, доброжелательность и сознательность.
Регуляторные гены (regulator genes) — управляющие гены, запускающие или подавляющие действие других генов в соответствии с «календарем» развития.
Рестриктазы (restriction enzymes) — ферменты, идентифицирующие определенную последовательность нуклеотидных оснований молекул ДНК и отщепляющие ДНК в этом месте.
Ретровирусы (retroviruses) — представители семейства Retroviridae, РНК-содержащие вирусы (например, ВИЧ), выделяющие обратную транскриптазу, при помощи которой ДНК синтезируется на основании РНК и внедряется в геном инфицированной клетки.
Род (genus) — 1. Класс, разновидность или группа, выделенная по одной или нескольким общим характеристикам; в частности: категория биологической классификации, стоящая между семейством и видами, объединяющая структурно или филогенетически родственные виды или изолированные виды, у которых отмечаются необычные отличия. 2. Класс объектов, разделяемый на несколько разновидностей.
Самосознание (self-awareness) — осознание собственного существования.
Сговорчивость (agreeableness) — готовность или желание согласиться или уступить.
Сезонное аффективное расстройство (seasonal affective disorder) — депрессивное состояние, обусловленное недостатком солнечного света, переживаемое некоторыми людьми в темные времена года; облегчение приносит естественный или искусственный свет.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (serotonin selective re-uptake inhibitors (SSRIs)) — класс препаратов, широко применяемых в качестве антидепрессантов. Первым из них был Prozac, введенный в практику в середине 1980-х. Используются для лечения депрессий, лечения обсессивно-компульсивного расстройства, булимии и других заболеваний.
Селекция (selective breeding) — попытка добиться определенной физической структуры и характера живых организмов, выбирая по желаемым характеристикам особей этого вида и осуществления их репродукцию, например селекция молочных пород коров.
Семантика (semantics) — доктрина и учебная дисциплина, предназначенная для улучшения реагирования людей на окружающую среду и друг на друга, в частности, путем обучения наиболее важному значению слов и других символов.
Семейства (families) — группы объектов, объединенных общими характеристиками, такими как очень сходные наборы признаков или химических составляющих; группы почв сходного профиля; группы родственных языков, происходящих из единого языка-предка.
Серотонин (serotonin) — нейротрансмиттер, стимулирующий гладкую мускулатуру, вазоконстриктор и стимулятор ночного сна. Уровень серотонина в головном мозге связывают с психическими симптомами, такими как депрессия, булимия, агрессивность и навязчивые состояния.
Символическое понимание (symbolic reasoning) — способность логически думать о вещах, которых в данный момент нет.
Синтаксис (syntax) — механизм, по которому группируются элементы речи (слова), формируя фразы и предложения.
Соматогенная терапия (somatic gene therapy) — лечение психических заболеваний органическими методами, такими как электрошоковая терапия, психотропные препараты или поливитамины.
Соперничество «самец-самец» (male-male competition) — категория полового отбора. Дарвин выдвигал теорию, что характеристики, помогающие самцу побеждать других самцов, становятся более выраженными в процессе эволюции (сравните с выбором самкой полового партнера).
Социальный дарвинизм (social Darwinism) — распространение учения Ч. Дарвина на социум; в частности, социологическая теория, согласно которой социокультурный прогресс — продукт межгруппового конфликта и соперничества, а социально элитные классы (те, кому принадлежат богатство и власть) обладают биологическим превосходством в борьбе за существование.
Социобиология (sociobiology) — сравнительное изучение социальной организации животных (включая людей), уделяющее особое внимание генетическим основам и эволюционной истории.
Сперматозоид-камикадзе (kamikaze sperm) — сперматозоид, чья задача — препятствовать сперматозоидам других самцов в достижении яйцеклетки, блокируя или атакуя их; 99% сперматозоидов выполняют именно эту функцию.
Стадия лепета (babbling stage) — период жизни новорожденного, когда он вокализирует простые звуки. Обычно отмечается в возрасте около двух месяцев.
«Стройные» австралопитеки (Gracile Australopithecines) — гоминиды, которых отличал небольшой рост и хрупкое телосложение, имевшие резцы и коренные зубы одинакового размера (приспособленные ко всеядному питанию).
Таксономия (taxonomy) — 1. Изучение общих принципов научной классификации: систематика, 2. Классификация, в частности, упорядоченная классификация животных и растений согласно их предполагаемому природному родству.
Телеологическая ошибка (teleological error) — убежденность в том, что признаки появляются в ходе эволюции, чтобы достичь определенной цели.
Темперамент (temperament) — индивидуальные конституционные паттерны реакций организма. Сюда входит общий уровень энергичности, эмоциональный склад и интенсивность эмоций, а также скорость реакций.
Теория Большого Взрыва (Big Bang theory) — теория, утверждающая, что начало Вселенной положил космический взрыв.
Теория естественного отбора (theory of natural selection) — теория, согласно которой существует естественный процесс, приводящий к выживанию и успешному размножению индивидов или групп, наиболее хорошо адаптированных к окружающей среде. Естественный отбор ведет к закреплению наследственных качеств, наиболее подходящих к данной окружающей среде.
Теория конфликта «родитель-ребенок» (parent-infant conflict theory) — идея о том, что родители и младенцы имеют в чем-то различные интересы, которые приводят к нарастающей «гонке вооружений» возникших в ходе эволюции стратегий и контрстратегий.
Теория подготовленности (preparedness theory) — теория, утверждающая, что в организме есть условные предрасположенности, благодаря которым индивид обладает биологической чувствительностью к определенным стимулам, которые, в свою очередь, связаны с безусловными стимулами. Например, приматы обладают врожденной предрасположенностью к оценке объектов типа змей, пауков или замкнутых пространств как опасных.
Теория разума (theory of mind) — предположение о том, что другие мыслят, что позволяет предсказать их поведение.
Теория черт (trait theory) — точка зрения, что личность — это набор черт.
Теория эволюции (theory of evolution) — теория о том, что различные типы животных и растений возникли из существовавших до этого типов, а изменения обусловлены модификациями успешных поколений.
Тестостерон (testosterone) — мужской половой гормон и один из наиболее активных андрогенов, вырабатываемый в яичках. Стимулирует развитие мужских половых органов (включая предстательную железу), вторичных половых признаков (например, бороды), рост костей и мышц.
Тревога (anxiety) — глубокое и неприятное чувство напряжения, ужаса, дурного предчувствия и надвигающейся катастрофы. В то время как обычный страх — это реакция на понятную и реальную опасность, тревога часто возникает в ответ на неопределенную или неизвестную угрозу, которая может проистекать из внутренних конфликтов, чувства неуверенности или запрещаемых импульсов.
Трехфакторная модель личности (three-factor model of personality) — модель личности, включающая в себя первичные факторы психотизма, невротизма и экстраверсии; разработана X. Айзенком.
Трициклические антидепрессанты (tricyclics) — антидепрессанты, названные так по химической структуре из трех колец, включающие амитриптилин (Elavil), имипрамин (Tofanil), дезипрамин (Norpramin), доксепин (Sinequan) и нортриптилин (Pamelor).
Устойчивая личность (hardy personality) — тот, кто способен выжить физически и сохраниться психически в условиях сильного внешнего стресса.
Факторный анализ (factor analysis) — набор техник, предназначенных для выявления переменных, которые могли бы частично описывать связи внутри большого числа переменных.
Феномен «умного Ганса» (clever Hans phenomenon) — животные, которые как бы совершают трюки, требующие высоких умственных способностей, на самом деле могут реагировать на скрытые сигналы, бессознательно подаваемые человеком-дрессировщиком.
Феромоны (pheromones) — пахучий секрет желез самцов и самок, используемый для идентификации территорий или для обмена информацией. Особенно важен для выживания вида, когда феромоны самки привлекают к ней самцов во время брачного периода.
Филогенез (phylogeny) — эволюционное развитие видов.
Фонемы (phonemes) — фундаментальные структурные составляющие звуков, слышимой речи или группа звуков речи, комбинируемая в слоги и слова. Каждый язык имеет ограниченный набор фонем, и каждая фонема имеет отношение только к этому языку.
Фонология (phonology) — 1. Изучение звуков речи. 2. Звуковая система речи. 3. История изменения звучания речи.
Функционализм (functionalism) — 1. философия предназначения, утверждающая, что форма должна быть адаптирована к функции. 2. Доктрина или действия, придающие первостепенное значение практической применимости или функциональным связям.
Холестерин (cholesterol) — вещество, содержащееся в жировой ткани животных. Связан с расстройствами обмена веществ, так как высокий уровень холестерина часто находят у больных с такими патологиями и у тех, кто подвержен стрессу, напряжению, гипертонии и атеросклерозу.
Хорионический гонадотропин человека (ХГЧ) (human chorionic gonadotropin (hCG)) — плацентарный гормон.
Хромосомы (диплоидные) (chromosomes (diploid)) — структурные элементы ядра клетки, содержащие нитевидные цепи ДНК (связанной с белками), в которой заключена наследственная информация организма.
«Центр подкрепления (nucleus accumbens) — область в основании мозга, выделяющая допамин во время приятного поведения.
Человеческий плацентарный лактоген (human placental lactogen (hPL) ) — гормон, вызывающий резистентность матери к инсулину на поздних сроках беременности.
Черной королевы гипотеза (red queen hypothesis) — предположение, что враждующие организмы постоянно эволюционируют с целью противостояния новым преимуществам соперников, что приводит к неизменности ситуации для обеих сторон.
Шизоидное расстройство личности (schizoid personality disorder) — расстройство личности, характерное длительной эмоциональной холодностью, отсутствием или вялостью чувств по отношению к другим, безразличием к похвале или критике, дружбой не более чем с двумя людьми; при этом, однако, не наблюдается эксцентричной речи, поведения или мыслей.
Шизотипическое расстройство личности (schizotipical personality disorder) — расстройство личности, характеризуемое различными странностями мыслей, восприятия, речи и поведения, недостаточно тяжелыми для постановки диагноза шизофрении.
Шизофрения (schizophrenia) — функциональное психическое расстройство, характеризуемое нарушением мышления, нередко с бредом. Кроме этого в диагноз входят странное поведение и неадекватное настроение (например, кажущаяся безэмоциональность).
Шишковидная железа (pineal gland) — железа, расположенная примерно в центре мозга, которая, как считалось, соединяет душу и тело. Ее функция у людей не вполне ясна — возможно, секреция мелатонина.
Эволюционная психология (evolutionary psychology) — теория, основанная на понимании того, что человеческий мозг состоит из большого набора функционально специализированных механизмов расчета, возникших в ходе эволюции для адаптивного решения проблем, с которыми регулярно сталкивались наши предки — собиратели и охотники.
Эгалитаризм (egalitarian) — социальная философия, защищающая уничтожение неравенства между людьми.
Экстраверсия (extraversion) — тенденция к направлению интересов и энергии во внешний мир в большей степени, чем во внутренний мир субъективных ощущений.
Эмпирик (empiricist) — тот, кто подчиняется доктрине, гласящей, что все знания приходят через опыт.
Эктопическое изображение (entopic image) — зрительные ощущения, вызванные внутренней стимуляцией или внутренними изменениями глаза.
Энцефализация (encephalization) — увеличение мозга.
Этология (ethology) — 1. Отрасль науки, занимающаяся поведением человека как биологического вида, его формированием и эволюцией. 2. Научное и объективное изучение поведения животных, особенно в естественных условиях.
Эукариот (eukaryote) — организм, состоящий из одной или более клеток, содержащих ядро и органеллы.
Язык (language) — любые знаки (голосовые или другие), выражающие или передающие мысли и чувства.
Яномамо (Yonomamo) — самое крупное из нецивилизованных племен в Бразилии, насчитывающее более 16 000 человек.
Список использованной литературы
Aiken, N. (1998). The biological origin of art. West-port, CT: Praeger.
Alcock, J. (1984). Animal behavior: An evolutionary approach. Sunderland, MA' Sinauer Assoc.
Alexander, R. (1987). The biology of moral systems. New York: Aldine de Gruyter.
Alexander, R., Hoodland J., Howard, R, Noo-nan, K., & Sherman, P. (1979). Sexual dimorphism and breeding systems in pinnepeds, ungulates, primates and humans. In N. A. Chagnon & W. Irons (Eds.), Evolutionary biology and human social behavior. North Scituate, MA: Duxbury Press.
Altaian, W. R (1995). The stone age present: How evolution has shaped modern life — from sex, violence, and language to emotions, morals, and communities. New York: Touchstone.
Allport, G. (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, Rinehart & Winston.
American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association.
Aristophanes (1962). The frogs. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press. (Original work published 405 B.C.)
Aristotle (1937). Parts of animals. Cambridge, MA: Harvard University Press. (Original work published 350 B.C.)
AtkinsonJ. W (1958). Motives in fantasy action and society. Princeton: Van Nostrand.
Atran, S. (1999). The universal primacy of generic species in folk-biological taxonomy: Implications for human biological, cultural, and scientific evolution. In R. A. Wilson (Ed.), Species: New interdisciplinary essays Cambridge, MA: MIT Press.
Avise, C. J. (1998). The genetic gods: Evolution and belief in human affairs. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Baker, R. (1996). Sperm wars: The science of sex. New York: Basic Books.
Baker, R. R., & Bellis, M. A. (1995). Human sperm competition: Copulation, masturbation, and infidelity. London: Chapman and Hall.
Barkow, J., Cosmides, L, & Tooby, J. (Eds.). (1992). The adapted mind: Evolutionary psychology and the generation of culture. New York: Oxford University Press.
Barrow.J. D. (1994). The origin of the universe. New York: Basic Books.
Beck, B. B. (1986). Tools and intelligence. In R J. Hoage & L. Goldman (Eds.), Animal Intelligence. Washington, D.C. & London: Smithsonian Press.
Beck, B. B. (1980). Animal tool behavior: The use and manufacture of tools by animals. New York: Garland.
Betzig, L. (1993). Sex, succession, and statification in the first six civilizations. In Ellis, L. (Ed.) Social Stratification and Socioeconomic Inequality: Vol. I. Westport, CT: Praeger Publishers.
Bodmer, W, & McKie, R. (1994). The book of man: The Human Cenome Project and the quest to discover our genetic heritage. New York: Scribner.
Boring, E. G. (1950). A history of psychology. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Bowlby, J. (1967). Attachment and loss: Vol.1. Attachment. New York: Basic Books
Box, H. 0. (1984). Primate behaviour and social ecology. New York: Chapman and Hall Ltd.
Bradie,M.(1994).TheSecretChain:Evolutionand Ethics. Albany, NY: State University of New York Press.
Buss, A., & Plomin, R. (1986). The EAS approach to temperament. In R. Plomin & J. Dunn (Eds.), The study of temperament: Changes, continuities and challenges Mahwah, NJ: Eri-baum.
Buss, D. M. (1994). The evolution of desire. New York: Basic Books.
Buss, D. M. (1998). The psychology of human mate selection: Exploring the complexity of the strategic repertoire. In C. Crawford & D. L Krebs (Eds.), Handbook of evolutionary psychology: Ideas, issues, and applications. Mahwah, NJ: Eribaum.
Calder, N. (1983). Timescale: An atlas of the fourth dimension. New York: The Viking Press.
Calvin, W. H., & Bickerton, D. (1998). Lingua ex machina: Reconciling Darwin and Chomsky with the human brain. Cambridge, MA: MIT Press.
Calvin, W. Н. (1982). The throwing Madonna: Essays on the brain. New York: McGraw-Hill.
Candland, D. K. (1993). Feral children and clever animals: Reflections on human nature. New York: Oxford University Press.
Caramazza, A. (2000). The organization of conceptual knowledge in the brain. In M. S. Gaz-zaniga (Ed.), The new cognitive neurosciences, 2nd ed. Cambridge, MA: The MIT Press.
Carlson, N. R. (1998). Physiology of behavior (6th ed.). Boston: Allyn and Bacon.
Carter, C. S. (1992). Hormonal influences on human sexual behavior. In J. B. Becker, S. M. Breedlove, & D. Crews (Eds.), Behavioral endocrinology Cambridge, MA: MIT Press.
Cattell, R. B. (1965). The scientific analysis of personality. London: Penguin Books, Limited.
Cattell, R. B. (1972a). A new morality from science: Beyondism. Elmsford, NY: Pergamon Press Inc.
Cattell, R. B. (1972b). Measurement of mood and personality by questionnaire. New York: Random House.
Chagnon, N. A. (1992). Yanomamo: The last days of Eden. New York: Harcourt Brace.
Chavet, J. M. C., Deschamps, E. В., & Hillaire, C. (1996). Dawn of art: The Chauvet Cave. New York: Abrams.
Cheney, D. L., & Seyfarth, S. M. (1990). How monkeys see the world. Chicago: Chicago University Press.
Cheney, D. L, & Seyfarth, R. M. (1991). Truth and deception in animal communication. In C. A. Ristau (Ed.), Cognitive ethology: The minds of other animals. Hillsdale, NJ: Eribaum.
Chess, S., & Thomas, A. (1984). Origins and evolution of behavior disorders. New York: Brun-ner/ Mazel.
Choi, J., & Silverman, I. (1996). Sex differences in spatial mapping strategies. Paper presented at the meeting of the Human Behavior and Evolution Society Conference presented in Evanston, IL.
Clutton-Brock, T. (Ed.). (1988). Reproductive success: Studies of individual variation in contrasting breeding systems. Chicago: University of Chicago Press.
Cohen, D. B. (1999). Stranger in the nest: Do parents really shape their child's personality, intelligence, or character? New York: John Wiley & Sons.
Corballis, M. C. (1991). The lopsided ape: Involution of the generative mind. New York: Oxford University Press.
Cosmides, L., & Tooby, J. (1992). Cognitive adaptations for social exchange. In J. Barkow, L. Cosmides, & J. Tooby (Eds.), The adapted mind: Evolutionary psychology and the generation of culture. New York: Oxford University Press.
Cosmides, L., & Tooby, J. (1997). Evolutionary psychology: A primer [On-Line]. Available: http:// www.psych.ucsb.edu/research/cep/primer.htm
Cosmides, L., & Tooby, J. (2000). The cognitive neuroscience of social reasoning. In M. S. Gazzaniga (Ed.), The New Cognitive Neuro-sciences, 2nd ed. Cambridge, MA: MIT Press.
Costa, P. T, Jr, & McCrae, R. R. (1998). Trait theories of personality. In D. R Barone & M. Hersen (Eds.), Advanced personality. The Plenum series in social/clinical psychology. New York: Plenum Press.
Crick, E (1981). Fife itself: Its origin and nature. New York, NY: Simon and Schuster.
Crick, E (1994). The astonishing hypothesis: The scientific search for the soul. New York: Charles Scribner's Sons.
Cronin, C. (1980). Dominance relations and females. In D. Omark, E Strayer, & D. Freeman(Eds.), Dominance Relations: An Ethological View of Human Conflict and Social Interaction. New York: Garland Publishing, Inc.
Curtiss, S. (1989). The independence and task-specificity of language. In A Bornstain & J.
Bruner (Eds.). Interaction in human development. Hillsdale, NJ: Eribaum.
Daly, M., & Wilson, M. (1995). Discriminative parental solicitude and the relevance of evolutionary models to the analysis of motivational systems. In M. S. Gazzaniga (Ed.). The cognitive neurosciences. Cambridge, MA: MIT Press.
Daly, M., & Wilson, M. (1998) The evolutionary social psychology of family violence. In С. В. Crawford, D. L. Krebs, et al. (Eds.), Handbook of evolutionary psychology: Ideas, issues, and applications. Mahwah, NJ: Eribaum.
Darwin, C. (1859). On the origin of species by means of natural selection. London: Murray.
Darwin, C. (1868). The voyage of the beagle. London: Heron books.
Darwin, C. (1871). The descent of man, and selection in relation to sex (2nd ed.). London: Murray.
Darwin, C. (1872). The expression of the emotions in man and animals. London: Murray.
Darwin, F. (1887). The life and letters of Charles Darwin. New York: Appleton.
Dasser, V. (1985). Cognitive complexity in primate social relationships. In R. A. Hinde, A. N. Perret-Clemont, & J. Stevenson-Hinde (Eds.), Social relationships and cognitive development. Oxford: Clarendon Press.
Davies, P. (1994). The last three minutes. New York: Basic Books.
Davis, K. (1948). Human society. New York: MacMillan.
Dawkins, R. (1989). The. selfish gene (2nd ed.). Oxford: Oxford University Press
De Waal, F. (1982). Chimpanzee politics. London: Jonathan Cape.
Dennett, D. (1995). Darwin's dangerous idea: Evolution and the meaning of life. New York: Simon & Schuster.
Diamond, J. M. (1992). The third chimpanzee: The evolution and future of the human animal. New York: Harper Collins.
Diamond, M. C. (1988). Enriching heredity: The impact of the environment on the anatomy of the brain. New York: Free Press.
Dissanayake. E. (1988). What is art for? Seattle, WA: University of Washington Press.
Dissanayake, E. (1992). Homo Aestheticus: Where art comes from and why. New York: Free Press.
Dissanayake, E. (1999). "Making Special": An un-described human universal and the core of a behavior of art. In В. Cooke & F. Turner (Eds.), Biopoetics: Evolutionary exploration in the arts. Icus Books Pub.
Bollard J./ & Miller, N. (1950). Personality and psychotherapy: An analysis in terms of learning, thinking, and culture. New York: McGraw-Hill.
Dunbar, R. (1996). Grooming, gossip, and the evolution of language. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Eaton, B. S., Eaton, S. В., Ill, & Konner, M. J. (1999). Paleolithic nutrition revisited. In W. R. Tre-vathan, E. 0. Smith, & J. J. Mckenna (Eds.), Evolutionary medicine. New York: Oxford University Press.
Edelman, G. M. (1987). Neural Darwinism. New York: Basic Books.
Eibl-Eibesfeldt, I. (1989). Human ethology. Chicago: Aldine.
Eibl-Eibesfeldt, I. (1998). Us and the others: The familial roots of ethnonationalism. In I. Eible-Eibesfeldt, & F. K. Salter, (Eds.), Indoctrinability, ideology, and warfare: Evolutionary perspectives. New York: Berghahn Books.
Elliott-Smith, G. (1927). The evolution of man. Essays. (2nd ed.) London: Oxford University Press.
Ellis, B. J., & Garber, J. (in press). Psychosocial antecedents of pubertal maturation in girls:
Parental psychopathology, stepfather presence, and family and marital stress. Child Development.
Ellis, L. (1993). Social stratification and socioeco-nomic inequality. (Vol I.) Westport, CT: Praeger Publishers.
Eysenck, H. J. (1983). A biometrical-genetical analysis of impulsive and sensation seeking behavior. In M. Zuckerman (Ed.), Biological bases of sensation seeking, impulsivity, and anxiety. Hillside, NJ: Eribaum.
Eysenck, H.J. (1999). The psychology of politics. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers.
Eysenck, H. J., & Eysenck, M. W. (1985). Personality and individual differences: A natural science approach. New York: Plenum.
Feldman, R. S. (1999). Child development: A topical approach. Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall.
Fisher, H. (1998). Anatomy of love: The natural history of monogamy, adultery and divorce. New York: Norton.
Fisher, R A. (1930). The genetical theory of natural selection. Oxford: Clarendon.
Galiup, G. G. (1994). Self-recognition: Research strategies and experimental design. In S. T. Paker and R. W. Mitchell, M. L. Boccia (Eds.), Self-awareness in animals and humans: evelopmental perspectives. New York: Cambridge University Press.
Galiup, G. G., & Suarez, S. D. (1986). Self-awareness and the emergence of mind in humans and other primates. InJ. Suls & A. G. Green-wald (Eds.). ETC.
Gardner, R. (1998). The Biology of leadership. Presented at the NLU Psi Chi Distinguished Speaker Series, Northeast Louisiana University, Monroe, LA.
Gelman, S. A., Coley, J. D., & Gottfried, G. M. (1994). Essentialist beliefs in children: The acquisition of concepts and theories. In L A Hirschfeld, S. A. Gelman, etal. (Eds.), Mapping the mind: Domain specificity in cognition and culture. New York: Cambridge University Press.
Ghesquiere, J., Martin, R D, & Newcombe, E (Eds.). (1985). Human sexual dimorphism. Washington, DC: Taylor& Francis.
Gillis, J. (1982). Too tall, too small. Champaign, II. Institute for Personality and Ability Testing.
Goodall, J. (1971). In the shadow of man. Boston: Houghton Mifflin.
Goodall, J. (1986a). The chimpanzees of Gombe. Cambridge: Belknap Press.
Goodall, J. (1986b). The chimpanzees of Gombe: Patterns of behavior. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Grammer, K. (1996, June). The human mating game: The battle of the sexes and the war of signals. Paper presented at the 8th annual Human Behavior and Evolution Society meetings, Evanston, Illinois.
Gray, J. (1987). The neuropsychology of stress and anxiety. London: Oxford University Press.
Gregory R. L. (Ed.). (1987). The oxford companion to the mind. Oxford: Oxford University Press.
Gruter, M. (1991). Law and the mind: Biological origins of human behavior. Newbury, С A: Sage Pub.
Hergenhahn, B. R. (1997). An introduction to the history of psychology, (3rd Ed.). Boston:
Brooks/Cole Publishing Company.
Herman, L. M. (1987). Receptive competencies of language-trained animals. In J. S. Rosenblatt, C. Beer, M. C. Busnel, & P. J. B. Slater (Eds.), Advances in the study of behavior (Vol.17, pp. 1-55). San Diego, CA: Academic Press.
Heyes, C. (1994). Social cognition in primates. In Mackintosh, N. (Ed.). Animal learning and cognition. Handbook of perception and cognition series. San Diego, CA: Academic Press.
Hirschfeld, L. A. (1996). Race in the making: Cognition, culture, and the child's construction of human kinds. Cambridge, MA: MIT Press.
Hockett, C. F. (1960). Logical considerations in the study of animal communication. In W. E. Lanyon & W. N. Tavolga (Eds.), Animal sounds and communication. Washington, DC: American Institute of Biological Sciences.
Hook, E. B. (1976). Changes in tobacco smoking and ingestion of alcohol and caffeinated beverages during early pregnancy: Are those consequences, in part, of feto-protective mechanisms diminishing maternal exposure to embryotoxins? In S. Kelly, E. B. Hook, D. T. Janerich, & I. H. Porter (Eds.), Birth defects: Risks and consequences. New York: Academic Press.
Hrdy, S. B. (1988). The primate origins of human sexuality. In R. Bellig & G. Stevens (Eds.), The evolution of sex. San Francisco: Harper & Row.
Hurd, J. (ed.). (1996). Investigating the biological foundations of human morality. Lewiston, NY: Edwin Mellen Press.
Huxley, A. (1994). Brave New World. London: Flamingo.
Ingold.T. (Ed.) (1994). Companion encyclopedia of anthropology. London: Routledge.
James, W.'(1890). The principles of psychology. New York: Henry Holt and Company.
Johanson, D., & Edey, M. (1981). Lucy. The beginnings of human kind. New York: Warner Books.
Johanson, D., & ShreeveJ. (1989). Lucy'schild: The discovery of a human ancestor. New York: William Morrow and Company, Inc.
John, 0. (1990). The search for basic dimensions of personality: A review and critique. In P. McReynolds, & J. Rosen (Eds.), Advances in psychological assessment, (Vol. 7., pp. 1-37). New York: Plenum Press.
Julien, R. M. (1998). Aprimer of drug action: A concise, nontechnical guide to the actions, uses, and side effects of psychoactive drugs. New York: W. H. Freeman and Company.
Jung, C. G. (1969). The archetypes and the collective unconscious. (Vol. 9) Princeton: Princeton University Press.
KalatJ. (1997). Biological Psychology (6th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co.
Kandel, E. R., Schwrtz, J. H., & Jessell, Т. М. (1991). Principles of Neural Science. New York: Elsevier Science Publishing Company.
Kant, I. (1927). Kant's inaugural dissertation and early writings on space. Westport, CT: Hyper-ion Press, Inc.
Kaplin, S. (1992). Environmental preference in a knowledge-seeking, knowledge-using organism. In J. Barkow, L. Cosmides, & J. Tooby (Eds.), The adapted mind. New York: Oxford University Press.
Keil, F. C. (1989). Concepts, kinds and cognitive development. Cambridge, MA: MIT Press.
Kimble, J. W. (1994). Biology (6th ed.). Oxford: Wm. C. Brown Publishers.
Klaus, M. H., & KennellJ. H. (1976). Maternal-infant bonding (2nd ed.). St. Louis, MO: Mosby.
Klima, B. (1990). Chronologie de Fart mobilier paleolithique en Europe centrale. In J. Clottes (Ed.), L'artdesobjetsaupaleolithicfue(Vol. l,pp. 133-141). Foix: French Ministry of Culture.
Kohler, W. (1976). The mentality of apes (E. Winter, Trans., Rev. ed.). New York: Liveright. (Original work published 1927)
Kramer, P. (1993). Listening to Prozac. New York: Viking Press.
Kuhl, P. (2001). Speech, language and developmental change. In F. Lacerda, C. von Hof-sten, et al. (Eds.), Emerging cognitive abilities in early infancy. Mahwah, NJ: Eribaum.
Leakey M. G., & Harris, J. M. (1987). Laetoli: A Pliocene site in northern Tanzania. New York: Oxford University Press.
Leakey, R. (1981). The making of mankind. New York: Dutton.
Leakey, R. (1994). The origin of humankind. New-York: Basic Books.
Leakey, R., & Lewin, R. (1992). Origins reconsidered: In search of what makes us human. New York: Doubleday.
Lenneberg, E. H. (1967). Biological foundations of language. New York: Wiley.
LeVay, S. (1993). The sexual brain. Cambridge, MA: MIT Press.
Levy.J., & Heller, W. (1992). Gender differences in human neuropsychological function. In A. A. Gerall, H. Moltz, & I. L. Ward (Eds.), Handbook of behavioral neurobiology. New York & London: Plenum Press.
Loehlin, J. (1992). Genes and environment in personality development: Sage series on individual
differences and development (Vol. 2). Newbury Park, CA: Sage Publications, Inc.
Lorenz,K.Z.(1965). Behind themirror.NewYorkand London: Harcourt BraceJovanovich.
Maccoby E. E. (1998). The two sexes: Growing up apart, coming together. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press.
Machiavelli, N. (1532). The Prince. New York: Norton.
Maier, R. A. (1998). Comparative animal behavior An evolutionary and ecological approach. Chicago: Allyn and Bacon.
Marano, H. E. (1999). Depression: Beyond serotonin. In B. M. Jubilan (Ed.), Biopsychology (5th ed.). Guilford, CT: Dushkin/McGraw-Hill.
Markovitz, P. (1995). Pharmacotherapy of impul-sivity, aggression, and related disorders. In E. Hollander & D. Stein (Eds.), Impulsivity and aggression. West Sussex, England: John Wiley & Sons.
Marks, I. M. (1987). Fears, phobias, and rituals. New York: Oxford University Press.
Marino, L, Reiss, D., & Galiup, G. G., Jr. (1994). Mirror self-recognition in bottlenose dolphins: Implications for comparative investigations of highly dissimilar species. In S. T. Parker, R. W. Mitchell, & M. L. Boccia (Eds.), Self-awareness in animals and humans: Developmental perspectives. New York: Cambridge University Press.
Marten, D., & Psarakos, S. (1994). Evidence of self-awareness in the bottlenose dolphin (Tursiops truncatus). In S. T. Parker, R. W. Mitchell, & M. L. Boccia (Eds.), Self-awareness in animals and humans: Developmental perspectives. New York: Cambridge University Press.
McGuire, M. Т., & Troisi.A. (1998). Darwinian psychiatry. New York: Oxford University Press.
Mealy, L. (1993). Selective memory for faces of cheaters? Presented at the Evolution and Human Science conference, London.
Meyer, R. G., & Deitsch, S. E., (1996). The clinician's handbook: Integrated diagnostics, assessment, and intervention in adult and adolescent psychopathology (4th ed.). Boston: Allyn and Bacon.
Miller, G. F. (1995). Darwinian demographics of cultural production. Paper presented at the Human Behavior and Evolution Society 7th annual meeting. University of California, Santa Barbara.
Miller, G. F. (1998). How mate choice shaped human nature: A review of sexual selection and human evolution. In C. Crawford & D. L. Krebs (Eds.), Handbook of evolutionary psychology: Ideas, issues, and applications. Mah-wah, NJ: Eribaum.
Milner, R. (1990). The encyclopedia of evolution: Humanity's searchfor its origins. New York: Facts on File.
Mitchell, P. (1997). Introduction to theory of mind: Children, autism, and apes. New York: Arnold.
Morris, D. (1967). The naked ape. New York: Dell.
Newport, E. (1986, November). Maturational constraints on language learning. Paper presented at the meeting of the Psychonomic Society, New Orleans.
Newport, E., & Supalla, T. (In press). A critical period effect in the acquisition of primary language. Science.
Notman, M. T, & Nadelson, С. С., (1990). Women and men: New perspectives on gender differences. Washington, DC: American Psychiatric Press, Inc.
Orians, G. Н., & Heerwagen, J. Н. (1992). Evolved responses to landscapes. In J. Barkow, L. Cosmides, & J. Tooby (Eds.), The adapted mind. New York: Oxford University Press.
Palmer, ], McCown, W, & Kerby, D. (1997). The adaptive significance of "dysfunctional impulsiv-ity." Presented at the Human Behavior and Evolution Society conference, Tucson, AZ.
Palmer, J., McCown, W., & Thornburgh, T. (1998). The ontogenetic priming of social hierarchical functioning. Presented at the International Society for Human Ethology conference, Victoria, ВС.
Patterson, R, & Cohn, R. H. (1994). Self-recognition and self-awareness in lowland gorillas. In S. T. Parker, R. W Mitchell, & M. L. Boccia (Eds.), Self-awareness in animals and humans: Developmental perspectives. New York: Cambridge University Press.
Pepperberg, I. M. (1993). Cognition and communication in an African Grey parrot (Psittacus erithacus): Studies on a nonhuman, nonpri-mate, nonmammalian subject. In H. L. Roit-blat, L. M. Herman, & P. Nachtigall (Eds.). Language and communication: Comparative perspectives. Comparative cognition and neuro-science (pp. 221-248). Hillsdale, NJ: Eribaum.
Pepperberg, I. M. (1996). Categorical class formation by an African Grey parrot (Psittacus erithacus). In T. R. Zentell & P. M. Smeets (Eds.), Stimulus class formation in humans and animals. Advances in psychology (No. 17, pp. 71-91). Amsterdam, Netherlands: Else-vier Science Publishing Co., Inc.
Pinker, S. (1994). The language instinct. New York: Harper Collins.
Pinker, S. (1997). How the mind works. New York: Norton.
Poizner, H., Klima, E. S., & Bellugi, U. (1987). What the hands reveal about the brain. Cambridge, MA: MIT Press.
Premack, D. (1971). On the assessment of language competence in the chimpanzee. In A. M. Schrier & F. Stollnitz (Eds.), Behavior of nonhuman primates (Vol. 4). New York: Academic Press.
Prentice, A. M., & Whitehead, R. G. (1987). The energetics of human reproduction. In A. S. I. Loudon & P. A. Racey (Eds.), Reproductive energetics in mammals. Oxford: Clarendon Press.
Preuss, T. M. (2000). Evolution. In M. S. Gaz-zaniga (Ed.), The New Cognitive Neurosciences. Cambridge, MA: MIT Press.
Prochaska, J., & Norcross, J, (1994). Systems a/ psychotherapy: A transtheoretical analysis, (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing.
Profet, M. (1992). Pregnancy sickness as adaptation: A deterrent to maternal ingestion of ter-atogens. In J. Barkow, L. Cosmides, & J. Tooby (Eds.), The adapted mind. New York: Oxford University Press.
Reddy, V, Hay, D., Murray, L., & Trevarthen, C. (1997). Communication in infancy: Mutual regulation of affect and attention. In G. Bremner, A. Slater, et al. (Eds.), Infant development: Recent advances. Hove, England: Psychology Press/Erlbaum.
Ridley M. (1996). The Origins of Virtue. New York: Viking.
Ross, C, & Garaett, S. (Eds.). (1989). Crocodiles and alligators. New York Facts on File.
Rottschaefer, W. (1998). The biology and psychology of moral agency. New York: Cambridge University Press.
Rozin, P. (1976). Psychological and cultural determinants of food choice. In T. Silverstone (Ed.), Appetite and food intake. Berlin: Dahlem Konferenzen.
Rymer, R. (1993). Genie: An abused child's flight from silence. New York: HarperCollins.
Salter, E K. (1998). Indoctrinationas institutionalized persuasion: Its limited variability and cross-cultural evolutioa In I. Eible-Eibesfeldt, & E K. Salter, (Eds.), Indoctrinabil-ity, ideology, and warfare: Evolutionary perspectives. New York: Berghahn Books.
Sapolsky, R. M., (1997). Stress in the wild. In R. W. Sussman (Ed.), The biological basis of human behavior. Needham Heights, MA: Simon & Schuster Custom Publishing.
Sapolsky, R. M. (1999). Why stress is bad for your brain. In B. M. Jubilan (Ed.), Biopsychology (5th ed.). Guilford, CT: Dushkin/McGraw-Hill.
Sarich, V. M. (1983). A personal perspective on hominoid macromolecular systematics. In R. L. Ciochon and R. S. Corruccini (Eds.), New interpretations of ape and human ancestry. New York: Plenum Press.
Savage-Rumbaugh, S., Shanker, S. G, & Taylor, T. J. (1998). Apes, language, and the human mind. New York: Oxford University Press.
Schick, K. D., & Toth, N. (1993). Making silent stones speak. New York: Simon & Schuster.
Schiller, P. H. (1957). Innate motor action as a basis of learning. In C. Schiller (Ed.), Instinctive Behavior. New York: International Universities Press.
|