Зимбардо Филипп "Как побороть застенчивость"

Исследования, которые я провел в клиниках, показали, что застенчивые мужчины и женщины отказываются от ответственности, чтобы сохранить жизненные силы, опасаясь, риска свободы. Захваченные в паутину эгоцентрических переживаний, они не способны воспринимать чувства других людей. Они редко замечают слезы и мучения окружающих, так как поглощены навязчивой идеей собственного психологического выживания. Застенчивая личность пытается спрятаться за безопасным занавесом пассивной анонимности, жертвуя свободой, скрываясь от жизненных страстей. При таких условиях легче добиться слепого послушания, и фанатические массовые движения легко находят верных последователей.

Каждый из нас стремится жить заполненной, богатой жизнью. Чтобы достигнуть этого, мы должны раскрепоститься, разрушить внутренние преграды, обрести новых друзей, начать новые романы. Это не просто. Но существуют определенные способы, как помочь застенчивым людям обрести уверенность. Об этом мы и расскажем в части И.

Часть 2

КАК СПРАВЛЯТЬСЯ

После пяти лет исследований и проведения семинаров по вопросам психологии застенчивости я Ям начал искать пути ее преодоления. Совершенно недостаточно описать «болезнь», необходимо устранить ее патологическое влияние на людей. К этому меня побудили сотни писем и телефонных звонков от безнадежно застенчивых людей, ищущих помощи.

Измените вашу жизнь

Я начал лечить застенчивость в специализированной клинике в Стэнфорде. Я знал, что застенчивость включает в себя целый комплекс проблем и требуется множество различных приемов для ее преодоления. В этой части книги приведены тактики, стратегии, упражнения, оказавшие наиболее эффективную помощь нашим клиентам. Однако советы и упражнения станут, полезны только в том случае, если вы твердо решили изменить свою жизнь. Если вы устали быть застенчивым, чувствовать себя несчастливым при встрече с людьми, исполнять роль стороннего наблюдателя, то для вас пришло время изменить все это. Каким образом этого достичь? Существует четыре группы изменений:

изменить представление о себе и своей застенчивости;

изменить свое поведение;

изменить направление мыслей и действий других людей;

изменить определенные социальные факторы, способствующие застенчивости.

Не надо резких шагов. Блок за блоком, как великую египетскую пирамиду, мы построим уверенность в себе. Нет чудодейственного, быстрого средства излечения, сладкопахнущая змеиная мазь доктора Зимбардо не принесет социального успеха. Однако вы уже владеете одним преимуществом — силой собственного мнения.

Для того чтобы эффективно проводить изменения, надо, прежде всего, поверить, что они возможны, наконец, объединить энергию и время, не побояться временных неудач, практикуясь в тактике, которая приведет к долговременному успеху.

Миф о неизменяемости

Первый барьер, который необходимо преодолеть — это миф о неизменяемости личности. Корнелис Бэккер, психиатр, который верит, что миф должен быть разрушен, напоминает нам: «Западная цивилизация с момента ее возникновения имеет интереснейшую идею о человеческой натуре, которая включает в себя гипотезу, что все поступки человека определяются его внутренней сущностью, душой, характером».

Психиатрия, религия и другие социальные институты уверяют, что каждый из нас обладает статичной, неизменяемой сущностью. Индивидуальная внутренняя сила якобы ответственна за то, кто мы и что мы делаем. Такое определение выставляет все изменения поверхностными и временными. Психиатрические пациенты с улучшением состояния описываются как сделавшие «скачок в здоровье». Если у них больше не возникает проблем, их не называют здоровыми, считается, что заболевание «находится в стадии ремиссии».

Существуют очевидные доказательства, которые поддерживают противоположное заключение, а именно, что человеческая сущность и поведение изменяются, когда изменяется ситуация. Человеческая натура обладает замечательной гибкостью, готовностью адаптироваться в зависимости от окружающей среды. Приспособление к внешним факторам является, по сути, ключом к выживанию. Люди и животные, утратившие эту способность, подлежат вымиранию. Таким образом, чтобы изменить поведение, мы должны определить те факторы в текущей ситуации, которые поддерживают нежелательное поведение. Мы уже обозначили под четвертым номером в перечне необходимых изменений.

Так как многие из нас купились на миф о неизменяемой сущности, мы воспринимаем излечивающие изменения с циничным пессимизмом: «Возможно, это поможет другим, но не мне». Временами мы находим что-то позитивное даже в наших неприятностях и дефектах. Эти «вторичные радости» неудач часто приносят немедленную выгоду, которой мы не желаем лишаться. К примеру, один мой студент, страдающий заиканием, подсознательно использовал свой дефект для определения подлинности дружбы. Если он нравился людям, несмотря на болезненный эффект, который производила его речь, то они считались настоящими друзьями. Кроме того, заикание было удобным оправданием его неумения назначать свидания. Он не хотел лишаться этого прикрытия, несмотря на желание избавиться от заикания.

Для большинства людей, с которыми я работал, стремление победить застенчивость ослаблялось пониманием того, что им придется проявлять инициативу в активных действиях. Застенчивость для них — удобная зашита от худших бед: быть ненужным, нелюбимым, неинтересным, неинтеллигентным, неличностью.

Погружение в процессы обучения и тренировки

Вы измените свою жизнь, если поверите, что сможете сделать это, и откажетесь от сомнительных выгод застенчивости. Помните, меньшая часть застенчивых людей оставалась такими всегда. Гораздо больше людей — 40%, по нашим исследованиям, — победили свою застенчивость. Нерешительность и робость могут быть преодолены, однако для этого требуется напряженная работа.

Инертность мешает нам активизировать наши потенциалы. Ежедневные десятиминутные упражнения в домашнем уединении не принесут желаемого результата. Если вы боретесь с застенчивостью, то должны решить, каким вы хотите быть, и потратить очень много времени и энергии для достижения своей цели. В этой книге мы поможем вам:

понять себя

понять свою застенчивость

создать самоуважение

развить опыт успешного социального общения

поддержать других застенчивых людей

изучить пути изменения общества, включающего поколение застенчивых людей.

Сначала прочитайте упражнения и определите, что от вас требуется, нуждаетесь ли вы в специальных материалах или особой обстановке. Простые упражнения могут быть выполнены сразу же, другие потребуют больше времени и привлечения других лиц. В некоторых упражнениях вас попросят выполнить какое-либо задание, прежде чем приступить к остальной части.

Не все советы, указания, рекомендации или упражнения этой книги приемлемы для вас. Выберите те, которые подходят, остальные предложите тем, кто в них нуждается. Проще всего отказаться от некоторых или от всех наших упражнений, посчитав их слишком простыми и неподходящими, или пассивно прочитать их без активного применения. Однако еще проще оставаться застенчивым, не изменив свою жизнь.

Моя цель — помочь застенчивым людям преодолеть внутренние барьеры, активно участвовать в жизни, обрести чувство собственного достоинства. Никто не преподнесет вам этого как Вам придется много работать, и, когда появятся реактивно поддерживать их. Все в ваших руках, стоит захотеть.

Глава 7. ПОЙМИТЕ САМИ СЕБЯ

После стольких прожитых лет, казалось бы, мы должны знать себя очень хорошо. Однако это совсем не так. Мы не задумываемся над тем, кто мы такие, часто оказываемся не в состоянии анализировать свои качества, желания, веру, жизненный стиль. Мы прозябаем, день за днем, делая сегодня почти то же, что делали вчера и что будем делать завтра и в недалеком будущем.

Каковы ваши планы? Можете ли вы их контролировать и как собираетесь их осуществить? Чувствуете ли вы себя ответственным за неудачи? Когда у вас все, получается, считаете ли вы, что это везение или результат ваших собственных усилий? Существует ли что-нибудь, ради чего вы пожертвуете жизнью? На эти вопросы вам стоит ответить, прежде чем вы начнете процесс самораскрепощения.

Упражнения в этой части дают вам возможность честно посмотреть на свою жизнь. С их помощью вы сможете проверить свои мысли и чувства. Вас попросят вспомнить ваше детство, влияние родителей и других людей на вашу жизнь. Вам придется решить, что главное в вашей жизни, а что не очень, какими заповедями вы живете. Вы получите возможность определить, каким вы были, кто вы сейчас и к чему вы идете.

Цель всех этих упражнений — самопонимание, это первый шаг к позитивным изменениям. Мы неоднократно повторяли, что сутью застенчивости является чрезмерное поглощение собой и озабоченность, вызванная негативной оценкой себя и своих поступков. Большинство упражнений сначала усилят ваше самосознание, увеличат вашу чувствительность к застенчивости. То же самое происходит, когда вы учитесь водить машину, кататься на водных лыжах, играть на музыкальных инструментах, вы ощущаете абсолютную некомпетентность, от на гребень волны», «сыграть музыку». Вы неловки, у вас слишком большой вес, абсолютно нет слуха. Вы отлично понимаете, различие между тем, как это должно быть, и тем, как вы это делаете. С опытом отдельные толчкообразные действия сольются в плавное, спокойное движение.

Таким образом, сосредоточив усилия, вы преодолеете застенчивость. Вы должны быть терпеливы и приготовиться к тому, что могут возникать препятствия, неудачи, беспокойства, вам придется часто находиться в центре внимания. Однако неудачи только прибавят вам опыта, если вы отнесетесь к ним, как к неизбежным, но временным условиям по пути к новому.

Упражнения на самопонимание требуют внимания, но они могут быть и развлекательными. Цель — просто соприкоснуться с внутренним «я» и одновременно лучше узнать общественное «я». В конечном счете, мы хотим создать внутренний образ и в тоже время заставить других принять ваш образ общественный.

Нарисуй себя

Этот эксперимент поможет понять, каким вы себя представляете. Возьмите большой лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте себя любым способом. Вы можете изобразить себя или в деталях, одетым или обнаженным, в виде чем продолжать упражнение дальше).

  • Вы заполнили все пространство или только часть его?

  • Контур равный, неясный или прерывистый?

  • Пропущены ли какие-нибудь части вашего тела? Какие? Они не подходят под пропорцию? Запрятаны?

Одеты или обнажены? Для того, чтобы можно быловидеть? Дотронуться?

Какие цвета преобладают?

Изобразили ли вы какие-нибудь эмоции? Какие?

Чувствуете ли вы что-нибудь, что не удалось изобразить?

Вы активны или пассивны?

Вы один на картинке или в чьем-нибудь окружении?

Посмотри в зеркало

Есть еще одно хорошее упражнение на самопонимание. Посмотрите на себя в зеркало. Потратьте на это десять минут. Внимательно рассмотрите каждую часть своего тела. Изучите его. Что вы видите?

  • Какая самая характерная черта? Как описать себя постороннему, который должен встретить вас в аэропорту или на вокзале?

  • обратите встречу с собой в первый раз.

Во

Каким было бы первое впечатление?

Какие из ваших физических данных хуже всего?

Вообразите, что они так ужасны, как только можно себе представить.

Посмейтесь, вообразив деформированное изображение своего тела в кривом зеркале.

Если хотите, разденьтесь и посмотрите на себя без одежды. Сначала посмотрите в зеркало, а затем прямо на тело.

Какие части вашего тела вам нравятся?

Какие хотелось бы улучшить?

Какие черты вам хотелось бы продать? В обмен на что?

Кино вашей жизни

Этот эксперимент дает возможность проникнуть в вашу жизнь. Устройтесь удобнее и закройте глаза. Вообразите, что вы смотрите часовой фильм о вашей жизни.

Где происходит показ?

Какова сюжетная линия?

Кто главные персонажи?

Кто второстепенные?

Кто руководит фильмом?

Чем занимаются зрители во время просмотра?

Каковы поворотные моменты фильма?

Каков конец?

Какая мораль может быть извлечена?

Что делают зрители после окончания фильма?

Охарактеризуйте себя

Сделайте список из десяти слов или фраз, наилучшим способом вас описывающих.

Оценка

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Каждая характеристика оценивается по степени важности от 1 до 10. Сколько пунктов носят позитивный характер, негативный, нейтральный? Разделите их на три категории:

позитивные (например: счастливый, интеллигентный, удачливый)

негативные (например: подавленный, толстый, импотент)

нейтральные (например: студент, мужчина, сорокапятилетний)

Как вы думаете, какие из этих определений ваш лучший друг?

Защита самого сокровенного

С помощью этого упражнения вы определите свои уникальные качества, характерные только для вас. Представьте, что вы открыли зловещий заговор по созданию робота, дублирующего вас. Ваш двойник — дьявол, и вы не хотите, чтобы люди принимали его за вас.

Как вы полагаете, настолько ли вы уникальны, что вас трудно скопировать?

Как люди, знающие вас, могли бы отличить вас от двойника?

Существует ли кто-нибудь, знающий секрет вашего основного отличия от двойника?

Робот замечательно маскируется, и вы затрудняетесь обнаружить отличия. Какой личный секрет вы сохраните для окончательного разоблачения, чтобы доказать себе, что вы — это вы, а не имитация?

Лучшие и худшие события

Все в нашей жизни определяется событиями и людьми, Это упражнение поможет определить их влияние на вашу жизнь. Перечень пяти лучших моментов вашей жизни:

1

2.

5:

Рядом с каждым пунктом напишите, кто или что способствовало этому.

Перечень пяти худших моментов вашей жизни:

1.

2.

-

3.

4.

5.

Рядом с каждым пунктом напишите, кто или что способствовало этому. В скольких случаях вы были ответственным за ситуацию?

Ваше представление о времени

Каждый из нас представляет время по-разному. Часовой циферблат — одно из представлений. Песок, который сыплется в песочных часах — настоящее, который упадет — будущее, а тот, что внизу, — прошедшее. Нарисуйте свое представление о времени, обозначив прошедшее, настоящее и будущее.

Разделите линию внизу, обозначив каждый из перечисленных пунктов: а) мысли в прошлом: что происходило, истоки, детство, ранние годы; б) жизнь в настоящем: происходящие сейчас события, вовлечение в процесс и действия; в) будущее: мысли о цели, мечты, что будет.

Поставьте стрелку, где вы сейчас. Какая часть жизни уже проведена? Сколько впереди?

Какой из рисунков внизу представляет ваш жизненный цикл? Почему?

Распределение времени

Как вы проводите свое время? Сначала определите, на что вы тратите время, разделив ваши занятия по группам:

Занятия, которые вы не любите, но обязаны делать (такие как)

Дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся (такие, как):

Ритуалы (такие, как):

Интимные встречи (такие, как):

Азартные игры (такие, как):

Деятельность, доставляющая удовольствие (например):

Планирование (например):

Праздное времяпровождение (например):

Другие (такие, как):

Разделите окружности на сегменты, отражающие долю каждой группы занятий.

Обычный день на прошлой неделе Идеальный день

Дом, в котором вы жили

Нарисуйте детальный план квартиры или дома, в котором вы жили до десяти лет. Открывая каждую дверь, представьте мебель, обстановку, запахи и события, связанные с этой комнатой.

Какая комната была вашей любимой?

Где располагались ваши потайные места?

Были ли комнаты, в которые вас не пускали? Почему?

Планы

1. 2. 3,

Что вы делаете или собираетесь делать, чтобы осуществить каждую?

2

3.

Какой вы представляете свою жизнь через пять лет, какие пять задач вы должны решить к тому времени?

2

3. 4. 5.

Подумайте о том, какими способами вы достигнете того, что планируете? Приведут ли они к конечной цели? Как сделать их более реальными?

Эмоциональный настрой

Вспоминая страдания, которые вы испытывали, разочарования, худшие времена, что вы чувствуете — печаль или гнев? Если печаль, хочется ли вам плакать? Можете ли вы заплакать сейчас?

Если гнев, хочется ли вам кричать? Можете ли вы закричать сейчас?

Когда вы вспоминаете об удовольствиях, радостях, успехах, лучших временах, чувствуете ли вы эйфорию? Если да, как вы можете показать это? Если вы не в состоянии показать, то расскажите об этом.

Семейные ценности

Определите десять заповедей, суммирующих правила, идеалы и запреты вашей семьи.

1.

2.

10.

Какие истории в вашей семье рассказываются снова и снова?

Напряженность и состояние неопределенности, которые мы испытывали, могут быть результатом противоречивых указаний, которые мы получали в детстве. Вспомните противоречивые поручения, которые вам давали мать или отец.

Образно выражаясь, во многих семьях есть охранники в заключенные, иногда также начальники тюрьмы. Кто играет эти роли в вашей семье?

Если вы уже имеете собственную семью, кто вы — охранник или заключенный? Или вы исполняете разные роли?

Мир ваших фантазий

Если бы вы могли перевоплотиться в животное, кем бы вы стали? Почему именно это животное вы выбрали?

Если бы вы могли на неделю поменяться местами с другим человеком, кем бы вы стали? Почему?

Если бы появилась добрая фея, которая исполнит три ваших желания, какие желания вы загадаете?

7.

2.

3.

Если бы вы превратились в невидимку на один день, как бы вы воспользовались своей властью?

Если бы у вас появились экстрасенсорные способности читать мысли и распознавать секреты других людей, кого бы вы выбрали для этой цели?

Если бы у вас был ковер-самолет, и вы могли отправиться в любое место земного шара, в космос, в другое измерение, что бы вы выбрали?

Если бы у вас была одна ночь для занятий любовью с любым человеком в мире, кого бы вы выбрали?

Один месяц жизни

Представьте, что у вас фатальное заболевание и вам осталось жить один месяц. V вас неограниченное количество денег и еще достаточно здоровья.

Как вы проведете ваш последний месяц?

Куда вы поедете?

Что вы будете делать?

Кто будет с вами?

Как вы проведете свои последний день?

Как вы умрете?

Кто будет с вами в последние минуты?

Ваши последние слова.

Кто будет восхвалять вас после смерти? Что он скажет?

Превосходные новости! Вам пожалована жизнь! У вас впереди десять, двадцать, шестьдесят лет. Как вы проведете их теперь?

Воображаемое завещание

Составьте воображаемое завещание, по которому вы оставляете свои личностные или финансовые ценности. Отметьте то, что вы цените больше всего.

Какие персональные качества вы бы завешали своей семье или друзьям? Что бы вы похоронили вместе с собой?

Какие ваши личные качества вы получили от других людей? Кому вы пытались подражать?

Напиши себе письмо

Одна молодая девушка, пытаясь победить застенчивость, писала себе письмо. Она рассказывает:

Я чувствую, что сделала большой шаг, доя самовыражения. Много времени я пишу письмо себе. Оно содержит мои чувства, мечты или ненависть. Так как это письмо себе, я не контролирую свои чувства. Я думаю, некоторые назовут это сумасшествием но, поскольку это помогает мне решать мои проблемы, я не обращаю внимания на то, что подумают люди. Я чувствую, что сильно изменилась, испытываю гордость и благодарность.

Т

Напишите себе письмо и делайте так всегда, когда чувствуете потребность выразить сильные чувства или прояснить неопределенные ощущения.

Вы можете записать «послание к себе» на магнитофонную кассету и время от времени прослушивать ее как для удовольствия, так и с целью самораскрепощения. Какие проявления надежды, беспокойства, успехов, неудач вы услышите? Посылаете ли вы себе противоречивые послания?

Глава 8. ПОЙМИТЕ, ОТКУДА У ВАС ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

еперь мы должны узнать немного больше о застенчивости, чем написано в части

I

этой книги. Что вы знаете о своей застенчивости? Как вы определяете, что люди, с которыми вы живете или работаете, застенчивы? Что провоцирует чувство застенчивости? Как часто оно возникает? Насколько сильно оно выражается? Что вы чувствуете и о чем думаете, когда вас посещает застенчивость? Как это отражается на вашем поведении? Как вы справлялись с такими реакциями раньше?

В предыдущей главе мы просили вас обратить внимание на то, каким человеком вы являетесь, на ваши корни, текущую жизненную ситуацию и то, к чему вы идете. В этой главе мы рассмотрим только одну черту вашего характера — застенчивость. Вам будут предложены стратегические и тактические приемы для ее преодоления. Вы лучше справитесь с застенчивостью, если сначала определите, какую роль она играет в вашей жизни. Размышляя о причинах, следствиях и условиях вашей застенчивости, вы получите два преимущества. Во-первых, вы подготовите базу для изменении и лечения. Во-вторых, анализируя природу и степень личной застенчивости, вы начинаете избавляться от нее, У вас появится негативное отношение к недугу, и вы постараетесь отдалиться от него, что приведет к лучшим результатам. В известном смысле мне хотелось бы уложить вашу застенчивость на психологический операционный стол и приблизиться к ней с холодным, трезвым интересом хирурга, внимательно осматривающего больного прежде, чем решить, где и как производить операцию.

Предварительная экспертиза застенчивости определяет также исходный уровень, по отношению к которому можно оценить последующие изменения. Необходимо активно включиться в работу над упражнениями, оценить свою застенчивость, выписать ответы на каждый вопрос. Вы захотите вернуться к этим ответам через месяц, шесть месяцев или через год, чтобы проверить, изменилось ли ваше отношение к себе и к застенчивости. Если вы найдете время добросовестно описать застенчивость, от которой страдаете, то окажетесь в более выгодном положении, зная, что вы имеете и что было.

Стэндфордский тест на застенчивость

Здесь приводится вариант тестов, которые мы раздали более чем 5000 человек во всем мире. Быстро заполните тест, затем вернитесь к нему и перечитайте более внимательно, чтобы точно определить, как застенчивость влияет на вас.

Считаете ли вы себя застенчивым?

1=да 2=нет

Если да, всегда ли вы были застенчивым?

1=да 2=нет

Если вы ответили

«нет»

на вопрос

I

, был ли в вашей жизни период, когда вы чувствовали себя застенчивым?

1=да 2=нег

Если нет, тогда вы закончили этот тест. Спасибо. Если вы ответили

«до»

на любой из трех вопросов, пожалуйста, продолжайте дальше.

4. Насколько вы застенчивы?

= чрезвычайно застенчив

- очень застенчив

= весьма застенчив

= умеренно застенчив

= отчасти застенчив

= только слегка застенчив

5.

Как часто вы испытываете (испытывали) чувство застенчивости?

- ежедневно

- почти каждый день

- часто, почти через день

- раз два в неделю

- реже, чей раз в неделю

- редко, раз в месяц или реже

6. Насколько желательно для вас быть

- очень нежелательно

- нежелательно

- ни то, ни другое

= желательно

- очень желательно

7. Насколько вы застенчивы друга (одного возраста, пола)?

= гораздо более застенчив

= более застенчив

= примерно также

= менее застенчив

- гораздо менее застенчив

8. Имеете (имели) ли вы когда-нибудь проблемы с застенчивостью?

- да, часто

= да, иногда

= да, время от времени

= редко

= никогда

9. Когда вы чувствуете застенчивость, можете ли вы скрытьее от других?

= да, всегда

= иногда

= обычно нет

10. Считаете ли вы себя интровертом или

= сильный интроверт

= умеренный интроверт

= в незначительной степени интроверт

= ни то, ни другое

= в незначительной степени экстраверт

= умеренный экстраверт

= сильный экстраверт

(11—19) Что может быть причиной вашей застенчивости?

Беспокойство о негативной оценке

Страх быть отвергнутым

Недостаток уверенности в себе

Недостаток определенной социальной сноровки (опишите поподробнее):

Страх близости с другими

Предпочтение быть одному

Установка на необщественные интересы, хобби и т. д.

Личная неадекватность, дефекты (подробнее);

19. Другие причины (подробнее):

(20-29) Восприятие вашей застенчивости

Считают аи вас застенчивым следующие люди? Как они оценивают вашу застенчивость? Ответьте, используя шкалу:

= чрезмерно застенчив

— очень застенчив

= весьма застенчив

= умеренно застенчив

= отчасти застенчив

= только слегка застенчив

= не застенчив

= не знаю

= не подходящее определение

Ваша мать

Ваш отец

Ваши братья или сестры

Близкие друзья

Ваша постоянная подруга (друг), супруг

Студенческие приятели

Соседи

Наставники или работодатели, товарищи по работе, которые хорошо знают вас

На чем основывается ваше предположение, что вы застенчивый человек?

1= вы застенчивы в любое время и в любой ситуации 2= вы застенчивы 50% вашего времени, в большинстве ситуаций

3= вы застенчивы от случая к случаю, но эти случаи достоверно показали вам, что вы застенчивый человек

29. Характеризовали ли когда-нибудь вашу застенчивость другими определениями, например, «безразличие», «отрешенность», «уравновешенность»?

Опишите подробнее:

30. Чувствуете ли вы застенчивость в одиночестве?

1 = да 2 = нет

37.

Испытывали ли вы когда-нибудь затруднения от одиночества?

1 = да 2

нет

32. Если да, опишите, когда, как или почему;

(33-36) Что делает вас застенчивым?

33. Определите, какие из описанных ситуаций, действий или типов людей заставляют вас чувствовать себя застенчивым. (Отметьте каждый подходящий вариант)

любые социальные контакты

большие группы людей

небольшие группы, объединенные одной целью (например, класс в школе, рабочая группа на службе)

небольшие социальные группы (на вечере, на танцах)

общение один на один с человеком одного пола

общение один на один с человеком противоположногопола

любая ситуация, в которой я становлюсь уязвим (например, просьба о помощи)

ситуация, в которой я на ступень ниже других (например, разговариваю с начальством)

ситуации, в которых необходимо отстаивать свои права(например, плохое обслуживание в гостинице или неудовлетворительное качество продукта)

ситуации, в которых я в центре внимания перед большой аудиторией (например, выступаю с речью)

ситуации, в которых я в центре внимания внутри небольшой группы (например, когда меня представляют или спрашивают конкретно мое мнение)

ситуации, в которых меня оценивают или сравнивают с другими (например, опрашивают, критикуют)

любая ситуация, затрагивающая меня лично

ситуация, в которой возможна сексуальная близость

34. Вернитесь к предыдущему номеру и среди выбранных пунктов определите, проявлялась ли ваша застенчивость в подобной ситуации в прошлом месяце

= нет, только в позапрошлом месяце

= да, и очень сильно

= да, довольно сильно

= умеренно

= только немного

= нет, ни разу

35. Люди, которые делают меня застенчивым

родители

братья или се

другие родственники

друзья

посторонние

иностранцы

люди, обладающие властью (полицейские, учителя, начальство на работе)

люди, обладающие большими знаниями (интеллектуалы, гении)

люди более старшего возраста (гораздо старше, чем вы)

лети (гораздо моложе вас)

люди противоположного пола, когда они в группе

люди одного с вами пола, когда они в группе

люди противоположного пола один на один с вами

люди одного с вами пола один на один с вами

36. Вернитесь к предыдущему номеру и среди выбранных типов людей определите, была ли ваша застенчивость в прошлом месяце вызвана контактом с одним аз таких людей (или несколькими)

= нет, только в позапрошлом месяце

= да, и очень сильно

= да, довольно сильно

= умеренно

= только слегка

(37-40) Проявления застенчивости

37. По каким признакам вы определили, что вы застенчивы?

= только мои внутренние ощущения, мысли, симптомы

= только мое поведение в данной ситуации

= внутренние реакции и общественное поведение

Физиологические реакция

38. Испытывали ли вы когда-нибудь физиологические реакции,отражающие вашу застенчивость? Поставьте 0 на те реакции, которые вы не испытывали, 1 — на наиболее частые, обычные для вес реакции, 2 — отражающие боли сильные чувства и т. д.

румянец

учащение пульса

неприятные ощущения в желудке

внутренняя дрожь

сердцебиение

сухие губы

дрожание конечностей

затрудненное дыхание

усталость

другие (опишите подробнее):

Мысли, чувства

39. Какие мысли, ощущения вызывает у вас ваша застенчивость? Поставьте 0 на те ощущения, которые вы не испытывали, 1 — на наиболее частые, обычные для вас, 2 — отражающие более сильные чувства и т. д.

позитивные чувства (например, доволен собой)

мысли ни о чем (мечты, неопределенные ощущения)

углубленное самосознание (чрезмерная занятость собой, своими поступками)

мысли о неприятности ситуации (ситуация ужасна, как жаль, что я в ней оказался)

отвлекающие мысли (например, о том, что я мог бы сделать, или о том, что ситуация скоро изменится)

негативные мысли о себе (например, ощущение неадекватности, неуверенности, собственной глупости)

мысли о том, как оценят меня другие (беспокойство о том, что подумают другие)

мысли о самоконтроле (например, какое впечатление я произвел, и как я мог бы этого избежать)

мысли о застенчивости вообще (например, о ее выраженности и обстоятельствах, желание преодолеть ее)

другие (подробности)

Поведение, поступки

40. Если вы когда-либо испытывали чувство застенчивости, как это проявлялось в вашем поведении? Оцените определенные типы поведения по возрастающей: 0

действия, вам не свойственные, 1 — типичное для вас поведение, 2 — поведение, отражающее более сильные чувства и т. д. (разные варианты могут быть обозначены одинаковыми цифрами)

низкий голос

уклонение от общения с людьми

неспособность смотреть прямо в глаза

молчание (нежелание говорить)

заикание

бессвязная речь

позирование

уклонение от ответственных действий

уход от ситуации

другие (подробности):

(41—42) Последствия застенчивости

Каковы негативные последствия застенчивости? (Выберите те, которые касаются вас)

никаких

создаст социальные проблемы; трудности в общении с людьми, приобретении новых друзей

имеет негативные эмоциональные последствия; сознает ощущение одиночества, изоляции, депрессии

мешает позитивной оценке моих способностей другими людьми (например, из-за того, что я застенчив, никто не узнает о моих ценных качествах)

доставляет трудности, когда необходимо отстаивать свое мнение, быть напористым, воспользоваться своими возможностями

способствует неправильной негативной оценке другими людьми (например, меня могут несправедливо посчитать снобом, недружелюбным или слабым человеком)

создает познавательные трудности, препятствует совместному осмысливанию общих тем, общению с другими людьми

поддерживает чрезмерное самосознание, поглощение собой

42. Каковы позитивные последствия застенчивости? (Выберите те, которые касаются вас)

никаких

создает трогательный образ скромного, сдержанного человека

помогает избежать конфликтов

обеспечивает удобное состояние анонимности и защищенности

обеспечивает возможность пассивно наблюдать со стороны, действовать внимательно и осторожно

помогает избежать негативной оценки со стороны других людей (например, застенчивый человек ненавязчив, не агрессивен, не обладает амбициями)

обеспечивает возможность быть выделенным среди других

способствует уединению, предлагает удовольствия одиночества

исключает необходимость отталкивать или запугивать людей, причинять им боль. Создает спокойные условия существования

43. Можно ли преодолеть вашу застенчивость?

1= да

= нет

44. Хотите ли вы серьезно работать над ее преодолением?

= да, конечно

= да, возможно

= еще не уверен

= нет

Как развивалась ваша застевчнвостъ?

Напишите мне письмо о том, как развивалась ваша застенчивость. Раскройте следующие пункты:

  • Когда вы впервые почувствовали себя застенчивым? Опишите ситуацию, людей, которые в ней участвовали, я ваши ощущения.

а) Какие выводы вы сделали для себя, основываясь на пережитой ситуация?

б) Сказали ли что-нибудь другие люди, что заставило вас чувствовать себя застенчивым? Что именно они сказали? Какие выводы вы сделали для себя, основываясь на том, что сказали другие?

в) Понимаете ли вы сейчас, что это было неверное истолкование (мотивов, ответственности, нераспознанных сигналов)? Опишите, что произошло в действительности и как это было интерпретировано.

г) Был ли кто-нибудь, кто заставил вас чувствовать себя лучше (менее застенчивым) или хуже? Кто? Что он сделал?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться