Зимбардо Филипп "Как побороть застенчивость"

д) Ваши выводы относительно себя изменились за прошедшие годы или остались прежними?

  • Когда вы почувствовали себя застенчивым в следующий раз?

Вспомните события детства, юношества и прошедшего года, когда вы чувствовали себя застенчивым. Были ли эти случаи похожи на то, что вы испытали в первый раз?

Говорят ли в настоящее время о вас что-то, что делает вас застенчивым? Что именно?

.

Допускаете ли вы, чтобы другие люди знали о вашей застенчивости? Каким образом вы даете понять о ней, и как скоро это происходит?

Позволяли ли вы когда-нибудь себе действия или слова, делающие других людей застенчивыми?

Убытки и выгоды

Чего вам стоит ваша застенчивость? Какие возможности вы потеряли, и каких жизненных благ лишились из-за застенчивости? Опишите то, что было утеряно, брошено или имело наименьший результат, составив таблицу.

Убытки от застенчивости  

Ценные события, действия,  

Время

возможности, люди, которые

Последствия

вашей

жизни

были утеряны, отложены,

лично для вас  

уменьшены и

т.

д.  

1.                      

Теперь давайте серьезно подумаем о тех едва уловимых выгодах, которые мы получаем, имея клеймо застенчивости. Большинство из нас знает, как извлечь что-нибудь позитивное даже из неприятностей. Что вам дает застенчивость? Обычно мы не признаем этих «вторичных выгод» нашей изначальной несостоятельности, однако некоторые из них могут заключаться в следующем: возможность оправданий, уклонение от рискованных действий, избежание критики, отход от агрессивных людей, неучастие в чужих проблемах и так далее. Составьте таблицу.

Выгоды застенчивости

Ситуация

Действия, предпринятые или отвергнутые

Полученная выгода

Отдаленные последствия

1.      

2.

'            

Неприятие

Опишите ситуации, которые мучили вас из-за того, что вас •признали негодным. Опишите области, в которых вы наиболее чувствительны к отказам. Что самое худшее могло бы случиться с вами в этих областях? В каких областях отказ был бы для вас менее значимым? Каково основное различие между этими двумя областями уязвимости и неуязвимости? Вообразите ситуацию, в которой неприятный отказ оказался бы менее чувствительным для вас, забавным или поучительным. Придумайте такой сценарий для нескольких неприятных для вас эпизодов.

Когда вы расстроены...

Что вы делаете, когда вы расстроены?

шагаю взад и вперед

выкуриваю сигарету

заламываю руки

звоню другу

делаю что-нибудь отвлекающее, например:

прогуливаюсь, сажусь на велосипед, кошу газон, убираюсь в доме, занимаюсь разными видами физической деятельности

принимаю алкоголь

принимаю транквилизаторы

курю "траву"

иду в кино

играю на музыкальных инструментах

жалуюсь окружающим

много ем

мучаюсь головной болью

делаю покупки

злюсь на себя

проявляю враждебность к другим

становлюсь безразличным и пассивным

представляю, как справился бы с этой ситуацией Вуди Аллен

пишу письмо или дневник

другие действия

Что из перечисленного — реальные действия, а что — бесполезные ритуалы? Какие действия помогают вам сдерживать беспокойство, но не помогают решить главную проблему? Какие действия имеют еще худший отдаленный результат?

Что бы вы сделали для достижения прочного позитивного результата?

Тест на тревогу и беспокойство

Вообразите, что безо всякого предупреждения в вашей жизни произошли следующие события:

а) вы еще не сделали домашнего задания, а по телевизору отменяют вашу любимую передачу, которую вам необходимо посмотреть; 6) вам позвонили по телефону и сообщили, что вы выбраны участником телевизионного шоу и должны ответить на вопрос, который стоит 100 000 долларов. Какие эмоциональные переживания возникнут у вас в этот момент? Какие негативные мысли и чувства вы испытаете? Такую ситуацию можно назвать «тестом на тревожность»

Она возникает при несоответствии событий нашим ожиданиям и мечтам.

Изучите свои ощущения и сравните, чем они отличаются и

чем похожи на ваше чувство социальной тревоги.

Риск

Представьте, что у вас есть две возможности получить деньги: первая — участие в розыгрыше, где победителю достается 100 000 долларов, а проигравшему — ничего; и вторая возможность — безо всякого риска получить сумму в 5 000 долларов. Что вы выберете?

Вы можете назначить свидание человеку, к которому вы относитесь довольно безразлично, но знаете, что он не откажет, или же можете высказать сокровенные желания вашему идеалу хотя не знаете, каким будет ответ: Вы предпочтете рискнуть или плыть по течению?

Составьте перечень моментов в вашей жизни, когда вы рисковали, пользовались шансом в критической ситуации.

Напишите рядом с каждым пунктом, было ваше поведение мудрым или глупым (сделайте это перед тем, как читать дальше). А теперь попробуйте рискнуть. Сделайте что-нибудь «жуткое», что давно хотели и должны были сделать, но боялись. Предпринимайте по одному рискованному поступку каждый день в течение недели, предварительно записав, что вы хотели осуществить и почему это так страшно для вас. Затем проанализируйте, все ли удалось и чем это закончилось. Конечно, при этом имеются я виду социально приемлемые вещи, а никак не ограбление банка или прыжок с моста Голден-Гейт.

Одиночество

. .

Часто ли вы чувствуете себя одиноким?

Когда вам особенно одиноко?

Что или кто ответственен за ваше одиночество?

Было ли вам когда-нибудь приятно в одиночестве?

Что бы вы сделали во время вашего одиночества, чего вы не делали раньше?

Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить, помощь раньше понедельника. Вы совсем один, у вас нет никаких обязанностей пли домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио.

Набросайте план вашего одинокого существования, особо подчеркивая чувственные, утонченные или сентиментальные направления, которые скрасят ваше уединение (сделайте это перед тем, как читать дальше).

Даже если вы закрыли двери и затемнили окна, никогда т говорите, что вы один. Вы не одиноки, внутри Бог и ваш гений.

Беседы, Пвекн. э.

Барьеры застенчивости

Между вами и вашими целями существуют барьеры застенчивости, которые препятствуют достижению этих целей. Выберите наиболее желанную цель, которая блокируется вашей застенчивостью, С помощью диаграммы внизу отметьте вашу цель и проведите дорожки к каждому барьеру, препятствующему достижению этой цели.

Как командующий в сражении, подготовьте план преодоления каждого барьера для свободного продвижения своих войск. Можете ли вы обойти некоторые барьеры, переобозначить другие, обмануть третьи, изрешетить четвертые, понести временные потери, использовать в нужных местах миноискатели лучше или по-новому представить ваши силы, скрывая внутреннюю слабость войск? Составьте план сражения для каждого барьера вашей застенчивости.

Дневник застенчивости

Заведите дневник, отражающий эпизоды, когда вы были застенчивы. Впишите:

время

что случилось

ваша реакция

последствия

Носите в вашем кармане небольшой блокнот, чтобы вы могли набросать необходимую информацию сразу же после эпизода застенчивости. Делайте это в течение недели, а затем занесите ваши наблюдения в дневник, образец которого был дан выше.

Обратите внимание на повторяющиеся примеры и темы, характеризующие вашу застенчивость. Отмечайте новые наблюдения в вашем блокноте каждую неделю в течение месяца.

Определите, как часто вы испытываете застенчивость. Заметили ли вы изменения в ее интенсивности, открытости, в ваших реакциях? Существуют ли трудные ситуации, которых вы избегаете в целом.

Как ни странно, первый ведущий телепрограммы «Ночное обозрение», Джонни Карсон считает себя застенчивым человеком. Однако вместо того, чтобы скрывать свою застенчивость или бороться с ней, он заставляет ее работать на себя. «Мне не нужно бороться с ней, я использую застенчивость в своих целях, — сказал он во время последнего интервью. — Я получаю много энергии во время передачи в качестве компенсации моей застенчивости». Об объеме этой энергии мы можем судить по каждому ночному обозрению, где Джонни Карсон делится секретом превращений его энергии с каждым из нас.

ТАБЛИЦА ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Дата

Время

Ситуация и установка

Симптомы    

Время ДНЯ

Где я? Что я делаю? (Или: что мне нужно сделать?)

Как проявляется моя застен-чивость?

Каковы мои мысли и чувства? (Чем вызваны

такие чувства?

Что думают другие

и так далее?)

Что я делаю или не делаю, в результате? Выигрываю ли я что-нибудь

или теряю?

Что мне следует сделать

и о чем подумать?

Полдень

Ленч. Рядом со мной сидит незнакомец. Он представляется,

вопросы и так далее

Сердцебиение, нервозность, не знаю что сказать. Начинаю смотреть

ему в глаза.

Почему он подошел ко мне? Что он хочет? Я думаю, он слишком агрессивен. Возможно,

он считает, что я слишком скучен.

Надеюсь, он никому

не расскажет об этом.

Не заканчиваю ленч. Ухожу. Как хочется быть более интересным собеседником. Может быть, с ним было бы интересно

поговорить. Такое чувство, будто я одинок.

3 часа

В библиотеке получил задание по первому

Продолжаю библиотечный цикл, но

не могу вспомнить, что делать. Придется просить библиотекаря

о помощи.

Трясущиеся влажные руки, покраснение лица, спазмы в желудке.

Хочется сбежать.

Она узнает меня и почувствует раздражение от того,

что я не слушал. Почему я становлюсь

таким нервозным, что не могу ничего вспомнить? Может, мне стоит пройти еще один

курс? Курс глупый.

задание смешное,

да и сам я смешон.

Решаю выпить колы. Решаю понаблюдать за парнем, который занимается тем же (это не

помогает). Пытаюсь найти нужную книгу в магазине. Только

не спрашивать библиотекаря. Волнуюсь из-за своей неспособности сделать это. Задание будет сделано слишком

поздно. Я потерял время.

Потерял самоуважение, чувствую

злость. Прошу о помощи, она

не помнит меня и показывает

то, что мне нужно. Не так плохо,

в конце концов.

Если вы не будете думать о себе, так кто же это сделает, ведь вы знаете себя лучше других. Если я настаиваю, что вы интересный человек, а вы своим поведением отрицаете это, то мне прядется согласиться; что я ошибался насчет вас. Я наблюдал такие случаи иного раз среди студентов на своих лекциях и среди пациентов нашей клиники. Шэрон. патологически застенчивая молодая женщина с привлекательным лицом носила прическу из взлохмаченных, неаккуратных волос. Ей неоднократно советовали зачесать волосы назад. Однако она упорно не изменяла своему стилю, так как ые хотела, чтобы люди могли разглядеть ее лицо лучше. «Проклятье, это мои волосы, я всегда носила их именно так».

Застенчивость и низкое самоуважение существуют вместе. Наблюдения, проведенные Полом Пилконисом и другими исследователями, показали интересную зависимость: при выраженной застенчивости самоуважение снижено; если самоуважение высоко, застенчивость отступает.

Напоминание об осторожности

Самоуважение — это ценностная, оценка самого себя, основанная на понимании своего места по отношению к другим людям. При осуществлении подобного сравнения нужно быть осторожным — как и везде, здесь существуют свои тонкости.

Во-первых, необходимо быть внимательным к тому, кого вы выбрали как модель для сравнения. Неплохо, если вы настолько хорошо относитесь к людям, что можете кого-то счесть своим идеалом, но нельзя использовать других в качестве основной точки отсчета. Многие выдающиеся люди — не подходящий объект для сравнения, поскольку они уникально одарены природой внешне и внутренне. Я хотел бы выглядеть как Роберт Редфорд, говорить как Ричард Бартон, мыслить как Эйнштейн и писать как Айзек Азимов. Идеалам нужно подражать, но нельзя использовать их достижения как планку собственного успеха и социального положения.

Во-вторых,- концентрируясь на неподходящей модели для сравнения, вы не только приведете себя к краху, вы будете потворствовать развитию в себе зависти, будете добиваться социального положения ради социального положения и потеряете радость от процесса становления самого себя.

Недавно я поймал себя на том, что сам уклоняюсь от этой возможности получения радости от жизни, поскольку постепенно принял ценности жестко конкурирующего, ориентированного на успех окружения. По дороге от дома в Сан-Франциско до университета в Стэнфорде, милях в тридцати от Пало-Альто я подобрал попутчика. Он был красивым, сильным молодым человеком, вступающим в свое двадцатилетие. Мы говорили о колледже, о хороших людях, о каникулах — очевидно, он был на каникулах. Когда я спросил, куда он собирается, он ответил: «На юг». «В Лос-Анджелес?» — спросил я. «Нет». «Мехико или еше дальше?». «Нет, сэр, просто юг*

Я понял, что злость медленно нарастает в моем голосе. Мы мило беседуем, а этому неблагодарному хиппи трудно сообщить мне, куда он держит путь. Двигаясь по дороге, ведущей прочь от Пало-Альто, я через какое-то время проявил свое любопытство вновь и спросил: «Скажите/, куда вы направляетесь?» Его ответ вернул мне память прелестного прошлого, когда моя жизнь не была так зависима от времени.

«Я не собираюсь куда-нибудь в определенное место. У меня есть две недели отпуска, и я хочу пробраться на юг. Я рассчитываю двигаться вперед, пока хватит денег. Дорога поведет меня. Затем я вернусь назад. Вы видите, мне ничего не нужно и я ни о чем не беспокоюсь. Я уже в дороге»

Он не сокрушался, что у него нет определенной пели. Он был доволен, что у него нет цели, ориентированной на будущее. Он был примером человека, для которого целью является движение.

В-третьих, вы можете и не подозревать о скрытой цене успеха. Преуспевающий коммерсант в вашем районе может быть навсегда оторван от душевного контакта со своими детьми, так как он не может в одно и то же время быть с ними дома и заниматься делами. Ваш идеал — «полноправная аристократка»' — может никогда не иметь времени почитать хорошую книгу, насладиться природой или прочими, «менее престижными» вещами. Мне кажется, если бы вы знали цену престижа, то не раз бы отказались платить за него.

В-четвертых, успех, сила ума, красота и многие другие, наиболее расхожие ценности — стандарты относительные, верные только для данного времени, места и данного общества. Мы склонны, однако, думать о них в более абсолютных терминах, вне зависимости от того, обладаем мы этими достоинствами или нет. Это приносит немало хлопот, когда стандарты меняются. Вы можете внезапно оказаться на другом уровне, где правят другие законы и существуют другие стандарты, а изменения касаются именно вас, и это вызывает в лучшем случае недоумение. Это ощущение подобно тому, что чувствует большая рыба, выбравшись из маленького пруда.

Драматический актер из заштатного театра в Подонке не может прорваться на Бродвей. Центральный футболист высшей школы не будет кандидатом в сборную команду колледжа, так как 200 фунтов для этого — слишком маленькая масса.

Подумайте о конкурсантках на звание «Мисс Америка», прекрасных финалистках, которые не получили наград. Их жизнь с самого детства была жизнью самых красивых девочек. Неожиданно для самих себя, когда дело дошло до большого, серьезного конкурса, они даже не вошли в первую десятку.

Я преподаю в колледже, и в силу рода занятий, довольно часто оказываюсь свидетелем подобных ударов по самолюбию. Чтобы быть принятыми в Стэндфордский университет, ребята должны обладать выдающимися способностями. Но через несколько месяцев пребывания в университете половина нового класса работает ниже среднего, о чем свидетельствуют академические тесты. Они не становятся глупее, но являются жертвами статистического усреднения и статистического подхода к практике интеллектуального развития, по которым половина класса обладает способностями выше среднего уровня, и, по определению, вторая половина должна быть ниже этого уровня! Теперь им приходится плыть против течения в реке, где вода — все остальные честолюбивые, «выдающиеся» конкурсанты.

В-пятых, вы должны определить для себя правила, по которым вы строите отношения с людьми, которые живут рядом с вами. Вы не будете хорошо себя чувствовать, если действуете по программе, написанной другими или для других людей. После того как вы признали их. существование, вы должны попытаться согласовать свой сценарий с чужим. Вы должны найти в себе мужество противостоять другому так, чтобы вы могли отразить его влияние, если он вас подавляет, или же изменить сценарий оппонента согласно собственным нуждам и требованиям.

Часто вы даже не сознаете, как чужой сценарий попадает в ваши мысли. Культурные ценности неощутимо заползают вам в голову, например: мужчина не должен кричать, женщина не должна приходить в ярость, мальчики должны быть жесткими и мужественными, девочки должны быть нежными и воспитанными. Родители, учителя и другие взрослые доброжелатели — агенты социального контроля. Они пишут все или почти все наши сценарии, пока мы молоды. Многие из таких сценариев действительно хороши, так что мы, не думая, безоговорочно принимаем их как свои собственные.

В таких сценариях, предназначенных для нас, таится опасность, так как они содержат нерешенные и неоконченные дела наших родителей. Крах матери — нелюбимой жены — становится основой для сценария дочери: «мужчина не ценит женщину». В создании сценариев не уступают и отцы, которые хотят, чтобы их сыновья были только такими, какими они хотят их видеть, а не другими. Один отец угрожал мне увольнением с моей бывшей работы в Нью-Йоркском университете, так как его сын, Марк Дэвид, принял мое предложение работать учителем в Нигерии в составе миротворческих сил. «Он должен быть доктором, по крайней мере, стоматологом, — с пеной у рта доказывал разъяренный отец. — Его предназначение в этом. Я назвал его Марком Дэвидом, поскольку он будет М. О. и до и после получения степени» (М. О. — доктор медицины). И не было дела старому любящему отцу, что сын его будет счастлив, работая учителем в Африке, что впервые в жизни у него будет чувство собственной необходимости и что он, ко всему прочему, ненавидит медицину. Кроме того, сама по себе невысокая успеваемость Марка Дэвида была, вероятно, его протестом против сценария, написанного отцом. Однако сценарии протеста строятся еще и по другим причинам.

Чтобы быть автономным и цельным человеком, вам нужно осознать свой собственный сценарий, затем писать, переписывать или активно участвовать в написании других сценариев, управляющих вашей жизнью. Такие сценарии могут быть как новыми и волнующими, так и, подобно «новым» телевизионным передачам, только переделкой старых программ. Все зависит от того, как много, или, для застенчивых людей, как мало времени вы хотите провести на сцене до того, как занавес опустится.

Вы должны усиливать позитивизм

Уважайте себя хотя бы за то, что вы уникальны и живете только один раз! Дорогу, подаренную нам провидением, можно пройти с удовольствием, преисполнившись любви и уважения к себе, а можно и по-другому — выбор за вами. Пусть это будет вашим решением, вы сами построите Общую Выгодную для вас Систему, а она уже покажет, насколько вы любите и уважаете самого себя, насколько цените свою уникальность и неповторимость. Заранее скажу, если вы застенчивы, вы себя недооцениваете, и уровень самоуважения у вас, вероятнее всего, весьма низок. Пока вы не запечатлели свой уровень самоуважения в граните, пора его менять! Думайте о себе только хорошее, ставьте значительные цели, которые требуют для достижения амбиций, трудолюбия и настойчивости. Затем научитесь оценивать свои достижения честно и реально.

Дороти Холоб — энергичная женщина, она работает в студии в Калифорнии, где помогает студентам и бизнесменам сделаться мудрыми и уверенными в себе. Ее неукротимая энергия и энтузиазм освещают все вокруг нее. Вы чувствуете себя хорошо, просто находясь рядом с ней. Но Дороти заикается и у нее изуродовано лицо — дефекты, которые отталкивают людей. Предлагаю вам поменяться местами с Дороти Холоб. Вы откажетесь, столкнувшись с жестокой действительностью, с которой она должна бороться, или постараетесь выйти из трагедии новым и лучшим человеком? Она рассказывает нам о том дне, который обезобразил ей лицо, и о том, как она преодолела ненависть к себе и депрессию. В 1963 году я возвратилась после серьезной операции по поводу опухоли мозга. Было проведено и косметическое вмешательство, в результате чего мое лщо изменилось, а собственный голос стал мне незнаком. Меня качало при ходьбе. Я понимала, что все пути в общество для меня закрыты, и в голове настойчиво вертелась одна и та же мысль: «Почему это должно было случиться именно со мной?»

Сочувствовала ли мне моя семья? Нет. Они подтолкнули меня к психологическому преодолению ситуации. Они настаивали, чтобы я говорила гладко. Фактически они говорили мне, что если я хочу остаться с ними, я должна научиться говорить внятно или уйти. 8 много плакала, но затем окончательно решила доказать им, что уходить не собираюсь. Мая семья убедила меня помогать им при покупках, ходить на обеды и концерты. Мои домашние были внимательны, а заботливы, водили меня по городу, заставляли появляться на эскалаторах, на улице, проталкиваться сквозь толпу, разглядывавшую меня с любопытством. Они заставили меня твердо встать на ноги и повернуться лицом к миру, Я жалась к оградам, гуляя по улице, но просто не могла остановить насмешки детей и некоторых соседей. Когда я ходила по магазинам, клерки бросали на меня презрительные взгляды и небрежно швыряла мне мои покупки. Однажды один насмешник издевался надо мной по телефону. Как я реагировала на колкости и саркастические замечания? Обычно я сидела дома и плакала, иногда даже радуясь своим страданиям. После нескольких таких месяцев я стала затворницей. Однажды вот какая мысль пришла мне в голову; «Зачем я трачу столько сил на жалость к себе? У меня ведь всего одна жизнь, а я провожу ее совершенно бездарно». Вы не можете помочь себе, если допускаете, что люди видят в вас брошенного урода. Таким образом, я быстренько простила себе, что выгляжу так плохо, я начала сочувствовать тем, кто не может справиться

с

другими проблемами. Я глядела на тихих, печальных людей на улице, в магазинах и автобусах. Я говорила им, что мы должны любить день, поющих птиц, ливень за окном — все. Внезапно каждый мой день словно озарился, жизнь наполнилась новым смыслом, и я снова стала улыбаться, словно доктор сказал, что я опять буду, способна читать. Я нашла другой способ улыбаться. Практически, я насильно вставила энтузиазм в свой голос. Я даже развила в себе достаточно хорошее чувство юмора.

Мы все можем поучиться на полезном примере миссис Холоб. Она не только победила свой физический недостаток, но и справилась с более серьезной психологической проблемой — самоотвращением, которое убивает в нас надежду и ведет в

Примеры активного действия в этой главе могут помочь вам преодолеть чувство самоуничижения. Старайтесь действовать как можно более активно. Любое дело поможет вам построить более позитивное представление о самом себе. Вы можете полюбоваться следующими пятнадцатью способами, которые помогут вам в подготовке схемы ваших действий.

Пятнадцать шагов к уверенности в самом себе

1.Осознайте ваши силы и слабости и поставьте себе достойные цели.

2.Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьте свои возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть. Сделайте инвентаризацию в хранилище ваших сценариев и соотнесите их с сегодняшним днем, с вашим нынешним психологическим состоянием так, чтобы эти сценарии не управляли вами, а помогали жить.

3.Определите, что является основой вашей личности. При помощи анализа собственного прошлого определите, какие личные связи и принятые решения заставили вас жить именно так, как вы живете. Старайтесь понять и простить тех, кто вас обидел и не помог, когда вы в этом нуждались, простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания. Постоянно хороните все негативные воспоминания, но только после того, как тщательно извлечете из них все полезное для себя. Помните — пока в вас живут плохие воспоминания, они владеют вами. Немедленно выселите их. Заселите коннату памяти прошлыми успехами, даже если их мало.

4.Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводя вас от позитивных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно!

5.Рассмотрите причины вашего поведения в физическом, социальном, экономическом и политическом аспектах вашей нынешней ситуации, но не с точки зрения ваших личных недостатков.

6.Все относительно. Сколько людей — столько мнений. Напоминайте себе, что всегда и на все существует альтернативная точка зрения. «Реальность» никогда не была ничем иным, нежели частичным соглашением людей называть вещи одинаковыми словами, а не так, как каждому хотелось бы назвать их в соответствии с собственными представлениями. Понимание этого позволит вам быть более терпимым в интерпретации замыслов других людей и более великодушным в осмыслении мотивов чужого поведения.

7.Никогда не говорите плохо о себе, особенно остерегайтесь таких категоричных оценок, гак «тупица, урод, кретин, неудачник, неисправимый человек*.

8.Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества. Предметом обсуждения могут стать только ваши действия. Не бойтесь обратной связи — она может быть весьма конструктивной.

9.Помните, что иногда неудачи и разочарования — благо. В некоторых случаях неимоверные усилия тратятся на неверно выбранные цели, и тогда, вовремя преподав нам жизненно необходимый урок, неудачи позволяют избежать, куда больших разочарований.

10.Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока в вас не начал развиваться комплекс собственной неполноценности. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на печали.

11.Давайте себе время, чтобы расслабиться, отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы сможете общаться с самим собой.

12.На практике будьте общественным созданием. Радуйтесь, чувствуя энергию, которую излучают другие люди, радуйтесь уникальным качествам и многогранности ваших братьев и сестер. Представьте себе, какие у них могут быть страхи и сомнения и как вы теперь можете помочь им. Поймите, почему вы нуждаетесь в них и что вы должны им дать. Кроме того, признайте себя готовым поделиться.

13.Не защищайте чересчур свое это; оно более прочно и жизнерадостно, чем вы предполагаете. Оно гнется, но не ломается. Намного лучше время от времени чувствовать боль в душе оттого, что вы действовали не лучшим образом, нежели избегать боли ценой эмоционального отупения.

14.Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние. Разработайте реальный план достижения ближних целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостережение». Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.

15. Вы не являетесь объектом, с которым всегда должны происходить только скверные вещи. Вы не похожи на кузнечика, вынужденного вечно прыгать, чтобы на него не наступили. Вы — венец миллионов лет эволюции нашего вида, венец мечты ваших родителей и замыслов Господних. Вы являетесь уникальным индивидуумом, активным актером на жизненных подмостках, способным оказывать непосредственное влияние на события. Вы можете изменить весь ход вашей жизни, если захотите этого. Если есть уверенность в себе, то неурядицы обернутся вызовами, брошенными вам жизнью, а вызовы — победами.

Создание доверия к себе

Успешно выполняя трудные для себя задачи, вы должны начинать создание собственного доверия к себе. Начните с небольших задач и затем двигайтесь к более сложным.

Во-первых, вы должны вычислить, чего вы хотите достигнуть. Запишите три цели, которых вам хотелось бы достичь в этом месяце. Выполните их настолько точно я определенно, насколько это возможно.

Стать первой хозяйкой Бостона — цель нереальная. Достижимо сходить на вечеринку, завязать разговор и поговорить с двумя гостями. Выберите одну из ваших целей и поделите ее на более мелкие части. Что вы должны сделать сначала? Что на втором этапе? И так далее. Нарисуйте график так, чтобы отмечать каждый этап, который вы выполнили Сформулируйте план для достижения первой части вашей цели. Например, если вы хотите научиться свобод! и > говорить, четко решите, о чем вы будете говорить. Запишите это и потренируйтесь. Сразу после выполнения первой час, ,т вашей задачи похвалите себя, наградите хорошей ванной, походом в кино, чашкой кофе, почитайте хороший рассказ или наградите себя любой другой приятной вам вещью — вы это заслужили.

Затеи переходите к следующей части задачи. И так до тех пор, пока задача не будет выполнена целиком.

Насладитесь вкусом победы. Громко поздравьте себя с удачей. Затеи приступайте к следующей пели, разделите ее на более мелкие. Все, что вы хотите в жизни сделать, нужно разделить на более мелкие части и выполнять шаг за шагом.

Вы можете использовать упражнения из главы 10 «Развитие социальных навыков, это поможет вам достигнуть вашей цели.

Уничтожение подавленности

Как вы считаете, что может вас смутить, что должно произойти для того, чтобы вы почувствовали себя подавленно? Найдите выключатели, которые запускают в нас разиишс негативных эмоций. Чтобы облегчить их нахождение, в течение двух недель записывайте свое состояние.

Активно подавляйте свои негативные беседы самих с собой. Каждый раз, когда начинаете чувствовать себя подавленным, говорите себе: «Стоп!» Останавливайтесь каждый раз, когда что-то вас подавляет.

Сохраните записи о том, сколько раз в день вы ловили себя на негативных мыслях о себе. Вознаграждайте себя за подавление негативизма.

Силы сопротивления

Составьте список ваших слабостей на левой стороне листа бумаги. Зятем запишите на правой стороне того же листа противоположные, позитивные утверждения. Например: Слабости; Никто из тел, кто Заражение: Тот, кто действительно знает меня.

Продолжите. Приведите примеры. Начинайте думать о себе так, как записано б правой колонке, исключая левую.

Переименование застенчивости

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться