Юрий Пахомов. Занимательный аутотренинг

Упражнение 21. "Волшебная палочка"

Участники группы разбиваются на пары. Один из них садится в удобную для расслабления позу, глаза оставляет слегка приоткрытыми. Другой, взяв в руки "волшебную палочку" (авторучку, карандаш и т.п.), подносит ее конец к пальцам руки сидящего. Ведущий объясняет, что при приближении "волшебной палочки" участник игры должен ощутить излучаемый ею поток расслабления. Обычно эта иллюзия возникает довольно легко. Затем обладатель "волшебной палочки" начинает медленно перемещать ее вдоль руки партнера. При этом расслабляемый должен внимательно следить за тем, как проходит вслед за чудодейственным предметом размягчающая мышцы волна. Если заданный обладателем "волшебной палочки" темп опережает возникновение ощущений, расслабляемый просит партнера замедлить движение или приостановить его. Добившись отчетливых ощущений в руках, "волшебник" перемещает расслабление вдоль туловища партнера, затем переводит его на ноги.

Как это ни странно, "палочка" действительно оказывается чудесным орудием релаксации. С ее помощью почти все члены группы расслабляются быстрее и глубже. Многие из них утверждают, что при работе с партнером распространяющийся по телу фронт расслабления обозначается более рельефно и легче достигает недоступных прежде областей, некоторым кажется даже, будто очаг расслабленности возникает вблизи удивительного предмета и перемещается вместе с ним как бы сам собою, без каких-либо внутренних усилий с их стороны*. При обсуждении иногда выясняется, что кое-кто из "волшебников" пытался во время упражнения оказывать внутреннюю помощь партнеру — представлял его расслабляющимся, усилием воли перемещал собственное расслабление в палочку и т.д. Успехи расслабляющегося, однако, мало зависят от того, сопереживал ему напарник или перемещал палочку чисто механически. Они наступают закономерно, несмотря на то, что упражнение выполняется с открытыми глазами, т.е. в худших по сравнению с обычными условиях.

___________

*Конечно же, и в этом случае участник "подыгрывает" своему чародею-напарнику, но уже непроизвольно, неосознанно.

 В чем же здесь дело? Очевидно, не в самой "волшебной палочке", а в той жесткой дисциплине саморелаксации, которую она навязывает участнику игры. Управляемое внешним стимулом, расслабление идет как бы под диктовку, что придает ему даже некоторое сходство с гетеротренингом.

Можно взглянуть на ситуацию и иначе. Одно дело, когда занимающийся во время саморасслабления предоставлен самому себе и сам перед собой расплачивается за сбои, отвлечения и прочий брак в работе. Совсем другое, когда в это его внутреннее усилие встраивается партнер. Тогда саморелаксационное действие утрачивает свой автономный характер и становится звеном некоторого общего, пусть даже мифического, но для данного члена группы психологически реального усилия. Во втором случае достижения всегда более значительны. Конкретные механизмы мобилизации внутренних процессов при включении в совместную работу не всегда ясны*, но срабатывают они практически во всех случаях. Подобный же эффект обнаруживается и в модифицированном варианте упражнения "Телепатия", когда один из участников игры получает задание расслабиться, а другой — мысленно "помогать" ему в этом.

В обсуждении "Волшебной палочки" ведущему важно добиться ясного осознания занимающимися того, что скачок в глубине и темпе расслабления создан не партнером, не "волшебной палочкой", а ими самими. Хорошо, когда каждый уходит с занятий с убеждением, что в ближайшее же время он может и должен добиться таких же результатов в самостоятельной работе дома.

____________

*Более подробно об этом см. на стр. 188.

 

5. КОНКУРС БЕЗДЕЛЬНИКОВ

Для того чтобы члены группы научились более или менее глубоко расслаблять себя самостоятельно, достаточно бывает в среднем 6—7 занятий. К этому времени у каждого из занимающихся складывается обычно своя собственная манера погружаться в расслабленное состояние и соответствующая ей "внутренняя картина" саморелаксации. После того как контуры умений занимающихся обозначились, задачей групповой работы становится совершенствование приобретенного опыта: наращивание скорости расслабления и его глубины, повышение прочности и помехоустойчивости сформированных навыков. При этом коллективные занятия должны быть построены таким образом, чтобы стимулирующее влияние группы на продвижение каждого ее члена использовалось максимально. В частности, ведущий может пустить в ход мощные психологические пружины соперничества и ответственности, заложенные в ситуациях соревновательной борьбы.

В этой главе собраны упражнения (игры), основная цель которых — мобилизовать весь багаж релаксационного опыта занимающихся в условиях соревнований.

Упражнение 22. "Демонстратор"

По заданию ведущего один из участников игры начинает изображать себя расслабляющимся: "проваливается" в кресло, безвольно раскидывает руки, роняет голову и т.п. Главным в этом упражнении является не само по себе расслабление, а работа на зрителя. Исполнитель роли расслабляющегося должен заставить других участников группы поверить и прочувствовать, насколько глубоко он ушел в релаксацию.

Все остальные члены группы выступают в роли оценщиков и могут не только созерцать представленное им расслабление, но и "щупать" его. Можно, например, приподнять за запястье руку расслабляющегося — и она безжизненно упадет вниз. Можно слегка

 качнуть его за плечи — и тело отзовется студенистым колыханием. Разумеется, физические воздействия на "демонстратора" не должны быть чрезмерными, и ведущему при выполнении этого упражнения необходимо особенно строго следить за соблюдением "техники безопасности".

После того как маленькое представление одного из членов группы окончено, роль расслабляющегося берет на себя другой член группы и т.д. Завершается игра обсуждением, в котором подводятся итоги конкурса на лучшее расслабление, высказывают свои мнения "критики" и дают интервью "актеры".

Как правило, игра проходит оживленно. Во время ее проведения многим удается с первой же попытки создать яркий пластический образ, в котором все говорит о расслаблении: бесформенная поза, обвисшие щеки, затуманенный взор и т.п. Некоторые занимающиеся могут входить в роль настолько, что, глядя на них, другие поневоле начинают расслабляться сами.

Для большинства "демонстраторов" исполнение роли расслабляющегося сопровождается реальным вхождением в расслабленное состояние, и чем больше старается лицедей казаться расслабленным, тем в большей степени он становится им. Иногда участники игры достигают даже более глубокого и полного расслабления, чем обычно. При обсуждении члены группы часто отмечают, что, стараясь выразить в своем облике идею расслабления, они невольно сами проникались ею, а убеждая других в своей расслабленности, убеждали тем самым и себя. За этими наблюдениями стоит психологическая закономерность. Дело в том, что связь между внутренними состояниями человека и их внешними проявлениями носит двусторонний характер. Это позволяет, например, приходить в возбужденное состояние при помощи движений или управлять настроением, меняя выражение лица.

Имитируя сверхрасслабление, участники группы проходят хорошо известный актерам путь от копирования внешних черт изображаемого персонажа к его действительным переживаниям.

При организации этого упражнения каждому члену группы на исполнение его "номера" желательно отводить не более 2—3 минут, а обсуждение проводить после каждых 3—4 выступлений. Такой порядок работы позволит зрителям-"критикам" сохранить отчетливость впечатлений об игре каждого "демонстратора". Во время обсуждений ведущему следует заострить внимание членов группы на тех деталях внешнего облика "демонстраторов", которые оказались наиболее удачными и выразительными или, напротив, не позволили произвести нужного впечатления. Это поможет занимающимся отчетливее осознать наиболее созвучные расслаблению особенности позы, расположения частей тела и т.д., а возможно, и исправить некоторые имеющиеся у них в этом плане недостатки.

Происходящее во время работы над "демонстратором" знакомство с тем, как "выглядит" расслабление для отдельных участников игры, может оказаться исключительно полезным. Вскоре после выполнения этого упражнения некоторые члены группы замечают, например, что релаксационные погружения становятся более успешными, если они стараются при этом "увидеть" себя расслабляющимися как бы со стороны или в воображаемом зеркале. Иногда кто-то из них обнаруживает, что в расслаблении ему неизменно помогает определенный жест — мягкое покачивание головы, демонстративное бросание рук на колени и т.п.

Ведущего не должно смущать, когда в ряду осознанных "демонстраторами" образов появляются фигуры откровенно пародийные, с элементами гротеска, может быть, даже издевки. В разумных пределах это допустимо, а иногда и желательно. Обыгрывание смешных сторон облика расслабляющихся — хорошая разрядка для многих участников игры: вышучивание и высмеивание освобождает их от подспудно накапливающегося ощущения неловкости, которое возникает всякий раз, как только они начинают в присутствии посторонних людей или своих знакомых заниматься таким необычным делом, как саморасслабление.

При проведении этой игры возможны также случаи, когда "демонстратор" успешно справляется с задачей показа расслабленности, но не выдерживает испытания прикосновением. Стоит кому-то дотронуться до него — и тут же тело деревенеет, движения утрачивают характерную мягкость и разболтанность, поза становится напряженной. Чаще всего это свидетельствует о тревожном характере занимающегося, теневыми гранями которого являются недоверие, страх, привычка постоянно чувствовать себя в опасности. В таком случае остается лишь надеяться, что повседневная практика релаксации со временем сделает его более доверчивым и открытым. Другая возможная причина "неприкасаемости" может крыться в том, что занимающийся не чувствует себя достаточно психологически защищенным именно в данной группе, с данными людьми. Такая возможность должна быть тщательно обдумана ведущим.

Естественным продолжением затронутой в "Демонстраторе" темы является…

 Упражнение 23. "Эксперт"

Группа разбивается на две равные по числу участников команды. В каждой команде назначается "эксперт". Выбранный на эту роль член группы отворачивается или закрывает глаза, а в это время команда выбирает нескольких расслабляющихся. Их число оговаривается заранее и остается в обеих командах всегда одним и тем же. Участники рассаживаются в круг, занимают удобные позы и закрывают глаза. Выбранные члены группы начинают расслабляться, в то время как остальные члены команды просто сидят в креслах. Через 30—40 секунд "эксперт" приступает к работе. Его задача — внимательно оглядеть всех игроков своей команды и найти расслабляющихся.

Во время проведения игры ведущему необходимо постоянно удерживать в поле своего внимания обе команды. Он должен координировать действия участников этой игры таким образом, чтобы работа в командах шла синхронно и одной из них не приходилось подолгу ждать другую.

После каждого такта игры выводы экспертов сопоставляются с действительным распределением ролей в командах и ведущий объявляет счет. Команде присуждается очко, если ее "эксперт" оказался ближе к истине, чем "эксперт" команды соперников. В случае одинакового количества верных угадываний обеим командам присуждается по пол-очка. При переходе к новому такту выбираются новые "эксперты" и новые расслабляющиеся.

Поначалу на некоторых расслабляющихся включенность в соревновательную ситуацию может оказать дезорганизующее влияние. Горя желанием не подвести команду, они берутся за дело с такой кипучей энергией, будто расслабление — это что-то вроде бега на стометровку или выжимания штанги. Но чем больше прикладывают они усилий, тем хуже идет расслабление. Такого рода неудачи подталкивают занимающихся к выводу: слишком сильное желание расслабиться само является помехой, поэтому, чтобы победить в соревнованиях, нужно стать в какой-то степени равнодушным к победе. В результате этого осознания противоестественное "расслабление в поте лица" сменяется более мягким стилем работы с собой и большей свободой от ситуации.

Строго говоря, победу или поражение команды в очередном такте игры нельзя считать прямым следствием работы расслабляющихся. Во-первых, определенную роль здесь могут играть непроизвольные или даже намеренные подсказки "эксперту", которые порой бывает трудно отличить от реально вызванных расслаблением изменений в облике сидящих членов группы. Во-вторых, результаты каждого такта во многом зависят от наблюдательности экспертов. Таким образом, борьба за максимальное расслабление является лишь одним из многих влияющих на исход игры факторов. Ведущему же необходимо именно ее поставить в центр внимания группы, как будто от расслабляющихся, и только от них, зависит успех или неудача "экспертов". Сделать это можно в основном за счет соответствующего смещения акцентов в оценках и комментариях хода соревнования.

Важное условие успешного проведения упражнения "Эксперт" — хороший темп игры, сработанность ее участников в совместных упражнениях, быстрое принятие групповых решений. Особенно важна четкость действий занимающихся при смене тактов игры, когда командам приходится перераспределять роли. Высокая скорость переходов от одного такта к другому не позволяет участникам группы остыть, выключиться из игрового действия на время решения организационных вопросов. Подогревает спортивные страсти занимающихся и увлеченность самого ведущего, живость его реакций на ход соревнования. Игра получает дополнительный эмоциональный заряд, если ведущий не только беспристрастный судья, но и азартный болельщик, и напористый спортивный комментатор.

Недостатком описанного варианта игры является большое количество "статистов" в каждом ее такте, т.е. участников, не включенных в активные роли экспертов или расслабляющихся. Для повышения "коэффициента полезного действия" группы после 2—3 тактов игры целесообразно переходить к такой ее модификации, при которой все члены команды, кроме эксперта, становятся расслабляющимися. Для того чтобы озадачить эксперта, участники группы расслабляют различные области: правую или левую руку, верхнюю или нижнюю половину тела и т.п. Глядя на игроков своей команды, "эксперт" должен определить: в какой части тела локализовано расслабление у каждого из них. Перечень возможных зон расслабления оговаривается заранее и не должен "дробить" тело на слишком мелкие части.

Упражнение 24. "Термометр"

Группа разбивается на пары. Один из участников каждой пары садится, закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой руке. Как только ему удается согреть руку (а на это требуется обычно около минуты), он сигнализирует о готовности. Партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, какая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнеров.

Как правило, участники игры успешно справляются с этим заданием. Более уверенно и легко происходит отгадывание при нагревании правой руки (у правшей). Психофизиологический механизм, позволяющий участникам определять нагретую руку, достаточно прост: расслабленная часть тела не только изнутри ощущается как более теплая, но и действительно несколько теплеет за счет усиленного кровоснабжения. Косвенной подсказкой отгадывающему может послужить также непроизвольный наклон или поворот головы партнера в сторону правой или левой руки во время ее нагревания. Чтобы предотвратить такую возможность, ведущему желательно предупредить о ней членов группы заранее.

Игра "Термометр" обычно производит сильное впечатление на занимающихся. Так же как и упражнение "Гипноз", она воспринимается как яркая и зачастую неожиданная демонстрация реальных возможностей человека в области релаксации. Ошибки в определении более нагретой руки возникают либо из-за низкой кожной чувствительности отгадывающего, либо из-за недостатков в работе его партнера. Наиболее распространенное препятствие для тех, кто нагревает руку, — непроизвольный захват тепловым потоком другой руки. Эта досадная помеха обычно возникает из-за плохого управления вниманием, и бороться с ней довольно трудно. Если в повторных попытках отстроиться от второй руки занимающемуся так и не удается, можно порекомендовать ему представить эту руку покрытой инеем или, например, опущенной в холодную воду.

Иногда в ходе выполнения упражнения с трудностями технического порядка сталкиваются отгадывающие. Когда участник игры использует в качестве "термодатчика" одну руку, то уловить тепловое различие ему мешает временной интервал между прикосновениями к рукам товарища. Вместе с тем одновременное прикосновение к рукам партнера обеими руками может оказаться ненадежным из-за температурной разницы в руках самого отгадывающего. Выйти из этого затруднения многим помогает следующая тактика использования "термометра": отгадывающий производит несколько замеров обеими руками, но сначала прикасается своей правой рукой к левой руке партнера, а левой — к правой, потом перекрещивает свои руки и прикасается правой к правой, а левой к левой, затем возвращает руки в исходное положение и т.д.

В ходе проведения игры "Термометр" работу в парах следует чередовать с ее обсуждениями всеми членами группы. Чтобы придать групповой работе нужное направление, ведущему необходимо подчеркивать зависимость результатов каждой попытки от усилий тех, кто нагревает свою руку. Способности же отгадывающих выделять в самостоятельную проблему не следует.

Более острый характер игра приобретает в том случае, когда пары либо спонтанно, либо поддавшись на провокации ведущего, либо по его прямому указанию начинают соревноваться между собой в точности отгадывания. Если же точность настолько высока, что играть становится уже неинтересно, задание можно усложнить: пусть отгадывающий определяет нагретую руку на расстоянии, поднося свою ладонь сколь угодно близко к рукам партнера, но не касаясь их. В таком режиме процент верных диагнозов резко упадет. Обычно это подхлестывает участников группы, заставляет их работать более интенсивно.

Возможен еще один соревновательный вариант игры "Термометр". Для его проведения потребуется перегруппировка занимающихся в тройки. В каждой такой микрогруппе двое соревнуются между собой в нагревании ладоней, третий же выполняет функции арбитра и присуждает победу тому, чья рука покажется ему более теплой при прикосновении. После каждого такого поединка роль судьи переходит к новому участнику игры, а прежний сам вступает в борьбу. Еще более увлекательной становится игра, если ей задается хороший темп. Обороты она может потерять в основном из-за нерешительности судей. Поэтому при проведении соревнований главное для ведущего — добиться от них смелости в решениях независимо от того, улавливают они на самом деле отчетливую разницу между руками двух соперников или нет. Добиваться этого необходимо осторожно, чтобы ни в коем случае не сделать судейскую оценку в глазах соревнующихся чем-то случайным и не зависящим от их усилий. Можно, например, советовать судьям больше полагаться на интуицию, доверять первому впечатлению, которое "никогда не обманет", и т.д.

Если интерес к "термическим состязаниям" у членов группы не остывает, развить эту линию дальше ведущему поможет…

 Упражнение 25. "Кипятильник"

Ведущий устанавливает на столе или стульях два таза, наливает в каждый из них по 1—2 литра воды и приглашает членов группы начать соревнования. Для этого группа разбивается на две равные по числу участников команды (4—5 человек). Игроки каждой из команд рассаживаются вокруг своего таза. По сигналу ведущего они погружают кисти рук в воду и мысленным усилием начинают нагревать ее. На протяжении 2—3 минут, отведенных для борьбы за самую теплую воду, ведущий несколько раз переходит от команды к команде. Он погружает палец то в один, то в другой таз и по результатам своих замеров комментирует ход соревнований.

Оценить работу соперничающих команд объективно ведущий вряд ли сможет. Однако небольшая инсценировка позволит ему создать видимость острейшей борьбы — с драматическими рывками, частой сменой лидера и т.п. Ведущему необходимо стремиться накалить обстановку и максимально включить участников группы в воображаемую погоню друг за другом. Для этого он должен верить собственным словам, но не слишком увлекаться игрой вымысла, удерживая его в рамках правдоподобия.

Что же касается реального повышения температуры в каждом тазу, то оно может составлять от 0,5 до 3° и во многом зависит от начальной температуры воды в них (чем холоднее была вода, тем сильнее она будет нагрета) и их теплоемкости (в пластмассовом тазу вода нагреется сильнее, чем в металлическом). В тех случаях, когда физические условия благоприятствуют проявлению реального эффекта, ведущий может использовать в качестве объективных арбитров два водяных термометра. Это избавит его от необходимости мистифицировать членов команд. Разумеется, вопрос о том, какого повышения температуры можно ожидать в данных конкретных условиях и уместен ли здесь термометр, должен быть выяснен ведущим еще до занятий с группой в серии соответствующих опытов.

Игра "Кипятильник" неизменно дает группе интересный материал для обсуждений, поскольку в ней парадоксальным образом сталкиваются идея расслабления с идеей яростной борьбы с холодом. Способы работы над заданием могут быть различными. Одни, превратив свою руку в работающий на полную мощность обогреватель, идут по пути волевого усилия — при выполнении задания они находятся в состоянии высокой внутренней напряженности. Для других же более приемлемым оказывается созерцательный подход: отстройка внимания от холода вокруг руки и сосредоточение на тепле внутри нее. Чем холоднее вода, тем труднее занимающимся решать задачу вторым способом. Однако именно эта техника нагревания воды связана с использованием навыков расслабления. Поэтому при обсуждении различных принципов работы "кипятильника" ведущему следует поощрять и поддерживать прежде всего тех, кто действительно расслабляется во время выполнения задания.

Аналогичную игру можно провести и с использованием совсем другого оснащения*. Для этого необходимо заранее приготовить лед, а непосредственно перед игрой разбить его на множество осколков. Соответственно числу участников игры ведущий отбирает приблизительно одинаковые по величине кусочки льда — размером с леденец (0,1—0,2 см3). По сигналу ведущего каждый кладет льдинку себе на ладонь и старается как можно быстрее растопить ее. Побеждает в этом соревновании тот, кто раньше других превратит кусочек льда в воду. В среднем на это требуется около 2 минут. Чтобы максимально уравнять шансы на победу, в игру необходимо ввести ограничения: участники не должны сжимать руку со льдом в кулак, перекатывать льдинку по поверхности ладони, дышать на нее. Кусочек льда необходимо держать на поверхности раскрытой ладони таким образом, чтобы он был хорошо освещен и виден.

Если поблизости от места проведения занятий нет холодильника, лед можно принести из дома в термосе. В зимнее же время его с успехом заменят "драже", вылепленные из снега.

Борьба за тепло не является единственно возможным видом состязаний между членами группы. Ведущий может перевести усилия занимающихся в русло борьбы за тяжесть, если он предложит им…

____________

*Идея упражнения принадлежит Н.Н. Петрову.

Упражнение 26. "Весы"

Участники разбиваются на пары, становятся друг против друга. Один из них кладет руки на плечи другому, закрывает глаза и начинает мысленно "нагнетать" тяжесть в свою правую или левую руку. Добившись нужного ощущения, он подает сигнал готовности своему партнеру, и тот должен отгадать, какая рука стала тяжелее.

По общему рисунку взаимодействия партнеров упражнение во многом аналогично "Термометру". Процент верных угадываний в

этой игре также обычно довольно высокий. Это может быть связано с реальным потяжелением руки в результате самовнушения (см. упражнение "Контакт"). Здесь возможно и действие идеомоторного фактора: увлекшись воображаемой тяжестью, участник игры начинает "подыгрывать" партнеру, усугубляя пассивное давление веса руки на его плечо некоторым непроизвольным усилием. Контролировать такого рода бессознательный обман практически невозможно, да и незачем: ведь основное внутреннее усилие направлено на то, чтобы действительно почувствовать свою руку более тяжелой.

 

6. "ЧЕЛОВЕК-МОЛНИЯ"

Упражнения этой главы предназначены для отработки и совершенствования техники выхода из релаксационного состояния. Единственная ситуация, не требующая возвращения из расслабленности к активному бодрствованию, — это расслабление перед сном*. Во всех остальных случаях активизирующее завершение является необходимым элементом полноценного сеанса релаксации. Вялый или скомканный выход сводит на нет многие положительные эффекты расслабления**. Особенно важен энергичный выход при использовании релаксационных погружений в качестве средства кратковременного отдыха и восстановления спортивной работоспособности.

Внешний рисунок техники выхода из релаксации несложен: нужно сжать кулаки, поднять руки, потянуться, обратив лицо к потолку, затем сделать глубокий вдох и вместе с резким выдохом открыть глаза и выбросить пальцы рук вверх. Однако секрет стремительного броска из сонной неподвижности на высокий уровень бодрствования не только в том, как и какие выполняются телодвижения. Существует еще и внутренняя, психологическая, сторона этого действия. Основное ее содержание — это освобождение мышц от тяжести и тепла, наращивание внутреннего темпа и внутренней собранности. Волевым усилием человек как бы раскачивает, энергетизирует себя, нагнетает психофизическую напряженность и готовность к активному действию. Для спортсменов эта внутренняя техника самоактивации может иметь и самостоятельное значение как способ преодоления предстартовой апатии, приведения себя в боевое состояние.

Психологическая подготовка к возвращению в "видимый мир" должна начинаться по крайней мере секунд за пятнадцать-двадцать до завершения выхода внешне выраженным "двигательным взрывом". Она-то и оказывается обычно наиболее трудной. Главное препятствие здесь — своеобразная привязанность к релаксационному состоянию, покидать уютную скорлупу которого так же трудно, как, скажем, поднимать себя утром из теплой постели или заставлять становиться под холодный душ. "Застревать" в релаксационном состоянии в большой степени свойственно людям нерешительным, пассивным, склонным "пускать все на самотек", "откладывать на завтра", так или иначе уходить от решения своих насущных жизненных проблем.

_____________

*Для быстрого засыпания нужно лечь на спину, расположить тело симметрично, ввести себя в расслабленное состояние и затем, почувствовав обволакивающую дремоту, обязательно повернуться на бок.

**Подробнее об этом см. на стр. 193.

Особенно выраженными симптомы релаксационной "наркомании" бывают, когда занятия в группе проводятся по вечерам и занимающиеся уже устали. Даже на сеансах гетеротренинга в тот момент, когда ведущий переходит к формулам активизирующего содержания, члены группы, стремясь продлить ленивое блаженство релаксации, нередко начинают оказывать ему внутреннее сопротивление*.

Чтобы предупредить эти нежелательные явления, ведущему необходимо не только прививать участникам группы вкус к расслаблению, но и решать прямо противоположную задачу: учить их наслаждаться ощущением собственной силы и собранности. Находить радость в пробуждении, наполняющем сознание светом, шумом и движением внешнего мира. Начинать эту работу желательно сразу же после первого знакомства членов группы с состоянием общей расслабленности, т.е. приблизительно после 2—3 занятий.

_____________

*В некоторых случаях выведение занимающихся из расслабленности оказывается недостаточным из-за слишком резкого перехода к пробуждению и слишком кратковременного воздействия на них формулами активации.

Упражнение 27. "Спринт"

Ведущий предлагает членам группы своеобразное состязание: кто быстрее сто раз хлопнет в ладоши. При этом они должны делать не настоящие, а воображаемые хлопки. По команде ведущего берется старт, а для более точной оценки исхода борьбы последний, финишный, хлопок делается не в воображении, а наяву.

При обсуждении ведущему следует обратить внимание занимающихся на их психическое состояние в момент финиша, а также на уровень напряженности-расслабленности. Вероятно, многие из них отметят, что тело после такой "пробежки" ощущается как более собранное и напряженное, а душу охватывает волнение и беспокойство. При повторных стартах ведущий предлагает проследить, как возникает и развивается тонизирующий эффект упражнения. Важно как можно точнее запечатлеть "мелодию" смены внутренних состояний при переходе от спокойствия к возбуждению.

Вероятно, некоторые члены группы смогут впоследствии воспроизвести кривую нарастания внутренней напряженности без опоры на воображаемые хлопки. Возможно, кто-то начнет с успехом использовать мысленные движения в высоком темпе для того, чтобы дополнительно подогревать себя на выходе из релаксации.

В работе со спортсменами упражнение может быть совмещено с идеомоторной тренировкой. В этом случае вместо хлопков мысленно воспроизводятся спортивные движения и их элементы или же в воображении проигрывается скоростное прохождение хорошо знакомых участков дистанции (бегом, вплавь, на лыжах, на велосипеде и т.д.). Как и другие упражнения данной главы, "Спринт" может использоваться членами группы в их индивидуальных самостоятельных занятиях.

К интересным результатам приходят члены группы, когда каждый из них пытается как-то выразить свои "соревновательные" ощущения и быть при этом понятым другими. Для этого часто приходится прибегать к образам, аналогиям, ассоциациям. Например, кому-то из участников может показаться, что вместе с нарастанием напряженности и беспокойства вся окружающая обстановка начинает окрашиваться в багровые тона. А другой скажет, что в такие моменты у него появляется ощущение, будто где-то в груди включается мощный мотор.

Если нужная тональность потока образов возникает в самоотчетах сразу же, то дальнейшую работу с воображением можно вести уже безотносительно к конкретному опыту участия в упражнении "Спринт". Можно, например, попросить занимающихся просто рисовать воображаемые картины по созвучию с теми, которые уже были предложены. Идея активизации будет проигрываться группой в различных образных воплощениях и начнет обрастать плотью живых ощущений и эмоций за счет вчувствования занимающихся в эти образы.

В этой игре можно использовать уже знакомое группе упражнение "Перевоплощения". Картин, эмоциональной сердцевиной которых является тема нарастающего потока чувств, можно найти немало: мелкий дождик переходит в ливень, бешено разгоняется приведенное в движение колесо, из тлеющего уголька вырастает пламя лесного пожара и т.п.

Одним из возможных вариантов использования ярких образов для тонизации и повышения уровня бодрствования является…

Упражнение 28. "Конденсатор"

Ведущий рисует перед участниками игры воображаемую картину насыщенного энергией пространства вокруг них. Члены группы закрывают глаза, чтобы лучше представить себе наэлектризованный, брызжущий искрами воздух, который напряженно вибрирует, потрескивает, переливается и вспыхивает всеми цветами радуги. Если ведущему удалось увлечь группу своим рассказом, картина становится для ее участников почти физически ощутимой: воздух начинает обжигать лицо, покалывать ноздри, легким ознобом растекаться по коже. Ведущий концентрирует внимание группы на дыхании. Каждый вдох, будто глоток электричества, искрящимся холодком расходится по телу. Воздух гудит и лопается в легких. С каждым вдохом организм как бы заряжается импульсами энергии, все более и более концентрируя ее в себе. Из внешнего пространства энергетический заряд перекачивается внутрь, наполняя тело звенящей легкостью и яростью динамита… Используя такого рода энергетизирующие образы, участники группы "заряжаются" в течение 2—3 минут.

Упражнение "Конденсатор" обычно оказывает сильное активизирующее воздействие на всех членов группы. Некоторые из них чувствуют себя после сеанса так, будто только что выскочили из ледяной воды или пробежались под дождичком. Наиболее выраженными эти эффекты бывают в тех случаях, когда ходом предшествующих занятий они уже подготовлены к коллективным "вхождениям" в воображаемую картину. Необходимый для зарядки организма образ растворенной в воздухе энергии может быть создан не только усилиями ведущего, но и коллективным творчеством всех занимающихся*. При переходе от групповой работы с "Конденсатором" к индивидуальной результаты самоактивации становятся обычно более скромными. Однако они почти всегда ощутимы. Использование образа вдыхаемой энергии на этапе выхода из расслабления помогает выходить в бодрствование более эмоционально, прочувствованно, с хорошим внутренним подъемом. Для отдельных участников игры образ спрессованной на вдохах энергии может оказаться слишком тревожным и будоражащим. Видимо, им больше подойдет…

______________

*Принцип организации совместной работы над образом можно позаимствовать из упражнения "Перевоплощения", приведенном на стр. 190.

Упражнение 29. "Восхождение"

Тонизирующая техника этой игры является перевертышем упражнения "Погружение" и предваряется аналогичной вводной фазой. Если общая идея предварительной раскачки ведущему ясна, то копировать описанный в "Погружении" вариант введения в работу не обязательно. Подготовительный этап может быть, например, и таким.

Участники рассаживаются, закрывают глаза. Ведущий предлагает каждому вообразить себя "пузырем", приподнимающимся и опускающимся в ритме дыхания. На вдохе пузырь становится все более невесомым и взлетает вверх, подобно воздушному шарику, на выдохе — набирает вес и массивным грузом проваливается все глубже и глубже.

После 2—3 минут работы можно обменяться впечатлениями и выяснить, например, что одному из участников игры удается "взлетать" на вдохе под самый потолок, другому — под купол неба, а третий едва-едва отрывается от своего кресла. Затем участники переходят к основной части упражнения. На вдохе делается внутренний подъем, на выдохе — пауза, во время которой главное — не сползти с достигнутого рубежа, следующий вдох — еще один шаг вверх и т.д.

Трудности, с которыми сталкиваются члены группы при освоении "Восхождения", в основном те же, что и при работе с "Погружением". Поначалу очень многие теряют набранную на вдохе высоту в момент выдоха. Иногда, для того чтобы удержаться, некоторые из участников игры стараются выдыхать медленно и очень осторожно, так что выдох практически неощутим. Нащупавшие эту хитрость стоят на верном пути, и ведущему нетрудно будет подвести их к следующей мысли: главное не в том, чтобы сделать выдох незаметным, а в том, чтобы не замечать его.

Нередко в работе над этим упражнением занимающиеся стихийно, сами того не подозревая, формируют у себя активизирующее "утреннее" дыхание — с долгим выразительным вдохом и коротким незаметным выдохом.

На групповом занятии участникам игры достаточно некоторого минимального освоения секретов "движения вверх". Дальнейшую шлифовку этой техники можно продолжать как в группе, так и дома. Необходимо предупредить участников группы, что "восхождения" не должны быть слишком длительными: для каждого такого микросеанса десяти-пятнадцати вдохов вполне достаточно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться