Юрий Пахомов. Занимательный аутотренинг

 разрешить с ее помощью, ведущему необходимо выяснить еще и для того, чтобы быть более точным в подборе упражнений и выборе основных направлений работы на занятиях. Кроме того, осведомленность о конкретных запросах членов группы позволяет ведущему более эффективно контролировать продвижение своих подопечных. Появляется возможность следить не только за овладением приемами саморегуляции на занятиях, но и за тем, как "срабатывают" эти приемы в реальных жизненных ситуациях, в частности во время спортивных соревнований.

Еще одна функция индивидуальных собеседований — это отбор в группу людей из большого количества желающих и отсев тех кандидатов, присутствие которых в групповой работе нежелательно. Отсев может оказаться необходимым даже в тех случаях, когда никакого "конкурса" среди желающих нет. Не следует допускать к занятиям лиц, состояние здоровья которых неудовлетворительно (за исключением тех случаев, когда сам ведущий — медик). Нецелесообразно также включать в группу людей случайных, не имеющих достаточной мотивации к овладению методом. Дело в том, что стабильный состав членов группы — одно из важных условий успешных занятий. Исчезновение одного или нескольких участников расхолаживающе действует на остальных и тормозит развитие внутригрупповых отношений. Между тем, как показывает опыт, чаще всего после первых встреч прекращают посещать занятия те, кто с самого начала пришел в группу без достаточно серьезных намерений: одного привело любопытство, другой пришел за компанию и т.д. Ведущему не следует браться за обучение тех, кто ждет от занятий эффектов заведомо нереальных или маловероятных. Техника релаксации сама по себе вряд ли поможет, например, тому, кто хочет наладить отношения со своими близкими, бросить курить или преодолеть застенчивость.

Не следует также набирать группу участников, уже владеющих навыками релаксации. Особенно нежелательно их участие в занятиях в тех случаях, когда ведущий не может гарантировать им освоение чего-то нового или существенное продвижение в достигнутом. Разумеется, все процедуры подготовки членов группы к предстоящей работе существенно упрощаются или становятся ненужными в тех случаях, когда занятия проводит тренер со своими учениками или преподаватель физкультуры с группой, которую он уже достаточно хорошо знает.

 Последняя важная задача, которую может решать ведущий в ходе собеседования, — это помощь занимающимся в осознании важности для них предстоящих занятий. Иногда бывает полезно поставить кандидата в группу в такое положение, когда он сам будет вынужден убеждать ведущего в том, что техника релаксации ему действительно необходима.

Приступая к организации процесса обучения, ведущему необходимо обеспечить занимающимся физический комфорт, особенно на протяжении первых нескольких встреч. Помещение должно быть достаточно теплым, не загроможденным ненужной мебелью, с хорошей звукоизоляцией*. Время для занятий лучше выбирать такое, чтобы члены группы не приходили на них голодными или сразу же после приема пищи. Следует также порекомендовать им приходить в удобной обуви и свободной одежде. Во время занятий ведущий должен ненавязчиво следить за тем, чтобы занимающиеся сидели по возможности удобно и естественно, не скрещивали ног и не переплетали пальцев рук.

___________

*В тех случаях, когда обучение релаксации не выделено в самостоятельный цикл занятий, а проводится по ходу спортивных тренировок или занятий физкультурой, упражнения на расслабление выполняются в "полевых" условиях.

Как работать с группой? У читателя может сложиться впечатление, что приведенная в книге последовательность игр и есть программа курса обучения релаксации. Однако это не так. Даже при максимальном насыщении учебного курса коллективными упражнениями ведущему вряд ли понадобится больше чем половина из них. Последовательность глав, в которые сгруппированы упражнения, отражает определенные этапы продвижения занимающихся, но в каждом конкретном случае занятия могут строиться со смещением, запараллеливанием или пропуском отдельных этапов. Выбор упражнений, таким образом, остается во многом делом вкуса, расчета и интуиции ведущего.

Продумывая упражнения для каждого очередного занятия, необходимо учитывать запросы членов группы, а также их индивидуальные особенности и степень овладения уже знакомыми группе элементами релаксации. Для этого на протяжении всего курса обучения ведущему необходимо присматриваться к членам группы и отмечать для себя их успехи и неудачи, особенности их телесного самовосприятия, внимания, воображения, манеры общаться.

При подборе упражнений следует руководствоваться не только логикой усвоения сложных элементов на основе уже освоенных более простых, но и логикой изменения психологической направленности упражнений по мере развития отношений в группе. Если на первых этапах занимающиеся выполняют задания в основном индивидуально, то впоследствии вводится все больше упражнений, основанных на взаимодействии двух или более членов группы (упражнения 6, 9, 15 и т.п.). Кроме того, по мере сплочения коллектива и установления непринужденных доброжелательных отношений ведущий осуществляет переход от заданий простых и жестко регламентированных к все более неопределенным, оставляющим достаточную свободу для импровизации, творческого самопроявления участников группы (упражнения 16, 21 и др.).

Очень важно учитывать степень психологической готовности группы к включению в ту или иную игру. Неявно задаваемый каждым упражнением уровень личностного самораскрытия, доверительности и единства действий должен находиться в "зоне ближайшего развития" внутригрупповых отношений. Тогда каждое упражнение становится как бы очередной ступенькой сплочения группы. В то же время слишком поспешное введение некоторых игр (особенно 6, 9, 15, 16) может вызвать недоумение и протест и поставить под угрозу не только дальнейшее продвижение группы, но и то, что уже было достигнуто.

В некоторых случаях смягчить психологическое сопротивление, возникающее при включении в задание, удается за счет чисто внешних приемов. Можно, например, заранее подготавливать участников к необычности предстоящего действия тем, что говорить чуть тише обычного, с некоторым понижением интонаций. Можно также использовать во время выполнения упражнений приглушенное, слабое освещение.

Важным качеством, необходимым ведущему для работы с группой, является гибкость. Каждое очередное занятие должно тщательно планироваться. И вместе с тем ведущий всегда должен быть готов к импровизации, к тому, что спонтанное развитие событий в группе или какие-то неожиданные обстоятельства подскажут ему новый поворот в ведении группы и выборе упражнений. В некоторых случаях необходимость введения не предусмотренных заранее упражнений может естественно вытекать из обсуждения тех трудностей, с которыми столкнулись участники при выполнении домашнего задания или во время групповых занятий.

Стиль ведения занятий и развитие межличностных контактов во многом зависят от состава занимающихся. Так, с группами, состоящими из одних только мужчин или одних женщин, а также с группами, набранными из людей старшего возраста, занятия проводятся в более строгой и сдержанной манере, нежели с группами смешанными или состоящими из молодых и малознакомых между собой людей. Приведем в качестве иллюстрации два варианта построения учебного курса по технике релаксации и попробуем проследить, как шли занятия и чем руководствовался ведущий при выборе различных упражнений в двух разных группах*.

_____________

*Рассматриваются группы, члены которых не были знакомы между собой до начала занятий.

Как видно из таблицы, в первой группе ведущий начал занятия с постепенного введения участников в работу над релаксацией через тренинг мышечного внимания. Вторая группа по результатам предварительных бесед показалась ведущему более подготовленной и информированной об основах аутотренинга, поэтому он счел возможным сразу же приступить к формированию релаксационных ощущений. Однако некоторая несобранность ее членов и неустойчивость результатов их работы заставили ведущего обратиться к упражнению на внимание "Интроскоп".

В начале второго занятия ведущий, почувствовав готовность членов первой группы к более тесным эмоциональным контактам, предложил им поработать с упражнением "Кирпич". Это упражнение еще более раскрепостило участников и укрепило их психологическое единство. Во второй группе между занимающимися сложились более сдержанные взаимоотношения. Оценив их самостоятельную работу над упражнениями предыдущего дня как успешную, ведущий продолжил движение группы в том же направлении.

На третьем занятии члены первой группы легко освоили упражнение "Ассоциации" и с удовольствием поработали над упражнением "Лесенка". Обсуждения были оживленными, и игровой характер взаимодействия пришелся им по вкусу. Работа во второй группе отличалась более выраженной направленностью на овладение конкретными навыками, нежели на взаимодействие друг с другом.

 

Занятия

Группа

 

первая

вторая

Первое

"Интроскоп" "Фокусировка" "Гамма

"Контраст" "Интроскоп"

Второе

"Фокусировка" "Кирпич" "Контраст"

"Контраст" "Интроскоп"

Сеанс гетеротренинга

Третье

"Контраст" "Ассоциации" "Лесенка"

Сеанс гетеротренинга

"Контраст" "Фокусировка"

Сеанс гетеротренинга

Четвертое

"Контраст" "Лесенка"

Сеанс гетеротренинга

"Замедленное движение" "Фокусировка" "Конденсатор"

Сеанс гетеротренинга

Пятое

"Насос" "Погружение"

Сеанс гетеротренинга

"Задержка" "Волшебная палочка"

Сеанс гетеротренинга

Шестое

"Восхождение" "Зеркало" " Перевоплощения "

"Эксперт" "Термометр"

Седьмое

"Демонстратор" "Кипятильник" Обсуждение успешных и неудачных случаев

"Снятие зажимов" "Стоп"

"Частичный выход"

Восьмое

"Ванька-встанька" "Карусель" "Допрос"

"Трансформатор" "Карусель"

 На четвертом занятии первая группа значительное время посвятила полюбившемуся ей упражнению "Лесенка". Вторая группа еще более заострила свое внимание на чисто "технических" моментах. Расслабление во время занятия стало настолько глубоким, что ведущий должен был срочно ввести антирелаксационное упражнение "Конденсатор".

Обсуждение на пятом занятии показало: члены первой группы еще не научились достаточно глубоко расслаблять мышцы посредством упражнения "Контраст". Ведущий решил выводить их на расслабление через дыхание. В это время вторая группа уже перешла к отработке навыков "естественного" саморасслабления.

К шестому занятию первая группа практически освоила саморасслабление через дыхание и уже нуждалась в отработке навыка самостоятельного выхода из релаксации. По-видимому, перевоплощения позволили многим достичь релаксации силой воображения и произвели на них сильное эмоциональное впечатление. Вторая группа также овладела техникой саморасслабления, и ее члены с удовольствием демонстрировали эти навыки в играх-соревнованиях.

На седьмом занятии первая группа, как и вторая на шестом, испытывала приобретенные навыки в соревновательных ситуациях. Вторая же группа приступила к изучению фигур высшего пилотажа релаксации.

К восьмому занятию первая группа по уровню трудности решаемых ею задач оказалась впереди второй группы. Скорее всего, установившаяся в группе атмосфера большей эмоциональной раскрепощенности и сыграла роль пружины, позволившей ее членам стремительно продвинуться.

Разобранный пример лишний раз подтверждает, насколько важно ведущему заботиться о создании благоприятного психологического климата на занятиях. Он должен учитывать, что психологическое состояние группы зависит не только от явно организуемых взаимодействий в рамках того или иного упражнения, но и от того, например, как организовано пространство во время занятий. Если на первых встречах ведущему важно завладеть вниманием группы и изолировать участников игр друг от друга, ему лучше рассадить их в ряд лицом к себе и друг к другу боком, оставив значительные промежутки между стульями. Когда надо оживить связи между отдельными участниками группы, ряд можно перестроить в полукруг, так чтобы они держали в поле зрения не только ведущего, но и друг друга. Если же в группе уже начала складываться атмосфера доверия и раскованности и налицо общая настроенность на работу, участников лучше рассадить в кружок, внутри которого ведущий уже не будет занимать особого положения.

Для углубления эмоциональных контактов между членами группы важно и то, как оценивает ведущий результаты их работы над заданиями и высказанные ими в обсуждениях мнения. Чтобы участники не были скованы в своих действиях боязнью ошибиться, потерпеть неудачу на глазах у своих товарищей, необходимо воздерживаться от негативных оценок, любых выражений неодобрения в адрес того или иного члена группы. Более того, в работе каждого ведущий должен постараться увидеть и подчеркнуть все позитивное и важное для остальных. К каждому самостоятельному шагу или мнению своих подопечных ведущий должен относиться с доброжелательным вниманием, с готовностью терпеливо выслушать и понять. Это создает необходимые психологические условия и для свободного выражения, и для сплочения группы.

При занятиях с реальными коллективами (такими, например, как спортивные команды) возможности управления психологическим климатом в группе во многом ограничены инерцией уже сложившихся отношений. Однако и сами эти отношения могут в какой-то мере меняться в ходе занятий и благодаря им. Так, например, при умелом использовании коллективных упражнений может быть повышена сплоченность спортивных команд, особенно детских и юношеских.

В тех случаях, когда групповые занятия проводятся достаточно редко, особое значение приобретают определенность и обязательность домашних заданий. В конце каждого занятия следует повторить основное содержание новых упражнений, которые могут быть использованы в самостоятельной подготовке, чтобы занимающиеся смогли сделать для себя нужные записи. Для занятий дома можно рекомендовать лишь те упражнения и их модификации, которые допускают индивидуальное выполнение. Самостоятельные занятия желательно проводить ежедневно, уделяя им по 10—15 минут. Особенно активной должна быть работа над домашними заданиями тех, у кого в ходе занятия наметилось отставание от общего уровня групповых достижений. Ведущему целесообразно также предложить участникам группы вести дневник, в который должны заноситься время самостоятельных занятий, названия соответствующих упражнений, возникающие во время их выполнения ощущения, трудности в работе и общая оценка удовлетворенности ею. Он может иметь следующий вид.

Дата, время, ч, мин.

Упражнение

Трудности

Эффект

Оценка

30 ноября 14.00-14.06

"Контраст" (сжимание кулаков)

 

Вначале немеют кисти, через некоторое время они как бы наливаются свинцом. Потом появляется тяжесть в запястьях, и ноги напрягаются от колен вверх.

Упражнение понравилось

На завершающих встречах полезно бывает перераспределить время занятий, посвятив значительную его часть внеучебным моментам, связанным с практическим использованием освоенных в группе умений.

 

Приложения

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗЕРКАЛЕ ИГР-ПАРОДИЙ

Изменения, происходившие в нашем обществе в последние годы, сопровождались вовлечением большого количества гуманитариев в политическое консультирование. Не минула сия чаша и меня. Один мой умудренный опытом коллега как-то заметил: "Главное в любой избирательной кампании — это процессы возбуждения финансовых потоков (кандидатом и теми, кто его поддерживает) и подставления карманов (теми, кто ведет кандидата к победе)". "И организации веселой жизни вокруг всего этого", — добавил я от себя, когда ввязался в это дело. И приступил к созданию "комнаты смеха", в которой принятые методы работы с избирателями могли бы немножко "покривляться", показать себя с неожиданной стороны. Впрочем, издевки в этом шутливом начинании было не меньше, чем прагматизма. Ведь очень часто выигрывает тот, на чьей стороне молодежь. А молодым, как известно, звериная серьезность не присуща. Итак, пара сувениров, вынесенных из океана политических страстей.

Портрет избранника

Поиск образа кандидата, отвечающего идеалам и чаяниям избирателей, — неизбывная головная боль имиджмейкеров. Попробуем и мы поискать что-нибудь подходящее для себя. Для игры понадобится круговая шкала качеств политического деятеля диаметром 0,5— 0,6 м, нарисованная на листе ватмана. Например, такая:

Играть могут 5—8 человек. Один из игроков, которому отводится роль бесстрастного исполнителя, непрерывной линией фломастера рисует внутри круга силуэт. При этом движением его руки управляют остальные участники. Каждый из играющих по очереди называет одну из обозначенных на круговой шкале человеческих черт. Пусть кому-то хочется добавить к облику народного кумира побольше агрессивности. Он заявляет об этом — и тут же фломастер начинает медленно двигаться в сторону соответствующей риски. Затем другой участник называет еще какую-то черту характера—и цветная линия меняет направление, устремляясь к другому делению шкалы. По очереди управляя движением фломастера, участники должны в конце концов получить профиль избранника — воплощение их коллективной мечты о человеке-идеале. Если портрет получился смешным, уродливым или несуразным, огорчаться не стоит: в "серьезных" избирательных кампаниях случается и не такое.

Более сложный вариант игры — это ее организация в виде одновременной работы двух команд, состязающихся в слаженности своих действий, скорости рисования и качестве результата совместных усилий. Для проведения подобного соревнования понадобятся, соответственно, вдвое больше участников, две шкалы качеств и два добровольца на роль художника-медиума.

 Битва за голоса

Игра имитирует борьбу политических деятелей и партий за голоса избирателей. В ней может участвовать группа численностью от 10 до 30 человек. Первый этап игры — разминка и ознакомление с правилами. Группа разбивается на пары или тройки. Каждая из пар придумывает слово с заданным (один, два или три) количеством слогов. По команде ведущего все пары одновременно выкрикивают заготовленные слова. Задача — максимально заглушить слова соперников и добиться того, чтобы свое слово звучало как можно громче. Потренировавшись несколько раз в перекрикивании друг друга и достигнув синхронности в выполнении команды, участники переходят к основному этапу игры.

Группа разбивается на две подгруппы: "избиратели" (не менее 4 человек) и "агитаторы" (не менее 3 команд по 2—3 человека в каждой). Ведущий отводит агитаторам полторы-две минуты для того, чтобы каждая из команд сформулировала лозунг своей партии или кандидата — фразу с заданным количеством слогов. После этого агитаторы становятся в круг так, чтобы члены одной команды не соседствовали друг с другом. Часть группы, изображающая избирателей, заходит внутрь круга. По команде ведущего агитаторы одновременно выкрикивают лозунги (каждая команда — свой). Тот из избирателей, кому удалось расслышать чей-либо лозунг, выходит из середины во внешний круг и присоединяется к агитаторам. Так что во время следующей попытки лозунг, достигший его слуха, будет звучать на одну глотку громче. Игра продолжается до тех пор, пока в центре круга не останется ни одного участника. Выигрывает команда, сумевшая навербовать наибольшее количество "сторонников".

Открою секрет: у первой выигравшей эту игру команды на знамени был начертан слоган "Нам до фени!" Что бы это значило?

 

У ИСТОКОВ НОВОЙ ПРОФЕССИИ

Одним из наиболее ярких новшеств, внесенных отечественными изобретателями в арсенал политических технологий конца XX века, является уличное телевидение. Представьте себе: вы выходите из метро, следуете привычным путем на автобусную остановку… Вдруг слышите многократно усиленные динамиками голоса. Поворачиваете голову — и видите микроавтобус, затем лица говорящих на воздвигнутом над ним большом экране. Видите плотным кольцом сгрудившуюся у микроавтобуса толпу. Пробравшись поближе, вы обнаруживаете в центре людского кольца оператора с видеокамерой и человека с микрофоном, который дает высказаться то одному, то другому. Люди делятся своими маленькими радостями. Ругают власть. Мечут молнии обличений. Исповедуются. Ведут отчаянные словесные бои за свои убеждения. Это — уличное телевидение.

Как и из чего это все произросло — кто ведает? Говорят, уличное телевидение возникло на стыке тележурналистики и практики организационно-деятельностных игр, а затем было усилено возможностями спутниковой связи и сети Интернет. Во мгле истории реют овеянные легендой имена Сергейцева, Левинтова и других патриархов методологического сообщества. Самого меня посвящал в это ремесло Сергей Иванович Котельников. Дело было в Киеве, в 1999 году. Именно тогда впервые возникла необходимость в организации массовой подготовки ведущих уличного телевидения.

Что это за птица такая — ведущий? Как вы уже, вероятно, догадались, это тот самый человек с микрофоном. Чтобы работало уличное телевидение, людям должно быть интересно разговаривать друг с другом. Необходимы увлеченность, азарт. Но при этом споры не должны переходить в потасовки, а борьба убеждений — во взаимные оскорбления. Тема и направленность обсуждений не должны выходить из заранее намеченных границ. Но главное — обсуждение должно приводить его участников к чему-то, чего они не знали раньше. К новым граням понимания того, о чем шла речь.

К новым сомнениям и новой уверенности. Не будет ведущего — не будет и всего перечисленного выше.

Что же требуется от ведущего в его работе? Он должен быть актером: своей речью, пластикой, голосом уметь привлечь прохожих. Необходима и способность понимать любого собеседника, сколь бы замысловатыми ни были его высказывания. Необходимо умение длительное время удерживать смысловую нить хаотически расползающегося обсуждения. Увязывать в целое кончики разрозненных мыслей — и одной фразой подытоживать суть длительных отрезков беседы. Ведущий должен помнить, кто, о чем и как говорил — и это в условиях проточной аудитории, когда за три часа работы активные участники обсуждений могут сменяться десятками. Он должен быть способен сквозь крики одних слышать шепот других, а также вовсе не слышать того, что может помешать его работе. Должен следить за реакциями собравшихся. Хороший ведущий знает, что и как будет сказано, прежде чем человек открыл рот. Он в состоянии слышать и понимать нескольких людей, говорящих одновременно. Ведущий может весело играть с аудиторией, — но он же может поставить ее перед серьезнейшим выбором. Может рассмешить — и может заставить ужаснуться. Короче говоря, ведущий уличного телевидения — это человек, обладающий целым букетом сверхъестественных способностей.

Ниже приводится несколько игр-упражнений, которые реально использовались при подготовке первого выпуска ведущих уличного телевидения. Направленность игр, даже одних и тех же, в разных ситуациях их использования была различной. И эффекты получались самые разные: от усиления сплоченности группы — до отвлечения и релаксации, от раскрытия необычных способностей — до освобождения от случающихся в работе стрессовых ситуаций путем их "окарикатуривания", "огротесквления" и вообще "остранения".

1. Поймай слово

В игре участвуют двое. Один из играющих начинает произносить фразу, другой — не дожидаясь ее окончания, выкрикивает какое-то слово. Задача первого — как можно быстрее завершить фразу, обязательно вставив в нее слово, которое он услышал от своего партнера.

 Более сложный вариант — игра в тройках: первый высказывает некоторое суждение, второй должен пересказать его своими словами без искажения смысла, а третий — бомбардирует второго словами, которые тот должен вставлять в свою речь.

2. Собери рассказ

В игре принимают участие 6—7 человек. Основная группа остается в комнате, в то время как водящий на время выходит. Группа располагается в ряд, первый из играющих начинает повествование. Произнеся 2-3 фразы, он передает слово соседу и так далее, до тех пор, пока вся группа совместно не построит нечто наподобие рассказа. Затем авторы коллективного повествования перестраиваются, стараясь как можно сильнее изменить исходный порядок их расположения. На выполнение задания группе отводится 3 минуты. Затем водящий приглашается в комнату и начинает по порядку обходить игроков, выслушивая фрагменты каждого из них. После того как закончится речь последнего, водящий после минутного размышления выстраивает участников игры в правильной, как ему представляется, последовательности — с тем, чтобы получилось связное (исходное) повествование. Далее происходит проверка: выстроенные водящим участники произносят свои отрывки — и связность или бессвязность того, что получилось, становится очевидной для всех.

3. Композиция

Участвуют 5—7 человек. Каждый из играющих (кроме водящего) заготавливает по одной фразе из трех слов. Требования к фразам: конкретное (наглядное) содержание и трехчленная структура (подлежащее, сказуемое, еще что-нибудь). После того как каждый из участников выскажется, водящий после минутного размышления выстраивает их в нужном ему порядке. Затем он "включает" каждого из игроков. После того как прозвучит отрывок очередного участника, ведущий сам произносит 1—2 фразы-связки и "включает" следующего игрока. Доведя действо до конца, водящий должен получить по возможности связное повествование или рассуждение.

4. Встречная речь

В игре участвуют двое. По сигналу играющие в течение 2—3 минут что-то рассказывают друг другу, стараясь одновременно слушать и понимать напарника. Затем происходит проверка того, насколько точно и полно партнеры были поняты друг другом.

Более сложные, еще не апробированные варианты:

а) вместо рассказа читается незнакомый текст;

б) играют не двое, а трое.

5. Театр абсурда

В игре участвуют 5—6 человек. Каждый из участников выбирает тему или житейскую ситуацию. Все они становятся полукругом вокруг "ведущего" и начинают бубнить — каждый о том, что задумал (исчерпав содержание задуманного, можно повторять его циклами). Как только ведущий приближается к одному из них, чтобы расспросить, поговорить о его ситуации, все остальные начинают бубнить громче, яростнее и ближе к уху ведущего, стараясь помешать разговору. Ведущий обходит всех и говорит с каждым. Затем кратко резюмирует, с кем и о чем был разговор, а участники оценивают, насколько ему удалось вникнуть в то, о чем говорилось (при оценке и подсчете очков участники могут использовать пятибалльную систему, выбрасывая нужное количество пальцев).

В большой группе возможны варианты с участием нескольких одновременно работающих водящих.

6. Загадка

В игре участвуют 5—6 человек. Водящий закрывает глаза. В это время стоящие вокруг него участники распределяют роли: два-три обладателя разгадки (задумывают предмет, который будет отгадывать водящий с помощью "да-нет" вопросов) и все остальные — "невменяемые" (источник помех). Если водящий подходит к "невменяемому", тот начинает орать какой-нибудь лозунг или жалобу. Если к обладателю разгадки — тот отвечает на его вопросы (не более 4 ответов от каждого при двух держателях загадки и не более 3— при трех), но достаточно тихо, а в это время все остальные орут в уши водящего, стараясь отвлечь его. Количество "вменяемых", а также количество и способ распределения ответов водящему неизвестны. Через 3—5 минут (если водящий не отгадал предмет еще раньше) попытки отгадать прекращаются и водящий сообщает группе, кто, на его взгляд, был "вменяемым" и докуда он смог дойти в отгадывании предмета.

В большой группе возможны варианты с несколькими одновременно работающими водящими. В этом случае более наглядно могут проявляться различия между стратегиями выявления "вменяемых" и работы с ними.

7. Облик героя

Две соперничающие команды располагаются через одного и начинают по очереди творить коллективное повествование (по одной фразе). Задача одних— очернить главного героя, задача других — обелить его, представить в наиболее выгодном свете.

8. Сюжетомешалка

В игре могут участвовать 7—10 человек. Участники рассаживаются в круг, водящий располагается в центре. Сидящие в кругу разбиваются на две равные подгруппы таким образом, чтобы члены каждой из подгрупп сидели через одного. Один из сидящих в кругу начинает вслух сочинять историю (сказку, фантастический или приключенческий рассказ). Произнеся несколько фраз, он передает слово соседу слева, члену другой подгруппы. Тот начинает придумывать какую-то свою историю. Все действие движется по часовой стрелке. Третий участник продолжает историю первого, четвертый — второго и так далее. Таким образом, каждая из подгрупп развивает свой сюжет, и оба сюжета вразбивку движутся по кругу.

Для того чтобы регулировать передачу слова, можно использовать какой-нибудь предмет. После того как круг завершится, водящий должен пересказать оба сюжета, не перепутав при этом их персонажей и основные события.

Основные линии возможного усложнения или модификации первоначального варианта игры:

а) сюжеты пробегают до своего завершения не один, а два круга;

б) группа разбивается не на две, а на три подгруппы;

в) в кругу сидит не один, а двое водящих, и группа оценивает точность воспроизведения сюжетов каждым из них;

г) задача водящего — не пересказывать оба сюжета порознь, а объединить их в новый сюжет, сделав его предельно связным, но не утратив при этом событийных подробностей исходных сюжетов;

д) группа работает без водящего и без разбиения на подгруппы. Просто по кругу запускаются сразу два или три сюжета, и каждый из участников должен отслеживать все сюжеты и вовремя встраиваться в каждый из них.

На основе последней модификации можно построить целую серию усложняющихся игр. Их общая идея заключается в том, что  работают несколько подгрупп, каждая из которых развивает свой сюжет. При этом, однако, некоторые участники могут входить одновременно в две и более подгруппы. Соответственно, им приходится работать сразу с несколькими сюжетами.

Участник "включен" в оба сюжета и должен по ходу игры вставлять нужные фрагменты-продолжения в каждый из них. Более сложная для него задача — с помощью коротких смысловых связок "встраивать" фрагмент, пришедший к нему в качестве эстафеты из одной сюжетной линии в другую и наоборот. То есть, переносить фрагменты из сюжета в сюжет, осуществлять обмен фрагментами между подгруппами. Еще одна непростая задача — построение универсального фрагмента, который может служить продолжением как для первой, так и для второй сюжетных линий.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться