Юрий Пахомов. Занимательный аутотренинг

Тонизирующий эффект игры обнаруживается довольно скоро и затрагивает не только общее самочувствие, но и эмоциональную сферу. "Вертикальный взлет" сопровождается обычно радостным возбуждением, переживанием необыкновенной легкости и свободы. Многие занимающиеся не только с удовольствием выполняют это упражнение как тренировочное, но и начинают применять его в повседневной жизни в качестве "утренней психической зарядки", "лекарства от плохого настроения" и т.п. Спортсменами это упражнение, так же как и предыдущее, может быть использовано для предстартовой энергетизации.

После того как "Восхождение" будет освоено достаточно хорошо, можно предложить участникам группы поработать с этим упражнением, как с одним из способов завершения релаксационных сеансов. Вероятно, многие найдут для себя удобным этот своеобразный лифт, выносящий из глубин расслабления на поверхность жизни. Но даже если кому-то такая форма пробуждения очень понравилась, поиски еще более эффективных способов самомобилизации можно продолжить.

Упражнение 30. "Пульс"

Ведущий предлагает членам группы нащупать свой пульс. Это можно сделать либо классическим способом, сжимая пальцами левой руки запястье, либо через сосредоточение внимания на пульсации в какой-нибудь части тела, как в упражнении "Гамма". По команде "Начали!" ведущий включает секундомер, а занимающиеся начинают подсчитывать удары пульса. Ровно через 20 секунд ведущий останавливает время, и каждый запоминает свой результат. После этого члены группы получают задание максимально участить свой пульс. При этом не разрешается прибегать к помощи внешних самовоздействий: двигаться, напрягать мышцы, искусственно учащать дыхание и т.п. Участники должны искать внутренние, психологические, рычаги управления пульсом. На выполнение задания отводится 3—4 минуты, после чего ведущий производит повторный замер.

Это упражнение целесообразно предлагать группе лишь в том случае, если ведущий уверен в безупречном состоянии здоровья всех участников. Хорошим результатом можно считать увеличение частоты пульса на 6—12 ударов в минуту. В обсуждении ведущему важно выявить, за счет чего и каким образом каждый из занимающихся пытался решать поставленную перед ним задачу. Особый интерес представляют обычно отчеты тех, кто лучше других справился с заданием. Вероятно, в повторных исполнениях остальные члены группы попытаются использовать передовой опыт своих товарищей и смогут достичь более ощутимого результата. А может быть, этого и не произойдет, и они предпочтут искать свои собственные подходы к управлению пульсом. Поиски при этом могут вестись в самых различных направлениях, и никто здесь не застрахован от открытий. Кому-то, например, для учащения сердцебиений нужно будет "войти" в ритм своего пульса* и как бы изнутри постараться взвинтить его. Кто-то обнаружит в себе способность непосредственно нагнетать внутреннюю напряженность. Действенным приемом может оказаться также проживание в воображении вымышленных или реально имевших место в жизни того или иного участника ситуаций, связанных с высокой эмоциональной напряженностью.

Идея самоактивации через воображение проста и понятна каждому. Она легко привлекает к себе внимание группы в ходе обсуждения. Если групповая работа двинется в этом направлении, то главное для ведущего — не допустить использования участниками группы образов и сцен, окрашенных негативными чувствами, такими, как боль, гнев, испуг и т.п. Образы здесь нужны не просто сильные, задевающие человека за живое и втягивающие в какие-то острые переживания. По своему смыслу и настрою они должны быть обязательно радостными, жизнеутверждающими, несущими мощный импульс к активному созидательному действию. Хорошо, например, если кто-то сможет окунуться памятью в прошлое и заново прожить тот миг, когда он решился на смелый поступок. Хорошо, если кто-то силой своего вымысла сумеет вкусить волнение артиста на сцене или восторженную ярость спортсмена, готовящегося бить мировой рекорд. Быть может, кого-то приведут в волнение величественные картины природы: встающее над долинами солнце, несокрушимая сила штормовых волн, буйное торжество ливней и ураганов. А чье-то сердце забьется чаще при мысли о славных свершениях людей, о судьбах, вживаясь в которые начинаешь явственно слышать за спиной гул веков и ощущать причастность к истории своего народа. Легкость отскакивающего теннисного мячика, упругая сила натянутой тетивы также могут оказаться хорошими активизирующими образами.

____________

*Разрабатывая эту линию, необходимо постоянно помнить о предостережении, данном на стр. 163.

Спортсменам при работе с этим упражнением полезно мысленно перемещаться в обстановку предстартовых секунд или в ситуацию решающего натиска, рывка, усилия — в каком-то смысле это "обогатит" их соревновательный опыт.

В ходе поиска и кристаллизации "картин пробуждения" занимающимся полезно будет обратиться к уже известным приемам групповых занятий. Так, упражнение "Лесенка" может быть использовано для организации группового генератора "антирелаксационных образов", упражнение "Перевоплощения" — как техника углубленного вживания в воображаемую картину. Используемые в упражнении "Пульс" картины необходимо по возможности разнообразить, так как частое обращение к одним и тем же представлениям ведет к их психологическому износу, утрате силы воздействий.

Для раскрепощения образной сферы можно также предложить участникам группы специальную игру, по ходу которой нужно передавать из рук в руки нить "коллективного сновидения", т.е. рассказа без названия, сюжета и логики. Это свободное блуждание по лабиринтам воспоминаний и ассоциаций, втянуться в которое может лишь достаточно сплоченная группа, уже имеющая опыт работы с воображением. Интересной особенностью "коллективного сновидения" является его самоорганизация — переход от хаоса и разнобоя вносимых членами группы направлений к сонастроенности и появлению отчетливо ощущаемой каждым общей линии.

Практика коллективных сновидений и коллективных воспоминаний позволяет участникам группы расширить границы своего сознания далеко за пределы актуального "сейчас". Иногда бывает достаточно участия в одном 20—30-минутном сеансе, чтобы всколыхнуть слежавшиеся пласты прожитого и сделать живым и волнующим то, что, казалось бы, ушло навсегда. Состояние это, вероятно, знакомо каждому. В сознание бурно вторгается прошлое, и вновь начинают манить затерянные в детстве мечты о героях и подвигах. Распирает грудь изведанное когда-то во сне ощущение полета. С пронзительной остротой обнажается вдруг суть давно поблекших стихов и забытой музыки. После того как участники группы освоятся в потоке образов, ведущему следует мягко направить сновидение в нужное группе приподнятое, жизнеутверждающее русло. Работа с возникающими в нем образами и переживаниями и будет формировать тот внутренний, психологический, ориентир, который необходим для перехода из релаксационной отрешенности в приподнятое, боевое состояние активного действия.

 

7. РАССЛАБЬТЕСЬ, ВЫ ОПАЗДЫВАЕТЕ!

В заключение курса занимающимся полезно освоить приведенные ниже упражнения повышенной трудности, искусственно моделирующие условия, наименее благоприятные для занятий релаксацией.

Упражнение 31. «Ванька-встанька»

Шесть—восемь участников игры становятся в круг, плотно прижавшись плечами друг к другу. Один из членов группы — "кукла" — располагается в центре круга (с закрытыми глазами). Его задача — максимально расслабить все мышцы, за исключением удерживающих в выпрямленном положении ноги и позвоночник. Стоящие в кругу члены группы поднимают руки на уровень груди и, обратив их ладонями к "кукле", начинают мягко подталкивать ее от одного к другому. При этом она не должна сгибать колени и отрывать подошвы от пола. Тело "куклы" ведет себя подобно шарнирно соединенному с полом упругому стержню. Она падает своей верхней частью на чьи-то выставленные ладони. Мягким пружинящим движением несколько рук перекидывают ее на противоположную сторону живого круга и т.д. Во время всех этих действий "кукла" должна сохранять максимально возможную общую расслабленность. Группа раскачивает "куклу" из стороны в сторону в течение 1—1,5 минут, после чего в центр круга становится новый участник и игра продолжается.

При выполнении этого упражнения исключительное значение имеет соблюдение правил техники безопасности. Не менее половины стоящих в кругу участников должны быть мужчины. Они равномерно распределяются по всему периметру круга. Каждое падение тела "куклы" принимают на себя 2—3 человека. Чтобы мягко погасить инерцию падения, они выставляют вперед пружинящие ладони на некотором расстоянии от себя. Отталкивают партнера также мягко и бережно. Сильные и резкие толчки недопустимы, так как могут привести к разрушению круга и падению расслабляющегося на пол. Диаметр круга должен быть подобран так, чтобы максимальное отклонение "куклы" от вертикали не превышало 20°. Во время проведения игры ведущему надлежит быть особенно внимательным и осторожным.

Как правило, "Ванька-встанька" проходит оживленно. Это упражнение интересно тем, что группа может на ощупь довольно точно определить, расслабился стоящий в центре участник игры или же находится в напряжении. Обычно члены группы выражают свою оценку расслабленности "куклы" еще в ходе игры — иногда в форме шуток, иногда серьезно.

В группе наверняка найдется несколько участников, которые, оказавшись в центре круга, чувствуют себя очень напряженно и скованно. Им не дает расслабиться страх перед падением, часто импульсивно возникающий вопреки разумной уверенности в безопасности игры. Рано или поздно им все же удается справиться с собой, и не последнюю роль здесь играет искренняя поддержка товарищей по группе. У тех же членов группы, кто достаточно глубоко расслабляется в роли "ваньки-встаньки", остаются обычно приятные ощущения от пребывания в кругу. Многим приятны не только укачивания сами по себе, но и "физически" проявляющееся в них заботливое и бережное отношение со стороны других участников игры.

Игру "Ванька-встанька" можно проводить только в тех группах, где уже сложились доверительные отношения между участниками. В группах недостаточно сплоченных скованность во время выполнения этого упражнения может возникать гораздо чаще. Связана она обычно с тем, что многие психологически еще не готовы доверить группе заботу о своей безопасности. У отдельных членов группы может проявиться также боязнь прикосновений.

Упражнение 32. "Снятие зажимов"

Ведущий предлагает участникам игры принять какую-либо заведомо неудобную позу: не поворачивая плеч и туловища, оглянуться, прижать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть вперед плечи, сесть неестественно прямо, коснуться пальцами руки основания задней ножки стула и т.п. При этом в определенных мышцах и суставах возникают локальные напряжения — зажимы.

 Участникам дается задание: максимально точно выделить область возникшего зажима и, сконцентрировав в этой области расслабление, снять зажим.

Как правило, при выполнении этого упражнения члены группы отчетливо ощущают комок напряжений, который с каждой последующей попыткой все легче рассасывается, растворяется в потоках внутреннего тепла. Развлекательным вариантом этой игры являются поиск и снятие "зажимов" у хорошо известных занимающимся скульптур через копирование их позы.

Желательно как можно чаще практиковать это упражнение в повседневной жизни, стараясь снимать прежде всего зажимы спонтанные, возникающие непроизвольно. Превратившись в привычку, эта элементарная форма самоконтроля позволит членам группы значительно повысить свою работоспособность, стать раскованнее, спокойнее и даже… сообразительнее. Чтобы проиллюстрировать это последнее, странное на первый взгляд положение, ведущий может провести следующий демонстрационный опыт.

Пусть участники группы попробуют перемножать двузначные числа — сначала в обычном состоянии, а потом с сильно сжатыми губами или каким-нибудь другим искусственно созданным очагом мышечного напряжения (см. упражнение "Контраст"). Многие заметят, что в условиях искусственного "зажима" справляться с заданием гораздо труднее: память становится короткой, мысли начинают путаться и разбегаться, вычисления идут медленно, с ошибками. Вероятно, нечто подобное происходит с нами в неожиданных ситуациях: непроизвольно возникающее напряжение сковывает мышцы — и мы теряемся, забываем обо всем на свете, не можем вовремя сообразить, что делать.

Приведем еще одну модификацию "Снятия зажимов"…

Упражнение 33. "Стоп"

Участники группы свободно разбредаются по комнате. Выбрав удобный момент, ведущий командует: "Стоп!". По этой команде каждый застывает в той позе, в которой его застал сигнал. После этого, не нарушая зафиксировнных поз, участники выявляют и снимают у себя мышечные "зажимы".

Действие правил упражнения "Стоп" можно распространить на все оставшееся время занятий. Тогда можно будет прерывать им

 естественные движения занимающихся — расстановку ими стульев, укладывание вещей и т.п. Разумеется, при этом ведущий должен быть особенно внимательным и осторожным. Тренерами это упражнение может быть включено в учебные фрагменты спортивных игр или единоборств для работы над устранением ненужных напряжений в позах и перемещениях спортсменов.

Упражнение 34. "Частичный выход"

Удобно расположившись в креслах, члены группы расслабляются. Затем по указанию ведущего каждый сжимает в кулак правую или левую руку и держит какое-то время кулак в напряженном состоянии. Все мышцы, кроме тех, которые сжимают кулак, должны оставаться предельно расслабленными. При "квалифицированном" выполнении упражнения из глубокого расслабления выводятся только кисть и предплечье одной руки.

Некоторым выполнить упражнение удается сразу, большинству же — только после тренировки. В ходе обмена впечатлениями участники группы нередко отмечают феномен "чередования фигуры и фона". Когда внимание сосредоточено на расслаблении, напряженная часть воспринимается как удаленная, находящаяся где-то на периферии тела, и настолько маленькая, что ее можно даже не замечать. Она как бы "выключается" из доминирующего ощущения общей расслабленности. Но стоит вниманию "зацепиться" за группу нагруженных мышц — и тут же рука становится огромной и от нее каркас напряжений тугими нитями расходится по всему телу.

Упражняясь в "Частичном выходе", занимающиеся учатся произвольно чередовать способы восприятия своего тела, стягивать в едва ощущаемую точку область вынужденного напряжения, а впоследствии — и несколько таких областей. В это упражнение можно включить весь арсенал приемов создания местных мышечных нагрузок из упражнения "Контраст".

Умение отключаться от локальных источников напряжений незаменимо в тех случаях, когда полное расслабление мышц невозможно (вынужденная неудобная поза, тяжелые вещи в руках и т.п.). Обычно психическое восстановление происходит и в тех случаях, когда сознание "пропускается" не через все расслабленное тело, а лишь через его часть.

 В более сложных модификациях этого упражнения от занимающихся требуется сохранять максимальную расслабленность неработающей мускулатуры при выполнении движений различного уровня сложности и физической напряженности. Можно пробовать поднимать и опускать руки, сжимать кистевой эспандер, выгибать фигуры из проволоки, завязывать на веревке узлы, расстегивать и застегивать пуговицу и т.п. Иногда выполнению этих заданий помогает воображение: образ "перетекания" тела из одного положения в другое или представление о до краев наполненной чаше расслабления, которую надо пронести, не расплескав ни капли.

Особенный интерес это направление представляет для спортсменов. Тренировки такого рода помогают избавляться от "паразитических" напряжений при выполнении того или иного действия. Движения становятся более экономичными, что позволяет легче переносить значительную физическую нагрузку.

Прежде чем перейти к следующему упражнению, сделаем небольшое отступление общеметодического характера. Опыт показывает, что при всех своих достоинствах сами по себе упражнения не обеспечивают быстрого освоения приемов общей релаксации. Из 34 приведенных выше упражнений лишь десять (12, 14, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 23, 31-е) могут быть использованы для отработки релаксационного погружения в целом, а не отдельных его элементов. При этом возможность отрабатывать навыки расслабления всего тела в рамках этих игр появляется не раньше четвертого занятия. Между тем для быстрого продвижения группы знакомство ее членов с состоянием общей мышечной расслабленности желательно начинать гораздо раньше. Начиная примерно со второго занятия, т.е. после освоения элементарных релаксационных ощущений, игры должны быть дополнены 8—10-минутными сеансами гетеротренинга. Характер этих сеансов от занятия к занятию должен меняться. Развернутые, насыщенные яркими образами расслабления формулы на сеансах второго—четвертого занятия становятся все более краткими и скупыми на последующих сеансах. Одновременно нарастает длительность пауз между произносимыми формулами. Паузы предназначены для самостоятельной работы. Свернутый текст, используемый ведущим к пятому—шестому занятию, может быть примерно таким: "… Кисти рук расслаблены… (Пауза около 5 с)… Расслаблены предплечья… (Пауза)… Плечи…" и т.д. Столь же "конспективным" становится и текст выхода из состояния релаксации: "…Дыхание глубокое… (Пауза 5 с)… Прохлада вдыхаемого воздуха…

(Пауза 5 с)… С каждым вдохом — прилив бодрости и силы… (Пауза 10 с)… Дыхание частое и энергичное… (Пауза 5 с)… Выход!..". В дальнейшем грань между сеансом гетеротренинга и самостоятельными занятиями членов группы может быть стерта окончательно. Возможен, однако, постепенный перевод гетеротренинга не в самостоятельную работу, а в своеобразный антигетеротренинг.

Упражнение 35. "Трансформатор"

Участников группы, уже достаточно освоивших навыки расслабления, перед очередным сеансом гетеротренинга ведущий предупреждает о замене формул сигналами-хлопками. К моменту введения этого новшества последовательность, в которой должны расслабляться различные части тела, уже хорошо знакома членам группы. Благодаря этому каждый хлопок ведущего становится сигналом, по которому занимающиеся переходят к расслаблению очередной зоны, например от кисти к предплечью и т.д. Хлопки следуют равномерно — с интервалом около 10 секунд. После 17—18 хлопков следует минутная пауза для спокойного пребывания в релаксационном состоянии. Затем ведущий предлагает участникам игры сделать самостоятельный выход.

Возможно, первый проведенный таким образом сеанс не для всех окажется удачным. В таком случае ведущему следует особенно подробно расспросить о своих ощущениях тех, кому расслабление под хлопки удалось с первого раза. Как правило, это значительно повышает результаты группы во второй попытке. Иногда в обсуждениях выясняется, что некоторые из участников игры воспринимают хлопки не как сигналы к переключению внимания на очередную зону релаксации, а как импульсы расслабления, непосредственно воспринимаемые мышцами. "Энергия" звука, проникая в тело, как бы преобразуется в нем в тепло и тяжесть. Если непосредственное "превращение" звуковой энергии кем-либо из занимающихся отмечено, ведущему следует заострить на этом внимание остальных, подчеркнуть важность этого феномена для релаксации в условиях звуковых помех. Если же никто из членов группы о подобном явлении не упоминает, ведущему целесообразно самому рассказать о нем. После этого можно ожидать, что феномен "превращения" энергии появится у многих занимающихся в следующих попытках.

 Если большинству участников игры уже удается перейти в режим "трансформации" звуковой энергии в импульсы расслабления, ведущий может предложить более трудные варианты: воспринимать, например, в качестве очередной команды любой резкий звук — скрип отодвигаемого стула, падение авторучки, постукивание по столу, кашель и т.п. Поначалу некоторые звуки — слишком громкие, слишком тихие или непривычные — могут выбивать занимающихся из колеи. Но после двух-трех повторных попыток большинство членов группы научается использовать для расслабления практически любой "аккомпанемент". Те же, кто так и не смог освоить внутреннюю технику "трансформации", с успехом прибегают в этих условиях к приему отстройки от помех.

Следующая, наивысшая ступень антигетеротренинга будет состоять в использовании в качестве источника расслабления аритмичных звуков и даже прикосновений. Работу с "Трансформатором" можно считать успешно завершенной, если она оканчивается сеансом, во время которого занимающиеся демонстрируют способность не только входить в релаксационное состояние в условиях шума, но и обращать при этом себе на пользу разнообразные внешние помехи.

Еще более высокие требования к помехоустойчивости предъявляет…

Упражнение 36. "Карусель"

Группа разбивается на две равные по числу участников команды. Первая рассаживается в круг и в течение 1,5—2 минут вводит себя в глубокое расслабление. В это время вторая получает подробные разъяснения от ведущего, затем входит в центр круга, где каждый ее член становится лицом к одному из сидящих. По сигналу ведущего расположившиеся внутри круга участники игры начинают отвлекать своих партнеров, пытаясь вывести их из состояния самопогружения: тормошат, высмеивают, рассказывают анекдоты и интригующие истории. Через минуту следует хлопок ведущего, и отвлекающие сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою "жертву". Игра идет дальше до нового хлопка. После нескольких таких поворотов ведущий останавливает "Карусель". Группа сразу же (или после продолжения игры в новом составе отвлекающих и расслабляющихся) переходит к обсуждению.

 В зависимости от уровня подготовленности группы степень допустимой интенсивности помех может быть разной. Инструктируя членов группы, ведущий специально оговаривает разрешенные и запрещенные действия по отношению к расслабляющимся. Физические воздействия не должны переходить разумных границ ни при каких обстоятельствах. Нельзя, например, причинять боль партнеру, а также лишать его позу равновесия и устойчивости.

Опыт показывает, что при первом знакомстве с игрой далеко не все могут выдержать натиск отвлечений. От физических помех (например, прикосновений, звуков) многие отстраиваются сравнительно легко. Наибольшую же трудность представляют, как правило, помехи смыслового характера. Поначалу мало кому удается противостоять тем из отвлекающих, кто умеет своим рассказом или репликой смутить, рассмешить, заинтриговать, так или иначе задеть за живое. Между тем без навыков борьбы с подобными помехами применение техники релаксации во многих случаях оказывается просто невозможным.

Прежде всего это касается тех ситуаций, когда человеку необходимо снять излишнее эмоциональное возбуждение. Источники такого возбуждения — навязчивые сожаления о допущенной ошибке, пережитые испуг или обида, мысль о неотвратимом испытании и т.п. Эмоционально окрашенные образы и мысли захватывают сознание и начинают буксовать в нем подобно заевшей пластинке. Погружение в релаксационное состояние надежно очищает психику от прилипчивых переживаний. Но обычно человек бывает настолько захвачен ими, что ему не до релаксации. Выход из заколдованного круга состоит в умении отделяться от собственных эмоций. Тренинг саморасслабления в условиях "смысловых" помех как раз и направлен на выработку этого важного умения. Вероятно, со временем участники группы смогут вырастить в своем сознании внутреннего контролера, который позволит им всецело не отождествляться с возникающими в ответ на внешние раздражители эмоциональными импульсами.

На выработку этого навыка направлено также…

Упражнение 37. "Допрос"

Члены группы разбиваются на пары. Один из участников каждой пары садится, закрывает глаза и в течение 1—2 минут добивается полного мышечного расслабления. Его партнер располагается напротив и заговаривает с ним. Задача первого — отвечать на все вопросы и реплики партнера, сохраняя при этом максимальную общую расслабленность. Задача его собеседника — создать для расслабившегося игрока напряженную ситуацию и вывести его из релаксационного состояния.

Ведущий объясняет участникам игры, что при выполнении этого задания инициатор диалога должен постепенно увеличивать интеллектуальную и эмоциональную нагрузку на своего собеседника. Например, если диалог происходит в форме вопросов и ответов, то от элементарных вопросов типа "Едят ли коровы траву?" задающий вопросы переходит ко все более сложным, поиск ответа на которые требует известных интеллектуальных усилий. Завершить этот "экзамен" можно предложением отгадывать загадки, решать сложные арифметические примеры и задачи на сообразительность, подробно вспоминать события недельной давности и т.п.

Если же диалог принимает форму беседы, то от общих разговоров о погоде можно переходить к все более интересным и волнующим собеседника темам. При этом партнер, работающий со своим расслабляющимся собеседником, должен также иметь в виду, что удержаться в состоянии релаксации человеку тем труднее, чем более эмоциональна и напориста обращенная к нему речь.

На завершающих этапах этой игры партнеры могут переходить от мирных бесед к розыгрышам или инсценировкам таких конфликтов, сохранять душевное равновесие в которых оказывается для них труднее всего.

Поначалу, пытаясь вступить в диалог из состояния релаксационной погруженности, участники группы обнаруживают, что им очень трудно говорить. Многих выводит из релаксации уже сама необходимость отвечать на вопросы. Однако уже после 2—3 попыток большинство членов группы, как правило, находят возможность вести беседу, не выходя из расслабления. Речь при этом становится вялой, замедленной и бесцветной, однако партнеров это редко смущает.

При решении в расслабленном состоянии задач средней трудности некоторые члены группы отмечают необычную ясность и четкость мысли (феномен, обратный рассмотренному в упражнении "Снятие зажимов"). При этом состояние общей расслабленности образует некий фон, который им удается непрерывно отслеживать или поддерживать. При переходе к более сложным заданиям картина меняется. Всецело концентрируясь на умственной работе, занимающиеся обычно теряют контроль за состоянием мышц на более или менее длительное время. Если же они вновь восстанавливают "контакт" с телом, то, как правило, обнаруживают: расслабленность сменилась обычным самоощущением или даже возникли местные напряжения и зажимы.

В дальнейшем одним из возможных направлений упражнений со смысловыми помехами может стать постепенное увеличение трудности задач, которые члены группы решают не выходя из релаксационного состояния. Двигаться в этом направлении можно довольно долго, и на групповых занятиях важен скорее первый толчок, нежели систематическая тренировка. Регулярный тренинг может быть продолжен в том случае, если занимающиеся имеют возможность самостоятельно тренироваться в парах вне или после групповых встреч. Другое возможное продолжение — при наличии достаточного времени ведущий посвящает этой теме специальный цикл из 4—5 занятий.

Обсуждение работы расслабляющихся в условиях "эмоциональных" нагрузок также дает группе богатый материал. Многие ее участники замечают, что на фоне глубокой расслабленности и контроля за телом "органические" составляющие эмоциональных реакций выделяются гораздо более выпукло и резко, нежели в обычном состоянии. Люди обнаруживают, что на "эмоциогенные" фразы и реплики организм реагирует непроизвольными мышечными напряжениями, импульсами проходящего по телу "электричества", учащением сердцебиений, ощущением сжимающегося кома в груди, нарастанием внутреннего ритма и т.п. Особенно интересными бывают наблюдения в тех случаях, когда слова отвлекающего "задевают" партнера не настолько сильно, чтобы он "зацикливался" на них, и не настолько часто, чтобы он не успевал справляться с реакцией организма и восстанавливать покой и расслабленность. Если же отвлекающему удается создать достаточно плотный поток стрессоров для своего партнера, то последнему продолжить наблюдение за своим организмом обычно не удается: смысл произносимых слов захватывает его сознание точно так же, как слишком сложная интеллектуальная задача.

Тренируясь в удержании релаксационного состояния в условиях эмоциональных провокаций, занимающиеся могут видеть свою задачу в том, чтобы "отщеплять" от себя и делать объектом самонаблюдения все более интенсивные внутренние импульсы и эмоции. Конечно, работа эта неизбежно будет в значительной степени случайной и неконтролируемой, поскольку выделить для каждого градацию личностно значимых тем и вопросов трудно и в рамках обучения технике релаксации вряд ли возможно. В полной мере эта линия может быть выдержана лишь при соединении обучения технике релаксации и аутотренингу с такими формами психологической подготовки, как социально-психологический тренинг или тренинг сензитивности.

 

8. КАК ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ

Количество занимающихся в группе может быть от 6 до 15 человек. Продолжительность каждого занятия —1—1,5 часа. Общее количество занятий —7—10. Их можно проводить ежедневно, через день, два или даже один раз в неделю. В работе со спортивными командами или группами оздоровительной физической культуры может оказаться целесообразным не выделять специальное время для обучения релаксации, а встраивать отдельные релаксационные упражнения в обычную тренировку.

В условиях недостатка времени или при ориентации группы на частичное овладение релаксацией ведущий может прибегнуть к сокращенному варианту учебного курса. Так, для того чтобы подготовить участников к посещению сеансов гетеротренинга, достаточно провести 2—3 занятия с использованием упражнений только 2 и 3-й глав. Если же нужно обучить саморелаксации в комфортных условиях, то курс может быть построен из 6—7 занятий, без использования упражнений 7-й главы, которые предназначены для тренировки управления состояниями в реальных ситуациях.

С чего начинать занятия? Прежде всего, необходимо проинформировать будущих членов группы о существе метода релаксации, о сроках и ожидаемых результатах обучения. Сделать это можно в форме беседы или лекции. В ходе такого предварительного ознакомления будущий руководитель (ведущий) должен четко очертить круг задач, которые могут быть решены в группе под его началом. Это поможет каждому из слушателей соотнести предлагаемый им метод со своими проблемами и потребностями и определить, нужна ему техника релаксации или нет. В тех случаях, когда ведущий не является врачом, ему следует особо подчеркнуть профилактическую и психогигиеническую направленность предстоящих занятий. Обучение релаксации под руководством психолога или общественного инструктора ни в коем случае не должно расцениваться как лечебная процедура, и допущены к нему могут быть только здоровые люди. Важно также, чтобы правильные представления о целях и содержании предстоящих групповых занятий сложились у тех слушателей, которые уже что-то читали об аутогенной тренировке или даже пытались заниматься ею самостоятельно. Для этого полезно показать сходство и оттенить различия игровой формы обучения релаксации и тех вариантов аутотренинга, которые изложены в популярных книгах И.Г. Шульца, X. Линдемана, В.Л. Леви, А.В. Алексеева и других авторов.

Следующее важное подготовительное мероприятие — это проведение индивидуальных бесед с кандидатами в учебную группу. Проводя с ними индивидуальные беседы, ведущий, как правило, решает сразу несколько задач.

Во-первых, он знакомится с каждым членом группы. Это важно для планирования начала занятий: как держать себя, какие упражнения и в каком виде предлагать группе, к кому и с какими вопросами обращаться и от кого ожидать активности в обсуждении первых опытов. Кроме того, уже на первом занятии ведущий должен знать каждого по имени и отчеству.

Установление личного контакта с каждым из участников группы может стать для ведущего специальной задачей в тех случаях, когда группа формируется из знакомых между собой людей или даже из членов реально существующих коллективов, как, например, в спорте. Дело в том, что, когда люди собираются на занятиях в знакомой компании, в силу вступают уже сложившиеся в таком коллективе негласные правила: как следует обращаться друг с другом и как не следует, о чем можно говорить открыто и о чем лучше помалкивать, какое поведение считать уместным и естественным, а какое смешным или нелепым. В этой ситуации легко происходит "сшибка" организуемых ведущим взаимодействий и привычных для группы форм поведения. При работе с некоторыми уже сложившимися группами, особенно если их члены молоды и мотивация к занятиям не слишком высока, ведущий может постоянно наталкиваться на психологическое сопротивление. Группа в таких случаях становится все менее управляемой, и результативность занятий бывает обычно низкой. Чтобы не оказаться в положении "чужого среди своих", ведущему на первых этапах руководства группой необходимо каким-то образом замкнуть занимающихся на себе, по возможности нейтрализовав их связи друг с другом.

Один из возможных способов сделать это — сразу занять в группе позицию "диктатора", все требования которого должны неукоснительно выполняться. Достигается такая позиция за счет сдержанной манеры поведения и пошагового, исключающего всякую неопределенность, управления действиями ее членов. Инструкции к каждому упражнению должны быть предельно четкими и ясными, а обсуждения — регламентированными, свернутыми до кратких ответов на вопросы. Необходимо, однако, помнить, что "жесткий" стиль ведения группы сковывает инициативу и спонтанное самовыражение занимающихся. Использование некоторых упражнений (6, 8, 9, 15, 16-го и др.) становится при этом затруднительным или даже невозможным. Другие же упражнения могут быть использованы лишь формально, почти без реализации их игрового, раскрепощающего потенциала. Фактически при жесткой манере ведения занятий включение в учебный процесс игровых упражнений мало что дает по сравнению с традиционными групповыми занятиями гетеротренингом. Поэтому после первых 2—3 встреч, заняв доминирующее положение в группе и запустив учебный процесс, ведущий должен переходить к общению с участниками на равных, создавать ситуации неопределенности и переводить групповую работу в более свободное и игровое русло.

Другой путь завоевания сложившегося коллектива — это установление доверительных отношений с каждым из его членов в отдельности. Сделать это ведущий может только во время предварительных индивидуальных бесед. Проводя собеседования, он должен расположить к себе каждого занимающегося. С каждым необходимо подробно обсудить те его трудности, ради преодоления которых он решил овладеть техникой релаксации. Нередко они коренятся не столько во внешних обстоятельствах, сколько в самом человеке. Так, например, причиной повышенной утомляемости во время тренировок может быть не тяжесть нагрузок, а хроническая неудовлетворенность содержанием тренировок, отношениями с товарищами по команде и т.п. За обилием забот и перегруженностью может скрываться жажда самоутверждения или нежелание делать выбор, за раздраженностью — неуверенность в себе. Выводить собеседника на обсуждение проблем его характера и его взаимоотношений с другими необходимо мягко, тактично, без грубого нажима и поспешных оценок. Откровенный разговор вряд ли возможен также без непредвзятого понимания и искреннего сочувствия со стороны ведущего.

Причины обращения к технике релаксации каждого члена группы и конкретные жизненные ситуации, которые он предполагает

Страницы: 1 2 3 4 5 6 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться