Цветков Эрнест «Тайные пружины человеческой психики»

И эта же самая психология обусловливает тот интерес к таинственному, который активно поддерживается всевозможными курсами, школами и даже академиями, где обучают гипнозу, кодированию, программированию. Меня нередко спрашивают о том, какова вероятность того, что окончивший подобное заведение не станет применять полученные знания и навыки во вред другим. Вероятность здесь довольно высокая, если принять во внимание, что какой-нибудь дилетант возьмется напропалую исцелять всех и каждого, чем, разумеется, и нанесет вред здоровью окружающих. Но это по глупости, а не злому умыслу. Что же касается профессионального психопрограммирования, то в подобных школах этому научиться нельзя. Тут нужен частный учитель, заниматься следует индивидуально или по крайней мере в небольшой группе, не превышающей семи-восьми человек.И такое обучение стоит недешево. Другое дело, что находятся желающие этому обучить и жаждущие этому научиться. Поэтому подобные команды организуются, но я еще не видел, чтобы они себя рекламировали. Попасть в такую группу можно, только используя определенные связи. Что же касается бесчисленных экстрасенсорных ликбезов с их амбициозным полумессианством, то данные организации вряд ли могут чему-то научить. Но свое определенное воздействие на психику обывателя они все же оказывают. Как-то одна знакомая моего приятеля поделилась со мной своими опасениями. Она посещала одну из школ по эзотерике, и однажды руководитель курсов заявил, что запрограммирует ее так, что она будет находиться от него в зависимости, и пока он сам не снимет код, никто не сможет разрушить его программу. Перепуганная девушка понятия не имела о том, как ей быть. В данном случае следует прежде всего осознать одну народную мудрость: собака или лает, или кусает. Зомбирование всегда проводится скрытыми методами. Здесь же наш «мэтр» просто определил высокий уровень внушаемости своей ученицы и начал этим манипулировать, получая удовлетворение то ли своих властолюбивых, то ли сексуальных комплексов. А его угроза введения кода представляет собой чистейшей воды блеф, манипулирование. Скорее всего он этого и не умеет делать. Но он сумел сделать другое — вызвать веру в свои способности и могущество. Дело в том, что вера человеческая является очень удобным источником финансового благополучия того, кто эту веру использует. Зачастую различные пособия экстрасенсорной ориентированности преследуют одну цель — расширить сферу влияния Дилетантов. Вот один из примеров программирования. Человека, который не верит в «сглаз», никто и никогда не сглазит. Если вы не верите в «энергетические подключения», к вам никто и никогда не подключится.

Но с другой стороны, применяя тонкие манипулятивные приемы, у человека можно вызвать доверие к подобным явлениям, и в таком случае какой-нибудь психо-энергоцелитель уже берет контроль над ситуацией и может оказывать направленное воздействие. В этом и заключается первый принцип шаманизма — включение или отдельного человека, или целого племени в определенную систему верований (СВ). Причем эта С В является как бы контрольным пакетом акций, сосредоточенным в руках шамана, колдуна или жреца.

Практика любой психотерапии зиждется на этом же законе. Если врач не вызывает доверия пациента и не овладевает его воображением, то ни о каком психотерапевтическом контакте не может быть и речи. Если гипнотизер не овладел воображением аудитории и не вызвал ее доверия, то его сеанс, скорее всего, провалится.

Негативное психопрограммирование условно можно разделить на два типа: открытое и скрытое. Действие и приемы второго мы уже исследовали выше. Что касается открытого программирования, таковым оно называется потому, что проявляется в явной форме и активно стремится к привлечению внимания людей, демонстрируя себя как таковое. Оно выражает себя в таких формах, как массовый гипноз, — куда входят его следующие разновидности:

  • «оздоровительные» коллективные сеансы;

  • выступления медиумов, колдунов, целителей и т. п.;

  • эзотерические выступления и проповеди на сцене;

  • рекламная кампания того или иного лидера;

  • любое агитационное выступление в условиях массового скопления людей.

Задача всех этих открытых программ: завладеть воображением — вызвать доверие — включить в свою систему верований.

Цель: приобрести власть или, по крайней мере, иллюзию власти.

Здесь, может быть, кто-то меня упрекнет в том, что я расширяю пределы синдрома Зомби, распространяя его на вышеуказанные явления. Предвидя возможность подобных упреков, отмечу, что они представляются мне необоснованными. Чтобы продемонстрировать эту необоснованность, обратимся к сопоставлениям.

Человек, подвергшийся зомбированию, уже не принадлежит себе, он не способен критически оценивать реальность и действует в рамках определенной программы, находясь под непосредственным контролем оператора.

Человек, подвергшийся обработке на массовых сеансах, уже не принадлежит себе, он не способен критически оценивать реальность и, действуя в рамках определенной программы (того же самого внушения, или наведенного транса), находится под непосредственным контролем оператора.

Как видим, сходство полное.

Другим возможным возражением может стать указание на видимое противоречие между тем, что я описал как осевой признак синдрома Зомби, проявляющийся в форме тревожности, снижения психоэнергетического потенциала, и состоянием людей, присутствующих на коллективных сеансах, которое никак не подходит под это описание, а, напротив, сопровождается эйфорией, экзальтацией, экстатической возбужденностью.

К сожалению, противоречие только видимое. И медицина никогда не ориентируется на субъективные признаки, так как зачастую они искажают объективную картину заболевания.

Больной туберкулезом, к примеру, может испытывать величайшую радость, наполненность силами и необыкновенный душевный подъем в то время, как в его легких уже образовалась каверна величиной с яблоко.

Другой пример. В психиатрии известен такой симптомокомплекс, как циклотимия. Он является яркой иллюстрацией универсального закона: на смену подъему всегда приходит спад. Чем выраженнее маниакальное состояние, тем глубже окажется депрессия.

Вспомните случаи, как вам было весело на какой-нибудь вечеринке с обильными возлияниями и как было грустно на следующее утро.

Массовый гипноз вызывает искуственное маниакальное состояние, которое затем неизбежно сменяется подавленностью. И такому пациенту уже будет казаться, что он не может существовать без своего кумира. И его влечение к нему будет носить вполне реальный характер — он действительно попал в зависимость от гипно-оператора, а тот соответственно приобрел над ним власть. В его присутствии наступает облегчение и покой — и эти чувства порождают уверенность в мудрости и непогрешимости «великого чародея и мага».

Так рождаются идолы и вожди.

Нечто подобное можно наблюдать и на психотерапевтических приемах, с той лишь разницей, что хороший и грамотный психотерапевт воспринимает период подобного поклонения как временный и ориентирует в конечном итоге пациента на дальнейшую самостоятельность. Подобная тактика является не только показателем квалифицированности специалиста, но и его душевного здоровья. Очень важно, чтобы психотерапевт не страдал сам комплексом власти — всего лишь разновидностью комплекса неполноценности.

Подобную зависимость пациента от психотерапевта обнаружил еще Фрейд и, тщательно исследовав это явление, дал ему весьма характерное и точное название — Перенос, или Трансфер.

Дело в том, что независимо от воли и сознания обеих сторон терапевтического процесса у пациента по отношению к терапевту формируется чувство любви или неприязни, причем первое может доходить до экстатического обожания и преклонения, а второе — выливаться в открытую враждебность и агрессивность. Подобная и на первый взгляд труднообъяснимая демонстрация аффектов столь сильного заряда обусловлена игрой бессознательных, психодинамических сил, которые оживляют у пациента память о наиболее значимых фигурах из его глубокого прошлого, так или иначе оставивших свой след в его судьбе. Этими фигурами могут быть мать, отец, близкие родственники. Таким образом, фигура самого психотерапевта становится символической и бессознательно отождествляется с одним из значимых для пациента лиц. Психотерапевт может неосознанно восприниматься как отец или мать, и тогда чувства, которые испытал пациент в раннем детстве к этим людям, переносятся на врача, что и дало Фрейду повод назвать их переносом.

Однако значимость этого факта состоит в том, что основатель психоанализа открыл его универсальное свойство, распространяющееся не только на специфические отношения психотерапевта и пациента, но и на человеческое общение в целом. Отсюда вытекает, что любой целитель или экстрасенс, вступая в контакт со своим клиентом, автоматически создает психотерапевтическую ситуацию и, следовательно, активизирует фактор переноса, который и формирует отношения зависимости с одной стороны и контроля с другой.

Там же, где возникает перенос, появляется и регрессия — символический возврат человека на более ранние, инфантильные фазы своего развития. А это значит, что критическая функция его интеллекта частично снижается, уступая место более примитивным эмоциям, которые, будучи запрятанными в подсознание, ищут выхода и чужой реакции, что и достигается во время сеансов, особенно коллективных, где высока индукция — явление психического заражения. Отсюда становится ясным, как работают механизмы возникновения психической зависимости. И еще яснее становятся методы, которые используются для «вербовки» своих приверженцев разного рода колдунами и чародеями. Оказывается, на это способен даже самый бездарный психотерапевт. Прием весьма прост: усиление положительного переноса, который проявляется в форме влюбленности, и использование его в личных целях.

Для того чтобы вызвать явление переноса, как мы уже знаем, достаточно создать психотерапевтическую ситуацию. Последняя возникает автоматически в том случае, когда кто-то начинает подавать себя под соусом целителя или психотерапевта. Дело в том, что в подсознании каждого из нас до сих пор живет мистический трепет по отношению ко всякого рода жреческим аксессуарам. Поэтому, если кто-то заявляет, что обладает некой таинственной силой, способной оказывать влияние на людей, часть человеческих существ — у которых нет четкой границы между сознанием и подсознанием, то есть тех, кого мы называем гипнабельными, полностью окажется под этим влиянием.

Проведите простой эксперимент. Пустите слух среди своих знакомых о том, что вы «мощный экстрасенс». Подождите немного, и через некоторое время к вам начнут обращаться, и среди этой группы так или иначе окажутся те, кому вы «поможете». От вас же потребуется только одно — хорошо играть свою роль и красиво размахивать руками, изредка с таинственным видом произнося, что вы концентрируете и передаете космическую энергию или еще что-нибудь в этом роде.

Сразу оговорюсь — я с огромным уважением и почтением отношусь к мистике как реальной силе познания и действия, ни в коем случае не отрицаю существования подобной энергии, равно как и психобиоэнергии. Речь идет здесь о профанации и манипуляции. Кстати, если вы хотите проверить, насколько активна ваша энергия, вы можете это сделать без особых усилий. Возьмите два одинаковых тюбика с одинаковым кремом, один тюбик подержите между своими ладонями две-три минуты, а затем как-нибудь незаметно пометьте его. После этого наберите группу человек в десять и предложите им попробовать оба крема с тем, чтобы они могли сравнить действие каждого из них. Если по меньшей мере семеро прореагируют на ваш «заряженный» крем, тогда вы сможете сделать вывод, что он действительно заряжен. Но при этом должно соблюдаться обязательное условие: никто из ваших испытуемых не должен знать, какой из этих тюбиков прошел вашу обработку. Если вы будете говорить: «Вот этот крем облучен моей биоэнергией, а этот — нет, сравните их», то ясно, что ваш эксперимент будет нечистым, так как в данном случае ни о какой биоэнергетике не может идти речи, ибо своими словами вы произвели косвенное внушение. В классической медицине, которую сейчас модно поругивать, подобное явление известно как плацебо-эффект. Больному дают глюконат кальция (обыкновенный мел, только в таблетированной форме) и говорят, что это, к примеру, анальгин. Пациент принимает этот «анальгин» и начинает чувствовать значительное облегчение. Поэтому, если вы собираетесь заряжать своей энергией кремы или воду, не говорите о том, что вы заряжаете их. Зачем заниматься компиляцией? Другое дело, если вы ощущаете в себе вкус к шарлатанству, тогда пожалуйста, можете «заряжать» хоть туалетную бумагу и продавать ее. Даже в этом случае вы все равно на кого-то окажете определенное влияние. Хотя подобный вариант и не может считаться в строгом смысле зомбированием, которое представляет собой более серьезное явление, если все-таки проводится в скрытом виде. Особенность последнего состоит в том, что оно может быть проведено во время обычной, светской беседы. При этом вы абсолютно ни о чем не подозреваете. Только потом, спустя некоторое время, вы обнаруживаете, что с вами творятся «какие-то странные вещи».

Поэтому, чтобы предотвратить возможные неприятности, лучше всего провести ряд профилактических мер. Со времен Гиппократа еще известно, что болезнь легче предупредить, чем излечить.

Следует приучить себя наблюдать за людьми, отслеживая их поведение. Вполне возможно, что кто-то из ваших новых собеседников может использовать приемы скрытого воздействия. Они, как правило, элементарны и, зная об их существовании, их нетрудно обнаружить. Один из них — присоединение — мы уже рассмотрели. Поэтому при встрече или переговорах с незнакомыми людьми приучите себя к параллельному наблюдению -одновременно за своими реакциями и реакциями партнера. Еще раз хочу подчеркнуть — наблюдение должно быть параллельным. Наблюдая за собеседником, не забывайте и о себе. Наблюдая за собой, в этой же связи обращайте внимание и на собеседника. Тогда вам откроется то, что было недоступно раньше.

Сделайте свое поведение более осознанным. Отдавайте себе отчет в своих мыслях, желаниях, жестах, и если поймаете себя на том, что автоматически повторяете манеры своего собеседника, зафиксируйте это, осознайте. Очень важно именно вовремя осознавать. Само по себе осознание — великая сила, способная стать мощным целительным фактором, на чем, собственно, и держится психоанализ. В данном случае одного осознания достаточно, чтобы все построения вашего оппонента рассыпались и вы перешли в более сильную позицию.

Далее — вырабатывайте в себе и тренируйте реакцию. Она пригодится в тех случаях, когда вы сталкиваетесь с разрывом стереотипа. Если вы вовремя сможете его осознать и мысленно произнести контрвнушение примерно следующим образом — «это всего лишь разрыв — один из тех, которыми наполнена вся наша жизнь», то в достаточной мере окажетесь способны нейтрализовать его действие.

В качестве некоторого итога я приведу здесь алгоритм психической защиты, правильное выполнение которого сможет дать весьма эффективные результаты и вовремя отразить психическую атаку.

Первое. Научитесь выявлять ситуации, в которых на вас пытаются оказывать психическое воздействие. О признаках таких ситуаций вы уже информированы.

Второе. Всегда сохраняйте полное спокойствие и хладнокровие. Не поддавайтесь параноидальным настроениям. Помните, что от вас ждут именно такого настроения — подозрительности, тревожности, растерянности.

Третье. Практикуйте параллельное наблюдение. Таким образом вам будет легче сохранять обратную связь и держать ситуацию под контролем.

Четвертое. Поддерживайте высокий уровень осознания.

Эти правила помогут вам избежать неприятных моментов. Если же все-таки таковые возникнут, ни в коем случае не впадайте в панику.

Помимо всего прочего, каждый человек способен овладеть системой психической самокоррекции, которая, базируясь на фундаментальных законах психодинамики, способна стать универсальным профилактическим и терапевтическим инструментом.

ГЛАВА 3 Кто озабочен властью?

Некогда, в незапамятные времена, наш древний предок, щеголявший в звериных шкурах, в поисках лучших мест под солнцем не знал иного способа победы над врагом, кроме как убить его. Тем самым утверждая и подтверждая свое выживание. «Я жив!» — вероятно вырывался пронзительный клич из гортани торжествующего дикаря.

Люди существовали бок о бок, создавали семьи и на что-то надеялись, но извечная тревога пред грозным и непостижимым миром не давала покоя мятущейся душе существа под названием Человек Разумный. Ночная тишина разрывалась снаружи звериным рыком, а изнутри -смутными, но мучительными наваждениями устрашающих сновидений. И бедное человеческое «я» нигде не находило приюта и защиты, тоскуя об утерянном рае, которого не было ни на земле, ни в собственной душе.

Но в то же время и прекрасные переживания, и великолепные озарения высвечивали во мраке бездн неизвестности тайные тропинки, которые вот-вот приведут к Эдему... Однако далеко не всем суждено возвратиться в лоно вечного блаженства. А вдруг там количество мест ограниченно? И если так, то, конечно же, за свое место следует драться. Значит, другой становится врагом. Но враг побежден только тогда, когда он повержен, то есть уничтожен. Вместе с тем в одиночку пробираться трудно и страшно — а вдруг собьешься с пути или попадешь в ловушку более хитрого и коварного врага? Как быть? И тут более мудрые и прозорливые, быть может наделенные высшим, недоступным для остальных знанием, решают наложить вето на убийство ближнего своего. Нарушивший же табу подлежит суровому наказанию. Страх и трепет проникли в сердца многих. Страх и трепет перед немногими, у которых сохранилась монополия на убийство — то есть власть.

Ибо власть — это прежде всего монополия на убийство. И без обладания последней нет настоящей власти. Только избранные могут покарать или помиловать, уподобляясь тем самым богам или Богу. Обычным же гражданам или соплеменникам этого не дано. Так появилась иерархия и организация — начало государственности в отношении людей. Теперь стало понятно, кто находится к Эдему ближе, а кто дальше. Но у тех, отдаленных, осталась мечта и даже, возможно, стала более острой в силу именно этой самой отдаленности. Мечта, обусловленная необходимостью.

Не выжить, чтобы жить, но жить, чтобы выжить.

Для этого необходимо иметь энергию, которая могла бы обеспечить превосходство над остальными, ослабив соответственно их позиции и тем самым лишив конкурентоспособности. Прямое уничтожение невозможно, остается лишь символическое — путем манипуляторства. Помимо этого страсть к убийству, опасаясь своего прямого физического проявления вследствие запрета под угрозой кары, запряталась в зону неосознанных импульсов поведенческих маневров, в том числе и речи. И теперь человек может убивать косвенно человека, не опасаясь наказания. Действительно, наказание может и не последовать в явной форме, так как с точки зрения юриспруденции не происходит ничего криминального, но возмездие так или иначе наступает, и за содеянное приходится расплачиваться. Потому что любое символическое убийство оборачивается самоубийством.

Это объясняется просто, если вспомнить о том, что любой человек, с которым мы общались или общаемся, занимает часть нашей собственной души. И всякий удар, направленный на другого, в первую очередь приходится по этой части. Душа постепенно разрушается, и личность деградирует.

Одновременно реализуется и действие другого механизма, действующего в Бессознательном: ты убил — значит, ты виновен.

Всякая вина требует наказания.

Наказание — всегда боль.

И боль появляется в форме болезней, травм, несчастных случаев, катастроф психических или ситуативных.

Правосудие свершается, и равновесие восстанавливается.

Теперь нам остается лишь конкретизировать формы символических убийств и понаблюдать, как они происходят в нашей повседневной жизни.

1. Речь. Символы убийства: проклятия, угрозы, злобные выпады, оскорбления.

2. Поведение. Символы убийства: претензии, упреки, провоцирование ссор, сарказм, заведомая ирония, осуждение, стратегия «Убить зверя», которая направлена на то, чтобы избавиться от чьего-либо нежелательного поведения или того, кто его совершает. Подобная стратегия может проявляться в самых различных вариациях: увольнение работника, развод супругов, изоляция ребенка, если он вмешивается в разговор со взрослыми.

Вышеперечисленные маневры являются символами убийства во всех ситуациях, в том числе и в тех, когда это касается семейных и родственных отношений. В последних реализация влечения к смерти не такое уж редкое явление, как это может показаться на первый взгляд.

Когда мать, например, заявляет своему отпрыску, что он тупица и ни на что не годен, пусть она и делает это «в сердцах», но в своей археопсихической глубине она проламывает камнем его череп. Быть может, в период своей беременности она испытывала бессознательные побуждения избавиться от того, кого вынашивает в своем чреве.

Сюда же можно отнести и заявления типа: «Ты не оправдываешь моих ожиданий», «я не думал(а), что ты у меня такой(ая)», «и в кого ты только уродился та-кой(ая)?»

Родительская власть, как и всякая другая, есть также монополия на убийство. И если она культивируется взрослыми и последние вожделеют ее, используя по всякому поводу и без повода, то это свидетельствует не о педагогическом рвении, а о том, что дети в такой семье растут и развиваются под гнетом символических убийц.

О подобном гнете, кстати, можно говорить также, имея в виду и некоторых учителей. Это не значит, что они, будучи одержимы садистскими устремлениями, бродят из года в год по классам в поисках наслаждений от причинения страданий бесправным ученикам. Нет, их страсть убивать может быть латентной, глубоко подавленной, недоступной их собственному осознанию и проявляющейся лишь в том деструктивном излучении, которое они несут в своих действиях и словах.

Э. Фромм называл подобных людей некрофилами, то есть одержимыми неосознанным влечением к смерти и разрушению.

Защитой от деструктивных некрофилов могут послужить вышеприведенные психоэнергетические стратегии. В этом же плане полезно постоянное осознание — «я существую не для того, чтобы соответствовать чужим ожиданиям». Посему на уровне поведенческих маневров лучше всего не вступать в споры, ибо тот, кто провоцирует спор, не озабочен поиском истины, но одержим стремлением поглотить чужую энергию, испытывая самую настоящую некрофилическую потребность.

Не следует также придавать большое значение ни насмешкам, ни упрекам, ни оскорблениям, памятуя, что это не описание качеств слушающего, но характеристика говорящего, которая указывает на его склонность к манипуляции и деструктивности.

При подобной тактике в общении с некрофилом человек получает невидимые удары, истощающие его силы, что может привести к серьезным проблемам в его состоянии, физическом, душевном или ситуативном. Но не следует по этому поводу беспокоиться находящемуся рядом, так как в том нет никакой его вины, ибо он всего лишь проявил свое естественное право к сохранению внутренней свободы и целостности, хотя и использовал при этом методы защиты, способные нанести весьма ощутимый урон для агрессора. При этом самому обороняющемуся ни к чему проявлять агрессию, ненависть или вообще какую-либо эффективность, а, напротив, следует хранить прозрачность и нейтральность. Для облегчения выполнения этого предписания можно использовать медитативную методику осознавания: «Передо мною всего лишь мешок с мясом и костями, обтянутый кожей, через две дырочки глаз которого выглядывает механический, машинный ум».

Для тренировки состояния отстраненности и нейтральности весьма полезно применять данную медитацию, при этом ее можно модифицировать в различных вариациях, например: «Этот человек — всего лишь запрограммированная машина. И каждое произнесенное им слово надлежащим образом воздействует прежде всего на него самого. Потому что он — первый, кто его произносит и кто его слышит. Если это слова брани, упрека, осуждения или насмешки, то во внешнее пространство выходят всего лишь звуки, механические волны, которые тут же и рассеиваются. Но суть произнесенного, основная ударная энергия идут внутрь произносящего и убивают его. Однако почему его проблема должна стать моей заботой?»

В последней мысли нет ничего жестокого, потому что в ней нет ничего агрессивного. Только справедливость. В ней нет и сочувствия, но в подобном случае оно вовсе не обязательно. Да и невозможно, коль исходить из принципа: «Если я смотрю на осуждающего меня как на самоубийцу, то он автоматически в такового и превращается. И я это делаю только потому, что не хочу быть предателем по отношению к собственной жизни и становиться жертвой вампира, некрофила или манипулятора».

Практика и опыт показали, что такой подход является равно как гуманным, так и здравым.

АГРЕССИЯ, НЕНАВИСТЬ И ЛЮБОВЬ

Некоторые случаи вынуждают нас различать сходные на первый взгляд, но на самом деле качественно отличные друг от друга аффекты. В быту их нередко путают. Агрессия и ненависть — это вовсе не одно и то же.

Агрессия представляет собой психическую энергию, реализующуюся в действиях, словах или представлениях, направленную на другого человека с целью его убийства, явного или символического, осознанного или бессознательного.

Ненависть — эмоциональная сила, направленная на то, чтобы вытолкнуть из себя чуждое влияние, воздействие, а также само действие, осуществляющее это выталкивание. Целью ненависти является не убийство, а именно освобождение. Это чувство характерно для детей, находящихся под властью доминирующих или навязывающих свои установки или даже любовь родителей. Оно вполне естественно, так как является защитной реакцией, не будь которой, организм подвергся бы деструкции.

По этой же самой причине так называемая бурная и страстная любовь неизбежно заканчивается любой ненавистью.

Распространенная поговорка, что «от любви до ненависти один шаг», раскрывает истинный смысл подобных отношений. Добавлю только, что этот шаг уже совершается, как только вспыхивает страсть, которую, увы, нередко путают с любовью.

Истинная любовь не приводит ни к ненависти, ни к агрессии, потому что она изначально не содержит их в себе. Она не имеет ничего общего с теми невротическими проекциями, которые зачастую принимают ее облик. Напротив, плодотворная любовь содержит в себе такие проявления, как забота, ответственность, уважение и знание (Э. Фромм). Под уважением понимаются принятие и уважение к автономии и свободе другого. В этом смысле любовь представляет собой мощное средство личностного роста в творческом содружестве двоих. В противном случае это не любовь.

В контексте данных сопоставлений, полагаю, любопытными покажутся примеры, приводимые Ф. Виттель-сом в книге «Фрейд. Его личность, учение и школа».

«Вулканическая любовь невротика, избыток ее, неприятно действующий на беспристрастного наблюдателя, обусловливается разделением чувств. Контрастирующая пара: любовь и ненависть, представляющая безразличную смесь, распадается на составные части. Каждую ночь невротик в сновидении убивает любимое существо. Если любимый супруг, отец, брат и т. д. действительно умирает, бессознательное — ввиду веры в собственное всемогущество — предполагает, что оно повинно в смерти. Вдова стреляется на могиле мужа. Кто поймет это?..

<...> Молодая женщина, которая, по ее словам, любит своего мужа, заболевает. У нее угрызения совести, мысли о самоубийстве, о «конце мира». Муж недавно вернулся из больницы излеченным от продолжительной болезни. Теперь вместо него заболела жена, после того как она в течение многих месяцев стойко переносила все. Свет полагает, что это нервное истощение вследствие тревог за жизнь мужа. Но счастливые не ведают нервного истощения. Никто, в том числе и сама жена, не знает, что она втайне надеялась вскоре избавиться от мужа. Его выздоровление делает ее больной. Желание смерти перешло на нее самое».

Описанные ситуации, замаскированные под любовь, наглядно демонстрируют, во-первых, справедливость положения «где страсть, там и преступление» и, во-вторых, механизм проявления тенденции к убийству или отторжению.

Психономический подход в данном вопросе определяется проведением разницы между агрессией и ненавистью, приведением к осознанию, что всякая агрессия есть убийство, а поскольку последнее символично, то оно неизбежно оборачивается самоубийством, что проявляется в деструктивных тенденциях личности.

Работа с пациентом при помощи техники расслаивания, то есть отделения описания поведения от смысла поведения.

В ходе такого процесса клиент начинает осознавать свои негативные программы, и к нему приходит понимание того, что они могут быть нейтрализованы или реорганизованы в позитивные. И в конечном счете наступает трансформация личности за счет ее интеграции.

ГЛАВА 4 Портрет психического вампира на фоне современности

Этот психосоциальный портрет не претендует на роль окончательного вывода, он скорее лишь вычерчивает некий профиль психического вампира как посетителя психотерапевта.

Какие же особенности ему присущи?

Даже если это человек определенного достатка, его взаимодействия с материальными средствами своеобразны. Деньги для него — всегда больше, чем просто деньги. Это прежде всего символ. Довольно мощный и насыщенный символ власти, силы, независимости, обладания -то есть всех качеств, которые отсутствуют у невротического вампира и к которым последний так экспрессивно стремится в своих фантазиях.

Неблагополучный в семейном и интимном планах. Это и тот, который не любит, и тот, которого не любят. Его семья искажена и уродлива, атмосфера ее насыщена напряженностью, душевной спертостью и дискомфортом. Вряд ли здоровый индивид будет долго жить вместе с таким субъектом, скорее всего он разорвет отношения или невротизируется сам. Это хорошо заметно в тех ситуациях, когда нормальные дети вынуждены существовать под опекой родителей, у которых в той или иной мере проявляются патологические комплексы.

Невротический вампир — фигура инфантильная, то есть психологически незрелая. Подобный инфантилизм развивается по механизму компенсации, которая призвана заместить реальную несостоятельность адаптационных систем личности. Если человек несостоятелен в своих попытках самоутверждения, он призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим аппаратом душевной деятельности и заполняет образовавшуюся пустоту. Отсюда развивается стремление к мани-пулятивным играм (их варианты достаточно подробно описаны Э. Берном) и появляется тенденция к демонстрированию в своем поведении элементов поведения ребенка. К одним из таких элементов относится и весьма характерное стремление к подражанию какому-либо герою, независимо от того, персонаж ли это фильма, книги или реальная фигура. Такая потребность в идентификации является психологической защитой, которая обеспечивает относительный уровень комфорта, хотя и нестабильного.

Невротического вампира характеризуют аморфность, неструктурированность собственного Я. Для таких людей слово «Я» — абстракция, фикция. Вопрос «Как вы представляете свое Я?» они встречают непониманием. Я невротического вампира лишено формы подобно тому, как лишена формы речь лепечущего младенца.

Этот социально-психологический портрет был гениально выведен Достоевским в его великой и ужасающе откровенной галерее характеров. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что невротические вампиры — это «бедные люди», а вампир — «человек из подполья».

Если на какое-то время отойти от метафор и вновь перейти к нашей схеме, то мы отметим, что эти люди соответствуют следующим характеристикам:

1. «Бедные люди» — неустроенность;

2. «Раскольников» — фиксация на комплексах власти и обладания;

3. «Человек из подполья» — терроризирует своих близких;

4. «Настасья Филипповна» — инфантилизм и страсть к играм;

5. «Герой "Белых ночей"» — мечтательность и прожектерство.

Данные социально-психологического обобщения позволяют нам нарисовать достоверную сетку поведенческих черт подобной категории людей.

1. Неспособные к самоадаптации и самоидентификации, они демонстрируют иждивенческие тенденции, проявляющиеся в стремлении найти человека, на которого можно было бы повесить свои проблемы. Таким образом, они нуждаются или в Покровителе, или в Учителе, который бы снабжал их своей силой, или своим опытом, или своими деньгами. Если с таким Покровителем не повезло в обыденной жизни, то его символ можно найти в облике Психотерапевта.

2. Аморфное, неоформленное Я толкает гаких людей в пропасть между «да» и «нет», в которой они постоянно пребывают. Не видя цели, они не могут выбрать конкретный путь. Постоянные метания от одной установки к другой порождают внутреннюю исступленность, напряжение, агрессивность или же, напротив, усугубляющуюся неуверенность, тревожность, которые в койне концов замыкают порочный круг.

3. Игровая компенсация собственной несостоятельности нередко надевает на таких субъектов маску знатоков человековедения. При встрече с вами они искренне полагают, что угадывают ваши тайные мотивы, побуждения или мысли, причем те, которые характеризуют вас не с лучшей стороны. В этом фантазматическом творчестве через маску «знатока человеческой природы» прорывается всего лишь проекция. На самом деле невропаты-вампиры очень плохо разбираются в людях вследствие высокого уровня рефлективности собственной натуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться