Просматривая этот протокол, мы видим, что ребенок подбирает картинки не случайно, но каждый раз берет изображения, как-нибудь связанные с данным словом, иногда же сам искусственно увязывает их.
Посмотрим подробнее, как эти дети связывают слова с определенной картинкой и как они сами объясняют это.
Алексей Т.
Дано слово «поле»: берет карточку «земляника». («В поле растет».)
Дано слово «платье»: берет картинку «кошелек». (При воспроизведении объясняет: «Потому что кошелек кладут в карман».)
Дано слово «собрание»: берет карточку «звонок». («А это на собрании, когда шумно бывает, то звонят».)
215
Дано слово «правда»: берет картинку «письмо». («В письме можно все писать, и никто не откроет — сургучная наклейка».)
Костя Д.
Дано слово «платье»: берет картинку «щетка». («Можно очистить платье от пыли».)
Дано слово «лошадь»: берет карточку «сапоги». («Не было копыт — взяла сапоги».)
Дано слово «обед»: берет карточку «ножик». («Этим ножичком хлеб можно резать».) И т. д.
Мы видим, что ребенок с успехом пользуется картинками как вспомогательным приемом. Желая запомнить данное слово, он чаще всего выбирает картинку, на которой изображен предмет, встречавшийся в одном комплексе с предложенным словом (обед — ножик, платье — щетка, собрание — звонок); больше того, иногда он констатирует весьма искусственную и сложную связь, отнюдь не воспроизводя прежний опыт, а нарочито комбинируя отдельные моменты («правда» — «письмо», так как «никто его не откроет — и можно писать правду», «лошадь» — «сапоги» и т.д.).
Одаренный ребенок оказывается в состоянии активно пользоваться своим прежним опытом, применяя его в целом ряде приемов для совершенствования своих естественных психологических процессов.
Не то мы видим у отсталого ребенка.
Возьмем четырех детей из того же детского учреждения*, на этот раз детей с достаточно заметной отсталостью: Катю К. с глубокой олигофренией и трех детей с дебильностью. Проведем их через аналогичное исследование и рассмотрим результаты.
Испытуемые
Возраст
IQ
Естеств. память
Культурная память
Коэффициент культурной памяти (в % )
I
II
Средн.
Катя К.
12,5
0,58
6
5
4
4,5
Вера Б.
10,5
0,69
4
3
3
3
Коля Ш.
11,4
0,56
5
4
0
2
Ваня Ч.
11,4
0,71
5
5
3
4
75 (75) 40 80
Мы видим, что у этих детей процесс протекает иначе. Правда, натуральная память оказывается более или менее одинаковой у обеих групп детей; одаренность одних и отсталость других, видимо, не отражаются на их натуральной памяти. Однако дело обстоит совсем иначе, если мы взглянем на цифры, характеризующие их культурную память. Если в первом случае мы имели всегда резкое повышение памяти при переходе к культурным формам запоминания, то у отсталых заметна обратная картина. Картинки, данные им в помощь, не только не помогают им, но даже мешают, ухудшают деятельность их
Медико-педагогическая клиника Наркомпроса.
216
памяти. Вместо коэффициентов культурной памяти 180 — 200% мы имеем коэффициенты 40 — 70 —80%: ребенок с помощью картинок запоминает меньше, чем без них. Предложенные культурные приемы непосильны для отсталого ребенка, он оказывается не в состоянии их применять, и они только отвлекают его от непосредственного применения памяти. Глубокое различие между отсталыми и одаренными детьми сводится, как оказывается, не столько к различию натуральных процессов, сколько к различному умению применять их, пользоваться определенными культурными приемами.
В самом деле, посмотрим, как отсталый ребенок относится к предложенным ему для облегчения запоминания карточкам.
Вот отрывки из подлинных протоколов некоторых из испытуемых.
Ваня Ч., дебил
Слово
Карточка
Воспроизведение
|