В вашей жизни бывали моменты, когда вы находились в творческом и ресурсном состоянии. Попросите часть, с которой вы работаете, сообщить свои намерения вашей творческой, ресурсной части. Тогда творческая часть сможет найти новые пути осуществления тех же намерений. Часть из них будут удачными, другие – не очень. О некоторых из них вы будете знать, но не имеет значения, если они будут недоступны вашему сознанию. Попросите часть X выбрать лишь те из них, которые она считает такими же удачными или даже более эффективными, чем первоначальное поведение. Они должны быть непосредственны и доступны. Попросите ее подавать сигнал «да» всякий раз, когда она будет получать новый выбор. Продолжайте до тех пор, пока вы не получите по крайней мере три сигнала «да». На этом этапе процесса вы можете потратить столько времени, сколько посчитаете нужным. Поблагодарите свою творческую часть, когда закончите.
5. Спросите часть X, согласна ли она воспользоваться новыми выборами взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель.
Это – присоединение к будущему, мысленная репетиция нового поведения в будущих ситуациях.
Если до сих пор все было нормально, то никакие причины не будут препятствовать вам получить сигнал «да». Если вы получили все же ответ «нет», заверьте часть X в том, что она сможет продолжать прибегать к старому стилю поведения, но вы хотели бы, чтобы она попробовала сначала новые выборы. Если и здесь вы получите «нет», вы можете рефреймировать возражающую часть, пройдя с ней через все шесть шагов рефрейминга с самого начала.
6. Экологическая проверка.
Вам необходимо знать, существуют ли другие части, которые могли бы возражать против ваших новых выборов. Спросите «Есть ли такие части, которые возражают против какого нибудь из моих новых выборов?» Будьте внимательны к любому сигналу. Тщательно разберитесь с каждым из них. Когда появимся какой то сигнал, попросите эту часть усилить свой сигнал, если она на самом деле возражает. Убедитесь в том, что новые выборы встретили одобрение всех заинтересованных частей, в противном случае они будут заниматься саботажем.
Если возникло возражение, вы можете сделать одно из двух. Либо вернуться к шагу 2 и рефреймировать возражающую часть, либо попросить творческую часть, проконсультировавшие с возражающей частью, выработать дополнительный набор новых выборов. Убедитесь, что эти новые выборы также прошли проверку на любое возражение.
Шести шаговый рефрейминг представляет собой технику терапии и личностного развития. Он имеет непосредственное отношение к нескольким психологическим явлениям.
Первое – это вторичная выгода: идея о том, что, каким бы странные и причудливым ни казалось поведение, оно всегда служит цели, полезной на некотором уровне, и эта цель, как правило, неосознаваемая. Нет никакого смысла делать то, что полностью противоречит нашим интересам. Всегда существует некая выгода, и смесь наших мотивов и эмоций редко оказывается гармоничной.
Второе – это транс. Человек, осуществляющий шестишаговый рефрейминг, будет находиться в легком трансе, когда внимание направлено внутрь себя.
Третье, шести шаговый и рефрейминг использует умение проводить переговоры между частями одной личности. В следующей главе мы рассмотрим умение вести переговоры между людьми в контексте бизнеса.
ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
Мы не можем быть ни в каком ином состоянии, кроме состояния «сейчас», и у каждого из нас в черепной коробке имеется машина времени. Когда мы спим, время останавливается. И в своих мечтах и сновидениях мы можем без всякого труда перепрыгивать из настоящего в прошлое или будущее. Порой кажется, что время летит или, наоборот, ползет в зависимости от того, чем мы заняты. Что бы ни представляло собой время в действительности, наше субъективное переживание времени постоянно изменяется.
Мы измеряем время в окружающем нас мире, используя расстояние и движение – движущуюся стрелку на циферблате часов, – но какое отношение ко времени имеет наш мозг? У нас должен быть какой нибудь способ определения времени, иначе мы никогда бы не узнали, сделали мы что то или только собираемся сделать, принадлежит ли это событие нашему прошлому или нашему будущему. Ведь трудно жить с ощущением deja vu по отношению к будущему. В чем различие между тем, как мы думаем о прошлых событиях, и тем, как мы думаем о будущем?
Возможно, мы найдем ключ к разгадке этого в тех многочисленных высказываниях, которые мы делаем по поводу времени: «Я не вижу никакого будущего», «Он застрял в прошлом», «Оглядываясь на события», «Смотреть вперед в будущее». Вероятно, зрение и направление играют здесь некоторую роль.
Выберите какое нибудь простое повторяющееся действие, которое вы выполняете почти каждый день, такое, как чистка зубов, причесывание, умывание, завтрак или просмотр телепередач.
Подумайте о времени примерно пятилетней давности, когда вы делали это. Здесь не обязательно вспоминать конкретный пример. Вы знаете, что вы делали это пять лет назад, и вы можете притвориться, что вспоминаете этот случай.
Теперь подумайте о том, как вы делали то же самое действие неделю назад.
Теперь подумайте, как бы это выглядело, если бы сделали это прямо сейчас. Через одну неделю.
Теперь подумайте об этом занятии через пять лет Не имеет значения, знаете ли вы, где вы будете тогда находиться, просто подумайте об этом занятии.
И, наконец, возьмите эти четыре события. Вероятно, у вас есть какая нибудь картинка по поводу каждого из них. Это может быть кино или отдельный кадр. Если же бес перемешал их всех и вы не смогли их увидеть, то каким образом вы смогли отличить их одну от другой?
Наверное, вам самим интересно узнать, как вы это делаете. Чуть позже мы предложим вам некоторые обобщения.
Снова посмотрите на эти картинки. В чем различия между ними в терминах перечисленных ниже субмодальностей?
В каком месте окружающего вас пространства они расположены?
Каковы их размеры? Какова их яркость?
Насколько резкими они являются? Одинаковый ли у них цвет? Это кино или фотографии? Насколько далеко от вас они расположены? Трудно делать какие нибудь обобщения относительно линии времени, но общий способ организации картин прошлого, настоящего и будущего заключается в пространственном их расположении. Прошлое, вероятно, будет располагаться слева от вас. Чем дальше в прошлое, тем дальше от вас будет расположена картинка. «Далекое и смутное» прошлое будет дальше всего. Будущее будет уходить вправо от вас, причем картины более далекого будущего будут находиться дальше. Картинка по обе стороны могут располагаться друг над другом либо каким то другим способом, позволяющим легко увидеть и рассортировать их. Многие люди используют визуальную систему для репрезентации временной последовательности событий, но вполне могут существовать некоторые субмодальные различия и в других системах. Звук может усиливаться по мере приближения к настоящему, ощущения могут становиться более интенсивными.
К счастью, такой способ организации времени согласуется с нормальными глазными сигналами доступа (и способом чтения), этим и можно объяснить тот факт, что он является распространенным паттерном. Существует множество способов организации временной линии. И хотя не существует «неправильной» временной линии, но использование каждой из них может иметь свои последствия. То, где и как вы выстраиваете свою временную линию, будет влиять на то, как вы думаете…
Предположим, ваше прошлое находится прямо перед вами. Оно всегда будет попадать в поле зрения и привлекать ваше внимание. Ваше прошлое становится важной и влиятельной частью вашего опыта.
Большие и яркие картинки далекого будущего сделают его весьма привлекательным и будут притягивать вас. Вы будете ориентированы на будущее. А ближайшее будущее будет с трудом поддаваться планированию. Если же ближайшее будущее будет наполнено большими и яркими картинами, то может оказаться затруднительным долговременное планирование. В общем, то, что является большим, ярким и насыщенным цветами (если эти субмодальности являются для вас критическими), будет наиболее привлекательным, и этому вы будете уделять на ибольшую часть внимания. Буквально: у кого то мрачное прошлое и светлое будущее.
Субмодальности могут изменяться постепенно. Например, чем ярче картинка или чем она резче, тем ближе н настоящему. Эти две субмодальности хороши при репрезентации постепенные изменении. Иногда человек может сортировать свои картинки более дискретным способом, используя их определенное местоположение, при этом каждое воспоминание не распространяется обособленно от предыдущего. И тогда такой человек будет использовать преимущественно staccato жесты, говоря об этих воспоминаниях, а вовсе не legato жесты.
Будущее может быть сильно вытянутым прямо перед вами и доставлять вам беспокойство столкновением с крайними сроками исполнения чего либо. которые будут казаться далекими до тех пор, пока внезапно не примут угрожающих размеров. С другой стороны, будущее может быть слишком сжатым, так что картинка будущего будут расположены очень близко друг к другу, и тогда вы, наверное, почувствуете давление времен. и вам покажется, что все должно быть сделано сразу. Иногда полезно сжимать временную линию, а порою лучше ее растягивать. Все зависит от того, чего вы хотите. Общеизвестно, что те люди, которые ориентированы в будущее, обычно справляются с болезнями более быстро, я медицинские исследования подтверждают это. Терапия временной линии могла бы помочь лечению серьезных заболевании.
Линия времени оказывается важной составляющей чувства реальности человека, и поэтому она с трудом поддается изменению до тех пор, пока это изменение не становится экологическим. Прошлое оказывается реальным настолько же, насколько будущее – нереальным. Будущее существует большей частью в виде потенциальных возможностей. Оно неопределенно. И субмодальности будущего зачастую каким то способом это отражают. Линия времени может разделиться на несколько ветвей, либо картинки могут стать неопределенными.
Линии времени важны в терапии. Если клиент не может увидеть своего будущего. то многие техники не будут работать.
Многие терапевтические техники в НЛП предполагают, что клиент способен м ысл енно передвигаться во временя, получать доступ к ресурсам прошлого или конструировать привлекательнее будущее. Порою линия времени должна пройти предварительную сортировку.
РЯДОМ СО ВРЕМЕНЕМ И СКВОЗЬ ВРЕМЯ
В своей книге «Основы личности» Тэд Джеймс описывает две основных типа линии времени. Первый он назвал «рядом со временем», или Англо европейский тип времени, когда линия времени идет слева направо. Прошлое с одной стороны, а будущее с другой, но оба находятся в поле зрения человека прямо перед ним. Второй тип он назвал «сквозь время», или Арабское время, тогда линия времени вытягивается, пронзая вас спереди насквозь таким образом, что одна ее часть (обычно пришлое) сказывается позади вас и невидима. И вам приходится поворачиваться назад, чтобы увидеть ее.
Люди типа «сквозь время» не могут извлекать выгоду из прошлого или будущего, разложенного перед ними. Они все время находятся в настоящем моменте, так что крайние сроки, условленные встречи и хронометраж имеют для них меньшее значение, чем для людей типа «рядом со временем». Они находятся внутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего сказываются ассоциированными. «Т акая модель восприятие времени шляется распространенной в восточных, в особенности арабских, странах, где люди бизнеса более гибко относятся к тому, что называется крайний срок, чем на Западе. И это может сильно раздражать западного бизнесмена. Будущее выглядит очень похожим на целый ряд «сейчас». так что пропадает необ ходимость действовать безотлагательно. Ведь существует гораздо больше кадров «сейчас», из которых исходит эта срочность.
ЯЗЫК И ВРЕМЯ
Язык воздействует на мозг. Мы реагируем на язык на неосознаваемом уровне. То, как мы говорим о событиях, программирует нашу репрезентацию этих событий в вашей голове и, следовательно, нашу реакцию на них. Мы уже рассматривали некоторые последствия использования в мышлении номинализаций, универсальных квантификаторов, модальных операторов и других паттернов того же рода. Не являются исключением и времена глаголов.
Сейчас подумайте о том времени, когда вы гуляли. Вероятно, такая форма предложения заставит вас представить себе ассоциированную подвижную картинку. Если я скажу: «Подумайте о том времени, когда вы совершили прогулку», – то вы скорее всего создадите диссоциированную неподвижную картинку. Такой выбор слов удалил из картинки движение. И тем не менее оба предложения имеют один и тот же смысл, не правда ли?
Теперь подумайте о том будущем времени, когда вы совершите прогулку. И снова диссоциированная картинка. Сейчас о том, когда вы будете гулять. В этом случае ваша мысль скорее всего будет ассоциированным фильмом.
Сейчас я собираюсь предложить вам побывать в отдаленном будущем и там подумать о прошлом событии, которое на самом деле еще не произошло. Слишком мудрено? Вовсе нет, прочтите следующее предложение:
Подумайте о том времени, когда вы уже совершите прогулку.
Теперь вернитесь в настоящее. Вы воздействуете на других людей и ориентируете их во времени тем, что вы говорите. Зная об этом, вы получаете выбор относительно того, как осуществлять это воздействие. Вы не сможете прекратить делать это. Любая коммуникация оказывает какое то влияние на других. Но то ли это влияние, которое вы ждете? Служит ли оно вашим целям?
Представьте себе тревожного пациента, пришедшего на прием к двум различным терапевтам. Первый говорит: «Итак, у вас появилось беспокойство? Именно так вы ощущали себя до сих пор?»
Второй говорит: «Итак, вы ощущаете беспокойство? Какие вещи будут вызывать у вас беспокойство?» Первый терапевт диссоциирует пациента от ощущения бес п окойства и помещает это беспокойство в прошлое. Второй же ассоциирует пациента с этим ощущением и программирует ис пытывать беспокойст в о в будущем. Я знаю, к какому терапевту обратиться.
Это лишь небольшой пример того, как мы воздействуем друг на друга с помощью языка, даже не осознавая того, каким образом мы это делаем.
И в то время, как вы думаете о том, насколько элегантной и эффективной может быть ваша коммуникация… и с этими ре сурсами вы оборачиваетесь назад и вспоминаете то, как вы обычно поступали прежде, чем вы изменились… и какие шаги вы предприняли, чтобы измениться… в то время как вы сидите здесь и сейчас… с этой книгой в руках.
Глава 7. КОНФЛИКТ И КОНГРУЭНТНОСТЬ
Все мы живем в одном и том же мире, но, поскольку мы создаем различные модели этого мира, у нас возникают конфликты. Двое могут смотреть на одно и то же событие, слышать одни и те же слова, но придавать им совершенно различные смыслы. Благодаря этим моделям и смыслам мы получаем богатое разнообразие человеческих ценностей, политических направлений, религий, интересов и мотивов. В этой главе исследуются переговоры и совещания, имеющие целью примирение конфликтующих интересов, а также рассматриваются некоторые приемы разрешения конфликтов, которые успешно применяются в мире бизнеса.
Наиболее важными составляющими наших карт реальности являются убеждения и ценности, которые выстраивают нашу жизнь и придают ей смысл. Они руководят тем, что мы делаем, и могут втянуть нас в конфликт с другими людьми. Ценности определяют то, что для нас является важным; конфликт возникает тогда, когда мы настаиваем на том, что важное для нас должно быть важным и для других. Порой наши собственные ценности с трудом согласуются друг с другом, и мы вынуждены принимать трудные решения. Могу ли я солгать другу? Следует ли мне заняться скучной, но хорошо оплачиваемой работой, или же взяться за интересную, но за которую меньше платят?
Различные части нас воплощают в себе различные ценности, преследуют различные интересы, имеют различные намерения и, таким образом, вступают в конфликты друг с другом. Наша способность продвигаться к результату коренным образом определяется тем, как мы согласовываем и творчески управляем разными своими частями. Редко бывает, чтобы мы могли искренне или полностью конгруэнтно продвигаться к достижению результата, и чем значительнее результат, тем больше наших частей будет задействовано и тем больше вероятность конфликта интересов. Мы уже имели дело с шести шаго в ым реф реймингом, и в следующей главе мы предпримем дальнейшее исследование того, как разрешать некоторые из этих внутренних конфликтов.
Внутренняя конгруэнтность дает силу и энергию. Мы конгруэнтны, когда все наше вербальное и невербальное поведение нацелено на один результат. Все части находятся в гармонии, и мы имеем свободный доступ к своим ресурсам. Маленькие дети почти всегда конгруэнтны. Когда они хотят чего то, они хотят этого всем своим существом. Быть в гармонии с самим собой не означает, что все твои части играют одну и ту же мелодию. В оркестре различные инструменты играют согласованно, и общее звучание представляет собой нечто большее, чем то, что мог бы воспроизвести любой из инструментов в отдельности, и именно различие между инструментами придает музыке ее колорит, силу воздействия и гармонию. Точно так же, когда мы конгруэнтны, наши убеждения, ценности и интересы действуют согласованно, чтобы придать нам энергии для достижения наших целей.
Когда вы принимаете решение и вы конгруэнтны относительно этого решения, тогда вы знаете, что можете действовать и воспользоваться любым шансом на успех. Возникает вопрос: как вы узнаете, когда вы конгруэнтны? Ниже приводится простое упражнение для определения вашего внутреннего сигнала конгруэнтности.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛА КОНГРУЭНТНОСТИ
Вспомните то время, когда вы действительно чего то хотели. То особенное угощение, подарок или событие, которого вы действительно ждали. Когда вы мысленно вернетесь к тому времени и событию, вы сможете начать осознавать, на что похоже это ощущение конгруэнтности. Познакомьтесь с этим ощущением, чтобы использовать его в будущем для определения своей конгруэнтности относительно результата. Обратите внимание на свои ощущения, отметьте субмодальности переживания, в то время как вы мысленно возвращаетесь к тому времени. Можете ли вы найти какое нибудь внутреннее ощущение, картинку или звук, который безошибочно указывал бы вам на то, что вы конгруэнтны?
Не конгруэнтность представляет собой смешанное сообщение – инструмент, играющий не в лад с оркестром, мазок, цвет, которого совершенно не подходит к картине. Смешанные внутренние сообщения будут отражаться в двусмысленных сообщениях другим людям и приводить в результате к запутанным действиям и само саботажу. Когда вы стоите перед необходимостью принять решение и не конгруэнтны в отношении его, это предоставляет вам бесценную информацию со стороны вашего подсознания. Говорят, что в таком случае неразумно предпринимать какие либо действия и что пришло время подумать, собрать больше информации, создать больше выборов или исследовать другие результаты. Вопрос здесь в том, как вы узнаете, когда вы не конгруэнтны? Выполните следующее упражнение, чтобы улучшить способность осознавать свой сигнал не конгруэнтности.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛА НЕКОНГРУЭНТНОСТИ
Вспомните то время, когда у вас появлялись оговорки относительно какого нибудь плана. Возможно, вы чувствовали, что это хорошая идея, но что то подсказывало вам, что это может привести к неприятностям. Или же вы могли представлять себя делающим это и все же испытывать чувство неопределенности. В то время как вы думаете об имеющейся у вас оговорке, в вашем теле возникает определенное ощущение, возможно, какой– то особенный образ или звук, который дает вам понять, что вы мобилизованы не полностью. Это и есть ваш сигнал неконгруэнтности.
Познакомьтесь с ним, это ваш хороший друг, он мог бы сэкономить вам кучу денег. Возможно, вы захотите испытать его в различных ситуациях, где у вас имеются сомнения или оговорки. Способность выявлять в себе сигнал не конгруэнтности предохранит вас от многих ошибок.
Продавцы подержанных автомобилей печально известны своей не конгруэнтностью. Не конгруэнтность также проявляется в оговорках по Фрейду. Выявление не конгруэнтности в других людях очень важно, если вы собираетесь общаться с ними внимательно и эффективно. Например, учитель, объясняющий материал, спрашивает, понял ученик его или нет. Ученик может ответить «Да», но тон его голоса или выражение лица может не соответствовать словам. Продавец, который, имея дело с покупателем, не обращает внимания на не конгруэнтность, вряд ли продаст товар, а если все таки продаст, то вызовет у покупателя сожаление и тем самым поставит крест на дальнейшем бизнесе
ЦЕННОСТИ И КРИТЕРИИ
Ценности обеспечивают нас мотивацией и направлением, они, образно говоря, узловые города, столицы на нашей карте мира. Наиболее устойчивые и важные ценности – свободно выбранные, а не навязанные другими людьми. Они выбраны с осознанием последствий и несут в себе множество положительных ощущений.
И все же ценности часто оказываются неосознаваемыми, и мы редко изучаем их сознательно. Чтобы подняться по служебной лестнице в компании, вам следует усвоить ценности этой компании. Если они отличаются от ваших собственных, это м ожет привести к не конгруэнтности. Компания может использовать работника лишь наполовину, если он имеет ценности, противоречащие его работе.
НЛП использует слово критерий, чтобы описать те ценности, которые оказываются важными в определенном контексте. Критерии являются менее общими и менее всеохватывающими, чем ценности. Критерии – это причины, по которым вы делаете что либо, и это то, что вы получаете из этого занятия. Обычно это номинализации, такие, как здоровье, успех, веселье, богатство, восторг, любовь, обучение и т п. Наши критерии определяют то, зачем мы работаем, для кого мы работаем, на ком мы женимся (если вообще женимся), как устанавливаем отношения и где мы живем. Руководствуясь ими, мы выбираем ма шину, одежду, которую носим, и ресторан, в который по й дем обедать.
Присоединение к ценностям и критериям другого человека устанавливает хороший раппорт. Если вы отражаете его позу, но не подстраиваетесь под его ценности, то вряд ли вы установите раппорт. Присоединение к ценностям другого не означает, что вам следует с ним соглашаться, это показывает, что вы относитесь к ним с уважением.
ВЫЯВЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ
Выпишите примерно 10 наиболее важных ценностей а своей жизни. Вы можете сделать это самостоятельно или воспользоваться помощью друга. Сформулируйте ответы на такие вопросы, как:
Что является важным для меня? Что по настоящему мотивирует меня? Что должно быть верным для меня?
Критерии и ценности должны быть выражены позитивно. «Избегать болезней» – это, конечно, может быть ценным для вас, но лучшая формулировка: «быть здоровым». Это несложно, и вы легко определите ценности, которые вас мотивируют.
Критерии, вероятно, будут выражены номинализациями, и вам понадобится мета модель, чтобы распутать их. Что они означают в реальных, практических терминах? Вы сможете ответить на этот вопрос, отыскивая подтверждения тому, что данный критерий удовлетворен. Возможно, не всегда будет легко найти ответ, но вопрос заключается в следующем:
Как бы вы узнали, что этот критерий удовлетворен?
Если одним из ваших критериев является обучение, то чему вы собираетесь научиться и как вы будете это делать? Какие возможности у вас имеются? И как вы узнаете о том, что уже, научились чему то? Это ощущение? Способность сделать что то такое, чего вы не могли делать раньше? Эти специальные критерии очень полезны. Критерии имеют тенденцию прятаться за туманной завесой, когда они вступают в контакте реальным миром.
Когда вы нашли, что эти критерии в действительности значат для вас, вы можете подумать атом, насколько они реалистичны. Если под успехом вы понимаете пятизначный оклад, «Феррари», городской дом, коттедж за городом и работу с высоким положением в Сити, и все это не позднее вашего следующего дня рождения, то скорее всего вы будете разочарованы. Разочарование, как любит говорить Роберт Дилтс, требует тщатель ного планирования. Чтобы разочароваться по настоящему, вы должны зафантазировать со всеми подробностями все то, что вы хотите. Критерии оказываются неопределенными и могут интерпретироваться самыми различными способами другими людьми. В качестве примера я хотел бы привести семейную пару, с которой хорошо знаком. Для жены компетентность состояла а том, что она действительно успешно справилась с несколькими задачами. Это был просто описательный критерий, не обладающий высокой ценностью. Для мужа компетентность означала ощущение того, что он мог бы справиться с задачей, если бы хорошенько подумал. Ощущение компетентности в его случае давало ему самоуважение, а это имело высокую ценность. Когда она называла его некомпетентным, он сильно расстраивался до тех пор, пока он не уяснял, что же она на самом деле имела в виду.
То, как различные люди рассматривают критерии женской и мужской привлекательности, представляет собой ту силу, которая заставляет этот мир вращаться.
ИЕРАРХИЯ КРИТЕРИЕВ
Множество вещей важны для нас, и было бы очень полезно определить относительную важность своих критериев. Поскольку критерии связаны с контекстом, то те из них, которыми вы руководствуетесь в своей работе, будут отличаться от тех, которые вы применяете в личных отношениях. Мы можем использовать критерии, чтобы исследовать ситуацию, например, когда вам необходимо представиться на новой работе или перед группой людей. Ниже приводится упражнение для изучения критериев в этой ситуации.
1. Предположим, вам необходимо представиться перед группой людей. Что должно произойти такое, чтобы вы ушли, не представившись? Найдите ценность или критерий, который будет мотивировать вас уйти. Не подпрыгивайте с самого начала до уровня «жизнь или смерть», подумайте о чем то таком, чего будет достаточно, чтобы решить исход дела.
2. Далее, подумайте о том, что могло бы остановить вас, даже если бы (1) произошло? Найдите критерий, который пересилит тот, что вы нашли в п. 1.
3. Теперь задайтесь вопросом, что должно произойти до полнительно такое, чтобы вы все таки ушли при условии, что (1) и (2) имели место. Откройте для себя более важный критерий.
4. Продолжайте до тех пор, пока вы не сможете продвигаться дальше, так что ничто уже не сможет заставить вас остаться, если ваш последний критерий выполнен – Вы наверняка обнаружите какие нибудь интересные вещи по пути от (1) к последнему пункту.
Вы можете использовать критерии самым различным образом. Во первых, мы часто совершаем поступки по недостаточно серьезным причинам. Причинам, которые не полностью выражают наши ценности. Или же мы можем довольно неопределенно хотеть сделать что то, но так и не делаем, потому что другие, более важные критерии встают на пути. Это снова возвращает нас к результатам, о которых мы говорили в первом параграфе. Вероятно, результат должен быть связан с более широким результатом, который является достаточно мотивирующим, потому что поддерживается более важным критерием. Критерии придают энергию результату. Если вы сможете сделать нечто важным для себя, связав это с высоким критерием, препятствия исчезнут с вашего пути.
Предположим, вы подумали, что неплохо было бы регулярно делать упражнения, чтобы поддерживать хорошую форму. Через некоторое время вы обнаруживаете, что не справляетесь с этим, потому что в будни трудно выкроить полчаса. Связав регулярные упражнения с тем, что вы будете выглядеть привлекательно и обладать изрядной выносливостью при занятиях любимым видом спорта, вероятно, вы станете гораздо более мотивированным и сможете найти на это время. Очень часто время находится для того, что мы действительно хотим делать. У нас нет времени тогда, когда мы недостаточно мотивированы.
Тот способ, которым вы думаете о своем критерии, имеет субмодальную структуру. Более важные критерии могут быть репрезентированы как большие, более близкие и яркие кар тинки или имеющие более громкий звук и более сильные ощущения, вероятно, локализованные в определенной части вашего тела. Каковы субмодальности ваших критериев и как вы узнаете, какой из критериев является более важным для вас? Не существует правил, которые работают всегда. Стоит иссле довать, как эти идеи работают у вас.
ЗМЕИ И ЛЕСТНИЦЫ – ШАГ ВВЕРХ И ШАГ ВНИЗ
Когда вы устанавливаете связь между своими действиями и критериями, это весьма походке на игру «змеи и лестницы». Вы можете начать с некоторого небольшого результата, но если вы свяжете его с важными критериями, вы очень быстро доберетесь до вершины доски. Вы будете мотивированы делать это, и вы будете думать об этом с субм одаль н ос тям и, которые сделают это неизбежным и притягивающим.
То, как мы связываем между собой события и идеи, образует суть нашей карты реальности – дороги между городами. Знание исхода означает но только обладание информацией, но и согласование ее с другими частями нашей карты. Когда мы имели дело с размером наших результатов, мы связывали более мелкий результат с результатом больших размеров, чтобы придать энергии, и разбивали большой результат на серию мелких, чтобы им было легче овладеть. Это пример общей идеи, известной а НЛП под названием деление. Деление – это термин из области программирования, обозначающий разбиение целого на составляющие элементы. Делить вверх или шагать вверх – значит двигаться от частного к общему, или от части к целому. Деление вниз или шаг вниз продвигает нас от общего к частному, или от целого к части.
Идея проста. Возьмите для примера обычный предмет типа стула. Чтобы подняться вверх на следующий уровень, вам следует задать вопрос: «Представителем чего он является?» Одним из ответов может быть: «Это предмет мебели.» Вы могли бы также спросить. «Частью чего он является?» Возможный ответ: «Обеденного гарнитура.» Для шага вниз задайте вопрос в противоположном направлении: «Назовите частного представителя класса объектов, известного под названием стулья.» Ответ может прозвучать так: «Кресло.» Более высокий уровень всегда содержит то, что находится на более низком уровне.
Вы можете также сделать шаг в сторону и спросить: «Назовите другого представителя этого класса вещей.» Шаг в сторону от стула может привести к ответу: «Стол.» Шаг в сторону от кресла мог бы привести к «шезлонгу» Шаг в сторону всегда определяется тем, что находится на следующем, более высоком уровне. Вы не сможете найти еще одного представителя до тех пор, пока не будете знать, еще одним представителем чего он должен быть.
Мета модель использует ту же идею, она исследует глубинные слои, делая идею все более иболее определенной. М ета модел ь поднимается на более обобщенные уровни, чтобы охватить все частные примеры, лежащие ниже.
Если кто то спрашивает у вас напиток, а вы предлагаете ему кофе, то он мог на самом деле хотеть выпить лимонада. И кофе, и лимонад – это все напитки. И вам необходима более определенная информация.
Деление вниз приводит к более специфическим, сенсор– необоснованным реальным событиям реального мира. (Мне, пожалуйста, 25 унции газированного лимонада в высокий стакан при температуре 5°С с тремя кусочками льда, встряхнуть, но не размешивать.) Деление вверх может со временем привести к результатам и критериям (Я прошу напиток, потому что меня мучает жажда), если вы будете продолжать задавать вопрос зачем на более высоком уровне.
Анекдоты, конечно же, эффектно используют деление и затем внезапно меняют смысл на самой вершине. Люди связывают вещи самыми причудливыми и удивительными способами (во всяком случае, в соответствии с их собственными картами реальности). Не думайте, что они при этом используют те же правила, что и вы. Не думайте также, что вы хорошо знаете их правила. Как в игре «Китайские слухи», чем дальше вы заходите с правилами, каждый раз внося незначительные изменения, тем дальше вы будете от того места, где, по вашему мнению, вы находитесь.
Вот упражнение в делении вверх в различных направлениях. Кофе может быть связано с каждой из следующих вещей различными способами В первом примере чай и кофе оба являются представителями более общего класса под названием напитки. Посмотрим, сможете ли вы найти другие способы произвести деление вверх для кофе с каждым из следующих предметов по очереди
1.Чай и кофе?
Напитки.
2. Рожь и кофе?
3. Клиника и кофе?
4. Наркотики и кофе?
5. Толокнянка и кофе? (Ответы в конце главы)
Можно делить в сторону и получать совершенно новые вещи. Как в неоднократно цитированной идее о том, что в большой деревне через шестерых знакомых вы можете связаться с любым человеком в мире. (Я знаю Фреда (1), который знает Джоан (2), которая в свою очередь знает Сьюзи (3), которая знает Джима (4), и т д.)
Итак, еще раз: смысл определяется контекстом. Cвязи, которые мы устанавливаем, имеют важное значение?. Стен ы держатся не столько за счет кирпичей, сколько за счет цемента. который их связывает. То, что является важным для нас, и то, как мы связываем идеи между собой, имеет важное значение при проведении совещаний, переговоров и в торговле.
|