Сеймор Джон, О`Коннор Джозеф "Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства"

5. Спросите каждую часть, хочет ли она объединиться с другой частью для решения их совместных проблем. Действительное их слияние не имеет никакого значения?. Для частей может оказаться более полезным держаться порознь (если можно так выразиться). Но если они все же захотят интегрироваться, предложите им слиться физически в вашем теле тем способом, который вы посчитаете правильным. Если части располагались у вас на руках, слейте их вместе визуально, помогая себе соединением рук. Затем создайте картинку, звук и ощущение новой интегрированной части и примите её в себя настолько быстро, насколько посчитаете нужным. Посидите некоторое время спокойно, чтобы оценить изменение. Возможно, эта новая часть захочет пересмотреть вашу временную линии, изменив взгляд на прошлые события и переживания в свате нового знания и понимания.

Во время этих переговоров могут всплыть на поверхность и другие части. Чем глубже конфликт, тем более вероятно, что это произойдет. И все они могут захотеть присоединиться к переговорам. Вирджиния Сатир обычно в таких случаях организовывала «Группировки частей», в них различные люди изображали различные части клиента, который руководил разыгрываемой драмой.

Переговоры между частями являются мощным инструментом разрешения конфликтов, затрагивающих самые глубокие уровни. На самом деле вы можете никогда не избавиться от конфликтов. В разумных пределах это здравое и необходимое предварительное мероприятие для восстановления равновесия. Богатство и удивительность человеческого существа исходит из разнообразия, а зрелость и счастье из равновесия и кооперации между различными аспектами вашей личности.

Глава 9. ПЕРВЫЕ МОДЕЛИ

Джон и Ричард встретились и подружились в Калифорнийском университете в Санта Крузе в 1972 году. Джон был ассистентом профессора лингвистики, а Ричард учился на послед нем курсе колледжа. Ричард увлекался гештальт терапией.

Он тщательно изучал работы Фрица Перлза и сделал не сколько видеозаписей для своего друга Боба Шпитцера, у которого было собственное издательство научной и поведенческой литературы. Эти записи позднее привели к написанию книги «Терапия глазами очевидца».

У Боба Шпитцера было имение недалеко от Санта Круза, и он иногда сдавал его своим друзьям. Тогда же в тех местах жил Грегори Бэйтсон, и Ричард поселился в доме, который находился буквально в двух шагах от Бэйтсона.

Ричард начал вести недельные гештальтгруппы встреч, беря с участника 5 долларов за вечер. Он восстановил контакт с Джоном Гриндером, который нашел эти встречи достаточно интересными, чтобы их посетить.

Когда Джон пришел, он был заинтригован. Ричард знал, что он может успешно вести гештальтгруппы, но он хотел знать точно, как он это делает и какие паттерны оказываются эффективными. Существует огромная разница между мастерством и точным знанием того, как вы достигаете успеха. Джон и Ричард занялись этим. Ричард показывал Джону, как он осуществлял гештальттерапию, а Джон должен был объяснить Ричарду, в чем же заключалось то, что тот делает. Затем Джон шел в понедельник на вечернюю группу и моделировал Ричарда.

Джон учился очень быстро. Ему понадобилось два месяца, чтобы вскрыть паттерны и научиться работать, как Ричард. Он делал то, что они называли «повторяющимися чудесами», когда с участниками группы Джона в среду происходили те же самые чудесные изменения, которые происходили в понедельник в группе Ричарда.

В полном процессе моделирования выделяются три фазы. Первая включает в себя наблюдение за моделируемым человеком в то время, когда он осуществляет интересующее вас поведение. В течение этой фазы вы воображаете себя на месте этого человека, используя умение входить во вторую позицию, и делаете то же самое, что и он, до тех пор, пока не получите приблизительно такой же результат. Вы фокусируетесь на том, что он делает (поведение и физиология), как он это делает (внутренние стратегии мышления) и зачем он это делает (подкрепляющие убеждения и предположения). Что вы можете наблюдать непосредственно. Как и зачем вы узнаете, задав со ответствующие вопросы.

Во второй фазе вы систематически исключаете элементы смоделированного поведения, чтобы обнаружить то, что при водит к различию. Если вы что то отбросили и это привело лишь к небольшому изменению, значит, этот элемент ни является необходимым. Если же вы отбросили какой то элемент, и он вызвал изменение результата, который вы получаете, значит, это существенная часть данной модели. На этой фазе вы очищаете модель и начинаете понимать ее сознательно. Такое исключение составляет прямую противоположность традиционному процессу обучения, которое утверждает: добавляй кусочки по очереди до тех пор, пока не сложишь из них целое. Однако этим способом вам трудно узнать, что является существенным: все подходит. Моделирование, представляющее собой основу ускоренного обучения, сначала получает все элементы сразу, а затем вычитает, чтобы найти те, которые являются существенными.

Третья и заключительная фаза это разработка способа, как обучить этому умению других. Хороший учитель способен так манипулировать контекстом, чтобы его ученики сами училась тому, как достигать результата.

Модели должны быть простыми и проверяемыми. Вы не обязаны знать, почему они работают, так же, как вы не обязаны знать, как работает автомобиль, для того, чтобы управлять им. Если вы заблудились в лабиринте человеческого поведения, то вам нужна карта, чтобы найти выход, а не психологический анализ того, почему вы хотите найти этот выход. Моделирование в любой области дает не только результаты и техники, но и дополнительные инструменты для моделирования. НЛП является генеративным, потому что его результаты могут быть использованы для того, чтобы сделать его еще более эффективным. Вы сможете смоделировать свои собственные состояния креативности, ресурсные состояния и тем самым обеспечить себе возможность входить в них по собственному желанию. А имея в распоряжении больше ресурсов и креативности, вы сможете стать еще более ресурсным и креативным.

Если вы моделируете успешно, то вы получите тот же самый результат, что и ваша модель, и вам нет необходимости моделировать мастерство. Чтобы выяснить, как человек становится креативным или как он умудряется впасть в депрессию, вы задаете одни и те же ключевые вопросы: «Если бы я должен был стать тобой на некоторое время, что мне следовало бы сделать, чтобы думать и вести себя так же, как ты? Как ты создаешь свою модель мира?»

Каждый человек вносит свои собственные уникальные ресурсы и особенности личности в то, что он делает. Вы не можете стать еще одним Эйнштейном, Бетховеном или Эдисоном. Что бы добиться того же и думать точно так же, как они, вам необходима их неповторимая физиология и личностный опыт. НЛП не заявляет, что каждый может стать Эйнштейном, однако оно утверждает, что каждый способен думать так, как думал Эйнштейн, и применять эти способы мышления по своему усмотрению в собственной жизни, делая это, можно приблизиться к полному расцвету собственной гениальности и своего собственного уникального проявления мастерства.

Итак, вы можете моделировать любое человеческое поведение, если вы можете работать с убеждениями, специфическими мыслительными процессами и физиологией, которая лежит в их основе.

УБЕЖДЕНИЯ

Убеждения, которые каждый из нас имеет по отношению к собственной личности, другим людям и миру в целом, оказывают значительное влияние на наш опыт. Благодаря эффекту «само оправдывающего пророчества» убеждения изменяют поведение. Они могут поддерживать одни наши действия и препятствовать другим. Вот почему столь важным является моделирование убеждений.

Простейший способ моделировать убеждения людей с вы дающимися способностями задать им вопрос о том, зачем они делают то, что делают. Их ответы дадут вам богатый материал для исследования их убеждений и ценностей. История рассказывает о римском мальчике, который в течение нескольких часов наблюдал за странным молодым человеком, увлеченным своей работой. Наконец, мальчик спросил: «Синьор, почему вы стучите по этому камню?» Микеланджело повернулся к мальчику и ответил: «Потому, что внутри этого камня спрятан ангел и он хочет выйти на свободу»

В общем случае убеждения принимают одну из следующих трех основных форм. Это могут быть убеждения о значении вещей. Например, если вы убеждены в том, что жизнь, в сущности, представляет собой конкурентную борьбу, результатом которой является смерть, то, скорее всего, ваш опыт будет сильно отличаться от того, который был бы у вас, если бы вы верили, что жизнь это духовная школа, богатая разнообразными и поучительными уроками. Убеждения, кроме того, могут определять, что является причиной чего (причину и следствие), и давать начало тем правилам, руководствуясь которыми мы живем. Иначе говоря, это могут быть убеждения о том, что является важным для нас и что имеет наибольшее значение (ценности и критерии).

При моделировании убеждений желательно сосредоточиться на тех, которые более всего соответствуют интересующему вас конкретному умению. Вот несколько вопросов, помогающих выявить убеждения:

1. Зачем вы делаете то, что делаете?

2. Что это значит для вас?

3. Что случится, если вы не будете этого делать?

4. На что это похоже?

5. Что вдохновляет вас заниматься этим?

Как только вы выделили убеждения своей модели, вы можете начать экспериментировать с ними. Когда вы пройдете этап простого понимания и действительно примерите эти убеждения на себя, чтобы увидеть, насколько они подходят, то сможете обнаружить глубокие изменения. Вам удалось вызвать их, просто притворившись на время, будто эти убеждения верны, и обратив внимание на возникающие при этом изменения. Одно из глубинных убеждений Эйнштейна заключалось в том, что вселенная дружественна по отношению к нам. Представьте себе, как по новому вы могли бы взглянуть на мир, предположив, что это верно.

Какие новые поступки вы совершили бы, если бы верили в это?

Что бы вы делали по другому? На что еще вы оказались бы способны?

Если вы осознаете, что единственная вещь, отделяющая вас от вашей цели, это убеждение, то вы можете начать адаптировать новое убеждение, просто начать действовать так, как будто оно верно.

ФИЗИОЛОГИЯ

Представьте себе на мгновение, что вы смотрите на крошечного ребенка. Он смотрит на вас широко открытыми глазами, и вы невольно улыбаетесь. Ребенок восторженно залопотал и улыбнулся в ответ на вашу улыбку. Подстраиваясь к вашей физиологии, в данном случае к вашей улыбке, ребенок переживает нечто подобное тому удовольствию, которое испытываете вы при виде малыша. Это явление, известное под названием импринтинга , когда дети начинают неосознанно копировать мимику, жесты и голоса окружающие их люден. Повторение движении, выражения лица и тона голоса других людей дает нам возможность воспроизводить их внутреннее состояние, что открывает нам доступ к новым эмоциональным ресурсам. Подумайте о человеке, которые восхищаетесь и которого уважаете. Представьте себе, как бы он сидел, читая эту книгу. Каким было бы его дыхание? Каким выражение лица? Теперь на самом деле пересядьте так, чтобы ваша поза, дыхание и мимика стали похожими на те, которые вы только что представляли.

Отражая в точности паттерны движений, позы и даже дыхания, вы начнете переживать те же внутренние ощущения, что и копируемый вами человек. И вы получите доступ к тем ресурсам, на открытие которых у него, быть может, ушли годы.

СТРАТЕГИИ

Стратегии мышления представляют собой, вероятно, наименее очевидную часть процесса моделирования. По этой причине мы рассмотрим стратегии более подробно, прежде чем продолжим исследование других сторон моделирования.

Стратегии это то, как вы организуете свое мышление и поведение для того, чтобы выполнить какое то задание. Стратегии всегда имеют позитивную цель. Они могут быть включены или выключены убеждениями; чтобы добиться успеха в задании, вы должны верить, что можете его выполнить, в противном случае вы не сможете полностью положиться на себя. Вы должны также верить, что вы достойны того, чтобы выполнить его, и быть готовым сделать необходимые приготовления и упражнения. Третье, вы должны верить, что этим стоит заниматься. Задание должно вызывать ваш интерес или любопытство.

Используемые нами стратегии являются частью наших перцептуальных фильтров, они определяют то, как мы воспринимаем мир. Существует небольшая игра, которая красноречиво подтверждает этот момент. Прочитайте следующее предложение и посчитайте, сколько раз в нем вы увидите букву «З».

ПАРОВОЗ ТЯНУЛ ТЯЖЕЛЫЙ ГРУЗ И ЗВОНКО СТУЧАЛ КОЛЕСАМИ.

Легко? Интересная вещь заключается в том, что разные люди видят разное количество букв «З», и все они убеждены в своей правоте. Просто каждый из них находится в своей собственной реальности. Большинство людей насчитывают 2 бук вы «3» при первом чтении, но некоторые видят больше. Вспомните, если то, что вы делаете, не срабатывает, попробуйте что нибудь другое. Фактически сделайте что нибудь совершенно другое. Просмотрите все предложение буква за буквой от конца к началу. Сколько букв «3» вы осознали вначале и сколько осталось неосознанными?

Причина, по которой вы пропустили часть из них, вероятно, заключается в том, что вы проговаривали слова «про себя», полагаясь на звучание буквы «3», чтобы убедиться в ее присутствии. «3» звучит как «С» в слове «ГРУЗ». Как только вы посмотрите на каждое слово в обратном порядке так, чтобы буквы не образовывали знакомое слово, вы сразу увидите все «З». Мы спрашивали, сколько раз вы видели букву «З», а не сколько раз вы ее слышали. Мир выглядит по другому, когда вы изменяете стратегии.

РЕЦЕПТ УСПЕХА

Чтобы понять, что такое стратегия, вспомним шеф повара. Если вы пользуетесь его рецептом, то вы наверняка сможете приготовить так же хорошо, как и он. Стратегия это успешный рецепт. Чтобы отлично приготовить вкусное блюдо, вам необходимо знать три основные вещи. Вы должны знать ингредиенты. Вы должны знать количество ингредиентов и их качество. И вам следует знать правильную последовательность операций. В приготовлении пирожного имеет большое значение, добавите вы яйца до, во время или после выпекания пирожного в духовке. Порядок, в котором вы делаете вещи в стратегии, имеет столь же решительное значение, даже если все происходит в течение пары секунд. Ингредиентами стратегии являются репрезентативные системы, а величина и качество продуктов это субмодальности. Чтобы смоделировать стратегию, вам необходимые

1. Ингредиенты (репрезентативные системы).

2. Количество и качество каждого из них (субмодальности).

3. Последовательность операций.

Предположим, что у вас есть друг, который превосходно справляется с каким нибудь делом. Это может быть дизайн интерьера, покупка одежды, изучение математики, утренний подъем или умение быть душой компании. Заставьте своего друга или показать это поведение, или подумать о том особенном времени, когда он это делал. Убедитесь, что вы установили раппорт и ваш друг находится в ассоциированном конгруэнтном состоянии.

Спросите, «Что было самым первым из того, что вы сделали или подумали в этой ситуации?». Это будет что то такое, что он увидел (В), услышал (А) или почувствовал (К).

Когда вы узнаете это, спросите: «Что произошло непосредственно после этого?» Продолжайте до тех пор, пока вы не пройдете весь путь в данном опыте. Ваши вопросы и наблюдения, возможно с применением метамодели, покажут, какие репрезентативные системы человек использует и в каком порядке. Затем расспросите о субмодальностях всех репрезентаций, которые вы обнаружили. Вы заметите, что глазные сигналы доступа и предикаты оказываются очень полезными при определении направления ваших вопросов. Например, если вы спросили: «Что идет следующим?» и человек ответил: «Я не знаю», и посмотрел вверх, то вы можете спросить, видел ли он какую то воображаемую картинку, и следующим шагом в его стратегии будет визуальная внутренняя репрезентация. Если вы спросили, а человек отвечает: «Я не знаю, это кажется мне ясным», то вы снова можете спросить о внутренней картинке.

В стратегии каналы восприятия могут использоваться для восприятия внешнего мира или быть обращенными вовнутрь. Если они используются внутренним образом, то вы можете за метить, наблюдая за сигналами доступа, происходит ли при этом воспоминание или конструирование.

Например, кто то может иметь мотивационную стратегию, которая начинается с того, что этот человек смотрит на работу, которую ему предстоит сделать (визуальная внешняя В*). За тем он конструирует внутреннюю картину завершенной работы (визуальное внутреннее конструирование В»*), получает приятные ощущения (внутренняя кинестетика К») и говорит самому себе, что пора начинать (внутренний диалог А»*). Если бы вы хотели мотивировать этого человека, то вы могли бы сказать ему что то вроде: «Посмотри на эту работу, подумай о том, как хорошо ты будешь себя чувствовать, когда ее завершишь, и послушай, не пора ли тебе начать.» Полная стратегия выглядит так: В* В»* К» А»*. Вам следовало бы иметь совершенно другой подход к человеку, который смотрит на работу (В*) и спрашивает самого себя (А»*): «А что случится, если я не завершу ее?» Он конструирует возможные последствия (В»*) и чувствует себя плохо (К»). Он не хочет иметь этих ощущений и этих последствий, и поэтому начинает. Первый человек стремится к хорошим ощущениям. Второй избегает неприятных чувств. Вы могли бы мотивировать первого, рисуя ему соблазнительное будущее, а другого угрожая ему репрессалиями.

Учителям, менеджерам, тренерам приходится мотивировать людей, так что знание стратегий весьма полезно. У каждого есть своя стратегия совершения покупки, и хороший продавец не будет каждому предлагать один и тот же разговор. Одни люди хотят сначала увидеть продукт, обсудить его с самим собой до тех пор, пока они не почувствуют, что хотят приобрести его. Другие могут предпочесть послушать о нем, почувствовать, что это неплохая идея, и увидеть самих себя, использующих этот продукт, еще до его покупки. Хороший продавец изменяет свой под ход сообразно обстоятельствам, если он действительно хочет удовлетворить своих покупателей.

Учителю важно понимать различные стратегии обучения детей и реагировать на них. Одним детям необходимо сначала послушать учителя, а затем создать внутренние картинки, чтобы понять идею. Другие могут вначале предпочесть визуальные репрезентации. Картинка может стоить тысячи слов, но во многом зависит от того, кто смотрит на нее. Некоторым ученикам лучше слушать тысячу слов каждый день. Учитель, который настаивает на том, что существует только один правильный способ обучения, заблуждается, утверждая, что каждый должен использовать его собственную стратегию. Это создает трудности для тех учеников, которые не разделяют ее.

Страдающие бессонницей могли бы научиться стратегии засыпания. Они могли бы начать с того, чтобы обратить внимание на расслабленное ощущение тела (К»), говоря себе медленным, вялым голосом (А»*) о том, как им комфортно. Их существующая стратегия может включать уделение внимания всем некомфортным ощущениям в своем теле с выслушиванием громкого, возбужденного внутреннего голоса, говорящего им о том, какое это трудное занятие заснуть. Добавьте еще резкие движения, яркие и цветные картинки, и вы получите превосходную стратегию того, как оставаться бодрым как раз противоположное тому, чего вы хотите.

Стратегии создают результаты. Действительно ли это те результаты, которые вы хотите получить? Пришли ли вы к тому, к чему собирались прийти? Любая стратегия, подобно поезду, движется строго по расписанию, однако, если вы сели не на тот поезд, то вы приедете не туда, куда хотели. Не пеняйте на поезд, он не виноват.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Замечательный пример реализации некоторых из этих идей получен в исследовании, выполненном одним из авторов и касающемся тех способов, которыми талантливые музыканты запоминают музыку; некоторые из них могут запомнить музыкальное произведение всего лишь после одного или двух прослушиваний. Студентов просили прохлопать или пропеть короткие куски музыкальных произведений и затем выявляли стратегии путем задавания вопросов, наблюдения за глазными сигналами доступа и фиксирования предикатов.

Большинство успешных студентов проявляли несколько похожих паттернов. У них систематически выявлялись специфические позы, положение глаз и дыхание, часто во время слушания голова наклонялась в сторону и взгляд устремлялся вниз. Они настраивали свое тело на музыку. В то время как они слушали музыку, у них возникало общее ощущение для данной музыки (К»). Это часто описывалось как «настроение» или «впечатление» от пьесы. Это ощущение представляло пьесу в целом и их отношение к ней.

Следующим шагом было формирование некоторой визуальной репрезентации музыки. Большинство студентов визуализировали что то вроде графика, вертикальная ось которого отражала подъем и снижение высоты тона, а горизонтальная ось представляла длительность во времени (В»*).

Чем более длинной и трудной была пьеса, тем больше студентов руководствовалось этим образом. Образ всегда был ярким, четким, резким и расположенным на удобном для чтения расстоянии. Некоторые студенты визуализировали нотный стан с нотами, подобно партитуре, но это было несущественным.

Ощущение, звук и картинка строились вместе при первом прослушивании. Ощущение давало общий контекст для детального образа. Последующие прослушивания использовались для того, чтобы зафиксировать те части мелодии, которые еще остались неопределенными. Чем труднее мелодия, тем более нежными для запоминания были эти ощущения и образы. Студенты еще раз прослушивали внутри себя мелодию сразу после того, как она прекращала звучать, в ее первоначальной тональности и часто со значительно большей скоростью, похожей на скорость перемотки на видеомагнитофоне (А»*).

Все студенты снова прослушивали мелодию, часто в ее начальной модальности (А*), напевая или прохлопывая ее. Они также просматривали внутреннюю картинку и сохраняли ощущение мелодии. Это давало три способа запоминания и воспроизведения пьесы. Они разбивали музыкальное произведение при необходимости на несколько кусков и отмечали повторяющиеся паттерны как в высоте тона, так и в ритме. Они запоминали мелодию визуально даже после одного прослушивания.

Казалось бы, запоминание музыки должно подключать исключительно аудиальную память, но данное исследование показало, что это синестезия: прослушивание картинки ощущения музыки. Они слушают мелодию, создают ощущение для представления пьесы в целом и используют то, что они слышат и ощущают, для формирования картинки данного музыкального произведения.

Основная стратегия выглядит так: А* К» В»* A» Эта стратегия иллюстрирует некоторые общие моменты относительно эффективного запоминания и обучения. Чем больше репрезентаций материала вы имеете, тем больше у вас вероятность за помнить его. Чем более полно вы используете свою неврологию, тем надежнее запоминание. Лучшие студенты обладают также способностью свободно переключаться из одной репрезентативной системы в другую, иногда концентрируясь на ощущениях, иногда на картинках, в зависимости от того, какого рода музыку они слушают. Все студенты верят в свои способности. Успех можно было бы назвать суммой физиологии, веры и гибкости.

Прежде чем оставить музыкальные стратегии, приведем очаровательную выдержку из письма Вольфганга Амадея Моцарта о том, как он сочинял:

«Все это зажигает мою душу, и, если только я не расстроен, моя тема расширяется, становится упорядоченной и определенной, и вся целиком, даже если длинная, встает почти завершенной и законченной внутри меня, так что я могу созерцать ее как чудесную картину или прекрасную статую. В своем воображении я не слышу последовательных частей, но я слышу их как бы все сразу. Я не могу выразить, какое это наслаждение!»

(Из письма Моцарта, написанного в 1759 году, цитируется по: Е.Холмс, «Жизнь Моцарта, включая его переписку», Чэпмэн и Холл, 1875 г.)

СТРАТЕГИИ ЗАПОМИНАНИЯ

Хорошая ли у вас память? Это хитрый вопрос, потому что память это номинализация, вы не можете увидеть, услышать или потрогать ее. Процесс запоминания весьма важная вещь. Номинализация это действия, замороженные во времени. Память статична, вы не можете влиять на нее. Лучше подумайте,

как вы запоминаете и как вы можете улучшить этот процесс.

Какова ваша стратегия запоминания? Как бы вы запомни ли следующую последовательность? (И представьте на мгновение, что для вас очень важно ее запомнить.)

ДИЮ18ЕДЛ421С

Вам дается тридцать секунд… Время вышло.

Закройте страницу, глубоко вздохните и запишите последовательность. Ну, как вы справились? Независимо от вашего успеха, более важным является вопрос: что вы делали?

Двенадцать знаков превышают способность нашего мозга сознательно сохранять отдельные единицы информации. Вы нуждаетесь в стратегии, чтобы объединить их вместе в меньшее количество блоков, готовых для запоминания.

Вы могли повторять эту последовательность снова и снова, чтобы образовать аудиозапись (А»). Эта запись длится очень короткое время. Вы могли проговаривать ее ритмически. Вы могли записывать ее на листке (К*). Вы могли внимательно посмотреть на нее и затем снова увидеть ее внутри себя (В»*. направляя глаза вверх и влево. Возможно, вы использовали цвета или другие субмодальности, чтобы облегчить запоминание своей внутренней картинки.

Картинки сохраняются в долговременной памяти, аудио записи в кратковременной памяти. Если вы проведете этот тест с кем нибудь из своих знакомых, то, вероятно, вы, не задавая вопросов, сможете сказать, какую стратегию он использует Вы смогли бы увидеть губы, шевелящиеся беззвучно, или наблюдать глаза, сканирующие эту последовательность снова и снова. Возможно, он улыбнется, строя какие то смешные связи.

Одна полезная вещь состоит в том, чтобы придать этой случайной последовательности некоторый смысл. Например, она могла бы превратиться в следующее: Дикий Йог на соревнованиях Юниоров (18 лет) съел Ель Длиной 42 метра за 1 Секунду. Потратьте полминуты, придавая этому некоторый смысл это хороший способ запоминания. Хороший потому, что он со ответствует тому, как мозг работает в действительности. Если вы создадите внутреннюю картинку того, как Дикий Йог на соревнованиях и т д., то, вероятно, вы окажетесь неспособными забыть эту последовательность до самого конца этого параграфа, как бы вы ни старались.

Роберт Дилтс рассказывает историю об одной женщине, которая описывала свою стратегию во время демонстрации. Последовательность была такая: А2470558СБ. Она работала коком на корабле. Во первых, она сказала, что последовательность начинается с первой буквы алфавита. Далее идет 24 возраст когда она стала шеф поваром. Дальше 705. Это означает, что она на пять минут опоздала к завтраку. Число 58 было трудным для запоминания, так что она раскрасила его различными цветами во внутренней картинке. С была самой собой, так что она сделала ее большой. И последняя буква Б была второй буквой алфавита, тем самым она оказалась связанной с буквой А в начале последовательности.

Теперь… закройте книгу и выпишите последовательность букв и цифр, НЕ забудьте ту, которая была больше других…

Вероятно, вы хорошо справились. И вы даже не старались. Раз вы можете запомнить это не стараясь, то что же вы сможете сделать, если постараетесь?

Значительно меньше. Старание расходует мыслительную энергию, кроме того, старание предполагает трудность задачи и возможный провал. Чем сильнее вы стараетесь, тем труднее это становится. Сами усилия, которые вы предпринимаете, становятся барьером. Хорошая эффективная стратегия облегчает обучение. Неудачная стратегия делает его трудным.

Умение учиться является наиболее важной способностью в образовании, и ей необходимо обучать. Система образования сосредоточена главным образом на том, что преподавать, на учебном плаке, и упускает из вида процесс обучения. Это имеет два последствия. Во первых, многие учащиеся с трудом извлекают из учебного процесса информацию. Во вторых, если даже они что то выучили, это имеет небольшое значение, потому что эти сведения вырваны из контекста.

Без стратегии обучения учащиеся могут превратиться в информационных попугаев, всегда зависимых от других в вопросе получения информации: они могут хранить информацию, но обучаться не способны. Обучение включает запоминание и понимание, то есть помещение информации в контекст для того, чтобы придать ей значение (смысл). Сосредоточенность на не удаче или ее последствиях в дальнейшем разрушает процесс обувания. У каждого должно быть право на неудачу. Хорошие ученики тоже делают ошибки и используют их как обратную связь для того, чтобы изменить то, что они делают. Они держат свою цель в голове и сохраняют ресурсное состояние.

Отметки и оценки не оказывают влияние на стратегии, которыми пользуются ученики. Они вряд ли являются суждениями об успешности обучения и служат только для того, чтобы установить иерархию успеваемости. Ученики могут стараться сильней с той же неэффективной стратегией. Если же всех учащихся научить ряду успешных стратегий, то значительные различия в успеваемости между ними пропадут. Обучение эффективным стратегиям улучшит результаты всех студентов. Без этого образование функционирует как способ иерархической классификации людей. Оно сохраняет статус кво, метит волков и баранов и отделяет одних от других. Неравенство усиливается.

Обучение включает в себя установление раппорта, присоединение и ведение ученика к лучшим стратегиям или путям использования своего тела и мозга для осмысления информации. Если ученики потерпели неудачу и продолжают терпеть неудачу, то, вероятно, они сделали обобщение от успеваемости к способности, к убеждению и думают, что они не могут справиться с задачей. Затем это превращается в само оправдывающее пророчество.

Многие школьные предметы заякорены на скуку и тоску и, таким образом, становятся трудными. Почему образование часто оказывается столь болезненным и поглощающим время? Большая часть содержания полного образования могла бы быть выучена менее чем за половину того времени, которое тратят дети в школе, если бы они были мотивированы и имели хорошие стратегии обучения.

Все наши мыслительные процессы включают стратегии, и мы часто не осознаем, какие стратегии мы используем. Многие люди пользуются лишь малым количеством стратегий во всех случаях жизни.

СТРАТЕГИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА (СПЕЛЛИНГ)

Спеллинг это важное умение, а многие люди находят его трудным. Вас хвалят за творческое сочинение, а не за творческий спеллинг. Роберт Дилтс исследовал процесс, который, используют грамотные люди, и организовал его в простую эффективную стратегию.

Грамотные люди почти всегда используют одну и ту же стратегию, и вы могли бы проверить ее, если сами пишете грамотно или знаете кого нибудь, кто пишет грамотно. Грамотный человек смотрит вверх или прямо перед собой, когда произносит слово по буквам: в это время он визуализирует слово и затем смотрит вниз, чтобы проверить свои ощущения.

Люди, пишущие неграмотно, честно пытаются делать то же самое, опираясь на звучание. Это не столь эффективно. Спеллинг включает в себя написание слова с визуальной репрезентацией его на бумаге. Очевидный шаг заключается в первоначальной внутренней визуальной репрезентации. Английские (впрочем, как и русские) слова не подчиняются простым правилам написания, когда звук соответствует букве.

Грамотные люди говорят. что внутренний образ слова связан у них с ощущением, что это слово им знакомо. Корректоры, которых профессия обязывает быть грамотными, смотрят на страницу текста и говорят, что неправильно написанные слова прямо бросаются в глаза.

Если вы хотите стать грамотным или уже таковым являетесь и заинтересованы в проверке этого, то ниже приводятся шаги стратегии.

1. Подумайте о чем нибудь, что вы ощущаете как знакомое и приятное. Когда у вас возникнет это ощущение, в течение не скольких секунд посмотрите на слово, с которым вы собираетесь работать. Это может быть полезным для того, чтобы поместить слово в верхней левой визуальной области.

2. Далее отведите взгляд от слова и посмотрите вверх и влево и вспомните то, что вы можете, из правильного написания слова. Отметьте пропуски (если есть) и снова посмотрите на слово, рассмотрите те буквы, которые входят в пропуски, и повторяйте процесс до тех пор, пока вы не сможете увидеть внутренним зрением слово целиком.

3. Посмотрите вверх на свой внутренний образ и затем напишите то, что вы видите. Проверьте правильность. Если заметите ошибку, вернитесь к шагу 1, снова рассмотрите слово и сделайте образ четким в своей голове.

4. Посмотрите вверх на внутренний образ и произнесите слово по буквам в обратном порядке. Это будет подтверждением того, что образ является четким. Это очень трудно сделать, если произносить слово внутри себя.

Существует несколько полезных идей, которые могут вам помочь при работе с основной стратегией.

а) Используйте субмодальности, чтобы сделать свой об раз наиболее отчетливым и запоминающимся. Подумайте о какой нибудь ситуации, которая действительно вам хорошо за помнилась. Где вы видите ее внутренний образ? Каковы субмодальности? Поместите слово, с которым вы работаете, в то же самое место и придайте ему те же самые субмодальности.

б) Может оказаться полезным раскрасить слово в свой любимый цвет.

в) Может также быть полезным поместить его на знакомом фоне.

г) Выделите субмодальностями те части слова, которые кажутся вам трудными. Сделайте их больше по размеру, приблизь те или выделите цветом.

д) Если слово оказалось длинным, разбейте его на части по три или четыре буквы в каждой. Сделайте буквы достаточно маленькими так, чтобы вы легко смогли увидеть слово целиком, но достаточно большими, чтобы читать их без напряжения. Не ограничивайте себя. Вы можете рисовать буквы в воздухе в то время, как вы смотрите на них, или, если вы кинестетичны, рисуйте их у себя на руке, строя картинку и при этом опираясь на свои ощущения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться