Сеймор Джон, О`Коннор Джозеф "Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства"

Чтобы в действительности снова войти в соприкосновение с целостным ощущением ресурсного состояния, часто оказыва­ется полезным снова выполнить те действия, которые вы вы­полняли в тот момент. Возможно, вы захотите принять ту же самую позу, делая те же самые вещи, которые делали тогда (если это возможно)…

Когда эти ощущения достигли пика и начали спадать, вер­нитесь физически в свою невовлеченную позицию. Теперь вы знаете, как это замечательно – воссоздавать свое ресурсное состояние и сколько времени это занимает.

Теперь вы готовы закрепить ресурсы якорем. Перейдите на место вашего ресурсного состояния и переживите его снова. Когда оно достигнет своего пика, вспомните свой образ, сде­лайте свой жест и скажите свои слова. Вам необходимо связать свои якоря с ресурсным состоянием в тот момент, когда оно достигает своего пика. Время здесь имеет решающее значение. Если вы произведете связывание после того, как ваше состоя­ние минует пик интенсивности, то вы заякорите выход из этого состояния, а это не то, что вы хотите. Последовательность яко­рей несущественна, используйте тот порядок, который наилуч­шим образом работает на вас, или включайте их одновременно. Через некоторое время после того, как ваши ресурсные ощуще­ния прошли пик интенсивности, вам необходимо выйти из ре­сурсного места и изменить состояние, прежде чем вы будете готовы испытать якорь.

Включите все три якоря тем же самым способом и в той же последовательности и отметьте ту степень переживания, в ко­торой вы действительно достигаете своего ресурсного состоя­ния. Если вы неудовлетворены, вернитесь назад и повторите процесс якорения, чтобы усилить ассоциацию между якорями и вашим ресурсным состоянием. Возможно, вам понадобится пов торить это несколько раз, чтобы обрести способность иметь это со­стояние тогда, когда оно вам необход им о.

Наконец, подумайте о будущей ситуации. в которой, веро­ятно, вам понадобится это ресурсное состояние. Что вы можете использовать в качестве сигнала, который даст вам понять, что вы нуждаетесь в этом ресурсе? Найдите самую первую вещь, которую вы видите, слышите или ощущаете и которая дает вам знать, что вы именно в такой ситуации. Сигнал может быть внеш­ним или внутренним. Например, особенное выражение лица или чей то необычный тон голоса будут внешними сигналами. Начало внутреннего диалога будет внутренним сигналом. Если вы понимаете, что способны выбирать, как себя чувствова ть, т о это понимание само по себе является ресурсным состоянием. Оно также будет прерывать привычную закрепленную реакцию. Стоит заякорить это знание на выбранный сигнал, и он действу­ет далее как напоминание о том, что вы можете выбирать свои ощущения.

Спустя некоторое время, если вы будете продолжать ис­пользовать якорь, сиг н ал сам станет якорем для вас, чтобы ощу­тить себя в ресурсном состоянии. Тот триггер, который обычно заставлял вас чувствовать себя плохо, теперь становится триг­гером, который будет переводить вас в устойчивое ресурсное состояние. Ниже приведена краткая запись основных шагов данного процесса.

Якоря должны:

по времени совпадать с пиком интенсивности состояния; быть уникальными и различимыми, быть легко воспроизводимыми:

быть связанными с тем состоянием, которое отчетливо и легко переживается.

Якорениересурсных состояний.

1. Идентифицируйте ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.

2. Идентифицируйте необходимый вам особенный ресурс, например, уверенность.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно является под­ходящим, задав себе вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс сейчас, воспользовался бы я им в действительности или нет?» Если да, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.

4. Вспомните случай в своей жизни, когда у вас был этот ресурс.

5. Выберите якоря, которые вы собираетесь использовать в каждой из трех основных репрезентативных систем, – то, что вы видите, слышите и ощущаете.

6. Перейдите на другое место и в своем воображении вер­нитесь полностью в переживание ресурсного состояния. Пере­живите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, из­мените состояние и выйдите из него.

7. Переживите свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет своего пика, присоедините три якоря. Про­держите это состояние столько времени, сколько вы хотите, за­тем измените состояние.

8. Испытайте ассоциацию, включив якоря и убедившись, что вы действительно входите в это состояние. Если вы неудовлетворены, повторите шаг 7.

9. Идентифицируйте тот сигнал, который дает вам знать, что вы попали в проблемную ситуацию, в которой вы хотите вос­пользоваться якорем.

Теперь вы можете использовать эти якоря для того, чтобы вызывать свое ресурсное состояние тогда, когда захотите. Не забывайте экспериментировать с этой и другими техниками НЛП, чтобы отыскать тот способ, который работает для вас наилуч­шим образом. Держите в голове свой результат (испытывая бо­лее ресурсные ощущения) и экспериментируйте с техникой до тех пор, пока не достигнете успеха. Некоторые люди обнаружи­вают, что простое воспроизведение жестов («включение» кинес­тетического якоря) является достаточным для воссоздания ре­сурсного состояния. Другие предпочитают использовать все три якоря.

Вы можете использовать этот процесс для того, чтобы за­креплять якорем различные ресурсы. Некоторые люди якорят Ресурсы каждый на своем пальце. Другие связывают множество различных ресурсных состояний с одним и тем же якорем, что­бы иметь очень мощный ресурсный якорь. Эта техника добавле­ния различных ресурсов к одному и тому же якорю известна как Накачкаресурсов.

Использование своих ресурсных состояний – это умение, и, подобно любому другому умению, оно становится более легким и более эффективным, чем больше мы его эксплуатируем. Одни находят, что это действует впечатляюще с самого начала. Другие обнаруживают, что им требуется практи­ка для достижения компетентности в этом деле так же, как и уверенности в том, что именно эта процедура срабатывает, вы­зывая изменения. Вспомните модель научения. Если якорение вам в новинку, то наши вам поздравления с переходом от не­осознанного незнания к осознанному незнанию. Воспользуй­тесь этой стадией, чтобы перейти к осознанному знанию.

Якорение ресурсов – это техника для расширения эмоци о нальных выборов. Наша культура, в отличие от некоторых других культур, убеждена в том, что эмоциональные состояния являют­ся непроизвольными и создаются внешними обстоятельствами и другими людьми. Природа может сдать нам смешанный на­бор карт, но мы можем выбирать, как и когда ими играть. Как сказал Олдос Хаксли: «Опыт – это не то, что с нами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло».

ЦЕПОЧКА ЯКОРЕЙ

Якоря могут быть связаны в цепочку так, чтобы один приво­дил к другому. Каждый якорь обеспечивает связь в цепи и запус­кает следующий точно так же, как электрический импульс пробе­гает от нерва к нерву в нашем теле. В некотором смысле якоря являются внешним отражением того, как мы создаем новые не­рвные пути в своей нервной системе между начальным стиму­лом и новой реакцией. Выстраивание цепочки якорей позволя­ет нам проходить последовательность различных состояний лег­ко и автоматически. Цепочки особенно полезны в том случае, если проблемное состояние является сильным, а ресурсное со­стояние слишком далеко, чтобы достичь его в один прием.

Например, подумайте о ситуации, в которой вы чувствова­ли себя расстроенным. Можете ли вы идентифицировать устой­чивый сигнал, который вызывает это чувство? Тон голоса или ваш внутренний диалог? Особенное ощущение? Что то из того, что вы видите?

Часто может показаться, что мир устроил заговор против вас, но вы можете контролировать свою реакцию на «заговор». И вашему чувству расстрое нн ости не удастся изменить окружаю­щий мир. Когда вы получаете этот внутренний сигнал, решите, к какому состоянию вы хотели бы перейти. Может быть, к состоя­нию любопытства? А от него, возможно, к творческому состоя­нию?

Чтобы выстроить эту цепочку, вспомните то время, когда вы были очень любопытны, и закрепите его якорем, возможно, кинестетическим (прикосновением к руке).

Выйдите из него и теперь верните себя в то время, когда вы были в весьма творческом состоянии, и заякорите его, прикоснувшись, допустим, к другому месту на своей руке.

далее, вернитесь к переживанию расстройства и, как толь­ко вы получите сигнал расстройства, включите якорь любопытст­ва и, когда ощущение любопытства достигнет максимума, кос­нитесь своего якоря креа ти вности.

Это выстраивает нервную цепочку ассоциаций, которые легко перемещаются от расстройства через любопытство к кре­ативности. Тренируйте ее ровно столько раз, сколько вам необ­ходимо для того, чтобы эти связи стали автоматическими.

Как только вы научитесь извлекать, калибровать и закреп­лять якорем различные эмоциональные состояния, у вас поя­вится чрезвычайно мощный инструмент для консультирования и терапии. Вы и ваши клиенты получите быстрый и легкий доступ к любому эмоциональному состоянию. Якорение может быть использовано для того, чтобы помогать клиентам совершать из­менения замечательно быстро, и может быть выполнено в лю­бой системен визуальной, аудиальной или кинестетической.

РАЗРУШЕНИЕ ЯКОРЕЙ

Что случится, если вы попытаетесь почувствовать горячее и холодное в одно и то же время? Что произойдет, когда вы смешаете желтое и голубое? Каким будет ваше состояние, когда вы включите два противоположных якоря сразу? Вы почув­ствуете тепло и увидите зеленый цвет. Для того, чтобы разру­шить якоря, вы якорите нежелательное отрицательное состоя­ние (назовем его холодным или голубым) и положительное со­стояние (назовем его горячим или желтым) и включаете якоря одновременно. После короткого периода смешивания негатив­ное состояние изменится, и возникнет новое состояние. Вы мо­жете использовать эту технику разрушения якорей с другом или клиентом. Ниже приведено описание шагов. Убедитесь, что вы установили и поддерживаете раппорт в течение всего сеанса.

Краткое описание шаг ов техники разрушения якорей.

1. Идентифицируйте проблемное состояние и мощное по­зитивное состояние, вполне доступное этому человеку.

2. Извлеките позитивное состояние и калибруйте физио­логию так, чтобы вы смогли его отличить. Измените состояние: заставьте клиента перейти в другое состояние, отвлекая его вни мание или просто попросив его об этом.

3. Вызовите желаемое состояние снова и заякорите его особенным прикосновением и/или словом (фразой), затем опять измените состояние.

4. Проверьте позитивный якорь, чтобы убедиться, что он установлен. Включите якорь, используя то же прикосновение в том же самом месте и/или говоря соответствующие слова. Убе­дитесь, что вы на самом деле видите физиологию желаемого состояния. Если не видите, повторите шаги с первого по третий, чтобы усилить ассоциацию. После того, как вы установите позитивный якорь на желаемое состояние, измените состояние.

5. Идентифицируйте негативное состояние или опыт и повторите шаги 2, 3 и 4 применительно к негативному состоянию, и заякорите его особенным прикосновением в другом месте. Из­мените состояние. На этом шаге устанавливается якорь для про­блемного состояния.

6. Проведите клиента через каждое состояние по очере­ди, используя якоря попеременно и говоря примерно следующее: Бывают случаи, когда Вы чувствуете «голубое» (включите негативный якорь), и в этих ситуациях вам бы лучше на само” деле чувствовать «желтое» (включите позитивный якорь)». Пов­торите это несколько раз, не делая промежутков между состоя­ниями.

7. Когда вы будете готовы, обратитесь к клиенту со словами? типа: «Замечайте любое изменение, которое вы осознаете», – и включите оба якоря в одно и то же время. Внимательно следите за физиологией клиента. Возможно, вы увидите признаки изменения или смешения. Уберите вначале негативный якорь, за­тем позитивный.

8. Проверьте свою работу либо попросив клиента вернуть­ся в проблемное состояние, либо включив негативный якорь. Вы должны увидеть, что клиент входит в состояние промежуточ­ное между позитивным и негативным (различные оттенки зеле­ного) или в новое отличающееся состояние, или в позитивное состояние. Если вы все же получили негативное состояние, найдите, в каких еще ресурсах нуждается клиент. Заякорите их на том же самом месте, что и первый позитивный ресурс и затем перейдите к шагу 6.

9. Наконец, попросите клиента подумать о ситуации в бли­жайшем будущем, в которой предположительно могут возникнуть негативные ощущения, и пусть он в своем воображении пройдет через эту ситуацию. В это время вам следует наблюдать за его состоянием. Послушайте, как он это описывает. Если вы недо­вольны его состоянием или он недоволен этой перспективой, найдите, какие еще ресурсы необходимы, и заякорите их на том же самом месте, что и первый позитивный ресурс, а затем про­должайте с шага 6.

Техника разрушения якорей не будет рабо­тать до тех пор, пока позитивное состояние не станет сильнее негативного, и, возможно, вам придется накапливать позитив­ные ресурсы на одном якоре, чтобы достичь этого.

Этот процесс можно понимать так, что нервная система пытается включить два несовместимых состояния в одно и то же время. Она не может этого сделать, поэтому делает что то другое. Старый паттерн разрушается, а новые создаются. Вот почему нередко возникает замешательство, когда включаются два якоря. Якоря делают переживания доступными для созна­тельного управления, используя те естественные процессы, ко­торые обычно протекают бессознательно. Мы якорим себя пос­тоянно, и очень часто совершенно случайным образом. Вместо этого мы можем быть гораздо более избирательными в отно­шении того, на какие якоря реагировать.

ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ

Человеческое переживание существует только в настоя щий момент. Прошлое существует в виде воспоминаний, и, что бы вспомнить его, нам необходимо каким то образом пережить его в настоящем. Будущее существует как надежды и фантазии, опять же созданные в настоящем. Якорение делает нас способными расширить эмоциональную свободу, освобождая от тирании прошлых негативных переживаний и создавая более пози­тивное будущее.

Изменение личностной истории – это техника для пере­оценки причиняющих беспокойство воспоминаний в свете на­копленного к настоящему моменту опыта. Каждый из нас имеет богатую личностную историю прошлых переживаний, которые су ществуют в виде воспоминаний в настоящем. Несмотря на то, что невозможно изменить произошедшие с нами на самом делесобытия (что бы это ни было, ведь человеческая память подвер­жена ошибкам), мы способны изменить смысл этих событий для нас в настоящем и, следовательно, их воздействие на наше по­ведение.

Например, чувство ревности почти всегда рождается не из того, что в действительности произошло, а из тех сконструиро­ванных образов, которые кажутся нам убедительными. Реаги­руя на эти образы, мы чувствуем себя плохо. Эти образы оказы­ваются достаточно реальными, чтобы вызвать сильные реак­ции, даже если они никогда не имели места в действительнос­ти.

Если прошлые переживания были очень травмирующими или чрезвычайно интенсивными, так что даже упоминание о них вызывает боль, то лучше использовать технику быстрой фобии описанную в главе 8. Она разработана для того, чтобы работать с интенсивными негативными эмоциональными переживания­ми.

Изменение личностной истории полезно в тех случаях, ког­да проблемное ощущение или поведение продолжает повто­ряться вновь и вновь. Первым шагом в применении этой техни­ки в работе с клиентом или другом, конечно, должно быть уста­новление и поддержание раппорта.

Изменение личностной истории,

1. Идентифицируйте негативное состояние, извлеките его, проведите калибровку, закрепите якорем и затем прервите его.

2. Удерживая негативный якорь, попросите клиента вер­нуться назад и подумать о том времени, когда у него были похо­жие ощущения. Продолжайте до тех пор, пока вы не достигнете самого раннего опыта, который только может вспомнить кли­ент. Освободите якорь, прервите состояние и полностью верни­те клиента в настоящее.

3. Попросите клиента в свете того, что он знает теперь. подумать о том, какие ресурсы были необходимы ему в тех про­шлых ситуациях, чтобы они превратились в удовлетворяющие, а не проблемные переживания. Он вероятно, определит ресур­сы, используя такие слова и фразы, как «безопасность», «быть любимым», «понимание». Эти ресурсы должны быть внутренни­ми для данного клиента и такими, чтобы он мог их контролиро­вать. Желание, чтобы другие люди в этой ситуации вели себя по– другому, не позволит клиенту научиться чему то новому. Он смо­жет вызвать новые реакции у людей, вовлеченных в ситуацию, только если он сам станет другим.

4. Извлеките и заякорите конкретное и наполненное пере­живание необходимого ресурсного состояния и испытайте этот положительный якорь.

5. Удерживая положительный якорь, верните клиента сно­ва к раннему опыту. Предложите ему, вооруженному новыми ресурсами, посмотреть на себя со стороны (диссоциированно) и заметить, как ресурсы изменяют его переживания. Затем пред­ложите ему войти в ситуацию (ассоциация) вместе с ресурсами (вы при этом продолжаете удерживать якорь) и пройти через опыт так, как будто это происходит снова. Попросите его обра­тить внимание на реакцию других людей в этой ситуации теперь, когда у него уже есть этот новый ресурс. Предложите ему пред­ставить себе, как он выглядит с их точки зрения, так, чтобы он ног понять, как они воспринимают это новое поведение. Если он выразит неудовлетворение в какой нибудь позиции, верни­тесь к шагу 4, определите и накопите другие ресурсы для того, чтобы внести их в ранний опыт. Когда клиент будет переживать ситуацию по новому и сможет учиться на ней, уберите якорь и прервите состояние.

6. Испытайте изменение, не используя якорь, и, попросив клиента вспомнить прошлое переживание, наблюдайте за тем, как изменились эти воспоминания. Обратите внимание на его физиологию. Если вы заметите признаки негативного состоя­ния, вернитесь к шагу 4 и накопите больше ресурсов.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ К БУДУЩЕМУ

Переживание ситуации заранее называется в НЛП присо­единением к будущему и является завершающим шагом многих НЛП – техник. В своем воображении вы делаете шаг в будущее с имеющимися у вас новыми ресурсами и переживаете заранее будущую ситуацию в таком виде, в каком вы хотели бы ее видеть. Например, присоединение к будущему в технике изменения личностной истории заключается в том, чтобы попросить клиен­та представить себе то время в будущем, когда проблемная си­туация, вероятно, повторится. Пока он это делает, проведите калибровку, чтобы увидеть, существуют ли признаки соскальзы­вания обратно в негативное состояние. Если они существуют, это значит, что вам следует продолжить работу. Присоединение к будущему проверяет, эффективна ли ваша работа. Это кратчайшая проверка, которую вы можете про­вести в отношении проблемной ситуации. Однако действитель­ной проверкой любого изменения будет тот момент, когда кли­ент на самом деле столкнется с этой проблемой. Прозрения и изменения могут легко закрепиться в комнате психологического консультирования. Обучение закрепляется в классе, бизнес пла­ны – в кабинете управления. Реальный мир – это реальное ис­пытание.

С другой стороны, присоединение к будущему – это своегорода мысленная репетиция. Мысленная подготовка и исполне­ние – это существенный паттерн, обнаруженный у всех выс о ч ай ших мастеров: актеров, музыкантов, продавцов и, особенно, спор­тсменов. Все тренинговые программы строятся вокруг этого един­ственного элемента. Мысленная репетиция – это исполнение в воображении, а поскольку тело и мозг образуют единую систе­му, она подготавливает и заряжает тело для настоящей ситуа­ции.

Предоставление мозгу сильных позитивных образов успе­ха программирует его на то, чтобы думать в терминах успеха, и делает успех более вероятным. Ожидания – это самооправдывающиеся пророчества. Идеи присоединения к будущему и мыс­ленной репетиции могут быть использованы для каждодневно­го обучения и для создания нового поведения. Вы могли бы проходить через следующую последовательность шагов каждый вечер перед сном.

Просматривая день снова, выберите что то такое, что вы делали очень хорошо, и что то такое, по поводу чего вы не столь счастливы. Просмотрите снова обе сцены, послушайте звуки, пе­реживите их снова, будучи ассоциированными. Выйдите из них и спросите себя: «Что бы я мог сделать по другому?» Где точ ка выбора в этих переживаниях? Каким образом даже хорошие пе режива ния могут стать еще лучше? Вы вполне можете найти для себя несколько новых способов поведения, вполне умест­ных для той ситуации, которую вы считаете неприятной.

Теперь проиграйте мысленно эти ситуации полностью, из­менив в них свое поведение. Как это выглядит? Как это звучит? Проверьте ваши ощущения. Этот небольшой ритуал будет выстраивать новые выборы. В неприятной ситуации вы можете найти сигнал предвестник негативных ощущений и использовать его в будущих ситуациях в качестве сообщения о том, что насту­пил момент использовать новый, уже отрепетированный вами способ поведения.

Вы можете использовать эту технику для генерирования совершенно нового поведения или для изменения и улучшения того, что вы уже делаете.

ГЕНЕРАТОР НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Здесь описана общая техника, которую можно применять в том случае, если вы хотите приобрести новое поведение или что то изменить в уже имеющемся, или совершенствоваться в своем любимом виде спорта. В своем воображении увидьте себя осуществляющим то поведение, которое вы хотели бы иметь. Например, вы правильно делаете подачу в теннисе. Если это трудно, представьте себе ролевую модель, делающую это. За ймите место режиссера в своем внутреннем фильме. Станьте Стивеном Спилбергом в своем воображении. Посмотрите на сцену так, как она разворачивается перед вашим внутренним взором. Оставайтесь диссоциированным, пока вы слушаете и монтируете звуковую дорожку. Вы и главный герой, и режиссер. Если в сцене участвуют другие люди, отметьте их реакции на то, что вы делаете.

Осуществляйте режиссуру сцены и звука до тех пор, пока вы не будете полностью удовлетворены. Затем войдите внутрь образа самого себя и сыграйте эту сцену заново так, как будто вы сами это делаете. В то время, как вы это делаете, обратите особенное внимание и на свои ощущения, и на реакции людей вокруг вас. Действительно ли это новое поведение выражает ваши ценности и вашу личную целостность?

Если ваши ощущения вам не нравятся, вернитесь в режис­серское кресло и переделайте фильм, прежде чем снова войти в него. Когда вы будете довольны своим воображаемым испол­нением, определите внутренний или внешний сигнал, который вы можете использовать в качестве триггера, запускающего ваша новое поведение. Мысленно отрепетируйте, как в ответ на этот сигнал вы начинаете осуществлять новое поведение.

Генератор нового поведения – это простая и вместе с тем мощная техника, которую вы можете использовать для личнос­тного и профессионального роста. Каждый опыт становится воз­можностью для научения. Чем чаще вы будете делать это, тем быстрее вы будете продвигаться к тому, чтобы стать той лич­ностью, которой вы действительно хотите быть.

Глава 4. ЦИКЛЫ И СИСТЕМЫ

«Нет человека, который бы был как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши: и если Волной снесет вморе береговой Утес, меньше станет Европы, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего: смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.»

Джон Донн

Коммуникацию можно трактовать просто как причину и следствие. Выделите одно взаимодействие, назовите его причиной, проанализируйте его ближайшие последствия, не принимая во внимание то воздействие, которое оно оказывает на более отдаленные события. Мы часто размышляем именно так, но, очевидно, это является сильным упрощением.

Закон причины и следствия имеет силу для неодушевленных объектов: если один бильярдный шар сталкивается с другим, то вы можете с приличной точностью предсказать место остановки каждого. После первоначального столкновения они больше не оказывают влияния друг на друга.

В живых системах все по другому. Если я пну собаку, я смогу вычислить силу удара и, зная размеры и вес собаки, точно определить направление и скорость ее полета. В действительности же все произойдет не так: если я был бы настолько глуп, что додумался бы пнуть собаку, она, вероятно, увернулась бы от удара и укусила бы меня за ногу. Окончательное местоположение собаки вряд ли будет соответствовать результатам расчета.

Человеческие отношения сложные многие вещи в них происходят одновременно. Невозможно предсказать точно, что произойдет, потому что реакция одного человека влияет на поведение другого. Отношения – это замкнутый цикл; мы постоянно реагируем на обратную связь, чтобы понять, что делать дальше. Выделение только одной части цикла подобно попытке понять теннисную игру, наблюдая только за одной половиной корта. Вы можете потратить жизнь, вырисовывая, как удар по мячу становится «причиной» того, по какой траектории он возвращается, и устанавливая законы, определяющие то, каким должен быть следующий удар. Наше сознание ограничено и не может увидеть цикл коммуникации в целом, нам доступны лишь небольшие его части.

Содержание и контекст коммуникации объединяются, чтобы составить значение. Контекст – это общая ситуация, окружающая система в целом. Какое значение несет отдельный кусок мозаики? Сам по себе никакого, оно зависит от того, где он расположен на картинке в целом, куда он устанавливается и какие связи имеет с другими кусками.

Что означает отдельная музыкальная нота? Почти ничего сама по себе, все зависит от того, как она связана с нотами, окружающими ее, является ли она высокой или низкой, как долго она звучит. Одна и та же нота может восприниматься по другому, если ее окружить новыми нотами.

Существуют два основных способа понимания опыта и событий. Вы можете сосредоточиться на содержании информации. Что это за кусок «мозаики»? Как он называется? На что он похож? Чем он похож на другие куски? В значительной степени обучение так и происходит: куски мозаики могут оказаться интересными и прекрасными при изучении по отдельности, но при этом вы получаете лишь одномерное представление о предмете. Проникновение в глубину требует другого рассмотрения: во взаимодействиях или в контексте. Что означает этот кусок? Каким образом он связан с другими? В каком месте он встраивается в систему?

Наш внутренний мир убеждений, мыслей, репрезентативных систем и субмодальностей также образует систему. Изменение одной части может иметь обширное воздействие и генерировать изменения в других частях системы, в чем вы убедитесь, когда будете экспериментировать с изменениями субмодальностей своего опыта.

Несколько слов, сказанных вовремя, могут преобразить жизнь человека.

Может показаться странным, что изменение одного небольшого кусочка воспоминаний может полностью изменить ваше состояние. Но именно это и происходит, когда вы имеете дело с системами – один слабый толчок в правильном направлении может вызвать глубокие изменения, только необходимо знать, где толкнуть. Старание бесполезно. Вы можете стараться действительно сильно, чтобы почувствовать себя лучше, а закончите тем, что будете чувствовать себя хуже. Старание подобно попытке открыть дверь внутрь, вы потратите массу энергии, прежде чем догадаетесь, что она открывается наружу.

Поставив себе цель и начиная действовать, необходимо прежде убедиться в отсутствии внутренних оговорок и сомнений. Нам следует также обратить внимание на внешнюю экологию и оценить воздействие, которое наши цели будут оказывать на более широкую систему наших отношений.

Таким образом, результаты наших действий возвращаются к нам в виде замкнутого цикла. Коммуникация – это взаимоотношения, а не одностороннее движение информации. Вы не можете быть учителем без учеников, или продавцом без покупателей, или адвокатом без подзащитных. Поступать искренне и мудро значит оценивать взаимоотношения и взаимодействия между собой и другими. Уравновешенность и взаимоотношения между частями нашего разума будут зеркалом уравновешенности и взаимоотношений, которые у нас сложились с внешним миром. НЛП – это мышление в терминах систем. Например, Грегори Бэйтсон, одна из наиболее важных фигур в развитии НЛП, применил кибернетику или системное мышление к биологии, эволюции и психологии, в то время как Вирджиния Сатир, всемирно известный семейный терапевт, проводила терапию семьи как сбалансированной системы взаимоотношений, а не как набора личностей с проблемами, которые необходимо решить. Каждый человек был значимой частью. Она помогала семье достичь более удовлетворительного и здорового равновесия, и ее искусство опирается на точное знание того, где вмешаться и кого необходимо изменить таким образом, чтобы все взаимоотношения улучшились. Как в калейдоскопе, вы не сможете сдвинуть один кусочек, не изменив рисунка в целом. Но какой кусочек изменить, чтобы создать желаемый рисунок взаимоотношений? В этом и заключается искусство эффективной терапии.

Лучший способ изменить других – это изменить себя. При этом вы измените свои взаимоотношения, и люди будут вынуждены измениться тоже. Иногда мы тратим много времени на то, чтобы изменить кого то, в то время как сами ведем себя таким образом, что препятствуем этим изменениям. Ричард Бэндлер назвал этот паттерн «чем дальше, тем ближе».

В физике существует замечательная метафора, известная как Эффект Бабочки. Теоретически движение крыльев бабочки может изменить погоду на другой стороне земного шара, если произведет возмущение воздуха в критический момент в критическом месте. В сложной системе малое изменение может вызвать огромный эффект.

Но не все элементы системы одинаково важны. Одни могут быть изменены с незначительными последствиями, другие будут иметь обширное влияние, если вы хотите вызвать изменения своего пульса, аппетита, периода жизни или скорости роста, то вам необходимо вмешаться в работу маленькой железы, называемой гипофизом. Это сильно напоминает пульт управления телом. Она действует таким же способом, каким термостат контролирует систему центрального отопления. Можно регулировать каждый радиатор в отдельности, но термостат контролирует все. Термостат находится на более высоком логическом уровне, чем радиаторы, которые он контролирует.

НЛП выявляет и использует успешные техники, которые содержатся в различных направлениях психологии. Человеческий мозг имеет одну и ту же структуру повсюду на земле, и именно он создал всевозможные психологические теории, поэтому они непременно содержат некоторые общие основные паттерны. Поскольку НЛП охватывает паттерны из разных областей психологических знаний, оно находится на более высоком логическом уровне. Книга атом, как создавать карты, находится на более высоком логическом уровне по сравнению с различными атласами карт (даже если эта книга – тоже атлас).

ЦИКЛЫ НАУЧЕНИЯ

Мы учимся на своих ошибках значительно чаще, чем на успехах. Они дают нам полезную обратную связь, и мы проводим значительно больше времени, думая об ошибках. Мы редко делаем сразу все правильно, за исключением тех случаев, когда все очень просто, но даже в этих случаях все могло бы быть лучше. Мы учимся путем последовательных приближений. Мы делаем то, что можем (настоящее состояние), и сравниваем это с тем, чего хотим (желаемое состояние). Мы используем это сравнение как обратную связь, чтобы снова начать действовать и уменьшить различия между желаемым и полученным. Постепенно мы подбираемся к нашей цели. Это сравнение управляет нашим научением на каждом уровне от осознанного незнания до неосознанного знания.

Это общая модель того, как стать более эффективным в любом деле. Вы сравниваете то, что имеете, с тем, чего хотите и действуете, чтобы уменьшить расхождение. Затем снова сравниваете. Вы продолжаете двигаться по этому циклу до тех пор, пока вас не удовлетворит достигнутый результат. Ваш успех будет зависеть от количества имеющихся у вас выборов: вашей гибкости в поведении или разнообразия инструментов в терминах кибернетики. Таким образом, путешествие от настоящего состояния к желаемому состоянию представляет собой даже не зигзаг, а петлю.

Вероятно, внутри больших петель будут существовать малые петли: более мелкие результаты, которые вам понадобятся, чтобы достичь главного результата. Система в целом собирается подобно набору матрешек. В этой модели научения ошибки полезны, т к. они являются тем результатом, который оказывается нежелательным в данном контексте. Они могут быть использованы в качестве обратной связи для того, чтобы еще ближе подойти к цели.

Детей в школе учат многим предметам, и они забывают большинство из них. Они часто не знают, как учиться. Умение учиться – это искусство более высокого логического уровня, чем любое умение делать что то конкретное. НЛП имеет дело с тем, как стать более искусным учеником, независимо от предмета обучения. Самый быстрый и наиболее эффективный способ научиться – это использовать то, что происходит естественно и легко. Часто думают, что научение и изменение – это медленный, болезненный процесс. Это неверно. Существуют медленные и болезненные способы научения и изменения, однако использование НЛП к ним не относится.

Роберт Дилтс разработал технику превращения того, что можно было бы рассматривать как неудачу, в обратную связь и научение. Будет легче, если другой человек поможет вам осуществить следующие шаги.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ИЗ НЕУДАЧИ

1. В чем заключается проблемное отношение или убеждение? Все ли ваши самостоятельные проекты заканчиваются позором? Являются ли ваши попытки в приготовлении пищи хорошими новинками для уличных кафе? В какой области вы получаете нежелательный результат? Убеждены ли вы в том, что не можете сделать что то, или вы не очень хороши в чем то?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться