Сеймор Джон, О`Коннор Джозеф "Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства"

Эти различения в литературе по НЛП называются субмодальностями. Если репрезентативные системы являются модаль­ностями – способами восприятия мира, – то субмодальности – это кирпичики, из которых строятся эти восприятия, то, из чего состоят картинки, звуки и ощущения.

Люди использовали идеи НЛП во все времена. НЛП заро­дилось вовсе не тогда, когда придумали ему название. Древние греки толковали о чувственном переживании, а Аристотель гово­рил о субм одал ь ностях, называя их по другому, когда ссылался на качества этих чувств.

Ниже приводится список наиболее часто встречающихся субмодальностей.

ВИЗУАЛЬНЫЕ

Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны). Цветная или черно белая. В рамке или без нее. Глубина (двух– или трехмерная). Местоположение (слева или справа, вверху или внизу). Расстояние от меня до картинки. Яркость. Контрастность. Резкость (размытая или сфокусированная). Движение (фильм или слайд). Скорость (быстрее или медленнее обычного). Количество (отдельная сцена или множество образов). Размер.

АУДИАЛЬНЫЕ

Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость (громко или тихо). Тон (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука. Расстояние до источника. Длительность. Непрерывность или дискретность. Скорость (быстрее или медленнее обычного). Чистота (чистый или приглушенный).

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

Локализация. Интенсивность.

Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это длится). Форма.

Это далеко не полный список наиболее общих субмодальны х различий, которые делают люди. Некоторые субмодальности являются непрерывными или дискретными, подобно выключателю, включенному или выключенному, пе­реживание может принимать одну или другую форму. Напри­мер, картинка не может быть ассоциированной и диссоциированной одновременно. Большинство субмодальностей из­меняется постепенно, как будто их регулируют реостатом. Они образуют нечто вроде скользящей шкалы, например, рез­кость, яркость или громкость. Аналоговая – это слово, кото­рое используют для описания тех качеств, которые могут из­меняться постепенно в пределах своих границ.

Многие из этих субмодальностей прячутся во фразах, которые мы используем, и если вы посмотрите на список в конце этого параграфа, вы сможете увидеть их в новом свете или они подействуют на вас по другому, потому что они крас­норечиво говорят о том, как работает наш мозг. Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга. Просто невозможно подумать о чем то или восстановить какое нибудь пережива­ние без того, чтобы оно имело суб модальную структуру. В то же время легко не осознавать суб модаль ную структуру переживания. До тех пор, пока вы не обратите на нее сознатель­ное внимание.

Наиболее интересное свойство субмодальностей заклю­чается в том, что происходит, когда вы их изменяете. Неко­торые из них могут быть изменены безнаказанно и не про­изводят различий. Другие могут быть критическими по отно­шению к отдельным воспоминаниям, и изменение их пол­ностью меняет наше отношение к переживанию. Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли в большей степени является функцией небольшого числа критических субмодальностей, а не содержания.

Как только событие произошло, оно закончилось, и мы никогда не сможем вернуться назад и изменить его. После этого мы реагируем уже не на само событие, а на свое вос­поминание об этом событии, которое может быть изменено

Проведите следующий эксперимент. Вспомнив какое нибудь приятное событие. Убедитесь в том, что вы ассоции­рованы в картинке, видите ее своими собственными глазами. Обратите внимание на свои ощущения. Теперь диссоциируйтесь. Выйдите из своего тела и посмотрите со стороны на человека, очень похожею на вас, который видит и слышит то, что вы видели и слышали тогда. Это почти наверняка изме­нит ваше отношение к событию. Диссоциация от воспомина­ния лишает его своей эмоциональной силы. Приятное воспо­минание утрачивает свою прелесть, а неприятное теряет свою боль. В будущем, когда воображение будет рисовать вам бо­лезненную сцену, диссоциируйтесь от нее. Чтобы получить удовольствие от приятных воспоминаний, убедитесь в том, что вы ассоциированы. Вы можете изменить то, как вы дума­ете. Это важное положение из неписаного руководства по использованию мозга.

Выполните следующий эксперимент по изменению спо­соба вашего мышления и определите, какие субмодальности являются критическими для вас.

Вернитесь мысленно к особенной эмоционально окра­шенной ситуации, которую вы можете вспомнить хорошо. Сначала осознайте визуальную часть воспоминания, пред­ставьте себе, что вы поворачиваете ручку регулятора яркости изображения, увеличивая и уменьшая яркость. Отметьте, какие изменения это вносит в ваше переживание. Какая яркость оказывается для вас более предпочтительной? В кон цеверните яркость в первоначальное состояние.

Далее, приблизьте образ, затем удалите его. Что при этом изменяется и какое положение образа вам больше нравится? Верните его в то положение, в котором он был вначале.

Теперь, если он был цветным, сделайте его черно бе­лым. Если же он был черно белым, добавьте ему цвета. Оцените изменения, какие из них лучше? Вернитесь в исход­ное положение,

Далее, есть ли в нем движение? Если да, то замедляй­те его до тех пор, пока оно не остановится. Затем увеличи­вайте скорость. Отметьте наиболее предпочтительную ско­рость и вернитесь к первоначальной.

Наконец, попробуйте изменить ассоциированное состо­яние на диссоциированное и обратно.

Некоторые, а, может быть, и все изменения будут ока­зывать глубокое воздействие на ваше отношение к этому вос­поминанию. Вы можете захотеть оставить воспоминание с теми значениями субмодальностей, которые вам больше понравились, Вас могут не устраивать те субмодальности, ко­торые мозг предоставил вам без вашего ведома. Вы не за­были выбрать их сами?

Сейчас продолжайте свой эксперимент с другими визу­альными субмодальностями и наблюдайте за тем, что проис­ходит. Сделайте то же самое с аудиальной и кинестетичес­кой частями этого воспоминания.

Для большинства людей переживание будет более ин­тенсивным и незабываемым, если оно большое, яркое, цвет­ное, близкое и ассоциированное. Если это так и для вас, убедитесь, что вы храните свои хорошие воспоминания именно таким способом. Наоборот, сделайте свои неприятные вос­поминания маленькими, темными, черно белыми, удаленны­ми и диссоциированными. И в том, и в другом случае содер­жание воспоминания остается неизменным, изменяется лишь то, какмы его помним. Плохие вещи случаются и имеют последствия, с которыми мы вынуждены жить, но они не обязаны преследовать нас. Их сила, заставляющая нас чув­ствовать себя плохо здесь и сейчас, имеет происхождение в том способе, которым мы думаем о них. Существенное различие, которое следует делать, заключается в том, чтобы находить разницу между действительно произошедшим со­бытием и тем смыслом и влиянием, который мы ему прида ем тем способом, которым мы его помним.

Возможно, у вас есть внутренний голос, который ворчит на вас.

Сделайте его медленным. Теперь увеличьте его скорость. Поэкспериментируйте с изменением его тона. С какой стороны он звучит?

Что произойдет, если вы перенесете его на другую сто­рону?

Что случится, если вы сделаете его более громким? Или более тихим?

Разговор с самим собой может быть превращен в на­стоящее удовольствие.

Этот голос может даже не быть вашим собственным. Если он не ваш, спросите его, что он делает в вашей голове.

Изменение субмодальностей – это предмет субъектив­ного переживания, которое трудно передать словами. Тео­рия спорна, опыт убеждает. Вы можете быть режиссером своего собственного воображаемого фильма и можете сами решать, как вы хотите думать, а не быть во власти репре­зентаций, которые, казалось бы, возникают сами по себе. Подобно телевизору в летний период, мозг показывает массу повторений, многие из которых являются старыми и не очень хорошими фильмами. Вам нет необходимости смотреть их.

Эмоции приходят откуда то, хотя причина их появления может и не осознаваться. Но даже если сами эмоции явля­ются кинестетическими репрезентациями и имеют вес, лока­лизацию и интенсивность, у них есть субмодальности, кото­рые могут быть изменены. Чувства не являются полностью непроизвольными, и вы можете пройти длинный путь, пре­жде чем выберете те чувства, которые вы хотите иметь. Эмоции могут быть прекрасными слугами и суровыми учите­лями.

Репрезентативные системы, ключи доступа и субмодальности представляют собой важные кирпичики, из которых стро­ится здание субъективного опыта. Неудивительно, что люди строят различные карты окружающего их мира. Они имеют Различные ведущие и предпочитаемые репрезентативные системы, различные синестезии и кодируют свои воспомина­ния с помощью различных субмодальностей. Когда же, нако­нец, мы используем язык для общения друг с другом, просто Удивительно, как это мы ухитряемся понимать друг друга.

ПРИМЕРЫ СЕНСОРНООПРЕДЕЛЕННЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ

ВИЗУАЛЬНЫЕ

Смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение. сцена, слепой. визуализировать, перспектива, блестеть, от­ражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать. пред­видеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точ­ка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обоз­рение, зрение, зрелище. наблюдать, неясный. темный.

АУДИАЛЬНЫЕ

Говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резони­ровать, звук, монотонный, глухой, звонок, испрашивать, уда­рение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать заме­чание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокаль­ный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихни, немой.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

Хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жест­кий, теплый, холодный, шершавый, взяться, сдавать, сжать, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тя­желый, гладким

НЕЙТРАЛЬНЫЕ

Решать, думать, помнить, знать, медитировать, понижать намереваться, осознавать, оценивать, решать, учить, мотиви­ровать, изменять, сознательный, относиться.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ

Душистый, ароматный, дымный, спертый, свежий, бла­гоухающий, вонючий

ВКУСОВЫЕ

Кислый, соленый, сладкий, вкусный, сочный, привкус. горький.

ВИЗУАЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Я вижу, что вы имеете в виду. Я внимательно рассматриваю эту идею. Мы смотрим глаза в глаза. Я имею смутное представление. У него слепое пятно. Покажите мне, что вы имеете в виду. Вы посмотрите на это и рассмеетесь. Это прольет немного света на существо вопроса. Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки. Это прояснилось для меня. Без тени сомнения. Смотреть скептически. Будущее выглядит светлым. Решение возникло перед его глазами. Приятное зрелище.

АУДИАЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

На той же длине волны. Жить в гармонии.

Говорить на тарабарском языке. Пропускать мимо ушей. Звонить в колокол. Задавать тон. Слово за слово. Неслыханный. Ясно выраженный. Давать аудиенцию. Держать язык за зубами. Манера говорить громко и отчетливо.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Связался с вами. Ухватил эту идею.

Задержаться на секунду. Я своей печенкой чувствую это. Человек с холодным сердцем. Хладнокровный человек. Толстокожий. Руки чешутся. Пальцем не тронуть. Палец о палец не ударил. Твердое основание. Загореться желанием. Не хватать звезд с неба. Плавно регулировать.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ И ВКУСОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Чуять недоброе. Горькая пилюля. Вкус к хорошей жизни. Слащавый человек. Кислая мина.

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВОБОДА

Когда люди находятся в эмоциональном и физическом упадке, мы часто говорим, что они в «ужасном состоянии» Ана­логично, мы осознаем, что для решения большинства задач мы должны быть в «правильном состоянии духа» Что такое состоя­ние духа? Очень просто: это все те мысли, эмоции и физиоло­гия, которые мы проявляем в этот момент, внутренние картин­ки, звуки, ощущения и все паттерны позы и дыхания. Разум и тело полностью взаимосвязаны, так что наши мысли немедлен­но оказывают влияние на нашу физиологию и наоборот.

Состояние нашего разума непрерывно меняется, и это одна из тех немногих вещей, связанных с разумом, на которую мы можем положиться. Когда вы меняете состояние, мир во­круг тоже меняется. (Или кажется, что меняется.) Мы часто бо­лее осознаем наше эмоциональное состояние, чем нашу физи­ологию, позу, жесты, дыхание. Часто считается, что эмоции на­ходятся вне нашего сознательного контроля, что они являются видимой, верхней частью айсберга. Мы не видим целиком фи­зиологию и мыслительный процесс, которые лежат в основании эмоций и поддерживают их. Девять десятых айсберга скрыты под водой. Пытаться влиять на эмоции, не изменяя состояние, столь же бесполезно, как пытаться заставить айсберг исчезнуть, Распиливая его верхушку. Будет лишь увеличиваться поверхность, пока вы не приложите сверх усилия, погружая его в воду, и это именно то, что мы часто делаем, применяя наркотик или силу воли. По нашему, разум ведет, а тело следует послушно. Таким образом, привычные эмоции могут отражаться на лице и в позе человека, потому что человек не замечает, как эти эмоции фор­мируют его физиологию.

Проведите следующий эксперимент: подумайте о некото­ром приятном переживании, о том времени, когда вы действи­тельно чувствовали себя хорошо. Когда вы его найдете, перенеситесь мысленно в то переживание. Потратьте минуту или две, переживаявновь этот опыт настолько полно, насколько вы мо­жете.

Когда вы получите удовольствие от этих приятных ощуще­ний, посмотрите вокруг себя, отметьте то, что вы видите, и та звуки, которые слышите во время переживания этого воспоми нания.

Отметьте свои ощущения. Когда выполните, вернитесь в настоящее.

Отметьте воздействие, которое эта процедура оказала на ваше настоящее состояние, в особенности на вашу позу и дыха­ние. Прошлый опыт не исчез навсегда, он может помочь вам чувствовать себя хорошо в настоящем, хотя картины и звуки про­шлого остались позади. Когда мы воссоздаем их внутри себя, действительные ощущения оказываются настолько же реал ьными и непосредственными, какими они были тогда. Что бы вы ни чувствовали перед тем, как прочитали этот абзац, вы уже пе­ревели себя в более ресурсное состояние.

Теперь, наоборот, вспомните слегка неприятный прошлый опыт. Когда он придет в голову, вообразите себя снова в той ситуации.

Что вы видите в той ситуации? Что вы слышите? Отметьте свои ощущения.

Не задерживайтесь слишком долго на этом переживании, вернитесь в настоящее и отметьте воздействие, которое оно ока­зало на вас. Осознайте свои ощущения после этого пережива­ния по сравнению с ощущениями после предыдущего. Отметьте также перемены в позе и дыхании.

Теперь измените свое эмоциональное состояние. Сделай­те несколько физических упражнений, подвигайтесь и переведите свое внимание с воспоминаний на что то совершенно иное, Посмотрите в окно, попрыгайте, перейдите на другой конец ком­наты и коснитесь стены или наклонитесь и коснитесь пальцев ног. Обратите внимание на физические ощущения движения и на то, что вы осознаете здесь и сейчас.

В НЛП – терминах эта процедура известна как изменение состояния, и она стоит того, чтобы прибегать к ней, когда вы почувствуете себя в не ресурсном состоянии. Когда вы вспоми­наете неприятные события и входите в не ресурсное состояние, ваше тело целиком принимает это негативное состояние и под­держивает его тонусом мускулов, позой и дыханием. Эти физически накопленные воспоминания могут испортить ваши буду­щие переживания на минуты или часы. Мы все знаем, что зна­чит «встать не с той ноги». Люди, страдающие депрессией, имеют бессознательно усвоенную способность поддерживать не ресурсное состояние в течение продолжительного времени. Другие усвоили способность изменять свое эмоциональное состояние по своему усмотрению, создав для себя эмоциональную свобо­ду, которая преобразует их жизнь. Они также переживают взле­ты и падения в жизни, но не застревают на болезненных эмоци ях.

В течение жизни мы постоянно проходим через различные эмоциональные состояния, иногда быстро, иногда более размеренно. Например, вы могли чувствовать себя неважно, а друг по телефону сообщил хорошие новости. У вас на душе пос­ветлело. Или, может быть, был яркий солнечный день, а вы, распечатав почту, обнаружили неожиданно большой счет. И внут­ренние облака могли затмить реальное солнце.

Мы можем влиять на свое состояние, а не просто реагиро­вать на то, что происходит вокруг. В предыдущие несколько ми­нут вы чувствовали себя хорошо, затем испытывали неудобство, затем… как же вы чувствуете себя сейчас? А ведь вокруг вас ни­чего не изменилось. Вы сделали все это сами.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ

Извлечение – это слово, используемое в НЛП для обозна­чения процесса перевода человека в определенное состояние. Это обыденное умение, проявляющееся под различными на­званиями, потому что все мы весьма натренированы в деле пог­ружения людей в различные настроения и выведения их из этих настроений. Мы постоянно делаем это нашими словами, тоном и жестами. Иногда, тем не менее, мы извлекаем не то, что хо­тим. Сколько раз вы слышали фразу типа: «Что с ним случилось, ведь я только сказал …»

Простейший способ извлечь какое нибудь эмоциональное состояние – это попросить человека вспомнить то время, когда он переживал эту эмоцию. Чем более выразительны вы будете, тем более выразительной будет извлеченная вами эмоция Если тон вашего голоса, слова, выражение лица и поза соответ­ствуют той реакции, о которой вы спрашиваете, то вы ее получи­те с большей вероятностью. Все ваши усилия не останутся без результата. Если вы пы таетесь перевести человека в спокойное ресурсное состояние, то бесполезно говорить с ним громким, быстрым голосом, часто и неглубоко дыша и производя множество порывистых движе ний. Несмотря на ваши успокаивающие слова, собеседник будет становиться более возбужденным. Вам следует делать то, что вы говорите. Так, если вы хотите перевести кого то в состояние уверенности, вы просите его вспомнить то особенное время, когда он был уверенным. Вы говорите ясно, уверенным тоном, ровно дыша, с поднятой головой и в прямой позе. Вы действуе­те «уверенно». Если ваши слова не будут конгруэнтны языку тела и тону голоса, то люди будут стремиться следовать невербальным сообщениям.

Важно также то, чтобы человек вспоминал переживание как бы изнутри, а не наблюдая самого себя со стороны. Будучи ассоциированным в ситуации, он сможет восстановить ощуще­ния более полно. Наблюдая со стороны, он становится диссоциированным, а чувства становятся менее интенсивными. Пред­ставьте себе человека, который ест ваш любимый фрукт. А те­перь представьте себе, что вы сами едите этот фрукт. Который из опытов более насыщен вкусовыми ощущениями? Чтобы из­влечь свое собственное состояние, погрузите себя в пережива­ние настолько полно и ярко, насколько это возможно.

КАЛИБРОВКА

Калибровка – это слово, обозначающее в НЛП осознание того факта, что люди находятся в различных состояниях. Это умение, которое у всех нас есть и которое мы используем ежед­невно, и это умение стоит того, чтобы его развивать и рафини­ровать.

Вы замечаете тонкие различия в проявлениях того, как дру­гие люди переживают разные воспоминания и разные состоя­ния. Например, если кто то вспоминает пугающий опыт, его губы могут стать тоньше, кожа побледнеть, а дыхание стать более поверхностным; тогда как, вспоминая приятное событие, он мо­жет измениться по другому: губы станут полнее, лицо порозове­ет, и на нем расслабятся мускулы, дыхание станет более глубо­ким.

Порой наши способности к калибровке оказываются на­столько слабыми, что мы замечаем, что другой человек расстро­ен, лишь тогда, когда тот начинает кричать. Мы слишком полага­емся на то, что люди говорят нам о своем самочувствии, вместо того чтобы использовать собственные глаза и уши. Едва ли полезно дожидаться удара кулаком по носу, чтобы узнать, что чело­век зол, или, увидев сдвинутые брови, предполагать самое страш­ное. В НЛП – тренинге существует упражнение, которое вы могли бы попробовать сделать с товарищем. Попросите товарища под­умать о человеке, который ему очень нравится. В то время, как он будет делать это, обратите внимание на позицию его глаз и наклон головы. Отметьте также, является ли дыхание глубоким или поверхностным, частым или редким, высоким или низким. Отметьте изменения в тонусе мускулатуры лица, цвете кожи, размере губ и тоне голоса. Обратите внимание на эти тонкие признаки, которые обычно не замечаются. Они являются внеш­ним выражением внутренних мыслей. Это тоже мысли, но толь­ко в физическом измерении.

Теперь попросите товарища подумать о человеке, который ему не особенно нравится. Отметьте изменения в этих знаках. Попросите его думать попеременно то об одном, то о другом до тех пор, пока вы не убедитесь, что обнаружили определенные различия. В терминах НЛП вы сейчас калибровали эти два со­стояния. Вы знаете теперь, как они выглядят. Попросите своего товарища подумать об одном из этих людей, не говоря вам за­ранее, о каком именно он подумает. А теперь прочтите по физи­ческим индикаторам, о ком он подумал, и скажите ему. Это выглядит как чтение мыслей… Вы можете оттачивать свое умение. Чаще всего мы калиб­руем бессознательно. Например, если вы спросите любимого, хочет ли он сходить за продуктами, вы узнаете ответ интуитивно и немедленно, еще до того, как он откроет рот. «Да» или «нет» – это самый последний шаг в процессе мышления. Нам ничего не остается, кроме как реагировать телом, разумом и языком – столь глубоко они связаны между собой.

Возможно, у вас был опыт, когда вы говорили с человеком и интуитивно догадывались, что он врет. Наверное, вы калибро­вали это бессознательно, и у вас появилось это ощущение, хотя вы не знали, как оно появилось. Чем больше вы будете практи­коваться в калибровке, тем лучше это будет у вас получаться. Некоторые различия между состояниями будут незначительны­ми, другие будут бесспорными. По мере тренировки все легче будут замечаться тонкие изменения. Изменения, какими бы малыми они ни были, всегда существуют. Как только ваши чувст­ва станут более утонченными, вы будете обнаруживать их.

ЯКОРЯ

Эмоциональные состояния оказывают сильное и глубокое воздействие на мышление и поведение. После извлечения и калибровки этих состояний как мы можем использовать их, что­бы стать более ресурсными в настоящем? Мы нуждаемся в спо­собе, как сделать их устойчиво достижимыми и как стабилизи­ровать их здесь и сейчас.

Вообразите, какой бы стала ваша жизнь, если бы вы могли включать свое состояние высшего мастерства по собственному желанию. Мастера своего дела в политике, спорте, искусстве и бизнесе должны уметь входить в ресурсное состояние в любой момент. Актер должен уметь входить в роль в тот момент, когда поднимается занавес, а не за час до этого и не в середине вто­рого действия. Это основа профессионализма.

Столь же важно уметь отключаться. Актер должен уметь сбросить с себя роль вместе с падением занавеса. Многие люди в бизнесе становятся чрезвычайно активными, достигают зна­чительных результатов и в то же время сжигают сами себя и становятся несчастными, теряют семью или, в крайнем случае, заболевают. Управление своим состоянием требует уравнове­шенности и мудрости.

У каждого из нас есть личная история, богатая различны­ми эмоциональными состояниями. Чтобы воспроизвести их, нам необходим триггер, некоторая ассоциация в настоящем, чтобы извлечь исходное переживание. Наш мозг естественным обра­зом связывает переживания, это тот способ, которым мы при­даем смысл всему, что делаем. Иногда эти ассоциации оказы­ваются очень приятными, например, любимая музыкальная пьеса, которая навевает нежные воспоминания. И каждый раз, когда вы слышите эту особенную музыку, у вас возникают не­жные ощущения. И всякий раз, когда это происходит, ассоциа­ция усиливается.

Стимул, который связан с физиологическим состоянием и запускает его, называется в НЛП якорем. Другие примеры е с тественно действующих положительных якорей – это любимые фотографии, запахи, вызывающие воспоминания, особенный слова любимого человека или тон голоса.

Якоря обычно являются внешними. Звенит звонок будиль­ника, и наступает время вставать. Школьный звонок сигнализи­рует о конце перемены. Это аудиальные якоря. Красный сигнал светофора означает «стой». Кивок головы означает «да». Это ви зуальные якоря. А запах свежего гудрона может, как по манове­нию волшебной палочки, отбросить вас в далекое детство, когда вы в первый раз почувствовали этот запах. Рекламодатели ста­раются сделать марку своей фирмы якорем для особенных то­варов.

Якоря – это все, что вызывает эмоциональное состояние, и они являются настолько очевидными и широко распростра­ненными, что мы вряд ли замечаем их. Как возникают якоря? двумя способами. Во первых, путем повторений. Если вы встре­чаетесь с повторяющимися случаями, когда красное ассоцииру­ется с опасностью, эта ассоциация закрепляется. Это простое научение: красное означает опасность. Во вторых (и это значи­тельно важнее), якорь может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и время выбрано правильно. Пов­торение требуется только тогда, когда нет эмоциональной во­влеченности. Вспомните то время, когда вы учились в школе (это сильный якорь сам по себе), и найдите что нибудь интересное и волнующее, чему вы легко научились. Заметьте, как легко было научиться чему нибудь интересному и волнующему. Те факты, которые вас мало интересовали, требовали изрядного количес тва повторений. Чем менее эмоционально вовлеченными вы оказываетесь, тем больше повторений вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию.

Большинство ассоциаций являются очень полезными. Они формируют привычки, и мы не могли бы без них действовать. Если вы водитель, у вас смена зеленого сигнала светофора на красный всегда ассоциируется с нажатием вашей ноги на опре­деленную педаль. Это не та операция, о которой вы хотели бы думать каждый раз сознательно, и если вы не закрепите эту ас­социацию, то весьма вероятно, что вы недолго будете ездить без аварий.

Другие ассоциации, будучи полезными, могут быть менее приятными. Вы проезжаете светофор и смотрите в зеркало за­днего вида. Вы видите позади себя автомобиль с мигалкой на крыше и человека в униформе внутри машины. У вас меняется состояние, вы проверяете скорость и начинаете думать о том, что, может быть, у вас не работают задние сигналы торможе­ния.

Иные ассоциации не очень полезны. Многие люди ассо­циируют публичное выступление с возбуждением и с наступле­нием умеренной паники. Воспоминания об экзамене заставля­ет многих чувствовать себя взволнованными и неуверенными в себе. Слова могут действовать как якоря. Слово «тест» является для многих школьников якорем, они чувствуют себя взволнован­ными и теряют способность показывать лучшие результаты.

В исключительных случаях внешний стимул может вклю­чать очень сильное отрицательное состояние. Это фобии. На­пример, люди, страдающие клаустрофобией, усвоили очень силь­ную ассоциацию между пребыванием в замкнутом пространст­ве и состоянием паники, и они всегда воспроизводят эту ассо­циацию.

Жизнь многих людей оказывается излишне ограниченной прошлыми страхами, которые еще не прошли переоценку. Наш мозг не может не создавать ассоциаций. Являются ли те ассо­циации, которые вы усвоили и воспроизводите, приятными, пол­езными и расширяющими ваши возможности?

Мы можем выбирать ассоциации, которые хотим усвоить, Вы можете взять какое нибудь событие своей жизни, которое кажется вам наиболее трудным или наиболее озадачивающим, и решить заранее, какое физиологическое состояние хотели бы вы иметь во время этого события. Для любой неприятной ситуации вы можете создать новую ассоциацию, а, следова­тельно, новую реакцию с использованием якорей.

Это делается в два этапа. Сначала вы выбираете желае­мое эмоциональное состояние, затем вы ассоциируете его со стимулом или якорем, так, чтобы вы могли по желанию вызвать его в любой момент. Спортсмены используют талисманы на счастье, чтобы включить свое мастерство и выносливость. Часто можно увидеть, как спортсмены совершают небольшие ритуаль­ные движения, служащие той же цели.

Использование ресурсных состояний с помощью якорей – это один из наиболее эффективных способов изменять свое собственное поведение и поведение других людей. Если вы по­падаете в ситуацию в более ресурсном состоянии, чем это было. в прошлом, то, вероятно, ваше поведение изменится к лучшему. Ресурсные состояния – это ключи к высшему мастерству. Когда вы измените то, что вы делаете, поведение других людей тоже изменится. Ситуация в целом будет другой.

Предостерегающее замечание.

Техники изменений, приведенные в этом параграфе и во всей книге, являются очень сильными, и эта сила связана, глав­ным образом, с умением того человека, который их применяет. Плотник может сделать великолепную мебель с помощью точ­ных инструментов, те же самые инструменты в руках подмас терья не принесут таких результатов. Разумеется, это касается и извлечения лучших звуков из прекрасного музыкального ин­струмента.

Тренируя многих людей в технике изменений, мы замеча­ли ловушки, в которые попадали новички. Мы настоятельно ре­комендуем вам практиковать эти техники в безопасном контекс­те, типа семинара тренинга НЛП. пока вы не будете уверены в том, что ваш уровень мастерства уже достаточно высок.

ЯКОРЕНИЕ РЕСУРСОВ

Ниже приведены шаги для переноса положительных эмо­циональных ресурсов из прошлого переживания в настоящую ситуацию, в которой вы хотите иметь к ним доступ. Вы можете пригласить друга и попросить его или ее провести вас через эти шаги.

Сядьте удобно в кресло или встаньте там, где вы могли бы рассмотреть процесс, будучи невовлеченным. Подумайте о ка­кой нибудь конкретной ситуации, в которой вы хотели бы быть другим, по другому чувствовать себя или по другому реагировать. Затем выберите особенное эмоциональное состояние из тех многих, которые вы переживали в своей жизни, к которому вы больше всего хотели бы иметь доступ в данной ситуации. Это может быть любое ресурсное состояние: уверенность, юмор, храбрость, настойчивость, креативность – все, что интуитивно приходит в голову как наиболее подходящее. Когда вам станет понятно, в каком ресурсе вы нуждаетесь, начинайте искать тот конкретный случай в вашей жизни, когда у вас был этот ресурс. Отмечая примеры, приходящие вам в голову, выберите тот, ко­торый кажется вам наиболее отчетливым и интенсивным.

Если вы уже выбрали ресурс, но вам трудно вспомнить то время, когда вы его переживали, вообразите какого нибудь из­вестного вам человека или даже вымышленный персонаж из книги или фильма. Если бы вы были им, то на что было бы похо­же переживание этого ресурса? Помните, что хотя человек мо­жет не быть реальным, но ваши ощущения реальны, а именно это и принимается в расчет.

Когда вы уже вспомнили конкретный случай – реальный или вымышленный, – вы готовы перейти к следующему шагу, на котором необходимо выбрать якоря, которые воспроизведут эти ресурсы тогда, когда вы этого захотите.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ЯКОРЬ: некоторое ощущение, кото­рое вы мож ете связать с выбранными ва м и ресурсами. Сжима­ние большого и указательного пальцев или какое нибудь особое сжимание кулака работает хорошо в качестве кинестетического якоря. Довольно распространенный якорь на теннисном корте, когда и гроки прикасаются к боковой стене, чтобы восстановить чувство уверенности, когда игра не идет.

Важно то, что якорь должен быть уникальным и не являть­ся частью текущего поведения. Вам необходим особый якорь, который не возникает постоянно и не ассоциируется с другими состояниями и поведениями. Вы также должны быть предус­мотрительны, выбирая якорь – что то такое, что вы могли бы сделать, будучи незамеченным. Стойка на голове могла бы хо­рошо сработать в качестве якоря уверенности, но она составит вам репутацию эксцентричного человека, если вы воспользуе­тесь ею для произнесения послеобеденной речи.

АУДИАЛЬНЫЙ ЯКОРЬ. Это может быть слово или фраза, которую вы произносите про себя. Не имеет значения, какое слово или фразу вы выберете, лишь бы они были созвучны ва­шим ощущениям. Способ, которым вы это говорите, используе­мый вами особенный тон голоса будут иметь столь же сильно” воздействие, как и сами слова и фразы. Сделайте их характер­ными и запоминающимися. Например, если «уверенность» – это то ресурсное состояние, которое вы хотите закрепить с помощью якоря, то вы можете сказать себе: «Я чувствую себя все более И более уверенным», – или просто: «Уверенность!». Используйте уверенный тон голоса. Убедитесь, что он является подходящим” к проблемной ситуации.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯКОРЬ. Вы можете выбрать символ, или вы можете вспомнить то, что вы видели, когда действительно чув­ствовали себя уверенным. Если выбранный вами образ являет­ся особенным и помогает вам вызывать ощущение увереннос­ти, то он будет работать.

Когда вы уже выбрали якорь в каждой репрезентативной системе, следующий шаг заключается в том, чтобы пережить это ощущение уверенности путем живого воссоздания ресурсной ситуации. Шагните вперед или пересядьте в другое кресло в то время, как вы полностью войдете в это переживание. Помещен ие различных эмоциональных состояний в различных местах физического пространства помогает отчетливо разделить их.

В своем воображении вернитесь в выбранное вами кон­кретное ресурсное состояние… Вспомните, где вы были и что вы делали… По мере того, как это будет становиться более отчетли­вым. вообразите, что вы вернулись в тот момент, что вы видите то, что видели тогда…

Вы можете слышать какие нибудь звуки, которые тогда слы­шали, и начать переживать те ощущения, которые так сильно связаны с этим опытом.

Потратьте некоторое время на то, чтобы пережить этот опыт настолько полно, насколько это возможно…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться