Сеймор Джон, О`Коннор Джозеф "Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства"

Один человек не имеет возможности непосредственно контролировать эмоциональное состояние другого человека. Мысли о том, что вы можете заставлять людей переживать различные состояния или что другие люди могут вызывать у вас различные настроения, являются весьма ограничивающими и в значительной степени оказываются причинами расстройств. Ответственность за ощущения других людей – это тяжелое бремя. Вам необходимо будет принять на себя слишком большую и излишнюю заботу о том, что вы говорите и делаете. Руководствуясь причинно следственным паттерном, вы станете либо жертвой, либо няней для других людей.

Слово «но» очень часто означает причинно следственную связь, предлагая причину, по которой человек чувствует себя вынужденным не делать что то:

«Я бы помог тебе, но я слишком устал».

«Я бы ушел в отпуск, но фирма развалится без меня».

Существует два уровня реагирования на причинно следственную связь. Для начала – просто спросить, как именно одна вещь вызывает появление другой. Описание того, как это происходит, часто открывает новые возможности для дальнейшего реагирования. Но оно все таки оставляет незатронутым то фундаментальное убеждение, которое так сильно укоренилось в нашей культуре и которое заключается в том, что другие люди обладают властью над нашим эмоциональным состоянием и несут ответственность за его изменение. На самом же деле мы сами создаем наши чувства. Никто другой не сможет сделать этого за нас. Мы сами решаем и несем ответственность за свои Реакции. Думать, что другие люди вызывают наши чувства, – значит населить свой мир безжизненными бильярдными шарами. Чувства, возникающие в нас в ответ на действия других людей, обычно являются результатом синестезии. Мы видим или слышим что то и реагируем ощущением. Эта связь становится автоматической.

Вопрос метамодели, адресованный к предположению о причинно следственной связи в высказывании типа: «Он раздражает меня», – заучит следующим образом: «Как именно вы вызываете у себя раздражение в ответ на то, что он сказал?» В таком вопросе встроено предположение о том, что человек сам может выбирать свою эмоциональную реакцию.

Причинно следственная связь может быть подвергну­та сомнению вопросом: «Каким конкретно образом одно вызы­вает другое?» – или: «Что должно произойти такое, чтобы одно не было вызвано другим?»

Обнаружив убеждение типа причинно следственной связи, задайте вопрос: «Как именно вы заставляете себя реагировать таким способом на то, что вы видите или слыши­те?»

ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ

Чтение мыслей возникает тогда, когда человек предполага­ет или знает, не имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или ощущает. Мы часто делаем это. Иног­да это является интуитивной реакцией на некоторые невербальные сигналы, которые мы замечаем на неосознанном уровне. Час­то это чистая галлюцинация или то, что мы сами думали или чув­ствовали бы в такой ситуации: мы проектируем наши собствен­ные мысли и чувства и переживаем их так, как будто они пришли от другого человека. Скряга всегда считает всех остальных людей скупыми. Те, кто занимается чтением мыслей, часто думают, что они правы, но это не является гарантией того, что так оно и есть. Зачем гадать, если вы можете спросить?

Существует два основных типа чтения мыслей. В первом типе человек предполагает, что он знает о том, что другой думает. На­пример:

«Джордж несчастен».

«Могу сказать, что ей не понравился подарок, который я ей подарил»,

«Я знаю, что придает ему силы»,

«Он был разгневан, но не показывал вида».

Должны существовать веские сенсорно обоснованные до­казательства для того, чтобы приписывать мысли, чувства и мне­ния другим людям. Вы можете сказать: «Джордж в депрессии», – но было бы более полезным сказать: «Джордж смотрит вниз и

направо от себя, мускулы его лица расслаблены и дыхание по­верхностное. Уголки рта опущены и плечи ссутулены»

Второй тип чтения мыслей является зеркальным отраже­нием первого и предоставляет другим людям власть читать ваши мысли. Как правило, это используется для того, чтобы затем уп­рекнуть их в том, что они не понимают вас, когда вы думаете, что они должны были бы понять. Например:

«Если бы ты любил меня, ты бы знал, чего я хочу».

«Ты что, не знаешь, как я чувствую себя?»

«Я расстроена тем, что тебя не интересуют мои чувства».

«Тебе следует знать, что мне это нравится».

Человек, использующий такие паттерны, не сможет понят­но объяснить другим, чего он хочет; предполагается, что другие каким то образом знают об этом. Это может привести к первок­лассной ссоре.

Способ подвергнуть сомнению чтение мыслей заключает­ся в том, чтобы спросить, каким конкретно образом он узнает, что вы думаете. Или, в проектируемом чтении мыслей, как имен­но, по вашему мнению, он должен знать, что вы чувствуете.

Когда вы, стремясь выяснить значение чтения мыслей, за­даете вопрос: «Как вы узнаете?», – ответом часто является неко­торое убеждение или обобщение. Например:

– Джордж совершенно не обращает на меня никакого вни­мания.

– Как вы узнаете о том, что Джордж не обращает на вас никакого внимания?

– Потому что он никогда не делает того, что я говорю.

Таким образом, в модели мира говорящего «делать то, что я говорю» равнозначно «обращению внимания на меня». Мягко выражаясь, это сомнительное предположение, По поводу та­кой комплексной эквивалентности и напрашивается вопрос: «Как именно забота о ком то может означать необходимость делать то, что он говорит? Если вы обращаете внимание на кого то, вы всегда делаете то, что он говорит?»

Чтение мыслей может быть подвергнуто сомнению вопросом: «Как именно вы узнаете, что …?»

Метамодель восстанавливает связь между языком и индивидуальным опытом и может быть использована для:

1. Сбора информации.

2. Выяснения значения.

3. Идентификации ограничений.

4. Обнаружения новых выборов.

Метамодель является чрезвычайно мощным инструмен­том в бизнесе, терапии и образовании. Суть ее заключается в том, что люди с помощью слов создают различные модели этого мира, и, следовательно, вы не можете предполагать, что вы точ­но знаете то, что их слова обозначают.

Во первых, метамодель позволит вам собрать высокока­чественную информацию в тех случаях, когда важно понимать точно, что люди имеют в виду. Если клиент пришел к терапевту с жалобой на депрессию, терапевту необходимо найти, что это значит в модели мира клиента, а не предполагать (скорее всего ошибочно), что он знает точно то, что клиент имеет в виду.

В бизнесе деньги могут быть выброшены на ветер, если менеджер поймет инструкцию неправильно. Сколько раз вы слышали печальный возглас: «Но я думал, что ты думал…»

Когда ученик утверждает, что он всегда делает ошибки в геометрических задачах, вы можете поинтересоваться, а был ли вообще когда нибудь случай, когда он решил геометрическую задачу правильно, а также, каким образом ему удается столь упорно делать ошибки в геометрических задачах.

В метамодели нет вопросов «почему». Вопросы «почему» имеют мало ценности, в крайнем случае, ответы на них содер­жат оправдания или длинные объяснения, которые ничего не делают для того, чтобы изменить создавшуюся ситуацию.

Во вторых, метамодель проясняет значение коммуника­ции. Она предлагает четкую рамку для вопросов: «Что именно вы имеете в виду?»

В третьих, метамодель дает выборы. Убеждения, обоб­щения, номинализации и правила – все они устанавливают ог­раничения. Но эти ограничения существуют в словах, а не в мире. Постановка вопросов и нахождение последствий или исключе­ний может открыть новые возможности. Ограничивающие убеж­дения можно идентифицировать и изменять.

Какое из искажений метамодели вы подвергнете сомне­нию, будет зависеть от контекста коммуникации и вашей цели. Рассмотрим следующее утверждение:

«Почему эти ужасные люди не прекратят своих постоянных попыток оказать мне помощь, это меня раздражает, Я знаю, что должен сдерживаться, но не могу».

Это утверждение содержит чтение мыслей и пресуппозицию (они пытаются надоедать мне), причину и следствие (это меня раздражает), универсальный квантификатор (постоянно), суждение (ужасные), модальные операторы возможности и не­обходимости (должен, не могу), неспецифические глаголы (ока­зать, раздражает, сдерживаться). номинализации (помощь), и неспецифические существительные (люди, это).

В такого рода примерах чтение мыслей, пресуппозиции и причинно следственные связи заправляют горючим все осталь­ное. Выделение этих нарушений будет первым шагом в направлении изменений. Номинализации, неспецифические глаголы и неспецифические существительные являются наименее важ­ными. Остальные: обобщения, универсальные квантификаторы, суждения, сравнения и модальные операторы – лежат где то посередине. Более общая стратегия – конкретизировать сначала ключевые существительные, затем ключевые глаголы и за­тем отсортировывать искажения, отдавая предпочтение модаль­ным операторам.

Метамодель представляет собой мощный инструмент сбо­ра информации, выяснения значения и идентификации огра­ничений в мышлении человеку, который неудовлетворен настоящим. Чего бы он хотел взамен? Где бы он хотел быть? Как бы он хотел себя чувствовать?

При использовании метамодели существует также весь­ма реальная опасность собрать слишком много информации. Вам следует спросить себя: «Мне действительно необходимо это знать? Какой результат мне требуется?» Важно использо­вать вопросы метамодели исключительно в контексте раппорта и взаимно согласованного результата. Ваши вопросы не до­лжны быть слишком прямолинейны, иначе они могут быть вос­приняты как агрессивные. Вместо вопроса: «Как именно вы уз­наете об этом?» – вы можете сказать: «Мне любопытно понять точно, каким образом вы узнаете об этом?» Или: «Я не вполне понимаю, как вы узнаете об этом». Разговор не должен превра­титься в экзаменационный опрос. Вы можете использовать лю­безный и мягкий тон голоса, чтобы смягчить вопросы.

Паттерны метамодели

Роберт Дилтс рассказывает, как он посещал занятия по лингвистике в университете Санта Круз в начале 1970 х, где Джон Гриндер обучал метамодели в течение одной пары. Это было а четверг. Он отпустил учащихся, чтобы они попрактиковались в использовании метамодели. В следующий вторник половина класса выглядела чрезвычайно удрученной. Они оттолкнули сво­их любимых, своих учителей и друзей, разобрав их по косточкам с помощью метамодели. Раппорт является первым шагом в при­менении любого паттерна НЛП. Будучи использованной без чув­ствительной обратной связи и без раппорта, метамодель пре­вращается в мета садизм, мета беспорядок, мета несчастье.

Вы можете задавать вопросы часто, элегантно и точно. На­пример, человек может сказать (смотря вверх): «Моя работа не пошла». Вы можете задать встречный вопрос: «Интересно, ка­кой бы вы увидели свою работу, если бы она продвигалась ус­пешно?»

Один из самых полезных способов применения метамо­дели – использование ее в своем внутреннем диалоге. Это мо­жет оказаться более эффективным, чем тратить годы на обуче­ние тому, как ясно мыслить.

Верная стратегия научиться использовать метамодель за­ключается в том, чтобы взять одну или две категории и в течение недели просто отмечать примеры этих нарушений в ежедневных разговорах. На следующей неделе возьмите несколько дру­гих категорий. По мере того, как вы будете осваиваться с наблю­дением этих паттернов, вы сможете конструировать безмолв­ные вопросы в своей голове. И, наконец, когда вы овладеете идеей паттернов метамодели и вопросов, вы сможете начать использовать их в соответствующих ситуациях.

Метамодель связана также с логическими уровнями. Под­умайте об утверждении: «Я не могу сделать этого здесь». «Я»  это идентификация личности. «Не могу»  относится к его убеждениям. «Сделать " выражает его способности. «Этого " указывает на его поведение. «Здесь "– это окружение.

Вы можете задавать вопросы к этому утверждению, опи­раясь на различные основания. Один путь – подумать о том, на каком логическом уровне вы собираетесь работать. Кроме того, человек может дать вам ключ к тому, какая часть утверждения является наиболее важной, тоном голоса подчеркнув одно из слов. Это называется тональной маркировкой.

Если он говорит: «Я не могу сделать этого здесь», – то вы можете перейти к модальному оператору, спросив: «Что пре­пятствует вам?»

Если он говорит: «Я не могу сделать этого здесь», – тогда вы спросите: «Что конкретно вы не можете сделать?»

Замечать, какие слова человек выделяет тоном голоса или языком тела, – это один из способов узнать, какое нарушение метамодели следует подвергнуть сомнению. Другая стратегия заключается в том, чтобы послушать разговор человека в тече­ние нескольких минут и определить, какую из категорий он использует чаще всего. Она, скорее всего, укажет то место, где его мышление ограничено, и тот вопрос, с которого лучше всего былобы начать.

В ежедневной практике метамодель дает вам систематический способ сбора информации, когда вам необходимо знать более точно, что именно человек имел в виду. Это – умение, которому стоит научиться.

– Скажите, пожалуйста, – страшно вежливо спросила Алиса, –

что именно вы имеете в виду?

Ну вот, молодец! Ты задала действительно умныйвопрос, – сказал довольный Шалтай. – Под ВОДОНЕПРОНИНАЕМ ОСТЬЮ я подразумеваю следующую мысль: мы с тобой уже достаточно долго беседуем, и я не прочь узнать, что ты собираешься делать дальше, так как, надо полагать, ты не намерена провести под этимзабором остаток твоих дней.

Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»

Глава 6. АПТАЙМ И ДАУНТАЙМ

До сих пор наше внимание было занято исследованием сенсорной чувствительности, способностью держать свои чувства открытыми и замечать реакции окружающих вас люден. Это состояние, когда ваши органы чувств настроены на восприятие внешнего мира, в НЛП обозначается термином аптайм. Кроме того. существуют состояния, которые погружают нас глубже в нашу собственную реальность, в наш внутренний мир.

Оторвитесь на минуту от книги и вспомните то время, когда вы были погружены в собственные мысли…

Вероятно, вам пришлось сильно задуматься, чтобы это вспомнить. Вы обратились внутрь себя, к внутренним картинам, звукам и ощущениям. Это состояние, с которым все мы хорошо знакомы. Чем глубже вы уходите в себя, тем меньше вы начинаете осознавать внешние воздействия. «Глубоко задумавшись» – это хорошее описание такого состояния, известного в НЛП под названием даунтайм. Ключи доступа погружают вас в даунтайм. Всякий раз, когда вы просите кого нибудь обратиться внутрь себя и визуализировать, воспроизвести звуки и ощущения, вы просите его погрузиться в даунтайм. Даунтайм возникает тогда, когда вам необходимо помечтать, составить план, пофантазировать и подумать о новых возможностях.

Практически мы редко полностью находимся в аптайме или в даунтайме, наше повседневное сознание представляет собой смесь частично внутреннего и частично внешнего осознания. Мы обращаем наши органы чувств внутрь себя или вовне в зависимости от обстоятельств, в которых находимся.

Полезно думать о ментальных состояниях как об инструментах, предназначенных для того, чтобы делать различные вещи. Игра в шахматы требует такого состояния ума, которое радикальным образом отличается от того состояния, которое необходимо для принятия пиши. Не существует такой вещи, как неправильное состояние ума, существуют последствия его использования. Они могут быть катастрофическими, если, например, вы пытаетесь перейти улицу с оживленным движением транспорта в том состоянии, в котором отходите ко сну совершенно очевидно, что аптайм является наиболее подходящим состоянием для перехода через улицу. Или забавы ради, вы попытаетесь выговаривать сложные для произношения фразы будучи в состоянии, навеянном слишком большой дозой алкоголя. Часто вы делаете что то не очень хорошо, потому что находитесь в неподходящем состоянии. Вы не сможете хорошо сыграть в теннис, если вы в том же состоянии, в котором играете в шахматы.

Вы можете получить доступ к бессознательным ресурсам непосредственно путем индукции и используя разновидность даунтайма, известную как транс. В состоянии транса вы становитесь глубоко погруженными в состояние с ограниченным фокусом внимания Это измененное состояние по сравнению с вашим привычным состоянием сознания. У разных людей переживание транса будет различным, потому что каждый человек начинает со своего нормального состояния, которое во много) определяется предпочитаемой им репрезентативной системой.

Большая часть работ по исследованию транса и измененных состояний сознания была выполнена в психотерапии, поскольку все терапевты в той или иной степени используют транс. Все они различными способами получают доступ к неосознаваемым ресурсам. Свободное ассоциирование на кушетке психоаналитика хорошо проводить в состоянии даунтайма, то же касается и разыгрывания ролей в гештальт терапии. Гипнотерапевты используют транс явным образом.

Человек приходит на терапию, потому что он истощил свойзапас сознательных ресурсов. Он застрял. Он не знает, что емунеобходимо или где это искать. Транс предоставляет возможность разрешить проблему, потому что он обходит сознание и делает доступными неосознаваемые ресурсы. Большая часть изменений происходит на неосознаваемом уровне. Сознание не нуждается в том, чтобы инициировать изменения, и часто вовсе не замечает их. Конечная цель любой терапии заключается в том, чтобы клиент снова вернулся в ресурсное состояние, достойное его способностей Каждый человек имеет богатую личностную историю, наполненную переживаниями, которыми он может воспользоваться. Они содержат все необходимое для совершения изменения, если только вы сможете добраться до них.

Одна из причин, по которой мы используем столь малую часть наших ментальных возможностей, может заключаться в том, что наша система образования уделяет столь много внимания внешнему тестированию, стандартам достижений и столкновению целей различных людей. Мы очень мало тренируемся в утилизации наших уникальных внутренних способностей. Большая часть нашей индивидуальности нами не осознается. Транс является идеальным состоянием для исследования и открытия наших уникальных внутренних ресурсов.

МИЛТОН МОДЕЛЬ

Неужели ОДНО слов о может столько всего значить! – задумчиво сказала Алиса. – Когда я даю слову много работы, – сказал Шалтай болтай, – я всегда плачу ему сверхурочные.

Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»

Грегори Бэйтсон с большим энтузиазмом воспринял «Структуру магии», в которой была описана метамодель. Он увидел большой потенциал в этой идее. Он сказал Джону и Ричарду: «Есть один странный старик в Фениксе, штат Аризона. Блестящий терапевт, но никто не понимает, что он делает и как он это делает. Почему бы вам не поехать и не узнать этого?». Бэйтсон знал этого «странного старика» – Милтона Эриксона – в течение 15 лет, и он пообещал им устроить встречу с Эриксоном.

Джон и Ричард работали с Милтоном Эриксоном в 1974 году, когда он был уже широко признан как выдающийся практик гипнотерапии. Он был президентом Американского Общества клинического гипноза и много путешествовал, проводя семинары и лекции, а также ведя частную практику. Он имел репутацию искусного и успешного терапевта и был известен своими проницательными наблюдениями за невербальным поведением. Исследования Джона и Ричарда положили начало двум книгами том под названием «Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона» был издан Meta Publication в 1975 году. Том 2,написанный в соавторстве с Джудит Делозье, последовал в 1977 году.Эти книги посвящены как фильтрам восприятия, так и методам Эриксона, и, несмотря на это, Эриксон все же отметил, что эти книги предложили гораздо лучшее объяснение его работе, чемон сам мог бы дать. И это был превосходный комплимент.

Джон Гриндер сказал, что Эриксон был самой значительной моделью из тех, которые ему пришлось когда либо строитьпотому что Эриксон проложил путь не просто к другой реальности, а к целой новой группе реальностей. Его работы, связанные с трансом и измененными состояниями сознания, были удивительными, и мышление Джона также подверглось глубокому изменению.

НЛП также изменилось. Метамодель была посвящена точным значениям слов. Эриксон использовал язык неуловимо смутным образом, так чтобы клиент мог выбрать то значение, которое больше ему подходит. Он индуцировал и утилизировал трансовые состояния, предоставляя людям возможность преодолевать проблемы и открывать свои ресурсы. Этот способ употребления языка стал называться милтон моделью в дополнение и противовес к точности и метамодели.

Милтон модель – это способ употребления языка с цельюнаведения и поддержания транса. Назначение транса – войти вконтакт со скрытыми ресурсами личности. Она следует тем же путем, по которому происходит естественная работа мозга.Транс является состоянием, в котором вы оказываетесь высокомотивированными учиться у своего бессознательного внутренним образом. Он не является пассивным состоянием, вы такжене попадаете под влияние других людей. Происходит взаимодействие клиента и терапевта, реакции клиента позволяют терапевту понять, что делать дальше.

Работы Эриксона основывались на ряде идей, которые разделялись многими искусными и успешными терапевтами. Теперь они являются пресуппозициями НЛП. Эриксон с уважением относился к бессознательному состоянию клиента. Он полагал, что существует позитивное намерение даже у наиболее безобразного поведения и что человек выбирает наилучшее доступного ему в данный момент времени. Он работал над тем, чтобы дать человеку больше выборов. Он также полагал, что на некотором уровне человек уже имеет все ресурсы, необходимые для того, чтобы совершить изменения.

Милтон модель – это способ употребления языка с целью:

1. Присоединения к реальности человека и ведения его за собой.

2. Отвлечения и утилизации сознания.

3. Получения доступа к бессознательному и к ресурсам.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ

Милтон Эриксон был мастером построения раппорта. Он уважал и принимал реальность клиента. Он полагал, что сопротивление возникает только из за утраты раппорта. По его мнению, все реакции имеют смысл, и можно их использовать. Для Эриксона не существовало сопротивляющегося клиента, а только негибкий терапевт.

Присоединиться к реальности другого человека, настроиться на его внутренний мир – значит просто описать ему его текущий сенсорный опыт, то, что он обязательно должен ощущать, слышать и видеть. Ему будет легко и естественно следовать за тем, что вы ему говорите. Важно и то, как вы это говорите. Вам будет легче навести спокойное внутреннее состояние, говоря плавно, используя мягкий тон голоса и подстраивая свою речь под дыхание человека.

Постепенно вводятся внушения, изящно переводящие его в состояние даунтайма путем направления его внимания внутрь себя. Все описывается такими общими словами, чтобы они отражали любое переживание человека. Не стоит говорить: «Сейчас вы закроете свои глаза, почувствуете комфорт и войдете в транс». Вместо этого вы могли бы сказать: «Вам будет легко закрыть свои глаза тогда, когда вы этого пожелаете… почувствовать себя более спокойным… многие люди находят вхождение в транс простым и удобным». Общие комментарии такого сорта допускают любую реакцию, возникающую во время мягкого введения в трансовое состояние.

Петля обратной связи построена. По мере того, как внимание клиента становится постоянно сфокусированным и прикованным к небольшому количеству стимулов, он все глубже погружается в даунтайм. Его переживания становятся более субъективными, и они становятся обратной связью для терапевта, которую можно использовать для того, чтобы углубить транс. Вы не говорите человеку, что делать, вы обращаете его внимание на то, что происходит. Как можно узнать, о чем человек думает? Это узнать невозможно. Существует искусство употребления языка таким способом, который окапывается достаточно неясным, чтобы клиент смог подобрать для него подходящее значение. В данном случае ему говорят не столько о том, что делать сколько о том, как не отвлекаться от состояния транса.

Такие внушения будут наиболее эффективными, если делать плавные переходы между предложениями. Например, вы могли бы сказать: «В то время как вы видите цветные обои перед " собой… и блики света на стене… по мере того, как вы начинаете осознавать свое дыхание… и то, как подымается и опускается при дыхании ваша грудная клетка… и комфорт кресла… и как ваши ноги опираются на пол… и вы можете услышать голос ребенка, играющего во дворе… и в то время как вы слышите мой голос и вам становится любопытно… насколько далеко вы вошли в транс… уже».

Обратите внимание на слова «и», «в то время как», «по мере того, как» в этом примере и на то, как они плавно связывают," предложения между собой, в то время как вы отмечаете то, что происходит (звук вашего голоса), и связываете это с тем, что вы хотите, чтобы произошло (вхождение в транс).

Не делая переходов, вы начинаете говорить прерывистыми предложениями. Они будут оторваны друг от друга. И поэтому менее эффективны. Я надеюсь, это ясно. Письмо похоже на речь. Legato или staccato. Что вы предпочитаете?

Человек в состоянии транса обычно спокоен, его глаза закрыты, пульс замедлен и лицо расслаблено. Моргательный и глотательный рефлексы замедлены или полностью отсутствуют, частота дыхания ниже. Возникает ощущение комфорта и расслабленности. Чтобы вывести человека из транса, терапевтлибо использует заранее подготовленный сигнал, либо задавмомент и скорость выхода своей речью, либо клиент самопроизвольно возвращается в нормальное сознание, если его подсознание решит, что уже пора.

ПОИСК СМЫСЛА

Метамодель удерживает вас в состоянии аптайма. Вам нет необходимости погружаться внутрь себя и искать смысл того, что вы слышите, вместо этого вы просите говорящего выразиться более конкретно. Метамодель вскрывает ту информацию, которая была упущена, искажена или обобщена. Милтон модель является зеркальным отражением метамодели, она представляет собой способ построения предложений, изобилующих упущениями. искажениями и обобщениями. Слушатель вынужден наполнять деталями и заниматься активным поиском смысла всего услышанного в своем собственном опыте. Иными словами, вы предлагаете контекст, по возможности наименее наполненный содержанием. Вы предлагаете ему рамку и оставляете за ним выбор картины для помещения в эту рамку. Когда слушатель сам наполняет ее содержанием, это гарантирует, что он сделает выбор, наиболее близкий и соответствующий по смыслу тому, что вы говорите.

Допустим, вам сказали, что в прошлом у вас было некоторое важное переживание. Вам не сказали, какое именно переживание, и вам необходимо мысленно вернуться во времени назад и выбрать то переживание, которое кажется вам сейчас наиболее подходящим. Это происходит на неосознаваемом уровне, наше сознание слишком медленно справляется с такой задачей.

Примером неосознаваемого выбора может служить выражение типа: «Люди могут учиться». Оно имеет намерение вызвать мысли о том, чему именно я могу научиться, и если я работаю над решением определенной проблемы, то предмет научения будет обязательно связан с тем вопросом, над которым я размышляю. Мы совершаем такого рода поиск постоянно, чтобы понять смысл того, что нам говорят. И наиболее полно это реализуется в состоянии транса.

Легко построить неопределенные инструкции так, чтобы человек сам смог выбрать подходящее переживание и поучиться на нем. Попросите его выбрать какое нибудь важное переживание в своем прошлом и пережить его снова всеми своими внутренними каналами восприятия, чтобы научиться чему то новому на этом опыте. Затем попросите его подсознание использовать этот урок в будущем, когда это будет полезным.

ОТВЛЕЧЕНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ

Важное свойство милтон модели заключается в том, что она делает пропуски информации, тем самым заставляя сознание постоянно заниматься заполнением этих пропусков, используя для этой цели запасы воспоминаний. Была ли у вас когда нибудь такая ситуация, что вы, прочитав непонятный вопрос, пытались разобраться, что же он означает?

Номинализации стирают огромное количество информации. В то время как вы сидите с ощущением легкости и комфорта, ваше понимание такого рода потенциала языка становится более основательным, потому что каждая номинализация в этом предложении выделена курсивом. Чем меньше об этом упоминают специально, тем меньше риск столкновения опытом другого человека.

Глаголы остаются неспецифическими. Когда вы подумаете о последнем случае, когда вы слышали, как кто то поддерживал общение, используя неспецифические глаголы, вы сможетевспомнить то смущение, которое вы испытывали, и как вамприходилось искать свое собственное значение, чтобы придать смысл тому, что говорится в этом предложении.

Точно также фразы. содержащие существительные, могутбыть обобщены или пропущены совершенно. Хорошо известночто люди могут читать книги и совершать изменения. (Хорошо известно кому? Какие люди, какие книги и каким образом они будут делать эти изменения? И по сравнению с чем они изменятся и в каком направлении?)

Можно использовать суждения. «Действительно приятно видеть, насколько вы расслаблены».

Сравнения также содержат упущения. Лучше погружаться в транс глубже».

Как сравнения, так и суждения являются хорошими способами предъявления пресуппозиций. Это мощные средства наведения и утилизации транса. Вы оставляете в качестве предположения то, о чем не хотите, чтобы вас спрашивали. Например:

«Возможно, вам будет интересно узнать, когда вы войдете в транс». Или: «Вы хотите войти в транс прямо сейчас или чуть. позже?» (Вы войдете в транс; единственный вопрос заключается в том, когда это произойдет.)

«Я хотел бы узнать, осознаете ли вы, насколько вы сейчас расслаблены?» (Вы сейчас расслаблен.)

«Когда ваша рука начнет подниматься, это станет для вас тем сигналом, которого вы ждете». (Ваша рука начнет подниматься, и вы ждете сигнал.)

«Вы можете расслабиться в то время, как наше подсознание учится». (Ваше подсознание учится.)

«Можете ли вы получить удовольствие от того, что расслабились и у вас нет необходимости помнить это переживание?» (Вы расслаблены и не будете помнить это.)

Переходы (и, так как, когда, в то время как, тогда как) для связывания утверждений являются мягкой формой причинно– следственных связей. Более жесткой формой является использование слова «заставляет», например: «Разглядывание картины заставляет вас входить в транс»

Я уверен, что вам было бы любопытно узнать, каким образом чтение мыслей может быть вплетено в эту модель употребления языка. Оно не должно быть слишком конкретным, в противном случае оно может не подойти. Общие утверждения о том. что человек может думать, действуют так, чтобы присоединиться и затем вести его переживания. Например: «Наверное, вам интересно, на что будет похож транс», – или: «Вам начинают становиться интересными некоторые вещи, о которых я вам говорю.

Универсальные квантификаторы тоже используются. Примеры: «Вы можете извлечь урок излюбой ситуации», – и: «Разве вы не понимаете, что подсознание всегда преследует какую то цель?»

Полезными являются также и модальные операторы возможности. «Вы не можете понять, как то, что вы смотрите на свет, все глубже погружает вас в транс». Это утверждение предполагает, что если смотреть на свет, то действительно погружаешься в транс.

«Вы на можете открыть своих глаз», – было бы слишком прямым внушением, и оно подталкивает человека к тому, чтобы опровергнуть это утверждение.

«Вы можете легко расслабиться в этом кресле», – это совершенно другой пример. Сказать, что вы можете что то сделать, значит дать разрешение без насильного требования выполнить какое либо действие. Обычно люди будут реагировать на такое внушение, выполняя разрешенное действие. На худой конец, они обязательно подумают о нем.

ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ МОЗГА

Каким образом мозг обрабатывает язык и как он справляется с неопределенными формами языка? Передняя часть головного мозга разделена на два половины, или полушария. Обмен информацией между ними происходит через соединительную ткань, так называемое мозолистое тело. Эксперименты, в которых измерялась активность обоих полушарий при решении различных задач, показали, что полушария выполняют различные, но дополняющие друг друга функции.

Левое полушарие известно как доминантное и имеет дело с языком. Правое, известное как не доминирующее полушарие, обрабатывает информацию более холистическим и интуитивным способом. Оно оказывается более задействованным при прослушивании музыки, при визуализации и решении задач, включающих в себя сравнение и постепенное изменение.

Такая специализация встречается у 90% людей. Для незначительного меньшинства (обычно левшей) все оказывается перевернутым, и языком занимается правое полушарие. У некоторых людей эти функции распределены между обоими полушариями.

Доказано, что не доминирующее полушарие тоже способно обрабатывать наиболее простые значения и элементарные грамматические формы языка. Доминирующее полушарие связывают с сознанием, а не доминирующее – с подсознанием, но это является значительным упрощением. Полезно думать, что наше левое полушарие имеет дело с сознательным пониманием языка, а правое – с обработкой простых смыслов интуитивным способом, лежащим ниже нашего уровня осознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться