Но вы поступите гораздо лучше, если получите крупные элементы знания о том, как мозг обрабатывает информацию и принимает решения. Идет ли речь о многомиллионном контракте или покупке консервного ножа, процесс принятия решения во многом одинаков: чтобы вы смогли расположить в своем сознании желае-
мые картины определенным образом, нужно получить определенные вещи, определенные элементы информации. Потому что я знаю, что когда я покупаю что-нибудь, это очень просто.
Вот случай, который произошел в магазине одной из крупнейших в мире фирм по продаже аудиоаппаратуры. Я зашел в магазин, уже желая что-то купить. Я точно знал, чего хотел, но в магазине продавец стал убеждать меня не покупать этот товар. Я зашел, посмотрел, что там выставлено, указал на один магнитофон и сказал: «Я хочу это». Не знаю, как думаете вы, но в данном случае вам не нужно привлекать внимание покупателя. Оно у вас уже есть, вам не нужно устанавливать раппорт. И вам не нужно никакой презентации. Верно? Да, если только вы не хотите все по-настоящему испортить. Все, что вы должны сделать, это сказать: «Да, сэр». Но этот человек посмотрел на меня и заявил: «Позвольте, я буду сегодня с вами честен». Что-то внутри меня произнесло: «О! Это означает, что до этого он все время меня обманывал». Всего лишь одна фраза, одно семантически глупое высказывание, и я повернулся и сказал: «Я ухожу отсюда». Он спросил: «Что-то не так?» А я ответил: «Вы! Я просто хотел купить этот магнитофон. Я не хотел быть обманутым».
Мы провели один эксперимент в мебельном магазине в Калифорнии. Это большая сеть магазинов. У них есть мебельные магазины во многих местах, а у меня к тому времени уже был некоторый успешный опыт в обучении продавцов мебельному бизнесу. Мы провели эксперимент, один день тренинга. У них было два магазина, расположенных по разным сторонам дороги. Мы провели однодневный тренинг с продавцами одного из этих двух магазинов. И в следующий месяц они увеличили коэффициент продаж на 10-50%. Всего лишь один день тренинга, один день обучения вещам вроде того, как получать удовольствие от своей работы. Во время тренинга один из продавцов этого магазина поднял руку и сказал: «Пожалуй, вы можете изменять свое поведение в каких-то случаях, но некоторые люди приводят с собой кого-то вроде экспертов, так? А если этому человеку не нравится, что вы продаете, вы ничего не сможете сделать, чтобы продать ему что-нибудь из мебели». Я ответил: «Парень, забавно, но когда я слышу это, я думаю о том, как продать ему больше мебели. Потому что если вы правильно определите стратегию этого человека, если вы уделите ему достаточно внимания, вы
сможете влиять на него». В конце этой книги приведен список субмодальностей. Я хочу, чтобы вы попробовали проделать что-то вроде того, что я показал на примере Питера» (выше).
Вам следует помнить и еще кое о чем. Люди воспринимают слова в том же ритме, в котором они произносят их. Это было для меня очень трудным уроком, но я его усвоил. И вот я вел семинар для людей, которые занимаются так называемой «охотой за головами». Это воровство сотрудников у фирм ради забавы и выгоды. Я обучал группу таких людей, и для тренинга мы использовали комнату, по периметру которой на стене висели телефоны. Участники выходили, звонили кому-нибудь, а затем возвращались, и если они не справлялись и не получали то, что хотели, мы прослушивали запись их разговора и прорабатывали его. Был только один участник, который вернулся и проиграл запись своего разговора. Он разговаривал с человеком, который разработал какой-то вид дискет для компьютеров или что-то в этом роде. Я не понимал, что он сделал с технической точки зрения, но я понимал, что этот парень говорит медленней, чем все люди, которых я когда-либо встречал. Участник сказал мне, что пытался заполучить этого человека более двух лет, потому что есть очень мало людей, которые могут делать то, что может он. И ему было не понятно, почему тот не соглашается, ведь он предлагал ему больше денег, он предлагал больше безопасности в работе. Он сказал: «Я предлагал ему все». Но он даже не встретился с ним. Дело в том, что это был глава компании. Он был успешным, он был находчивым, он был быстрым, он был ярким, но когда он звонил этому своему человеку, тот говорил очень, очень медленно:
. «3-д-р-а-а-а-в-с-т-в-у-у-у-й-т-е-е-е, э-э-э-т-о-о-о Д-ж-о-о-о-р-д-ж Ш-в-а-а-а-р-ц, ч-е-е-е-м я м-о-о-г-у-у-у в-а-а-а-м п-о-о-о-м-о-о-о-ч-ь?»
И наш участник рвался вперед как скаковая лошадь? «Хорошо, Джордж», — быстро сказал он. «Я посоветовался со своими людьми, и я думаю, мы можем предложить вам кое-что получше. Я думаю, это будет хорошей возможностью <...>», — а Джордж ответил: «Извините, я не чувствую, что это правильно». Видите ли, когда человек говорит с вами, то темп, в котором он говорит, чаще всего связан с его способностью к нормальной обработке информации. Это не означает, что вы не можете ускорить процесс. Я знаю, что это возможно. Я делаю это на семинарах. Я на-
чинаю медленно, постепенно ускоряюсь и делаю так, что люди начинают обрабатывать информацию быстрее. Вы также должны понять, что это относится только к сознанию. Потому что вы можете говорить очень быстро, и это поступит в подсознание. Но вы не можете подсознательно убедить кого-нибудь встретиться с вами и поговорить по поводу работы. Вы не можете заставить таким образом кого-нибудь почувствовать уверенность, потому что если это происходит подсознательно, сознание в этом не участвует. В результате люди чувствуют неуверенность. Их подсознание говорит: «Да, да», а сознание «Да, но... я должен подумать, я чувствую дисбаланс, я чувствую неуверенность». •
Один из базовых навыков установления раппорта заключается в том, что вы «открываете свои уши» и говорите, прислушиваясь к речевым паттернам собеседника. Прислушивайтесь к различным типам предикатов, которые он использует в речи. Использует ли он много визуальных слов, аудиальных, кинестетических? Потому что значение имеет лишь целое высказывание: «Ну, это выглядит как хорошая возможность, но я чувствую, что не готов к этому».
Это говорит вам о последовательности, в которой человек обрабатывает информацию. В этом нет ничего правильного или неправильного. Это не плохо и не хорошо. Это не диагноз, завтра он может ответить по-другому, но если вы будете прислушиваться к интонации и к последовательности использования предикатов, это даст вам ценную информацию. Я имею в виду, что если человек склонен использовать только визуальные слова, используйте их. Такой человек зайдет в магазин и скажет: «Да, я хочу посмотреть новые музыкальные центры. Я имею в виду, чтобы я по-настоящему мог увидеть, как отлично мы сможем проводить вечера. Чтобы мы могли слушать музыку». Вы можете сказать, что такого человека не особенно заботит, как это будет звучать. Вы должны показать ему товар, но вы должны быть внимательными к тому, как вы показываете его, поскольку вы же не хотите поместить картину в неправильном месте. Вы должны поместить ее в правильном месте, а не в неправильном. Это очень важно.
Взгляните на что-то, что вы ощущаете, как правильное, что вызывает у вас положительные чувства, и сравните с тем, в чем вы сомневаетесь. С тем, что вызывает у вас плохие чувства. Случалось ли с вами так, что вы заходили в магазин, где было что-
то, что вы хотели купить? Но после того как вы обсуждали товар с продавцом, у вас внутри возникала нервная дрожь. Вы говорили: «Ох, это просто неправильно». Или все было в порядке, но когда приходило время подписывать контракт... У многих из вас были клиенты, которые на все отвечали: «Да, да, да», — а когда вы садились, у них внезапно, как гром среди ясного неба, возникало сомнение?
Мы обнаружили, что у большинства людей сомнение находится внизу справа. Все, в чем они сомневаются, все их тревоги и страхи, как мы говорим, находятся у них внизу справа. И поэтому если вы посадите человека за стол и поместите контракт именно в такое место, вы можете вызвать у него сомнения за какую-то долю секунды. Убедитесь в том, что у вас есть дощечка с зажимом, чтобы у вас был выбор, куда можно поместить подписываемые документы. Это место может отличаться у разных людей, но вы должны иметь возможность приспосабливать каждую ситуацию к своим потребностям.
Одна из позиций, которые я занимаю, работая с людьми, особенно в случае дорогостоящих вещей, заключается в том, что когда они говорят: «Я подыскиваю себе автомобиль», я всегда говорю: «Ну, я не покажу вам автомобиль прямо сейчас. Есть кое-что более важное, что мы должны сначала сделать. Потому что я не хочу продать вам не тот автомобиль, я не хочу продать вам автомобиль, который вы не можете себе позволить. Я только хочу убедиться в том, что вы понимаете, что моя работа заключается в том, чтобы гарантировать, что вы принимаете верное решение. Я знаю, что в прошлом вы принимали верные решения, вы покупали что-то, и все было отлично, вы были абсолютно удовлетворены. Но были и случаи, когда вы покупали что-то и впоследствии не чувствовали удовлетворения. В этом и заключается моя работа, я убеждаюсь в том, что вы принимаете наилучшее решение. Поэтому сначала я хочу задать вам пару вопросов. Я хочу попросить вас подумать о случае, когда вы были полностью удовлетворены чем-нибудь. Вы знали, что это было правильно и что вы были правы». При этом я наблюдаю, куда перемещается взгляд человека. Некоторые говорят мне, что нельзя делать это с людьми. А я здесь, чтобы сказать вам, что я делал это в каждой ситуации, от продажи самолетов иностранцам до продажи марок. Это не те марки, которые продаются на почте. Эти марки стоили подороже. Потому что они были необычные и старые. Вы говорите
/
о жульничестве? Ну, эти марки уже не находятся в обращении, и их не так уж и много, поэтому Они стоят больше. Почему они стоят дороже? Потому что их мало и потому что есть люди, которые купят их.
Если некоторые люди слишком привязаны к своему мнению, вы говорите: «Давайте устроим мозговой штурм». Это всегда ошеломляет их. Они говорят: «Что вы делаете?», а вы отвечаете: «О, ничего, просто расширяю ваше сознание». Это замечательная фраза. Я хочу, чтобы вы остановились и подумали о другом. Были ли у вас клиенты, которые вдруг начинали отрицательно качать головой? Если они делают это, то единственная вещь, которую стоит сделать, заключается в отзеркаливании: вы отрицательно качаете головой вместе с ними и постепенно начинаете утвердительно кивать. Иногда они при этом согласятся с вами. Мне кажется, что никогда не помешает попробовать сделать это. Мне также нравится дышать с той же частотой, что и собеседник, особенно если я общаюсь с ним один на один. Я дышу вместе с ним, отзеркаливаю его и начинаю утвердительно кивать головой, и только затем задаю ему вопросы. Потому что в этом случае он уже кивает, выражая согласие. А я говорю: «Вы чувствуете, что пришло время подписать этот контракт?», и он отвечает: «Да, думаю, что да».
А я отвечаю: «А я нет, я еще не готов». Он спрашивает: «Вы нет?» Я говорю: «Нет. Пока не сделаю кое-что еще».
Потому что я хотел бы, чтобы вы сделали еще одну вещь — составили для себя небольшой список. Что бы вы ни делали, вы сталкиваетесь с тем, что называется «возражениями». Мы опишем это позднее. Я хочу, чтобы вы сначала составили список «возражений», которые вам приходится слышать на работе.
Еще я хочу, чтобы вы нашли кого-нибудь, чтобы проделать следующий эксперимент. Он требует, чтобы вы использовали свое поведение для вызова состояний, но я хочу, чтобы вы нашли случай, когда этот человек видел что-то, хотел это и знал об этом. Когда все получилось отлично. Он принял верное решение. Потому что мы сейчас интересуемся не просто тем, как кто-то что-то купил и ему это понравилось, но тем, как он должен был принять решение. Когда человек выбирал между несколькими вещами и принял верное решение, которое его удовлетворило на некоторое время в противоположность случаю, когда он купил вещь и не получил от этого удовлетворения. Фактически, в этом случае человек говорит вам что-нибудь вроде: «Ну, я прекрасно
понимал это, но по некой причине я все равно должен был это сделать». Я хочу, чтобы вы заставили человека подумать об одном и о другом событии, а затем об обоих случаях одновременно (см. рис. 1). Спросите: «Есть ли различие?» Это магическое слово. Есть ли различие между расположением образов? Есть ли различие в том, какой из них ближе, или оба они находятся на одинаковом, равном расстоянии? Видите ли вы себя в обоих из них? Или вы видите то, что видели, когда вы смотрели на них? Я хочу, чтобы вы проработали это, потому что это классические решения. Вы должны выяснить, что из происходящего в сознании человека отличает хорошее решение от плохого. Потому что хитрость заключается в том, что вы можете вызвать оба варианта, но когда вы что-то продаете, когда вы ведете переговоры о контракте или делаете что-то еще в этом роде и человек принимает плохое решение, вы можете почувствовать себя ловким, но в итоге вы поплатитесь за это. Вы получите сожаление покупателя. Вы будете обмануты, вы не получите рекомендаций, вы можете оказаться в еще худшем положении, потому что вас могут преследовать в судебном порядке, вы можете столкнуться с какими угодно нежелательными последствиями. Если вы по-настоящему профессиональный инженер влияния, то вы должны понимать, что в каждом человеке есть оба этих состояния.
Каждый человек принимает и хорошие, и плохие решения, и, с нашей точки зрения, неважно, какие, если он делает это без нашего участия. Но когда он принимает решение с нашим .участием, мы хотим, чтобы это было хорошее решение. И вы можете спланировать все, что происходит, так чтобы все его потребности были удовлетворены. Если человек покупает товар, который будет хорошо служить ему и который он может себе позволить, он будет искренне удовлетворен. Потому что если вы продаете людям товары, которые они не могут себе позволить, они будут сердиться на вас. Они будут во всем обвинять вас. Поэтому если вы сделали так, что человек принял правильное решение, вы всегда останетесь в выигрыше. Вещи, которые я продавал, иногда были очень дорогими. Если они очень дорогие, человек не может по-настоящему позволить их себе в своем мире. Тогда я изменяю его внутреннюю систему убеждений о мире и о том, сколько денег он может заработать. Кто из вас покупал что-то, что было настолько дорогим (например, дом), что вы должны были увеличить свой доход? И это работало. Ну, если вы делаете это осознанно, вы можете делать это последовательно. Я предпочитаю
Рис. 1
повышать свой доход до покупки, в моем случае это работает лучше. Когда-то я писал отчетные работы в начале семестра. А затем поехал на каникулы, вернулся обратно, и мне платили за то, что я писал такие работы для других. Я писал их при помощи небольшой компьютерной программы. В те дни компьютеры не были распространены повсеместно, но так случилось, что я работал в лаборатории, где был компьютер. Это был не мой компьютер, и предполагалось, что я буду заниматься другими вещами, но они мне не нравились. Поэтому я написал алгоритм, при помощи которого я мог создавать доклады по истории, нажав всего лишь несколько клавиш. Компьютер печатал работы, я немного редактировал их и получал пятнадцать, двадцать докладов, и у меня была целая очередь клиентов.
Их стратегия мотивации была такой: чем меньше оставалось времени, тем более мотивированными они становились. Некоторые студенты на самом деле писали доклады, работая ночи напролет, а некоторые только все сильнее критиковали себя по мере того, как приближалась дата сдачи работ. Это был Стэнфорд, поэтому они предпочитали заплатить кому-нибудь за выполнение своих работ. Были в Стэнфорде студенты, которые даже не посещали занятия, они нанимали того, кто делал это за них. Они не посещали даже первый день занятий и появлялись только на собраниях студенческой организации. Такие студенты нанимали какого-нибудь парня, и его работа заключалась в том, чтобы занять на год их место, ходить на все занятия, сдавать все тесты, а сами они посещали только пивные вечеринки. Подумайте об этом: некоторые из этих людей сегодня хирурги. Я знаю это, я учился там, я писал их работы. Они получили степени докторов философии и стали знаменитыми психологами, некоторые из них часто публикуются и хорошо известны. Но они не ходили на занятия и даже не писали свои диссертации. Все, что мы делали, заключалось в объединении статистических данных. Я написал алгоритм, который изменял входные данные так, что вы получали верные результаты. Между прочим, результаты некоторых известных исследований, о которых даже говорили по телевизору, были получены при помощи моей программы. Вы могли ввести в программу данные любого научно-исследовательского проекта и в итоге получили бы верные результаты. Любая точка зрения, которую вы пытались доказать, была бы доказана, потому что программа изменяла данные так, чтобы они соответствовали требуемому результату. Каждый раз, когда вы слышите в новостях знакомые цитаты вро-
де: «В конце 1960-х годов было доказано...», не верьте им. Потому что знаете что? По всему миру работают такие парни, просто нажимающие клавиши. Когда люди пытаются при помощи исследований доказать вам что-то, будьте очень осторожны, особенно если это касается вашего здоровья. Ну как же, было же проведено исследование. Это перевернуло все наши представления. Вы можете продать это кому-нибудь другому, но не попадитесь на это сами. А также имейте в виду, что многие другие люди осознают это.
Я хочу, чтобы вы тщательно разбирались во всем... Я не прошу вас ничего изменять. Здесь нечего менять. Я хочу, чтобы вы просто поняли разницу, а особенно сильно я хочу, чтобы вы могли перемещаться, чтобы вы могли сесть рядом с человеком. Я хочу, чтобы вы немного переместились и начали представлять, что происходит в сознании вашего собеседника, чтобы вы на самом деле смогли проникнуть в его сознание, туда, где человек хранит свои картины.
Это означает, что если вам не нравится то, что находится на картине, вы можете вытолкнуть это. Буквально. Люди говорят: ' «Ну...» А я говорю: «Подождите минутку». Они отвечают: «Что?» Вы должны действовать, как если бы картина была недостаточно близкой, и вы заходите за нее и подталкиваете ее к человеку, и это всегда работает. Я делаю это постоянно. Теперь я покажу вам кое-что, и хочу, чтобы вы это попробовали. Я хочу, чтобы когда вы обнаружите нечто, чем они удовлетворены, хорошее решение... Я хочу, чтобы вы на самом деле зашли за картину, и я хочу, чтобы вы поместили свою руку... и это хитрость... за изображение, как будто вы прикасаетесь к их картине. Вы обращаетесь с ней, как если бы она была реальной. Фюить!... Между прочим, это отличный звук, он заслуживает того, чтобы издать его при этом. Все системы помогают. Итак, действительно хорошее решение прямо перед вами. Теперь мы хотим знать, по-настоящему ли хорошо то решение, которое вы приняли. Если мы возьмем этот «Мерседес» и поместим его в то место, где находится хорошее решение, мы хотим знать, подойдет ли он туда. Ощущается ли это как хорошее решение? Вы должны уметь делать такие вещи, если у людей в сознании зафиксировано, что они должны иметь автомобиль с кузовом «универсал» или дом с большим задним двором... мы даже можем взять одну сторону картины и выбросить ее. Попробуйте что-нибудь новое. Просто посмотрите, сможете ли вы сделать себя более счастливыми. Вы хотите быть более счастливыми? Ну не удивителен ли этот риторический вопрос? Мне нравятся такие вещи.
Разве кто-нибудь ответит: «Нет, нет, я не хочу быть более счастливым. Я был счастлив в прошедшем году, и посмотрите, что случилось. Не нужно мне больше счастья». Вы никогда не получите такого ответа. Я никогда не получал его.
Я спрашиваю людей: «Вы хотите хорошо себя чувствовать?» Они отвечают: «Да». И я говорю: «Хорошо. Тогда давайте рассмотрим это». Как если бы это было связано. Но если вы конгруэнтны, вы всегда сможете объединить любые вещи. Помните, люди используют это. Между прочим, это называется «засоряющей логикой». Это придумад человек по имени Джордж Полу, который написал книгу: «Паттерны правдоподобных умозаключений». В ней он исследует то, что в человеческом сознании воспринимается как правдоподобное, но, тем не менее, совсем не имеет смысла. Но когда мы слышим это, мы говорим: «Ух ты, да!» Тот факт, что вещи соединены вместе, просто означает, что они происходят последовательно одна за другой. Мы предполагаем, что они связаны и что неважно, что это было. Вы говорите: «Вы хотите быть счастливыми?» А человек отвечает: «Да, я хочу быть счастливым». «Хорошо, тогда давайте возьмем эту картину и уберем ее, а вот эту поместим сюда и посмотрим, будете ли вы счастливы». «Да, давайте сделаем это. Это имеет смысл». «Отлично, давайте попробуем».
Вы говорите про себя: «Не знаю, могу ли я это сделать. И что из этого может получиться?» Вам понравится делать это, потому что вы обнаружите, что это происходит все время. Я имею в виду, что вижу, как входят жены с мужьями, смотрят на дом и говорят, что это было бы отличной покупкой, и они ходят взад и вперед, и она смотрит на него и говорит: «Я не знаю. Это звучит так, как будто это стоит больших денег. Ты чувствуешь это?», и прикасается к нему, а он говорит: «Да, это большие деньги». Хотя это и отличная покупка. Вы должны следить за этим, потому что это чужая точка зрения. Лучший способ осознать ее заключается в том, чтобы стать в этом мастером и тренироваться целыми днями, куда бы вы ни шли. Это так увлекательно! Вы видите мою точку зрения? (указывая пальцем) И что-то внутри вас говорит: «Да!», и даже хотя вы знаете это, вы все же видите мою точку зрения, не так ли?
Помните, цель заключается в том, чтобы вы удивлялись. Попробуйте начать с малого, возьмите картины вещей и немного поперемещайте их взад и вперед. Это усиливает или ослабляет
состояние? Вы можете сделать так, чтобы люди стали уверенными в неправильности решения. Они скажут: «Ну, я знаю, что это неправильно, я чувствую, что это неправильно». Картина находится в одном месте, а вы можете взять ее, сделать более крупной и близкой, и они скажут: «Возможно, это было правильно». Я не шучу, я хочу, чтобы вы попробовали это. Когда вы заведете свои руки за картину, подтолкните ее поближе и скажите: «Рассмотрите это немного ближе».
Используйте эту фразу. Мне она тоже нравится. «Рассмотрите это немного ближе. Чувствуете ли вы, что это будет хорошая идея?» Удивительно, какая идея? Я даже не имею идеи, и вы соглашаетесь со мной. Держите уши открытыми. Она возникает так быстро, что вы уже начинаете ее слышать, потому что если вы не будете этого делать, она уйдет внутрь вас и останется там до конца жизни. В результате вы обратитесь к психотерапевту и будете говорить: «Не знаю, почему я обратился к психотерапии, я просто чувствовал в этом потребность. Кажется, у меня проблема с рукой». Так это работает. Между прочим, ради забавы я однажды вел занятия по флирту, и это была самая странная вещь, которая когда-либо случалась со мной. Я буквально силой собрал этих людей, и это была самая спокойная группа. Я думал, что они занимаются этим для развлечения, но это были испуганные маленькие щенки. Я построил их в две шеренги: женщины с одной стороны и мужчины напротив. Я сказал женщинам, что хочу, чтобы они невербально дали или не дали разрешение на знакомство мужчинам, которые стоят напротив, и что я хочу, чтобы мужчины подняли один палец, если это было разрешение, и два, если нет. Они сделали это, и я сказал: «А теперь, леди, скажите, сколько мужчин поняли вас правильно?» Из двухсот человек правильно поняли трое. Это не очень хорошая статистика. И знаете, кому эти парни назначали свидания?
Знаете, самой благоприятной возможностью флиртовать обладают супруги. Как ни странно, когда я сказал им это, они удивились, потому что думали, что им нельзя этого делать. «О, извините, мы не флиртуем. Мы женаты». Знаете, в результате получается, что как-только-вы-поженились-вы-получаете-меньшее-и-меньшее-удовольствие-от-жизни. Это была плохая покупка. Вы должны делать это так, чтобы каждый раз, когда вы смотрите на свое решение, вы становились более счастливыми. Это касается и заработка.
Глава 4
Точное извлечение информации
Давайте посмотрим, сколько времени вам приходится проводить с покупателем в большинстве случаев? Я хочу сказать, что иногда вы можете задать все свои вопросы, а тогда на это не хватает времени. Кроме того, есть много людей, которые предоставят всю необходимую вам информацию, и их даже не нужно просить об этом напрямую. Если вы занимаетесь бизнесом, все равно каким, то знаете, как часто и как долго приходится вести беседы ни о чем. Когда, складывается такая ситуация, мне нравится извлекать из нее пользу для работы. Это чудесная возможность понять, что же в действительности происходит.
Так как вторым словом в названии НЛП является «лингвистическое» и язык — это одно из средств, с помощью которых мы сообщаем о том, что происходит у нас в голове, давайте воспользуемся им, чтобы научиться конструировать то, что вы и так уже понимаете на уровне интуиции. Это осмысление позволит вам начать подсознательно строить новое понимание того, что и когда делать, главным образом увеличивая гибкость ваших коммуникативных процессов.
Мне хочется подчеркнуть, что простые слова могут оказывать большее воздействие, чем вы думаете. В метамодели существует категория обобщений, которые называются «модальные операторы». Сейчас мы будем рассматривать их как силы, побуждающие к действию.
Теперь я хочу, чтобы вы мысленно обыграли следующее предложение, используя внутренний голос. Мне кажется, что если вы станете делать это вслух, рядом может оказаться кто-нибудь, кто, услышав вас, вызовет людей в белых халатах. Конечно, если вы проговорите предложение в уме так, что вас не услышат, то никто не подумает, что вы говорите сам с собой. Верно? Давайте возьмем в качестве примера такое предложение:
♦ Как бы я хотел начать с понедельника бегать по утрам. (Или делать что-то еще.)
Обратите внимание на кинестетику, на чувства, вкладываемые в данное высказывание, на то, достаточно ли сильно вы этого хотите, чтобы так й сделать. А теперь проговорите следующие предложения по очереди. Я хочу, чтобы вы делали паузу после каждого из них и отмечали, какие чувства у вас при этом возникают и чем отличается одно предложение от другого.
♦ Я бы хотел начать с понедельника бегать по утрам.
♦ Я хочу начать с понедельника бегать по утрам.
Обратите внимание на разницу. Это просто слова. А теперь скажите:
♦ Мне надо начать с понедельника бегать по утрам.
♦ Мне придется начать с понедельника бегать по утрам.
♦ Я должен начать с понедельника бегать по утрам.
♦ Я могу начать с понедельника бегать по утрам.
♦ Я начну с понедельника бегать по утрам.
Обратите внимание на отличия одного высказывания от другого, вызванные заменой одного лишь слова. А сейчас будет еще интересней. Скажите:
♦ Я собираюсь начать с понедельника бегать по утрам.
И оцените разницу. Обратите внимание на чувство и на то, предстает ли в вашем сознании картинка события в виде фильма или фотографии, цветная она или черно-белая, близко или далеко она расположена, присутствуете вы на ней, или нет и т. д.
Обратите внимание, что, о чем бы ни шла речь, действие выражается глаголом «начать», и я хочу, чтобы теперь вы попробовали проделать это упражнение с другим человеком. Здесь интересно то, что лучшая из создаваемых людьми стратегий приня-
тия решений — это представить ситуацию в виде фильма, соответствующего определенным критериям, при описании которых используются голосовые характеристики, специфические для каждого человека. Эти критерии также управляются определенными модальными операторами, иерархия важности которых в первую очередь строится на том, как они управляют этими критериями. Когда вы описываете конкретное действие, глагол переходит в активный залог, и в случае использования глагола в настоящем времени смысл действия изменится. Так как времени нет, а есть только настоящий момент, использование в предложении глагола в настоящем времени изменит мотивацию к действию, если его осуществление запланировано на момент времени, отличный от настоящего. Вторым элементом является то, что люди вероятней всего начнут действовать, когда посмотрят фильм до конца, оценивая имеющиеся варианты для большей уверенности и планируя другие действия, связанные с данным событием. Сюда также входит информация из трех главных репрезентативных систем: кинестетической, аудиальной и визуальной. Поэтому давайте сложим все это вместе и скажем:
♦ Я начинаю с понедельника бегать по утрам.
|