Бэндлер Ричард, Фицпатрик Оуэн Свобода это Все, Любовь это Все Остальное

Правда жизни постоянно будет напоминать о себе. Наиболее важный вопрос в этом отношении: как вы живете? Ответьте себе, как вы жили до того момента, когда дочитали книгу до данного вопроса? Были ли вы по- настоящему счастливы и радостны большую часть своей жизни? Занимались ли вы любимым делом и приносило ли оно вам удовольствие? Какие значимые и важные взаимоотношения вы построили с окружающими? Вы хоть как-то смогли изменить мир вокруг вас?

Люди постоянно творят чудеса. Вы только подумайте об изобретениях и открытиях за последние столетия. Мы начали с того, что нас окружало, а сейчас уже смогли построить целый виртуальный мир. Мы смогли научиться создавать много нового из привычных материалов. Достаточно просто перечислить, что мы можем делать сейчас по сравнению с тем, что могли бы сделать 150 лет назад. И ведь все эти неповторимые открытия родились в головах людей. У нас у всех есть самая совершенная машина, которой мы очень плохо умеем управлять. Это наш разум. Ведь все достижения цивилизации направлены на удовлетворение наших нужд и на то, чтобы сделать нас более счастливыми. В этой же книге мы предлагаем вам научиться управлять своим разумом.

Мы все хотим освободиться от наших проблем. Мы все хотим пережить вечную любовь и бесконечную радость. Мы все хотим прожить жизнь так хорошо и так счастливо, как можем.

И независимо от того, счастливы ли вы, чувствуете ли вы себя полноценным или, наоборот, несчастны и печальны, вас окружает одинаковое количество одних и тех же проблем. Разница же заключается в том, насколько вы свободны от влияния этих проблем. Вы встречаете тех же самых людей, независимо от того строите ли вы отношения с ними или разрушаете их. Когда же вы душевно спокойны и свободны, в мире все равно происходит множество хороших и плохих вещей. Ваш выбор заключается в том, хотите ли вы быть свободными независимо от обстоятельств или хотите сгибаться под горой проблем. Хотите ли вы заключить себя в болезненные камеры пыток собственного разума.

Причина человеческого отчаяния заключается в том, что мы учимся ограничивать себя с помощью нашего разума. Мы научились думать о себе и об окружающих определенным образом. Также мы научились определенным образом вести себя по отношению к себе и к окружающим. Стать свободным от отчаяния - это значит снова начать управлять своим разумом и выбрать радость вместо печали, выбрать свободу от цепей вместо тягот и ограничений, любовь вместо ненависти и страха, которые душат нас. Только тогда мы сможем узнать об истинных источниках человеческого счастья.

Свобода - это не просто идеал, в который можно верить и к которому можно стремиться. Это все, что мы можем испытать, Этo не страх или печаль, не одиночество или отчаяние, не сожаление или разочарование, не злость или боль. Свобода - это надежда. Это мудрость. Это счастье. Это просветление. Это дружба. Это юмор. И больше, чем что- либо, свобода - это любовь.

Многие люди все время бьются, чтобы сделать свою жизнь более счастливой. Независимо от того, страдаете ли вы от депрессии, боитесь ли вы чего-то, испытываете ли неуверенность, мы все с вами проходим один и тот же путь. Мы все хотим делать что-то лучше, стать лучше, чувствовать себя лучше.

Представьте себе, что это путеводитель, который может помочь вам более успешно и позитивно выходить из всех приключений жизни. Из него вы узнаете об изменениях и преобразованиях. Вы поймете, как более эффективно использовать ваш мозг. В этой книге мы обсудим вопросы смысла жизни и достижения состояния счастья и удачи. Эта книга приведет вас к ступеням, поднявшись по которым, вы сможете улучшить ваши взаимоотношения с окружающими, завести больше друзей и более эффективно и позитивно общаться со всеми людьми и самим собой. Она поможет вам лучше управлять собой во времени, научит расслабляться, вместо того чтобы испытывать стресс, и научит мотивировать себя. Она поможет вам решить большинство проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизни. Она предложит вам мощнейшие инструменты для преобразования вашего понимания жизненных ситуаций и покажет ранее незнакомые вам перспективы. Она поможет вам улучшить вашу связь с Вселенной и более эффективно пользоваться ее ресурсами.

Разве не здорово было бы научиться веселить и радовать большее количество людей, добавить счастья в сердца многих, повысить качество жизни не только у вас, но и у других?

Позвольте нам помочь вам понять некоторые вещи, о которых вы раньше, возможно и не подозревали. Разрешите нам обратиться к вашему взгляду на жизнь и изменить его, чтобы ваш разум и тело работали лучше. Чтобы вы испытывали в жизни больше любви, больше свободы, больше радости.

Очень многие идеи в основе этой книги почерпнуты из НЛП. В следующей главе мы более подробно остановимся на вопросах изменений и улучшений внутри самого себя.

НЛП: История Технологий Успеха.

Поскольку огромное количество техник по изменениям в этой книге вышло из техник НЛП, я считаю себя обязанным рассказать более подробно об этом.

Есть много разных версий о причинах, которые привели к появлению НЛП. Но мы абсолютно точно знаем, что в начале 70-х годов Ричард Бэндлер начал изучать работы наиболее успешных специалистов в психологии того времени. Чуть позже он объединил свои усилия с Джоном Гриндером, и они вместе сформулировали понятие НЛП. Они детально изучали работу Вирджинии Сатир (пионера в семейной терапии), Фрица Перл за (гештальт-терапевта) и Милтона Эриксона (гипнотерапевта). В их работе и в развитии их теорий им также помогал известный антрополог Грегори Бейтсон.

Вскоре НЛП стало одним из самых популярных направлений в области личностного саморазвития и улучшения. Сейчас НЛП применяют миллионы людей во всем мире. Несмотря на то что могут появляться новые названия, НЛП представляет из себя один из наиболее эффективных наборов техник для развития и изменения.

НЛП изучает то, как мы представляем наш опыт через нейрологию (нейро), как мы общаемся с собой и с окружающими (лингвистическое) и как мы можем менять привычные шаблоны мышления и поведения (программирование). НЛП - это постоянный процесс обучения тому, как надо анализировать свои мысли, поступки для того, чтобы в дальнейшем начать думать, коммуницировать и действовать более полезно и легко.

НЛП описывается как связь «отношения», «методологии» и «технологии». Ваше отношение позволяет вам проживать жить более счастливыми, продуктивными и успешными способами. Методология позволяет вам успешно моделировать успешных людей в различных областях, таких, например, как медицина, бизнес или обучение. Это основывается на понимании того, что если кто-то другой может что-то делать, то и вы можете этому научиться. И вы научитесь, как только поймете, что делает этот человек внутри своей головы (как он мыслит) и как он воплощает это в жизнь. Технологии содержатся внутри навыков, которые позволят вам существенно улучшить качество вашей жизни.

Я обучался НЛП у обоих основателей и многих других известных специалистов в этой области. И я понял, что есть очень большие различия и в опыте, и в навыках, и в мастерстве всех тренеров. Как и в любой другой области, одни учат блестяще, другие отвратительно. Некоторые очень сильно испортили понятия и возможности НЛП, некоторые же, наоборот, подняли их на высоту. НЛП отчасти стало реакцией на то, что классическая психология далеко не всегда могла помочь людям найти эффективные и легкие пути изменения.

НЛП использует нестандартный подход к классификации людей. Этот подход основан на отделении человека от его поведения и от его мышления. Но в то же время, научившись менять свое мышление и свое поведение, люди учатся менять свою жизнь.

К сожалению, некоторые люди предпочитают использовать НЛП совсем не так, как предполагали основатели НЛП. Вместо того, чтобы поделиться с другими своими идеями о том, как можно более эффективно помочь людям, некоторые погнались за деньгами или за званиями «гуру». Они взяли простые первоначальные идеи и усложнили их, чтобы другим было сложней их понимать. Некоторые даже пытались утверждать, что их техники - это совершенно новое направление. Но это было совсем не так, потому что все их техники основывались на работах Ричарда и его коллеги Джона Гриндера.

Но в то же время многие люди заинтересовались НЛП и начали использовать возможности НЛП, чтобы улучшить качество жизни на планете. Сейчас же будет полезно сфокусироваться на том, как наиболее полезно и эффективно мы сможем использовать достижения НЛП за последние 30 лет, и интегрировать полученное, чтобы лучшим образом изменить мир.

Для меня объяснение НЛП научным и академическим языком в поисках премий и званий никак не связано с внесением в жизнь прекрасных изменений. Также не помогут и попытки взять один элемент НЛП и попытаться создать на его основе новое направление в погоне за статусом и регалиями. Точно так же будут бесполезными постоянные последовательные попытки объяснения НЛП, как рядового предмета из школьной программы.

Самый лучший способ изменения к лучшему - это сделать техники НЛП максимально доступными и понятными как можно большему количеству людей, а также обучать людей НЛП с помощью НЛП, чтобы помочь людям погрузиться в мир НЛП, в ко- тором они сами смогут провести те изменения в себе, которые хотят и которые в них уже есть.

Ричард уже разработал две новые технологии, которые вышли за рамки НЛП. DHE и NHR фокусируются на том, чтобы можно было проделать внутренние изменения наиболее быстрым, легким и эффективным способом. DHE фокусируется на обучении умению создавать более мощные мыслительные процессы, которые помогут построить в голове совершенные машины для дальнейшей эволюции. NHR работает с изменением привычных мыслительных и поведенческих шаблонов под воздействием гипнотических техник. Это, безусловно, всего лишь мои упрощенные расшифровки, которые далеко не полностью покрывают возможности этих технологий.

Но в чем эти три технологии реально работают, так это в помощи людям в изменении их привычных мыслительных шаблонов по отношению к окружающему миру и в понимании, что они сами способны на изменения и своего мышления, и своего поведения для улучшения качества их жизни.

И как только я все это осознал у окна своего дома, я стал постепенно соединять разрозненные знания и идеи в единое целое, которое может помочь найти новый и более полезный способ прожить свою жизнь. А теперь настало время пригласить нас в путешествие, которое началось во время моей встречи с Доктором Ричардом Бэндлером, «Эйнштейном разума», несколько лет назад.

Случайные главы 1: Секрет Кода Свободы.

Каждая случайная глава этой книги учит определенным вещам, которые будут полезны и помогут вам выработать новые шаблоны мышления о ваших проблемах.

Несмотря на то, что эти случайные главы покажутся вам несвязанными напрямую с текстом книги, они имеют свое определенное назначение, поэтому и помещены в конце каждой части. Мы не только поместили в них множество информации, закодированной для вашего бессознательного, мы также предлагаем задачки для тех, кто интересуется кодами и цифрами.

В течение 9 лет, что я учился у Ричарда, я не раз слышал, как он говорил о том, что у большинства людей есть шесть основных проблем. В то же время я ни разу не слышал, чтобы он озвучивал более чем одну, две проблемы. В этой же книге все эти проблемы будут открыты для тех, кто захочет заглянуть в глубь текста.

Внутри этих частей мы спрятали все шесть проблем. Впервые я услышал о них от Ричарда в 90-х годах, когда появились первые диски с его тренингами и книгами. В каждой из случайных частей этой книги мы откроем новую проблему. Когда вы узнаете обо всех шести проблемах, вам останется только найти в этой книге ключ к их решению.

Где-то в этой книге представлена полная дата числом. Эта дата содержит в себе 4 цифры больше нуля. Каждая из 4-х цифр представляет абзац в разных случайных главах частей. Например, если задана дата 1-е Января 2001г., то соответствующие абзацы будут - абзац 1, абзац 1, абзац 2, абзац 1. Первая проблема будет обозначена в этой главе, и с этого момента код будет соответствовать дате, упомянутой в книге. Шестая проблема не будет озвучена ни в одной из случайных глав, но вместо этого будет открыта где-то в книге.

Итак, первая из шести основных проблем, по мнению Ричарда, - это проблема нерешительности, неуверенности. К сожалению, люди часто из-за этой проблемы не предпринимают теx действий, которые могли бы привести их к достижению целей. Многие люди сдерживают себя, если они считают, что действия для достижения цели являются «неправильными». Но пока они сидят и ничего не делают, мир не стоит на месте. Однако есть одна вещь, по отношению к которой люди редко испытывают нерешительность. Это страх. Страх - это то, что вы делаете, - боитесь.

«Страх не появляется ниоткуда сам по себе. Вы должны что-то сделать, чтобы начать бояться»

Ричард Бэндлер

Это точно так же, как и идея свободы. Пока правительства разных стран разбрасываются термином «свобода» направо и налево, становится очень трудно связать этот термин с тем потрясающим ощущением, которое должно вызываться самим словом «свобода». Однако смысл «свободы» в нашей книге отличается от общепринятого. Это то, что вы сами может сделать. Вы можете освободиться.

В 70-х годах Ричард верил, что возможно все. Он верил, что может помочь измениться любому. Самым показательным примером этого убеждения является его постоянная работа с пациентами клиник, которых классическая психология и психиатрия признала неизлечимыми. «Хронические заболевания психики», «неизлечимые душевнобольные» - таковы были ярлыки. Ричард взялся за дело, используя эксцентричные и совершенно неординарные методы, и добился во многих случаях того, что этих пациентов не только перестали держать в клиниках, но и сами пациенты смогли вернуться к нормальной жизни, оставив ранее окружавшее их отчаяние. Он стал известным своим присоединением к реальности шизофреников и последовательным ее изменением. Опыт Ричарда в этих случаях прекрасно иллюстрирует огромные возможности НЛП.

Сейчас он продолжает выступать «борцом за свободу» от имени тех, кто находится в тюрьме своего собственного разума. Он смог научить миллионы людей освободиться из этой тюрьмы. Я не согласен, что это означает «борьбу за свободу». Скорей это «создание свободы». Для каждого в мире, кто чувствует себя в ловушке, кто считает себя рабом окружающей среды, кто находится в цепях негативного мира, всегда есть надежда. Всегда есть свобода, и как только вы поймаете эту свободу, вы сможете изменить свой внутренний и окружающий вас мир. Как говорит Ричард: «Действуйте так, как будто вы все контролируете в своей жизни».

И как только вы сделаете это, вы действительно получите этот контроль.

Часть 2. Искусство личной свободы.

Приключение Начинается.

Моя работа над этой книгой началась одним холодным зим- ним вечером, когда я приехал в гости к Ричарду Бэндлеру и его прекрасной супруге Пауле. Было всего около 4-х часов вечера, но темнота уже наползала, окрасив небо в глубокий сине-зеленый цвет. Только закат окрашивал небо красной полосой. Облака медленно расплывались, когда я припарковался у дома. Я посмотрел вокруг. С одной стороны - потрясающие поля и холмы, с другой - величественный океан практически на расстоянии прошенного камня. Солнце постепенно пряталось за горизонтом океана. В небе виднелись стаи птиц, летящих в загадочное место, которое они считали своим домом.

Несмотря на небольшой дождь и сгущающиеся сумерки, пейзаж вокруг был необыкновенно красивым. Я словно смог скрыться от постоянной суматохи современного шумного мира. Перед выходом из машины я отключил телефон. Я любовался звуком пенящихся волн, разбивающихся о берег. Звуки падающих на крышу машины капель успокаивали, и я медленно двинулся по каменистой дорожке к дому. Мои шаги негромко отдавались в воздухе и тонули в звуке волн и дождя. Вокруг не было ни машин, ни людей. Изредка доносилось мычание коровы с отдаленного пастбища. За исключением успокаивающих звуков природы вокруг стояла тишина. Полная тишина. Я посмотрел на дом и понял, что готов к встрече с волшебником.

Именно этим вечером мы с Ричардом впервые обсудили возможность совместной книги. Мы сидели на кухне и вели обычную беседу. Мы говорили обо всем. Любой визит к Бэндлерам - словно отпуск, отдых. У них всегда так тихо и умиротворенно. Этим вечером я начал нашу беседу с Ричардом с вопросов. Какие книги люди читают? Что бы они хотели почитать? Какой тип книг действительно может помочь людям жить более счастливой жизнью? Какая книга сможет изменить жизнь окружающих?

Мне хотелось наполнить книгу как можно большим количеством идей и наблюдений. Ричард же не писал книг с конца 90-х годов, и ему тоже было много о чем рассказать. И мы решили, что это будет книга для широкого круга читателей. Она должна легко обучить их тем принципам и идеям, которым меня обучал Ричард и которые я предлагаю участникам моих тренингов по всему миру. В ней будут приведены примеры работы с клиентами и элементы с тренингов, истории о наших поездках. В том числе в книге будут изложены классические принципы НЛП, а также и мои, и Ричарда последние наработки в этой области.

Вооружившись небольшим диктофоном, одолженным у Ричарда, и большим количеством чистых кассет, купленных заранее, я приготовился погрузиться в мудрость гения. Мы будем говорить о ключах к свободе и к любви. И мы предложим эти ключи всему миру посредством нашей книги. Я распечатал кассету, вставил ее в диктофон и нажал «запись».

Определение Личной Свободы.

«Ой».

Я уже начал думать, что совершил большую ошибку, надев совершенно новые туристические ботинки во время своего первого путешествия по горам. Они удобно сидели на ногах и были вполне комфортными первые пару дней. Потом же они начали причинять боль. Но, оглядевшись вокруг на красоту, равной которой я никогда в жизни не видел, я забыл про боль. Я находился на высоте 4,000 метров и любовался раскинувшимися внизу долинами и белеющим вдалеке пиком Эвереста.

Моего проводника- непальца звали Кабби. Как и большинство людей, которых я здесь встретил, он каждый день ел одно и то же блюдо - дал бхат. Блюдо было вполне приличное на вкус, в него входили все необходимые питательные вещества. Но я так и не мог понять, как он может есть это каждый день. Я же поддерживал себя во время путешествия мюслями и разнообразными крекерами.

Удивительно: чем выше в горы мы поднимались день ото дня, тем чаще мой разум возвращался назад, к дому, не мог дождаться возможности поделиться с друзьями своими впечатлениями. Обычно я очень обдуманно принимаю решения. Мне почему-то казалось, что путешествие в далекие горы поможет мне почувствовать себя свободным.

Однако я понял, что как бы далеко от дома я ни находился и где бы я ни путешествовал, я все равно не могу освободиться от проблем в своей обычной жизни. Я понял, что проблемы из жизни прочно застревают в разуме и от них очень тяжело избавиться. И на протяжении месяцев путешествий по миру мой разум все равно оставался дома. Я все равно постоянно думал о семье, о своей девушке, о друзьях. Я очень скучал по всем им. Я также много думал о бизнесе, которым сейчас занимался мой друг и партнер Брайн. Иногда у меня получалось отвлечься от этих мыслей, но полностью освободиться от них я не мог. И я подумал: возможно ли это освобождение вообще?

И чем дальше я путешествовал, тем отчетливей я понимал, что личная свобода - это совсем не то, что я думал раньше. Казалось, некоторые люди были более свободны, чем другие. Мне даже казалось так касательно некоторых из моих клиентов. В чем же различие между тем, кто находится в цепях своего разума, и тем, кто живет более свободно и счастливо? Я, конечно, периодически чувствовал себя свободным во время путешествий. Как объяснил мне Ричард, то, что я искал, я мог найти только с

амостоятельно. Причем найти внутри себя.

Один ботинок, один кроссовок... Восхождение на Эверест

В первый вечер моего общения с Ричардом на кухне его дома мы впервые затронули тему личной свободы. Я не раз слышал, как он упоминал этот термин, и спросил его о том, что он под м им понимает. Итак, мы начали.

Оуэн Фицпатрик (ОФ):

Ричард, давай начнем с твоего объяснения, как ты понимаешь значение термина «личная свобода»?

Ричард Бэндлер (РБ):

Не вопрос. Личная свобода - это умение испытывать те эмоции, чувствовать то, что ты хочешь, таким образом, чтобы «цепи свободы» - цепи страха, печали и ненависти - были разорваны. Истинная личная свобода заключается в умении проходить через разные ситуации и разрывать столько подобных цепей, сколько ты сможешь. Эти цепи прочно скованы из негативных эмоций, ограничивающих убеждений и разрушительных шаблонов поведения. Личная свобода - это умение создать множество внутренних состояний, которые при наличии любознательности могут помочь людям испытывать те эмоции, которые они хотят испытать.

Вместо того чтобы быть рабом этих цепей, ты вполне можешь испытать любопытство по поводу нового, или, например, можешь потерять к нему всякий интерес. Выбор за тобой. Если бы люди проявляли больше любопытства, больше бы интересовались культурой других стран и людей, то на планете было бы намного меньше ненависти. Ведь у очень многих людей есть только один вариант реакции на столкновение с другой культурой - страх или злость. На мой взгляд, подобные чувства - это одни из наиболее ярких проявлений глупости.

Одно дело, когда человек опасается ядовитой змеи, которая может укусить, или тигра, который может напасть. Это абсолютно естественно и нормально в определенных условиях. И совсем другое дело, когда он опасается людей только потому, что они другого цвета кожи или другого вероисповедания или потому что он не может понять их культуру. Это ненормально. Это просто смех и позор. Люди, работающие с тиграми или змеями, прекрасно учатся находиться рядом с ними и оставаться в безопасности.

Когда-то я занимался выращиванием попугаев ара. Это огромные птицы, способные убить человека. Обычно люди спрашивали: «Они кусаются?». И я всегда отвечал: «Да. Они могут укусить человека, но только в определенных обстоятельствах». Если вы находитесь слишком близко к ним, засунете палец в клетку, если они вас не знают или вы мешаете их брачному сезону (к ним тогда вообще нельзя приближаться). Вы должны быть разумны и осторожны. Но личная свобода находится на несколько шагов дальше, чем просто принятие разумных решений. Вопрос в том, как научить работать свой мозг так, чтобы принимать эти разумные решения.

Например, люди, страдающие анарексией или булимией, не свободны в вопросах еды. Они постоянно думают о том, как бы ее избежать или как бы ее из себя извлечь. Они вынуждены или обжираться, или голодать, но у них нет свободы разумного отношения к еде.

Личная свобода состоит в том, чтобы выбирать то, что вы хотите, и оставаться здоровыми.

ОФ:

Т.е. всему свое время. Когда-то нужно опасаться. А когда-то нет. Т.е. вопрос в том, чтобы выбрать свою реакцию разумно и в зависимости от контекста. Это и есть личная свобода?

РБ:

Обобщенно так и есть. Это также умение не просто создавать приятные внутренние состояния, но и уметь их проявлять в жизни в нужные моменты. Это будет сложно для тех, кто родился в нищете в неразвитых странах. Но даже в этом случае это возможно. Многие люди находят выход из сложнейших ситуаций и достигают очень больших и амбициозных целей, например, богатства, положения, возможностей.

На самом деле я не считаю, что нужно иметь огромную сумму денег, чтобы люди могли заниматься тем, чем они хотят заниматься в окружающем их мире. Свобода дает вам возможность найти такие важнейшие вещи, как любовь, успех, музыка, искусство. Вам не нужен миллион долларов для этого.

ОФ:

Т.е. личная свобода не начинается с определенного окружения или контекста? Она начинается внутри тебя?

РБ:

Да. Некоторые люди считают, что если у них будет большой дом, или большая машина, или большая яхта, то все их проблемы исчезнут сами собой. Чаще всего это совсем не так. Люди должны подумать о том, что делает их счастливыми. В большинстве случаев эти внешние атрибуты совершенно не нужны и не важны. И как только люди осознают это (как ни смешно это звучит), все эти внешние атрибуты начнут у них появляться.

Я достаточно долго боролся с нищетой в своей жизни, зубами и ногтями, пытаясь вырваться. Но как только я перестал волноваться о деньгах и стал заниматься тем, что доставляет мне удовольствие, деньги сами стали падать на меня с неба.

Личная свобода имеет одну важную особенность. Когда вы решили что-то сделать (когда ваша нейрология согласна с этим), вы вкладываете всю вашу душу и сердце в это дело. И не важно, о чем идет речь - о глотке холодного чая летом, о занятии спортом, о поцелуе, о написании книги или о живописи. Важно то, что вы это делаете и отдаетесь этому делу на 100%.

ОФ:

ОК. Расскажешь теперь побольше о «цепях свободы»?

РБ:

Цепи свободы - это все страхи, сомнения, нерешительность и сдержанность, которые переполняют людей. Многое из этого проявляется как следствие плохого обучения и воспитания в детстве, как следствие плохой школы, негативного воздействия взрослых или религиозных лидеров. И, конечно, многое зависит от того, как смог человек определиться со своими моральными и этическими нормами.

Очень важно иметь твердые моральные устои, чтобы быть свободным. Только в этом случае люди не будут задумываться над тем, что «хорошо», а что «плохо», и это не станет причиной их нерешительности. Если вы делаете что-то хорошее, по хорошей причине, то у вас не будет внутреннего несогласия, не будет неконгруэнтности, и вы прекрасно с этим справитесь. Но если вы обманываете свою жену, то вы никогда не поцелуете ни ее, ни вашу любовницу полноценно.

Очень редко свобода от этих цепей связана с интеллектом человека. Личная свобода не основывается на личной изобретательности. Она основывается на погружении вашей нейрологии в другую среду. Свобода не в том, чтобы следовать правильным идеям. Она в том, чтобы войти в такое состояние, в котором вы сможете найти свою судьбу, свое предназначение. Она в большой гибкости в поведении, а не в непоколебимости. Это ваша способность менять ваши собственные внутренние состояния.

Сама идея освободиться от рамок и ограничений собственного разума, освободиться от негатива, который отравляет жизнь, освободиться от ограничений, навязанных культурой, окружением, - это прекрасная идея, которая давно меня интересовала и притягивала. Если свобода может быть достигнута способностью контролировать свои внутренние состояния таким образом, что вы приобретаете большую гибкость в поведении и можете не только найти свой путь, но и пройти по нему полностью, наслаждаясь дорогой и результатом, то искусство личной свободы сводится к тому, чтобы выработать эту способность.

В психологии часто поднимался вопрос эмоционального разума, или контроля эмоций разумом. Речь идет о разуме, который может контролировать проявляемые эмоции. Надо уметь не только испытывать разные эмоции в разных ситуациях, но и осуществлять контроль над выбором, какую эмоцию испытать. Здесь же мы говорим о более широком понятии. Это не просто эмоциональный разум. Это духовный, социальный, персональный разум. Мы можем назвать его разумом личной свободы, способностью к пониманию и применению личной свободы.

Разум личной свободы - это осознание того, как вы думаете, кик вы ведете себя, как вы учитесь, как вы общаетесь с миром. Это умение быть прагматиком в вопросе ваших реакций на внешний мир. Причем реакций, которые бы вас мотивировали и побуждали к чему-то. Это умение оставить проблемы в стороне и думать о решении этих проблем. Это умение все время ощущать себя хорошо. Это умение взаимодействовать со сложными людьми и тяжелыми ситуациями с достоинством, грацией и мастерством. Это понимание вашего места в окружающей нас Вселенной.

Великие художники сначала просто учились хорошо рисовать. Все остальное - это заслуга их креативности? Заслуга в том, что именно и как именно они хотели изобразить? Что побуждало их создать тот или иной шедевр? Им надо было всего лишь захотеть создать этот шедевр, определиться с содержанием и потом погрузиться в то внутреннее состояние, которое позволяло им делать то, что они хотят делать и умеют делать хорошо.

Подумайте о себе, как о художнике, который пишет картину нашей собственной жизни. Вы читаете о процедурах, навыках, которые могут вам помочь прекрасно написать картину вашей жизни, наполнив ее необходимыми чувствами и переживаниями. Ваша жизнь - это холст. Ваш мозг - это краски. И только вы сами сможете решить, что вы хотите нарисовать. Разрешите себе захотеть нарисовать то, что вы хотите. Это и есть искусство личной свободы.

У нас, как у всех людей, наши самые сильные стороны находятся в наших самых сильных слабостях - это возможность выбора. Это на самом деле очень интересный парадокс жизни. У нас есть свобода, но вместо свободы мы выбираем заключение. Мы можем сделать выбор - стать великими. Мы можем выбрать и не быть таковыми. Но у нас есть этот выбор. Например, у деревьев подобного выбора нет. Они растут настолько высоко, насколько могут и насколько им позволяет окружение.

Мы можем достичь тех успехов, которые нам доступны и подвластны, или не делать ничего. У нас есть этот выбор. Как сила - это дает нам могущество быть счастливыми. Как слабость - это дает нам возможность быть печальными. Как сила - это дает нам могущество жить прекрасно. Как слабость - это дает нам возможность быть ленивыми. Для меня искусство жить прекрасно основано на умении создавать множество вариантов и грамотно выбирать из них.

Подумайте над словом «свобода». Обычно оно связывается с выходом откуда-то или уходом куда-то. Нам нужна свобода от чего-то или от кого-то и свобода иметь возможность что-то сделать. Свобода не существует сама по себе. Это определенный процесс. Чтобы стать свободными, мы должны освободить самих себя. Нельзя просто иметь свободу, ее можно только создать. Техники и упражнения, приведенные в этой книге, покажут вам, что вы должны сделать, чтобы «освободить» себя.

Очень важно понять и запомнить, что вы даете себе свободу что-то сделать. Освободить себя - это одно дело. Но освободить себя для того, чтобы сделать свою жизнь более счастливой и стать более успешным человеком, - это совсем другое дело. Это очень важно, потому что только так вы сможете улучшить мир вокруг вас.

Во время своего путешествия по Гималаям я узнал очень много интересного о Кабби и о его семье. На высоте больше 4,000 метров я стал замечать существенное снижение кислорода в воздухе. Когда же мы дошли до цели нашего пути - Намке Базар, я почувствовал разреженность воздуха еще сильнее. Во время восхождения мы встретили девушку из Америки, молодого человека из Италии и двух носильщиков, которые шли с ними. Мы поговорили с ними о наших достижениях, о наших планах на будущее. Мы играли в карты, и я очень многое узнал о культуре Непала. Я поднялся вместе с Кабби на холм, чтобы еще раз увидеть вершину Эвереста. Я стоял на вершине холма и вглядывался в утренний туман, понимая, что я стою так высоко, как я никогда не забирался. Я мог смотреть на облака сверху вниз. И я ощутил потрясающую ясность и чистоту этого места, находясь очень далеко от того мира, который я знал. Внутри же у меня все равно крутились мысли о моем мире. Я не смог найти на холме истинной свободы.

Кабби жил со своей женой и двумя детьми - мальчиком и девочкой - в однокомнатном доме в пригороде Катманду. Я даже не мог себе представить, как такое возможно. Пока мы бродили по горам, я разговаривал с ним о жизни, любви, счастье и свободе. И я начал понимать, что свобода не имеет ничего общего с достатком или знаниями. Она не имеет ничего общего с тем, где вы были и что вы делали. Она связана с правильным отношением и перспективой. С разными точками зрения.

Во время первой встречи Ричард дал мне широкое и исчерпывающее определение свободы. Некоторое время я решил подумать над его словами и переварить в себе новое, что узнал у него. Об этом и будет моя книга. Я начал думать о многом, и разум вернул меня назад, ко времени моей первой встречи с Ричардом.

Создание Настоящей Свободы.

Впервые я встретил Ричарда несколько лет назад, будучи простым студентом. На свой первый тренинг по НЛП у Доктора Ричарда Бэндлера я шел с благоговейным трепетом. Я нерешительно подошел к нему после тренинга, когда он сразу после его окончания начал раздавать автографы. Я был в нерешительности, потому что его мощь казалась огромной. Из глубины зала он казался внушительным и устрашающим.

Пока Ричард раздавал автографы, на заднем фоне негромко играла музыка. Многие старались привлечь его внимание. Но что меня поразило - он не старался быть слишком любезным ко всем. Он оставался самим собой. Некоторым комментариям он улыбался. На некоторые он вообще не обращал внимания.

Наконец моя очередь подошла. Я протянул ему мой потрепанный экземпляр «Используйте свой мозг для изменений» и произнес дрожащим голосом: «Это было великолепно». Он даже не поднял на меня глаза. Он быстро нацарапал свое имя на книге и посмотрел на следующего в очереди. Когда я спустился со сцены, я почувствовал себя подавленным. Я ожидал большего. Точнее, я надеялся на нечто большее. Возможно, я ожидал улыбки. Возможно, слов поддержки. Я же не получил ничего, кроме автографа, и чувствовал разочарование.

Самое смешное, что, когда я сейчас думаю об этом своем опыте, он помогает мне понять разницу между «быть впечатленным» и «быть преобразованным». Я был впечатлен его гением, историями о его клиентах и о создании НЛП. Подойдя к нему в ожидании добрых слов, поддержки, я оказался разочарованным. В этом моя неуверенность, мои страхи, моя нерешительность.

Точнее говоря, это был мой способ создавать ощущения неудобства, страха, нерешительности, который был следствием привычных для меня шаблонов мышления. Видите ли, в чем дело: пока я подходил к нему с предвкушениями, я забыл о том, что было действительно важно - о хороших ощущениях. Я сам создал зрительные образы того, какова будет его реакция, а когда он даже не посмотрел на меня, я словно получил удар. Я тогда сам спланировал свое разочарование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться