Ричард затронул очень важную тему. Я столько всего сделал в жизни, чем по праву мог бы гордиться. Для меня очень важен был результат, хотя я понимал, что есть нечто более важное. И это важное заключается в том, чтобы сделать каждый момент вашей жизни значимым. Частенько бывает, что у нас есть много чем заняться, но мы не достигаем в этом успеха, потому что мы не ощущаем важности этого. К сожалению, эти моменты со временем накапливаются, и на них строится наше будущее. Успех же складывается пусть из небольших, но значимых моментов, которые мы проживаем дисциплинированно и постоянно.
Прежде всего мотивация включает в себя взгляд на нашу жизнь с другой стороны. И только после этого мы должны осознать, что и зачем нам нужно сделать, и должны выработать желание сделать это. Если вы поймете, как вы думаете о чем-то, что вас мотивирует, то вы сможете себя так же замотивировать и по другим вопросам. Как мы говорим с собой, когда мы замотивированы? Что говорит нам наш внутренний голос? Можем ли мы практиковать подобный внутренний диалог, когда мы хотим стать более замотивированными?
Как-то мы с двоюродным братом зашли в книжный магазин в Портленде, штат Орегон. Я купил 26 книг. Моя мотивация была в том, что я крайне любопытен в вопросах, которые входят в зону моих интересов. Когда вы начнете хорошо формулировать свои цели и направления, вы окажетесь в таком положении, когда вы либо сможете достичь этой цели, если вы будете дисциплинированны и приложите усилия, либо не сможете достичь этих целей из-за лени. Выбор за вами и зависит от того, как скоро вы достигнете пограничной точки. Иногда текущие обстоятельства вызовут отвращение, а иногда вы просто ощутите потребность в действиях и в изменениях. В любом случае это вопрос того, как вы используете свой мозг для мощной самомотивации.
Упражнение на силу мотивации.
Подумайте над некоторыми целями или желаемыми изменениями в вашей жизни и оцените их через призму следующих вопросов.
Как повлияют на вашу жизнь достижение этих целей и эти изменения?
Как достижение этих целей и изменения повлияют на жизни других людей?
Что самое плохое может случиться, если вы не достигнете этих целей или этих изменений? Что вы чувствуете по этому поводу?
Что самое великолепное может произойти после достижения этих целей или этих изменений? Что вы чувствуете по этому поводу?
Представьте себя через 30 лет при условии, что вы не достигли этих целей или этих изменений. Представьте, насколько плохо вы будете себя в этом случае ощущать. Изобразите это четкими и ясными образами.
Представьте себя в будущем при условии, что вы успешно достигни этих целей или этих изменений. Представьте, насколько великолепными и прекрасными будут ваши ощущения. Изобразите их четкими и яркими образами.
Последняя из Человеческих Свобод.Полезное отношение к миру.
«Человек никуда не погружается с таким миром и свободой, как в свою душу»
Марк Аврелий из книги Медитаций, Книга 4 Марка Аврелия (167 г. до н.э.)
Маленький мальчик держал отца за руку, пока они шли к баракам концентрационного лагеря. Он с беспокойством оглядывался по сторонам. Отец улыбнулся ему и успокаивающим тоном проговорил, что это всего лишь игра. Отец смог видоизменить ощущения ребенка от ужаса до интереса к игре, у которой есть свои определенные правила. Если они выиграют в игре, сказал отец, то они выиграют в жизни по- настоящему.
Фильм «Жизнь Прекрасна» - это великолепный пример того могущества, которое дает отношение к ситуации. Определенная позиция. Примером является то, как отец помог сыну получить совершенно новую перспективу, новый взгляд на положение заключенного в концентрационном лагере во время второй мировой войны. Похожее отношение проявилось и в реальной жизни Виктора Фрэнкила. Пройдя через тяжелейшие испытания, какие могли только бьггь в жизни, он смог сохранить силу, твердость и надежду. Его пытали, он подвергался избиениям и насилию, но он все равно не поддался чувству безысходности.
Мой друг Барри как-то рассказал о своем отношении к жизни. Что бы с ним ни случилось, он всегда говорит себе: «Это, может быть, самое лучшее, что со мной произошло». Он подходит к любой ситуации с этой точки зрения и всегда находит позитив в любом своем переживании, любом опыте, в любой ситуации.
Ваше отношение к происходящему - это наиболее важный аспект вашего способа мышления.
При плохом или неэффективном отношении к миру вы все что угодно можете превратить в проблему. Вы подобным отношением можете превратить кочки в высоченные горы. С подобным отношением любой ваш опыт вы можете превратить в ничто.
С правильным, полезным отношением вы превращаете проблемы в решения. Вы превращаете горы в кочки. Вы можете из самых тяжелых и пустых ситуаций извлечь богатейший опыт.
Ваше отношение к жизни, к событиям вокруг вас, к миру в целом очень важно. Оно влияет на ваши мысли, на ваше восприятие. Оно влияет на то, как вы думаете о себе самом, как вы думаете об окружающих, о мире. И не только КАК вы думаете, а и то, ЧТО вы думаете. Ваше отношение связано с вашими убеждениями и ощущениями и влияет на ваше восприятие и интерпретацию вашего опыта. НЛП уделяет отношению очень большое внимание. Я спросил Ричарда об этом.
ОФ:
«В чем, по- твоему, кроется ключ к полезному отношению к миру?»
РБ:
Отношение к миру - это отражение наших убеждений. Когда вы уверены, что что-то возможно, то, скорей всего, вы сделаете все возможное для достижения цели. Хотя и не всегда. Мы называем это «отношением из Джерси», т. к. и Джон Ла Валь, и многие профессионалы в НЛП - из Джерси.
Это отношение заключается в том, что мы добиваемся успеха. Это отношение- это основа наших действий. Люди, выросшие в Нью-Джерси, привыкли к такому отношению - если вы что-то собираетесь делать, то сделайте это и сделайте хорошо. Если же не собираетесь, то забудьте об этом и даже не вспоминайте. Если вы собираетесь провести уборку, то, как правило, вы думаете об этом столько же времени, сколько займет сама уборка. И так можно сказать почти обо всем.
Когда я начал работать с фобиями, я столкнулся с тем, что многие люди изобретают огромное количество теорий, почему ничего нельзя сделать с этими фобиями. Эти горе- психологи даже пытались меня убедить, что цель психологии не в том, чтобы помочь клиенту решить его проблемы, а в том, чтобы принять их как данное и смириться с ними. И именно к этому - к принятию проблем - и сводилась вся терапия. Поэтому я и решил, что не буду терапевтом, потому что это противоречит и моим убеждениями, и моему отношению к жизни.
Я всегда придерживался убеждения, что если клиент хочет справиться с проблемой (будь то освобождение от фобии, выход из депрессии или избавление от прочих проблем), необходимо сделать все возможное для этого. Терапевты не говорят об этом, но если подтолкнуть клиента к пограничной точке, то он сможет решить сам свои проблемы.
Многие очень успешные люди, которых я знаю, так и поступали. Будь то психологи или бизнесмены. Вирджиния Сатир, например, прошла через очень тяжелые испытания, пока она не достигла своих потрясающих успехов.
Мне кажется, миру нужно как можно больше людей с таким позитивным отношением к миру и к жизни. И это действительно важно. И то, как классическая терапия это отрицает, не может не вызвать смеха. И не важно, как долго вы общаетесь с клиентом. Важно то, сколько вы можете для него сделать. Некоторые вещи полезней сделать за 5 минут. Некоторые за 5 часов.
Большинство подобных ограничений созданы искусственно. Школьная система больше рассчитана на работу, а не на что-то другое. Там больше внимания уделяется тому, чтобы учитель приехал в определенное время и ушел в определенное время. Это относится и к системе классов. И все это не имеет никакого отношения к тому, чтобы люди могли бы научиться нужным вещам максимально легко, быстро и весело. Там главное, чтобы все приобрели одинаковые знания в одинаковое время и накопили бы их в себе. Именно поэтому там так мало инноваций и креативности.
Я обдумал слова Ричарда. В них был смысл. И я подумал о концепции отношения к миру. Я уверен, что ключ к созданию полезного отношения лежит в вашей способности менять это отношение наиболее полезным образом. Это поможет вам максимально эффективно жить и извлекать из жизни полезный опыт. Конечно, вначале нужно узнать и принять некоторые основополагающие убеждения, на основании которых можно строить и менять свое отношение к себе и к окружающему миру. Следующим шагом станет умение строить новые и полезные внутренние состояния и ощущения на основе этого нового отношения. И в конечном итоге вы научитесь строить множество точек зрения, которые будут основаны на понимании вами важности гибкости отношения.
Убеждения и Состояния Успеха.
Наше отношение отражает наши убеждения. Наши убеждения о мире влияют на наши мысли о нем и на наше восприятие мира. Чтобы улучшить нашу способность к восприятию и переживаниям, нам надо выработать новые убеждения и следовать им. Основные убеждения, положенные в основу НЛП, называются пресуппозициями. Это очень полезные убеждения, им стоит следовать. Они включают в себя не только успешные убеждения, но и успешные состояния.
Успешные (полезные) убеждения.
Карта не территория.
Мир не обязательно такой, каким вы его видите. Вы видите всего лишь представление мира. Ваше представление. Как и любая карта, наша карта мира всего лишь описание мира, которое совсем не обязательно точно или истинно. Это либо полезный, либо вредный способ восприятия мира. Измените ваше восприятие, и вы можете сделать его более полезным. Другими словами, измените вашу карту мира.
Весь наш субъективный опыт может быть описан посредством 5-ти чувств (систем представления).
Поскольку мы используем пять чувств для восприятия мира, мы можем думать также посредством этих пяти чувств. Т.е. мы создаем внутренние образы, слышим внутренние звуки и говорим с собой, у нас есть ощущения, и мы можем внутренне представлять запах и вкус. Именно так мы и представляем мир вокруг нас.
Смысл вашего общения в той реакции, какую оно вызывает.
Когда вы возьмете на себя ответственность за ваше общение и достижение в его процессе успешных результатов, у вас будет намного больше шансов на успех, чем если вы будете постоянно обвинять ваших собеседников в непонимании. Намного более полезно взять на себя ответственность, что именно вы сами достигаете успеха при выступлении перед аудиторией, потому что тогда вы будете уверены в том, что сделаете все возможное для достижения успеха. Если же вы предпочитаете обвинить аудиторию в невнимательности или в непонимании, то, значит, вы совсем не стараетесь добиться успеха.
У людей есть все необходимые им ресурсы для изменений.
Поскольку у вас есть мозг и чувство юмора, то у вас есть все, что вам необходимо для изменений. Очень важно также нау¬читься этим пользоваться, чтобы изменения были постоянными. У вас у самих есть прекрасные способности менять ваши мысли, переживания и поведение.
Люди не сломлены. Они ведут себя либо полезным, либо вредным способом.
Есть большая разница между тем, кем мы являемся, и тем, что мы делаем. То, что мы погружены в депрессию, имеем вредные привычки и не умеем эффективно общаться, абсолютно ничего не говорит о нас и о наших возможностях. Нам просто необходимо научиться мыслить по-другому, чувствовать по-другому, а также по-другому вести себя и общаться.
Каждое поведение имеет позитивное намерение и всегда есть контекст, в котором это поведение имеет ценность.
Наши способы поведения и ощущения пытаются нам по- своему помочь. Они имеют позитивные намерения. Например, страх пытается нас защитить. Боязнь пауков очень полезна в африканских джунглях, но абсолютно вредна в жилом доме в Ирландии. Если мы найдем способ удовлетворить эти намерения с помощью более полезного поведения, нам намного легче будет изменяться.
Неудач не существует - есть только опыт и обратная связь.
Неудача обычно случается, когда вы устанавливаете временные рамки. Вопрос не в том, что нам что-то не удалось. Вопрос в том, что это не удалось в определенный период времени или случается время от времени. Когда вы начнете учиться на каждой ошибке, вы будете воспринимать эти ошибки как источник обратной связи, с помощью которой мы сможем улучшать наши действия.
Упражнения по Успешным (полезным) убеждениям.
Запомните приведенный выше список убеждений и подумайте, как вы можете их использовать, чтобы решить проблемы в вашей жизни.
Состояния успеха.
Рассказывая об этих пресуппозициях, я обнаружил довольно ценные и полезные состояния, которые помогают в выработке нужного отношения. Есть 2 основных категории этих состояний. Первая содержит состояния, которые нужны людям, чтобы более эффективно воспринимать информацию из окружающего мира. Они известны как входные состояния. Вторая категория содержит в себе состояния, необходимые людям для успешных действий в окружающем мире. Это выходные состояния.
Когда вы научитесь входить в эти состояния по желанию и оставаться в них столько, сколько нужно, у вас появится наиболее оптимальное и полезное отношение к жизни. Сокращенно это означает прожить пресуппозиции в реальной жизни. Это поможет вам воспринимать мир сквозь более полезный фильтр, позволит вам мыслить, действовать и общаться самыми полезными и ресурсными способами.
Входные состояния: Осознание, Открытость, Любопытство
Выходные состояния: Гибкость, Целеустремленность,
Прагматизм, Ответственность,
Креативность
Входные состояния.
Осознание.
Осознавать означает уделять внимание тому, что происходит в окружающем мире и внутри вашей головы. Это выработка сенсорной чувствительности и самосознания. Сенсорная чувствительность позволяет вам уделять внимание тому, что вы видите, слышите, чувствуете в окружающем мире, и замечать малейшие составляющие модальностей. Самосознание улучшается вниманием к тому, как вы думаете и ощущаете себя в жизни.
Открытость.
Открытость - это готовность понять, что иногда вы можете быть неправы. Это значит быть открытым к новым идеям, новому опыту, новым знаниям. Это можно развивать, практикуясь в выработке различных взглядов на перспективы и понимания, что у каждой истории есть не одна сторона.
Любопытство.
Любопытство означает способность задавать вопросы и обдумывать разные версии и теории. Чем более вы любопытны, тем к большему количеству информации вы стремитесь и тем умнее вы становитесь. Это развивается умением ценить те чудеса, которые есть на свете, умением восхищаться великолепием знания и пониманием того, как вы можете это знание использовать.
Выходные состояния.
Гибкость.
Гибкость означает, что вы можете по-разному реагировать на окружающий мир и делать разные вещи. Чем больше у вас гибкости, тем больше выборов для вас доступно. Тем больше контроля вы приобретаете над любой ситуацией. Гибкость развивается, когда вы начинаете делать что-то новое или делать что-то по-другому, и это изменяет и ваше поведение, и ваши привычки.
Целеустремленность.
Целеустремленность - это состояние, при котором вы никогда не сдаетесь. Это напор, с которым вы продолжаете стремиться к цели, несмотря на неудачи, разочарования. Это делает вас более успешным, потому что вопрос успеха становится лишь вопросом времени. Целеустремленность вырабатывается, когда каждую ошибку или поражение вы рассматриваете как источник опыта и новых знаний. Когда вы не сдаетесь, чтобы ни случилось.
Прагматизм.
Прагматизм - это выбор тех действий, которые приносят пользу. Это умение сфокусироваться на том, что наиболее умно и полезно в данном контексте. Прагматизм вырабатывается, если регулярно задавать себе вопрос: «Что наиболее полезного можно сделать прямо сейчас?»
Ответственность.
Ответственность приходит тогда, когда вы начинаете предвидеть результаты ваших действий. Ответственность порождается не только желанием получить контроль над собственными действиями, но и готовностью влиять на мир. При этом вы должны отчетливо понимать, что именно вы ответственны за результат. Это помогает вам делать жизнь прекрасней. Ответственность вырабатывается посредством фокусирования на том, что именно вы можете сделать в конкретной ситуации, а не на том, что еще влияет на эту ситуацию.
Креативность.
Креативность - это состояние, в котором вы, используя свое воображение, можете изобретать новые идеи, которых не было раньше. Это помогает нам более позитивно влиять на мир. Вы можете многое облегчить и улучшить в вашей жизни. Креативность улучшается постоянным сравнением разных новых идей и наблюдением за тем, что получается в итоге.
Если вы намеренно будете воспринимать мир через предложенные вам убеждения и состояния, то у вас появится способность изменить восприятие вещей и вашу реакцию на воздействие окружающего мира.
Упражнения на состояния успеха.
Ниже приведенные задания необходимо выполнять регулярно и постоянно.
-
Осознание.
Потратьте по 5 минут каждый день на это упражнение. Обращайте внимание на то, что вы видите, слышите и чувствуете в окружающем мире. Отмечайте это. Замечайте разницу между тем, что вы видите, слышите и чувствуете снаружи, и тем, как и что по этому поводу ощущаете внутри.
-
Открытость.
Потратьте по 5 минут каждый день на следующую процедуру. Выберите любое из ваших убеждений и практикуйтесь в выработке других точек зрения на ситуацию. Придумайте как можно больше вариантов обоснования разных точек зрения.
-
Любопытство.
Начните больше задавать вопросов на разные темы. Покупайте и читайте больше книг. Спрашивайте тех, кого вы считает мастерами в какой-либо области, как они что-то делают. Осознайте, что учиться вы можете всему и везде. Когда вы встречаете людей другой национальности или расы, узнавайте больше об их культуре и истории. Чтобы что-то хорошо понять, надо задать достаточно вопросов.
-
Гибкость.
Каждый день делайте что-то новое. Пробуйте что-то новое. Новые блюда в новых ресторанах. Новые пути на работу и домой. Подумайте о чем-то, чего вы никогда не делали, и попробуйте сделать это. Как минимум раз в неделю посещайте новые места или делайте что-то новое.
-
Целеустремленность.
Каждый раз, когда у вас что-то не получается, фокусируйтесь на том, что вы хотите, придумайте новый подход к задаче и попробуйте снова. Продолжайте достигать цели и фокусируйтесь только на том, как будет здорово, какие прекрасные чувства вы испытаете, когда достигнете цели. Избегайте думать о возможности того, что цель может быть не достигнута.
-
Прагматизм.
Постоянно задавайте вопрос: «Что наиболее полезного можно сделать прямо сейчас?» Как только вы столкнетесь с какой-либо проблемой, задавайте себе этот вопрос.
-
Ответственность.
Как только возникает проблема, всегда задавайте себе вопрос: «Что я могу сейчас сделать?»
-
Креативность.
Хотя бы раз в неделю потратьте 20 минут на следующую процедуру. Возьмите 3 любых не связанных между собой идеи и попытайтесь придумать что-то новое - новую идею, продукт, вопрос, точку зрения и т.п., что получится из связи этих идей вместе. Даже если на первом этапе вам покажется это смешным, все равно регулярно практикуйтесь в этом. Это разовьет не только креативность, но и гибкость мышления.
Иллюзия Реальности. Свобода Разных Перспектив (точек зрения).
Однажды девушка сидела в аэропорту за столиком. Перед ней лежали купленное печенье и кока-кола. Она задумчиво начала есть печенье, раздумывая обо всем, что ей предстояло сделать. Через некоторое время она обратила внимание на хорошо одетого мужчину с другой стороны столика, который тоже поедал печенье. Ее печенье из пачки. Несмотря на раздражение и злость от такой бесцеремонности, она промолчала и продолжила есть. Мужчина тоже. Это длилось до тех пор, пока в пачке не осталось последнее печенье. Мужчина разломил его пополам и протянул ей половинку. Уже стоя в очереди на посадку, девушка никак не могла успокоиться, раздражение продолжало кипеть в ней. Как он посмел?! Она полезла в сумку за паспортом и обнаружила в ней... нераспечатанную пачку печенья! Печенье, которое она съела с мужчиной, было куплено им. Это была его пачка печенья.
Наибольшая свобода, которая у нас есть, - это свобода смотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Когда происходит какое-то событие, то, как мы о нем думаем, как мы его оцениваем, влияет на наши действия и решения по этому поводу.
Мы воспринимаем мир не таким, какой он есть на самом деле. Это всего лишь наше представление о мире. Это наше представление основано на наших убеждениях, ценностях, прошлом опыте и нашем настроении в данный момент времени.
Очень важно осознать, что реальность - это всего лишь иллюзия. И в какую бы реальность мы ни верили, она всегда будет для нас истинна. Возможность взглянуть на ситуацию, на наш опыт с другой точки зрения, с другой перспективы дает нам возможность мыслить по-другому. И не только мыслить, но и вести себя по-другому. Этот вопрос я тоже обсудил с Ричардом.
ОФ:
Ричард, твое убеждение в важности умения смотреть на ситуацию с разных точек зрения имеет смысл. Я абсолютно в этом уверен. Что ты думаешь о множестве точек зрения, о множестве перспектив? И об их влиянии на личную свободу?
РБ:
Конечно, это влияет на свободу. Вот простой пример. Вы вспоминаете себя и вашу девушку, которая бросила вас. Вам казалось, что жизнь кончена, Вселенная на грани исчезновения. Но через 25 лет вы может даже не вспомнить имени этой девушки.
В данном случае это вопрос времени. Иногда я предлагаю людям взлететь высоко над планетой и оценить сверху создавшуюся ситуации. Насколько она теперь кажется им значительной? Как правило, с такой перспективы все кажется незначительным. Иногда очень важно дистанцироваться от неприятного переживания, от ситуации. Даже если в воображении клиента эти образы большие и яркие, с громкими звуками, и кажется, что все это происходит сейчас, хотя произошло какое-то время назад, то достаточно изменить субмодальности внутри головы, и сразу же изменятся ощущения.
Например, изнасилование - это ужасный опыт. Но он становится еще ужасней, если переживать его каждый день. Как будто это продолжает происходить. Людям нужно отодвинуть случившееся в сторону и переместить в прошлое. Тогда это можно представить, как нечто, случившееся с кем-то другим, и можно продолжать жить нормальной жизнью. Уже плохо, что с кем-то произошло нечто ужасное, и особенно плохо, что это продолжает случаться с человеком изо дня в день. Я имею в виду, что насильник изнасиловал жертву всего лишь раз. А жертва продолжает себя насиловать тысячи раз.
Жертва может свалить все на то, что ее все-таки изнасиловали, но это ничего не меняет. Очень важно понять, что моя работа заключается как раз в том, чтобы помочь кому- то освободиться из этих цепей путем обучения клиента тому, как разорвать эти цепи. Либо это изменение их точки зрения, перспективы, либо гипноз с эффектами амнезии, либо накопление в них столько ярости, что, достигнув предела, они просто взрываются со словами: «Я больше никогда не буду об этом думать! И я не собираюсь больше тратить на это свою жизнь и силы!»
Я работал с женщиной, которую преследовали много лет. Преступник был очень умным и хитрым парнем, он оказался намного более смышленым, чем полиция. Он превратил жизнь этой женщины в сущий ад. Стоило ей открыть шкаф, как там оказывалась записка от него. Она уезжала в отпуск, никому не сообщая ни об отпуске, ни о пункте назначения, но войдя в номер в отеле, обнаруживала там нижнее белье и свои фотографии, на которых она была изображена в обнаженном виде. Она даже представить себе не могла, как он все это делает. Она жила в постоянном страхе, в ужасе. Во время работы с ней я продолжал культивировать в ней этот страх. Все события происходили с ней с определенными промежутками во времени. Я же свел их вместе, словно все они произошли в течение часа. Наконец вместо того, чтобы еще сильнее испугаться, она взорвалась в приступе ярости и злости. Она решила: что бы этот злодей ни делал и как бы ее ни преследовал, она обязательно найдет средства, чтобы свести его самого с ума. И она начала планировать свои действия, которые должны были довести его до сумасшествия.
Для начала она наняла актера, которому было 97 лет. Ей было меньше тридцати, и она наняла актера, чтобы разыграть сцену свидания с ним. Она также наняла сыщика, который должен был следить за ней в надежде засечь злодея, который ее преследовал. И, несмотря на то что полиция не смогла установить преступника, частный сыщик засек его. Я не знаю, сдал ли он его в полицию, но поскольку никто больше не беспокоил эту женщину, я предполагаю, что преступника арестовали.
Моя клиентка не могла ничего предпринять, пока она была испугана. И только после того, как решила, что с нее хватит, она начала действовать. Если ранее она в ужасе пряталась за закрытыми окнами, то теперь она якобы флиртовала с 97-илетним актерам перед раскрытыми настежь окнами. Она пользовалась всем возможным, чтобы достать обидчика. Она оставляла для него записки, зная, что он проникает в ее дом. Зная, что он прослушивает ее телефон, она в разговорах упоминала про него, как про «мелкое убогое ничтожество». Она говорила, что сочувствует ему, так как он, «вероятно, занимается мастурбацией двумя руками, потому что не может ей прямо позвонить и узнать, боится ли она его или нет».
Ричард говорил об абсолютно разумных и объяснимых вещах. Когда у вас появляется свобода смотреть с других точек зрения, это дает вам намного больше вариантов выбора и больше вариантов реакции на события во внешнем мире. Вы получаете намного больше информации о том, что происходит, и поэтому вы можете принимать более эффективные и разнообразные решения.
ОФ:
Так как же ты помогаешь людям научиться смотреть на события и ситуации с разных перспектив, с разных точек зрения?
РБ:
Я всегда начинаю с юмора. Потому что когда человеку весело, когда он смеется, он обычно бывает намного более гибким в выработке разных точек зрения. Причем некоторым людям намного сложнее научиться смотреть с разных точек зрения, чем другим. Иногда встречаются люди, настолько сросшиеся со своей точкой зрения, со своим маленьким мирком, таким же пустым, как и их жизнь, что они категорически ничего не хотят менять. Господь дал нам разум, чтобы понять, что не стоит делать то, что у нас никогда не получается.
Я не раз работал с парами, которые относились друг к другу так плохо, что их практически ничто не могло бы заставить изменить свое поведение и вести себя, как влюбленные люди. И только когда они начали смеяться, поняв, как глупо они себя ведут, они смогли измениться. Я не раз заставлял людей смеяться над достаточно сложными и тяжелыми вещами, такими, как, например, религиозность.
У меня были клиенты, которые по любому поводу начинали цитировать Библию. Поэтому я стал так же, как они, цитировать Библию, причем намного чаще их, заставляя их размышлять над услышанным. Например, в Книге Бытия в одном месте сказано, что «Бог создал сначала животных, а затем человека», а в другом месте Книги сказано, что «сначала человека, а затем - животных». В Библии очень много противоречий и несостыковок. И в случае подобных клиентов это можно использовать, чтобы вызвать у них смех над глупостью из-за слепой веры и слепого цитирования.
Когда я упоминаю Библию, я всегда отмечаю, что люди должны понимать, что всерьез надо воспринимать только те религиозные тексты, которые позволяют жить лучше и чувствовать себя лучше. Все остальное же просто поиск обоснований своему плохому настроению и плохим ощущениям. Неважно, что вы используете для создания плохого настроения у себя и у других людей - религиозные тексты, политику, шизофрению или болезнь. В любом случае это всего лишь грубость по отношению к себе и к другим. Самое важное - это заставить людей изменить свою точку зрения на мир. И даже если они грубы и жестоки к себе и к окружающим, юмор может быть очень хорошим помощником.
Другая перспектива, взгляд с других точек зрения - это, безусловно, один из основных ключей к личной свободе. Я всегда говорю своим клиентам: «Если вы будете хмуриться на свои проблемы, они будут увеличиваться, а если вы будете, глядя на них, улыбаться, они уменьшатся».
Мне было любопытно узнать точку зрения Ричарда на силу юмора.
Мощь Юмора.
Мои друзья Эдди и Дэйв всегда помогали мне взглянуть на себя и на мою жизнь менее серьезно. Именно благодаря им я на многое смотрю с юмором. Мы знакомы более 10 лет, у нас даже выработалось общее чувство юмора. И именно с ними я начал осознавать настоящую мощь юмора.
Они заставили меня расслабиться. Они часто надо мной подшучивали, и мне это помогло понять, насколько глупо плохо относиться к жизни. Когда-то для меня было очень важно, что другие говорят обо мне. Сейчас же я отношусь ко всему этому со смехом. Я стал постепенно передавать такое отношение всем своим друзьям. Я очень часто заставлял своих клиентов увидеть смешную сторону их проблем. И я учился этому у лучших мастеров.
Очень показательной демонстрацией подобного подхода было общение с девушкой с одного из моих семинаров. Я собирался показать участникам тренинга технику быстрого лечения фобий и технику НЛП для избавления от фобии за несколько минут. Но во время работы с этой девушкой я ушел в сторону и применил другой подход к ее проблеме.
Георгина очень боялась мышей (настоящая фобия!) и начинала жутко паниковать, если слышала, что в здании есть мышь. Сначала я задал несколько вопросов. Наш диалог пошел примерно следующим образом.
ОФ:
Итак, Георгина, ты ненавидишь мышей?
Георгина:
Да. Одна мысль о них переворачивает меня.
ОФ:
Как насчет Стюарта Литла и Джерри из «Тома и Джерри»? Ты их тоже ненавидишь?
Георгина:
На самом деле нет.
Она рассмеялась.
Георгина:
Конечно, нет. Они же такие милые.
ОФ:
Отлично! Т.е. ты хорошо относишься к Стюарту и Джерри и ненавидишь Фрэнка, Марка, Барри и всех остальных. Это, кстати, называется «мышиный расизм».
Она рассмеялась и долго хихикала от мысли об этих мышках с именами. Она со смехом представляла себе, как мыши переживают от того, что она их не любит. Пока она смеялась, я слегка коснулся рукой ее плеча и поставил якорь на этот состояние, на смех. Я продолжил, опустившись на четвереньки, ползая вокруг и изображая мышь.
ОФ:
«Эй, Фрэнк, ты нашел где-нибудь сыр?» «Нет, приятель, извини»
«А ты слышал, что эта дама нас ненавидит? И что мы такого ей сделали?»
«Да, к Стиви и к Джерри никогда так не относились. Ведь это так несправедливо - ненавидеть нас всего лишь потому, что мы неизвестные мыши».
«Знаю, Фрэнк. Против нас полно предубеждений».
Георгина продолжала смеяться, как и вся аудитория. Я поднялся, положил ей руку на плечо и продолжил.
ОФ:
Итак, Георгина, когда ты думаешь о мыши в доме, какой образ или образы у тебя возникают?
Георгина:
Я представляю перед собой буфет, в котором находится мышь. Я открываю дверцу буфета, и она резко прыгает на меня.
ОФ:
Итак, правильно ли понимаю...
Я сделал небольшую паузу. Ранее на тренинге мы обсудили фильм «Рэмбо». Я описал сцену, в которой Рэмбо остался один, когда вертолет улетел. Камера поворачивается, словно Рэмбо оглядывается назад, и мы видим над верхушками деревьев 4 вертолета с ракетными установками и около 400 человек, которые явно ищут Рэмбо.
Затем камера возвращается на окровавленного и увешанного оружием Рэмбо. Мы видим Рэмбо, поворачивающегося к врагам, и слышим голос его сослуживца: «Рэмбо, что ты собираешься делать?». Рэмбо передернул затвор и проговорил: «Убить их». После чего он бросился в сторону врагов и начал стрелять. Я использовал этот пример, чтобы описать отношение к проблемам. Именно так и надо поступать, столкнувшись с проблемой - не отступать и сражаться с верой в победу в своем сердце.
ОФ:
Итак, правильно ли я понимаю? Я - мышь и спешу по своим делам, пытаясь отыскать кусочек сыра в буфете.
Я снова опустился на четвереньки и начал ползать по залу, принюхиваясь к участникам тренинга. Георгина и аудитория снова начали смеяться.
ОФ:
Я — мышь по имени Рэмбо. Дверцы буфета открываются, и я вижу перед собой человека, который в 20 раз выше меня и весит во много раз больше. Огромного человека, который может убить меня ударом руки. И что же я делаю? Я прыгаю на него? Я прыгаю? На него? Я кто? Мышь Рэмбо?
Я изобразил мышь и прыгнул на девушку, прокричав с акцентом: «Убить всех!» Георгина рассмеялась еще сильнее, представив себе мышь с банданой и увешанную оружием. В этот момент я попросил ее снова подумать о мыши и снова положил руку ей на плечо - запустив якорь, который я установил на смех. Ее страх исчез. Георгина посетила еще один мой семинар. Она рассказала о забавном случае с мышью после первого семинара Ее дочь сказал ей, что в подвале бегает мышь. Вместо того чтобы в панике выбежать из дома как было бы раньше, она провела несколько часов в попытке найти и рассмотреть мышь. Как будто она действительно пыталась увидеть бандану на мышке.
В этом случае я создал мощное состояние смеха и заякорил его и мышь (связал состояние с образом мыши). И теперь, когда она думает о мыши, она начинает смеяться.
|