Думка Анухидий "Западный Дао. Путь интеграции"

Вторая ступень

Для начала сделайте две вещи. Купите блокнот, помещающийся в карман или в вашу сумку. Он необходим для фиксации наблюдаемых эффектов и систематизации ваших действий. Блокнот все время должен быть под рукой, вы его будете часто использовать. Кроме того, купите или изготовьте амулет. Тут проявите свою фантазию. На нем можно начертать знак  или значок интеграла, можно букву "Я", все что угодно. Эта побрякушка либо должна немного мешать при движении, либо все время попадаться на глаза. В крайнем случае, можно нарисовать знак на тыльной части кисти межу большим и указательным пальцем. Главная цель талисмана – мешать вам жить по-старому, постоянно напоминать о том, что вы неуклонно движетесь по пути интеграции. Кроме того, он будет выполнять еще две функции. Во-первых, он послужит зримым и ощутимым воплощением ваших ресурсов, их хранилищем и якорем, для их активизации. Наполнять его будете следующим образом. В моменты наиболее острого переживания ресурсных ощущений (радости, удовольствия, успеха, удачи, понимания, любых других положительных эмоций) прикоснитесь к амулету особым жестом (придумайте его сами). Главное, чтобы это прикосновение было всегда одним и тем же в мельчайших подробностях. Этим же жестом будете активизировать требуемые ресурсные состояния.

Во-вторых, обладатель амулета в глазах окружающих будет выглядеть несколько экстравагантно. Глупые замечания по его поводу будут массировать ваше чувство собственной значимости, и побуждать к активным действиям.

В каждом случае успешного выполнения интеграционных техник обязательно прикасайтесь к талисману в момент пика эмоций, тем самым его заряжая. Кроме того, каждую такую ситуацию желательно кодировать символом или участвовавшим в ней предметом и "помещать" их в амулет. Так будет легче впоследствии активизировать необходимый ресурс.

Если в какой либо ситуации вас постигла неудача или вы забыли вовремя вспомнить, что вы "маг", позже в тот же день воспользуйтесь блокнотом. Запишите в него проблемную ситуацию с указанием даты и действующих лиц. Пофантазируйте, как бы в данной ситуации поступили те или иные компетентные лица (хороший знакомый, Джеймс Бонд, Вини Пух и др.) Запишите 3-5 наиболее привлекательных для вас решений и выберите из них лучшее. Победителя следует выбирать не по мнимой эффективности, а по степени оригинальности и забавности. Поставьте оценку "хорошо", если улыбнулись, и "отлично", если засмеялись. В идеале вы должны корчиться от хохота. Подзарядите амулет и представьте аналогичную ситуацию в будущем. Посмотрите, как она разрешиться в выбранном стиле, что послужит тем "спусковым крючком" в цепочке начальных событий, запускающим новые действия.

Если возникнет ощущение, что все это замечательно, но вы никогда не поступите таким образом, значит вам попалась добыча: конфликтующие субличности. Проинтегрируйте их по описанной методике, наделив дополнительными ресурсами (авантюрностью, апломбом, игривостью и т.п.). Для этого припомните подходящую ситуацию из своего бурного детства или войдите в образ Остапа Бендера. По окончании интеграции снова рассмотрите моделируемую ситуацию. Оцените, насколько она стала приемлемой и реальной, какие остались возражения и можно ли их удовлетворить, не меняя смысла действия. Учитывайте единственное ограничение: в результате ваших действий не должны пострадать другие люди. По возможности, они должны получить свою толику удовольствия. Запишите окончательный вариант в блокнот и постарайтесь его побыстрее реализовать. Не забудьте проанализировать, чем реальная ситуация отличалась от воображаемой.

Впоследствии у вас должны сформироваться несколько новых стилей поведения, запускающихся самопроизвольно. Постоянно их развивайте и модифицируйте, что бы они не превратились в стереотипы. Не забывайте, что одна из ваших главных целей – получать удовольствие от всех жизненных ситуаций.

Теперь вы вооружены и готовы к приключениям. Начните вот с чего. Откройте блокнот и запишите в него наиболее неприятные для вас качества дезинтегрированного человека. Воспользуйтесь моим перечнем, вспомните знакомых. Очень прошу, сделайте это прямо сейчас, а то нужный результат может и не получиться.

Сделали? Так вот, выбранное вами – это ваши качества. Дело в том, что человек не любит в других то, что он не хотел бы иметь в себе. Но он это имеет. Конечно, данное утверждение носит вероятностный характер, тем не менее, она очень высока. Если вам не свойственна жадность, то вы и не отражаете ее в других. Того, чего нет во внутреннем мире, как бы нет и во внешнем. Жадных ненавидят те, кто сам страдает страстью к накоплению. Безгрешный только хмыкнет и забудет, грешный затаит обиду и при каждом удобном случае будет бичевать этот порок. А это, в свою очередь не позволяет осознать в себе столь нехорошее свойство.

Ну хорошо, пусть этих гадких качеств у вас нет. Давайте просто поиграем: вообразим, что они у вас есть. Так что с ними будем делать? Будем считать их всего лишь дурными привычками.

Привычка – это законченная поведенческая программа, работа "автопилота" личности. Мы все сотканы из привычек, каждая из них это отдельный объем внутреннего мира. Кажется, что автоматические навыки экономят массу сил и энергии. Это не совсем так. Любой навык полезен только тогда, когда он постоянно развивается и обновляется. При обучении чему-либо активизируются несколько проекций личности, они образуют консолидированную область, то есть "Я". Когда привычка "зачерствела" и обособилась, она действует автономно и не участвует в процессах внутреннего мира. Поскольку ее существование самодостаточно и безальтернативно, она исключает свободу выбора. Поезда поперек рельс не ходят. Бог даровал нам свободу воли, мы сами с помощью стереотипов ее уничтожаем. Внутри клетки безопасно, но ее пределы превращают нас в бездумных роботов. Личность замещает свои живые части механическими протезами. Форма начинает вытеснять содержание. Устойчивый стереотип поведения одномерен, замкнут и не восприимчив к изменяющимся многомерным процессам личности. Теперь это чудовище, порожденное сном разума. Наиболее показательны вредные привычки, регулярно одерживающие верх над "сознательными" проекциями. Их главное оружие – потребность. Если ее не удовлетворить, наступает полная дезорганизация мыслительных и физиологических процессов.

Есть "безвредные" привычки: засыпать в определенной позе и в одно и то же время, ходить на работу одним и тем же путем, есть одну и ту же пищу и т.д. Они незаметно, но очень сильно ограничивают нашу внутреннюю свободу, вычитают время из жизни "Я". Есть необходимые навыки, например, ходьба. Посмотрите на походку знакомых людей. Чаще всего она некрасива, что свидетельствует об ущербности реализующей ее программы. Неправильная походка дурно отражается на самочувствии, человек быстро устает, имеет большие шансы упасть и сломать себе что-нибудь. В крайних вариантах могут возникнуть болезни опорно-двигательного аппарата или внутренних органов. То же самое касается осанки. А манера говорить? Кто отличается красивой, понятной речью? И никому в голову не придет улучшить свои навыки, позволить иметь себе красивые походку, осанку и речь, варьировать их по своему желанию. Мы дышим неправильно, жуем неправильно, даже думаем неправильно. Эти уродства мешают нам быть эффективными и разнообразными, получать от жизни максимум удовольствия и приносить его другим.

Беда в том, что мы легко замечаем привычки других, а о своих часто и не подозреваем. Они есть тогда, когда нет нас. Кучу времени родные живут не с вами, а с вашими стереотипами, которые крутятся как заезженная пластинка.

Так что же делать? Начните с составления инвентарного списка. Начало с моей помощью уже положено. Каждый раз, когда вечно мешающий талисман напомнит о себе, фиксируйте свои рутинные действия, повторяющиеся в одинаковых ситуациях. Рассортируйте их на вредоносные, неприятные и на подлежащие модернизации стереотипы.

Начните с последних. Определите их полезные функции и цель. Оцените, в чем они вам помогают, а в чем ограничивают, что еще полезного и нужного они могут принести. Имейте в виду, что навыки часто связаны между собой в фиксированную цепочку. Примером может служить транспортировка вашего тела из дома на работу или учебу. Она состоит из комплекса вставания в определенное время, гигиенических процедур, одевания, завтрака, привычного маршрута движения, обычных мыслей и привычного внутреннего времяпрепровождения. Задайтесь вопросом: можно ли каждое из этих действий оптимизировать или разнообразить с целью получения удовольствия от обычно рутинного процесса? Все ли вы делаете совершенно? Всегда ли встаете с хорошим настроением, позаботились ли о вкусном и полезном завтраке, являетесь ли лучим в мире специалистом по чистке зубов, делаете ли приятную зарядку? Может быть лучше на работу ездить более длинным путем, но в менее набитом транспорте, может быть лучше всего ходить пешком или выходить на остановку раньше, чтобы насладиться прогулкой? Чем занята ваша голова в это время, может его потратить на что ни будь интересное, например, выполнить упражнение по интеграции?

Если требуется дополнительное время или предварительная подготовка с вечера, разберитесь, когда лучше лечь спать, сколько часов сна вам нужно, чтобы проснуться в оптимальном состоянии и т.д. Стоит ли вечером таращиться в ящик, или сделать что-то более приятное и полезное.

Как можно сломать стереотипы? А мы их ломать не будем, будем преобразовывать. Во-первых, используйте талисман и блокнот. Каждый раз, когда амулет напомнит о себе, сделайте паузу. Сообразите, чем вы в данный момент занимаетесь и как можно достичь того же результата любым другим способом (желательно забавным и необычным), тут же это реализуйте. Если ничего не приходит в голову, активизируйте талисман и войдите в ресурсное творческое состояние. Например, вспомните изощренную изобретательность Тома и Джери. Закончите свое действие в этом стиле. В случае успеха подкачайте амулет обретенными ресурсами, в случае неудачи воспользуйтесь блокнотом для анализа возникших проблем.

Во-вторых, посовещайтесь с самими субличностями. Процесс в этом случае следующий. Представьте, что вы осуществляете данные стереотипные действия или просто начните их делать. Когда почувствуете, что процесс пошел, а вы начинаете исчезать, обратитесь к своей проекции с предложением прерваться и поболтать на важную тему. От неожиданности они всегда соглашаются. Расскажите, как вы ей благодарны за образцово выполняемую работу. Никаких претензий вы к ней не имеете, только хотите помочь выполнять ее функцию еще более эффективно и творчески. Уточните, в чем она видит свою главную функцию, и к какой цели стремится. Если она затрудняется это сделать, помогите ей выработать приемлемую формулировку для цели ее действий. Обычно это получение конкретного положительного чувства, но может быть и нечто другое. Сообразуясь с полученными результатами, предложите ей расширить круг своих обязанностей или новые варианты осуществления успешных действий. Если в ответ не получаете уверенного "да", скорее всего ее не устраивают предлагаемые пути достижения цели. Еще раз поясните, чего вы хотите добиться с ее помощью и попросите субличность "сходить" к творческой части вашей личности, выбрать не менее трех новых способов достижения и вернуться назад. Убедитесь, что она отобрала эти варианты и согласна их опробовать на практике. В заключение поблагодарите ее за сотрудничество и попросите почаще приглашать вас для получения совместного удовольствия от эффективности ее работы. Если вы ее галлюцинировали, сделайте ей забавный виртуальный подарок.

Можно придумывать и другие техники. Например, можно организовать совещание субличностей, участвующих в процессе утреннего пробуждения. Объясните им свои намерения, выслушайте их мнения, добейтесь консенсуса по поводу стратегии их реализации. Если все проходит нормально, выясните, как они будут действовать по-новому: в отдельности или совместно, нет ли обиженных и ущемленных. В случае возникновения противодействия или непонимания путей реализации поставленной задачи, попросите их гурьбой посетить творческую часть и выбрать устраивающие всех варианты действий. Убедитесь, что возражений не осталось и никто не против действия "соседей". В противном случае выясните суть возражений и проинтегрируйте конфликтующие субличности. Можно попробовать демократическим образом выбрать среди них ответственного координатора совместных усилий, но это часто вызывает трения и возражения. В заключение попросите их приглашать вас присутствовать при реализации новых типов поведения. Будьте предельно корректны и доброжелательны. Ваши проекции обидчивы, как малые дети, и так же охотно реагируют на похвалу и поощрения. Если по неосторожности вступите с одной из них в конфликт, можете превратить ее во внутреннего террориста со всеми вытекающими отсюда последствиями. А вообще, они ребята отзывчивые и трудолюбивые, берите с них пример.

Следует иметь в виду, что новое поведение может не начаться, а, возникнув, постепенно вернуться к старому варианту. В первом случае вы не позаботились о "спусковом крючке", запускающем комплекс новых действий, а во втором – реальная практика выявила ряд препятствий и возражений отдельных частей. Снова организуйте собрание и выясните возникнувшие затруднения. Повторные совещания нужно проводить и в случае успеха для увеличения числа новых типов поведения и дальнейшего повышения эффективности совместных действий. Будьте готовы к неожиданностям. Расшалившиеся стереотипы меня развлекали все утро своей чехардой и непривычным порядком действий, а затем заставили проехать мимо родной остановки, на которой я годами выхожу по пути на работу. Ощущения были сногсшибательные: я все понимал, но ничего не мог поделать. Я никуда не опоздал (об этом они позаботились), но все время находился в несколько ошарашенном состоянии и постоянно глупо хихикал. Вот когда я на практике убедился, кто настоящие хозяева в моем "доме".

Неприятные привычки, как правило, индивидуалы. С ними можно договориться, если понять их позитивные цели. Любая компульсия (непроизвольное действие) всегда направлена и приносит (или приносила раньше) личности ту или иную явную или неявную (вторичную) выгоду. В отличие от стереотипов поведения, компульсии и вредные привычки в качестве промежуточной цели обязательно имеют получение чувства удовольствия от своих действий. Поскольку ваша новая цель в определенном смысле та же, имеется основа для переговоров. Следует иметь в виду, что, классифицируя данную субличность как вредное действие, вы заведомо оказываетесь с ней в конфронтации. Поэтому сначала установите с ней хоть какие ни будь отношения, а потом переведите их в продуктивные и доверительные.

Воспроизведите проблемные действия и выразите свое восхищение их совершенством, своеобразием и эффективностью. Поблагодарите за доставленное удовольствие и выразите желание пообщаться. Обычно они реагируют позитивно, если чувствуют вашу искренность и отсутствие враждебности. Чтобы не кривить душой, представьте себе, что это маленький ребенок, отстаивающий свою независимость и проявляющий в этом недюжинные способности и выдумку. Постарайтесь галлюцинировать компульсию в необидном для нее образе. Поясните ей, что ваши цели изменились и частично совпали с ее интересами в плане получения удовольствия от всех моментов жизни. Поэтому вы хотите, чтобы она поделилась с вами опытом. Поинтересуйтесь, умеет ли она получать приятные ощущения и другими способами, знает ли она свою конечную цель. Попросите ее рассказать или показать вам, в чем она заключается. Спросите ее, хочет ли она получать не менее сильное удовольствие при достижении этой же цели другими приемлемыми для нее и для вас способами. Если прозвучит явное согласие, отправьте ее к творческой части и далее действуйте по стандартной процедуре. Если она не уверена или не знает своей конечной цели (забыла, бедная), спросите ее вот о чем. Когда она полностью достигнет этой неизвестной цели, что бы она хотела после этого делать и чего добиваться? Этим вы заставите ее сформулировать замещающую цель №2. Далее спросите, знает ли она достаточное число способов для достижения новой цели, минуя проблемное поведение. При любом ответе предложите расширить этот перечень и отошлите ее к творческой части с наказом выбрать еще не менее трех эффективных способов поведения, которые будут доставлять не менее сильное удовольствие, чем прежнее. По ее возвращении убедитесь, что все в порядке и договоритесь о дальнейшей кооперации. Если все пройдет удачно, вы получите сильнейшего и надежнейшего союзника.

Вредные привычки

До сих пор речь шла об интеграции разного рода стереотипов. Напомню суть. Взрослый человек для каждой ситуации имеет устоявшуюся программу действий. Ее реализацию осуществляет обособленная часть личности, называемая в данной работе проекцией или субличностью. Большинство из них выполняют свои обязанности удовлетворительно, хотя обладают малым числом вариантов действий, число и эффективность которых может быть существенно повышены. Будем называть такие проекции дружественными. Их функционирование, по крайней мере, не вызывает неприятных эмоций. Внутреннее неудовольствие свидетельствует либо о неэффективности данной программы действий, либо о конфликте с другими проекциями. Трения характерны для равновеликих субличностей. Спор обычно ведется о порядке выполнения их действий или по поводу их плохой согласованности. Техника визуальной интеграции достаточно просто устраняет подобные конфликты. При начальном освоении этой методики желательно иметь руководителя или понимающего помощника.

Ситуация значительно осложняется, если речь идет о несовместимости частей личности. Ее признаками являются очень сильные негативные эмоции, постоянное избегание конкретных ситуаций, вытеснение из памяти подробностей совершенных действий. В предельных случаях проявляется крайняя диссоциация: человек искренне считает, что он этого не делал, событие полностью забыто. Привлечение волевого ресурса для запрещения каких либо действий, говорит о том, что предпринимается попытка объединения нескольких субличностей для уничтожения неприятеля. Напомню, что саморефлексирующее "Я" и есть область консолидации объединяющихся проекций, поэтому вы так же включены в боевые действия в качестве координатора усилий. Это крайне непродуктивно и неэффективно. Кому в голову придет воевать с собственным ухом? Нанося ему удары и, даже ампутируя, вы причиняете ущерб всему организму, дезорганизую его функции. В западной гуманистической культуре война допустима только в случае внешней агрессии. Но ведь в данном случае агрессором является ваша коалиция!

Так что делать с изгоями и террористами? Никоим образом не применять насильственных действий. Вопросы о том, в чем сила противника, откуда он черпает силы, нанося вам регулярные поражения, откуда он взялся, являются нересурсными и свидетельствуют о полном отторжении собственной части личности. Вопрос надо ставить в прагматической плоскости: Что нужно сделать, чтобы с ней объединиться?

Во-первых, осознайте и признайте, что именно вы злоупотребляете алкоголем, курите, переедаете, обижаете близких, врете, ведете себя как последняя сволочь (подставьте нужное). Таким образом вы принимаете на себя ответственность за все действия и объявляете перемирие.

Во-вторых, оцените положительные качества своей субличности: несгибаемую силу, регулярно приводящую к победам; изощренность действий и огромное число вариантов их осуществления, приводящих к получению сиюминутного удовольствия и вторичной выгоды

(эйфория от алкоголя, приятное общение с приятелями – курильщиками, отсутствие необходимости следить за своей внешностью при ожирении и удовольствие от еды, ощущение своей полной правоты при скандалах, сиюминутное избегание проблем при вранье, чувство вседозволенности при мерзком поведении и т.д.); другие ресурсы, так необходимые всей личности в целом. Чтобы получить полный список ее достоинств, представьте, что вам это поведение более недоступно. Рассмотрите как можно больше ситуаций, в которых раньше было так, а теперь этого нет. Что вы потеряли, как это можно возместить иным образом? Результаты исследований обязательно запишите в блокнот.

Возьмитесь за амулет и попытайтесь придумать, какие другие виды поведения могут привести к тем же приятным ощущениям и к той же вторичной выгоде. Если вы нашли ответы на все вопросы – хорошо, если частично – тоже неплохо, если чувствуете, что придуманного явно недостаточно, вернитесь к проблеме позже, не забывая записывать находки. В данной ситуации тщательность подготовки – залог успеха.

Итак, вы готовы. Войдите в ресурсное состояние "благожелательного родителя". Установите контакт со своей проекцией. Постарайтесь представить ее в приличном виде. Выразите ей свое восхищение и перечислите все ее положительные качества. Поблагодарите за доставленное удовольствие и поинтересуйтесь, в чем она видит свои функции и цель. Если полученная информация не противоречит первоначальным подозрениям, предложите ей объединить усилия для освоения большего числа способов получения удовольствия. Если ответ субличности по поводу ее функции и цели оказался для вас неожиданным, или она отказывается сотрудничать, поблагодарите ее за общение и продолжите предварительную подготовку. В случае ее согласия, перечислите все известные вам вторичные выгоды и уточните, не пропустили ли вы что-нибудь. Объясните, что кроме удовольствия и выгоды, так же имеют место неудовольствие и вторичный вред. Предложите ей так модифицировать действия, чтобы усилить позитив и избежать негатива. Перечислите ей свои варианты действий и предложите их оценить. Взамен отвергнутых предложений попросите субличность высказать свои соображения. Выразите свое согласие или несогласие по каждому варианту. Обсудите, какие негативные последствия для вас могут возникнуть при отказе от привычных стереотипов поведения и как их можно избежать.

Для увеличения числа приемлемых замещающих действий отправьте ее к творческой части и попросите отобрать наибольшее число типов поведения, приносящих такие же удовольствие и вторичную выгоду. Затем попросите ее протестировать, хватает ли новых ресурсов во всех возможных ситуациях, и какие внешние факторы будут запускать новые действия. В заключение получите у нее согласие попробовать в течение двух – трех недель избегать старого поведения, замещая его новым. Если по окончании срока старый вариант покажется предпочтительным, то она будет вольна к нему вернуться, а вы – продолжить попытки достижения консенсуса. Попросите ее в каждом затруднительном случае обращать на это ваше внимание и гарантируйте свою помощь. Для этого разрешите ей в проблемных ситуациях овладевать рукой и прикасаться к амулету. Этим будут достигаться две цели: привлечение вашего внимания к ситуации и общий доступ к необходимым ресурсам. Поблагодарите проекцию за сотрудничество и обещайте всяческое содействие. Сделайте ей забавный виртуальный подарок. Не забудьте записать в блокнот все подробности произошедшего и ваше обещание вернуться к обсуждению ситуации через оговоренное время.

Если перейти к новому поведению не удалось или оно вернулось к старому, не унывайте. Примите на себя ответственность за неудачу, сделайте выводы и подготовьтесь к повторной процедуре более тщательно.

Здесь уместно привести еще две техники преобразования вредных привычек и нежелательного поведения. Они являются разновидностями приемов, используемых на третьей ступени интеграции, поэтому в данном разделе даются кратко в чисто прикладном аспекте.

Для тех, кто умеет устойчиво визуализировать, может подойти техника "взмаха". Вам нужно создать два ярких образа. Первый их них ассоциированный (как это видят ваши глаза) должен отразить то, что вы обязательно наблюдаете в начальный момент активизации вредной привычки. Это может быть рука, тянущаяся к дверце холодильника, к пачке сигарет, к бутылке; особое выражение лица конкретного человека, провоцирующее у вас взрыв отрицательных эмоций; то, что бывает в таких случаях всегда. Разместите рядом с этой картинкой другую похожую по виду, но нейтральную по содержанию (ваша рука тянется к шариковой ручке, бутылке молока, то же лицо, с обычным выражением и т.п.). Определите основные различия между изображениями и вычислите те из них, которые делают первую картинку возбуждающей (размер изображения, расстояние до объекта, положение в пространстве, яркость, цвет и т.д.). Выявите два основных параметра, наиболее сильно влияющих на ощущения, при оптимальном значении которых картинка заставляет вас "бить копытом".

Второй образ – это вид самого себя, уже не имеющего вредной привычки. Глядя на свое изображение, вы должны чувствовать, что новое состояние доставляет огромное удовольствие и от вас "пышет" уверенностью в своих силах. Неоценимую помощь в формировании второго образа окажет амулет. Активизируйте заложенные в него ресурсы и представьте себе знакомого или киногероя, для которого отсутствие этой вредной привычки – черта характера. Вживитесь в эту роль и ощутите чувство уверенности и превосходства над теми, кто страдает этим недостатком. Попробуйте представить кого ни будь еще с теми же качествами. Накачивайте ресурс до тех пор, пока образ №2 не начнет "сочиться" от этих ощущений. Это изображение должно вас притягивать как магнит. Для предельного усиления этих чувств отрегулируйте ранее определенные для изображения №1 параметры (субмодальности).

Теперь можно начинать "взмах". Порядок действий следующий.

  1. Представьте себе первый образ, запускающий дурную привычку. Он должен быть ассоциированным и вызывать желание немедленно согрешить. В каком либо его темном месте разместите уменьшенное до точки второе изображение.

  2. С максимальной скоростью изменяйте две критические субмодальности. Для первой картинку в сторону ослабления чувств, для второй – в направлении их предельного обострения. При этом второе изображение должно взрывом занять место первого. Процесс не должен длиться дольше секунды, его запуск синхронизируйте с движением вашей руки к талисману, включающему требуемые ресурсы. Отпустите амулет и оглядитесь вокруг.

  3. Повторите "взмах" 5-8 раз с все большей скоростью, не забывая каждый раз стирать все изображения. Процесс можно прекратить, если возникнут затруднения с восстановлением первого образа: его трудно вызвать или он крайне нестабилен. Посидите спокойно несколько минут, разглядывая свой ресурсный образ. Попробуйте оценить, стал ли он более "живым" и что в нем изменилось после "взмаха". Попробуйте восстановить первую картинку. Если она теперь не вызывает позыва к действию и выглядит нейтрально или вообще исчезла – поздравляю, вы полностью избавились от вредной привычки! Рекомендую незамедлительно убедиться в этом на практике.

Описанная техника, кроме того, что она быстра и сравнительно проста, замечательна тем, что вы из одного устойчивого состояния скачком переходите в другое. При этом вы испытываете не менее сильное удовольствие от наступившей свободы, чем от дурной привычки. К сожалению, данная техника требует наличия определенного опыта и некоторых талантов. При отсутствии оных, можно пойти окольным путем.

Вспомните первый случай, когда была спровоцирована эта привычка, переживите его в мельчайших подробностях и подумайте, какие бы вам тогда понадобились качества и знания, чтобы это поведение не стало устойчивым, а вместо него возникло бы другое, приносящее те же вторичные выгоды. Например, если бы рядом с вами оказался авторитетный для вас человек и предостерег от подобных действий, или вам достало бы ума и решимости отказаться от них самому. Определите, кто кроме вас играл в этом эпизоде определяющую роль, и каковы были его мотивы. Если не удается вспомнить самый первый эпизод, вступите в контакт с проблемной субличностью и вежливо попросите ее напомнить вам ход событий. Она-то имеет доступ к этим воспоминаниям и может воспроизвести вам ситуацию во всех подробностях. Проглядите эпизод глазами второго действующего лица и поймите, какие он имел мотивы по отношению к вам. Просмотрите событие глазами независимого наблюдателя, это поможет вам уточнить истинный смысл происходивших событий. Сообразите, какие нужны ресурсы всем действующим лицам, чтобы ситуация развивалась наиболее оптимальным путем. Наделите всех этими качествами и оцените из позиции постороннего наблюдателя, как теперь развиваются события, можно ли их еще отредактировать. Если все замечательно, проживите эпизод от первого лица, обладающего всеми нужными ресурсами и свободой выбора ответной реакции.

Уточните еще раз, было ли данное событие самым первым в цепочке формирование вредной привычки, или есть еще более раннее. В последнем случае повторите процедуру до тех пор, пока не проработаете действительно первоначальный эпизод. Теперь, обладая новым поведением, быстро проглядите, как изменились события вашей жизни, если у вас тогда не было этой потребности. При необходимости изменяйте содержание воспоминаний описанным образом.

По окончании процесса вступите в контакт с проблемной субличностью и узнайте, как изменились ее функция и цель. Если она затрудняется с формулировками, спросите, чем бы она теперь хотела заняться. Обсудите этот вопрос и найдите приемлемое решение. Помогите ей выбрать новые варианты поведения с помощью творческой части.

Если ни одна из описанных процедур не привела к полному успеху, не огорчайтесь. Скорее всего, у вас не хватает опыта реализации этих техник, и где-то была допущена ошибка. Опыт – дело наживное. Другой возможной причиной временных неудач могут быть ограничивающие убеждения: "Я этого не смогу сделать", или "У меня это не получится". Как с ними бороться, узнаете позднее. На данном этапе временно прекратите работу с вредными привычками, примите на себя ответственность за их последствия и наслаждайтесь удовольствием, которое они вам доставляют.

Третья ступень

Надеюсь, что читатель на собственном опыте убедился, что его личность имеет сложную структуру, элементы которой обладают изрядной самостоятельностью. Они могут кооперироваться или конфликтовать. Каждая из них призвана совершать определенные действия для удовлетворения конкретных потребностей. Последние могут быть подразделены на физиологические и культурологические. Вредные привычки являются преимущественно физиологическими и связаны с наименее сознательной частью личности – физиологическими функциями организма. Их сила определяется кратчайшей цепочкой стимул-удовольствие, не поддающейся сознательному контролю. Культурологические стереотипы поведения более сложно организованы и связаны с воспитанием (опытом), убеждениями и верованиями. Очевидно, что их модификация невозможна без изменений в перечисленных глубинных структурах.

Собственно "Я", фокус внимания личности, связан с духовной структурой и оценивает события и действия по критериям добра и зла. Обычно это происходит постфактум. Описание информационной структуры личности дано в моей статье "Стратегии коммуникации". Для удобства ее часть приведена в приложении к данной работе. Рекомендую прерваться и ознакомиться с этим материалом.

Очевидно, что горизонтальная интеграция на уровне субличностей ограничена рамками влияния глубинных структур. Следует отметить, что консолидация субличностей оказывает заметное влияние на информационное содержание более глубоких слоев личности, устраняя в них некоторые противоречия, но обратное влияние является более сильным.

С другой стороны структурирование личности крайне условно и недоказуемо. В замечательной книге Роберта А. Уилсона " Квантовая психология" показана аналогия между внутренним миром личности и квантовой механикой. И там и там, в отличие от "реального" мира, никто воочию не наблюдал элементы структур. Описания происходящих процессов возможно с точек зрения диаметральных позиций (волна и частица, религия и атеизм), все события носят вероятностный характер, присутствие наблюдателя коренным образом влияет на результаты процессов. Список аналогий можно продолжить. Но, если некоторая анекдотичность квантовой механики заключается в том, что куча атомов (человек) с увлечением изучает свои составляющие, то в нашем случае ситуация вообще бредовая: нечто, само существование коего не доказано экспериментально, изучает свои элементы, попутно безвозвратно изменяя их самих и их взаимодействие. Никакой психологический эксперимент нельзя повторить с вероятностью совпадения 100%. Тем почетнее, не имея понятия об объекте воздействия, получать конкретные результаты. Поэтому ко всему излагаемому в данной работе, как и к аналогичным материалам, следует относиться скептически. Вполне вероятно, что вас дурачат или описывают шизофренический опыт. Тем не менее, как говорят физики, нет ничего практичней хорошей теории.

Итак, приняв на вооружение информационную структуру личности и порезвившись в горизонтальной плоскости интеграции, приступим к ее вертикальным связям. Глубинные информационные структуры принципиально отличаются от промежуточных, к коим с натяжкой можно отнести субличности. В них нет процесса, есть только состояние. Каждое новое состояние отменяет старое, сохраняя его следы только в долговременной памяти. Дискретность существования большинства глубинных структур вынуждает воспринимать их как "безличностные". С ними невозможно беседовать, можно только воспроизводить хранящуюся в них информацию. Поэтому техники работы с субличностями здесь не подходят.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться