Вернемся в исходную точку. А почему, собственно, вы не можете стать магом? Сформулируйте ответ. Наверное, что-то вроде: "Потому, что магов не бывает". А вот и обоснование прорезалось. Оно внушительно по форме, но бессмысленно по содержанию. А почему, собственно, магов не бывает? "Потому, что они бывают только в сказках". Насладитесь аргументацией: магов не бывает, потому, что они бывают. Замечательно, дальше можно не продолжать – ничего более умного не услышите. Можно, конечно, поразвлекаться, заявив: "Если бывают сказки, то бывают и маги!". Но это уже из области намеренного издевательства.
Как говорил классик, с прошлым надо расставаться смеясь. Прочтите следующие фразы вслух.
-
"Магов не бывает!", орал кролик, когда его за уши вытаскивали из цилиндра.
-
"Магов не бывает!", бубнил старик Хоттабыч, запивая водку пивом.
-
"Магов не бывает!", хрипел покойник, не желая оживать.
-
"Вот и нет мага!", констатировал дракон, ковыряясь волшебной палочкой в зубах.
-
В кабинете завмага висело объявление: " Магов нет и не будет!".
-
"Меня нет!", говорил маг, когда к нему приходили докучливые посетители.
-
"Бога нет!", провозглашал коммунист, тайно осеняя себя крестом.
-
"Пива нет!", верещала официантка. "Оно только для участников банкета!"
-
"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, науке доподлинно не известно".
-
"Магов нет, а магнолии есть!", утверждают ботаники.
-
"Чего у нас только нет: чего ни хватишься, того и нет!"
-
"Сказки все это!", говорил пенсионер, слушая рассказы о загранице.
Ну, как поживает ваше убеждение? Если проняло, используйте эту методику и в дальнейшем. Фразы можете сочинять сами или подбирать нужные шаблоны из книг по НЛП. Если не помогло, используйте другие методики.
Представьте себе стул. Заявите про себя: "Это стул!" Рядом расположите образ другого предмета, например, ложки. Глядя на него, также провозгласите: "Это стул!" Удерживая оба изображения в поле зрения, выясните, какими субмодальностями они отличаются принципиально. Возможно, ложка начнет дрожать или станет не в фокусе. У одного изображения будет рамка, а у другого нет. Может быть, они будут отличаться по размеру, яркости или другим параметрам. Найдите как можно больше различий. Оставьте один стул и определите критические субмодальности, явно влияющие на степень убежденности. Сделайте изображение маленьким, затем темным, заставьте его стать нечетким, пусть оно будет немного дрожать. Поиграйте с цветом, уберите или добавьте фон. Первыми попробуйте менять параметры, определенные в упражнения в начале данного раздела. Добейтесь того, чтобы возникло сомнение, а стул ли это?
Найденные критические субмодальности опробуйте ложке таким образом, чтобы у вас возникло сомнение: а, может быть, это все-таки стул? Включите свои творческие способности и представьте себе стул в форме ложки. Окончательно определитесь, какие субмодальности усиливают и ослабляют убежденность. Запишите их в блокнот. Примените полученные знания к убеждению: "Магов не бывает". Создайте соответствующее ему изображение и поиграйте с ним с помощью критических параметров. Добейтесь сначала сомнения в данном утверждении, а потом уверенности, что маги существуют. Закрепите успех, поработайте с любым другим своим убеждением. Например, с тем, что вы сегодня уже поели. В случае успеха имеете полное право подкрепиться.
Есть и иные способы лишать себя ненужной уверенности. Вообразите себя конкретным человеком, у которого данного убеждения нет. Надеюсь, в детском возрасте вы верили в Деда Мороза и прочих волшебников? Воспользуйтесь собственным опытом и вспомните себя маленького. Если это не удается, вообразите себя реальным знакомым маленьким ребенком. Посмотрите на мир его глазами, какой он таинственный и загадочный, как хорошо иметь знакомого волшебника и как неплохо самому стать таким. Из этой же позиции вообразите себя взрослого, мага в полном расцвете сил. Заякорите это ощущение и поместите его в амулет.
Ну что, как вы теперь относитесь к магам и магии? Только не впадайте в экзальтацию и не крушите сразу все свои убеждения, не ведите себя как слон в посудной лавке. Меняйте в себе только то, что вас ограничивает, иначе вы рискуете получить морскую болезнь. Забавно, что на месте старых убеждений обычно возникают новые. Следите за тем, чтобы они были побудительными. Наиболее удобным является "резиновый" тезис: все может быть на белом свете. Или: любое суждение всегда относительно. Скепсис – это ресурс.
Вот теперь вы полностью готовы к действию. Вперед в прошлое! Вспоминайте как можно больше эпизодов и редактируйте их оценочную составляющую. Полностью отработав ситуацию и наделив себя молодого новыми ресурсами, взлетайте над линией времени и медленно двигайтесь к настоящему, окрашивая свой путь благоприобретенными ощущениями. Таким образом вы распространяете свои новые качества и на другие события своей жизни. По дороге у вас могут активизироваться и другие воспоминания. Наделите их этим ресурсом и посмотрите, как они изменяются. Проявляйте больше творчества. Этот мир ваш, и только вы его можете преобразить в лучшую сторону.
Четвертая ступень
Давайте подведем некоторые итоги. Будем считать, что худо-бедно, но на первых трех ступенях вы освоились. Время, в течение которого вы находитесь в "себе" неуклонно увеличивается. Ваши субличности безобразничают меньше, стереотипы мышления и поведения проинспектированы и преобразованы. Некоторые привычки исчезли. Ресурсное состояние стало устойчивым и включается по вашему первому требованию. Стали появляться новые варианты поведения, общение доставляет больше удовольствия, круг симпатичных вам людей значительно расширился. Преобразилось чувство юмора, число забавных жизненных ситуаций заметно возросло. Память активизировалась, вспомнились важные эпизоды и ключевые ситуации. Жизненный горизонт заметно расширился, окрепла уверенность в своих силах. Жить стало лучше, жить стало веселее.
Тем не менее, почивать на лаврах еще не время. Попробуйте сами оценить произошедшие с вами изменения, перелистайте блокнот, вспомните, с чем вы расстались, и что еще нужно изменить. Просмотрите описание интегрированного человека и прикиньте, насколько вы ему соответствуете. Важнейшим показателем считайте устойчивость ресурсного состояния и его длительность. Давайте еще раз уточним его признаки.
-
Хорошее настроение, независящее как от внешних (людей и событий), так и от внутренних (состояние здоровья и несбывшиеся ожидания) факторов.
-
Готовность к действию в тех обстоятельствах, когда ваше вмешательство необходимо, и активная наблюдательность в иных случаях.
-
Принятие полной ответственности за все события, происходящие с вами как во внешнем, так и во внутреннем мире.
-
Уверенность в себе, основанная на точном знании своих возможностей и на убеждении, что из любой ситуации есть несколько устраивающих вас выходов.
-
Доброжелательное отношение к окружающему миру, предоставляющему возможность проявить ваши лучшие качества.
Надеюсь, вы убедились на примерах изменения личной истории, что не бывает плохих людей и событий, есть только соответствующее к ним отношение. Ваши отрицательные эмоции всегда связаны с одним – с непониманием ситуации и мотивов ее участников.
Те или иные элементы ресурсного состояния бывали у каждого. Важно собрать их вместе и сделать их не просто доступными, а постоянно присущими. Некоторые методики овладения таким состоянием были описаны выше, уместно их напомнить и свести воедино.
Первая из них – якорение с помощью амулета. Вообразите себе человека, полностью овладевшего всеми ресурсными качествами. Это может быть ваш знакомый, литературный или киногерой, некий собирательный образ. Чтобы он стал более реальным и живым, наделите его своими позитивными переживаниями. Вспомните соответствующие эпизоды из своей жизни, чем разнообразнее будут ваши воспоминания, тем лучше. Глядя на него, подумайте, что нужно добавить к его внешности и как отредактировать его качества, чтобы он выглядел максимально привлекательно и реально. Добавьте ему какой-нибудь забавный предмет или жест. Войдите в его образ и ощутите целостное ресурсное состояние. Освойтесь с ним, при необходимости добавьте или измените те или иные чувства. Добейтесь ощущения полного комфорта. Зафиксируйте свои новые качества прикосновением к талисману. Отвлекитесь и вспомните недавний проблемный эпизод. Активизируйте ресурсное состояние с помощью амулета. Если сразу в голову приходят несколько вариантов радикального разрешения данной ситуации, значит все в порядке. Каждый раз, входя в магический образ, запоминайте, как меняются ваши ощущения, чем отличаются видимые объекты, слышимые звуки, что нового появляется в осанке, жестах, тоне голоса. Постоянно оптимизируйте и "подкачивайте" ресурсное состояние, испытывайте его в разнообразных жизненных ситуациях на прочность.
Вторая техника – это "взмах". Создайте максимально привлекательный диссоциированный образ себя – мага. Войдите в него, отредактируйте по своему вкусу, заякорите амулетом. Создайте свой исходный ассоциированный образ. Наполните его своими нересурсными качествами. Осуществите "взмах" по стандартной методике, активизируя талисман. Для проверки полученного результата вспомните любой проблемный эпизод из своего прошлого и посмотрите, как бы вы теперь в нем действовали. Впоследствии повторяйте это процедуру, наполняя свои образы выявленными негативными и положительными качествами.
Остальные техники являются более специализированными и применимы для изменения ваших отдельных качеств. О них чуть позже, а теперь вернемся к признакам ресурсного состояния и поговорим о них поподробнее.
Первый из них, это устойчивое хорошее настроение. Самое простое – заякорить его с помощью талисмана и активизировать по мере необходимости. Это подходит в обычных рутинных случаях усталости и мелких неприятностей. Добавьте сюда чувство юмора. Погладите на себя со стороны или подойдите к зеркалу. Покажите себе язык и опишите вслух свою усталую или удрученную физиономию обидными выражениями. Элегантно перейдите к своей осанке, охарактеризуйте ее от всей души и сделайте неприличный жест. Представьте вместо себя ослика Иа-Иа и повторите его коронную фразу: "Душераздирающее зрелище!" Потом добавьте в кровь адреналин. Для этого представьте себя, стоящего на краю обрыва с привязанной к ногам резинкой. Ощутите пинок ниже спины и отправляйтесь в полет. Для остроты ощущений качнитесь вперед и немного повизжите. Постарайтесь включить катастрофическое воображение на полную катушку. Используйте это же упражнение, если испытываете сонливость и апатию. Придумайте другие взбадривающие образы. Если есть такая возможность, найдите какую-нибудь жертву для вашего остроумия и опишите ей в иронических выражениях события дня, приведшие к плохому настроению. Подключите его к своему самобичеванию и разделите получаемое им удовольствие.
При плохом самочувствии, вызванном физическим недомоганием, допустимы более экстремальные развлечения. Первое, что нужно сделать – выключить чувство жалости к самому себе. Оно продуктивно только в одном случае: вы при смерти, тем не менее, тащитесь на работу или совершаете другие идиотские подвиги во вред своему здоровью. Поскольку болезненное состояние является крайне ассоциированным, выйдите в позицию стороннего наблюдателя. Оглядите себя, лежащего на смертном одре и начинайте режиссуру. Поскольку вы собираетесь отдать Богу душу, вполне естественно заняться составлением завещания. Отнеситесь к этому процессу творчески и крайне педантично. Подумайте, какие вещи вам наиболее дороги и завещайте положить их себе в гроб: пусть они никому не достанутся. Остальное скрупулезно распределите между друзьями и знакомыми. Завещайте своему начальнику старые брюки, просиженные на работе. Отвергнувшей вас женщине – свои поношенные носки, пусть она помнит ваш запах. Соседу сверху подарите всех своих тараканов, пусть теперь они разделят с ним увлечение громкой музыкой. Не самой лучшей подруге подарите "Камасутру". Пусть ее пользуют всеми доступными способами. Для усиления эффекта ее мужу завещайте подшивку Плейбоя. Любимому коту подарите резиновую кошку. Он вас будет часто вспоминать за то, что вы его кастрировали. Свой амулет завещайте православной церкви, а лечащему врачу – свои анализы. Составьте себе игривую эпитафию, скомпилированную из неприличных анекдотов и матерных частушек. Разработайте подробный ритуал своих похорон, включающий в себя просмотр ваших любимых мультфильмов, выступление самого крутого музыкального ансамбля с последующей оргией вместо поминок. После этого с чувством выполненного долга займитесь своим здоровьем. К традиционным медикаментам можете добавить следующие приемы.
-
Сделайте "взмах" от себя больного к себе здоровому. С последним образом могут быть проблемы, так как в болезненном психофизическом состоянии трудно вспомнить нормальные ощущения. Тогда вспоминайте свой спортивный подвиг, так как по его окончании вы испытывали что-то близкое к недомоганию. Зацепившись за них, добирайтесь до чувств и силы здоровья. Дайте своему организму инструкцию двигаться по пути к выздоровлению и ждите.
-
Если у вас часто возникают какие-либо хронические боли, вообразите больное место. Рассмотрите его внимательно и определите, какого цвета больные и здоровые участки. Сделайте все изображение черно-белым, а затем цветным. Причем все участки должны быть здорового цвета. Чтобы не ошибиться, представьте себе заведомо исправный орган и запомните его расцветку. При правильном применении данной техники боль должна быстро исчезнуть. Напоминаю, что отсутствие боли не свидетельствует об исчезновении заболевания. Тем не менее, настроение должно улучшиться. Данную технику можно разнообразить, представляя, что больное место облучается очищающей энергией или омывается "живой" водой.
-
Побеседуйте с пострадавшим органом. Визуализируйте его "хозяина" и поинтересуйтесь, в чем он нуждается. Договоритесь с ним, что вы выполните все его рекомендации, а он умерит неприятные ощущения. Немедленно сделайте то, о чем он просил. Эффект будет быстрым.
-
Если боль очень сильная, обратитесь к врачу. По пути к нему (или его к вам) выйдите во вторую позицию диссоциации и там дожидайтесь помощи.
-
Можно использовать магическое заклинание. Данная техника излагается в следующем разделе.
Вообще техники воздействия на физические ощущения и здоровье заслуживают отдельного разговора. В данном случае они упоминаются для экстренного улучшения самочувствия и приводятся не в виде конкретных инструкций, а в качестве стиля действий в подобных ситуациях.
Теперь рассмотрим случаи, когда плохое настроение не связано с физическим самочувствием. Во всех возможных вариантах это ваша неверная реакция на произошедшие события. Оно закончилось, а сейчас присутствует его негативная оценка. Наиболее распространены чувства разочарования, обманутых ожиданий и обиды. Все они следствие неправильной стратегии планирования. Чтобы сильно огорчиться, нужно детально запланировать некоторое событие. Ставя перед собой узкую цель и добиваясь ее строго конкретным способом, вы всегда столкнетесь с несоответствием задуманного и реальных событий. Никто не обязан согласовывать свои действия с вашими намерениями. При такой стратегии удача редкий гость, облом – нормальное явление. Для мага все дороги ведут в Рим, только одни из них короче и веселее, чем другие.
Все проблемы отступят на второй план, если на них глядеть с некоторых духовных высот. Любая духовная практика основывается на религиозных или иных воззрениях, имеющих один общий постулат загробной жизни. В христианстве, иудаизме и исламе это рай (ад). В буддизме это состояние нирваны, единение с вселенским духом, конец земной жизни. У Кастанеды это сохранение осознания за пределами земного существования. Скорее всего, читатель, как и автор, человек нерелигиозный. Что же ему предложить в качестве цели духовного стремления? Богатство, здоровье или славу? Счастье в личной жизни? Если это предел ваших мечтаний, то вы не тем родились. Придется вам всю жизнь завидовать быку – производителю. Он все это имеет. Во всех смыслах.
Спешу вас обрадовать: метацель есть у каждого человека, только она существует в несформулированном виде. В практике НЛП она называется сущностным состоянием, свойственным каждой субличности. Очевидно, что у интегрированного человека оно тоже должно быть. Ну что, попробуем ее определить?
Садитесь поудобнее, возьмите ручку и лист бумаги, войдите в ресурсное состояние "премудрого родителя". Мысленно соберите вокруг себя все основные субличности, определяющие ваше поведение во всех сферах жизни. Все они умеют разговаривать, так что их визуализация не обязательна, но желательна. Задайте им всем один вопрос: "Чем бы вы хотели заняться и чего достичь, если бы ваша первоначальная задача была полностью решена?" Старайтесь записать все ответы, озаглавив их "цель №2". Потом на досуге сосчитаете, сколько у вас основных частей. После этого займитесь каждой субличностью индивидуально, а остальных попросите подождать.
Последовательно задавайте один и тот же вопрос: "Представьте себе, что ваша задача номер N (зачитываете ее формулировку) полностью разрешена. Чем еще более важным и высоким вы хотели бы заняться?" Записывайте полученный ответ. Добивайтесь того, чтобы новая цель была четко сформулирована и была более высокой по шкале ваших ценностей. "Горизонтальные" пожелания обычно связаны с желанием заняться чем-то аналогичным с формулировкой N, их также фиксируйте, так как они относятся к неудовлетворенным потребностям. Продолжайте до тех пор, пока ответы явно не выйдут за пределы земного бытия. Например, достичь полной гармонии, выйти в духовную сферу, достичь полного покоя, общаться с высшими сущностями, слиться с Богом и т.п. На этом этапе постарайтесь не помогать с формулировками и никак не комментировать услышанное. Дело в том, что на этом этапе возможны противоречия между убеждениями и верованиями. Разница между ними состоит в том, что убеждения можно сформулировать словесно, верования относятся к области безмолвного знания. Поэтому часть личности атеиста может оказаться искренне верующей. На этом духовном уровне попробуйте достичь конечного предела (метацели), выше которой ничего нет. Если на вопрос: "Есть ли что-нибудь выше этого?", субличность твердо ответит: "Нет!", вы достигли конечного пункта. Порекомендуйте ей незамедлительно ощутить это сущностное состояние и побыть в нем несколько минут. Самое замечательное, что это им всегда удается. Было бы идеально, если она позволила и вам окунуться в это состояние, но это бывает нечасто.
Долго ждать не обязательно, так как в этом мире время условно и связано только с переходным процессом от реального к идеальному. Позовите свою проекцию обратно, расспросите ее о впечатлениях и заверьте, что теперь сущностное состояние ей всегда будет доступно, и она теперь будет там частично находиться. Попросите ее, сохраняя ощущение метацели, оценить, как после этого она относится к своим задачам на нижних уровнях. Зачитывайте в обратном порядке ее формулировки и спрашивайте, что изменилось в их оценке и способах их достижения. Добравшись до формулировки №2 и обсудив ее, спросите, в чем заключалась ее первичные цель и функция, как она теперь к ним относится и что, вследствие ощущения сущностного состояния, она собирается в них изменить. Поблагодарите за сотрудничество и переходите к следующей субличности.
Как вы, наверное, поняли, это длительный процесс. Его можно прерывать, так как объект воздействия выявлен, а этапы задокументированы. Иногда попадаются очень тугодумные субличности, проявляйте такт и терпение. Обычно вариантов сущностного состояния бывает немного, а вы приобретаете необходимый опыт. Поэтому последующие сеансы будут происходить быстрее. Сама по себе данная техника является терапевтической, так как ваши субличности после обретения метацели становятся менее остервенелыми и жесткими при выполнении своих функций. Она особенно эффективна по отношению к проекциям, заставляющим вас испытывать неприятные ощущения: тревогу за близких, постоянное беспокойство по какому-нибудь поводу, навязчивое переживание прошлых событий и т.п.
Закончив процедуру со всеми желающими, проанализируйте полученную информацию. У вас выявилась куча субличностей, имеющих разнообразные функции, цели и устремления. Часть ваших потребностей никем не реализуется, а существует в виде пожеланий их осуществления. Скорее всего, это связано с негативным отношением к ним других членов вашего "коллектива". Очевидно, что ваши проекции нужно рассортировать и объединить по какому-то принципу. Наиболее рационально их проинтегрировать на основе одинаковых или схожих сущностных состояний.
Рекомендую следующую тактику. Активизируйте ресурсное состояние и соберите вместе проекции, имеющие одинаковые или близкие по смыслу метацели. Отправьте их всей группой в сферу сущностного состояния с наказом вернуться оттуда единой субличностью с объединенными ресурсами. Перед этим их желательно всех визуализировать, чтобы оценить полученный результат. Дождитесь возвращения интегрированного образа и расспросите, в чем теперь состоит его обобщенная цель, и как он теперь собирается выполнять многочисленные первоначальные функции. Если вы почувствуете, что возникли проблемы в определении новой стратегии поведения, отправьте его к творческой части. Пусть он отберет максимальное число вариантов действий, которые будут приносить удовольствие и ему и всей личности в целом на пути к его метацели. Когда он появится вновь, определите, какие изменения произошли в его внешнем виде, и попытайтесь представить исходные субличности. Если это не удается или первоначальные образы нестабильны, значит, процесс интегрирования закончился успешно. Косвенным результатом, подтверждающим произошедшие изменения, будет устойчивое хорошее настроение и неожиданные выходки с вашей стороны в ранее рутинных ситуациях.
Не стремитесь объединить данной техникой все субличности, путем выявления некоего обобщенного сущностного состояния. Будет замечательно, если у вас останется не более трех метацелей, имеющих принципиальное духовное различие.
После этого настанет время узнать свое сущностное состояние. Теперь подопытным кроликом являетесь вы сами. Задайте себе вопрос: "Каковы мои жизненные цели?" Начните с реально достижимых задач, с того, что доступно другим людям. Теперь представьте, что вы всего этого достигли окончательно и бесповоротно. Подумайте, чего вам теперь хотеть. Хорошо, вы и это имеете. Чего бы вам хотелось еще более важного и высокого? Ничем не ограничивайте свою фантазию. Поднимайтесь по лестнице приоритетов все выше и выше. Вам все по силам, это ваша вселенная, а вы ищете ее смысл и назначение. Выходите за пределы человеческих способностей, добирайтесь до конечного пункта. Это полная бесконечность. Для ее познания нужна вечность. Вот она, ваша метацель! Вы достигли состояния расширенного сознания. В нем нет слов, есть только ощущения. Насладитесь ими. Побудьте в этом состоянии как можно дольше. Попытайтесь сформулировать, что это такое словами или символами. Обязательно поместите их в амулет.
Теперь у вас есть мегаресурс. Любая ваша жизненная цель актуальна лишь тогда, когда она служит ступенькой на пути за пределы возможного. Не удивляйтесь полученной формулировке. Она может противоречить вашим убеждением, но соответствовать истинным мотивам существования. Это ваш Дао, он теперь всегда будет с вами. Вы принадлежите ему, он ведет вас. Теперь есть мерило для любого события и каждой жизненной ситуации. Посмотрите, как знание метацели преобразует ваше отношение к прежним событиям и жизненным целям, сформулированным вами незадолго до этого. Как множатся пути их достижения, как раздвигается жизненный горизонт. Лично я ощутил это как выход в многомерное пространство истинного смысла своего существования. Не прерывая эти ощущения, оцените групповые сущностные состояния ваших субличностей. Являются ли они ступенями на вашем пути? Все дороги ведут в Рим, если знать где он находится.
Обязан предупредить: состояние расширенного сознания резко отличается от его обычных форм существования. Поэтому впоследствии трудно вспомнить не только свои ощущения, но само существование метацели. Не беда. Через некоторое время вы начнете вспоминать и сможете повторить свое путешествие. Это же касается и ваших проекций. На начальной стадии они все забывают и попадают в сущностное состояние только по вашей инициативе. Напоминайте им о нем почаще.
Теперь, зная свое предназначение, перечитайте признаки ресурсного состояния. Надеюсь, они стали понятней, а пути его достижения более реальными. Льщу себя надеждой, что вы поняли, почему я уделил столько внимания хорошему настроению. Этот формальный признак интегрированности является символическим описанием процесса движения к познанной цели. У каждого человека свой путь. Происходящее с ним – это испытания и приключения его Дао. Они никоим образом не являются препятствием для дальнейшего продвижения, скорее это указательные знаки для вашего внимания. Поэтому большинство происходящих событий не требует вашего вмешательства. Это надо понимать и не ввязываться в драку там, где нужно просто наблюдать. Эмоции не лучший советчик. Наоборот, проявлять пассивность там, где выбор действий зависит только от вас и касается только вас лично, это движение назад в пучину дезинтеграции. У Кастанеды есть замечательный совет, который я приведу в вольном изложении. «Когда ты стоишь перед выбором, который может изменить дальнейшее течение жизни, оглянись через левое плечо и спроси совета у своей смерти. Она всегда там, на расстоянии вытянутой руки. Она является единственным ограничением на пути к метацели и всегда поможет понять, твоя ли это битва. Но если ты принял решение, действуй без колебаний и предельно эффективно. Ответственность за победу или поражение целиком ложится только на тебя». В этом смысл второго и третьего признаков ресурсного состояния. Добиваясь чего-либо конкретного, всегда следует знать цель более высокого порядка. К ней ведут много дорог. Локальная неудача служит всего лишь сигналом: подумай, есть ли более эффективный и приятный способ продвижения вперед.
Четвертый признак – умение найти забавную сторону событий – служит компасом на пути и индикатором силы. Если дорога к ближайшей цели так трудна, что загоняет вас в смертельную серьезность, значит, вы сбились с пути и не рассчитали свои силы. Улыбнитесь и посмейтесь над своими жалкими потугами. Улыбка освещает путь и делает его короче.
Пятый признак – доброжелательность – помогает привлечь на свою сторону людей и жизненные обстоятельства. Кроме того, доброжелательность сама по себе является ресурсным состоянием ожидания приятных событий. Можно быть доброжелательно наглым или приязненно трусливым. Главное оставаться гибким и готовым к любому развитию ситуации. Пластичность поведения – качество только интегрированной личности, так как только у ней нет стереотипов поведения.
Существуют иные признаки свершившихся изменений во внутреннем мире. Один из них – способность на длительное время прекращать внутренний диалог. Обычный человек не может и минуты ни о чем не думать. Наступление длительных периодов ментальной тишины свидетельствует о завершившейся интеграции наиболее интеллектуальных субличностей. Им теперь не нужны длительные дискуссии для достижения согласия, они стали менее озабоченными и тревожными. Состояние "пустой головы" позволяет включать более сложные ментальные процессы. К ним можно отнести медитацию и безмолвное знание. В восточных духовных практиках медитация используется для прекращения внутреннего диалога, отстранения от рутинных проблем и для выхода в духовную сферу. У нас получается наоборот: сначала возникает ментальная тишина, а она позволяет познавать истины духовного мира, совершать виртуальные путешествия, то есть, медитировать.
Попасть в область безмолвного знания сложнее. По сути дела, это состояние расширенного сознания. Его наступление связано с сосредоточением на какой-либо духовной проблеме. Первые опыты подобного рода вызывают сложный комплекс ощущений. Внезапно открывается плотина, и на вас обрушивается поток информации. Он настолько мощен и быстр, что обычно наступает шок. Срабатывают защитные механизмы, и вы возвращаетесь в обыденной состояние, судорожно пытаясь сохранить в памяти хоть какие-нибудь крохи того, что казалось необъятным. Там нет последовательного времени, хотя часть знания и воспринимается как видение будущего. На следующий день ничего, кроме факта самого события и общей темы понятого, вспомнить не удается. Не огорчайтесь, ко всему нужно привыкнуть. Могу только добавить, что для практик медитации и безмолвного знания нужно обязательно включать ресурсное состояние. Это сложно, но только оно помогает освоиться в необычной обстановке с повышенным эмоциональным фоном.
Особую трудность представляет втискивание многомерного знания в обычную структуру слов и образов. Печальным примером служит данная работа, та бессвязность и несуразица, которые вы могли в ней обнаружить. Истинное знание невозможно выразить привычными способами. Надеюсь, вам будет проще, чем мне.
В заключение четвертой ступени интеграции обязан сообщить, что эти эффекты, в основном, характерны для последующих этапов интеграции личности, и свидетельствуют о необратимых изменениях во внутреннем мире. Не следует торопить события. Все придет в свое время.
Снаружи больше, чем внутри.
Этот раздел посвящен соотношению внешнего и внутреннего мира. В бессмертном произведении Я. Гашека описывается безумная фантазия пациента сумасшедшего дома, утверждавшего, что внутри земного шара находится другой, большего диаметра. Я с ним солидарен, если под земным шаром понимать человеческую голову, а под вторым шаром – внутренний мир. То, что снаружи, лишь малая часть того, что внутри. Я не призываю всех уйти в себя и стать аутистами. Всего лишь хочу подчеркнуть, что любой личности предоставлена во владение целая вселенная, и она может делать с ней все, что заблагорассудится. Не менее важным является то, что, расширяя внутренне пространство, вы раздвигаете пределы мира "реального". Что может быть реальней и актуальнее ваших чувств и ощущений? Конечно, все это останется разговорами на отвлеченные темы до тех пор, пока вы не попробуете убрать пару внутренних перегородок.
У каждого возраста свои проблемы. Тем не менее, их можно сгруппировать следующим образом: здоровье, общение и жизненные ситуации. Кажется, что только первые две лежат на стыке внешнего и внутреннего мира. Судьба всегда воспринималась в западной культуре как внешняя сила. Человек в состоянии противопоставить ей свободу воли, выбора и принятия ответственности. Именно поэтому западный Дао можно образно описать как путь, пролегающий на границе двух бесконечных миров.
Начнем со здоровья. Оставим в стороне медицину и порадуемся ее успехам. Человек, также как и микрочастица, может быть описан с противоположных точек зрения: как материальное живое тело, сообщество клеток, молекул и атомов, и как информационная (духовная) структура. И тот, и другой подход позволяют в разных терминах описывать состояние одного и того же объекта. Очевидно, что их совместное использование позволяет создать наиболее точную объемную картину.
С точки зрения информационной структуры человека, организм есть объект воздействия системы управления (личности). Поэтому вполне естественно считать, что все болезни (включая инфекционные и травмы) имеют психосоматический характер. В народе эту фразу переводят так: все болезни от нервов. Вряд ли кто будет спорить, что травмы это следствие невнимательности или неправильного расчета. Даже, если вас подорвал террорист, всегда можно порассуждать о возможности предвидения подобного инцидента. Инфекционные болезни одновременно являются следствием, как внешнего воздействия (заразы), так и слабости иммунной системы, управляемой "животными" слоями личности, его генетической программой и психоэмоциональными состояниями. Аналогично аутоиммунные заболевания можно отнести как на счет плохой экологии как внешнего, так и внутреннего мира. Поэтому медикаментозное и ментальное влияния на процесс болезни являются равно значимыми и взаимодополняющими.
|