Автор считает нужным напомнить, что все изложенное в данной работе не является конкретными инструкциями для достижения прагматических результатов. Скорее это описания стиля поведения, позволяющего жить весело и со вкусом к жизни. В этом русле каждый волен выбирать любое направление и способ передвижения. Все мы Гости на этой земле. В гостях хорошо, а дома лучше? Желаю успехов.
Вместо заключения
У меня внезапно возник кризис жанра. Уже написанный материал я дал почитать другу – заединщику. Вволю оттянувшись по поводу моего литературного стиля, он спросил, что побудило меня систематизировать наши практики. Соединив этот вопрос с возникшим нежеланием писать дальше, я объявил общий сбор. Когда магическая общественность вникла в ситуацию, было принято решение совершить ритуал гадания на внутренностях. Идея заключалась в следующем. На любой вопрос существует множество ответов. Какой из них выбрать – вот магическая проблема. Поскольку причиной затруднений оказалась моя рукопись, решено было гадать по ее внутренностям. Процедура была предложена следующая. Рукопись подбрасывалась в воздух. Затем два человека (автор и озадачивший его вопросом) подбирали из общей кучи по листу и соединяли их вместе текст к тексту. Третий человек наугад протыкал сложенные листы. Отмеченные слова и должны были послужить ответом. Все было исполнено, как задумано. Как всегда непродуманной оказалась заключительная мелочь. Назначенный третьим в порыве вдохновения проткнул листы пальцем. Образовалась большая дыра, полностью исключавшая возможность что-нибудь прочесть на ее месте. Все были весьма удивлены этим результатом, пока автор не сообразил изучить пострадавшие листы. Оказалось, что это были первая и последняя страницы его труда. Им же было произнесено слово "кольцо". Желая подтвердить свою догадку, я спросил мнение участников по поводу происшедшего. Все дружно сошлись во мнении, что процесс написания данного труда завершен (начало слилось с концом). Этим и вызвано нежелание писать дальше. Побудительный мотив создания текста явно не принадлежал автору и вызван внешними причинами. На это указывал размер дыры, препятствовавший точно завершить задуманное. Чуть позже возникли некоторые дополнительные соображения. У одного из участников четыре ступени интеграции вызвали ассоциацию с крыльцом школы, в которой он когда-то учился. Тут же вспомнили, что в начальной школе четыре класса. Естественно возникло словосочетание "школа интеграции". Автор тут же был назначен ее директором, был выбраны два завуча, остальные довольствовались званием учителей. Так придурковатое гадание стало указателем на нашем пути.
Ну что ж, добро пожаловать в школу интеграции! Мы набираем учеников и начинаем обучение.
Приложение
Предварительная информационная структура живого существа
В течение всей своей культурной истории человек пытается понять, что он собой представляет, и каково его место во вселенной. В конечном счете, именно эту цель преследуют религия, философия и естественные науки. Исключая крайние тенденции, спор идет о соотношении в человеке материи и духа. В последнее время к этим фундаментальным понятиям стали добавлять еще два – энергию и информацию, как свойства и материального и идеального. Поскольку эти термины ниже будут часто использоваться, рационально дать им точные определения [2].
Энергия – 1) общая мера различных видов движения и взаимодействия; одни виды Э. могут превращаться в другие в строго определенных количественных соотношениях; при всех превращениях Э. общее количество ее не изменяется; 2) деятельная сила, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели.
Информация – 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи; 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы. И. – есть фактор управления во всякой самоорганизующейся системе, и служит причиной ее целенаправленных изменений (информационная причинность).
Энтропия – 1) одна из величин, характеризующих тепловое состояние тел или системы тел; мера внутренней неупорядоченности системы; при всех процессах, происходящих в замкнутой системе, Э. или возрастает (необратимые процессы), или остается постоянной (обратимые процессы); 2) в теории информации – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или четным числом исходов, например, опыт, до проведения которого результат в точности не известен.
Таким образом, человек может быть описан, как самоорганизующаяся замкнутая система, составные элементы которой (органы, клетки и молекулы) – материальные носители энергии и информации. Информация есть причина всех изменений, происходящих в организме и психике, фактор их самоорганизации и управления.
Похожее описание человека, как энергоинформационного существа, дано у Карлоса Костанеды, утверждавшего, что "человек – это воспринимающий сгусток чистой энергии". Автор, используя такой подход, предлагает ввести структуру личности на основе последовательности ввода, обработки, хранения и вывода информации, абстрагируясь от ее материальных носителей.
Толчком для составления структуры личности послужила работа Роберта Дилтса [1], глубокого специалиста в области теории и практики НЛП. В ней он предложил использовать в НЛП понятия поверхностных и глубинных информационных структур, предложенных Наумом Хомским и развитых Гюнтером Стентом. Последний является автором понятия "структурализм", выдвигаемого в качестве решения непримиримого конфликта между материализмом и идеализмом. По мнению Р. Дилтса и Г. Стента, для человека "реальность является набором информационных структур, полученных путем трансформации первичных данных о мире". Преобразование первичных данных в структуры включает в себя процессы избирательного опущения, искажения или обобщения информации. Таким образом, сознание не может, в точном смысле этих слов, ни полностью отражать (материализм), ни конструировать (идеализм) реальность. Первичные данные о мире приобретают для человека смысл и значимость только после ряда операций, которые преобразовывают их в нечто, соотносящееся с уже существующими в нем структурами. Последние образовываются из информации, освоенной и присвоенной в результате предыдущего опыта. Р. Бэндлер и Дж. Гриндер в своей книге "Структура магии" использовали две градации информационных структур – глубинные и поверхностные, обращая особенное внимание на то, как поверхностные структуры (речь, мимика, жесты) отражают глубинные (идеи, эмоции, убеждения и ценности). Вместе с тем отмечается, что существует много уровней последовательно более глубоких структур в строении и организации различных систем.
Излагаемый далее материал является результатом влияния этих взглядов. Возможные ошибки и несуразицы полностью ложатся на совесть автора.
Рационально подразделять все структуры по степени трансформации первичных данных о мире на поверхностные, промежуточные и глубинные. Входные поверхностные структуры осуществляют предварительную обработку информации, поступающей от органов чувств, выходные – сообщают ее другим людям. Промежуточные структуры обрабатывают данные с целью передачи их глубинным элементам, и вырабатывают ответную реакцию. Глубинные структуры осуществляют накопление и обобщение жизненно важных данных.
На рис. 1 показана принципиальная структура живого существа.
Рис.1
Требуют пояснения следующие позиции.
Фильтры – поверхностные и промежуточные структуры, осуществляющие выделение, искажение (адаптирование) и опущение (блокирование) информации.
Анализ – промежуточные структуры, осуществляющие обработку информации с целью выработки на нее ответной реакции или для ее дальнейшей передачи в глубинные структуры.
Намерение – структуры вывода данных, предающие информацию для ее манифестации в виде действий и реакций.
Приоритеты – выходные структуры, определяющие порядок (очередность) воспроизведения информации поверхностными структурами.
Промежуточные элементы ввода и вывода взаимно влияют путем обмена или блокирования прохождения данных. В глубинных структурах содержатся рекомендации и программы действий для любых жизненных ситуаций.
Поверхностные, промежуточные и глубинные структуры выделены разными оттенками.
Данная схема не отражает ни материальных носителей, ни энергетического преобразования данных. Так же следует понимать, что любое структурирование системы условно и имеет конкретную цель.
Детализированная структура человеческой личности
Предварительная схема иллюстрирует общий подход к анализу информационной сущности живых существ. Разработка детализированной структуры человеческой личности требует расширения понятийного ряда. Вполне естественным представляется использование общепринятых понятий психологии и физиологии. Так же важна и оптимальная степень ее детализации. Желательно учесть главные элементы, но их большое число резко снижает наглядность и затрудняет понимание основных взаимосвязей. Большинство вводимых понятий являются общепризнанными, тем не менее, рационально дать им точное определение. Формулировки даются либо из "Большой медицинской энциклопедии" [3], либо из основополагающих работ по НЛП [1, 5-12]. Там, где нет ссылок на источники, определения даются в авторской формулировке.
На рис. 2 показан вариант детализированной структуры человеческой личности. Процесс ее формирования в данной работе не приводится. Отдельно обозначены поверхностные, промежуточные и глубинные структуры.
Элементы структуры ввода и обработки информации
Входные поверхностные структуры
Органы чувств – морфофункциональные образования, обеспечивающие восприятие различных раздражений, действующих на организм человека и животных. На основе о.ч. строятся разнообразные ощущения (вкус, зрение, обоняние, осязание, слух). Основными элементами, определяющими специфику того или иного О.ч., являются рецепторы [3].
Очевидно, что О.ч. человека способны реагировать на очень небольшую часть элементов внешнего мира. Диапазон восприятия может быть расширен за счет специальных приборов, преобразующих недоступные человеку данные в доступные. Таким образом, О.ч. – это фильтры, выделяющие, опускающие и искажающие входную информацию. Вместе с ощущением и восприятием образуют входную поверхностную структуру.
Ощущение – субъективное отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на О.ч., обеспечивает ориентировку организма в окружающей среде [3].
Восприятие – психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира, чувственный образ предметов и явлений внешнего мира [3].
Хотя два последних определения чисто материалистические и не вполне соответствуют понятиям структурализма, они в целом могут быть приняты. В работах по НЛП вкус, обоняние и осязание принято объединять в общую группу кинестетических ощущений (К). Остальные ощущения принято обозначать как визуальные (В) и аудиальные (А). Каналы прохождения А, В и К информации автономны, но могут и взаимодействовать. Принято считать, что более 2/3 информации поступает по видеоканалу, меньше трети – по аудио, остальное занимает запах, вкус и телесные ощущения.
Для дальнейшей обработки входная информация должна какое-то время сохраняться. С этой целью используется кратковременная (оперативная) память. Всем известны эффекты продолжения "звучания" закончившихся звуков и "видение изображений" быстро исчезнувших объектов. Последнее обстоятельство и делает возможным существование кино и телевидения.
Структура человеческой личности
Рис. 2.
Следует отметить избирательность органов чувств, разделяющих фоновую и актуальную информацию. Обычно актуальными являются воздействия с большой скоростью изменения интенсивности сигнала (вспышка, хлопок, ожог и т.п.). Фоновая
информация так же может быть воспринимаема при фиксации фокуса внимания на данном канале входа данных. Считается, что одновременно человек способен воспринимать 72 единицы информации. В данном случае под единицей понимают комплекс ощущений, на котором может быть сфокусировано внимание.
Таким образом, входная поверхностная структура человека осуществляет взаимодействие с поверхностными структурами объектов внешнего мира за счет целенаправленного опущения, искажения, кодирования и накопления информации, с последующей передачей ее промежуточным структурам.
Входные промежуточные структуры
В промежуточных структурах происходит установления соответствия между текущими данными и хранимыми в долговременной памяти на основе причинно-следственных связей и выделения существенных аналогий (ассоциаций). Так ни разу не обжигавшийся ребенок может схватиться за горячий утюг. Впоследствии пережитое ощущение он может ассоциировать с формой, цветом, запахом, издаваемым звуком и другими признаками опасного предмета.
В соответствии с тремя выделенными входными каналами можно ввести три входных промежуточных структуры. Для К канала это эмоции, для В канала – воображение, для А канала – мышление.
Эмоции - субъективные состояния человека и животных, возникающие в ответ на воздействие внешних и внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний. Биологическое значение Э. определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменение окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей [3]. Э. проявляются в виде ощущений. Особенно следует отметить свойства этой промежуточной структуры анализировать входную информацию и преобразовывать ее в энергию Эмоциональный блок служит для быстрейшего преобразования потребностей в действие. Блокировать э. могут воля и частично мышление.
Как следует из определения, блок осуществляет эмоциональный анализ текущих и прошедших ситуаций. Наиболее характерны эмоциональное выделение и искажение информации. Э. также сильно влияют и на ощущение, восприятие и органы чувств, заставляя их вносить дополнительные искажения.
Непосредственно с эмоциями связана глубинная структура эмоциональной и кинестетической памяти (Э. и К.). Эмоции характеризуются резким изменением энергетического состояния психики, поэтому они легко запоминаются и легко извлекаются из памяти. Многие забытые воспоминания просто извлечь, попросив вспомнить свои ощущения и эмоции в тот промежуток времени.
Эмоциональная и кинестетическая память близко сопрягается с понятиями подсознания и бессознательного, так как в ней хранятся нереализованные потребности и неразряженные эмоции (импринты). Как и любая глубинная структура, она характеризуется большой инерционностью, вся хранящаяся в ней информация рассматривается как здесь и сейчас. Поэтому воздействие на э. и к. память должно производиться осторожно. Внешняя активизация импринта вызывает такие же эмоции, что и в момент его возникновения, а его разрядка сопровождается либо сильной релаксацией, либо нервной дрожью (НЛП). Непосредственно с э. и к. памятью. связана другая, более глубинная структура – витальность.
Витальность – "жизненная сила", энергия, прилагаемая для реализации генетической программы развития, поддержания в оптимальном состоянии и защиты организма и социума, в котором он существует [3]. Это самая таинственная глубинная структура, поскольку она тождественна аристотелевской энтелехии (нечто, в самом себе несущее цель). С материалистической точки зрения это генетическая память, недоступная сознанию. С религиозной точки зрения она частично соотносится с понятием "душа". В. – наиболее глубокая информационная структура, первопричина возникновения остальных структур.
В литературе по НЛП отсутствуют факты непосредственного воздействия на В., только опосредовано через эмоциональную память, убеждения и верования. В кинестетическом блоке структур в. отвечает за идентификацию организма (иммунная система) и личности.
Очевидно, что кинестетический блок наиболее тесно связан с выходной промежуточной системой физиологических функций и отвечает за психические и психосоматические заболевания. Его можно охарактеризовать как животную часть человеческой личности.
Вторая входная промежуточная структура связана с визуальным каналом ввода информации и кодирована как воображение.
Воображение – психический процесс создания человеком новых образов на основе имеющихся (старых) путем их преобразования. Различают произвольное и непроизвольное в., а так же воссоздающее и творческое. Воссоздающее в. появляется при необходимости воссоздать представление об объекте по его описанию. Творческое в. характеризуется самостоятельным созданием новых образов [3]. В. позволяет анализировать текущие данные на основе причинно-следственных связей и аналогий и прогнозировать будущие события. В. связано не только с визуальным, но и с аудиальным и кинестетическим каналами ввода информации, так как можно "вообразить" ощущения и звуки. В. может приводить к аберрациям (обману зрения) и к позитивным и негативным галлюцинациям. С в. связана глубинная структура визуальной памяти (В). В целом, память является единой структурой, но в силу разделенности входных каналов К, В и А информации, она имеет сложное строение. Существуют воспоминания, легко воспроизводимые визуально, но без сопровождающих звуков. Причем, если эти воспоминания всплывают, как набор слайдов, звук не удается восстановить и с помощью синестезии (НЛП).
Информация, хранящаяся в визуальной памяти, имеет много субмодальных параметров, некоторые их них являются критическими с точки зрения кодировки эмоций (НЛП).
Непосредственно с воображением и визуальной памятью связана глубинная структура творчество.
Третья входная промежуточная структура связана с аудиальным каналом и названа мышлением. Мышление – высшая форма активного отображения объективной реальности, состоящая в целенаправленном опосредованном и обобщенном познании человеком существенных связей и отношений вещей. М. возникает в процессе общественно-производственной деятельности и протекает преимущественно в форме понятий и категорий, в которых закреплен и обобщен социально-исторический опыт человечества. Опираясь на чувственное познание, м. преобразовывает его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Позволяет проникать в закономерности природы, общества и самого мышления [3].
Не очень удачное определение, попробуем дать иное. Мышление – промежуточная структура человеческой личности, взаимодействующая с промежуточными информационными структурами людей и материальных объектов, позволяющая восстановить аспекты, частично опущенные или искаженные органами чувств, ощущением и восприятием. Основным инструментом м. является логика, привнесенная в процессах воспитания, обучения, самообразования и социально-трудовой деятельности. М. заключается в целенаправленном оперировании словами, понятиями, символами, знаками, образами, музыкальными фразами, изображением, движениями и жестами с целью восстановления или выявления недостающей информации.
Глубинные структуры
Непосредственно с мышлением связаны следующие глубинные структуры: аудиальная, словесная и понятийная память (А, С и П), карта, культура и искусство (К и И).
Аудиальная, словесная и понятийная память – отдел долговременной памяти, хранящий информацию, преобразованную мышлением.
Карта – представление о внешнем и внутреннем мире, составленное на основе данных, присутствующих во всех промежуточных и глубинных структурах человека. Топология карты тесно связана с противоречивыми и даже взаимоисключающими убеждениями и верованиями, сформированными на основе впечатлений от личного опыта, а не на базе строгих логических построений. Карта ограничивает территорию известного и, как правило, является ограничителем свободы выбора поведений и переживаний человека. Кастанеда называл ее "тональ": "Наш разум заставляет нас забыть, что описание – это только описание, и, проще чем осознать это, человеческие существа заключают себя в заколдованный круг, из которого они редко вырываются в течение отпущенного им времени жизни". Целостной карты у человека, как правило, не бывает. Есть целый "атлас" для разных ситуаций и жизненных тем.
Культура – степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо [3]. В определенном смысле К. – это социальная "карта" человека, степень его социальной адаптации.
Искусство – художественный способ описания внешнего и внутреннего мира с помощью слов, звуков, изображений и движений, результат художественного (чувственно-ассоциативного) творчества. И. тесно связано с глубинными структурами воображения, памяти, убеждений и верований, а так же с выходной промежуточной структурой – творчеством. И. – особый способ мышления.
Самыми глубинными структурами в аудиальном (сознательном) блоке являются убеждения и верования. Убеждения – идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Любое У. имеет в своей основе воспоминание об одном или нескольких реальных или выдуманных событиях. У. могут быть как побуждающими, так и ограничивающими (НЛП). В отличие от верований, У. менее инерционны, и могут быть изменены или преобразованы.
Творчество – глубинная структура, позволяющая преобразовывать имеющуюся в человеке информацию в новую. В отличие от мышления, направленного на частичное восстановление вводимых данных о внешнем мире, творчество восстанавливает и преобразует информацию, хранимую в глубинных структурах человека. Т. – альтернативный способ мышления и не контролируется сознанием.
Верование – основополагающие убеждения, духовность, уровень ответов на метафизические вопросы о добре и зле, жизни и смерти. В. не имеет логической структуры, ее постулаты не требуют обоснования, это наиболее глубинный анализ жизненной информации. В. – наиболее глубинная структура "человеческой" части личности, фундамент ее существования. В некотором смысле содержит все, чем мы являемся, и что делаем, но не сводится ни к одной из этих вещей (НЛП). В. очень инерционно и не поддается логическим доводам, является центром идентичности мыслительных структур. Значительные изменения в этом блоке всегда связаны с сильными душевными переживаниями и затрагивают витальность.
Со структурами аудиального блока тесно связана выходная промежуточная структура транслятора.
На рис. 2 стрелками показаны взаимодействия (обратные связи) отдельных элементов между собой. Наиболее сильные взаимовлияния между структурами одного уровня. В целом можно говорить о единстве отдельно поверхностных, промежуточных и глубинных структур, а их обособленность связана с разными сроками возникновения
(с точки зрения развития человека как вида) и определенной специализацией обработки и хранения информации.
Промежуточные структуры, как входа, так и выхода информации, могут быть объединены понятием "внутренний мир" На каждой из них может быть сосредоточен фокус внимания, тогда как глубинные структуры доступны вниманию лишь частично, да и то при использовании специальных стратегий. Сосредоточение фокуса внимания на поверхностных структурах ввода информации принято называть аптаймом (чистое восприятие), глубокое погружение в себя – даунтаймом (разновидность трансового состояния).
Промежуточные структуры вывода информации
(структуры принятия решения)
Источником выводимой человеком информации является внутренний мир, объединяющий физиологические функции, эмоции, воображение, мышление, навыки и умения, транслятор. Все перечисленные элементы это промежуточные структуры ввода-вывода.
Физиологические функции – формы деятельности, характерные для живой структуры на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях, а также на уровне целостности организма. Основной ф.ф. живой структуры на любом уровне является постоянный обмен веществ и энергии, с которым связаны такие проявления жизнедеятельности, как рост, развитие, размножение, питание, дыхание, движение [3]. В данной конкретной схеме Ф.ф. учитывают взаимосвязь информационных элементов с их материальными носителями. По сути дела это первоочередные и безусловные программы действий в соответствии с сигналами, поступающих от внешних и внутренних рецепторов, и осуществляющие непрерывное функционирование организма. Ф.ф. – "животная" часть человека, включающая в себя инстинкты и рефлексы.
Инстинкт – целенаправленная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершаемая под влиянием биологических потребностей, информационный опыт предыдущих поколений по удовлетворению основных потребностей [3].
Рефлекс – изменение активности организма в ответ на раздражение рецепторов. Различают безусловные и условные рефлексы [3].
Навыки и умения – готовые программы действий человека, приобретенные в процессе обучения и социальной деятельности, сложные рутинные действия, не требующие непрерывного контроля сознания. Эти понятия тесно связаны с понятием субличности.
Транслятор – промежуточная структура вывода словесной информации, понятие дается впервые. Т. тесно связан с понятием субличность (см. ниже). Т. – безличный механизм, позволяющий преобразовывать несловесную часть информации, содержащуюся в промежуточных и глубинных структурах, в вербальную с целью превращения ее в осознанное намерение или потребность. Т. осуществляет связь субличностей между собой и с сознанием, озвучивает "внутренний диалог" человека, преобразовывает эмоции непосредственно в слова и междометия. Плохо контролируется сознанием, хотя и пользуется некоторыми его структурами.
Выходные поверхностные структуры
Потребности, намерения и стремления образуют область оперативной памяти вывода информации.
Потребность – настоятельное желание сделать что-либо. Причиной возникновения п. являются физиологические функции и эмоции.
Намерение – менее побудительно, чем потребность и направлено на более сложный вид деятельности. Причиной н. могут быть физиологические функции, эмоции, воображение, мышление и интуиция.
Стремление – желание добиться какой-нибудь сложной цели, требующей для своего достижения длительного времени и совокупности разных действий. Побудительными причинами с. могут быть все промежуточные структуры.
Потребности, намерение и стремление могут иметь отложенный статус или быть вообще нереализованными. В последнем случае они переходят в долговременную эмоциональную память, сохраняя всю свою побудительную энергию. Порядок их реализации, откладывания или вытеснения осуществляет более близкая к поверхности структура. Она включает в себя приоритеты, волю и планирование.
Приоритеты – определяют порядок удовлетворения потребностей и намерений в соответствии с их актуальностью и адекватностью окружающим условиям.
Воля – особая форма активности человека, которая состоит в осуществлении действий, направленных на осознанную цель и связанных с усилиями, требующимися для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к цели [3]. Воля может, как ускорять реализацию п., н. и с., так и откладывать или отклонять их осуществление. В. представляет собой сознательный контроль действий, осуществляемый разными структурами (мышлением, культурой, убеждениями и верованием).
Далее перечисляются собственно поверхностные структуры вывода информации. Они включают в себя психофизические состояния, сигналы доступа, действия и движения, поведение, речь и другие способы кодирования информации.
Психофизические состояния – специализированные состояния психики и соответствующих физиологических функций, необходимые для выполнения конкретных действий. Определяются взаимосвязью (цепочкой) глубинных, промежуточных и поверхностных информационных структур, находящихся в данный момент в активизированном состоянии. Примером п.с. могут служить транс, сон, отдых, наркотическое опьянение, физическая деятельность, выполнение стандартных видов деятельности, в том числе производственных функций и т.д. В любой момент времени человек находится в конкретном п.с., которое определяет интенсивность и адекватность его действий.
Сигналы доступа (СД) – соматические (телесные) реакции, отражающие внутренние психические процессы. Включают в себя: позу, жесты, частоту дыхания и пульса, изменение цвета кожи, движение глаз, особенности речи и т.п. (НЛП). С.д. – свидетельства физиологического и эмоционального состояния человека, фиксации внимания на той или иной структуре внутреннего мира, не контролируются сознанием и служат эффективной обратной связью при общении.
Действия – простые или сложные движения, позволяющие удовлетворить потребности и намерения. Различают рефлекторные Д., как ответ на внешнее воздействие, и целенаправленные Д., побуждаемые процессами внутреннего мира.
Поведение – социально значимые действия по отношению к другим людям, стандартные паттерны общественного поведения. П. тесно связано с культурой человека и его эмоциональным и психофизическим состоянием.
Сообщение – словесная или иным образом кодированная информация (звуками, жестами, движениями, рисунками и схемами, написанными символами и т.п.), предназначенная для передачи другим людям.
Хотя почти все элементы структуры личности, изображенные на рис. 2, получили свое определение, остались еще несколько важных понятий. Это душа, совесть, интуиция, "Я" и субличности. Структурализм не отрицает и не утверждает наличие экзистенциальных и трансцендентных свойств у человека. Если следовать принципу Аккама, то для вводимой структуры эти понятия не являются обязательными. Тем не менее, из уважения к любым религиозным и эзотерическим взглядам, в схеме введена глубинная структура "духовность", ее можно наполнять разным смыслом. Наряду с витальностью и верованием, она является наиболее глубинной структурой внутреннего мира человека. К ее проявлениям можно отнести такие феномены, как совесть, "безмолвное знание" и откровения, получаемые из неизвестного источника, знание собственной миссии в этой жизни и т.п. Все зависит от личного опыта конкретного человека. Атеисты могут некоторые из перечисленных понятий отнести к витальности и верованию, а могут и объединить все три структуры в одну – интуицию.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины, без предварительных рассуждений и доказательств. Понятие "интуиция" охватывает довольно широкий круг психических явлений, которые характеризуются непосредственностью, озарением новой идеей в процессе познания и творчества, молниеносным "схватыванием" сути дела и несомненным участием подсознания [3]. Близким по смыслу является термин Кастанеды "безмолвное знание". И. характерна невербальным способом оперирования информацией и проявляется как чувство или ряд внутренних образов.
Таким образом, структурирование наиболее глубинных структур личности зависит от самих этих структур конкретного человека.
|