Думка Анухидий "Западный Дао. Путь интеграции"

Остается открытым вопрос, а где в схеме место для самоосознания, где собственно "Я" и что это такое. Самоосознание не может быть тождественно все структуре личности в целом, так как ее отдельные элементы могут быть активными или пассивными. Мы же свое "Я" ощущаем как константу, всегда тождественную себе, не зависимо от возраста и психофизического состояния. Даже во сне мы отличаем "Я" от "не-Я". Точно также, ни один элемент структуры не может быть отождествлен с этим понятием. Даже душа, если признать ее существование, не равна самоосознанию. Иначе придется признать, что она, частица вселенского Духа, ответственна за все творимые нами мерзости.

У Карлоса Кастанеды, описывавшего человека, как энергетическое (информационное – авт.) яйцо, есть понятие точки сборки – некоего узла, активизирующего внутренние энергетические волокна в соответствии с проходящими через него внешними энергетическими пучками. В зависимости от того, какие внешние энергетические волокна проходят в данный момент через точку сборки, она сдвигается и активизирует внутренние потоки энергии. По аналогии предлагается ввести понятие "фокуса внимания" – некоего подвижного центра, активизирующего определенную совокупность информационных структур человеческой личности. Его положение определяется состоянием внешних и внутренних потоков информации. При их соответствии, фокус внимания имеет фиксированное положение, при рассогласовании он смещается, пытаясь найти оптимальное положение. Каждый человек имеет конечное число точек фиксации, которые так же можно назвать психофизическими состояниями. Ригидные личности имеют минимальное количество таких состояний, гибкие – гораздо большее число. Различные психофизические состояния могут проявлять полярные черты личности, создавая впечатление абсолютно разных людей. Часто человек в одном состоянии не помнит, что он делал в другом резко измененном (Джекил и Хайд).

Если внешний поток информации не может быть согласован ни с одним положением фокуса внимания, человек впадает в трансовое состояние, ступор или вынужден полностью игнорировать поступающие данные. С этой точки зрения быстрый (парадоксальный) сон может быть описан, как мелкие хаотические колебания фокуса внимания, случайным образом активизирующие некоторые информационные структуры личности (чаще всего память и эмоции).

Фокус внимания может разделяться на две, три и более частей. Самый известный пример – Юлий Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно. Это обстоятельство объясняет состояния ассоциации (человек "изнутри" себя чувствует и воспринимает происходящие события или воспоминания), диссоциации (смотрит на себя со стороны, практически не испытывая эмоций), двойной диссоциации (видит себя, смотрящим на себя – другого). Собственно моменты самоосознания – это диссоциированное состояние, когда разделенные половинки фокуса внимания фиксируются друг на друге.

Расщепление фокуса внимания вызывает необходимость введения понятия "субличность". В НЛП принят несколько иной термин – "часть личности". На взгляд автора он не очень удачен, так как подразумевает некоторую ущербность и неполность. В НЛП наличие частей личности постулируется и ни чем не обосновывается. Предполагается, что они автономны, самодостаточны, имеют свою функцию и цель, в ряде случаев могут конфликтовать между собой, не контролируются сознанием.

Для каждой части личности можно выявить метацель – сущностное состояние [9]. О своих функции, цели и сущностном состоянии они могут сообщать сознанию вербально, в виде образов и ощущений или кинестетическими сигналами двоичного кода "да" и "нет". В любом случае они понимают вербальную информацию, используя транслятор. Разделение личности на части есть и в психоанализе и в гештальте. В НЛП пошли дальше ни чем не ограничивая их число, но и ни как их не структурируя.

На основе введенных понятий субличность можно охарактеризовать следующим образом. Это устойчивая связь между элементами структуры личности, созданная для достижения постоянно возникающих целей, требующих стандартных (хорошо освоенных) действий. Вследствие необходимости выполнения нескольких дел одновременно, субличности могут функционировать одновременно, отвечая за конкретные цели. Это достигается расщеплением фокуса внимания. Субличности могут использовать одни и те же информационные структуры, но в разном сочетании и в разной степени их активизации. Некоторые субличности имеют двухсторонний доступ к транслятору (безличностному механизму словесной кодировки) с целью превращения собственных нужд в потребности и намерения личности.

Если действия одной субличности мешают или прерывают действия другой, возникает внутренний конфликт, ощущаемый в виде негативных эмоций, образов или внутреннего диалога (участников обсуждения может быть и больше двух). Внешне конфликт субличностей может выражаться в виде нерешительности, нервозности, оговорок, неконгруэнтности, немотивированных вспышек эмоций и т.п.

Функционирование субличности возможно только при определенных психофизических состояниях. Поэтому не все субличности могут активизироваться одновременно. Их существование имеет очевидные плюсы: параллельное выполнение нескольких дел, минимизация расхода психической и физической энергии. Так же есть и ощутимые минусы: жесткая фиксация фокуса внимания резко ограничивает внутреннюю свободу человека, "ритуальность" действий делает его поведение детерминированным, конфликт между субличностями резко снижает его самооценку и эффективность. Поэтому интеграция частей – очевидный путь расширения и обогащения внутреннего мира.

Кастанеда утверждал, что возможны три принципиальные положения точки сборки (фокуса внимания – авт.). Если она связывает соответствующие друг другу внутренние и внешние энергии (информационные структуры) и такое соответствие уже встречалось, то это известное. Если соответствие возникает в первый раз и оно неполное – это неизвестное. Если соответствие в принципе невозможно – это непознаваемое.

С этой точки зрения можно рассматривать интуицию, как субличность, имеющую доступ непосредственно к самым глубинным структурам человека и вселенной. Мышление воспринимает данные интуиции как "неизвестное", хотя и извлеченное из недр личности.

Таким образом, можно заключить, что для человека познаваемое огромно, но не безгранично. Такой подход не отрицает ни материализм, ни идеализм. В материализме лишь ставится под сомнение постулат о том, что человек отражает внешний мир, и тот полностью познаваем. Вместо этого утверждается, что человек приводит в соответствие свои промежуточные и глубинные информационные структуры с аналогичными во внешнем мире. Также вводятся рамки познаваемости Вселенной.

В идеализме не отрицается постулат о существовании нематериального Духа, ибо информация может считаться автономной от ее материального носителя и быть свойством, как материи, так и идеального. Отрицается лишь постулат о примате духа над материей.

В конце главы рационально оценить достоинства и недостатки предложенной структуры личности и нового понятийного ряда.

Собственно схема на рис. 2 является типичной "картой" внутреннего мира. И, как таковая, она лишь частично ему соответствует. Наименование структур условно, как и их обособление. Как уже упоминалось, память едина, но имеет несколько каналов ввода-вывода информации. Причем кодировка, "сжатие" и вызов хранимой информации для А, В и К систем различны. Каждая репрезентативная система имеет свои критические субмодальности и может быть ведущей или референтной. Поэтому структуру личности можно условно поделить на три части – кинестетическую, визуальную и аудиальную. Распределение информационных структур по "глубине" соответствует их очередности при обработке информации и "инерционности" – скорости происходящих изменений. Разделение промежуточных систем произведено в соответствии с методами обработки данных. Очевидно, что физиологические функции, эмоции, воображение, мышление, навыки, умения и речь базируются на разных принципах, имеют разную скорость и глубину анализа. Они могут функционировать последовательно (за счет разной скорости) и параллельно (комплексный анализ). У конкретного человека тот или иной способ анализа может быть преимущественным.

Наиболее тесные взаимосвязи существуют между структурами одного уровня (горизонтальные связи), что не исключает обширной вертикальной связности у субличностей. Для конкретных целей общая структура личности может быть укрупнена или детализирована на выше описанных принципах. Ее элементы и их взаимосвязи могут дополняться и модифицироваться. Сама структура не должна являться самоцелью, она вводится и используется в чисто утилитарных целях.

Новый понятийный ряд, как и сам структурализм, на данный момент являются оригинальной и не до конца разработанной точкой зрения. Свежий взгляд на известные вещи помогает получить новую и упорядочить старую информацию, не отметая все предыдущее.

Предложенный подход имеет и очевидные недостатки. Он игнорирует материальные носители информации, их особенности и принципы функционирования, учитывает только конечный результат - скорость, последовательность и глубину проработки данных. Показанные на схеме обратные связи введены чисто функционально и не определяются как отдельные блоки, искажающие процессы обмена.

Список литературы

  1. Дилтс Роберт. Моделирование с помощью НЛП. –СПб.: Питер 2000.- 288 с.

  2. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992.- 740 с.

  3. Большая медицинская энциклопедия: [в 30-ти томах, АМН СССР] – 3е изд. М.: Советская энциклопедия.

  4. Карлос Кастанеда. Колесо времени. – К.: "София", ltd.,1998 – 288 с.

  5. О' Коннор Джозеф, Сеймор Джон. Введение в нейролингвистическое программирование. – Челябинск: "Библиотека А. Миллера", 1998. – 272 с.

  6. Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевой стратегии. – Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1995. – 256 с.

  7. Ричард Бэндлер. Используйте свой мозг для изменения. – СПб.: "Ювента",1995.– 168 с.

  8. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. – СПб.: "Ювента", - 1999. – 238 с.

  9. Конира Андреас и Тамара Андреас. Сущностная трансформация: обретение неиссякаемого внутреннего источника.

  10. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (уроки гипноза) /Редакция и комментарии Дж. К. Зейга. – М.: Независимая фирма "Класс", 1994. – 336 с.

  11. Джон Гриндер и Ричард Бэндлер. Трансформэшн. – Сыктывкар: "Флинта", 1999. -296 с.

  12. Дэвид Гордон. Терапевтические метафоры. – СПб.: "Белый кролик", 1995. – 196 с.

  13. Мак-Дермотт Ян, О'Коннор Джозеф. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия.–Челябинск: "Библиотека А. Миллера", 1998. –240 с.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться