Когда церемония окончилась, и толпа возбужденно переживала увиденное «чудо», Мастер обратился к ученикам:
- Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям правду?
Первый ученик сказал:
- Во имя истины я считаю себя обязанным поговорить с этими людьми.
- Если ты собираешься сделать это на свой собственный страх и риск, то начинай, — ответил Учитель.
Ученик вышел вперед, встал перед вождем и окружавшими его жрецами и сказал:
- Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому проявлению божества. Если я сделаю это, признаете ли вы, что много веков уже находитесь в заблуждении?
- Хватайте его! — закричали жрецы.
Этого человека схватили и увели, и никто никогда его больше не видел.
Путешественники тронулись в путь и через некоторое время подошли к территории второй общины, где поклонялись орудиям добывания огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей.
С позволения Мастера он сказал:
- Я хочу поговорить с вами, как с разумными людьми. Вы поклоняетесь даже не самой вещи, а всего лишь средствам, с помощью которых она может быть произведена. Таким образом, вы лишены возможности использовать эту вещь. Я знаю реальность, лежащую в основе вашего обряда.
Эта община состояла из людей более разумных, но они сказали ученику:
- Так как ты наш гость, мы почтили тебя гостеприимством. Но как пришелец, не знакомый с нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты заблуждаешься, возможно, даже пытаешься лишить нас нашей религии или изменить ее, поэтому мы даже не хотим тебя слушать.
Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей общины, они увидели перед каждым домом идола, изображающего Нура — открывателя огня.
Третий ученик обратился к руководителю общины так:
- Этот идол изображает человека, олицетворяющего собой возможность, которую человек способен использовать, не так ли?
- Может быть, это и так, — ответили почитатели Нура, — но проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.
- Только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто отказывается смотреть на определенные факты, — сказал третий ученик.
- Все это ересь, которую высказывает человек, даже не говорящий правильно на нашем языке и не принадлежащий к священникам, посвященным в нашу веру, — заворчали жрецы.
И этому ученику не удалось добиться успеха.
Группа продолжила свое путешествие и прибыла на территорию четвертой общины. На этот раз перед собранием людей выступил четвертый ученик.
Он заявил:
- История о создании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь.
В толпе возникло замешательство, и послышались разноголосые мнения. Некоторые говорили:
- Возможно, это правда, и если так, то мы непременно хотим узнать, как добывать огонь.
Но когда Мастер и его последователи испытали их, оказалось, что большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не понимали того, что огонь есть нечто необходимое для человеческого прогресса. Умы подавляющего числа людей этого племени были настолько пропитаны извращенными легендами, что те, кто воображал себя способными представлять истину как таковую, оказывались, как правило, неуравновешенными людьми, которые не смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.
Были и другие, которые заявляли: «Конечно, в легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас одурачить, чтобы занять в нашей общине высокое положение».
Третья партия говорила: «Наши легенды должны остаться такими, какие они есть, поскольку это наше наследие, соединяющее нас в единое целое. Если мы сейчас откажемся от них, а затем обнаружим, что новое толкование никуда не годно, что тогда станет с нашим обществом?»
Были также и другие точки зрения.
Итак, группа отправилась дальше и пришла наконец на территорию пятой общины, где разведение огня было чем-то обычным и общедоступным. Там путешественникам встретились другие испытания.
Мастер сказал своим ученикам:
- Вы должны научиться тому, как учить, ибо человек не желает, чтобы его учили. Сперва вы должны будете научить людей тому, как учиться. А перед этим необходимо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться. Люди воображают, что они уже все знают, и хотят всегда изучать то, что, как они думают, необходимо изучать, а не то, что должно быть изучено прежде всего. И только когда вы поймете все это, мы сможем создать метод обучения. Знание без специальной способности к обучению — это не то же самое, что знание и способность.
СКАЗАНИЕ О ПЕСКАХ
Источник: Идрис Шах Сказки Дервишей.
Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла, наконец, песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все другие преграды, река попыталась одолеть и эту, но вскоре убедилась, что по мере продвижения в глубь песков воды в ней остается все меньше и меньше. И хотя не было никакого сомнения, что путь лежит через пустыню, положение казалось безвыходным.
Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:
- Ветер пересекает пустыню, и река может пересечь ее тем же путем.
Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.
- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна отдаться на волю ветра, и он доставит тебя к месту назначения.
- Но как это может произойти?
- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.
Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее, да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь, потеряв ее однажды, как она сможет вернуть ее когда-нибудь снова? - Ветер, — продолжал песок, — именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает упасть ей вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.
- Но как я могу проверить это?
- Это так, и если ты не веришь этому, то не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, на что уйдут многие и многие годы; а ведь это, согласись, далеко не то же самое, что быть рекой.
- Но как же я смогу остаться такой же, какой я являюсь сегодня?
- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, — отвечал шепот. — Переноситься и вновь становиться рекой — твоя суть. И даже свою теперешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является существенной.
В ответ на эти слова что-то шевельнулось в мыслях реки. Смутно припомнила она состояние, в котором то ли она, то ли какая-то ее часть уже была, — но так ли это? Река подумала, что эта, хотя не всегда очевидная, но вполне реальная вещь выполнима.
И она отдалась в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль за много-много миль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил ее вниз. А поскольку у реки были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своей памяти более основательно подробности этого опыта.
- Да, теперь я узнала свою истинную сущность, — размышляла река.
Река узнавала, а пески шептали:
- Мы знаем это, потому что день за днем это происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.
Вот почему говорят, что тот путь, которым должен пролиться поток жизни в своем путешествии, осуществляя свою непрерывность, записан на песке.
ИДИ ЗА СВОЕЙ МЕЧТОЙ
Эта история об одном мальчике по имени Монти.
Когда Монти было 16 лет, задали ему написать сочинение о том, что он хочет, когда вырастет. Монти долго мучился и потратил множество часов на описание своей мечты. Он хотел когда-нибудь стать владельцем ранчо. Он исписал семь страниц, описывая в самых мельчайших подробностях ранчо площадью 200 акров, и нарисовал план расположения всех строений, конюшен и дорог. Он даже нарисовал очень подробный план дома, который он построит площадью 4000 квадратных футов. На следующий день Монти отдал свое сочинение учителю.
Два дня спустя его учитель вернул сочинение, поставив жирную красную двойку, приписав: «Останься после урока». После урока мальчик с мечтой подошел к учителю и спросил, почему он получил двойку за свое сочинение. На что учитель ответил: «Потому что такая мечта неосуществима для такого мальчика, как ты. Тебе нужно много, очень много денег, чтобы приобрести такое ранчо. А какие деньги есть у тебя? Никаких. Ты ведь из очень бедной семьи. Нет никакой возможности для тебя осуществить твою мечту. Она неосуществима. Вот что я тебе скажу. Ступай домой и напиши другое сочинение, в котором ты опишешь другую, более реалистичную мечту, и я поставлю тебе другую оценку».
Мальчик вернулся домой и попросил совета у своего отца. И вот, что он услышал: «Сынок, боюсь, тут я тебе не помощник. Я думаю, что это должно быть только твое решение, и у меня есть ощущение, что это будет действительно важное для тебя решение». Монти обдумывал слова отца целую неделю. Наконец, он вернул учителю все то же сочинение и сказал: «Вы можете оставить себе двойку, а я оставляю себе свою мечту».
Прошло время, Монти давно окончил школу, стал взрослым. И вот он рассказал эту историю и, повернувшись к группе слушавших его людей, произнес: «Я рассказал вам эту историю, потому что вы все сидите в моем доме, площадью 4000 квадратных футов, посреди моего ранчо площадью 200 акров. А то сочинение висит в рамке над камином». Монти продолжил: «Самая удивительная часть этой истории заключается в том, что два года назад, летом, все тот же учитель привез сюда 30 школьников, и они неделю расположились лагерем на моем ранчо. Перед отъездом учитель мне сказал: «Послушай Монти, об этом я могу тебе сказать сейчас. Когда я был твоим учителем, я был своего рода вором мечтаний. Мне сейчас очень жаль, что тогда я украл множество детских мечтаний. Но я очень рад, что ты нашел в себе смелость отстоять свою мечту».
Не позволяйте никому украсть вашу мечту. Что бы вам ни говорили, просто следуйте за своим сердцем.
ЗАСУХА
Однажды в далекой-далекой стране случилась засуха. Сначала дождя не было несколько дней, потом — несколько недель. И спустя несколько месяцев такой погоды, земля стала слишком сухой, растрескалась и превратилась в коричневую пыль. Безжалостные лучи солнца выжигали всякую растительность. Жара была невыносимой. Представьте себе жизнь в раскаленной духовке. Именно так ощущали себя жители той страны. Дышать было просто невозможно. Повсюду была пыль: на земле, в воздухе, на коже, в глазах, во рту — удушающая пыль.
Все растения засыхали, меняя свой цвет от зеленого к желтому, а потом и к коричневому. Они вяли и умирали. Животные очень голодали: овцы, свиньи, козы. Все они становились все тоньше, тоньше и тоньше … и тоже умирали. Люди также голодали, поскольку есть было просто нечего.
А засуха все продолжалась и продолжалась.
Тогда в один из дней этой мучительной засухи все люди собрались в храме для молитвы с просьбой послать им дождь. В жаре и духоте они опустились на колени на жесткую, пыльную, иссушенную зноем землю и начали свою молитву. Они молились, молились и молились о дожде. Но дождь так и не приходил. И вот однажды по ступенькам храма поднялась маленькая девочка. Ей было около девяти, на ней было грязное желтое, местами рваное платьице. Она была босая, и ноги ее были все в пыли. Ее длинные спутанные волосы походили на грязную паклю. И личико ее было цвета смеси загара с пылью. Она поднималась по ступенькам храма, чтобы молиться о дожде. Но знаете, что у нее было в руках? Она несла зонт. Это был далеко не шикарный зонт, а потертый, старый, сломанный зонтик. Но, тем не менее, это был именно зонт. И она проскользнула в храм, опустилась на колени, положила на пол рядом с собой свой зонтик и молилась, молилась, молилась о дожде.
И знаете что? Когда она вышла из храма, шел дождь.
МУДРАЯ ЖЕНЩИНА И ШЛЯПЫ
Автор: Аликс Нэйдельман.
Однажды мудрая женщина приехала читать лекцию в маленький далекий городок. Начав свою речь, она обвела взглядом зал, в котором собрались человек двадцать горожан, и заметила нечто странное. Все горожане были в шляпах. Странность была в том, что все эти шляпы были весьма необычными и примечательными.
Шляпа городского садовника была полностью покрыта сорняками. На молодой матери была шляпа, сделанная из детских подгузников и пеленок. На берете одного из мужчин были напечатаны декларации о доходах. У другого мужчины был котелок с тремя телефонными аппаратами на нем. Кто-то был в меховой шапке, которая почти полностью скрывалась под сотнями неоплаченных счетов. На голове крестьянки, сидевшей в последнем ряду, был теленок. А на женщине в первом ряду было нечто отдаленно напоминающее головной убор Красной Шапочки, увешанный шоколадками и сладкими пирожками. И было в зале множество других удивительных головных уборов.
Мудрая женщина замолчала.
А потом произнесла: «Я поражена многообразием и неповторимостью ваших замечательных шляп». Она сделала паузу и еще раз обвела глазами свою аудиторию, добавив: «И я думаю, что Вы услышите то, что я вам расскажу, гораздо лучше, если снимите свои шляпы. Почему бы вам всем ни положить ваши шляпы в конце зала на время моей лекции? И вы сможете забрать их после моего выступления».
Люди встали со своих мест и пошли в конец зала. Там они сняли и оставили свои шляпы. Крестьянка аккуратно положила свой головной убор на шляпу в сорняках. После этого люди снова расселись по своим местам. «Спасибо», — сказала мудрая женщина и продолжила свою лекцию.
И она была права. Люди в зале смогли услышать ее гораздо лучше без своих шляп.
МОНСТР И АРБУЗ
Автор: Кристина Холл.
Как-то раз ехал всадник с холма и увидел внизу деревню. Подъезжая к деревне, у поля он увидел большую группу людей. Они все смотрели на поле, размахивая руками и что-то выкрикивая. Как только путешественник подъехал ближе, несколько человек бросилось к нему. Лица их были перекошены от ужаса. Наперебой они кричали: «Помогите! Помогите! Там монстр!» Всадник посмотрел на поле. Но единственное, что он смог там разглядеть, это арбуз.
«Глупости! — сказал он. — Какой же это монстр?! Это же обыкновенный арбуз!»
Людям не понравилось то, что они услышали. «Это монстр!» — кричали они. «Нет, это не монстр», — говорил всадник. Жителей деревни очень это рассердило. «Это монстр!» — еще громче кричали они. «Нет, не это монстр! — возмущенно кричал в ответ им всадник. — Да любому человеку ясно, что это арбуз!» И тут разгневанные жители деревни стащили всадника с лошади и бросили его в утиный пруд.
Когда жители деревни ушли, путешественник выбрался из пруда. К его лицу прилипла ряска, с костюма текла грязная вода, из сапог, возмущенно квакая, выпрыгнули лягушки. Мокрый и обиженный путешественник ускакал из деревни.
На следующий день с того же холма к деревне подъезжал другой всадник. Все так же, как и днем раньше, деревенские жители толпились у поля, размахивая руками и что-то выкрикивали. Как только этот путешественник подъехал ближе, к нему бросилось несколько человек. Они кричали: «Помогите! Помогите! Там монстр!» Посмотрев на поле, путешественник воскликнул: «Вон он!» Он выхватил саблю, пришпорил лошадь, перемахнул через забор и поскакал по полю, размахивая саблей во всех направлениях. Мелкие кусочки арбуза были повсюду. Когда всадник снова подъехал к жителям деревни, они улыбались от радости и облегчения. Они были так благодарны путешественнику за то, что тот избавил их от монстра, что предложили ему погостить у них в деревне, разделить с ними кров и пищу.
Путешественник остался в деревне и узнал много об образе жизни жителей этой части земли, научился тому, что умели они. Он слушал их истории с большим интересом и вниманием. И сам рассказывал им истории. И постепенно учил их тому, что знал сам. Так он постепенно научил их видеть разницу между монстром и арбузом.
И вот однажды путешественник снова собрался в путь. Вся деревня вышла его провожать. Когда они подошли к арбузному полю, жители деревни посмотрели на поле и, смеясь, сказали: «Там арбуз!»
«Да, так и есть, — сказал путешественник, — а иногда там может быть и монстр тоже!»
Он подмигнул и поскакал своей дорогой.
Лавка возможностей.
Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Потом долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.
Однако хозяин ответил ему:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами.
Три бабочки
Три бабочки, увидя пламя свечи, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала: "Огонь светит". Другая подлела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала: "Он жжется!" Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.
Получивший знание лишается возможности говорить о нем и потому знающий молчит, а говорящий не знает.
Счастье
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. Что еще слепить тебе? - спросил Бог. Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Река
Выйдя из пустыни, странник подошел к берегу небольшой речушки. Решив было перепрыгнуть на другой берег, он для разбега отступил назад. Отсюда река показалась ему довольно-таки широкой, и он для верности отошел еще на несколько шагов. Отойдя, он обернулся и увидел, что перед ним " самая настоящая большая река, одолеть которую можно только с очень энергичного и продолжительного разбега.
Так он отходил и отходил от реки, намереваясь прыгнуть через нее, до тех пор, пока не увидел перед собой самое настоящее море, прыгать через которое не имело ни малейшего смысла. Путник огорченно повернулся спиной к миражу и зашагал прочь, углубляясь в пустыню.
Крестьянин и дервиш
Как-то раз зимой дервиш шел по дороге, и встретил крестьянина. Тот спросил у него:
Куда ты направляешься, святой человек?
Иду в лес.
Зачем это тебе?
Хочу собрать немного ягод, " ответил дервиш.
Но сейчас зима " в лесу нет ягод, " удивился крестьянин.
Я иду в тот лес, где ягоды появятся как раз к моему приходу " ответил дервиш.
Золотые яйца
В центре базарной площади одного огромного города изо дня в день сидел человек. Был он худ, ноги его были босы, одежда оборванна. Как-то раз мимо него летел ангел. Он пожалел человека, и приняв образ мудрого старца, несущего клетку с певчей птицей, подошел к нему.
- Добрый человек, я совсем стар, и мне скоро предстоит встреча со Всевышним. Единственный друг на этом свете " моя птица. Возьми ее себе, корми ее, и если ты будешь терпелив, настанет день, когда она начнет нести тебе золотые яйца " по одному каждый день! " сказал нищему ангел.
- Дают " бери, бьют " беги! - подумал человек, и принял подарок.
Прошел месяц, и человек кормил птицу крошками со своего скудного стола. Но настали худые времена, пищи стало так мало, а птица все не несла и не несла золотые яйца. Человек решил продать ее и устроить пир на вырученные деньги, однако никто не хотел покупать птицу по той цене, которую он запрашивал за нее. - Почему ты просишь за нее так много? " спрашивали его прохожие. - Она скоро начнет нести золотые яйца! " объяснял человек. Коли так, почему же ты ее продаешь? " со смехом отвечали люди, отходя от него. В конец отчаявшись, человек снизил цену, продав свою птицу не дороже обычной канарейки. Купивший певчую птицу купец принес ее домой, в подарок своей маленькой дочке. А на следующее утро птица снесла свое первое золотое яйцо.
Чума
Куда ты идешь? " спросил странник, повстречавшись с Чумой.
"Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек" ответила Чума.
Через несколько дней тот же странник вновь повстречал Чуму.
"Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а погубила пятьдесят"! упрекнул он ее.
"Нет," возразила Чума." Я уморила только пять тысяч, а остальные умерли от страха.
|